Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Урок русского языка в 5 класса Практикум по теме «Словосочетание и предложение»
Практикум по теме «Словосочетание и предложение»
Цель: систематизировать, закрепить знания о словосочетании и предложении; учить применению знаний на практике.
Образовательная: закрепление знаний о способах связи слов в словосочетании, о видах простого предложения по цели высказывания и интонации; пополнение словарного запаса;
- развивающая: развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературногоязыка;
- воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе, любви к русскому языку.
• Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
• Регулятивные УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
• Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с уч?том позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
• Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
• Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; отличие словосочетания от предложения; виды простого предложения по цели высказывания и интонации.
• Уметь: выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; определять виды простого предложения по цели высказывания и интонации.
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); освоение основ проектной деятельности.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, рабочие тетради, раздаточный материал, фантики от конфет.
Вид урока: систематизация и закрепление знаний по теме.
Межпредметные связи: история, литература.
- Приветствие. Положительный настрой на урок.
Подготовка учащихся к уроку – словарная работа.
Добрый день, ребята! У нас сегодня с вами уже был урок литературы, и мы уже здоровались, но мне очень приятно ещё раз с вами поздороваться и пожелать вам доброго дня и плодотворной работы на уроке!
Ребята, сегодня у нас урок не совсем обычный. Чаще всего у нас бывают уроки открытий новых знаний, уроки повторения и обобщения, уроки – проверки знаний, уроки развития речи.
Наш урок тоже можно отнести к уроку обобщения, но называется он «урок-практикум». Чтобы нам лучше понять, что такое практикум, обратимся к нашему верному помощнику – толковому словарю. Слово практикум образовано от слова «практика» при помощи суффикса «ум». Давайте посмотрим, что означает слова «практика» и «практикум».
Учащиеся находят слова «практика» и «практикум», выясняют их значение и делают записи в тетрадях.
Ну вот, теперь ваш словарный запас обогатился на несколько новых слов.
Запись на доске: два кластера о словосочетании и предложении с незаполненными центральными ячейками.
А теперь давайте выясним, по какой же теме мы будем практиковаться сегодня. Давайте рассмотрим эти два кластера, данных на доске. Как вы думаете, чего в них не хватает?
Ответы учащихся: ключевых слов «Словосочетание» и «Предложение».
Совершенно верно. Сегодня мы будем применять на практике знания о словосочетании и предложении.
Что мы узнали о словосочетании?
Давайте проверим, умеем ли отличать словосочетания от других языковых единиц. Выполняем упражнение 1 на странице 41 в рабочих тетрадях.
- Применение знаний и умений в новой ситуации.
На прошлой неделе мы с вами начали реализацию проекта по теме «Вторая жизнь фантиков». Одной из гипотез проекта стало то, что фантики можно использовать в качестве учебного материала при изучении русского языка. Вот и пришла пора убедиться в этом. Названия фантиков могут стать интересным материалом для изучения словосочетаний. В этот мешочек я положила фантики. Каждый из вас должен достать по 3 фантика, исследовать название с точки зрения синтаксиса, а именно определить является ли название словосочетанием, и если ответ будет положительным, то надо написать словосочетание на доске (для каждого учащегося выделено место) и сделать его разбор.
Примечание: если времени достаточно, можно исследовать больше фантиков. Работа у доски заканчивается физминуткой.
- Актуализация знаний по теме «Предложение»
Ну что, перейдём к следующей теме нашего практикума, это «Предложение». Мы с вами познакомились с видами предложений по цели высказывания и по интонации. Конечно же, нам с вами помогают разобраться в определении этих видов знаки препинания. Угадайте несколько загадок:
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю. (точку).
- Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто.
После слов тех — знак (вопроса).
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —. (восклицательный)
Постановка проблемного вопроса: Знаки препинания очень значимы и иногда могут заменить целые предложения и даже тексты. Не верите? А вот послушайте одну историю. Известный французский писавека Виктор Гюго написал роман «Отверженные», послал свою рукопись издателю и приложил к ней письмо без единого слова. Письмо состояло из знака «?» Прочитав роман, издатель незамедлительно ответил писателю подобным письмом: «!» Как вы думаете, что означали эти письма?
- Применение знаний и умений
На уроках литературы мы познакомились с баснями И.А. Крылова. Выполнив следующее задание, вы сможете проверить не только свои знания по русскому языку, но и по литературе. Потому что для практической работы я приготовила для вас предложения из басен, а задание будет следующее: определить вид предложения по цели высказывания, по интонации, и дополнительно попробуйте угадать, из какой басни будет данное предложение.
Работа с предложениями на карточках:
У сильного всегда бессильный виноват.
Помилуй, мне ещё и от роду нет году.
Спой, светик, не стыдись!
Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Не оставь меня, кум милой…прокорми и обогрей.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала.
- Контроль усвоения. Домашнее задание. Рефлексия.
Вот и подошёл к завершению наш практикум. Но, конечно же, работа по изучению предложений и словосочетаний на этом не заканчивается. Впереди нас ждёт ещё много открытий. И сегодня мы лишь только подвели первые итоги. Давайте ещё раз проговорим, что на сегодняшний день мы знаем о словосочетании и предложении.
Для того, что объективно оценить ваши знания и работу на уроке, мы воспользуемся оценочными листами. Вначале предлагаю вам оценить свои знания и умения самим.
А теперь поставь знак «+» в соответствующую строку, а затем покажите своё настроение при помощи смайлика.
Я всё знаю по теме «Словосочетание и предложение» и умею применять свои знания на практике
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться! Оказывается, я ещё много чего не знаю по теме.
Самооценка _____________Оценка учителя___________
Послушайте мою оценку вашей работы и знаний.
Домашним заданием на сегодня станет выполнение самостоятельной работы в форме теста в нашей рабочей тетради. Задания 1-7 на стр. 39. Эти задания помогают нам готовиться к экзамену, который вам предстоит сдать по окончанию 9 класса. Поэтому отнеситесь к ним со всей серьёзностью.
. На этом урок закончен. До свидания!
У сильного всегда бессильный виноват.
Спой, светик, не стыдись!
Помилуй, мне ещё и от роду нет году.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Не оставь меня, кум милой…прокорми и обогрей.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала.
«Свинья под дубом» — 1
«Волк на псарне» 2
«Стрекоза и Муравей»- 3
«Волк и Ягнёнок — 4
«Ворона и Лисица» — 5
А теперь поставь знак «+» в соответствующую строку, а затем покажите своё настроение при помощи смайлика.
Я всё знаю по теме «Словосочетание и предложение» и умею применять свои знания на практике
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться! Оказывается, я ещё много чего не знаю по теме.
Самооценка _____________Оценка учителя___________
Видео:Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Тема урока: «Словосочетание и предложение». (5 класс)
Форма урока: урок-практикум
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
развивать внимание, память.
воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум.
I. Слово учителя.
— Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
II . Сообщение темы урока. Словосочетание и предложение.
III . Сегодня мы совершим наше осеннее путешествие по разным станциям.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ».
Беседа по вопросам:
Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний.
Для чего нужна речь? ( Для общения друг с другом.)
Из чего состоит речь?(Наша речь состоит из предложений.)
Что же такое предложение?(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
— Всегда ли в предложении ГО состоит из подлежащего и сказуемого?
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)—
Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ».
— А вот и вторая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней?
1. Игра «Выбери меня, выбери меня»
— Перед вами лежат фонарики. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу? ( На красный) Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).
( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)
Солнечный день, краски радуют, водить за нос, хорошо дышать, чуткие и зоркие, шуршит под ногами, буду рисовать, осенний наряд, около моря, нудный дождь, хорошо в лесу, после дождя, на мокрых пнях, природа творит, птичьи песни, все меркнет, леса и парки, листья осины, загорается и охватывает, любоваться закатом, красив вечер, золотой листопад, потерять голову, картина прекрасна, высунув язык, прекрасна и таинственна, сквозь ветви.
4. Игра «Кто лучше?»
— Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте три словосочетания об осени, чтобы были представлены все виды словосочетаний и разберите их.
Золотой дождь, медленно плывут, вдали от берега.
— Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
— А вот и третья наша остановка «Предложение». Прогуляемся по ней.
1. Игра «Кто быстрее?»
— Перед вами текст.
Октябрь. Играют краски л..стопада, и наскво..ь пр..свечива..тся осе..ий лес. Замолкли птицы. Только ш..рох и шелест ворохов лист..ев под н..гами по..черкивают л..сную т..шину.
Ветер — бе..менный дворник леса. Разметал он по п..лянам разноцветные лист..я, шумными к..врами устила..т тр..пинки чащ(?). Вот от р..димой ветки оторвался з..л..той лист и пол..тел к з..мле. Он долг.. круж..тся, словно хочет прим..ститься на грибной шляпке. В ней заст..ялась дождевая вода. Она очень чистая и прозрачная. Шустрая белка жадно пьет из грибной лунки.
Задания по тексту
Вставить пропущенные буквы.
Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях.
Найдите в тексте нераспространенные предложения.
Найдите сложные предложения.
Найдите предложения с однородными членами, подчеркните однородные члены.
Сделайте синтаксический разбор 2- го предложения (учащийся у доски).
2. Игра «Кто внимательнее»
Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».
— Правильно –Х, неправильно – О.
Выплыло из-за туч солнышко.
Оно разослало на землю свои лучи.
Две капли тяжело шлепнулись на лист.
Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
Утро сегодня прохладное.
Листья плясали под его музыку.
Осень – волшебное время года.
Заполните таблицу. Главные и члены предложения.
На какие вопросы отвечает
Какой частью речи выражается
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Обобщающий урок по теме «Синтаксис словосочетания и простого предложения в 5-м классе» (1-й урок)
Образовательная цель: Закрепление основных сведений по данной теме и отработка умений разбирать с/с, простое предложение, ставить знаки препинания в простом предложении.
Воспитательная цель: Воспитание интереса к предмету через познавательную деятельность.
- развитие специальных умений и навыков;
- развитие сознательности, ответственности, внимания.
Повторение сведений о с/с. Вопросы учащимся:
– Что такое с/с?
– Что такое грамматическая связь в с/с?
– Почему ГО (грамматическая основа) не является с/с?
1. Задание классу: запишем сочетания слов и определим, какие из них являются с/с:
– по лесной тропинке,
– около дома (не является с/с, т.к. это существительное с предлогом),
– побежал к реке,
– искрится звезда (не является с/с, т.к. это ГО предложения),
– по дороге (не является с/с, т.к. это существительное с предлогом),
– летел и крутился (не является с/с, т.к. это однородные сказуемые),
– резкого ветра,
– разбросал листья.
3. Проверяем задание. Задаем дополнительные вопросы.
4. Что же такое предложение?
5. Запишем на доске предложение для синтаксического разбора (вызывается один ученик):
Прилетели(сказуемое, глагол) птицы(подлежащее, сущ.) и(союз) наполнили(сказуемое, глагол) лес(дополнение, сущ.) чудным(определение, прил.) пением(дополнение, сущ.). (Повествовательно, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми). Составляем схему.
Вопрос к классу:
– Какого члена предложения не было в предложении? – Обстоятельства.
– Что это такое?
– Записанное предложение – распространенное, а какие предложения называются нераспространенными?
6. Выборочный диктант. Задание: выписать ГО. Один ученик работает у доски.
- Поздняя осень – замечательная пора! (Осень – пора: сущ. + сущ.)
- Мы бросаем птицам хлебные крошки. (Мы бросаем: мест. + гл.)
- Небо чистое. (Небо чистое: сущ. + прил.)
- Свети нам, солнышко! (Свети: глагол.)
- Из-за тучи появилось солнышко. (Появилось солнышко: гл. + сущ.)
Проверяем и подводим итоги.
– Что такое подлежащее (значение, вопросы, чем выражено)
– Что такое сказуемое (значение, вопросы, чем выражено)
7. Творческая работа.
Составление предложений по данным схемам на тему “Поздняя осень”.
- [ подлежащее и три однородных сказуемых].
- [ три однородных определения, связанных интонацией, подлежащее, сказуемое].
- [ подлежащее(сущ.) – сказуемое(сущ.) ].
- [ , О] !
- [ ], и [ ].
- [ ], (если ).
Учащиеся читают составленные предложения.
Посмотрим еще раз на последние схемы. Это сложные предложения. Чем они отличаются от простых? – ответ ученика.
Цель нашего следующего урока – повторить сведения о сложном предложении и закрепить навыки отличия простых предложений от сложных.
- написать сочинение-миниатюру на тему: “В музее”, используя схемы из упражнения 242 (6–7 предложений);
- повторить сведения о сложном предложении.
📹 Видео
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Сложное предложение (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)Скачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
самые сложные предметы в 5 классеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№26 - Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях.)Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Предложение (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Как отличить словосочетание и предложениеСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№15 - Виды предложений по цели высказывания.)Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№22 - Дополнение.)Скачать
Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать