- «Ударяем» слова! Учим французское ударение
- Что такое окситоны?
- Les accents en français
- Все, что вы хотите знать о l’accent circonflexe
- Система ударений во французском языке
- Ритмическая группа, ударение во французском языке
- УДАРЕНИЕ
- РИТМИЧЕСКАЯ ГРУППА
- Ритмическую группу составляют:
- ГОЛОСОВОЕ СВЯЗЫВАНИЕ
- СЦЕПЛЕНИЕ
- СВЯЗЫВАНИЕ
- 🔍 Видео
Видео:Ударение во французском языке. Французский язык для начинающих.Скачать
«Ударяем» слова! Учим французское ударение
Друзья, поговорим с вами о таком фонетическом феномене, как ударение во французском языке. Как известно, ударение – это выделение одного из компонентов речи каким-либо акустическим средством: звуком, интонацией. Новички, только приступившие к изучению французского языка, могут испытывать затруднения, задаваться вопросом, на какой слог падает ударение во французских словах?
Те же, кто уже успел подружиться с французским языком, успели заметить, что ударение во французских словах падает всегда на последний слог. Вообще, ударения во французском языке – вещь, весьма любопытная, а, значит, интересная для тех, кто изучает этот язык. Потому что в этом языке существует не только звуковое, но и графическое, то есть письменное ударение, у которого своя, очень важная функция в словах. Именно об этом мы и поговорим сегодня.
Видео:Что такое ритмическая группа (ритмическое или фразовое ударение) во французском языке.Скачать
Что такое окситоны?
Итак, уважаемые читатели, как мы уже сказали, во французском языке ударение в словах падает на последний слог. А слова с ударением на последний слог и называются окситонами – les oxytons. Обратите внимание на примеры французских слов. Мы специально выделили букву с слове, чтобы вы заметили, на какой слог падает ударение:
- parlEr – говорить, разговаривать
- demandEr – спрашивать
- raisonnAble – разумный
- chansOn – песня
- rougIr – краснеть
Во французском языке окситонами могут быть целые фразы и предложения. Это значит, что ударение падает на последнее слово в предложении (и, конечно, на последний слог последнего слова). Например:
Такой феномен очень удобен для тех, кто изучает французский язык. Потому что вы никогда не сможете ошибиться в том, с каким ударением произносить слова. Просто ударяйте все слова на последний слог, и нет проблем!
Со звуковым ударением мы разобрались, теперь перейдем к графическому ударению. Таких ударений во французском языке целых четыре. Не удивляйтесь, сейчас вы все узнаете!
Видео:Французский язык. Уроки французского #24: Accents français. Французские ударения (акценты)Скачать
Les accents en français
Графические знаки над французскими словами и называются les accents или ударениями. Их всего четыре, и называются они l’accent grave, l’accent aigu, l’accent circonflexe и le tréma.
Теперь посмотрим, как они обозначаются на письме:
- l’accent grave (à, è и т.д.) – frère, mère, père
- l’accent aigu (é) ) – pitié, charité, enchanté
- l’accent circonflexe (î, ô, â, ê и т.д.) – théâtre, s’il vous plaît
- le tréma (ï и т.д.) – maïs, Citroën
Друзья, обратите внимание на таблицу, в которой мы приводим общие правила и функции графических ударений французского языка:
А теперь обратите внимание на употребление графических ударений с буквами и основными буквосочетаниями во французском языке:
Новички во французском ошибочно думают, что эти палочки, точки и шляпки над гласными совершенно не нужны. Но, упустив такое ударение в том слове, в котором оно должно быть, вы допустите грубейшую ошибку. Да-да, друзья, упущение графических ударений – это грамматическая ошибка. Потому что все эти accents нужны и важны во французском языке.
Дело в том, что l’accent grave указывает на закрытый слог в слове. Его нужно произносить с более открытым ртом. L ’accent aigu указывает на открытый слог. При произнесении рот должен быть чуть прикрыт. Le tréma указывает на то, что непроизносимая гласная должна произноситься. Ну, а l’accent circonflexe – это целый отдельный разговор.
Видео:Ударение и интонация во французском языкеСкачать
Все, что вы хотите знать о l’accent circonflexe
L’accent circonflexe может стоять над любой гласной буквой французского языка: â, ê, î, ô, û или буквосочетанием: aî, eî, oî, eû, oû, oê = [wε], кроме y, au, eau.
Вот несколько правил, касающихся этой шляпки над гласными:
- L’accentcirconflexe никогда не стоит над гласной,которая предшествует двум согласным (кроме неделимых групп: tr,cl и т. д.) и букве х. Исключения: а) перед двойным ss в словах châssis-шасси,châssis-оправа, и в формах глагола croître; б) в passé simple глаголов venir,tenir и их производных: nousvînmes,vousvîntes и т. д.
- L’accentcirconflexe никогда не стоит над гласной буквой, за которой следует другая гласная, независимо от того, произносится эта последняя или нет, к примеру: crû (м. р.), но: crue (ж. р.). Исключение: bâiller.
- В сочетании двух гласных l’accentcirconflexe стоит всегда над второй: traître, théâtre.
- Он не ставится над последней буквой слова. Исключение: причастия dû, crû, mû, междометия ô, allô и иностранные слова, и имена (Salammbô и т. п.), звукоподражания (mê-ê!).
- L’accentcirconflexe не стоит над е, если это первая буква в слове. Исключение: être.
- L’accentcirconflexe никогда не ставится над носовыми гласными. Даже когда в данном корне употребляется l’accentcirconflexe, он исчезает, если гласная принимает носовой тембр: traîner,entraîner, но: train,entrain;jeûner, но: àjeun. Исключения: nous vînmes, vous vîntes и т. п.
- L’accentcirconflexe никогда не разбивает буквосочетания в отличие от l’accent aigu и le tréma.
Графическое ударение во французском языке
Присутствие в слове l’accent circonflexe объясняется несколькими факторами.
- Этимологический фактор – он заменяет исчезнувшую букву.
- Фонетический фактор – он обозначает длительность гласного в сочетании с изменением его тембра.
- Морфологический фактор – он участвует в некоторых типах словообразования.
- Дифференцирующий фактор – он служит для различения омонимов.
Чаще всего l’accent circonflexe в словах замещает исчезнувшую из того или иного слова букву. Все зависит от происхождения данного слова. Это говорит о том, что когда-то эти буквы были в данных словах, но с течением развития языка, они упразднились или исчезли за ненадобностью, и на их месте возник l’accent circonflexe, чтобы напоминать об исчезнувшей букве.
Например: fête — festival — фестиваль; âme – anima – душа; sûr – seur – securum – надежный, уверенный.
Как справиться с этими графическими символами над французскими словами? Другого выхода нет – нужно просто заучить, запомнить те слова, в которых они присутствуют. А для этого нужно как можно больше работать с французскими текстами и тогда ударение во французском языке не будет вызывать сложностей. Удачи!
Видео:Правила чтения французского языка за 6 минут | Французский язык для начинающихСкачать
Система ударений во французском языке
Раднаева Анита Валерьевна – студент Бурятского государственного университета.
Аннотация: Ударение играет важную роль при изучении любого языка. В современной системе французского языка ударение падает на последний слог слова. При более подробном рассмотрении вопроса лингвисты различают основное и добавочное ударения. В данной статье представлены базовые принципы системы ударений во французском языке, виды ударений и первостепенные понятия.
Ключевые слова: французский язык, ударение, фонология, фонетика, ритмическая группа.
«В лингвистике принято выделять языки с фиксированным ударением и со свободным ударением» [2, c. 1]. Французский язык относится к языкам с относительной фиксированностью. Это означает, что помимо основного ударения, существует добавочное. Первое падает на последний слог лексического слова, второе же на первый слог.
Рассматривая ритмические структуры, выделяются два уровня: фонологический и фонетический. Основное ударение относится к разделу фонологии и принадлежит абстрактному уровню исследований. [2, c. 1]. Добавочные ударения реализуются в речи и требуют исследования фонетического исследования конкретных реализаций.
Что касается других классификаций, А.Н. Рапанович считает, что существуют словесное и фразовое ударения. Словесное ударение во французском языке связанное, то есть в изолированных словах оно стоит всегда на последнем слоге. Фразовое делится на два типа: ритмическое и выделительное [5, с. 61].
Ритмическое, в свою очередь, всегда присутствует в любой фразе и создает ее ритм. Ритм – чередование ударных и безударных слогов, постановка ударения через определенные промежутки времени.
При анализе слов внутри ритмических групп, выделяются несколько признаков расстановки ударения. В простой ритмической группе ударение падает на последнее слово. Если ритмическая группа удлиняется, то ударение передвигается: бывший ударным последний слог теряет ударение и оказывается завершающим в ритмической группе. Если ритмическая группа состоит больше, чем из трех слогов, то появляются второстепенные ритмические ударения. Обычно они падают на нечетные слоги, начиная от конца ритмической группы. Если ритмическая группа состоит из трех слогов, второстепенное ударение исчезает, так как оно оказывается рядом с основным ударением предшествующей группы. Два ритмических ударения подряд не допускаются. [5, с. 63].
Во французском языке существует еще одно второстепенное ударение начала слова. В зависимости от количества слогов в слове, ударение может ослабляться согласно правилу дезакцентуации, а может усиливаться, при этом совпадая с второстепенным ударением нечетных слогов. В четырехсложных словах оказывается два второстепенных ударения подряд: ударение начала слова и второстепенное ритмическое ударение.
Важно выделить следующим тип ударения – выделительное. Данное ударение встречается нечасто и возникает лишь при необходимости выделения отдельных слов. Обычно существует параллельно с ритмическим ударением.
Одним из типов выделительного ударения является дидактическое ударение. Контрастируя с эмфатическим, дидактическое ударение тесно связано с мышлением человека и также служит для выделения конкретных слов. Говорящий, используя это ударение, хочет сфокусировать внимание партнера на определенном слове. Этот тип ударения падает обычно на первый гласный слова. Гласный изменяется по долготе, высоте и напряженности [3, с. 69].
В речевом потоке ударение несет не каждое слово внутри смысловой группы, а смысловая группа в целом. Из этого следует, что количество ударений во фразе определяется не количеством слов, а количеством ритмических групп.
Ритмическую группу во французском языке составляют:
- Знаменательное слово с относящимися к нему служебными словами;
- Определяемое слово со всеми определяющими словами, стоящими перед ним;
- Определяемое слово с определяющим его односложным словом, стоящим после него.
- Определение в постпозиции по отношению к определяемому слову объединяется с этим последним в одну ритмическую группу, если определение односложное, и образует особую ритмическую группу, если определение многосложное [5, с.102].
Состав ритмической группы и количество ударений в ходе речи зависят от смысловых оттенков. Немаловажную роль играют стиль и темп речи. Например, стиль произношения будет гораздо тщательнее, если речь говорящего медленна. Таким образом, ударений будет больше и каждая ритмическая группа будет состоять из коротких слогов. [1, c. 165]. В быстрой речи несколько ритмических групп чаще всего соединяются в одну. Длина ритмических групп может быть разной: от одного слога до восьми, десяти, а иногда и более слогов.
Обратимся к еще одному виду ударения – синтагматическому. Это ударение возникает при объединении ритмических групп в синтагмы. При этом ударение последней из ритмических групп данной синтагмы усиливается. Ритмические ударения, стоящих перед этим групп, ослабляются. Чем быстрее речь и длиннее синтагмы, тем больше ослаблены ритмические ударения внутри их. В разговорной речи они совсем исчезают, и синтагма становится ритмической группой.
Если фраза содержит несколько синтагматических ударений, то они тоже неравноценны по силе. В зависимости от смыслового оттенка, одно из ударений может быть сильнее, чем другое. Такое усиление синтагматического ударения, подчеркивающее смысловой, логический центр данной фразы, является ее логическим ударением [5, с. 65].
Существуют и другие виды ударения во французском языке. Одно из них – ударение фокализации, которое приходится на первый слог лексического слова, начинающегося с согласной. Если слово начинается с гласной, то ударение так же приходится на первый слог. В других контекстах оно может падать на второй слог. Ударение фокализации акцентируется на элементе фразы.
Эмфатическое ударение характерно для экспрессивного стиля речи, служит для того, чтобы подчеркнуть слово и эмоции говорящего [3, с. 68]. Выделяемые слова в большинстве случаев сами имеют экспрессивное значение, семантическую выразительность. Данное ударение всегда консонантно, то есть падает на согласный.
Существует случай просодического ударения, выявленного создателями французской экспериментальной фонетики. Антрополог стиха Анри Мешонник считал, что данное ударение базируется на ритме фразы. Анри стремился связать воедино консонантно вокалические цепи повторов и ритмику, что привело к созданиям новых смыслов во фразах [2, c. 5].
Экспериментальные работы последних лет также доказали, что во французском языке существует фонетическое, по характеру соответствующее русскому логическому ударению. Логическое ударение выражает во фразе предикативные отношения.
Говоря о системе ударений французского языка, можно выделить не только основное и добавочное ударения. Кроме них ученые признают фразовое, выделительное, эмфатическое, дидактическое, логическое, словесное, фонетическое ударения. Основная проблема заключается в продолжающемся исследовании употребления данных ударений. Делая вывод, с точностью можно утверждать, что любое слово во французском языке может быть и ударным, и безударным, в зависимости от того, как строится ритмическая группа, включающая это слово.
Видео:🔥Правило чтения N 2 французского языка🔥Ударение во французском #французскийдляначинаСкачать
Ритмическая группа, ударение во французском языке
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
УДАРЕНИЕ
Во французском языке ударение в отдельном слове всегда падает на последний произносимый слог. Но в фразе оно падает на последний слог группы слов, которая называется ритмической группой.
Видео:Французский язык Урок №8 Ударение Ритмические группыСкачать
РИТМИЧЕСКАЯ ГРУППА
Ритмическую группу составляют:
1)знаменательное слово с относящимися к нему служебными словами
mon ami- мой друг
elle aime – она любит
elle n’aime pas –она не любит
2)определяемое слово со всеми определяющими словами, стоящими перед ним
une petite fille –маленькая девочка
3) определяемое слово с определяющим его односложным словом, стоящим после него
le ciel bleu – голубое небо
4)устойчивые выражения или группы слов, выражающие одно понятие
Etre aux anges. — Быть на седьмом небе.
une salle de bains – ванная комната
Слова в речевом потоке в предложении произносятся слитно, на одном дыхании. Это объясняется такими явлениями, как сцепление, голосовое связывание и связывание.
ГОЛОСОВОЕ СВЯЗЫВАНИЕ
Если слово оканчивается на гласный, а следующее слова начинается тоже с гласного, то слова произносятся слитно.
Elle va à la gare. [εl-va-a-la-ga:r] Она едет на вокзал.
СЦЕПЛЕНИЕ
Если слово оканчивается на произносимый согласный или группу неделимых гласных, а следующее за ним слово начинается с гласного, то конечный произносимый согласный предыдущего слова образует слог с начальным гласным следующего слова.
Elle est malade. [ε-lε-ma-lad] Она больна.
СВЯЗЫВАНИЕ
Связывание — это слитное произнесение внутри ритмической группы непроизносимого конечного согласного слова с начальным гласным следующего слова.
При связывании согласные s и х начинают произноситься, как [z]. А согласный d произносится, как [t].
mes amis [me-za-mi] мои друзья
un grand ami [œ̃- grɑ̃-ta-mi] большой друг
Связывание обязательно:
1.Между артиклем, числительным, притяжательным или указательным прилагательным и следующим за ним словом.
les échecs [le-ze- ʃek] шахматы
six arbres [si-za:rbr] шесть деревьев
2.Между местоимением – подлежащим и глаголом (в любом положении).
ils aiment [il-zε:m] они любят
parlent-ils ? [par-lə -til] Они говорят?
3.Между глаголом – связкой и следующим за ним словом.
elle est architecte [ε-lε-tar-ʃi-tεkt] она архитектор
4.Между вспомогательным глаголом 3-го лица и причастием прошедшего времени.
elle est allé [ε-lε-ta-le] она пришла
5.Между предлогом, наречием и следующим за ним словом.
avec elle [avεkεl] с ней
6.Между прилагательным и следующим за ним существительным.
un grand arbre [œ̃ -grɑ̃-tarbr] большое дерево
Автор: преподаватель французского Оксана Денисова
Спасибо, что Вы прочитали эту статью! Обязательно поделитесь этой статьёй с Вашими друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочку! Я уверена, что эта статья будет полезна всем Вашим друзьям и знакомым, изучающим французский язык!
Если вы только начинаете осваивать французский язык и вам требуется помощь, то я предлагаю индивидуальные занятия французским языком по скайп.
🔍 Видео
Французский язык. Алфавит и правила чтения. Начните читать по-французски за 20 минут!Скачать
Французские артикли просто и понятноСкачать
Диакритические знаки во французском. Accent aigu, accent grave, accent circonflexe. Видеоурок 1.Скачать
Французский язык. Уроки французского #6 - Правила чтения. Краткое пособие (1)Скачать
Французская фонетика 1. Секреты французского произношения. Как ставить ударение?Скачать
Голосовое связывание и сцепление во французском. Что такое enchaînement, liaison?Скачать
Что вас ждёт, если вы собираетесь учить французский язык | Елена КундераСкачать
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Правила чтения французского языка (Урок 1).Скачать
Деление на слоги (слогоделение) во французском языке. Как делить французские слова на слоги.Скачать
Почему французское ударение падает на последний слог. #037 Французский языкСкачать
Французский язык - урок № 1 - Правила чтенияСкачать
ГЛАГОЛЫ : 1 ГРУППА | важный секрет спряжения | французский по полочкамСкачать