- Орфоэпический словарь (4 класс) методическая разработка по русскому языку (4 класс)
- Памятка позволит учащимся 4 класса запомнить трудные случаи ударения в словах, поможет подготовиться к ВПР по русскому языку.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Ударение: ВПР 4 класс
- 4 задание ВПР 4 класс русский язык
- Как запомнить правильное ударение в трудных словах
- Задание 4 ВПР русский язык 4 класс
- Работа над ударением в начальных классах
- 🎦 Видео
Видео:Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать
Орфоэпический словарь (4 класс)
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Памятка позволит учащимся 4 класса запомнить трудные случаи ударения в словах, поможет подготовиться к ВПР по русскому языку.
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словарь ударений. | 20.42 КБ |
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Предварительный просмотр:
Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором изучаются нормы произношения слов.
- Слог, который произносится с большей силой, называется ударным .
- Ударение всегда падает на гласный звук.
- Благодаря ударению можно различать слова: зАмок (крепость) – замОк (который открывают ключом)/ Уже (более узко) — ужЕ (я ужЕ сделал уроки) и др.
Некоторые правила ударения в русском языке:
- Русское ударение может падать на любую часть слова (на корень, на приставку, на суффикс, на окончание) и любой слог.
- В разных формах ударение может меняться: дОм – домА.
- В некоторых словах существует вариантное ударение – это значит, что допустимы оба варианта ударения, например: твОрог – творОг.
- В словах с буквой Ё ударение всегда падает на Ё: свЁкла.
- В глаголах прошедшего времени женского рожа чаще всего ударение падает на лА: взялА, понялА, убралА и т.д.
Видео:10 слов с правильным ударениемСкачать
Ударение: ВПР 4 класс
Задание №4 ВПР 4 класса по русскому языку «Поставь правильно ударение в словах» проверяет способность правильно ставить ударение в соответствии с орфоэпическими нормами. Выделить ударный слог в простых и знакомых словах не вызывает затруднений у учеников 4 класса. Ошибки появляются тогда, когда слово неправильно произносится в устной речи. Как ребенок привык говорить, так он и ставит ударение.
Содержание:
Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
4 задание ВПР 4 класс русский язык
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Так звучит формулировка задания №4 в ВПР 4 класса по русскому языку. Казалась бы все просто, но упражнение таит в себе некоторые «подводные камни».
Очень часто ребенок, да порой и взрослый человек, произнося те или иные слова, неправильно ставит ударение. Это происходит по ряду причин. Например, так говорят в семье или в том месте, где проживает человек, а может быть просто по привычке. Но какова бы не была причина, ребенок при написании работы ВПР по русскому языку, должен будет поставить правильное ударение в словах.
Как правило, в задании предлагается 4-5 слов. Если ребенок выполнит все задание верно, то получит 2 балла, при наличии 1 ошибки — 1 балл, наличие 2 и более ошибок обнуляет возможные баллы полностью.
Терять баллы никому не хочется, тем более на таком несложном задании. Поэтому необходимо выделить некоторое время на отработку данного упражнения. Дети достаточно быстро запоминают правильную постановку ударения и начинают выполнять это задание быстро и правильно.
Видео:Поставьте УДАРЕНИЕ правильноСкачать
Как запомнить правильное ударение в трудных словах
Для этого предлагаю использовать несколько простых, но эффективных приемов.
1.Объединяем похожие для запоминания слова в группы.
шарф — шАрфы, бант — бАнты, торт — тОрты, кран — крАны
водопровОд — трубопровОд — газопровОд — нефтепровОд
2. Составляем по 2-3 предложения со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух составленных предложений.
Можно усложнить задание и использовать не одно, а 2-3 слова в одном предложении.
Ба́нты у Веры смотрелись краси́вее, чем у Нади.
Лидия Ивановна не звони́т, потому что очень занята́ доставкой то́ртов.
3. Составляем небольшой текст со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух.
Это задание способствует также развитию речи и расширению кругозора ребенка.
Например, слово сИлос.
Си́лос — это сочный корм для сельскохозяйственных животных. Си́лос получают путём заквашивания измельчённой зелёной массы травянистых растений, пригодной для корма животных и птиц. Си́лос обладает высокими питательными свойствами, содержит много витаминов. Си́лос улучшает пищеварение, способствует усвоению других грубых кормов. Си́лос содержат в специальных си́лосных хранилищах. В них си́лос может не терять своих ценных свойств в течении нескольких лет.
Для использования этих двух приемов хорошо пользоваться орфоэпическим словарем ударений, составленным специально из слов, встречающихся в ВПР 4 класса. Он приводится в конце статьи. Видя перед собой все слова, ребенку удобнее будет выполнять задания. Особенно это будет полезно на этапе закрепления.
4. Делим все слова на 3 группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
Эти памятки помогут запомнить правильную постановку ударения в словах.
5. Запоминаем правильное ударение с помощью стихов.
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята не свекла,
Я, ребята, свЁкла.
(П. Синявский)
Сперва –
Их на кусочки режьте.
А следом –
Открывайте рты –
И с наслажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)
Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искра,
Если верно – Искра.
(С. Белорусец)
Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
Вот – ведро,
Вот – мусор.
Вот – длинный
МусоропровОд.
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА…
(А. Пушкин)
Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
(И. Агеева)
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
(И. Агеева)
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
(И. Агеева)
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)
В тюрьме три года будет вор –
Судом объявлен приговОр.
(И. Агеева)
Тяжела была работа –
В теле всём теперь ломОта.
(И. Агеева)
Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
(И. Агеева)
Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
Наша баба Фёкла
Красная, как свЁкла!»
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
6. Используем для запоминания ассоциации.
Для повышения эффективности рекомендую не давать детям готовых ассоциаций, а проделать это задание вместе с ними, где ученики сами подберут ассоциативные цепочки.
Видео:✔️Стихи для запоминания ударений в словах Часть 1Скачать
Задание 4 ВПР русский язык 4 класс
Варианты задания №4, встречающиеся в ВПР 4 класса за несколько прошедших лет.
Видео:Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать
Работа над ударением в начальных классах
Понятие “словесное ударение” относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.
В работе над ударением можно выделить три направления:
- формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке,
- ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью,
- формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.
Характеристика каждого направления.
1) Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.
При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.
Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.
Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.
В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.
Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:
Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:
В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:
Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например формы единственного и множественного числа, имен, существительных:
В процессе работы хорошо использовать на уроке игровые приёмы. Можно использовать миниатюру “Ударение” Подгорецкой И.М.
Работу над ударением, наблюдения над ударением позволяют проводить и уроки чтения.
Большие возможности для такой работы даёт материал раздела “Устное народное творчество”:
Сопоставление пар слов:
помогает детям понять особую стилистическую окраску народнопоэтических вариантов, в отличие от литературных.
При чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. Можно осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов. Например, чтение басен И.А. Крылова.
Целесообразно остановить внимание школьников на несовременном произношении отдельных слов:
Таким образом, в поисках ответа на вопрос: “Какую роль играет ударение?” – младшие школьники получают представление о многофункциональности словесного ударения в русском языке.
2) В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).
Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.
Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.
Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.
3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:
а) ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.
б) выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.
- Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).
- Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.
Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.
🎦 Видео
Русский язык. 2 класс. Ударение. Ударные и безударные гласные.Скачать
Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать
Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Сборник стихов Учимся правильно ставить ударения в словахСкачать
Куда поставить ударение? Тест на ударение в русском языке. Подготовка к ВПР по русскому языкуСкачать
Словарик ударений ЕГЭ по русскому языку в одной песнеСкачать
Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
Как избавиться от ошибок в тетради за 1 урок. Как писать слова без ошибок. Орфографическая зоркостьСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать