- Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием в именительном падеже. Российское правительство, правительственное сообщение
- Ваш ответ
- решение вопроса
- Похожие вопросы
- Как отличить именительный падеж от винительного
- Падежи
- Характеристика именительного падежа
- Характеристика винительного падежа
- Проверка через вопрос
- Проверка через разбор предложения
- Проверка через предлоги
- Алгоритм проверок
- Именительный падеж — признаки, правила и примеры употребления
- Основное понятие
- Главное об именительном падеже
- Способ определения
- Употребление имен существительных
- Использование прилагательных
- Числительные и местоимения
- Отличие от винительного
- Примеры для закрепления информации
- 📺 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием в именительном падеже. Российское правительство, правительственное сообщение
Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать
Ваш ответ
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
решение вопроса
Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,277
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,267
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как отличить именительный падеж от винительного
Слова в винительном падеже нередко совпадают с формой в именительном или родительном. Особенно это касается существительных, обозначающих неодушевленные предметы 2-го и 3-го склонения. Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Определиться можно, запомнив ряд простых правил.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Падежи
Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет: как живой, так и неодушевленный. Соответственно, будет отвечать на «кто?», «что?». Все существительные изменяются по падежам. Всего их шесть:
- Именительный. Кто, что делает?
- Родительный. Нет кого, чего?
- Дательный. Отдам кому или чему?
- Винительный. Вижу кого, что?
- Творительный. Восхищаюсь кем, чем?
- Предложный? Пишу о ком, о чем?
Сами падежи по порядку легко запомнить по присказке: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Каждое слово в ней начинается с первой буквы названия падежей. Но важнее запомнить падежные вопросы, так как именно с их помощью можно быстро и безошибочно определять, в том числе, именительный и винительный падеж.
Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать
Характеристика именительного падежа
Это начальная форма всех имен существительных. Он противопоставляется всем остальным пяти косвенным. Как различить именительный падеж от винительного? Главное здесь:
- Никогда не применяется вместе с предлогом.
- В предложении выступает или подлежащим, или именной частью сказуемого.
Чем отличается именительный от винительного падежа? Слова в именительном неизменно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Это субъектная форма существительного: какой-либо деятель («мальчик нес сумку») или объект, на который направлено действие («дерево наконец-то полили»). Слова в такой форме – подлежащие.
Также существительное в именительном падеже может быть в определительной форме. Тут оно выступает в предложении именной частью сказуемого. «Мой друг – студент» («он есть студент»), «новое здание – фабрика» («это здание – есть фабрика»). Второе существительное в именительном падеже выступает определяющим – характеристика первому. Оно дает подлежащему описание по его свойствам, качествам, признакам. Однако существительное в именительном падеже никогда не описывает обстоятельства.
Более редкие, но встречающиеся в русском языке значения:
- Оценка кого-либо, чего-либо (как именная часть сказуемого): «мой отец – добряк», «этот работник –растяпа».
- Выражение временного признака, актуального в прошлом: «ее муж, тогда еще ребенок…»
- Информационно-восполняющее значение: «его назвали Олег», «она записана как учительница» (и для собственных, и для нарицательных имен). Чаще всего актуально в отношении географических названий: «потом его назвали Ленинград».
В именительный и винительный падежи ставятся не только существительные, но и местоимения, числительные, причастия и прилагательные.
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Характеристика винительного падежа
Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:
Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».
Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».
Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».
Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:
- (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
- (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.
Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):
Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:
- Первое склонение: «-ю», «-у».
- Второе склонение: «-я», «-а».
- Третье склонение: нулевое окончание.
На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.
Видео:Сложное предложение со словом который. Все падежи.Скачать
Проверка через вопрос
Как различить винительный и именительный падеж? Действенное школьное правило: постановка падежного вопроса:
- Именительный: кто, что? Примеры: (лежит что?) щепка, (играет кто?) пес, (разбилось что?) блюдо.
- Родительный: кого, чего? Примеры: (сегодня нет кого, чего?) щепки, пса, блюда.
- Винительный: кого, что? Примеры: (я не вижу кого, что?) щепку, пса, блюдо.
Небольшая путаница с самим винительным падежным вопросом: для одушевленных предметов он повторяет родительный, для неодушевленный – именительный.
Поэтому нужно запомнить проверяющий глагол, чтобы правильно его задать:
- Нет чего? Кого? Дерева, машины, леса, человека, предмета. Здесь слова стоят в родительном падеже.
- Виню что? Кого? Сына, обстоятельство, победу, сюжет. А здесь уже в винительном.
Запомнив проверку с одним из этих глаголов, можно легко отличить винительный от именительного.
Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Проверка через разбор предложения
Надо запомнить синтаксическое отличие винительного падежа от именительного. Подлежащим может выступать существительное только в именительном падеже. Оно чаще всего главный член в предложении. А вот слова в винительном – зависимые, второстепенные.
Как различать именительный и винительный падеж? Просто запомнить:
- Подлежащее-существительное – только в именительном.
- Словоформы в винительном не могут быть подлежащими.
Примеры применения правила:
«Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.
Не лес увидел мальчика, а мальчик увидел лес.
«Мальчик увидел, что лес изменился с прошлого года». Что сделал мальчик? Увидел. Что сделал лес? Изменился. Оба существительных – два члена предложения, подлежащие, стоят
в именительном падеже.
Нужно запомнить, что подлежащее никогда не будет в винительном падеже.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Проверка через предлоги
Разница между именительным и винительным падежом видна, если обратить внимание на наличие предлогов. С именительным они никогда не употребляются. Только с косвенными падежами:
- «Цех построен по последнему слову техники». «Цех» в именительном падеже.
- «Я снова прохожу через цех». «Цех» в винительном падеже (с существительным употребляется предлог «через»).
- «Откуда-то выкатился мяч». «Мяч» — в именительном.
- «Дети устроили настоящую битву за мяч». «Мяч» в винительном падеже (употребляется с предлогом «за»).
Но такое правило не будет определяющим. Ведь слова в винительном падеже употребляются и без предлога: «Я увидел цех», «Ребенок отдал мне мяч». В таком случае их можно проверить, разобрав состав предложения или задав падежный вопрос.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Алгоритм проверок
Простой алгоритм «Чем отличается винительный падеж от именительного»:
- Задайте вопрос. Слово в именительном отвечает на: «кто, что делает?». Слово в винительном: «вижу что, кого?»
- Если слово употреблено в контексте предложения, сделайте его разбор. Подлежащее, главный член будет в именительном падеже, а дополнение, второстепенный член – в косвенном, каким и выступает винительный.
- Наличие предлогов перед словом. С существительными в именительном их нет. А со словоформами в винительном падеже употребляются предлоги: «через», «на», «в», «за».
- Сравнение характерных для склонения окончаний. Так, существительные 1 склонения в именительном падеже имеют окончание «-а», «-я». В винительном они изменяются на «-у», «-ю».
Но есть и исключения, для которых применение алгоритма затруднительно. Это разряд несклоняемых существительных:
Средний рейтинг 4.4 / 5. Количество оценок: 38
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать
Именительный падеж — признаки, правила и примеры употребления
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Основное понятие
Падеж — изменяемая характеристика слов, присущая именам существительным, прилагательным, числительным, местоимениям. В именах существительных он обозначает вид, в котором находится слово, а также отношение этого слова с другими объектами, характеризующими действие или признак.
Падежи помогают грамотно связывать части речи, наделяют предложения и фразы авторов определенным смыслом. Визуально они выражаются путем трансформации форм слов. Для наглядности можно сравнить: Вчерашней, ночь, наблюдать, полнолуние, звездопад, ясный.
Вчерашней ясной ночью наблюдали полнолуние и звездопад.
Первоначально приведено перечисление ничем не связанных между собой слов. Из них собрано предложение, которое излагает ясную мысль благодаря изменению конструкций по падежам. В русском языке насчитывают шесть падежей. Каждый из них отвечает на определенный вопрос и является непостоянным (склоняемым) признаком.
Быстрее понять и усвоить вопрос школьникам поможет тематическая сказка. Жил был Падеж. Он только готовился к своему рождению, но все уже думали, какое же ему имя придумать. Долго делали выбор и назвали Именительный. Когда родился, то получил имя Родительный. Он был малышом и требовал внимания, ему давали еду и игрушки, называли Дательным.
Из-за того, что падеж был озорником, его винили за шалости, любовно называли Винительным. Падеж подрос и стал творить много хороших дел, за что его прозвали Творительным. Он был добрым и всем предлагал помощь, за что его нарекли Предложным.
Другой способ запомнить падежи — использование мнемотехнической фразы (как для запоминания цветов радуги) — Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
Видео:Текст. Предложение. СловосочетаниеСкачать
Главное об именительном падеже
Исходная форма имен существительных в русском языке — это именительный падеж единственного числа (И. п.) или номинатив. В этой базовой форме указано любое существительное в современных словарях. В исходном виде он противопоставляется другим формам слов по лексическим и синтаксическим функциям. Слова в этом случае выступают в независимом положении, а в других занимают подчиненную позицию. По этой причине номинативный И. п. считают прямым падежом, а все другие — косвенными.
В предложениях номинатив показывает субъект или его признак. Например, «Слышится музыка», «Пришла осень». Некоторые предложения могут содержать объекты описываемого действия: «Правонарушение карается строгим наказанием». В тексте он может встречаться при обращении: «Друг, я горжусь тобой».
Способ определения
В русском языке И. п. служит для выражения названия лица, явления, предмета. Его считают независимым, поскольку он не имеет связи с конкретным действием или объектом. Номинатив всегда употребляется без предлогов и отвечает на вопросы:
- кто? — дед, сосед, учитель;
- что? — дерево, машина, билет.
Существительные, которые отвечают на вопросы «кто? что?» могут иметь разные падежные окончания, что зависит от рода и склонения слов. Их окончания в И. п. представлены в таблице:
Склонение | Единственное число | Пример | Множественное число | Пример |
1 | -а, -я | кошка, машина, семья | -и, -ы | паровозы, халаты, лошади |
2 | нулевое, -о, -е | перо, поле, кот | -ы, -и, -а, -я | посты, уши, поля, зерна |
3 | нулевое | печь, тушь | -и | ночи, матери |
Разносклоняемые | -я | пламя, время | —а | знамена, стремена |
Употребление имен существительных
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «кто? что?», и по этому признаку их можно распознать всегда. В предложениях слова в И. п. могут быть зависимыми или независимыми. В независимой позиции они могут писаться:
- как подлежащие в номинативном значении;
- как обращения в вокативном значении;
- являются главными членами односоставного номинативного предложения.
Зависимый И. п. употребляют в роли:
- именной части составного сказуемого (в предикативном значении);
- приложения в оппозиционном значении добавочного сообщения.
Существительное в И. п. в любом случае является главным членом предложения. Часто оно является подлежащим, иногда сказуемым. Например, «Кирилл мой друг». Подлежащим в этом случае является имя Кирилл (именительный падеж, единственное число), а сказуемым — друг (существительное в И. п.).
В форме именительного падежа множественного числа у слов наблюдается множество окончаний. Есть следующие критерии определения окончаний:
- -а, -я имеют слова, выражающие парные понятия (глаза, уши) и двусложные слова с ударной гласной в первом слоге (катера, шомпола);
- на -ы, -и оканчиваются односложные слова (коты, шумы);
- -ы, -и также имеют многосложные слова с ударной гласной буквой в середине (аптекари, договоры);
- -ы, -и — окончание слов латинского происхождения с финальной частью -тор, -сор (процессоры, компьютеры).
Использование прилагательных
Начальной формой прилагательных в И. п. являются существительные мужского рода, которые отвечают на вопрос «какой?, какая?». Например, «Почему серый свитер стоит так дорого?». Род и число зависят от слов, к которым относятся прилагательные. В зависимости от них ставятся и окончания:
- мужской род: — -ой, -ый, -ий, -ые, -ие;
- женский род — -ая, -яя, -ые, -ие;
- средний род — -ое, -ее.
Чтобы правильно определить падеж прилагательного, следует выделить окончание и задать вопрос существительному, от которого оно зависит. Если он соответствует И. п., то к тому же падежу относится и прилагательное. Например, «Голубые незабудки колыхались под ветром». Незабудки (что?) стоит в И. п, зависимое от него прилагательное отвечает на вопрос «какие?» и тоже относится к этому падежу.
Числительные и местоимения
Количественные и составные числительные в И. п. отвечают на вопрос «сколько?», их окончанием является мягкий знак. Например, пять, тридцать пять. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Примеры:
- какой? (-ие)? — пятьсот сорок первый (-ые);
- какая? (-ие)? — пятьсот сорок вторая (-ые);
- какое? — пятьсот сорок третье (-ое, -ье).
К местоимениям относят личные, возвратные, относительные, а также их производные (что-то, никто, кто либо). Действуют такие правила их написания в И. п.:
- единственное число: 1-е лицо — я, 2-е лицо — ты, 3- е лицо — он (м.р), она (ж.р), оно (ср.р);
- множественное число; 1- е лицо — мы, 2-е лицо — вы, 3-е лицо — они;
- относительные: одушевленные — кто, неодушевленные — что;
- неопределенные — некто, нечто.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Отличие от винительного
В винительном падеже слова отвечают на вопрос «кого?, что?», в связи с чем важно уметь отличать их от номинатива. Для этого следует помнить, что слова в И. п. являются подлежащими и не имеют предлогов. Слова в винительном падеже занимают второстепенную позицию и могут дополняться предлогами.
Сходства и отличия падежей в таблице:
Сравнительная оценка | И. п. | В. п |
Отвечают на вопросы | кто? что? | кого? что? |
Написание с предлогами | нет | сочетается с предлогами в, на, через, за, может быть написано без предлогов |
Форма слов | выглядит как словарная (в ед. ч) | словарная или с окончаниями -у, -ю |
Подсказка (для примера можно составить предложение со словом коза) | остается в начальной форме, с окончанием -а | меняет окончание, принимает форму винительного падежа — козу (кого?) |
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Примеры для закрепления информации
Примеры именительного падежа в словах помогают усвоить материал, учат правильно ставить вопросы. Дополнительно задания развивают грамотность и помогают школьникам формировать красивый почерк. Первое, что можно сделать — это определить И. п. в словосочетаниях из списка:
- зеленую ветку;
- белый медведь;
- плохой оценкой;
- у теплого камина;
- вечная ночь;
- синие лебеди;
- горит свеча;
- надеть платье.
Во втором задании следует определить слова в И. п., отличить их при необходимости от В. п.: Белая ночь длится более месяца. Я приготовил вкуснейшие суши. Учитель забыл выдать задание на каникулы. Звезды сияют в эту ночь особенно ярко. К берегу приплыли большие синие медузы. Новая книга моего любимого автора будет называться «Вчера было лето». Пятнадцать учеников из нашего класса учатся на пятерки и четверки.
Изучив написание слов в именительном падеже, ребята могут двигаться дальше. Школьная программа усложняется, однако знание базы помогает им учиться писать грамотно.
📺 Видео
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать