- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
- Связь управление — правило построения и примеры словосочетаний
- Особенности подчинительной связи
- Примеры словосочетаний с управлением
- Использование однокоренных слов
- Различия в значении
- 3.2. Особенности управления в русском языке
- Упражнения к теме «3.2. Особенности управления в русском языке»
- 🎦 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Таблица с примерами
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Связь управление — правило построения и примеры словосочетаний
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Особенности подчинительной связи
Вид связи управление подразумевает, что зависимое слово можно поставить в один или несколько падежей, в зависимости от основы. Разница обусловлена тем, какой предлог используется для образования лексической конструкции, а в некоторых случаях он может не использоваться вовсе. В качестве примера можно привести глаголы «вспомнить» и «напомнить». Первый используется с зависимым словом, стоящим в винительном или предложном падеже. Примеры, что (кого) или о чём (о ком) можно вспомнить:
- о родителях (п. п.);
- дату (в. п.);
- человека (в. п.);
- о празднике (п. п.).
Постановка зависимого слова в другие падежи будет считаться нарушением. С близким по значению глаголом «напомнить» конструкции строятся иначе. Он выступает в качестве главной лексической единицы, а зависимых может быть одна или две. В этом случае дополнение отвечает на вопросы «что?» («кого?») или «кому?». Если в словосочетании два зависимых слова, одно отвечает на первый вопрос, другое — на второй, при этом порядок слов допускается менять. Примеры правильно составленных словосочетаний:
- «напомнил ему давнего знакомого»;
- «напомните мне правило»;
- «напомни („кому?“) мне, („что?“) что нужно взять зонтик».
Чаще всего путаница возникает тогда, когда нужно составить конструкцию, в которой главное слово означает передачу мыслей, убеждений, фактов или любой информации. Глаголы, в связке с которыми нередко используют ошибочное дополнение с предлогом «о»:
- доказывать;
- подтверждать;
- описывать;
- признаваться;
- указывать;
- приводить (пример).
В отдельную группу выделяют глаголы зрительного восприятия. Они также образуют связь по типу управления. Часто зависимое слово ставится в винительный падеж, но это не единственный возможный способ. Примеры связи «управление» в словосочетаниях:
- смотреть на что-л. (в. п.);
- наблюдать за кем-л. (т. п.);
- разглядывать что-л. (в. п.);
- любоваться кем-л. (т. п.);
- видеть что-л. (в. п.).
Есть сложные слова, которые употребляются в неправильном падеже, поскольку пишущий руководствуется тем, как образуются конструкции со сходными лексическими единицами. Так, можно сказать «сфотографировать в профиль». Это правильно составленная единица синтаксического строя. Однако нельзя сказать или написать «фотографировать в анфас». Слово «анфас» означает «лицом к объекту (наблюдателю)» и образует беспредложные конструкции.
Видео:Словосочетание. Управление.Скачать
Примеры словосочетаний с управлением
Поскольку нет правила, однозначно поясняющего, на какие вопросы отвечает управление в русском языке, нужно постараться запомнить распространённые слова (включая термины), которые вызывают затруднения. В русском языке их довольно много, причём большинство можно сгруппировать в пары и даже в тройки. Вопросы, на которые отвечает связь управление с разными глаголами: «о ком?», «за кого?», «до чего?», «о чём?», «чему?», «с чем?», «на что?» и т. д. Примеры словосочетаний, которые можно сгруппировать в пары (тройки):
- осудить на пожизненное заключение — приговорить к пожизненному заключению;
- тревожиться за родителей — беспокоиться о родителях;
- возмутиться непристойному предложению — обидеться на непристойное предложение;
- вопрос о сроках — проблемы со сроками;
- извлекать прибыль из перепродажи — получать доход с перепродажи;
- сходный с предыдущим — идентичный предыдущему;
- обидеться на равнодушие — обидеть равнодушием;
- уделять внимание самочувствию — наблюдать за самочувствием;
- опираться на полученные данные — базироваться на полученных данных;
- озабоченность здоровьем — тревога за здоровье;
- отзыв о произведении — рецензия на произведение;
- показывать осведомлённость — свидетельствовать об осведомлённости;
- преимущество перед конкурентом — превосходство над конкурентом;
- цена продуктов — цены на продукты — стоимость продуктов;
- присуще руководителям — характерно для руководителей;
- усилить внимание к образованию — обращать внимание на образование — уделять внимание образованию;
- свойственно ленивым работникам — типично для ленивых работников;
- оказать влияние на экономическую ситуацию — сказаться на экономической ситуации;
- разделаться с задачей — разобраться в задаче;
- патент на изобретение — приоритет в изобретении;
- привыкнуть к новому окружению — прижиться в новом окружении;
- привычный для горожан — знакомый горожанам;
- проникнутый волнением — преисполненный волнения;
- предупредить о сложностях — предостеречь от сложностей;
- подъехать к дому — добраться до дома;
- восхищаться красотой — дивиться красоте;
- тормозить преобразования — препятствовать преобразованиям;
- отчитаться о результатах — отвечать за результаты.
Управление как тип связи характерно в словосочетаниях с разными частями речи, и в ряде случаев люди используют устаревшие или разговорные варианты, которые не являются правильными. Чтобы было проще запомнить литературные варианты, стоит ознакомиться и с ошибочными.
Примеры конструкций (в скобках приведены неверно составленные словосочетания):
- сказаться на результатах (сказаться на результаты);
- опасаться матери (опасаться мать);
- принять участие (принять участия);
- участвовать в мероприятии (участвовать на мероприятии);
- достигать двадцати метров в длину (достигать двадцать метров в длину);
- венец творения (венец творению);
- колдовать над причёской (колдовать причёску);
- избежать конфликта (избежать конфликт);
- залог счастья (залог счастью);
- касаться проблемы (касаться до проблемы).
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Использование однокоренных слов
Отдельную группу ошибок в речи и на письме составляют те, что возникают из-за непонимания различий между однокоренными словами. Дело в том, что управление лексических единиц, относящихся к разным частям речи, часто бывает неодинаковым. Пример: если зависимое слово употребляется с глаголом, его следует ставить в винительный падеж, но когда используется однокоренное существительное, задействуют родительный. Пары, имеющие одинаковый корень:
- читать (роман, в. п.) — чтение (романа, р. п.);
- строить — строительство;
- ловить — ловля;
- искать — поиски;
- взять — взятие;
- рисовать — рисование;
- ремонтировать — ремонт;
- мыть — мойка;
- писать — написание.
Это далеко не полный перечень однокоренных глаголов и образованных от них существительных, с которыми подчинительная связь образуется по-разному. Для понимания полезно выполнить упражнения онлайн, потом проверить и переделать согласно правильным вариантам.
Возможны и ошибки другого рода. Есть однокоренные глаголы и отглагольные существительные, имеющие одинаковое управление. При этом конструкции могут составляться с предлогами или без них. Примеры:
- охотиться (на зверя, в. п.) — охота (на зверя, в. п.);
- заменить (чем-то другим, т. п.) — сменить (на что-то другое, в. п.);
- сверять (с оригиналом, т. п.) — проверять (по единому стандарту, д. п.);
- заплатить (за электричество, в. п.) — оплатить (электричество, в. п.);
- плата (за газ, в. п.) — оплата (газа, р. п.);
- отличать (хорошее от плохого) — различать (хорошее и плохое);
- верить (в свои силы, в. п.) — уверенность (в своих силах, т. п.);
- включиться (в беседу, в. п.) — подключиться (к беседе, д. п.).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Различия в значении
Некоторые слова могут использоваться в разных значениях, поэтому с ними может быть больше одного варианта образования подчинительной связи. Одно из таких слов — «гарантия». Например, она может быть на 2 года, если речь идёт о документе, прилагаемом к технике. Однако нельзя сказать «гарантия на предвыборные обещания» — это будет ошибкой.
Следующее «трудное» слово — «руководство». Конструкции с ним требуют дополнения в дательном, творительном или родительном падеже. Выбор зависит от значения. Варианты словосочетаний:
- руководство по эксплуатации (д. п.);
- руководство (нашего) отдела (р. п.);
- руководство действиями рабочих (т. п.).
Интересен глагол «идти», вызывающий трудности в речи и на письме. Если его применяют в значении «использоваться», дополнение в винительном падеже требует предлога «на», например: «гранит идёт на облицовку», «доски идут на дрова».
Если же вещество или предмет будет подвергаться кардинальным преобразованиям, применяют предлог «в». Примеры: «дрова идут в топку» (в которой они превращаются в золу), «сталь идёт в переплавку». Не возбраняется связать элементы предлогом «на», но форма с «в» более правильная.
Вид связи, когда заранее нельзя сказать, в каком падеже будет стоять зависимое слово, — непредсказующее управление, или именное примыкание. Чтобы ничего не нарушить, сначала нужно выяснить, в каком значении каждое из них используется. Для этого стоит обратиться к словарю. Варианты, как могут образовываться конструкции с разными предлогами:
- навыки сказались «в работе», но «на темпах работы»;
- ориентироваться «на местности», «по солнцу», «в пространстве», «на Восток»;
- удовлетворять «наши требования», но «требованиям закона».
Таковы основные случаи, когда возникает связь управление и есть вероятность составить конструкцию неверно. Что допустимо в просторечии, не всегда уместно в литературном языке, поэтому в сложных ситуациях лучше обращаться к справочникам и специальным таблицам. Ещё один вариант, как можно сделать, — изменить конструкцию на ту, в которой пишущий уверен.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
3.2. Особенности управления в русском языке
Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже. Не все нормы управления одинаково прочны. Некоторые из них легко подвергаются искажению.
1. Большое число ошибок в построении конструкций со связью управление связано с влиянием близких по значению слов и их управления.
Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам , что год назад Вы утверждали обратное». Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже (вспомнить что-либо), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) – напомнить кому-либо что-либо. Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам, недопустимая с точки зрения норм литературного языка.
Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать, например, в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации (доказывать, объяснять, отчитаться и др.). Под влиянием сочетаний типа: подумать о чём-либо, рассказать о чём-либо – в речи частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о (о чём-либо) у таких, например, глаголов:
доказывать что-либо ; поделиться чем-либо с кем-либо ; коснуться чего-либо ; подтвердить что-либо ; объяснить что-либо ; привести пример чего-либо ; описать что-либо ; признаться в чём-либо ; подвести итог чему-либо ; указать на что-либо .
При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на (смотреть на картину ). Под влиянием этой конструкции в речи частотны ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного – любоваться морем .
Аналогичное явление можно наблюдать при использовании слова анфас (лицом к говорящему). Под влиянием конструкции сфотографировать в профиль распространённой ошибкой становится использование предлога в и при слове анфас в подобных сочетаниях. Нормативной конструкцией будет следующая: сфотографировать анфас .
При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочёты при использовании целого ряда слов разных частей речи:
- бояться матери (разговорное: бояться мать );
- венец искусства (неверно: венец искусству );
- достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
- то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
- залог успеха (неверно: залог успеху );
- касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса );
- избегать опасности (неверно: избегать опасность );
- колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то );
- отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату );
- принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке ).
2. Очень часто говорящий не учитывает, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление:
удивляться его терпению – удивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку – рассержен глупой шуткой.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не винительного, как при глаголе, а родительного падежа:
строить дом – строительство дома, читать книгу – чтение книги.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции:
посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу , служение народу , поставить на службу народу ).
3. В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов.
4. Различия в управлении могут быть связаны с использованием слова в разных конструкциях и в разных значениях.
Например, слово гарантия в значении «ручательство» выступает в конструкциях: гарантия успеха ; гарантия, что. ; гарантия в том, что. ; в значении «прилагаемый к изделию документ» – в конструкции: гарантия на два года . Ошибкой является подмена одной конструкции другой (неверно: Нет гарантии на то, что это предвыборное обещание будет выполнено; следует сказать: Нет гарантии того, что это предвыборное обещание будет выполнено).
Аналогичные ошибки встречаются при употреблении существительного руководство. Конструкция руководство чем используется, если слово употреблено в значении «направляющая деятельность управления кем-либо, чем-либо», то есть при указании на процесс (руководство действиями забастовщиков; руководство таким большим заводом требует организаторского таланта). Конструкция руководство чего характерна для тех случаев, когда существительное выступает в значении «руководители; орган, управляющий предприятием, организацией» (руководство отдела приняло решение сократить число сотрудников вдвое).
Причастие заинтересованный в значении «связанный практическими интересами, практической выгодой с чем-либо» управляет предложным падежом с предлогом в (Они заинтересованы в сотрудничестве с нашей фирмой); в значении «проявивший интерес к кому-либо, чему-либо» – творительным падежом (Он заинтересован гораздо больше своей химией , чем женой).
Глагол идти (и производные от него) в значении «предназначаться, использоваться, употребляться для какой-либо цели» употребляется в конструкциях: идти на что-либо и идти во что-либо . Первая (Мрамор идёт на отделку зданий) используется в том случае, когда используемый предмет (в данном случае – мрамор) не подвергается качественному изменению. Если этот предмет претерпевает качественные изменения, преобразуется во что-либо, то обычно употребляется вторая конструкция (Дерево идёт в переработку ; Металлолом пойдет в переплавку ), хотя может использоваться и конструкция с предлогом на . Если при этом используемое вещество как бы помещается внутрь чего-либо, то употребляется конструкция с предлогом в (Масло идёт в пищу ).
Глагол ориентироваться в значении «определять/определить по ориентирам своё положение на местности» управляет дательным падежом с предлогом по (ориентироваться по солнцу ). В значении «определять/определить направление своей деятельности, своего поведения» глагол управляет винительным падежом с предлогом на (в своём развитии ориентироваться на Запад ). Использование конструкции с предлогом на в том случае, когда глагол употребляется в первом значении (ср.: Мы шли по лесу, ориентируясь на Большую Медведицу ) допустимо, но менее желательно.
Глагол сказаться в значении «проявиться, обнаружиться» требует предложного падежа с предлогом в (полученный опыт сказался в его работе ). В этом случае работа воспринимается как процесс. В значении «отразиться на ком-либо, на чём-либо; оказать воздействие на кого-либо, на что-либо» используется конструкция с тем же падежом, но с предлогом на (Отсутствие опыта сказывается на темпах работы ). В этом случае работа воспринимается как результат какого-либо действия.
Глагол удовлетворять управляет дательным падежом без предлога в значении «быть в соответствии с чем-либо» (ср.: Новая машина удовлетворяет всем требованиям техники безопасности). В значении «исполнить чьи-либо желания, просьбы, задания» глагол требует винительного падежа без предлога (ср.: Директор удовлетворил все наши требования ).
Существительное адрес может использоваться в трёх конструкциях в качестве управляемой формы: в адрес, по адресу, на адрес. Все три варианта могут употребляться в значении «кому-либо, на имя кого-либо» ( в адрес делегации поступили сотни писем; пиши мне на новый адрес ; пиши мне по новому адресу ). Обратите внимание, что форма на адрес является разговорной. В сочетании со словами: говорить, сказать, высказать замечания, бросить реплику, упрек и т.п. используются конструкции в адрес и по адресу, но первая из них является основной (замечания в адрес дирекции завода). Конструкции с формой по адресу относятся к разговорным (ср.: Варвара Ивановна рассердилась и произнесла по моему адресу несколько слов). Кроме того, в том случае, когда речь идёт о лестных для кого-либо замечаниях, то используется только конструкция в адрес (неверно: Хочется сказать добрые слова по адресу директора; правильно: Хочется сказать добрые слова в адрес директора).
5. На употребление зависимого слова в том или ином падеже оказывает влияние и значение этого слова.
Например, глагол отведать (пробуя, съесть или выпить немного чего-либо) управляет родительным падежом существительного, если оно называет вид пробуемой пищи, её неопределённое количество (отведать котлет ). Винительный падеж зависимого существительного используется тогда, когда подчёркивается определённое количество съеденного, выпитого или часть целого (отведать кусочек пирога, чашечку бульона). Сочетания типа: отведать блины, отведать квас – будут ошибочными, поскольку в них указан вид пробуемой пищи, а не количество съеденного, выпитого. Подобного рода конструкции допустимы лишь в том случае, если имеется в виду определённый вид блинов, кваса.
Если слово в одном и том же значении может употребляться в нескольких конструкциях, то в речи частотно их смешение.
Например, глагол занять в значении «заполнить какое-либо пространство» употребляется в конструкциях: занять участок под зерновые ; занять участок зерновыми . Ошибочными будут предложения типа: Посевные площади, занятые под зерновыми , сократились в губернии в два раза.
6. Достаточно частотны в речи ошибки в использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги с и из синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.
Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо:
спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.
Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу:
выйти из комнаты, выбраться из ямы.
Употребление данных предлогов в сочетании с географическими названиями закреплено традицией. Предлог с используется преимущественно с названием горных областей, рек, островов, но эта тенденция действует не слишком последовательно.
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов в и на при указании на место, пространство, в пределы которого направлено действие. Предлог в, в отличие от предлога на, обычно указывает на ограниченность пространства.
Ср.: жить в селе – подчёркивается пребывание в конкретной местности; жизнь на селе имеет свои преимущества – вообще в сельской местности.
Следует отметить, что в последнее время предлог на с существительным в предложном падеже достаточно широко используется в сочетаниях типа: поставить вопрос на Думе/на ректорате и т.п. Такого рода конструкции возникают в результате сокращения сочетаний: поставить вопрос на заседании Думы/ректората и т.п.
В сочетании со словами, называющими транспортные средства, предлог в используется преимущественно тогда, когда надо подчеркнуть нахождение внутри какого-либо транспортного средства или направленность внутрь этого транспортного средства:
в самолёте было душно, сидеть в лодке, находиться в трамвае.
Предлог на употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть вид используемого средства передвижения:
лететь на самолёте, плыть на лодке, ездить на трамвае.
Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с , часто зависит только от традиции.
Обратите внимание на следующие конструкции:
При указании на иностранное государство употребляется предлог в , поэтому сейчас нормативной становится и конструкция – жить в Украине.
7. Следует отметить, что в настоящее время (особенно в официально-деловом стиле) наблюдается экспансия некоторых предлогов (прежде всего по и о ), которые вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Далеко не всегда использование предложных конструкций является нормативным. Так, достаточно регулярно в следующих конструкциях со связью управление ошибочно употребляется предлог по :
- беседа об экономике (неверно: беседа по экономике );
- расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию );
- вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
- забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
- закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
- замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
- затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту );
- инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
- инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
- обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне );
- отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
- весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
- надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока. );
- справка о зарплате (неверно: справка по зарплате );
- факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам ).
8. Достаточно часто в речи встречаются ошибки, связанные с использованием определённого падежа с тем или иным предлогом.
Так, предлог ввиду требует родительного падежа (ввиду задержки), благодаря, согласно, вопреки – дательного падежа (благодаря хорошей погоде, согласно приказу, вопреки распоряжению; недопустимо: благодаря хорошей погоды, согласно приказа, вопреки распоряжения).
9. Возможны недочёты в использовании некоторых предлогов, ограниченных определённым типом выражаемых отношений.
Например, предлог благодаря , как и предлог из-за , указывает на причину действия, но если последний не ограничен в выборе ситуации, то первый – благодаря – используется только в том случае, если результат действия благоприятен.
Так, неудачным является высказывание: Благодаря плохой погоде, он промочил ноги и заболел, поскольку результатом плохой погоды стало ухудшение самочувствия субъекта – болезнь.
Аналогичные недочёты наблюдаются при использовании предлогов вместе с и наряду с . Первый из них выражает идею совместности действия двух или нескольких лиц, указывает на соединенность предметов, явлений:
Андрей работал вместе с матерью; Запах травы проникал в комнату вместе с голосами птиц.
Предлог наряду с имеет значение «помимо», то есть выражает не идею совместности, а идею присоединения:
Жители микрорайона наряду с трамваем пользуются и другими видами транспорта.
10. При построении предложения необходимо учитывать смысловые связи членов словосочетаний, входящих в это предложение. В частности, распространённой ошибкой является пропуск необходимого зависимого члена словосочетания.
Например, ошибочным является пропуск существительного машиниста в предложении: Я хочу стать помощником тепловоза. Нормативной будет конструкция: Я хочу стать помощником машиниста тепловоза.
Очень распространённым в речи стало сокращение конструкций с глаголами учиться, выучиться при указании на приобретение определённых профессиональных навыков и умений:
Он хотел учиться музыке; Я предложил ему учиться шахматам; Надо учиться шитью/рисованию.
В просторечии при данных глаголах употребляются существительные (наименования профессий) в винительном падеже с предлогом на : выучиться, учиться на артиллериста/на артиста/на учителя и т.д. В литературном языке их не рекомендуется использовать.
Регулярно в живой речи наблюдается сокращение словосочетаний типа: результаты выращивания сои/по выращиванию сои; опыты разведения лимонов/по разведению лимонов; итоги сдачи овощей/по сдаче овощей; план добычи рыбы и замена их нежелательными в литературном языке сочетаниями: результаты по сое, итоги по овощам, опыты по лимонам; план по рыбе.
Достаточно часто в живой речи наблюдается употребление лишнего зависимого компонента сочетания.
Например, глагол переживать не требует зависимого компонента, но под влиянием близких по значению глаголов волноваться, тревожиться в речи фиксируются нежелательные в литературном языке конструкции типа: Мы очень переживали за отца .
11. Весьма распространённым речевым недостатком является так называемое «нанизывание падежей», то есть расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей: дом племянника жены кучера.
Такие конструкции характерны прежде всего для научного и официально-делового стиля.
Ср.: измерение колебаний электронного спектра гемоглобина человека.
Далеко не всегда в этих стилях можно полностью устранить такого типа конструкции, но стремиться к этому надо, поскольку «нанизывание падежей» делает текст очень громоздким.
В то же время многие считают, что именно такие конструкции придают речи значительность, официальность или наукообразность.
Ср.: объявление в троллейбусах, автобусах: Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручни.
Чтобы избежать цепочки зависимых падежных форм, необходимо убрать малоинформативные слова и заменить отглагольное существительное глаголом в составе однородных сказуемых, придаточных предложений и т.п.
Ср.: Чтобы не упасть, держитесь за поручни.
Упражнения к теме «3.2. Особенности управления в русском языке»
► Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:
🎦 Видео
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
11 класс. СловосочетаниеСкачать
Согласование, управление и примыкание/Как определить тип связи в словосочетанииСкачать
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Три главные ошибки руководителя || Михаил МоскотинСкачать
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ // ЗАДАНИЕ 4 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУСкачать
Типы словосочетанийСкачать
Словосочетание. Примыкание.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать