- Проверочная работа «Связь слов в словосочетаниях».8 класс
- Просмотр содержимого документа «Проверочная работа «Связь слов в словосочетаниях».8 класс»
- 8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения» тест по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Упражнения по теме «Словосочетание»
- 🎬 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Проверочная работа «Связь слов в словосочетаниях».8 класс
Проверочная работа по теме «Словосочетание» в 3-х вариантах с ответами.
Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа «Связь слов в словосочетаниях».8 класс»
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Нелегкая судьба, 2) замереть от восхищения, 3) очень обаятельный, 4) мечты о будущем, 5) стоять молча, 6) шестой полк, 7) сказать назло, 8) любой из нас, 9) прибыть вовремя, 10) говорить улыбаясь, 11) заслуга поколения, 12) военное положение, 13) побледнеть от волнения, 14) пожелтевших листьев, 15) твой портфель, 16) по-детски наивно, 17) обложка тетради, 18) краснея от смущения, 19) булка с маком, 20) писал аккуратно.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование.
По высокому небу быстро плыли пушистые облака.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
4. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
сапоги из замши-
устройство для зарядки-
5. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
посмотрев с восторгом –
кричать от радости-
достается с трудом-
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) Тост за здоровье, 2) посмотрев неприветливо, 3) почерневший от времени, 4) мечтать о чем-то, 5) прибыть вовремя, 6) поездка в Америку, 7) глубокое кресло, 8) звонить ежедневно, 9) ручка двери, 10) моего брата, 11) очень любопытный, 12) остаться навсегда, 13) очень близко, 14) постукивать карандашом , 15) просмотревший бегло, 16) с первого взгляда, 17) свидание на лавочке, 18) на второй минуте, 19) каждый из вас, 20) распустившийся бутон.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование
В старом парке громко играл духовой оркестр.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
4. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
домик в деревне-
окно на чердаке-
5. Замените словосочетание, построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
смотреть с любопытством-
замерев от восхищения-
говорил с волнением-
Повторение «Связь слов в словосочетаниях» 8 класс
1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:
С (согласование), У (управление), П (примыкание).
1) выдвинутый ящик, 2) красный от мороза, 3) работать увлеченно, 4) освоение земель, 5) к нашему двору, 6) расти у дороги, 7) опытному педагогу, 8) вернуться обратно, 9) падающих листьев, 10) расчистить дорогу, 11) смотреть недоверчиво, 12) гул колоколов, 13) звать на помощь, 14) рано поседеть, 15) возможность уехать, 16) разбудить малыша, 17) на втором этаже, 18) дом у дороги, 19) крайне неприятный, 20) потемневший от времени.
2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью согласование:
Большая темная туча неожиданно выросла за рекой.
3. Замените словосочетание, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление:
4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование:
вода из колодца —
5. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание:
работать с увлечением –
смотреть с недоверием-
вздохнув от огорчения-
1. с у п у п с п у п п у с у с с п у у у п
2. примыкание- плыли быстро
Управление- плыли по небу
Согласование- по высокому небу (или пушистые облака)
3. ковш из меди, клумба с цветами, успехи в спорте
4. замшевые сапоги, книжная страница, зарядное устройство
5. восторженно посмотрев, радостно кричать, трудно достаётся.
1. у п у у п у с п у с п п п у п с у с у с
2. примыкание- громко играл
Управление – играл в парке
Согласование – духовой оркестр (или в старом парке)
3. ручка двери, обложка тетради, пожар в лесу.
4. деревенский домик, чердачное окно, угловая комната
5. любопытно смотреть, восхищённо замерев, говорил волнительно (или говорил взволнованно).
1. с у п у с у с п с у п у у п п у с у п у
2. примыкание – неожиданно выросла
Управление- выросла за рекой
Согласование- большая туча (или тёмная туча)
3. стол для письма, игры детей, гимнастёрка солдата.
4. дорожный знак, колодезная вода, городской транспорт.
5. увлечённо работать, недоверчиво смотреть, огорчённо вздохнув.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»
тест по русскому языку (8 класс) на тему
8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения» | 17.06 КБ |
Видео:Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Предварительный просмотр:
8 класс Практикум по темам: «Словосочетание». «Грамматическая основа простого предложения»
Несмотря на скверную дорогу, я начал быстро приближаться к месту моего назначения. Вокруг меня, прижимаясь к самой дороге, зеленел лес, изредка уступая место полянам, поросшим жёлтой осокою. Солнце пыталось садиться уже который час, всё никак не могло сесть и висело низко над горизонтом | ||
Нужно включить правый указатель поворота, притормозить и свернуть в переулок. Дорога здесь заросла травой, но у какой-то калитки стоял, приткнувшись, новенький «Запорожец». Номера домов висели над воротами, и цифры были едва заметны на ржавой жести вывесок. | ||
Я вышел из обляпанной грязью машины и стал протирать ветровое стекло. Над головой у меня вдруг стало шумно. На воротах умащивался, пристраиваясь поудобнее, гигантский чёрно-серый кот. Усевшись, он сыто и равнодушно посмотрел на меня жёлтыми глазами. | ||
Я вернулся в машину и медленно стал въезжать в тускло освещенный двор. Двор был обширен, в глубине стоял дом из толстых брёвен, а перед домом красовался приземистый необъятный дуб, широкий, плотный, с густой кроной, заслоняющей крышу. От ворот к дому, огибая дуб, была выложена каменными плитами дорожка. | ||
Я присел под дубом на вросшую в землю скамеечку и стал смотреть на бледное беззвёздное небо. Откуда-то бесшумно появился кот с флюоресцирующими глазами, затем быстро вскарабкался на дуб, исчезнув в тёмной листве. Я сразу забыл о нём и вздрогнул, когда он начал возиться где-то наверху. | ||
Мы сейчас очень недовольны языком современников, но нужно разобраться – наш язык в этом виноват или что-то другое. Всё-таки язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он должен приспосабливаться к потребностям современного общества. | ||
Наш язык можно рассматривать как удивительной красоты старинный город. Он кажется лабиринтом маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох. И все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами. | ||
Я подошёл к колодцу и, с удовлетворением обнаружив на цепи мятую жестяную бадью, начал раскручивать ворот. Бадья показалась мне очень тяжёлой. Когда я поставил её на сруб, из воды высунулась огромная щучья голова, зелёная и вся какая-то замшелая, и , открыв пасть с редкими зубами, стала говорить. Видео:Что такое словосочетаниеСкачать Упражнения по теме «Словосочетание»Все упражнения выполняются письменно. СЛ1. Что называют словосочетанием? Каковы признаки словосочетания? СЛ2. Какие словосочетания называют простыми, а какие – сложными? Приведите по одному примеру. СЛ3. Какие соединения слов не являются словосочетаниями? Приведите собственные примеры на каждый случай. СЛ4. Запишите в левый столбик словосочетания, а в правый – соединения слов, не являющиеся словосочетанием:
а) умный и обаятельный; б) большой письменный стол; г) Маша, Петя и Лена; д) легко и свободно бежать по лесной тропинке ранним летним утром; ж) наступила весна; и) несмотря на дождь; к) не смотря под ноги. В словосочетании всегда можно задать вопрос от главного слова к зависимому. Поэтому существует три типа подчинительной связи в словосочетании. СОГЛАСОВАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово подчиняется главному в роде, числе и падеже. Если меняется грамматическая форма главного слова, то автоматически меняется и грамматическая форма зависимого: уютный дом, уютным домом, об уютном доме; замечательная картина, замечательную картину, о замечательной картине; твоя сестра, твоей сестры, с твоей сестрой. УПРАВЛЕНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово приобретает форму косвенного падежа. При этом выбор падежа «диктуется» главным словом: читаю книгу, интересуюсь книгой, думаю о книге; совещание учителей, восхищение учителями, мысль об учителях. ПРИМЫКАНИЕ – тип связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и (или) интонационно. Грамматического изменения при этом не происходит: иду быстро, очень хороший, сделать лучше. СЛ5. Выпишите из текста все возможные простые словосочетания (переписывать предложения не нужно). Выделите в каждом словосочетании главное слово, обозначив его знаком (х). Укажите тип синтаксической связи. Образец : Ваня и Лена неторопливо подошли к находившейся неподалёку от родительского дома школе . Неторопливо подошли (Х) — примыкание. Подошли (Х) к школе — управление. Находившейся школе (Х) — согласование. Находившейся (Х) неподалёку — примыкание. Неподалёку (Х) от дома — управление. От родительского дома (Х) — согласование. Петька и Мишка устало плелись по пустынному, усеянному галькой берегу . От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего ещё за горизонт солнца скользили по лёгким волнам, которые набегали на берег. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Мальчики, утомлённые долгим путём, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. СЛ6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите в столбик все возможные простые словосочетания, укажите тип синтаксической связи. (1) Городок наш Арзамас был тихий пров..нциальный весь в садах огороже..ых ветхими пок..сивш..мися заборами. (2) Сады пр..мыкая один к другому образовывали (в)доль улиц сплош.. зелё..ые ма(с,сс)ивы (не)угомо..о зв..невшие пересвистами с..ниц и щеглов сн..гирей и м..линовок. (3) Что(бы) мать отпустила на улицу Васька (не)давно заболевший простудой выпил воды и тихонько запел пес..ню которую слышал летом от пр..езжих комсомольцев. (Из произведений Аркадия Гайдара «Школа» и «Дальние страны») СЛ7. Выпишите только словосочетания, укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. В каких пунктах даны сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями? А) быстро бежать Б) осенние вечера В) долго рассказывает Г) странный и непонятный Е) остался с носом З) будем работать И) недалеко от берега К) несмотря на неприятности Л) движущиеся силуэты М) пойти за покупками Н) играя с мячом П) пусть выбирает СЛ8. Запишите словосочетания в столбик, укажите главное слово и тип подчинительной связи. Там, где это возможно, перестройте словосочетание таким образом, чтобы изменился тип подчинительной связи. Московские улицы, фильм для детей, весенние цветы, украшения из золота, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противовоспалительное средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города. СЛ9. Выпишите 10 словосочетаний с разными типами подчинительной связи, укажите главное слово. В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер был чернее ночи. СЛ10. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога). Образец: Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением. Тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; надеяться, (вопреки) обстоятельства; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность; прибыть, (согласно) расписание. СЛ11. К данным ниже словосочетаниям подберите синонимичные, отличающиеся от них по строению. Укажите тип подчинительной связи. Образец: Сестрин платок (согласование) — платок сестры (управление). Дом с десятью этажами, гранитная плита, молочная бутылка, щётка для сапог, сочетания из пяти букв, оконное стекло, труба высотой двадцать метров, подарок сына, забор из досок, впадина полукилометровой глубины, трёхъярусный гараж, информационный отдел, фруктовый нож. СЛ12. Выпишите по два словосочетания с каждым типом подчинительной связи. Обозначьте главное слово, укажите части речи. Простакова . Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не знал грамоты, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. Стародум . Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину. (Д.И. Фонвизин) 🎬 ВидеоРусский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать Словосочетание. 8 классСкачать Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать Что такое словосочетаниеСкачать Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать 05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать Русский язык 8 класс (Урок№10 - Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор.)Скачать |