- Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
- Особенности использований предлогов «с» и «из».
- Предлоги «в» и «на».
- Предлоги «по» и «о».
- Связь управление — правило построения и примеры словосочетаний
- Особенности подчинительной связи
- Примеры словосочетаний с управлением
- Использование однокоренных слов
- Различия в значении
- Правильное построение словосочетаний по типу управления
- 📸 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Особенности управления и использования предлогов в словосочетаниях.
При использовании предлогов в словосочетаниях часто наблюдаются ошибки в управлении и построении правильных форм зависимых слов.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Особенности использований предлогов «с» и «из».
Предлоги «с» и «из» имеют схожее значение и являются синонимичными, но это только вне контекста. На практике, в русском языке есть устоявшиеся принципы, а иногда даже просто отдельные случаи, когда употребляется только один или только второй предлог.
Есть общее правило, когда употребляется тот или иной предлог:
- Если действие направлено изнутри наружу, употребляется «из»: выйти из леса, вылезти из норы.
- Если действие направлено с поверхности чего-либо, то употребляется предлог «с»: спуститься с лестницы, упасть с крыши, поднять с пола.
При этом, в случае с географическими названиями обычно стоит обращать внимания на укоренившиеся традиции в языке. Обычно предлог «с» используется с названиями рек, островов, горных областей, но из этого правила много исключений:
Приехать с Кавказа, с Волги, с Украины, с Ямайки, с Сахалина
Приехать из Казахстана, из Франции, из Крыма, из Белоруссии.
Обычно предлог «из» используется при упоминании стран, но случаи с Ямайкой и Украиной – исключение. Говоря об этих странах, можно использовать оба предлога.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Предлоги «в» и «на».
Как и в случае с предыдущими предлогами, предлоги «в» и «на» также являются синонимичными, но при этом имеют ряд различий:
- Предлог «на» указывает на место или пространство, в пределы которого направляется действие. Но в отличие от «в», «на» не ставит какие-то рамки для той области, о которой идет речь: уеду на деревню к дедушке, нас рано отправили на каникулы, сходить на почту, приходить на станцию.
- Также предлог «на» используется для указания средства передвижения: приехать на машине, на троллейбусе, на электричке.
- Предлог «в» указывает на пребывании внутри чего-либо: сесть в трамвай, плыть в лодке (но приплыть на лодке!), занять в самолете место у окна. То же самое касается географических названий: во Франции, в Финляндии, в Альпах.
Также есть ряд названий, употребление предлогов с которыми закреплено традициями: на Украине, на дальнем Востоке, на Сахалине, на Кавказе, НО: в Крыму, в Закарпатье, в кино, в университете и т.д.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Предлоги «по» и «о».
Предлоги «по» и «о» в последнее время все больше вытесняют беспредложные конструкции или конструкции с другими предлогами. Особенно часто это можно наблюдать в официально-деловом языке. При употреблении предлогов «по» и «о» часто возникают ошибки из-за их похожего значения, примеры которых мы рассмотрим ниже:
Беседа по правоведению – беседа о правоведении (корр.)
Закон по охране детства – закон об охране детства (корр)
Замечания по организации рабочего процесса – замечания об организации рабочего процесса (корр.)
Затраты по амортизации – затраты на амортизацию (корр.)
Инициатива по устройству мероприятия – инициатива устроить мероприятия (корр.)
Обучение по математике – обучение математике (корр.)
Справка по зарплате – справка о зарплате (корр.)
Факультет по гуманитарным наукам – факультет гуманитарных наук (корр.)
В следующих словосочетаниях часто используется предлог «о(об)», хотя в этих словосочетаниях должна быть беспредложная связь:
Коснуться темы любви
Подвести итоги работы
Привести примеры плохого поведения
Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Связь управление — правило построения и примеры словосочетаний
Видео:Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Особенности подчинительной связи
Вид связи управление подразумевает, что зависимое слово можно поставить в один или несколько падежей, в зависимости от основы. Разница обусловлена тем, какой предлог используется для образования лексической конструкции, а в некоторых случаях он может не использоваться вовсе. В качестве примера можно привести глаголы «вспомнить» и «напомнить». Первый используется с зависимым словом, стоящим в винительном или предложном падеже. Примеры, что (кого) или о чём (о ком) можно вспомнить:
- о родителях (п. п.);
- дату (в. п.);
- человека (в. п.);
- о празднике (п. п.).
Постановка зависимого слова в другие падежи будет считаться нарушением. С близким по значению глаголом «напомнить» конструкции строятся иначе. Он выступает в качестве главной лексической единицы, а зависимых может быть одна или две. В этом случае дополнение отвечает на вопросы «что?» («кого?») или «кому?». Если в словосочетании два зависимых слова, одно отвечает на первый вопрос, другое — на второй, при этом порядок слов допускается менять. Примеры правильно составленных словосочетаний:
- «напомнил ему давнего знакомого»;
- «напомните мне правило»;
- «напомни („кому?“) мне, („что?“) что нужно взять зонтик».
Чаще всего путаница возникает тогда, когда нужно составить конструкцию, в которой главное слово означает передачу мыслей, убеждений, фактов или любой информации. Глаголы, в связке с которыми нередко используют ошибочное дополнение с предлогом «о»:
- доказывать;
- подтверждать;
- описывать;
- признаваться;
- указывать;
- приводить (пример).
В отдельную группу выделяют глаголы зрительного восприятия. Они также образуют связь по типу управления. Часто зависимое слово ставится в винительный падеж, но это не единственный возможный способ. Примеры связи «управление» в словосочетаниях:
- смотреть на что-л. (в. п.);
- наблюдать за кем-л. (т. п.);
- разглядывать что-л. (в. п.);
- любоваться кем-л. (т. п.);
- видеть что-л. (в. п.).
Есть сложные слова, которые употребляются в неправильном падеже, поскольку пишущий руководствуется тем, как образуются конструкции со сходными лексическими единицами. Так, можно сказать «сфотографировать в профиль». Это правильно составленная единица синтаксического строя. Однако нельзя сказать или написать «фотографировать в анфас». Слово «анфас» означает «лицом к объекту (наблюдателю)» и образует беспредложные конструкции.
Видео:ЗАДАНИЕ 4 В ОГЭ ПО РУССКОМУ / ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙСкачать
Примеры словосочетаний с управлением
Поскольку нет правила, однозначно поясняющего, на какие вопросы отвечает управление в русском языке, нужно постараться запомнить распространённые слова (включая термины), которые вызывают затруднения. В русском языке их довольно много, причём большинство можно сгруппировать в пары и даже в тройки. Вопросы, на которые отвечает связь управление с разными глаголами: «о ком?», «за кого?», «до чего?», «о чём?», «чему?», «с чем?», «на что?» и т. д. Примеры словосочетаний, которые можно сгруппировать в пары (тройки):
- осудить на пожизненное заключение — приговорить к пожизненному заключению;
- тревожиться за родителей — беспокоиться о родителях;
- возмутиться непристойному предложению — обидеться на непристойное предложение;
- вопрос о сроках — проблемы со сроками;
- извлекать прибыль из перепродажи — получать доход с перепродажи;
- сходный с предыдущим — идентичный предыдущему;
- обидеться на равнодушие — обидеть равнодушием;
- уделять внимание самочувствию — наблюдать за самочувствием;
- опираться на полученные данные — базироваться на полученных данных;
- озабоченность здоровьем — тревога за здоровье;
- отзыв о произведении — рецензия на произведение;
- показывать осведомлённость — свидетельствовать об осведомлённости;
- преимущество перед конкурентом — превосходство над конкурентом;
- цена продуктов — цены на продукты — стоимость продуктов;
- присуще руководителям — характерно для руководителей;
- усилить внимание к образованию — обращать внимание на образование — уделять внимание образованию;
- свойственно ленивым работникам — типично для ленивых работников;
- оказать влияние на экономическую ситуацию — сказаться на экономической ситуации;
- разделаться с задачей — разобраться в задаче;
- патент на изобретение — приоритет в изобретении;
- привыкнуть к новому окружению — прижиться в новом окружении;
- привычный для горожан — знакомый горожанам;
- проникнутый волнением — преисполненный волнения;
- предупредить о сложностях — предостеречь от сложностей;
- подъехать к дому — добраться до дома;
- восхищаться красотой — дивиться красоте;
- тормозить преобразования — препятствовать преобразованиям;
- отчитаться о результатах — отвечать за результаты.
Управление как тип связи характерно в словосочетаниях с разными частями речи, и в ряде случаев люди используют устаревшие или разговорные варианты, которые не являются правильными. Чтобы было проще запомнить литературные варианты, стоит ознакомиться и с ошибочными.
Примеры конструкций (в скобках приведены неверно составленные словосочетания):
- сказаться на результатах (сказаться на результаты);
- опасаться матери (опасаться мать);
- принять участие (принять участия);
- участвовать в мероприятии (участвовать на мероприятии);
- достигать двадцати метров в длину (достигать двадцать метров в длину);
- венец творения (венец творению);
- колдовать над причёской (колдовать причёску);
- избежать конфликта (избежать конфликт);
- залог счастья (залог счастью);
- касаться проблемы (касаться до проблемы).
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Использование однокоренных слов
Отдельную группу ошибок в речи и на письме составляют те, что возникают из-за непонимания различий между однокоренными словами. Дело в том, что управление лексических единиц, относящихся к разным частям речи, часто бывает неодинаковым. Пример: если зависимое слово употребляется с глаголом, его следует ставить в винительный падеж, но когда используется однокоренное существительное, задействуют родительный. Пары, имеющие одинаковый корень:
- читать (роман, в. п.) — чтение (романа, р. п.);
- строить — строительство;
- ловить — ловля;
- искать — поиски;
- взять — взятие;
- рисовать — рисование;
- ремонтировать — ремонт;
- мыть — мойка;
- писать — написание.
Это далеко не полный перечень однокоренных глаголов и образованных от них существительных, с которыми подчинительная связь образуется по-разному. Для понимания полезно выполнить упражнения онлайн, потом проверить и переделать согласно правильным вариантам.
Возможны и ошибки другого рода. Есть однокоренные глаголы и отглагольные существительные, имеющие одинаковое управление. При этом конструкции могут составляться с предлогами или без них. Примеры:
- охотиться (на зверя, в. п.) — охота (на зверя, в. п.);
- заменить (чем-то другим, т. п.) — сменить (на что-то другое, в. п.);
- сверять (с оригиналом, т. п.) — проверять (по единому стандарту, д. п.);
- заплатить (за электричество, в. п.) — оплатить (электричество, в. п.);
- плата (за газ, в. п.) — оплата (газа, р. п.);
- отличать (хорошее от плохого) — различать (хорошее и плохое);
- верить (в свои силы, в. п.) — уверенность (в своих силах, т. п.);
- включиться (в беседу, в. п.) — подключиться (к беседе, д. п.).
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Различия в значении
Некоторые слова могут использоваться в разных значениях, поэтому с ними может быть больше одного варианта образования подчинительной связи. Одно из таких слов — «гарантия». Например, она может быть на 2 года, если речь идёт о документе, прилагаемом к технике. Однако нельзя сказать «гарантия на предвыборные обещания» — это будет ошибкой.
Следующее «трудное» слово — «руководство». Конструкции с ним требуют дополнения в дательном, творительном или родительном падеже. Выбор зависит от значения. Варианты словосочетаний:
- руководство по эксплуатации (д. п.);
- руководство (нашего) отдела (р. п.);
- руководство действиями рабочих (т. п.).
Интересен глагол «идти», вызывающий трудности в речи и на письме. Если его применяют в значении «использоваться», дополнение в винительном падеже требует предлога «на», например: «гранит идёт на облицовку», «доски идут на дрова».
Если же вещество или предмет будет подвергаться кардинальным преобразованиям, применяют предлог «в». Примеры: «дрова идут в топку» (в которой они превращаются в золу), «сталь идёт в переплавку». Не возбраняется связать элементы предлогом «на», но форма с «в» более правильная.
Вид связи, когда заранее нельзя сказать, в каком падеже будет стоять зависимое слово, — непредсказующее управление, или именное примыкание. Чтобы ничего не нарушить, сначала нужно выяснить, в каком значении каждое из них используется. Для этого стоит обратиться к словарю. Варианты, как могут образовываться конструкции с разными предлогами:
- навыки сказались «в работе», но «на темпах работы»;
- ориентироваться «на местности», «по солнцу», «в пространстве», «на Восток»;
- удовлетворять «наши требования», но «требованиям закона».
Таковы основные случаи, когда возникает связь управление и есть вероятность составить конструкцию неверно. Что допустимо в просторечии, не всегда уместно в литературном языке, поэтому в сложных ситуациях лучше обращаться к справочникам и специальным таблицам. Ещё один вариант, как можно сделать, — изменить конструкцию на ту, в которой пишущий уверен.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Правильное построение словосочетаний по типу управления
План-конспект урока родного (русского) языка в 9 классе на тему:
«Правильное построение словосочетаний по типу управления»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Типы связи
слов в словосочетании»
Образовательная: повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»; познакомить учащихся с трудными случаями управления;
Развивающая: формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку.
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
— Что такое словосочетание?
(Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)
— Какие вы знаете типы словосочетаний?
(Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)
4. Изучение нового материала
Запишем какие соединения слов не будут являться словосочетаниями:
* подлежащее и сказуемое (Прилетают птицы.)
* сочетание самостоятельного слова и служебного (пусть пишет, около
* фразеологизмы (ни свет ни заря, сломя голову)
* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)
— Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?
(Согласование, управление , примыкание).
— Какой способ мы будем называть согласованием?
(Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)
— Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.
Главное слово: существительное.
Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.
Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.
Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.
Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).
Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.
Прежде чем приступить к практической части урока, хотелось бы вам дать несколько практических советов по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:
· Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры ( отвечающее на вопрос КАКОЙ?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
· Поиск словосочетания с управлением- это поиск слова ( с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного.
· Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Помните, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетания помогает вопрос.
Трудные случаи управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3. Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).
Обратите внимание на следующие конструкции :
Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.
Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т. д. .
Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что – либо совершается, происходит: по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении конструкция по + существительное в дательном падеже: * по завершению работы.
В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т. п. .
Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа и предлога: *плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.
5. Закрепление изученного материала
1) Определите тип связи слов в словосочетаниях.
Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.
2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.
Оплатить ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).
3) Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:
1. Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.
2. На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.
В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.
3. Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
4. На доске спроецировано предложение.
Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.
Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:
1. Где бы ни странствовал
2. Чувствовал себя лучше
3. Сидя на месте
4. Несравненно лучше
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи. С любыми тремя составить сложносочиненные предложения.
📸 Видео
Схема предложенияСкачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать
11 класс. СловосочетаниеСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Типы словосочетанийСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать