- Правописание производных союзов словосочетания
- В копилку слов
- В копилку слов
- В копилку слов
- В копилку слов
- VI. Морфологический разбор союза
- Правописание союзов: слитное или раздельное
- Содержание:
- Понятие и определение союза
- Слитное написание союзов
- Раздельное написание союзов
- Отличие союзов от омонимичных частей речи
- Правописание производных предлогов словосочетания и союзов
- Производные предлоги
- Предлог — это служебная часть речи
- Что такое производные предлоги?
- Разряды производных предлогов
- Слитное и раздельное написание производных предлогов
- Правила слитного и раздельного написания производных глаголов
- Производные предлоги — что это такое в русском языке
- Отличие предлогов от других частей речи
- Правила слитного и раздельного написания
- Таблица, примеры предложений
- 💡 Видео
Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Правописание производных союзов словосочетания
Прочитайте два предложения.
1) Мишка так аппетитно грыз свою порцию, что Дениске тоже захотелось съесть с ним на пару горячую пахучую сардельку. 2) Поэтому он купил то же, что и Мишка. (По В.Драгунскому)
Как вы думаете, где здесь союз, а где похожее на него сочетание слов? От каких частей речи произошло слово тоже?
Союзы, произведенные от других частей речи, называются производными.
Как же отличить производные союзы от тех частей речи, которые послужили для них строительным материалом?
Попробуйте применить один из следующих способов. Замените союз тоже синонимичными ему союзами также или и. Запишите получившиеся предложения. Сделайте вывод.
Теперь поработайте со вторым примером. Что такое то же? Из каких частей речи состоит это сочетание? Могут ли существовать эти два слова сами по себе? Попробуйте опустить же. Запишите новые предложения.
Запомните два оборота, которые всегда пишутся раздельно с частицей же: то же, что и; так же, как и.
Прежде чем применять правило, проверьте, нет ли в предложении этих оборотов.
А теперь познакомьтесь с правилом.
Если тоже можно заменить также (и наоборот) или союзом и, то это союзы, и пишутся они слитно.
Если замена невозможна, но перед нами местоимение то (или наречие так) с частицей же, пишутся эти сочетания раздельно. Частицу же в этих сочетаниях можно опустить.
28. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните, как отличить союз от одинаково звучащих местоимений и наречий с частицей же.
1) Когда я был маленьким я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестренка Леля то(же) любила такие ужины не меньше, чем я. Конечно первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осм(?)лели. Леля стала вмешиват(?)ся в разговоры. Тараторила без конца. И я то(же) иной раз вставлял свои замечания. (М.Зощенко)
2) Мама зан(?)малась охраной окружающей нас среды и всюду была как бы при исполнени(?) служебных обяза(?)остей. Она (без)устали боролась за окружающую среду которую постоянно кто(нибудь) загр(?)знял. Папа работал в музе(?) экскурсоводом. За музейные ценности папа боролся так(же) как мама за окружающую среду. (По А.Алексину)
В копилку слов
Правописание производных союзов
Пишутся слитно союзы
Пишутся раздельно местоимения и наречия со служебными словами
1) также = тоже = и Одноклассники повторяли физику перед контрольной. Я также решил заглянуть в учебник (= и я решил заглянуть в учебник);
1)так же – же можно опустить то же
Сегодня так же пасмурно, как и вчера;
Морозило сильнее, зато (= но) было тихо;
2) за то – за какое? или за что? за какое? Я спрятался за то дерево, что росло в отдалении;
3) чтобы = для того чтобы
Я пришел в библиотеку, чтобы (= для того чтобы) взять нужную книгу;
3) что бы – бы можно опустить или переставить в другое место
Что бы я делал без вас? (= Что я делал (бы) без вас?);
4) оттого (что) = потому (что)
потому (что) = оттого (что)
поэтому = так что
Грустно, оттого что (= потому что) осень скоро. Пора браться за учебник, потому что (= оттого что) на носу контрольная. Будет дождь, поэтому (= так что) захвати зонт.
4) от того – от какого?
по тому – по какому?
по этому – по какому?
От какого?
От того места до города было уже недалеко.
По какому? По этому берегу идти опасно.
При применении этого правила прежде всего обращайте внимание на смысл.
Возьмем пример из таблицы: Я спрятался за то дерево, что росло в отдалении. Подумайте, ведь есть то дерево, за которое я спрятался. К слову то можно задать вопрос определения (за какое дерево?). Значит, за – это предлог, относящийся к существительному дерево, а то – указательное местоимение. Это два разных слова, и пишутся они отдельно.
В предложении Морозило сильнее, зато было тихо есть противопоставление. Здесь зато – противительный союз, у него есть синоним – союз но. Это одна и та же часть речи, зато пишем слитно.
Теперь составим на основе этих рассуждений и таблицы самоинструкцию.
Чтобы отличить производные союзы от сходно звучащих сочетаний слов:
1) проверяю, нет ли в предложении оборотов то же, что и; так же, как и; помню, что слова в этих оборотах пишутся раздельно;
29.1. Перепишите пословицы, расставляя знаки препинания. Над выделенными словами укажите часть речи. Устно объясните правописание.
I. Русские пословицы.
1. Коротко да ясно оттого и прекрасно.
2. С кем поведешься от того и наберешься.
3. За чем пойдешь то и найдешь.
4. Не за то волка бьют что сер а за то что овцу съел.
II. Восточные пословицы.
1. Приятная шутка в разговоре то же что и соль в пище.
2. Разумный знает что за чем следует.
3. Когда много людей говорят одно и то же это похоже на правду.
4. Иметь холодную голову так же необходимо как и горячее сердце.
29.2. Объясните смысл каждой пословицы.
30. Запишите пары предложений, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
1) Что(бы) он ни говорил его слушали затаив дыхание. – Что(бы) такое сделать что(бы) всех удивить?
2) Я написал в сочинении то(же) что и мой сосед. – За что и получил то(же) двойку.
3) Это надо сделать (во)что(бы)то(ни)стало. – Во что(бы) нам поиграть что(бы) было не скучно?
4) Все повторяли физику перед контрольной. Я так(же) решил заглянуть в учебник. – В моем дневнике так(же) уныло и пасмурно как в самый ненастный осенний день.
5) Учитель спросил (по)чему в классе так шумно. – Ученик не понял (по)чему следует готовить урок: по лекции учителя или по учебнику.
ПЕРЕМЕНА
Мишка покачал головой:
– Сегодня мне из школы опаздывать нельзя. Сегодня папа дежурный.
Я сказал:
– По чему?
– Его очередь.
– Нет, – сказал я, – ты не понял. Я спрашиваю: по какому делу твой папа дежурный? По чему? По уборке? Или по накрыванию на стол?
– По мне, – сказал Мишка. – Папа дежурит по мне. Они с мамой так установили очередь: один день мама, другой папа. Сегодня папа. Уже небось приехал с работы кормить меня обедом, а сам спешит, ведь ему обратно надо!
31. Объясните правописание выделенных в тексте слов.
32. Продолжите предложения так, чтобы у вас получились маленькие, но интересные тексты.
1. Однажды на морской берег выбросило стари(?)ую, затянутую тиной бутылку с письмом. (По)этому письму мы и узнали, что . .
2. На краю кладбища стоял странный дом. (При)том доме было . .
3. Вдруг (в)далеке пок(?)залось что(то) большое и темное. Тут(же) все стали строить догадки, что(бы) это такое могло быть.
Если у вас не было ошибок, то следующие два задания вы можете пропустить. Если же ошибки были, продолжайте тренировку.
33. «Достройте» предложения в зависимости от смысла.
1. Мы все любили этого неуклюжего щенка за то.
Мы все любили этого неуклюжего щенка, зато.
2. Я перешел овраг по тому.
Я перешел овраг, потому.
3. Человек шел, задумавшись, по этому.
Человек шел, задумавшись, поэтому.
4. Лодка легко скользила от того.
Лодка легко скользила оттого.
34. Расставьте знаки препинания и раскройте скобки в отрезках предложений. «Достройте» отрезки до предложений.
1). . украшают город маленькие зеленые дворики так(же) придают ему.
2) . украшают детскую площадку в сквере они встречаются то(же).
3) Сейчас птицы так(же) охотно поселяются в центре города как.
4) . ездил не только в Африку в Индию он то(же).
5) . прекрасно катался на коньках на лыжах он так(же).
35.1. Прочитайте текст.
Не все знают, что в свободное от писательства время классики имели множество увлечений.
Круг интересов Пушкина в зрелые годы был очень широк. Он изучал не только литературу и философию, но и астрономию, математику, разбирался в теории вероятностей.
Крылов то(же) увлекался математикой и мог в уме производить сложные математические подсчеты. Кроме литературного дара, баснописец обладал незаурядными музыкальными способностями. Особенно он преуспел в игре на скрипке и одно время был первой скрипкой в оркестре, а впоследствии давал и сольные концерты.
Тургенев любил играть в шахматы и однажды был избран вице-президентом шахматного турнира. То(же) самое увлечение разделял и Л.Н. Толстой, считая шахматы средством развития умственных способностей.
Л.Н. Толстой имел пристрастие и к цветам, он сам сажал и выращивал их. На столе у него всегда стояли букеты. Так(же) он любил географические карты, часто рассматривал их, так как сам путешествовать не любил и выезжал из Ясной Поляны редко. Чехов, так(же) как и Толстой, очень любил цветы, всегда сажал их у себя в имении и в шутку просил найти ему место садовника, считая, что это прибавит ему десять лет жизни.
Спорт так(же) входил в список увлечений русских писателей. Пушкин, Лермонтов и Чехов любили гимнастику и с удовольствием тренировали не только свои мысли и чувства, но и тело. Прекрасными физическими возможностями обладал Л.Н. Толстой. Он играл в теннис и в городки, занимался гимнастикой и борьбой, очень увлекался конькобежным спортом. В 65 лет Л.Н. Толстой научился ездить на велосипеде и через год совершил велосипедную поездку из Москвы в Ясную Поляну.
Зная о том, сколь разнообразными были увлечения классиков, каждый теперь сможет сказать о великих, что ничто человеческое не было им чуждо.
(По Л.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононовой)
35.2. Найдите в тексте предложения с производными союзами. Объясните их правописание. Что соединяют эти союзы?
35.3. Проверьте свою память: сколько фактов из прочитанного текста вы можете вспомнить, не заглядывая в книгу? Запишите эти факты так, как запомнили. Употребили ли вы в своем тексте для связи предложений союзы тоже, также?
В копилку слов
впоследствии
вице-президент
тренироваться
ПЕРЕМЕНА
Текст, с которым вы сейчас работали, взят из книги Л.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононовой «Занимательное литературоведение». В ней вы можете прочитать интересные факты из жизни русских писателей ХIХ–ХХ вв.: об их привычках, деталях быта, истории создания произведений. Прочитайте еще один отрывок из этой книги.
И в еде у писателей были своеобразные пристрастия. Так, Пушкин в еде был неприхотлив. Он очень любил ряженку и варенец с сахаром и сухарями, а также топленое молоко, печеный картофель и чай, которого всегда пил много, особенно после бани, которую также очень любил. Лев Толстой тоже был воздержан в еде, особенно в последние годы жизни, когда стал вегетарианцем.
А вот Державин, Крылов, Гоголь и А.Н. Толстой любили «хорошо покушать», были гурманами. Их неумеренность в еде часто являлась поводом для семейных ссор и анекдотов. Долгое время даже существовала версия, что Крылов умер, объевшись блинами, которые он любил больше всего на свете. На самом же деле он умер от крупозного воспаления легких. Гоголь также ел очень много, особенно сладостей. Особым гурманом был А.Н. Толстой. Он говорил, что, хорошо поработав, имеет право и хорошо поесть. Посещая дорогие рестораны, он заказывал каждое блюдо по два-три раза. Еда всегда была для него в числе жизненных удовольствий.
В копилку слов
36.1. Прочитайте заголовок. Можно ли по этому заголовку предугадать содержание текста? После того как вы прочитаете рассказ, придумайте свои варианты заголовка.
Только два предмета мне интересны – зоология и ботаника. Остальное – нет.
Впрочем история мне то(же) интересна но только не (по)тому учебнику который мы проходим.
Я очень огорчаюсь что плохо учусь. Но не знаю что(бы) нужно сделать что(бы) этого не было.
Даже по ботанике у меня тройка. А уж этот предмет я отлично знаю. Прочитал много книг и даже сделал гербарий – альбом, в котором наклеены листочки, цветы и травы.
Учитель ботаники что-то рассказывает в классе. Потом говорит:
– А почему листья зеленые? Кто знает?
В классе молчание.
– Я поставлю пятерку тому, кто знает, – говорит учитель.
Я знаю (по)чему листья зеленые но молчу. Я не хочу быть выскочкой. Пусть отвечают первые ученики. Кроме того, я не нуждаюсь в пятерке. Что она будет торчать среди моих двоек и троек?
Учитель вызывает первого ученика. Но тот не знает.
Тогда я небрежно поднимаю руку.
– Ах, вот как, – говорит учитель, – вы знаете. Ну, скажите.
– Листья зеленые, – говорю я, – (от)того что в них имеется красящее вещество хлорофилл.
Учитель говорит:
– Прежде чем вам поставить пятерку я должен узнать (по)чему вы не подняли руку сразу.
Я молчу. На это очень трудно ответить.
– Может быть, вы не сразу вспомнили? – спрашивает учитель.
– Нет, я сразу вспомнил.
– Может быть, вы хотели быть выше первых учеников?
Я молчу. Укоризненно качая головой, учитель ставит пятерку.
36.2. Понятно ли вам поведение героя рассказа? А учителя? Как бы вы ответили на вопрос, почему мальчик молчал?
36.3. Выпишите предложения, выделенные курсивом. Раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. К слову, которое может писаться по-другому, подберите противоположную пару и составьте с этим словом предложение.
Вот так: Впрочем, история мне тоже интересна. – Я прочел дважды то же самое место.
В копилку слов
VI. Морфологический разбор союза
Запомните порядок разбора союза как части речи.
1. Часть речи. Указать, что соединяет союз: однородные члены, или части сложносочиненного, или части сложноподчиненного предложения, или отдельные предложения в тексте.
2. Морфологические признаки:
а) сочинительный или подчинительный;
б) разряд по значению;
в) простой или составной.
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят.
Лишь – союз, соединяет части сложноподчиненного предложения; подчинительный, временной, простой.
И – союз, соединяет части сложносочиненного предложения; сочинительный, соединительный, простой.
37.1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
Каждый знает что алхимия это наука представляющая собой смесь химии и магии.
С упорством достойным лучшего пр(?)менения алхимики искали филосо(?)ский камень. Считалось что с его помощ(?)ю обычные (не)благородные металлы пр(?)вратятся в золото и серебро. Он так(же) должен был помоч(?) в создании эликсира долголетия.
Но (не)только алхимики верили в филосо(?)ский камень. Короли которые вечно нуждались в деньгах брали алхимиков к себе на службу надеясь пополнить иску(?)твенным золотом свою пустую казну. Что(бы) придворный алхимик не сбежал к другому королю его обыкнове(?)о держали (в)заперти, как пленника.
37.2. Сделайте морфологический разбор союзов из этого текста.
38.1. Ответьте на вопросы.
1. Какая часть речи называется союзом?
2. На какие два разряда делятся союзы?
3. Назовите разряды сочинительных союзов по значению. Указывая разряд, называйте все союзы, входящие в него.
4. Какие союзы называются двойными? Какие повторяющимися? Как ставятся знаки препинания при этих союзах?
5. На какие разряды делятся подчинительные союзы в зависимости от значения? Не забывайте приводить примеры.
6. Почему союзы называют словами-связистами?
7. Как отличить на письме производные союзы тоже, также, чтобы, зато, потому что, оттого что от сходно звучащих сочетаний слов? Расскажите самоинструкцию, приведите примеры.
1. Союз – это.
2. Союзы делятся на два больших разряда: .
3. Сочинительные союзы по значению делятся на.
4. Двойные союзы – . Повторяющиеся союзы – это. Запятые ставятся.
5. Подчинительные союзы по значению делятся на.
6. Союзы связывают не только члены предложения или части сложного предложения, но и.
7. Чтобы отличить производные союзы от сходно звучащих сочетаний слов, нужно.
3. 1: 1) а, в; 2) б; 3) в; 4) г; 5) б, г; 6) а, г.
4.1. В предложениях 1, 3 или – одиночный разделительный союз, поэтому запятая перед ним не ставится. В предложениях 2, 4, 5 или присоединяет приложение (или семи чудес света; или крокодилов; или превращение). Приложение, присоединяемое союзом или, с двух сторон выделяется запятыми.
5. Запятая перед или ставится во всех отрезках, кроме 1-го.
7. 1) Указательным словом те начинается главная часть сложного предложения, союзным словом которые – придаточная, которая разрывает главную. Это сложноподчиненное предложение-«матрешка». Когда придаточная часть закончится, надо поставить запятую, потому что дальше пойдет продолжение главной, в котором будет дана характеристика подлежащего те.
2) Предложение простое, восклицательное. Междометие ах не входит в грамматическую структуру предложения. Дальше, очевидно, будет назван член предложения, к которому относится определение какой.
3) Возможны два варианта: или предложение простое, вопросительное, или сложноподчиненное, повествовательное. В последнем случае после придаточной части ставится запятая.
8. 1) В предложении будет какое-то пояснение, разъяснение; перед то есть ставится запятая.
2) Союз зато сигнализирует о противопоставлении. Грамматическую структуру предложения предсказать однозначно нельзя: это может быть или простое предложение с однородными членами, или сложносочиненное предложение. В любом случае перед зато ставится запятая, так как это противительный союз.
3) Союз ни – ни говорит о том, что в предложении имеется усиленное отрицание. Он может соединять либо однородные члены (как главные, так и второстепенные), либо части сложного предложения.
15. 1) . дождь, однако, не. 2) . пора бы прекратиться, он, однако, . 3) . усмехнулся, однако чело. 4) . аллигаторы, или крокодилы, живут. 5) . или она дергала за хвост, или нападала.
17.1. Предложения под номерами 3, 5 могут быть по структуре как простыми (по цели высказывания вопросительными), так и сложными (первая часть – придаточная, начинающаяся союзным словом).
20. 1 – в, г; 2 – а, г; 3 – в; 4 – б; 5 – а, б; 6 – б, в; 7 – в.
22.1. Предложение сложноподчиненное, первая часть – придаточная, обозначающая условие, при котором совершается действие главной части.
2. Придаточная часть находится перед главной. Она осложнена обособленным определением, если далее следует: 1) определяемое слово – личное местоимение или 2) определяемое слово – существительное и определение – имеет добавочное обстоятельственное значение. Например: Когда, утомленные, мы сели отдохнуть, до станции было уже недалеко. Или: Когда, утомленные жарой, путники. Если добавочного обстоятельственного значения нет, определение не обособляется (Когда утомленные жарой путники. ).
3. Предложение сложноподчиненное, придаточная часть стоит после главной, присоединена подчинительным союзом как. Придаточное осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием или деепричастным оборотом, поэтому после как ставим запятую и ждем, когда закончится оборот.
24.2. Окончание легенды:
. и там, погрузившись в ванну, заметил, что количество воды, переливающейся через край, равно количеству воды, вытесненной его телом. Это наблюдение подсказало Архимеду решение задачи о короне, и он, не медля ни секунды, выскочил из ванны и, как был нагой, бросился домой, крича во весь голос о своем открытии: «Эврика! Эврика!» – что в переводе с греческого означало: «Нашел! Нашел!».
Теперь Архимед знал, как решить задачу. Для этого он сделал два слитка: один из золота, другой из серебра, каждый такого же веса, как и корона. Затем поочередно он положил их в сосуд с водой и отметил, насколько поднялся ее уровень в обоих случаях. Опустив в воду корону, Архимед установил, что ее объем превышает объем слитка.
Вот так Архимед, если верить легенде, нашел решение задачи Гиерона.
27.2. Сравнивая свой текст с авторским, обратите внимание на выделенные слова:
Древнегреческий философ, по преданию, жил в бочке. На самом же деле Диоген не мог жить в бочке, так как древним грекам она была просто неизвестна. Пристанищем философу служил глиняный сосуд – пифос. Именно такие сооружения были найдены при археологических раскопках.
Обычно пифосы высотой 1,5–2 метра полностью закапывали в землю и использовали для хранения зерна. Диоген же разместил свой «дом» на центральной площади города Коринфа и, находясь в нем или же рядом с ним, лежа давал всем проходящим, зачастую помимо их желания, советы по поводу того, как достичь духовной свободы. За такую назойливость и острый язык его даже прозвали «циником», что в переводе с греческого означало «собака».
Однако слава его постепенно росла, и многие горожане и приезжий люд стали приходить к нему, дабы испросить совета. Легендарный Александр Македонский также, будучи в Коринфе, отправился к мудрецу и спросил, не может ли он сделать что-нибудь для него. В ответ дерзкий философ, не задумываясь, попросил царя не загораживать ему утреннее солнце.
30. Что бы. Что бы, чтобы.
2. То же, что и. Тоже.
3. Во что бы то ни стало. Во что бы, чтобы.
4. Также. Так же . как.
5. Почему. По чему.
34. Возможные варианты предложений:
1. Скверы украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему красивый вид.
2. Деревянные скульптуры украшают детскую площадку, в сквере они встречаются тоже.
3. Сейчас птицы так же охотно поселяются в центре города, как и в лесу.
4. Ученый-археолог ездил не только в Африку, в Индию он тоже ездил.
5. Мальчик прекрасно катался на коньках, на лыжах он также хорошо ходил.
* Ответы даются не ко всем, а только к наиболее трудным заданиям, прежде всего к тем, которые связаны с механизмом прогнозирования. Задания 3.1; 4.1; 5, 7, 8, 15; 17.1; 22.1; 24.2; и 27.2 опубликованы в № 5, 6/2005.
Видео:Задание 14 ЕГЭ // Правописание производных союзов // Русский языкСкачать
Правописание союзов: слитное или раздельное
Содержание:
Употребление таких служебных частей речи, как союзы, может вызывать сложности во время письма. Чтобы этого не происходило, следует разобраться с их понятием и определением, написанием, а также выяснить отличительные черты союзов и их омонимов среди прочих частей речи.
Видео:Написание предлогов, союзов и частиц| Русский языкСкачать
Понятие и определение союза
Союз – это служебная часть речи. Она не склоняется и не является членом предложения, но соединяет его синтаксические элементы.
По строению известны типы союзов:
- простые: и, а, да, что и т.д.;
- составные: так как и т.д.;
- повторяющиеся: ни – ни и т.д.;
- двойные: чем – тем, как – так и т.д.
По значению выделяются:
Сочинительные союзы | |
Соединительные | и, да, ни – ни |
Противительные | а, но, зато |
Разделительные | или, либо, то – то |
Пояснительные | то есть |
Присоединительные | да и |
Подчинительные союзы | |
Временные | когда, едва, пока |
Причинные | потому что, так как |
Целевые | чтобы, для того чтобы |
Условные | если, раз |
Уступительные | несмотря на то, что |
Сравнительные | как будто, словно |
Следственные | так что |
Изъяснительные | что, будто, чтобы |
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Слитное написание союзов
Сложные союзы «чтобы», «зато», «тоже», «также», также», «потому», «поэтому», «оттого», «причем», «притом», «итак» требуется писать слитно. Чтобы отличать их от созвучных слов или сочетаний, следует выполнять синтаксический разбор предложения. Местоимения и местоименные слова входят в ряд членов предложения и к ним удается задать соответствующий вопрос. Союзы же не выступают в роли членов предложения.
Примеры союзов и созвучных сочетаний указаны в таблице.
Союз
Созвучное сочетание
Также, тоже
Эти союзы легко заменяются синонимичными союзами: Мы тоже желаем отправиться в Москву – Мы также желаем отправиться в Москву
Так же (наречие + частица)
То же (местоимение + частица)
Частицу, как правило, можно убрать, а вместо нее добавить иное слово («самое», «что и как», «то самое»): Мне предложили то же, что и ты – Мне предложили то самое, что и ты.
Чтобы
Я желаю, чтобы это поскорее произошло.
Что (местоимение) + бы (частица)
Частица может быть отделена от местоимения и перенесена в иную часть предложения или вовсе убрана: Что бы ты мне мог порекомендовать? – Что ты мне мог бы порекомендовать?
Зато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, поэтому, почему. К ним подбираются синонимичные союзы: Дорого, зато (но) качественно. Книга интересная, притом (причем) полезная.
Местоимения с предлогами: за то, при том, при чем, по этому, за тем, за чем, от того, по тому, по этому, по чему. В случае употребления таких сочетаний местоимения заменяются иными словами в контексте предложения: его уволили за то (за это) опоздание. Также к местоимению задается вопрос: уволили (за что?) за то опоздание. При том университете можно пройти курсы переквалификации.
Итак
Итак, мы отправились в путь.
И (союз) + так (наречие). К такому сочетанию в контексте предложения допускается задать вопрос – и как? так: Я отвлекся и так задумался, что прослушал оставшуюся часть доклада.
Видео:Правописание союзов | Русский языкСкачать
Раздельное написание союзов
Раздельно нужно писать такие союзы, состоящие из нескольких частей, как «не то» и «то есть», «при этом» и «однако же», «словно бы» и «потому то», «оттого что» и «как будто», «так что» и «так как», «как только и «лишь только», а также будто бы. Правописание этих союзов нужно запомнить.
Видео:Правописание союзовСкачать
Отличие союзов от омонимичных частей речи
При написании союзов стоит знать, что у некоторых из них встречаются омонимы среди иных частей речи.
Чтобы не путать такие союзы, как «что», «как», «когда» с омонимичными местоимениями (или местоименными наречиями), нужно задать к слову вопрос. Если это удастся сделать, то слово – местоимение или местоименное наречие, которое может входить в состав придаточного приложения. Иначе это союз. Пример: «Мы уверены, что письмо не придет» («что» — союз) и «Мы не забывали о том, что произошло в начале года» («что» – союзное слово, местоимение).
У союза «ни – ни» есть омоним в ряду усилительных частиц. Чтобы их разграничить, нужно знать, что союз — повторяющийся и может быть заменен союзом-синонимом «и – и»: «Я не смог ему дозвониться ни утром, ни вечером» («ни – ни» — союз) и «где бы ты ни находился, звони» («ни» — частица со значением усиления).
«Несмотря на» — это предлог, встречающийся в простых предложениях (Он пошел дальше, несмотря на темноту). «Несмотря на то, что» — союз в сложноподчиненном предложении, имеющем уступительное придаточное значение (Он двигался дальше, несмотря на то, что быстро стемнело).
Видео:Задание 14 ЕГЭ // Правописание производных предлогов // Русский языкСкачать
Правописание производных предлогов словосочетания и союзов
Видео:ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Правописание союзов и частицСкачать
Производные предлоги
Производные предлоги — это слова этой служебной части речи, которые образованы от существительных, глаголов и наречий способом перехода из одной части речи в другую.
Выясним, что такое производные предлоги в русском языке, от каких частей речи они образованы и каким способом.
Видео:Правописание предлоговСкачать
Предлог — это служебная часть речи
Прежде чем вести разговор о производных предлогах, вспомним грамматические особенности этой части речи.
В любом высказывании присутствуют короткие слова, состоящие чаще всего буквально из одной, двух, трех букв. Без их помощи нельзя никак обойтись, чтобы оформить предложение в законченную мысль. Речь идёт, конечно же, о предлогах. Эти маленькие труженики участвуют в создании грамматических форм изменяемых именных частей речи, и в итоге из разрозненных слов с их помощью возникает интонационно и грамматически оформленная мысль, сообщение, информация, которой говорящий делится с окружающими.
При всём моём желании к тебе дозвониться по утрам невозможно.
С помощью предлогов разрозненные слова, принявшие необходимую грамматическую форму, соединились в связное высказывание.
Предлог как служебная часть речи не обладает самостоятельным лексическим и грамматическим значением, не изменяется и не имеет постоянных и непостоянных морфологических признаков. Эти служебные слова только способны выражать различные отношения между словами:
- от зари до зари
- даст ответ через день;
- курсы с октября;
- встретимся после обеда;
- репетировать в течение двух месяцев;
- жить ради внука;
- побледнеть от страха;
- отсутствовать по болезни;
- благодаря весеннему теплу;
- вследствие урагана;
- рассказать о путешествии;
- узнаешь об афере;
- сообщат про наводнение;
- справиться насчет цены;
- купила для черчения;
- учиться ради будущего;
- подошёл за вознаграждением;
- с целью установления личности;
- кочан капусты с голову;
- поле наподобие зеленой скатерти;
- птица вроде зимородка;
А теперь рассмотрим, какие бывают предлоги по происхождению.
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№51 - Союзы сочинительные и подчинительные. Пунктуация при них.)Скачать
Что такое производные предлоги?
В русском языке по происхождению небольшая группа предлогов является собственно предлогами. Это первозданные предлоги.
Невозможно установить связь этих предлогов с другими частями речи.
Как видим, собственно предлогов насчитывается немного, поэтому, образно говоря, эта часть речи «приглашает на службу» слова других частей речи. Так появились производные предлоги в русском языке. К производным предлогам принадлежат слова, которые изначально являлись самостоятельными частями речи.
Разряды производных предлогов
Существительные, глаголы и наречия утрачивают морфологические признаки своей части речи и переходят в служебную часть речи, то есть становятся предлогами. С этой точки зрения в зависимости от того, от какой части речи они были образованы, выделяют производные предлоги:
Рассмотрим , как способом перехода из одной части речи в другую образованы производные предлоги:
- благодарить — благодаря дождю;
- спустить — спустя неделю;
- исключить — исключая пункт;
- смотреть — несмотря на оценку;
- считать — не считая ребёнка;
- включить — включая нас;
- начать — начиная с понедельника;
- не взирать — невзирая на последствия шторма;
- исходить — исходя из ситуации;
- судить — судя по виду;
2. от существительных
- вид — ввиду предстоящих выборов, в виде треугольника;
- заключение — в заключение собрания;
- исключение — за исключением его;
- мера — по мере выполнения;
- место — вместо меня;
- нутро — внутри дома;
- область — в области медицины;
- окончание — по окончании колледжа;
- отличие — в отличие от нас;
- подобие — наподобие капель;
- повод — по поводу соглашения;
- прибытие — по прибытии на вокзал;
- приезд — по приезде в город;
- причина — по причине праздника;
- продолжение — в продолжение службы;
- протяжение — на протяжении года;
- род — вроде пятна;
- связь — в связи с похолоданием;
- следствие — вследствие опоздания;
- случай — по случаю юбилея;
- соответствие — в соответствии с договором;
- счёт — за счёт пожертвований, насчёт домашнего питомца;
- течение — в течение дня;
В контексте по грамматическим признакам отличаем производные предлоги от имён существительных, глаголов и наречий.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На уроке вы повторите основные сведения о предлоге и подробнее остановитесь на теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Вместе с учителем вы разберете примеры, которые помогут вам отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, от которых предлоги образованы.
Видео:Русский язык 7 класс (Урок№57 - Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.)Скачать
Правила слитного и раздельного написания производных глаголов
Видео:Правописание союзов | ЕГЭ русский язык | Александр Долгих | УмскулСкачать
Производные предлоги — что это такое в русском языке
Производным предлогом называют такую служебную часть речи, которая появилась посредством перехода самостоятельных частей речи в ранг служебных, утраты ими морфологических признаков и лексического значения.
В результате эволюции языка некоторые имена существительные, наречия, а также глаголы потеряли свои частеречные признаки, превратившись в производные предлоги. Тем не менее, разряды производных предлогов ориентируются на часть речи, от которой были образованы. Среди них выделяют:
- отыменные;
- отглагольные;
- отнаречные.
ОТЫМЕННЫЕ | ОТНАРЕЧНЫЕ | ОТГЛАГОЛЬНЫЕ |
Ввиду, наподобие, насчет, в меру, в части, по линии, вследствие, вроде, по поводу, в отличие от, в связи с, по причине, со стороны, в деле, в целях, наряду с, за исключением, в течение. | Вокруг, вопреки, соответственно, помимо, сверху, напротив, внутри, впереди, сзади, свыше, согласно. | Включая, спустя, кончая, благодаря, несмотря на, исключая, не считая. |
Видео:Правописание союзов (7 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Отличие предлогов от других частей речи
Одна из сложностей в рамках изучения данной темы — омонимичность предлогов самостоятельным частям речи. Приведем пример:
- Она вышла, тепло благодаря хозяйку.
- Благодаря хорошей погоде мы смогли сегодня погулять.
В первом случае перед нами деепричастие, а во втором — производный предлог. Разберем отличия самостоятельных частей речи от предлога.
ПРОИЗВОДНЫЙ ПРЕДЛОГ | САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ |
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
Ввиду* | В заключение* |
Вместо* | В продолжение* |
Вроде* | В течение* |
Навстречу* | В завершение* |
Несмотря на* | |
Вследствие* |
Производные предлоги, помеченные * имеют омонимичную пару, сложные случаи их употребления будут рассмотрены ниже.
ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ |