Повторение словосочетание и предложение

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Урок русского языка на тему «Повторение темы «Словосочетание и предложение»» (6 класс).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Русский язык. 6 класс. Урок № 147.

Повторение темы «Словосочетание и предложение».

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите (на слух) только главное слово.

(1) Зимнее утро, (2) очень умный, (3) девушка в очках, (4) стремиться к знаниям, (5) первый ученик, (6) далеко от города, (7) кисель из клубники, (8) ключ от ворот, (9) ранняя весна, (10) слушать музыку.

(1) утро, (2) умный, (3) девушка, (4) стремиться, (5) ученик, (6) далеко, (7) кисель, (8) ключ, (9) весна, (10) слушать.

Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только грамматическую основу.

(1) Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (2) Клюква — последняя ягода сентября. (3) Сентябрь — отлетная пора. (4) В природе сентябрь — вечер года. (5) Астра — царица маргариток. (6) Октябрь — месяц прощания птиц с родными гнездами. (7) Москва — северная граница распространения дубов. (8) Ловля на спиннинг — интересная и увлекательная спортивная охота. (9) Зяблик — защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (10) Сорока — самая болтливая птица на свете.

(1) Сентябрьвремя боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (2) Клюква — последняя ягода сентября. (3) Сентябрь — отлетная пора. (4) В природе сентябрьвечер года. (5) Астрацарица маргариток. (6) Октябрьмесяц прощания птиц с родными гнездами. (7) Москва — северная граница распространения дубов. (8) Ловля на спиннинг — интересная и увлекательная спортивная охота. (9) Зябликзащитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (10) Сорока — самая болтливая птица на свете.

Задание № 3: из данных примеров выпишите только словосочетания, графически покажите их грамматическую и смысловую связь:

(1) Прекрасное утро, (2) города и села, (3) папа работает, (4) подбежать к дому, (5) после занятий, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (8) аккуратно и красиво, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (11) урок кончился, (12) благодаря поддержке, (13) распорядок дня, (14) явилось солнце, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (17) лес шумит, (18) укрыться от мороза.

(1) Прекрасное утро, (4) подбежать к дому, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (13) распорядок дня, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (18) укрыться от мороза.

Задание № 4: выпишите только сложные предложения и составьте их схемы:

(1) Молодежь весело здоровается со сторожем. (2) В раннее весеннее утро в сад пришла группа юннатов. (3) Одинокая дождевая капля упала в воду и от нее пошли тонкие круги. (4) Слышен лишь слабый шепот листьев на грỳшевых деревьях. (5) Смеркалось но мы по-прежнему сидели у костра и разговаривали. (6) Эти два года прошли для Павки стремительно и он даже не заметил их. (7) Я никогда не забуду первых недель жизни на даче. (8) Я гулял иногда брал с собой книгу но больше читал стихи. (9) Я убежал, преследуемый звонким, но не злым хохотом.

(3) Одинокая дождевая капля упала в воду, и от нее пошли тонкие круги.

(5) Смеркалось, но мы по-прежнему сидели у костра и разговаривали.

(6) Эти два года прошли для Павки стремительно, и он даже не заметил их.

(1) Молодежь весело здоровается со сторожем.

(2) В раннее весеннее утро в сад пришла группа юннатов.

(4) Слышен лишь слабый шепот листьев на грỳшевых деревьях.

(7) Я никогда не забуду первых недель жизни на даче.

(8) Я гулял , иногда брал с собой книгу, но больше читал стихи.

(9) Я убежал, преследуемый звонким, но не злым хохотом.

Задание № 5: выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений:

(1) Я люблю северный лес за строгую красоту его линий, за бархатную зелень пихт, за торжественную тишину. (2) Всё дышало доверием, красотой, согласием, радостью. (3) Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в траве, налипала на вёсла, на лица, на удилища. (4) Лес гудел неровно, тревожно, угрожающе. (5) Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

(3) паутина летала, запутывалась, налипала на вёсла, на лица, на удилища.

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите (на слух) только главное слово.

Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только грамматическую основу.

Задание № 3: из данных примеров выпишите только словосочетания, графически покажите их грамматическую и смысловую связь:

(1) Прекрасное утро, (2) города и села, (3) папа работает, (4) подбежать к дому, (5) после занятий, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (8) аккуратно и красиво, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (11) урок кончился, (12) благодаря поддержке, (13) распорядок дня, (14) явилось солнце, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (17) лес шумит, (18) укрыться от мороза.

Задание № 4: выпишите только сложные предложения и составьте их схемы:

(1) Молодежь весело здоровается со сторожем. (2) В раннее весеннее утро в сад пришла группа юннатов. (3) Одинокая дождевая капля упала в воду и от нее пошли тонкие круги. (4) Слышен лишь слабый шепот листьев на грỳшевых деревьях. (5) Смеркалось но мы по-прежнему сидели у костра и разговаривали. (6) Эти два года прошли для Павки стремительно и он даже не заметил их. (7) Я никогда не забуду первых недель жизни на даче. (8) Я гулял иногда брал с собой книгу но больше читал стихи. (9) Я убежал, преследуемый звонким, но не злым хохотом.

Задание № 5: выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений:

(1) Я люблю северный лес за строгую красоту его линий, за бархатную зелень пихт, за торжественную тишину. (2) Всё дышало доверием, красотой, согласием, радостью. (3) Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в траве, налипала на вёсла, на лица, на удилища. (4) Лес гудел неровно, тревожно, угрожающе. (5) Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите (на слух) только главное слово.

Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только грамматическую основу.

Задание № 3: из данных примеров выпишите только словосочетания, графически покажите их грамматическую и смысловую связь:

(1) Прекрасное утро, (2) города и села, (3) папа работает, (4) подбежать к дому, (5) после занятий, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (8) аккуратно и красиво, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (11) урок кончился, (12) благодаря поддержке, (13) распорядок дня, (14) явилось солнце, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (17) лес шумит, (18) укрыться от мороза.

Задание № 4: выпишите только сложные предложения и составьте их схемы:

(1) Молодежь весело здоровается со сторожем. (2) В раннее весеннее утро в сад пришла группа юннатов. (3) Одинокая дождевая капля упала в воду и от нее пошли тонкие круги. (4) Слышен лишь слабый шепот листьев на грỳшевых деревьях. (5) Смеркалось но мы по-прежнему сидели у костра и разговаривали. (6) Эти два года прошли для Павки стремительно и он даже не заметил их. (7) Я никогда не забуду первых недель жизни на даче. (8) Я гулял иногда брал с собой книгу но больше читал стихи. (9) Я убежал, преследуемый звонким, но не злым хохотом.

Задание № 5: выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений:

(1) Я люблю северный лес за строгую красоту его линий, за бархатную зелень пихт, за торжественную тишину. (2) Всё дышало доверием, красотой, согласием, радостью. (3) Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в траве, налипала на вёсла, на лица, на удилища. (4) Лес гудел неровно, тревожно, угрожающе. (5) Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Задание № 1: из данных словосочетаний выпишите (на слух) только главное слово.

Задание № 2: из данных предложений выпишите (на слух) только грамматическую основу.

Задание № 3: из данных примеров выпишите только словосочетания, графически покажите их грамматическую и смысловую связь:

(1) Прекрасное утро, (2) города и села, (3) папа работает, (4) подбежать к дому, (5) после занятий, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (8) аккуратно и красиво, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (11) урок кончился, (12) благодаря поддержке, (13) распорядок дня, (14) явилось солнце, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (17) лес шумит, (18) укрыться от мороза.

Задание № 4: выпишите только сложные предложения и составьте их схемы:

(1) Молодежь весело здоровается со сторожем. (2) В раннее весеннее утро в сад пришла группа юннатов. (3) Одинокая дождевая капля упала в воду и от нее пошли тонкие круги. (4) Слышен лишь слабый шепот листьев на грỳшевых деревьях. (5) Смеркалось но мы по-прежнему сидели у костра и разговаривали. (6) Эти два года прошли для Павки стремительно и он даже не заметил их. (7) Я никогда не забуду первых недель жизни на даче. (8) Я гулял иногда брал с собой книгу но больше читал стихи. (9) Я убежал, преследуемый звонким, но не злым хохотом.

Задание № 5: выпишите только грамматическую основу и однородные члены; составьте схемы предложений:

(1) Я люблю северный лес за строгую красоту его линий, за бархатную зелень пихт, за торжественную тишину. (2) Всё дышало доверием, красотой, согласием, радостью. (3) Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в траве, налипала на вёсла, на лица, на удилища. (4) Лес гудел неровно, тревожно, угрожающе. (5) Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Словосочетание. Простое предложение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний о словосочетаниях.

2. Повторение знаний о простом предложении.

3. Повторение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

4. Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

Словосочетание – единица синтаксиса, сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Предложение – одна из основных единиц языка, единица синтаксиса, наименьшая единица общения; слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет).

Пунктуация – это 1) система знаков препинания; 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.

Пунктуационное правило – это инструкция, указывающая на условие выбора знака препинания, который либо ставится в предложении, либо не ставится.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с.24 – 28; 191 с.

1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 138 – 143; 159 с.

2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 158 – 166; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы знаете, что предложение – это слово или несколько слов, в которых заключается вопрос, сообщение, побуждение (просьба, приказ, совет). Эти слова должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически.

«Лучик солнца разбудил Дашу» – предложение. Однако «солнца разбудил» – не предложение, так как нет законченности. Законченность на письме передают знаки препинания в конце предложения, так называемые знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

Что значит грамматическая связь? Например, иностранец скажет: «Дети играл в мяч». Непонятно, сколько человек играли в мяч. Поправим иностранца: «Дети играли в мяч» или «Ребёнок играл в мяч». Подлежащее диктует требования к сказуемому: например, если подлежащее в единственном числе, то и сказуемое должно быть в единственном; если подлежащее во множественном числе, то и сказуемое тоже во множественном.

В словосочетании и предложении слова связаны между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому: играли (во что?) в мяч; разбудили (кого?) Дашу. Грамматическая связь устанавливается с помощью предлога и окончания: дорог[ому] другу (главное слово – существительное мужского рода в дательном падеже, зависимое слово – прилагательное в мужском роде, в дательном падеже); приближается (к чему) к скамейк[е] (главное слово – глагол, зависимое – существительное в дательном падеже с предлогом).

Существует три типа словосочетаний:

Словосочетания отличаются от предложений. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, его действия и признаки. Например, море и Чёрное море; жить и жить дружно; холодный и очень холодный.

Предложение имеет грамматическую основу (помним, что грамматическая основа не является словосочетанием), которая может состоять из двух главных членов или только из одного. После дождя выглянула радуга. Основа предложения: подлежащее радуга и сказуемое выглянула. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную… (А. Прокофьев.) – основа предложения: сказуемое люблю.

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две и более грамматические основы).

С утра мы снова пришли на пасеку и любовались на своих пчёл. (Н. Носов.) Предложение простое: одна грамматическая основа мы пришли и любовались. Вверху над нами чернело небо, а на нём сверкали яркие звёздочки. (Н. Носов.). Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: чернело небо, сверкали звёздочки.

Предложение может быть осложнено. Например, однородными членами предложения.

Вспомним, что запятая между однородными членами предложения не ставится, если между ними одиночный союз и, или, да (в значении и): Дни стояли морозные и светлые. Купите, пожалуйста, чай или сок. В огороде тут лягушка да мышь-норушка.

Запятая между однородными членами предложения ставится:

– когда нет союзов: Хорошо, весело, легко было на сердце!

– если стоит союз а или но, да (в значении но): Решать задачи на уроках трудно, но интересно. Погода сегодня не солнечная, а пасмурная. Мал золотник, да дорог. (Пословица.)

– если есть группы однородных членов, соединённых союзами-парами: На праздничном столе лежали конфеты и печенье, фрукты и пирожные.

Вы знаете, что между подлежащим и сказуемым ставится тире, если они выражены одной и той же частью речи: существительным, неопределённой формой глагола: Россия – это самая большая страна в мире. Жить – Родине служить. (Пословица.) Чтение – вот лучшее учение. (Пословица.)

Повторим синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Пришёл в школу. В этом словосочетании главное слово – пришёл; пришёл (куда?) в школу. (В) школу – зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи предлога и окончания.

В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки. (В. Бианки.)

Это предложение повествовательное, невосклицательное, основа предложения – паутинки (подлежащее), летят, серебрятся (сказуемые). В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Паутинки (какие?) длинные – определение. Летят, серебрятся (где?) в воздухе – обстоятельство. В воздухе (каком?) спокойном – определение. Паутинки (что делают?) летят, серебрятся – однородные сказуемые, произносятся с интонацией перечисления.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду нет словосочетаний?

А) солнце зашло, в лесу, нёс сумку;

Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю;

В) сел на землю, сыпучие продукты, гуляю на улице;

Г) взял самокат, свет от окна, ем суп.

Разбор задания: вспомним, что словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Рассмотрим предложенные варианты.

А) солнце зашло (основа), в лесу (сущ. с предлогом – не словосочетание), нёс сумку (нёс что? сумку – словосочетание);

Б) возле дома (сущ. с предлогом – не словосочетание), на дереве (сущ. с предлогом – не словосочетание), я отдыхаю (основа),

В) сел на что? на землю – словосочетание; продукты какие? сыпучие – словосочетание; гуляю где? на улице – словосочетание;

Г) взял что? самокат – словосочетание; свет от чего? от окна – словосочетание, ем что? суп – словосочетание.

Ответ: Б) возле дома, на дереве, я отдыхаю.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте слова на месте пропусков.

Существует три типа словосочетаний:

– _____________: проложить маршрут;

– _____________: первое сентября, рисунок сестры;

– ____________: совершенно необходимо.

Варианты ответов: глагольные, именные, простые, составные, наречные

Существует три типа словосочетаний:

– глагольные: проложить маршрут;

– именные: первое сентября, рисунок сестры;

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Урок русского языка «Словосочетание. Предложение» (повторение)

  • Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний

о словосочетании, предложении, тексте;
о видах предложений по цели высказывания и интонации.

  • Продолжать работу по формированию умения

выделять главные члены предложения;
находить в предложении словосочетания;
делить текст на предложения.
развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное (словосочетание и предложение);
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение формулировать и высказывать свои мысли;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширение кругозора, активного словаря.
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать умение работать в коллективе, вести межученический диалог;
  • продолжать работу по формированию грамотного поведения на дороге.

Ход урока.

I. Экскурсия по городу «Грамматика».

II. Повторяем ПДД. Работа на карточках.
(поставить нужный знак препинания в конце каждого предложения, объяснить)

Каждый человек должен соблюдать правила дорожного движения…
Можно ли перебегать улицу перед близко идущим транспортом…
Нельзя играть на мостовой…
Переходите улицу только при зеленом свете светофора…
Можно ли играть на проезжей части…
Соблюдайте правила дорожного движения…

III. Улица «Орфографическая».

(словарная работа)
улица (однокоренные слова, словосочетание, предложение)

IV. Улица «Слово».
(найдите «лишнее» слово)

На доске остаются «лишние» слова.

V. Улица «Словосочетание».

  • Соединить слова парами по смыслу.
  • Что у вас получилось? (1 предложение, 2 сл/сч)
  • Записать только словосочетания.

VI. Улица «Предложение».

  • Из словосочетаний составьте предложение.

Сережа читает интересную книгу.

  • Докажите, что это предложение.
  • Запишите предложение.

VII. Улица «Текст». Работа с дидактическим материалом.
(деление текста на предложения)

Внутри наша планета Земля очень горячая иногда раскаленная магма вырывается на поверхность так образуется вулкан.

VIII. Улица «Физкультурная».
(физкультминутка – деревянные и тряпичные куклы)

IX. Улица «Закрепляйка».

  • Работа по учебнику (стр. 6, упр. 7):

для слабых – выписать предложения;
для сильных – найти словосочетания, дополнить их до предложений и записать.

  • Синтаксический разбор предложения.

На кр_ю леса ст_яла кудрявая бере_ка.

  • Работа с орфограммами.
  • Списать.
  • Предложение по цели высказывания и интонации.
  • Подчеркнуть главные члены.
  • Выписать словосочетания.

X. Рефлексия.

  • Что вам понравилось больше всего в сегодняшней экскурсии?
  • По какой улице вы бы хотели пройти еще раз?

XI. Улица «Домашняя».
(д/з – стр. 7, упр. 11)

📹 Видео

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Контрольная работа №1. Повторение. Словосочетание и предложениеСкачать

Контрольная работа №1. Повторение. Словосочетание и предложение

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать

6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Русский язык 9 класс (Урок№7 - Простое предложение.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№7 - Простое предложение.)

Тема 1. Повторение изученного. Словосочетание. Простое неосложнённое предложениеСкачать

Тема 1. Повторение изученного. Словосочетание. Простое неосложнённое предложение

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№32 - Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ предложения.)

Односоставные предложенияСкачать

Односоставные предложения

Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать

Словосочетание и предложение  Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | Инфоурок

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать

Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения
Поделиться или сохранить к себе: