Правилам объединения слов в словосочетания и предложения соответствуют нормы

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Виды связей в словосочетаниях

Правилам объединения слов в словосочетания и предложения соответствуют нормы

О чем эта статья:

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Лексические нормы. Русский язык 11 классСкачать

Лексические нормы. Русский язык 11 класс

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Орфоэпические нормы современного русского языка. Русский язык. 11 классСкачать

Орфоэпические нормы современного русского языка. Русский язык. 11 класс

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать

Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать

Речевая (лексическая) норма| Русский язык

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Лекционный материал по русскому языку на тему «Синтаксическая норма»

по предмету Русский язык

Тема «Синтаксическая норма»

Лебедянь, 201_ г.

Синтаксические нормы — это правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: управляющий банком (не банка), выйти из положения (не с положения); вспоминая детство, представляю наш старый дом (не представляется).

Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.

Порядок слов в предложении

Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания. Например: На собрании принятые обязательства успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства выполнялись на самом собрании. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Принятые на собрании обязательства успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

2. Согласование сказуемого с подлежащим

Сказуемое ставится в той же форме, что и подлежащее (т. е. в том нее роде, лице и числе): Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились). Ножницы лежали на столе. Петино пальто стало старым.

При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в род. падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы (например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц (например: Большинство учеников отсутствовало). Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство студентов сдали зачет). Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен. Прошло пять лет.

При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как пра­вило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Известия»).

1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

Как правило, основное, более широкое по смыслу на именование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным: Озеро Байкалсамое глубокое озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

Если подлежащее выражено именем собственным, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Известия» сообщают, Эльбрус покорен и т. д.

Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое согласуется, с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре): пальто куплено, ТЮЗ открыт.

3. Нормы управления

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:

Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.

Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства вместо потребность в средствах производства.

В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.

Необходимо обратить внимание на особенности управления следующих слов:

анонс о чем: анонс о спектакле

комментарий к чему: комментарий к выступлению

характеристика кого/на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика

заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией

командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией

управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом

апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению

баллотироваться куда/в кого: баллотироваться в депутаты, в парламент

властвовать над кем/чем: властвовать над людьми, над умами

возразить против чего

говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе

голосовать за кого/что

гордиться кем/чем: гордиться сыном

дискутировать о чем

задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни

намекать на что

неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров

непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи

объявить что о чем

отчитаться за что: отчитаться за командировку

приговорить к чему

уверенность в чем: уверенность в победе

уделить внимание чему

указать что на кого/что: указать методическую ли­тературу, указать на недостатки, промахи

ходатайствовать о ком/чем

4. Неправильное использование предлогов ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений.

Предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

БПравилам объединения слов в словосочетания и предложения соответствуют нормылагодаря

Согласно чему? (дат. п.)

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

ВПравилам объединения слов в словосочетания и предложения соответствуют нормыследствие

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи с чем? (тв. п.)

(в связи с выборами)

В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).

При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

Например: поехал в Москвуприехал из Москвы; отправился на Кавказвернулся с Кавказа.

5. Неправильное использование конструкций со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного употребления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

Беспокоиться о ком Тревожиться за кого

Идентичный чему Сходный с чем

Надеть что на что Одеть кого во что

Обращать внимание на что Уделять внимание чему

Отзыв о чём Рецензия на что

Превосходство над чем Преимущество перед чем

Предостеречь Предупредить о чём

Препятствовать чему Тормозить что

Уверенность в чём Вера во что

Уплатить за что Оплатить что

Употребление деепричастных оборотов

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный оборот является принадлежностью книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы остановились.

Особое внимание следует обратить на следующие правила:

обязательным условием употребления деепричастных оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым, а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;

допустимым является употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

Нарушение этих правил воспринимается как грубая речевая ошибка.

Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих случаях:

— если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Неправильный вариант: Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

Исправленный вариант: Когда я возвращался домой, меня застиг дождь. Или: Возвращаясь домой, я был застигнут дождем;

— если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.

Неправильный вариант: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Исправленный вариант: Когда я подходил к лесу, мне стало холодно;

— если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной.

Употребление однородных членов предложения

Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности исполь­зования в предложении однородных членов.

Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное — кондитерское изделие).

Не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт (Ч.).

При сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести, но можно сделать.

Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях

В русском языке есть предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заре­вом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же собиралась всходить луна.

Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.

Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:

1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

Неправильный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

Исправленный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности будут достаточно высокими. Или: Новые методы хозяйство­вания получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.

Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

3. Постановка рядом однозначных союзов.

Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.

Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.

Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.

Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.

Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву.

Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.

5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании

обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском со­брании обсуждались следующие вопросы: 1) как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Вопросы для обсуждения теоретического материала

1. Что входит в понятие «синтаксические нормы русского языка»?

2. Что такое порядок слов в предложении? Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Перечислите основные правила согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием слов.

4. Что такое нормы управления?

5. Каковы особенности использования деепричастных оборотов в современном русском языке?

6. Каковы основные правила употребления однородных членов предложения?

7. Какие синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных предложений?

Необходимо различать управление существительных, прилагательных и глаголов, близких по значению:

быть участником чего-либо – участвовать в чем-либо;

беспокоиться о чем-либо – тревожиться за что-либо;

вера во что-либо – уверенность в чем-либо;

доволен чем-либо – рад чему-либо;

дорожить чем-либо – ценить что-либо;

думать о чем-либо – задумать что-либо;

наградить чем-либо – удостоить чего-либо;

наполнить чем-либо – полон чего-либо;

начать что-либо ю– приступить к чему-либо;

отличать что-то от чего-то – различать что и что;

отчитываться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;

опираться на что-либо – упираться во что-либо;

писать о чем-либо – описывать что-либо;

платить за что-либо – оплачивать что-либо;

полон чего-либо – переполнен чем-либо;

поделиться чем-либо – рассказать о чем-либо;

предостеречь от чего-либо – предупредить о чем-либо;

препятствовать чему-либо – тормозить что-либо;

разочароваться в чем-либо – быть недовольным чем-либо;

удивляться чему-либо – быть удивленным чем-либо, восхищаться чем-либо;

упрекать в чем-либо – попрекать чем-либо.

Правилам объединения слов в словосочетания и предложения соответствуют нормы

Следует обратить внимание на употребление следующих слов и словосочетаний:

аллергия на что-либо, аллергия на пыльцу ;

альтернатива чему-либо, альтернатива диетам ;

анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога, рисовать анфас ;

аэропорт, в чём? где?, в аэропорту ;

бал, о чём? на чём?, о бале, на балу ;

беспокоиться о ком-либо, о чем-либо, беспокоится о сыне;

благодаря кому? чему?, благодаря другу;

вопреки чему-либо, вопреки усталости;

(дис)гармонировать с чем-либо, (дис)гармонировать с тоном;

жажда чего-либо, жажда чтения;

жалоба на кого-либо, жалоба на Иванова;

избегать кого-либо, чего-либо, избегать встречи;

иммунитет к чему-либо, иммунитет к ядам;

курировать кого-либо, курировать сотрудника;

наблюдение за кем-либо, за чем-либо, наблюдение за погодой;

обижаться на кого-либо, на что-либо, обижаться на одноклассника;

обосновать что-либо, обосновать высказывание;

оплатить что-либо, оплатить проезд , но платить, заплатить за что-либо, платить за проезд;

отзыв о чем-либо, отзыв о фильме;

пренебречь чем-либо, кем-либо, пренебречь помощью;

препятствовать чему-либо, препятствовать осуществлению плана;

рецензия на что-либо, рецензия на книгу;

скучать по кому-либо, чему-либо, скучать по сыну, скучать по нему;

свойственный кому-либо, свойственная ему манера;

талант к чему-либо, талант к музыке;

тенденция чего-либо, тенденции моды;

уделять внимание кому-либо, чему-либо, уделять внимание друзьям;

упрекать в чем-либо, упрекать в непонимании;

характеристика кого-либо, характеристика ученика.

Видео:Нормы языка – что это такое простыми словами, какие они бывают и зачем нужныСкачать

Нормы языка – что это такое простыми словами, какие они бывают и зачем нужны

Русский язык. 11 класс

Конспект урока

Тема: Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение

Перечень рассматриваемых вопросов

Урок посвящён теме «Словосочетание и простое предложение».На уроке обучающиеся получат возможность расширить знания о словосочетании и простом предложении, их строении, о типах словосочетания и простом осложненном предложении, овладеют способами распознавания разных типов словосочетания, повторят правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, научатся отличать типы простых предложений, опознавать и классифицировать основные виды синтаксической связи и синтаксические средства в словосочетании и простом предложении.

Обучающиеся научатся соблюдать основные синтаксические и пунктуационные нормы при построении словосочетания и предложения; находить и исправлять ошибки в области управления и согласования, употребления однородных членов предложения, обособленных членов предложения.

Словосочетание — соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.);

Синтаксические нормы — это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи, оформляется в конце точкой, восклицательным, вопросительным знаками или многоточием. Также предложение является синонимом «фразы».

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009.

1. Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике// Виноградов В. В — М., 1975

2. Лекант П.А., Современный русский язык-3 изд. // Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. М.,2002

3. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.

4. Современный русский язык./под ред. Розенталя Д.Э. — 8 изд., М., 2015

5. Шанский Н.М..Тихонов А.Н. Современный русский язык. М.,1987

Материал для самостоятельного изучения

Вывод: В словосочетаниях и простых осложнённых предложениях все слова связаны друг с другом по форме (грамматически) и по смыслу. Для того чтобы правильно понимать смысл высказывания ( словосочетания или предложения), надо соблюдать СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ построения словосочетания или предложения, верно офорлять свое высказывание грамматически.

Основные признаки словосочетания

Словосочетание – такое сочетание слов, которое дает более точное определение, чем слово. В словосочетании всегда есть главное слово – то, от которого задаётся вопрос, и зависимое – то, к которому задаётся вопрос

От первого слова ко второму протягивается вопрос:

Солнце КАКОЕ? яркое

Бежать ПО ЧЕМУ? по тропинке

Петь КАК? громко

По типу связи между главным и зависимым словом все словосочетания делятся на три группы: словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ, словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

Повторение видов осложнения простого предложения:

1) Простое предложение, осложнённое однородными членами

На дорожке парка лежали жёлтые, красные, бурые осенние листья.

2) Простое предложение, осложнённое обособленным определением

Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской.

3) Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством

Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

4) Простое предложение, осложнённое обращением или вводными конструкциями

По мнению здешних ученых этот провал не что иое, как угасший кратер вулкана.

5) Простое предложение, осложнённое уточняющими членами предложения

Здесь, в лесном краю, родилась моя любовь к живой природе, к родной земле.

6) Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением

Взгляд далеко обнимаетпространство и ничего не встречает, кроме белоснежного песку, разнообразной травы да однообразных цветов.

Задание 1. Ребус – соответствие

Установите соответствие между предложениями, обозначенными цифрами, и грамматическими ошибками, допущенными в них, обозначенных буквами.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.

6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.

8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.

9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.

Правильный вариант: А 3, Б 9, В 4, Г 5, Д 7

Задание 2. Единичный выбор

Исключите словосочетание, в котором есть грамматическая ошибка.

1) Вопреки указанию

2) Согласно распоряжению

3) Кроме двух последних страниц

4) Благодаря долгого ожидания

5) Вместо знакомой равнины

Предлог «благодаря» применяется при управлении существительного в дательном падеже

📺 Видео

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку. Нормы русского языкаСкачать

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку.  Нормы русского языка

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Лексические нормы литературного языкаСкачать

Лексические нормы литературного языка

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Произносительная норма| Русский языкСкачать

Произносительная норма| Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: