Практическое занятие по теме словосочетание

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Материалы к учебному занятию «Словосочетание»

Практическое занятие по теме словосочетание

Разработка включает структурную схему учебного занятия и приложения: теоретический материал, опорные схема и таблица, практические задания с ответами

Просмотр содержимого документа
«Материалы к учебному занятию «Словосочетание»»

Технологическая карта практического занятия

Кол-во часов: 1 час.

Цель: расширить знания учащихся о словосочетании.

— познакомить с понятием словосочетание;

— закрепить знания о видах подчинительной связи в словосочетаниях;

— формировать умения различать словосочетания по смысловым отношениям.

— развивать навыки выделения словосочетания в предложении;

— развивать навыки определения видов подчинительной связи в словосочетаниях;

— развивать умения аргументировать свой выбор.

— воспитывать бережное отношение к языку и слову.

Структурная схема практического занятия

Проверка отсутствующих, их готовности.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности

Проверка домашнего задания

Выявить уровень усвоения темы

Проверка домашнего задания

Учебник «Русский язык (1 часть).

А.М.Земский; Москва, 1986. с.291-300

Изложение нового материала

Выработка умений самостоятельно анализировать информацию, вычленять главное.

1.Объяснение нового материала.

2.Выполнение упражнения 1 (устно).

3.Выполнение упражнения 2

4.Выполнение упражнения 3

Приложение 1, приложение 2, таблица «Виды подчинительной связи слов и способы ее выражения» (приложение 3).

Подведение итогов и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала.

— Что такое сочетание?

— В чем отличие между словом и словосочетанием?

— Назовите виды подчинительной связи.

Сообщение домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний.

[2]; с.5-15, упр.17, определить вид подчинительной связи

Словосочетание – синтаксически непредикативная единица, которая состоит из 2-х или более значимых слов, связанных подчинительной связью.

Сходство и отличие от слова

1. Не обладает предикативностью;

2. Номинативное средство языка;

3. Не является коммуникативной единицей, составная часть предложения;

4. Не имеет интонации;

5. Им определяют парадигму.

1.Слово состоит из морфем, словосочетание- не менее 2-х знаменательных слов;

2.Слово–единица цельная, словосочетание-совокупность грамматически организованных компонентов;

3. Слово называет отдельные предметы, словосочетание-наименование предметов.

Отличие от предложения

1.Словосочетание–непредикативная синтаксическая единица, не выражает законченной мысли;

3.Словосочетание не имеет самостоятельной интонационной оформленности.

4.Предложение имеет предикативный центр и используется для сообщения.

Не является словосочетанием:

1.Подлежащее и сказуемое. ( Я играю)

2.Однородные члены предложения. (Красивый и добрый)

3.Служебное слово + знаменательное. ( Насчет отпуска)

4.Конструкции, которые состоят из обособленного оборота с поясняющими словами. (Студент записывающий)

5.Составные числительные. (Двадцать восемь)

6.Форма сложного будущего времени глагола. ( Буду читать)

7.Повелительное наклонение глагола. (Говори)

8.Сослагательное наклонение. (Говорил бы)

9.Сравнительная степень прилагательного и наречия. (Более маленький)

10.Превосходная степень прилагательного и наречия. ( Наиболее объективный)

11.Сочетание падежной формы одного и того же существительного с предлогом или без него.

12.Осложненная форма простого глагольного сказуемого. (Спел, так спел).

Типы словосочетаний по опорному слову:

Глагольные: решать задачу; глагол + существительное: читать книгу; глагол — инфинитив: предложить выучить; глагол +наречие: поступать справедливо.

Именные: трое братьев. Главное слово выражено существительным, прилагательным, местоимением, числительным: прогулка по лесу, способный к музыке, кто-то из студентов, две книги. Субстантивное (легкая мгла), адъективное (нужный предприятию).

Наречные: точно до минуты. Наречие +наречие: очень быстро; наречие+ существительное: далеко от дома.

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов:

Свободные – полностью сохраняют свое лексическое значение, свободно сочетаются с другими словами, синтаксическая функция отдельного члена предложения.

Несвободные (что-то легкое) – ослабленное лексическое значение, один член предложения:

1. Синтаксически–несвободные – семантически едины (высокого роста):

а) Количественно — именные (несколько дней),

б) Числительное/местоимение + существительное/местоимение +ИЗ (одна из них),

в) Неопределенное местоимение+ прилагательное/определенное местоимение (что-то иное),

г) Человек, мужчина, женщина, вещь, дело, время +определяющее его прилагательное,

д) ИС +с +существительное/местоимение в Т. п.,

е) С лицом, усами, носом, глазами +определяющее его прилагательное,

ж)От/из/с +существительное +до/в +существительное.

2. Составные цельные наименования (Марьина Горка).

3. Метафорически неделимые словосочетания.

4. Фразеологически связанные (по щучьему велению).

Типы словосочетаний по составу:

Простые – состоят из 2-х знаменательных слов. Выделяют: предложные (бежать во весь) и беспредложные (самый умный).

Сложные – образуются на основе простого при наличии 2-х и более подчинительных связей (неудержимое желание странствовать). Выделяют комбинированные словосочетания – несколько подчинительных связей, которые исходят от разных стержневых слов.

Типы словосочетаний по характеру смысловых отношений:

1)Атрибутивные: старая книга;

2)Объектные: указывают на действие и предмет, на которое оно направлено (писать письмо);

3)Обстоятельственные – действие и его признак, признак действия;

4)Субъектные – зависимое слово обозначает производителя действия или носитель признака (белизна снега);

5)Комплетивные – словосочетания с информативной недостаточностью слов (пять домов).

Виды подчинительной связи:

Согласование — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется главному в общих для них грамматических категориях. Главный компонент выражен существительным или любой субстантивной частью речи: красивая девушка.

Управление — вид подчинительной связи, при котором форма зависимого слова без предлога или с предлогом определяет лексико-грамматическое и словообразовательное значение опорного компонента: писать сочинение.

Примыкание — связь, при которой зависимое неизменяемое слово или его форма сочетаются со знаменательным компонентом только по смыслу и интонационно: говорить спокойно, сидеть молча.

Видео:Практическое занятие по теме "Синтаксис.Словосочетание"Скачать

Практическое занятие по теме "Синтаксис.Словосочетание"

Практическое занятие по русскому языку для студентов СПО по специальности «Преподавание в начальных классах». Тема: «Словосочетание»

Цели:

Образовательные: Обобщение и углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по теме “Словосочетание”:

  • Знать основные понятия по теме; отличительные признаки словосочетаний и предложений.
  • Уметь классифицировать словосочетания, определять вид синтаксической связи в словосочетаниях;
  • Иметь практический опыт составления алгоритма нахождения словосочетания, включения словосочетаний в монологическую речь.

Развивающие:

  • Развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верные, логичные и неординарные решения;
  • Развитие у студентов интереса к учебно-познавательной деятельности, расширение кругозора;

Воспитательные:

  • Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; умения работать в команде, сотрудничать;
  • Развитие адекватной самооценки и способности анализировать свою деятельность.
Учебный элементРуководство по усвоению учебного материалаУчебный материал с указанием заданийПланируемые цели
Организационный момент.Я желаю нам всем сегодня хорошо поработать, не стесняться высказывать своё мнение и уважительно относиться к мнениям других участников
Шаг 1

Определение темы и целей занятияВесна, наконец, вступила в свои права, поэтому наше занятие хочется начать с замечательной музыки, посвященной этому времени года гениального нашего современника Георгия Свиридова.

Музыка созвучна окружающей нас природе, нашей среднерусской полосе

Опишите двумя-тремя словами представленные в презентации фотографии.

Эти фотографии запечатлели красоты нашей Калужской земли.

Согласитесь, наша Калужский край — прекрасный цветок на груди нашей страны. Не могу удержаться, чтобы не прочитать вам эти строкиВесна!Весна!
Как воздух чист!
Так ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Мой край родной!
Мой уголок природы!
Простор небес лазурно-голубых!
В любой сезон, в любое время года
Не отведу я глаз от всех красот твоих!Цели:

1) повторить и закрепить знания о словосочетании

2) Установить зависимость;

3) Показать практическое значение;Каково грамматическое значение слова Родина?

Какие ассоциации вызывает слово Родина?

Что представляет собой эта единица языка?

Уточните значение слова “Родина” при помощи других слов.

Какую единицу языка вы теперь образовали?Люблю! Всего пять букв
В коротком этом слове,

Но сколько вложено прекрасных чувств в него.

Люблю тебя, Калужское, родное!

С глубокой преданностью и большой любовью стремлюсь к тебе, когда я далеко!

Москва, Россия, Кремль, Владикавказ

СловосочетаниеРаскройте лексическое значение выражения “Многострадальная Родина”

Эпиграфом нашего занятия я предлагаю взять слова Роберта Кеннеди “Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха”

Попробуйте сами определить тему нашего занятия.

Предположите, каких целей мы должны достигнуть на нашем занятии?

Прежде, чем мы приступим к отработке полученных навыков, я попрошу вас оценить свои знания и умения по теме “Словосочетание” на данный момент:

Я уверена, что знаю данную тему и смогу выполнить все задания по ней;

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней;

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;

Прочитайте цитату. Слайд № 3“Много бед, страданий пережила наша Родина”

Люди любили свою Родину, были сплоченными

1) Повторить и закрепить знания о словосочетании

2) Установить зависимость;

3) Показать практическое значение;Определите вид синтаксической единицы

Какой раздел грамматики изучает предложение?

Что такое синтаксис?Предложение

Синтаксис (гр. syntaxis — составление) — раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.Для чего нам необходимо изучать синтаксис?

Вам необходимо сейчас выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания.Чтобы понимать друг друга

Знать определение словосочетанияЧто не является словосочетанием?

Как же решить эту проблему?Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности

Сочетание подлежащего и сказуемого

Однородные члены предложения

Сочетание служебных слов и значимых частей речи

1. Найти грамматическую основу, она не является словосочетанием

2. При помощи логических вопросов выделить все словосочетанияШаг 3

Самостоятельная работаОпрос по схеме

Что еще мы знаем о словосочетании?

Я предлагаю выйти желающего к доске и представить нам в виде кластера теоретический материал, который мы с вами изучили.Цель: уметь разъяснять смысл изученных понятий

прочитайте определения и варианты ответов;

запишите в строчку номера определений, ниже номера напишите букву, которая соответствует правильному ответу.Шаг 4

5 минИндивидуальные Тренировочные тесты(выполняются на ПК)

Вариант 1,2 – Задания 1,2,3,4

1. Определите тип приведенных словосочетаний в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи. Слайды № 4

2. Определите тип приведенных словосочетаний , обусловленный семантической или синтаксической спаянностью зависимого слова с главным. Слайды № 5

3. Определите вид подчинительной связи слов в следующих случаях? Слайды № 6

4. Определите вид управления в следующих словосочетаниях. Слайды № 7

— Для чего нам нужно знать это?Самопроверка (выводится на экран)

Потому что ошибки на управление нарушают литературную нормуЦель: закрепить знанияШаг 5

10 минРабота в паре

Определите следующие словосочетания с точки зрения норм современного русского языка

Вариант 1,2 – Задание 5,6 Слайд № 9

Выберите из предложенных фигур на слайде любую понравившуюся (сердечко, звезда, смайлик) Слайд № 10

3 группаЦель: установить зависимостьШаг 6

3 минИтог урока

Рефлексию я предлагаю вам выбрать самим:

Вспомните, какую оценку своим знаниям вы дали в начале урока и ответьте на следующие вопросы:

1.Что я знала до занятия?

3. На какие вопросы я не получила ответа?

4. Что мне было трудно?

5. Почему возникли трудности? Как преодолеть эти трудности?

У вас на столах лежат тестовые листочки “Двадцать человечков”

Выберите того человечка из 20, который наиболее соответствует вашему состоянию, положению сейчас. Расскажите о нем в 3-4 предложениях

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Упражнения по теме «Словосочетание»
тренажёр по русскому языку (8 класс) на тему

Практическое занятие по теме словосочетание

Словосочетание.Главное слово и зависимое. Вид подчинительной связи в словосочетании.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Скачать:

ВложениеРазмер
8_klass_urok_russkogo_yazyka_1.docx15.08 КБ
8_klass_urok_russkogo_yazyka_1.docx15.08 КБ

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Предварительный просмотр:

Класс ____ Фамилия________________ Имя_______________ -оценка

Упражнения по теме «Словосочетание»

1.Укажите словосочетание а)давай петь б)будет работать в)пусть отдыхает г)чрезвычайно серьезный д)самый дорогой

2 Как называется подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает все грамматические формы главного слова? ___________________________

3 Примыкают , сочетаясь с другими словами а) числительные б)прилагательные в ) междометия

Г)существительные д) деепричастия

4 Укажите способ связи в словосочетании

прочитанная книга _________________ прочитанная братом_______________

прочитанная наспех _________________прочитанная вечеров_______________

прочитанная быстро ________________ высокий рост _______________

умный ученик _______________ собирать малину_______________

стелить мягко_________________ слушать друга _______________

шум дождя _______________ путь наверх _________________

наш подвиг _______________ ее достижения _______________

шорох листьев_______________ серьезное беспокойство ____________

очень важный _______________ годы странствий___________________

5 Укажите ошибку и исправьте ее

Серебряная паутина (согласование)___ пять книг (управление) ___

Стакан воды (примыкание)___ то поле (согласование) ___

Шел не оглядываясь ( примыкание)___ их окно (управление)___

Ее судьба (управление)___ увидел его (примыкание)____

Явиться вовремя (управление)_____ его машина (управление) ___

Мой враг (управление)_____ успокоил его (управление) ____

6 Зависимое слово какого из словосочетаний не согласуется с главным в падеже

А) мой ответ б) построенный дом в)наши работы г )его друг д) твоя ошибка

7 Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении? Выпишите их

Но странник усталый из чужой земли пылающей грудью ко влаге студёной ущё не склонялся над кущей земной.

8 Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении? Выпишите их

Тихо опускается над лесной опушкой по- летнему теплый вечер.

9 Сколько словосочетаний со связью управление в предложении. ?Выпишите их

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Предварительный просмотр:

Класс ____ Фамилия________________ Имя_______________ -оценка

Упражнения по теме «Словосочетание»

1.Укажите словосочетание а)давай петь б)будет работать в)пусть отдыхает г)чрезвычайно серьезный д)самый дорогой

2 Как называется подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает все грамматические формы главного слова? ___________________________

3 Примыкают , сочетаясь с другими словами а) числительные б)прилагательные в ) междометия

Г)существительные д) деепричастия

4 Укажите способ связи в словосочетании

прочитанная книга _________________ прочитанная братом_______________

прочитанная наспех _________________прочитанная вечеров_______________

прочитанная быстро ________________ высокий рост _______________

умный ученик _______________ собирать малину_______________

стелить мягко_________________ слушать друга _______________

шум дождя _______________ путь наверх _________________

наш подвиг _______________ ее достижения _______________

шорох листьев_______________ серьезное беспокойство ____________

очень важный _______________ годы странствий___________________

5 Укажите ошибку и исправьте ее

Серебряная паутина (согласование)___ пять книг (управление) ___

Стакан воды (примыкание)___ то поле (согласование) ___

Шел не оглядываясь ( примыкание)___ их окно (управление)___

Ее судьба (управление)___ увидел его (примыкание)____

Явиться вовремя (управление)_____ его машина (управление) ___

Мой враг (управление)_____ успокоил его (управление) ____

6 Зависимое слово какого из словосочетаний не согласуется с главным в падеже

А) мой ответ б) построенный дом в)наши работы г )его друг д) твоя ошибка

7 Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении? Выпишите их

Но странник усталый из чужой земли пылающей грудью ко влаге студёной ущё не склонялся над кущей земной.

8 Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении? Выпишите их

Тихо опускается над лесной опушкой по- летнему теплый вечер.

9 Сколько словосочетаний со связью управление в предложении. ?Выпишите их

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой.

🔥 Видео

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

11 класс. СловосочетаниеСкачать

11 класс.  Словосочетание

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)
Поделиться или сохранить к себе: