Видео:Простая схема как правильно строить предложения в английскомСкачать
Словари
Стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце смежных или близко расположенных друг к другу ритмических рядов: стихов, строф и т.п.
ЭПИ́ФОРА -ы; ж. [греч. epiphora — повторение] Лит. Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний в конце смежных слов или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз.
эпи́фора (от греч. epiphorá — повторение), фигура стилистическая, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры — рифма.
ЭПИФОРА — ЭПИ́ФОРА (от греч. epiphora — повторение), стилистическая фигура (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ), противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры — рифма.
ЭПИФОРА (от греч. epiphora — повторение) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры — рифма.
Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний в конце смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз.
(повтор слова или словосочетания в конце нескольких стихотворных строк)
Вот пример эпи́форы:
Птица, стремясь ввысь,
Панна, стремясь ввысь,
Носит высокие каблуки.
Велимир Хлебников, Па-люди
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ἐπιφορά, однако не сохраняет ударение языка-источника.
эпи́фора, эпи́форы, эпи́фор, эпи́форе, эпи́форам, эпи́фору, эпи́форой, эпи́форою, эпи́форами, эпи́форах
сущ., кол-во синонимов: 5
Стилистическая фигура, встречающаяся в художественной речи. Э. противоположна анафоре. Например, Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). Э. связана с выразительностью художественного текста.
эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Милый друг, и в атом тихом доме
Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
Эпифора (от греч. epiphora — добавка; другой вариант этимологии: от греч. epi — после + phoros — несущий) — фигура слова, входящая в группу фигур прибавления. Э. — это тождество, или повтор слова, группы слов, речевых конструкций в конце нескольких предложений, строф или стихов. Вот как Цицерон использует Э.: «Вы скорбите о том, что три войска римского народа истреблены, — истребил их Антоний. Вы не досчитываетесь прославленных граждан — и их отнял у нас Антоний. Авторитет нашего сословия ниспровергнут — ниспроверг его Антоний. Словом, если рассуждать строго, все то, что мы впоследствии увидели (а каких только бедствий не видели мы?), мы отнесем на счет одного только Антония» (Цицерон. Вторая филиппика против Марка Антония).
Э. постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах. Например, в стихотворении Ф.Г. Лорки «Пустыня» (перевод М. Цветаевой): «Прорытые временем лабиринты — исчезли. Пустыня — осталась. Несмолчное сердце — источник желаний — иссякло. Пустыня — осталась. Закатное марево и поцелуи пропали. Пустыня — осталась. Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня — осталась».
Совсем по-другому воспринимается Э., содержащаяся в эпиграмме О.Э. Мандельштама на художника Н.И. Альтмана (написавшего портрет поэта): «Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек».
Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу ВА Злобину, являются примером Э., имеющей даже графическое выражение: «Одиночество с Вами. Оно такое, что лучше и легче быть ОДНОМУ. Оно обнимает густою тоскою, и хочется быть совсем ОДНОМУ. Тоска эта — нет! — не густая — пустая. В молчаньи проще быть ОДНОМУ. Птицы-часы, как безвидная стая, не пролетают — один к ОДНОМУ. Но Ваше молчание — не беззвучно, шумы, иль тень, все к ОДНОМУ. С ними, пожалуй, не тошно, не скучно, только желанье — быть ОДНОМУ. В этом молчаньи ничто не родится, легче родить самому — ОДНОМУ. В нем только что-то праздно струится. А ночью так страшно быть ОДНОМУ. Может быть, это для Вас и обидно, Вам ведь привычно быть ОДНОМУ. И Вы не поймете. И разве не видно, легче и Вам, без меня — ОДНОМУ».
М.Л. Гаспаров отмечает, что Э. в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще.
Э. как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку.
Лит.: Гаспаров М.Л. Эпифора // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966; Наследие Эллады: Энциклопедический словарь / Сост. Ю.И. Сердериди. — Краснодар, 1993. — С. 409; Панов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 40-41; Розен-тальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. — М., 1985.
