Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Тема 5. Синтаксические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны синтаксические нормы? | С соблюдением правил синтаксических отношений (согласование, управление, примыкание и др.) |
2. Какие основные причины нарушения синтаксической нормы отмечаются в русском языке? | Незнание правил согласования, управления, примыкания, употребления предлогов, порядка слов. |
Задание 2. Найдите словосочетания, в которых наблюдается нарушение правил управления. Исправьте их.
§ конкурировать с другими фирмами
§ поражаться ловкостью (ловкости)
§ отличать добро от зла
§ различать подделку от оригинала (и оригинал)
§ беспокоиться о друге
§ страдать из-за сына
§ тревожиться о сыне
§ свидетельство о больших резервах (больших резервов)
§ свидетельствовать против обвиняемого
§ поражаться успехам (успехами)
§ идентичный с предыдущей работой (предыдущей работе)
§ отличаться от других
§ вселять страх противнику (в противника)
§ базироваться на результатах исследований
§ опираться на малоизвестных фактах
§ отметить недостатки в работе
§ согласно приказа о зачислении (приказу)
§ по причине долгой болезни
§ озабочен о здоровье детей.(здоровь
Задание 3. Определите, каковы причины нарушения нормы в данных предложениях. Сформулируйте вывод.
1. Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда. (нужен предлог благодаря)
2. Благодаря плохой погоде не состоялась поездка за город. (нужен предлог из-за)
3. Вследствие предстоящей командировки я не смогу присутствовать на собрании трудового коллектива. (нужен предлог ввиду)
4. Ввиду прошедших дождей следует организовать работу по своевременному посеву зерновых. (нужен предлог вследствие)
5. Благодаря своему характеру ни на одной работе он долго не задерживался. (нужен предлог из-за)
6. Согласно данных (данным) древнерусских летописей, суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
7. Участвовать на (в) выборах – ответственное мероприятие.
Задание 4. Какая синтаксическая норма нарушена в данных предложениях? Исправьте ошибку. Внимание! Одно предложение является правильным!
Предложения | Синтаксическая норма |
1. Много сил и времени ушли на осуществление этого проекта | ушло |
2. Установка нового и реконструкция старого оборудования ведется параллельно. | ведутся |
3. Три соседние здания были построены в прошлом году. | соседних |
4. Часть работ направлены нами на экспертизу. | направлена |
5. Те, кто жил рядом, всегда угадывал желание ближнего. | Жили, угадывали |
6. Стая лебедей улетала на юг. | Нет ошибки |
7. Жюри было строгой, но справедливой. | строгое |
8. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы. | Один из |
9. ЛДПР выступил с критикой работы правительства. | выступила |
10. Большинство этих художников было мастером цвета. | были |
11. На моем попечении была старая бабушка и маленький братишка. | были |
12. Елена Образцова – один из крупнейших представительниц русской оперной школы. | представителей |
Задание 5. Почему в данных предложениях употребление деепричастных оборотов не соответствует синтаксическим нормам? Как нужно изменить предложения? Внимание! Одно предложение не содержит ошибки! Отметьте его.
1. Покидая родителей, его охватила внезапная грусть. (он загрустил)
2. Проехав по этой тропе с километр, открывался чудесный вид на море.( если проехать, то открывается_)_________________________________________________________
3. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, ученым проводился лабораторный эксперимент._(ученый проводил)___________________________________
4. Выезжая за город, погода стояла прекрасная._(когда выезжали)_____________________
5. Проведя раскопки на многих островах Океании, выяснились неизвестные ранее факты. (ученые выяснили)______________________________________
6. Читая книги Достоевского, удивляешься его глубокому постижению человеческой души._(нет ошибки)___________________________________________
7. Покупая макароны «Макфа», вам гарантировано качество. (вы получаете качественные продукты)
8. Стараясь убедить читателей, автором достигается обратный результат.__(автор достигает обратного)_________________________________________________
9. Имея огромный опыт учителя, Вам дается этот совет.(даю Вам)
Задание 6. В данных предложениях нарушена синтаксическая норма – правила управления при однородных сказуемых. Дайте правильный вариант. Внимание! Одно предложение правильное!
Предложения с нарушением нормы | Исправленный вариант |
1. Ученые наблюдают и сравнивают жизнь животных. | Наблюдают жизнь животных и сравнивают их повадки |
2. Автор надеялся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию. | Надеялся опубликовать поэму и ознакомить с ней |
3. Депутаты обсудили и проголосовали за новый закон о правах потребителей. | Обсудили закон и проголосовали за него |
4. Художник восхищается и часто рисует русскую природу. | Восхищается природой и рисует ее |
5. Мы познакомились и подружились с местными ребятами. | Нет ошибки |
6. Мы славим и восхищаемся мужество спасателей. | Мы славим спасателей и восхищаемся их мужеством |
7. Писатель видел и верил в будущее своей страны. | Видел будущее и верил в него |
8. Назовите и дайте характеристику видам правовых отношений. | Назовите отношения и дайте им характеристику |
Задание 7. Причиной двусмысленности данных предложений является употребление анафорического местоимения (т.е. местоимения, замещающего имя существительное). Дайте правильный вариант предложения.
1. Девочка находилась посреди улицы. На ней (на улице) было много любопытных.
2. Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает ее рябую поверхность._(ее – убрать, вставить: речную) _______________________________________________
3. Женщина посмотрела на собаку: она (та) оскалилась, зарычала, шерсть встала дыбом, глаза хищно засверкали._________________________________________________
4. Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых штанах. Они (противники) разошлись. Раздался выстрел.__________________________________
5. Женщина взялась за ручку. Она (ручка) была привинчена. ________________
6. Вошедший снял плащ, и теперь его можно было повесить._( и повесил его)____________
7. У ясеня стоял парень. Он (дерево) покачивался и скрипел от ветра._____________________________________________________
8. Преподаватель привел пример, и он (этот пример) всех удивил._____________________________________________________
9. Не удержал мяч вратарь, но добить его (мяч) было некому._____________________________________________________
10. Селедку мне продала продавщица Люба, которая ввиду жары сильно попахивала. (селедка должна стоять после Любы)
Задание 8. Что является причиной двусмысленности данных предложений? Как будет выглядеть правильный вариант предложения?
1. В детсаду организована выставка поделок (из пластилина) детей и воспитателей из пластилина._________________________________________________
2. Следует поднять вопрос на должную высоту (вопрос) об уровне преподавания некоторых дисциплин.______________________________ __________
3. Проводится выставка-продажа одежды (весеннее-летнего сезона) для мужчин весенне-летнего сезона.___________________________________________ _________
4. Страна широко готовилась (широко) отметить День победы_____________________________________________________
5. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.__(издала постановление для владельцев собак: животных держать на привязи)__________________________________________________
Задание 9. Как вы думаете, на чем построена шутка А.П. Чехова?
Желаю Вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
______нарушение порядка слов____________________________________________________________
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Поражаться успехами словосочетание ошибочно
Составьте предложения с приведенными ниже словами,требующими разных падедей зависимого слова.Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться-гарантировать,спрос-потребность,начать-приступить,одевать-надевать,беспокоиться — тревожиться,примириться-смириться,преимущество-превосходство,вера-уверенность,расфасовать -упаковать,тормозить — препятствовать,обосновать -основать,опираться-базироваться,порадаться- удивляться,предупредить -предостерегать,ценить -дорожить
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
ГДЗ Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. §28 Вопрос 177 Составьте с данными словами словосочетания и запишите.
Хай! Ох уж эти вопросы по русскому языку, хоть вешайся( решить не поможете?)
Составьте с данными словами словосочетания и запишите.
Укажите способы синтаксической связи главного и зависимого
слов.
Претворить, приступить, приготовление, препятствие,
преодолеть, преграда, приключение, пререкание, прими-
рить, прибытие, пребывание, превосходный.
🎦 Видео
Все способы словообразованияСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Словосочетание. Управление.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ || ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХСкачать
Правописание приставок. Гласные И, Ы после приставок на согласный| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать
КОНФЛИКТОЛОГИЯ простыми словами: причины возникновения и способы преодоления конфликтовСкачать
Прямое и переносное значение словаСкачать
441. Дисграфия, дислексия – нарушение письма, нарушение чтения.Скачать
5 ПРЕПАРАТОВ ПРИ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИСкачать
Неизвестный Наполеон/Борис КипнисСкачать
Научно-практическая конференцияСкачать
Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса ГивиевнаСкачать
Конфликт в литературно-художественном произведенииСкачать