- Русский язык. 4 класс
- Урок русского языка в 4 классе по теме: «Предложение и словосочетание».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока по русскому языку «Предложение. Словосочетание» план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 📸 Видео
Видео:4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 65. Текст. Предложение. Словосочетание
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы систематизируем полученные в начальной школе знания о тексте, предложении и словосочетании. Повторим основные правила пунктуации и потренируемся применять их на практике
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.
Описание – тип текста, в котором описываются люди, животные, события.
Повествование – тип текста, в котором повествуется, рассказывается о чём-либо.
Рассуждение – тип текста, в котором что-либо объясняется или доказывается.
Повествовательное предложение содержит повествование, сообщение, рассказ о чём-либо.
Вопросительное предложение содержит вопрос.
Побудительное предложение содержит побуждение (просьбу, требование, приказ).
Восклицательное предложение – предложение с яркой эмоциональной окраской. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
Простое предложение – предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Распространённое предложение – предложение, в котором есть второстепенные члены.
Нераспространённое предложение – предложение, в котором есть только главные члены.
Главное слово – слово в словосочетании, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово в словосочетании, к которому ставится вопрос.
• Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 8-41
• Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. С. 7-29.
• Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
• Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: АСТ; Зебра Е, 2009. – 496 с. С. 419-426
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Тема нашего урока: «Текст. Предложение. Словосочетание».
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Прочтите предложения.
На горе стоит дом.
Почему некоторые слова называют словарными?
Эти три предложения не составляют текста. Они никак не связаны между собой, да и темы разные. Составим текст с каждым из этих предложений.
На горе стоит дом. Из трубы тянется уютный дымок. Рядом с домом пасутся корова с телёнком.
О чём этот текст? О доме и его окрестностях. К этому тексту можно задать вопрос: какой? Это описание.
Теперь возьмём предложение: Лев зарычал.
И составим текст с ним.
Лев зарычал. Посетители сразу отпрянули от клетки. Но лев только сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
Этот текст – повествование. Он рассказывает о неких событиях и к нему можно задать вопрос: что произошло?
И, наконец третье предложение.
Почему некоторые слова называют словарными? Так обычно говорят о словах, которые пишутся не по правилам или их трудно проверить. Написание таких слов лучше всего проверить по словарю. Поэтому их так и называют – словарные.
В этом тексте нечто объясняется, доказывается. Такой текст называется «рассуждение». К нему можно задать вопрос: «Почему?».
Итак, тексты бывают трёх типов: повествование, описание и рассуждение (Конечно, в любом тексте нам может встретиться и сочетание этих типов в разных пропорциях).
У предложений тоже выделяют виды. Например, в зависимости от цели высказывания.
Вспомним: по цели высказывания предложения бывают повествовательными (например, На горе стоит дом.), вопросительными (Почему некоторые слова называют словарными?) и побудительными (Не подходите близко к леткам с хищниками!).
По интонации (или еще говорят: по эмоциональной окраске) предложения могут быть восклицательными и невосклицательными (Например: Не рвите цветы на клумбах! Передайте, пожалуйста, соль).
Лев сверкнул глазами и ушёл в дальний угол вольера.
При разборе предложения по членам сначала надо выделить грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
О ком говорится в этом предложении? О льве. Слово Лев стоит в именительном падеже – это подлежащее. Лев что сделал? Сверкнул и ушёл. Это сказуемые. Они однородные, так как относятся к одному слову и являются одним членом предложения.
Запятая между ними не ставится, так как они связаны союзом И. Остальные члены предложения: глазами, в угол, вольера, дальний – второстепенные.
Это предложение повествовательное, невосклицательное. Простое (так как в нём одна грамматическая основа) и распространённое, так как, в нём есть второстепенные члены предложения).
Сравним это предложение вот с таким:
Лев зарычал, и посетители сразу отпрянули от клетки.
В этом предложении тоже есть союз И, но перед ним мы видим запятую. Это потому, что данное предложение – сложное. В нём две грамматические основы: Лев зарычал и Посетители отпрянули. Важно отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами.
Выпишем все словосочетания из этих двух предложений.
отпрянули от клетки,
Почему мы не выписали сочетания:
лев зарычал, посетители отпрянули, сверкнул и ушёл?
Основа предложения не является словосочетанием, потому что она уже составляет предложение. А однородные члены также не считают словосочетанием, потому что в словосочетании всегда есть главное и зависимое слово. От главного слова можно поставить к зависимому вопрос.
Отпрянули (как?) сразу
в угол (какой?) дальний.
Однородные члены предложения потому и называются однородными, что они равноправны, у них нет главного и зависимого слова, поэтому они не образуют словосочетания.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Выберите, о каком типе текста здесь говорится:
Есть тексты, в которых о чём-то повествуется, рассказывается. К такому тексту можно задать вопросы: когда? где? что произошло? Эти текст-_________.
Правильный ответ 2) Повествование.
2. Составьте из данных слов предложение с однородными подлежащими и наберите его.
Слова для справок:
Грачи, скворцы и жаворонки улетают зимой в южные страны.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Предложение и словосочетание».
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Предложение и словосочетание».
УМК «Школа «России»
Цель: Систематизировать знания учащихся о предложении и словосочетании.
Образовательная: Закреплять представление о словосочетании, способность различать слово,
словосочетание, предложение; закреплять сформированные способность находить словосочетания
в составе предложения.
Развивающая: Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и уважительное
отношение к изучаемому предмету.
Универсальные учебные действие:
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Предложение и словосочетание».
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель: Систематизировать знания учащихся о предложении и словосочетании.
Образовательная: закреплять представление о словосочетании, способность различать слово, словосочетание, предложение; закреплять сформированные способность находить словосочетания в составе предложения.
Развивающая: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитывающая: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость и уважительное отношение к изучаемому предмету.
Универсальные учебные действие:
Составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;
Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку
Отвечать на вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Формулирование учебной цели и задач с помощью взрослого;
Способность рефлексии собственной деятельности;
Планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.
Умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
Умения представлять и защищать результаты совместной деятельности;
Стремиться к речевому самосовершенствованию, вступать в диалог, создавать монологические высказывания; умения отстаивать свою точку зрения.
Развивать интерес к предмету, способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
Учить осознавать важность изучаемого материала.
Работа фронтальная, работа в малых парах.
Работа фронтальная, самостоятельная, работа в парах
— Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
— Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
— Как будем работать сегодня на уроке? Объясните следующие фразеологизмы:
Баклуши бить – бездельничать
— Значит, будем работать активно !
Воды в рот набрал – молчать
— Старайтесь на уроке выражать своё мнение!
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
— Будьте полезными для товарищей своей группы!
Бурчать под нос — ворчать, ворчливо, невнятно бормотать
— Говорить понятно и ясно!
Мало помалу – не торопясь, понемногу.
— Время на уроке не теряем, стараемся успеть выполнить многое!
-Все задания, которые вам сегодня предстоит выполнить, вы будете обсуждать в малых группах, а затем свои идеи передавать следующей группе по часовой стрелке. Как на карусели! Но сначала…
3. Изучение нового материала.
Закройте глаза, послушайте музыку.
(прослушивание отрывка из произведения Чайковского «Подснежник»)
Какие образы вы представляли, когда слушали? Какое время года изобразил композитор? (весна)
Работа в группах с использование методического приёма «Карусель».
— У каждой группы листы с записью синтаксических единиц с весенней тематикой. За 2 минуты познакомьтесь с записями и вычеркни записи, которые не являются словосочетаниями. По сигналу «Передали» — листы передаются следующей группе по часовой стрелке. Группа знакомится с работой переданной ей. Если вы оцениваете правильное выполнение – поднимаете зелёный сигнал. Есть ошибки – красный сигнал.
снежные сугробы, лежит снег, весенние цветы, белые и холодные, робко пробивается, мягкая и светлая, зелёная травка, спешат примерить, появляются почки, узкие листочки, весенняя капель, чувствуется приближение, яркое солнце, греет солнце, шагает по планете
снежные сугробы, лежит снег, весенние цветы, белые и холодные, робко пробивается, мягкая и светлая, зелёная травка, деревья спешат примерить, появляются листочки, узкие листочки, весенняя капель, чувствуется приближение, яркое солнце, греет солнце, шагает по планете
В течение 5 минут дополните словосочетания до простого предложения.
Быстро тают снежные сугробы. Появляются первые цветы. Робко пробивается зелёная травка. На деревьях видные уже узкие листочки. Звучит весенняя капель. Чувствуется приближение весны. Светит яркое солнце. Весна шагает по планете.
Одно из полученных вами предложений сконструируйте предложение с употребление тире.
Появляются первые цветы – признаки весны.
Одно из полученных вами предложений сконструируйте предложение с употребление однородных членов предложения. Пользуйтесь синтаксическими единицами из первоначального печатного текста.
Быстро тают белые и холодные сугробы.
Одно из полученных вами предложений переделайте в сложное предложение. Пользуйтесь синтаксическими единицами из первоначального печатного текста.
Светит яркое солнце, оно греет землю.
Таким образом, пред вами деформированный текст. Пронумеруйте предложения, чтобы получился связный текст.
Озаглавьте полученный вами текст и подготовьте его для прочтения другим группам.
(группы зачитывают получившиеся тексты о весне)
Светит яркое солнце, оно греет землю. Быстро тают белые и холодные сугробы. Появляются первые цветы – признаки весны. Робко пробивается мягкая и светлая зелёная травка. На деревьях видны уже узкие листочки. Звучит весенняя капель. Весна шагает по планете!
— Молодцы! Хорошие миниатюры о весне получились у вас сегодня на уроке. И над каждой работала ни один человек, ни одна группа, а все вместе.
-Какие знания с уроков русского языка помогли вам сегодня на уроке?
— На уроке вы практически закрепили умение отличать словосочетания от других синтаксических единиц, правильно употреблять знак тире в предложениях, конструировать предложения с однородными членами и сложное предложение.
Работа в группах с использование методического приёма «Карусель».
— Оцените свою работу.
Руки вверх –все понятно, трудностей не возникало.
Руки перед грудью – все понятно, но возникали небольшие трудности.
Руки опущены – нужна помощь учителя.
— Какие трудности возникли…?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 861 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
- Сейчас обучается 670 человек из 79 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 305 человек из 60 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Кагарманова Наталия АлександровнаНаписать 1311 05.05.2020
Номер материала: ДБ-1141338
- 05.05.2020 0
- 05.05.2020 0
- 05.05.2020 0
- 05.05.2020 0
- 05.05.2020 0
- 05.05.2020 0
- 05.05.2020 0
- 05.05.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Конспект урока по русскому языку «Предложение. Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку «Предложение. Словосочетание»
Видео:Предложение. Виды предложений. Видеоурок 3.1. Русский язык 4 классСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 23.63 КБ |
Видео:Предложение Виды предложений | Русский язык 4 класс #4 | ИнфоурокСкачать
Предварительный просмотр:
Тема: предложение и словосочетание.
Цель: повторить признаки предложения и словосочетания; закреплять умение выделять словосочетания из предложения.
Встали ровно. Показали мне свои красивые глазки. Улыбнулись друг другу . Для того, чтобы четко, правильно говорить, предлагаю дыхательную гимнастику.
Делаем глубокий вдох.
На выдохе – произносим звуки.
[c]- зубы сжаты ,остается узкая щель
[и]- губы растянуты в улыбку
[н]- кончик языка поднят и упирается в верхние резцы
[т]- язык прилегает к верхним коренным зубам
[а]- губы расслаблены, рот открыт
[к]- кончик языка опущен. Боковые края языка опущены
[с′]- язык упирается кончиком в десны нижних резцов
[и]- кончик языка упирается в нижние резцы
[с]- губы слегка растягиваются в улыбку
Какое слово получилось?
Давайте запишем в тетради посередине
Арина – работа с толковым словарем
С помощью слухового диктанта определим тему урока и проверим, как вы умеете давать характеристику звукам.
1 группа – глухие согласные
2 группа – звонкие согласные
3 группа – работаем с гласными буквамы
Примечание : когда учитель произносит букву е, то говорит : «Буква, которая дает 2 звука».
Предлагаю под словом синтаксис слева написать слово словосочетание. ( на доске учитель тоже вывешивает это слово)
Ариночка – работа с толковым словарем.
Предлагаю поработать с ребусами предложение – Ариночка работа с толковым словарем. Запишите это слово в правом нижнем углу.
Определите тему урока.
- КАКИЕ И КОГДА У НАС ВОЗНИКАЮТ ЗАТРУДНЕНИЯ?
( когда выполняют синтаксический разбор предложения.)
Давайте вспомним, что же такое … СИНТАКСИС?
… ПРЕДЛОЖЕНИЕ? Из толкового словаря.
… СЛОВОСОЧИТАНИЕ? Арина выступает.
Предлагаю записать приветствие с сегодняшним днем. Комментирует Гистам.
Какие это слова? ( словарные) Да,эти слова невозможно проверить. Их нужно запомнить.
Предлагаю работу в группах над словарными словами;
Задание для 1 группы:
Прочитайте ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Объясните значение этих фразеологизмов с помощью глагола – исключения II спряжения( в словах для справок)
Значение любого фразеологизма.
- На дух не принимать
- Любить, как собака палку
- Не переваривать
- Видеть не может.
Слева для справок: любить,желать,ненавидеть,брить.
Задание для 2 группы
Найдите глагол I СПРЯЖЕНИЯ, в котором все согласные обозначают мягкий согласный звук
Щавель, сеять, обидеть, слышать.
Задания для 3 группы.
Найдите глагол – исключения
II СПРЯЖЕНИЯ по описанию:
- Приставка, как в слове ШКОЛА
- Корень, как в слове ОБИДА
- Суффиксы, как в слове СМОТРЕТЬ
- Окончание, как в слове СТОЛ
ШКОЛЬНИК, ОБИДЕТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ.
Задание для 4 группы
Выберете словарное слово по следующим МОРФОЛОГИЧЕСКИМ признакам:
1). … — ГЛ.; Что делать?; действие.
Слова для справок: дышать, желать, видеть, смотреть.
Задание для 5 группы:
Найдите словарное слово, состав в которого соответствует схеме
Слова для справок:
Ненавидеть, негодовать, закипеть, клеить.
На доске находятся рисунки, на которых написаны словарные слова. Давайте мы поработаем с вашими словами и запишем их в тетради;
ЖЕЛАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАКИПЕТЬ, СЕЯТЬ, ОБИДЕТЬ.
РАБОТА ПО АЛГОРИМУ: ( открыли папки с алгоритмами ).
1). Прочитай слово по слогам:
2). Поставь ударение
3). Подчеркни орфограммы
Ребята, словарные слова помогут нам в составлении предложений и словосочетаний.
Девочкам : придумать предложение с одним из этих глаголов.
Мальчикам : придумать словосочетание с одним из этих глаголов.
После работы над словарными словами – работа под цифрами от 1 до 5
- Слово для фонетического разбора.
- Слово для морфемного разбора.
- Слово для морфологического разбора.
- Предложение для синтаксического разбора.
- Слово для лексического разбора.
Работа по рядам. Работа с консультантами.
Предлагаю записать предложение и разобрать его под цифрой 4.
Что значит эта цифра?
Входе работы над характеристикой предложения будем дополнять, исправлять, изменять ваши КЛАСТЕРЫ.
Если кто-то испытывает затруднения, можно пользоваться папкой, в которой находятся алгоритмы и правила.
Предлагаю открыть тетради по синтаксическим разборам. Запишем предложение.
Диана – пишет предложение, обозначает ошибкоопасные места.
Рашад – ищет подлежащие и сказуемое. ( правило)
— по цели высказывания
— по наличию главных членов предложения.
Надеюсь, в ходе работы все дополнили КЛАСТЕР.
Предлагаю найти словосочетания, выписать словосочетания.
Из данных слов составить и записать словосочетания к с схемам:
Улыбается, глубоко, солнышко, с летнее, ласково, неба.
Гл.+ сущ. Улыбается с неба
Прил. + сущ. Голубого неба
Нереч. + глаг. Ласково улыбается
Прил. + сущ. Летнее солнышко
Из полученных словосочетаний составить и записать предложение.
С голубого неба ласково улыбается летнее солнышко.
Докажите, что это предложения.
Девочки : На уроке дети писали.
На уроке дети писали диктант, отгадывали ребусы, учили стихотворения.
Мальчики : Наступила весна.
В Лянторе наступила ранняя весна.
Чем похожи эти предложения?
Чем они отличаются?
Как называются такие сказуемые?
Прошу выбрать предложение и выполнить синтаксический разбор.
Из карточек найти и выписать ( повеств., невоск., распр., простое, усложнено однород. пояс.)
Вспомним тему урока.
- Какие у нас были затруднения ?
- Какова у нас была цель?
- Добились ли мы этой цели ?
Предлагаю дополнить наш КЛАСТЕР. Каждый в своем кластере внесите изменения.
Ту гроздь, которая у вас не была записана, прошу выделить поярче..
Предлагаю составить СИНКВЕЙН.
Со словом предложение.
Домашнее задание- в разных конвертах. ( разноуровневое)
Видео:Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс » Имя прилагательное», конспект урока по математике 4 класс «Деление многозначного числа на однозначное»
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника — Рамзаева. Тема урока — » Имя прилагательное». Тип урока — открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -.
Конспект урока «Связь слов в словосочетании. Примыкание»
Урок с применением технологии критического мышления.
Конспект урока по русскому языку на тему «Назначение зависимого слова в словосочетании»
Технологическая карта урока.
Конспект урока по русскому языку на тему: » Словосочетание»
Конспект составлен по УМК «Начальная школа 21 века".
Урок по русскому языку Словосочетание с согласованием 4 класс
Урок изучения нового материала.
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое словосочетание?» 4 класс, УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование умения выделять словосочетания в предложении.Планируемые результаты:Предметные:знать: что такое словосочетание;уметь: выделять словосочетания в предложениях: на.
📸 Видео
Русский язык 4 класс (Урок№10 - Предложения простые и сложные.)Скачать
Русский язык 4 класс (Урок№27 - Какие бывают части речи?)Скачать
Русский язык 4 класс (Урок№23 - Фразеологизмы.)Скачать
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
"Словосочетание", Русский язык 4 класс ч.1, Школа РоссииСкачать
Простые и сложные предложения. Видеоурок 5.1. Русский язык 4 классСкачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№9 - Какие бывают главные и второстепенные члены предложения.)Скачать
для тех кто идёт в 4-5 класс #школа #4класс #5классСкачать
Русский язык 4 класс. Словосочетание. Карбук Н.В.Скачать