ЭПИФОРА (греч.). 1) заключительная фраза, которою оканчивается сочинение. 2) болезненная слезивость.
Видео:Связь слов в предложенииСкачать
литературные приемы
Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы.
Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой.
Аллитерация (звукопись) – это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). При этом большое значение имеет высокая частотность данных звуков на относительно небольшом речевом участке.
Однако если повторяются целые слова или словоформы, как правило, об аллитерации речь не идет. Для аллитерации характерно нерегулярное повторение звуков и именно в этом и заключается основная особенность данного литературного приема.
От рифмы аллитерация отличается в первую очередь тем, что повторяющиеся звуки сосредотачиваются не в начале и конце строки, а абсолютно производно, хотя и с высокой частотностью. Вторым отличием же является тот факт, что аллитерируются, как правило, согласные звуки. К основным функциям литературного приема аллитерации относятся звукоподражание и подчинение семантики слов ассоциациям, которые вызывают у человека звуки.
«Где роща ржуща ружей ржет».
«Лет до ста
расти
нам без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости».
Повторение слов, словосочетаний или сочетаний звуков в начале предложения, строки или абзаца.
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза»
Довольно часто анафора, как литературный прием, образует симбиоз с таким литературным приемом, как градация, то есть повышение эмоционального характера слов в тексте.
«Умирает скот, умирает друг, умирает сам человек».
Антитеза (или противопоставление) – это сопоставление слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу.
Антитеза позволяет произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Также в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем (М.Лермонтов).
Кто был ничем, тот станет всем.
Антономасия — выразительное средство, при употреблении которого автор использует имя собственное вместо имени нарицательного для образного раскрытия характера персонажа.
Он Отелло (вместо «Он большой ревнивец»)
Скупого часто называют Плюшкиным, пустого мечтателя – Маниловым, человека с чрезмерными амбициями – Наполеоном и т.д.
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Ассонанс – это особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения ассонанса.
1) Ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит. Например:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут.
2) Ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот», «царевна-несравненна».
Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:
Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Восклицание может появиться в любом месте стихотворного произведения, но, как правило, авторы используют его, интонационно выделяя особо эмоциональные моменты в стихе. При этом автор акцентирует внимание читателя на особенно взволновавшем его моменте, сообщая ему свои переживания и чувства.
Гипербола – это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны; до небес баобабы (Маяковский).
От лат. inversio — перестановка.
Изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого-либо слова.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
Традиционной порядок требует иного построения: Белеет одинокий парус в голубом тумане моря. Но это уже будет не Лермонтов и не его великое творение.
Другой великий русский поэт Пушкин считал инверсию одной из главных фигур поэтической речи, причем нередко поэт использовал не только контактную, но и дистанционную инверсию, когда при перестановке слов между ними вклиниваются другие слова: «Покорный Перуну старик одному. ».
Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины. В прозаических произведениях инверсия служит для расстановки логических ударений, для выражения авторского отношения к героям и для передачи их эмоционального состояния.
Ирония – сильное выразительное средство, имеющее оттенок насмешки, иногда легкой издевки. При употреблении иронии автор использует слова с противоположным по смыслу значением так, чтобы читатель сам догадался об истинных свойствах описываемого объекта, предмета или действия.
Игра слов. Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.
Примеры каламбура в литературе:
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин)
И прежде служивший мне стих,
Струною оборванный, стих.
(Д.Д.Минаев)
Весна хоть кого с ума сведет. Лед – и тот тронулся.
(Э.Кроткий)
Противоположность гиперболе, образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Лошадку ведет под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах. а сам с ноготок! (Некрасов)
Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения. Метафора основана на подобии или сходстве.
Перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.
Чаще всего при использовании метафоры автор, раскрывая свойства одушевленного объекта, использует слова, употребление которых характерно для описания неодушевленных предметов, и наоборот.
При использовании метонимии автор производит замену одного понятия другим на основе сходства между ними. Близкими по смыслу в этом случае являются причина и следствие, материал и сделанная из него вещь, действие и орудие.
Все флаги в гости будут к нам.
(здесь флаги замещают страны).
Я три тарелки съел.
(здесь тарелка замещает кушанье).
При употреблении этой фигуры автор напрямую обращается к читателю, Богу, либо какому-либо объекту. Обращение выделяется восклицательной интонацией и в первую очередь служит для привлечения внимания читателя к чему-либо.
Нарочитое сочетание противоречивых понятий.
Смотри, ей весело грустить
Олицетворение – это перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также на животных.
Эти признаки подбираются по тому же принципу, что и при употреблении метафоры. В конечном итоге у читателя возникает особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некоего живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.
Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился?
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…
Парцелляция – это синтаксический прием, при котором предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки и выделяется на письме как самостоятельные предложения.
«Он тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить» (Шукшин).
Автор для выразительности интонационно разбил на несколько частей одно предложение: «Он тоже пошёл в магазин купить сигарет».
Перифраза – это выражение, которое в описательной форме передает смысл другого выражения или слова.
Царь зверей (вместо лев)
Мать русских рек (вместо Волга)
Многословие, употребление логически излишних слов.
Примеры плеоназма в быту:
В мае месяце (достаточно сказать: в мае).
Местный абориген (достаточно сказать: абориген).
Белый альбинос (достаточно сказать: альбинос).
Я там был лично (достаточно сказать: Я там был).
В литературе плеоназм часто используется как стилистический прием, средство выразительности.
Углубленное изображение психических, душевных переживаний героя.
Повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета. Когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом.
Предложение в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Обращение, адресованное отвлеченному понятию, неодушевленному предмету, отсутствующему лицу. Способ усилить выразительность речи, выразить отношение к тому или иному лицу, предмету.
Русь! куда же несешься ты?
Сравнение — один из выразительных приемов, при употреблении которого определенные, наиболее характерные для предмета или процесса свойства раскрываются через аналогичные качества другого предмета или процесса. При этом проводится такая аналогия, чтобы предмет, свойства которого используются в сравнении, был более известен, чем описываемый автором объект. Также неодушевленные предметы, как правило, сравниваются с одушевленными, а отвлеченное либо духовное с материальным.
то жизнь моя пропела – провыла –
Прогудела — как осенний прибой –
И проплакала сама над собой.
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе переносное значение, и этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины.
заря, утро – символы молодости, начала жизни;
ночь – символ смерти, конца жизни;
снег – символ холода, холодного чувства, отчуждения.
Замена названия предмета или явления названием части этого предмета или явления. Говоря короче, замена названия целого названием части этого целого.
Родной очаг (вместо «родной дом»).
Плывет парус (вместо «плывет парусная лодка»).
«…и слышно было до рассвета,
как ликовал француз. » (Лермонтов)
(здесь «француз» вместо «французские солдаты»).
Повторение другими словами того, что уже было сказано, а значит, не содержащее новой информации.
Автомобильные шины – это шины для автомобиля.
Мы объединились воедино.
Троп — это выражение либо слово, употребленное автором в переносном, иносказательном смысле. Благодаря употреблению троп автор дает описываемому предмету или процессу яркую характеристику, которая вызывает у читателя определенные ассоциации и, как следствие, более острую эмоциональную реакцию.
метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.
Умолчание – стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом.
Баснь эту можно бы и боле пояснить –
Да чтоб гусей не раздразнить…
Здесь автор намеренно не заканчивает фразу, но явно подразумевается: «Лучше помолчим».
Градация (или усиление) – это ряд однородных слов или выражений (образов, сравнений, метафор и т. п.), последовательно нагнетающих, наращивающих или, наоборот, понижающих смысловую или эмоциональную значимость передаваемых чувств, излагаемой мысли или описываемого события.
Пример восходящей градации:
Не жалею, не зову, не плачу…
В заботе сладостно туманной
Не час, не день, не год уйдет.
Пример нисходящей градации:
Ему обещает полмира, А Францию только себе.
Нейтральное по смыслу слово или выражение, которыми в разговоре заменяют другие выражения, считающиеся неприличными или неуместными в данном случае.
Схожу попудрю нос (вместо Схожу в туалет).
Его попросили из ресторана (вместо Его выгнали).
Образное определение предмета, действия, процесса, события. Эпитет представляет собой сравнение. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное. Однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные или глаголы.
бархатная кожа, хрустальный звон.
Повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи. Противоположность анафоры, при которой слова повторяются в начале предложения, строки или абзаца.
«Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков. » (Н. В.Гоголь).
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Повторение слов или словосочетаний в конце предложений строф
Лекция 14. Синтаксические фигуры. Поэтическая фонетика.
Средствами художественной выразительности являются и способы сочетания слов, способы построения предложений. Поэтический синтаксис рассматривает так называемые обороты речи, при этом учитывается их выразительное значение. Они называются синтаксическими фигурами или средствами поэтического синтаксиса. Среди синтаксических фигур выделяются различного рода повторения слов. Повторение в художественном произведении иногда необходимо для усиления впечатления. В зависимости от места повторяемого слова в предложениях, стихах или строфах различают несколько видов повторений:
Анафора – повторение слов в начале предложений, стихов, строф.
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова .
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет! (Фет)
Эпифора — повторение слов в конце предложений, стихов, строф.
Например, в стихотворении Пушкина «Моя родословная» каждая строфа заканчивается словом «мещанин», и этот повтор передает горький юмор поэта, потомка знатного рода.
Стык – повторение слова или словосочетания в конце одного и в начале другого предложения, стиха, строфы. Например, «Была жара, жара плыла». (Маяковский)
Кольцо — повторение слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы. Например, «Звезда вечерняя, печальная звезда» (Тургенев).
Многосоюзие (полисиндетон) – повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения. Например, «И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы» ( А.Пушкин )
Эта фигура используется, когда необходимо создать впечатление некоторой замедленности и возвышенности речи.
Бессоюзие (асиндетон) – интонационное, бессоюзное соединение однородных членов предложения. Используется для передачи быстроты, стремительности действия, чаще в батальных сценах, для изображения сражения: « Швед ,р усский ! Рубит, колет, режет. » ( А.Пушкин )
Синтаксический параллелизм – это развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. Чаще всего сопоставляются явления природы и душевное состояние человека. Синтаксический параллелизм – это древнейшая фигура поэтической речи. Она лежит у истоков поэтической образности.
Например: «Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Очи блеснули слезой?» ( народ .п есня )
Кроме видов повторения выделяются риторические фигуры – это риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание.
Риторическим вопросом называется вопросительный оборот речи, не требующий непосредственного ответа и содержащий утверждение в себе самом. Например:
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю? (Тютчев)
Волга !В олга ! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля. (Некрасов)
Риторические вопросы имитируют фиктивный диалог.
Риторическим обращением называется обращение поэта к явлениям природы, к отсутствующим, умершим собеседникам, то есть к тому, кто не может дать отклика.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита .
И в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
И кто, в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений,
Самоубийство и любовь. (Тютчев)
Риторическим восклицанием называется оборот речи, который произносится выразительно, сильно, с заметной восклицательной интонацией.
Да здравствует солнце!
Да скроется тьма! (Пушкин)
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна. (Фет)
Градация или усиление – это предложение с однородными членами, в котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего, например:
«Я выйду, я выбегу, брошусь навстречу» ( И.Уткин );
«Не жалею, не зову, не плачу…» (Есенин)
«Я бежала, перил не касаясь, /Я бежала за ним до ворот…» (Ахматова)
Эллипсис или умолчание – это пропу ск в пр едложении или стихе одного или нескольких значащих слов (чаще всего глаголов). Например:
Шопот .Р обкое дыханье,
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (Фет)
Эта фигура используется для передачи быстроты, стремительности действия, движения.
«Татьяна – в лес, медведь – за нею» (Пушкин)
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (Жуковский)
Инверсия – (от лат. inversio — перестановка) нарушение привычного порядка слов в предложении, стихе, строфе. Привычными в русском языке словосочетаниями являются «подлежащее перед сказуемым», «определение перед определяемым словом» и т.п. Например, строка «Белеет парус одинокий /В тумане моря голубом…» при правильном порядке слов должна звучать следующим образом: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря».
Нарушение связи или согласования слов в предложении принято называть понятием «анаколуфа». Например, у Хлебникова: «Синий лен сплести хотят /Стрекоз реющее стадо».
Антитезой (от греч . а ntithesis – противоречие, противоположение) называется противопоставление двух образов, понятий или явлений, что свидетельствует о конфликтности, контрастности противоборствующих сил, а так же о широте охвата явлений:
«Скажу я да, она говорит нет: утром и вечером, ночью и днем она ворчит». Или: «Ты богат, я очень беден/ Ты прозаик, я поэт». ( А.Пушкин )
Поэтическая фонетика (эвфония)
В практической речи звуки, при помощи которых осуществляется речь, не задерживают на себе внимания, но в речи поэтической звуки приобретают большое значение. Звуковой строй художественной речи в литературном тексте соответствует созданным писателем художественным образам. Только это соответствие не обнаруживается сразу и не всегда ощущается читателем.
Каждый поэт и писатель интуитивно стремится к благозвучию художественной речи.
Часть стилистики, изучающая принципы звуковой организации речи, именуется эвфонией. Цель фонетического отбора – это достижение звуковой выразительности слов. Возникают звуковые ассоциации, сопоставления, которые вызываются поэтами и писателями различными способами, специальными фонетическими средствами художественной выразительности. Это аллитерация, ассонанс и звукоподражание.
Аллитерация – повторение нескольких одинаковых согласных в стихе, строфе, проедложении .
Например, у А.Блока :
Наступает серый вечер,
Или у Достоевского:
«Одним словом, все эти господа были народ простой, кряжевой; до корней не доискивались; брали, драли, крали, спины гнули с умилением и мирно и жирно проживали свой век» — выделяется звук «р».
Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков в стихе, предложении, строфе. Однако однообразное следование друг за другом гласных может нарушить отчетливость восприятия и произношения, как например, «расскажите про оазис», «Пророчества Исайи и Исуса ». Это так называемое «зияние», которое в русском языке к XIX веку было преодолено. Но в поэтической речи может быть создано благозвучное соединение одинаковых гласных:
«Как хорошо ты, о, море ночное» или «но кто с тобою равен красотою».
Звукоподражанием называется более четкое соответствие звукового строя речи созданному писателем образу. Многие звуки в природе имеют акустическое сходство со звуками языка. Так, раскаты грома напоминают звук «р», звук металла «з», свист «с», глухой шум «ш», поэтому слова «гром», «звон», «свист», «шум», «шелест», « шопот » и др. имеют выразительную звуковую окраску. Эти слова именуются ономатопеями. В сочетаниях «вьюга воет», « метель метет», «зверь ревет» имеет место элемент звукоподражания, т.е. соответствие между характером звуков и различными явлениями незвуковой природы.
💥 Видео
Русский язык 9 класс (Урок№50 - Повторение и систематизация. Синтаксис и пунктуация.)Скачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Порядок слов в английском предложении. Английский по формулам. Как строить предложения? #ПорядокСловСкачать
Указательные слова в СПП | Русский языкСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№11 - Обращения, вводные слова и вставные конструкции.)Скачать
Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Текст. Средства связи предложений в тексте. Видеоурок 10. Русский язык 9 классСкачать
Русский 5 Предложения с вводными словамиСкачать
4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Виды предложений по интонации и цели высказывания. Как определить вид предложения?Скачать
ВСЕ ФИГУРЫ РЕЧИ ЗА 14 МИНУТСкачать
Русский язык. 2 класс. Слово и предложение /16.09.2020/Скачать
Уроки русского язык. Что такое синтаксис и пунктуация.Скачать
Сын написал сочинение на 5/5Скачать