Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание»
Светлана Соболева
Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание»
Тема: Предложение и словосочетание
Цели: повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные члены предложения, распознавать однородные члены предложения.
п. — структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
р. — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите тему текстов, которые у вас получились. (Весенний день.)
(Несколько учеников читают свои рассказы, остальные оценивают, учитель отмечает удачные моменты.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
В. сна пришла. Б. гут руч. и,
Журч. т, см. ют. ся, в. с. лы.
И острые н. сы св. и
С. сульки с крыш., свес. л.
Но вот в. сят они и очень
Мучают. ся, ма. т.ся:
У них лишь вечером и ноч. ю
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложения. Найдите в них грамматическую основу.
На уроке дети читали.
На уроке дети читали, рассказывали стихи, отгадывали загадки.
— Чем похожи эти предложения? Чем они отличаются? (Во втором предложении не одно сказуемое, а несколько.)
— Как называются такие сказуемые? (Однородные.)
— Что мы будем закреплять сегодня на уроке? (Умения выделять в предложениях грамматическую основу, находить однородные члены предложения.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Устная работа по вопросам и заданию упражнения.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите орфограммы в словах с пропущенными буквами. (Безударные гласные в корне слова, безударные окончания глаголов и имён прилагательных, непроизносимые согласные в корне слова.)
— В каких предложениях есть однородные члены? (2, 3, 5.)
— Как связаны однородные члены между собой? (Союзом и, интонацией.)
— Как разделяются? (Запятой.)
(Самостоятельное выполнение. Четыре ученика выполняют на доске разбор слов как частей речи. Проверка.)
VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте предложения. Докажите, что это предложения. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
VIII. Рефлексия Графический диктант
(Учитель читает предложение. Если это предложение с однородными членами, учащиеся ставят знак «+», если без однородных членов — знак «—».)
Тюленем белым с крыши снег
Всё больше солнце разрывает
Перину облаков седых
И ласково нас согревает
В своих объятьях золотых.
И зазвенели птичьи трели
В макушках заспанных берёз.
Запели птицы про весну,
Про блеск проталин в поле чистом,
Про бархат вербы, про сосну
В боярском платье золотистом.
Т. Маслова-Шервуд
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторяли сегодня на уроке?
— Какое задание было самым интересным?
— Что показалось вам трудным?
Найти в учебнике литературного чтения и выписать четыре предложения с однородными членами, указать названия произведений и авторов.
Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова» (слайд 1) Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска.
Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.
Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.
Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.
Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.
Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: — обобщение и систематизация.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 65. Текст. Предложение. Словосочетание
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы систематизируем полученные в начальной школе знания о тексте, предложении и словосочетании. Повторим основные правила пунктуации и потренируемся применять их на практике
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.
Описание – тип текста, в котором описываются люди, животные, события.
Повествование – тип текста, в котором повествуется, рассказывается о чём-либо.
Рассуждение – тип текста, в котором что-либо объясняется или доказывается.
Повествовательное предложение содержит повествование, сообщение, рассказ о чём-либо.
Вопросительное предложение содержит вопрос.
Побудительное предложение содержит побуждение (просьбу, требование, приказ).
Восклицательное предложение – предложение с яркой эмоциональной окраской. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Простое предложение – предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Распространённое предложение – предложение, в котором есть второстепенные члены.
Нераспространённое предложение – предложение, в котором есть только главные члены.
Главное слово – слово в словосочетании, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово в словосочетании, к которому ставится вопрос.
• Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 8-41
• Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. С. 7-29.
• Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
• Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: АСТ; Зебра Е, 2009. – 496 с. С. 419-426
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Тема нашего урока: «Текст. Предложение. Словосочетание».
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Прочтите предложения.
На горе стоит дом.
Почему некоторые слова называют словарными?
Эти три предложения не составляют текста. Они никак не связаны между собой, да и темы разные. Составим текст с каждым из этих предложений.
На горе стоит дом. Из трубы тянется уютный дымок. Рядом с домом пасутся корова с телёнком.
О чём этот текст? О доме и его окрестностях. К этому тексту можно задать вопрос: какой? Это описание.
Теперь возьмём предложение: Лев зарычал.
И составим текст с ним.
Лев зарычал. Посетители сразу отпрянули от клетки. Но лев только сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
Этот текст – повествование. Он рассказывает о неких событиях и к нему можно задать вопрос: что произошло?
И, наконец третье предложение.
Почему некоторые слова называют словарными? Так обычно говорят о словах, которые пишутся не по правилам или их трудно проверить. Написание таких слов лучше всего проверить по словарю. Поэтому их так и называют – словарные.
В этом тексте нечто объясняется, доказывается. Такой текст называется «рассуждение». К нему можно задать вопрос: «Почему?».
Итак, тексты бывают трёх типов: повествование, описание и рассуждение (Конечно, в любом тексте нам может встретиться и сочетание этих типов в разных пропорциях).
У предложений тоже выделяют виды. Например, в зависимости от цели высказывания.
Вспомним: по цели высказывания предложения бывают повествовательными (например, На горе стоит дом.), вопросительными (Почему некоторые слова называют словарными?) и побудительными (Не подходите близко к леткам с хищниками!).
По интонации (или еще говорят: по эмоциональной окраске) предложения могут быть восклицательными и невосклицательными (Например: Не рвите цветы на клумбах! Передайте, пожалуйста, соль).
Лев сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
При разборе предложения по членам сначала надо выделить грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
О ком говорится в этом предложении? О льве. Слово Лев стоит в именительном падеже – это подлежащее. Лев что сделал? Сверкнул и ушёл. Это сказуемые. Они однородные, так как относятся к одному слову и являются одним членом предложения.
Запятая между ними не ставится, так как они связаны союзом И. Остальные члены предложения: глазами, в угол, вольера, дальний – второстепенные.
Это предложение повествовательное, невосклицательное. Простое (так как в нём одна грамматическая основа) и распространённое, так как, в нём есть второстепенные члены предложения).
Сравним это предложение вот с таким:
Лев зарычал, и посетители сразу отпрянули от клетки.
В этом предложении тоже есть союз И, но перед ним мы видим запятую. Это потому, что данное предложение – сложное. В нём две грамматические основы: Лев зарычал и Посетители отпрянули. Важно отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
Выпишем все словосочетания из этих двух предложений.
отпрянули от клетки,
Почему мы не выписали сочетания:
лев зарычал, посетители отпрянули, сверкнул и ушёл?
Основа предложения не является словосочетанием, потому что она уже составляет предложение. А однородные члены также не считают словосочетанием, потому что в словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного слова можно поставить к зависимому вопрос.
Отпрянули (как?) сразу
в угол (какой?) дальний.
Однородные члены предложения потому и называются однородными, что они равноправны, у них нет главного и зависимого слова, поэтому они не образуют словосочетания.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Выберите, о каком типе текста здесь говорится:
Есть тексты, в которых о чём-то повествуется, рассказывается. К такому тексту можно задать вопросы: когда? где? что произошло? Эти текст-_________.
Правильный ответ 2) Повествование.
2. Составьте из данных слов предложение с однородными подлежащими и наберите его.
Слова для справок:
Грачи, скворцы и жаворонки улетают зимой в южные страны.
Видео:Русский язык 4 класс. Словосочетание. Карбук Н.В.Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему: «Словосочетание. Различие между словом, предложением и словосочетанием» (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Словосочетание. Различие между словом, предложением и словосочетанием
Личностные: развивать интерес к предмету, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; стремиться к речевому самосовершенствованию, осознанию ответственности за произнесенное и написанное слово, вступать в диалог, создавать монологические высказывания.
Метапредметные : самостоятельно корректировать свою деятельность, оценивать достижения, извлекать необходимую информацию и использовать ее в новых видах работы по русскому языку.
Метапредметные коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать других.
Предметные: видеть в словах изученные орфограммы, применять их на письме; выделять и сравнивать слова и словосочетания, словосочетания и предложения, отвечая на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания, словосочетания и предложения; уметь проверять написанное, находить грамматическую основу предложения; понимать и принимать учебную задачу, искать и находить способы ее решения.
Оборудование: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 4 класс , презентация, карточки с заданиями , сигнальные карточки, справочники.
Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!
И за парты тихонько садитесь!
2. Минутка чистописания
3. Словарная работа
Показываю картинки и дети записывают словарные слова.
автомобиль, билет, календарь, кастрюля, костёр, орех, салют, стакан, телефон, экскурсия, газета.
4. Введение в тему урока.
— Что вы видите на экране?
— Чем слово, словосочетание, предложение отличаются друг от друга?
— Что такое словосочетание? (это соединение двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу)
— Что такое предложение? ( слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение выражает законченную мысль)
— Как же будет звучать тема нашего урока? Словосочетание. Различие между словом, предложением и словосочетанием
5. Работа над темой урока
— Так в чем же разница между словом и словосочетанием?
— А между словосочетанием и предложением?
-Давайте посмотрим, правильны ли были ваши ответы. Поможет нам профессор Самоваров. (учебник стр. 79) . (ДИСК)
— Посмотрите на белые карточки. Это правило, которое нам сейчас озвучил Профессор Самоваров. Дома вы его вклеите в справочники.
— Упражнение 127. (письменно)
Когда я называю слово — встает 1 ряд
словосочетание — 2 ряд
предложение — 3 ряд.
7. Работа в парах.
— У вас на столах лежат голубые карточки. Переверните их.
Задание: выписать из предложения 2 словосочетания и 2 слова.
Задание: выписать из предложения 2 словосочетания и 2 слова.
Тихо я сижу под ёлкой на лесной поляне.
— А сейчас, возьмите розовые карточки. Подпишите фамилию.
Составить из слов предложения, выписать словосочетание.
1) Лес, крепко, заснеженный, спит
2) ребята , на, реки, берегу, сидели, летом.
Если вам все было понятно на уроке — поднимите солнышко
Если затруднялись с каким-то заданием — тучки.
10 Домашнее задание
1. Упражнение 188, правило.
2. Придумать 2 предложения и выписать из них словосочетания. Правило.
🎦 Видео
Предложение Виды предложений | Русский язык 4 класс #4 | ИнфоурокСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать
Предложение. Виды предложений. Видеоурок 3.1. Русский язык 4 классСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний и предложений с именами существительнымиСкачать
Русский язык. 4 класс. Составление словосочетаний, предложений с местоимениямиСкачать
Текст. Предложение. СловосочетаниеСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать