- Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: характеристика образа
- Характеристика
- «Исправление» Бездомного
- Встреча на Патриарших
- В «Грибоедове»
- Шизофрения
- Знакомство с Мастером
- Сочинение про Ивана Бездомного
- Раздвоение Ивана
- «Мельмот Скиталец»
- «там было много воды»
- Профессор Иван Понырев
- Александр Безыменский
- Примечания
- Роль персонажа в сюжете
- «или ожидать нам другого?»
- Иван николаевич понырев ударение
- Иван Бездомный
- История персонажа
- История создания
- «Мастер и Маргарита»
- Экранизации
- Цитаты
- Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)
- Иван Бездомный (Понырев) в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
- Иван Бездомный и Воланд
- Иван Бездомный и Мастер
- Жизнь и судьба Ивана Бездомного
- Почему Иван Понырев испльзует псевдоним «Бездомный»?
- От Бездомного к Поныреву
- Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)
- Иван Бездомный (Понырев) в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
- Иван Бездомный и Воланд
- Иван Бездомный и Мастер
- Жизнь и судьба Ивана Бездомного
- Почему Иван Понырев испльзует псевдоним «Бездомный»?
Видео:Мастер и Маргарита: разговор на ПатриаршихСкачать
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: характеристика образа
Видео:Иван Бездомный рассказывает профессору про Воланда. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
Характеристика
Иван Бездомный – член МАССОЛИТа. В отличие от своих коллег, он был посвящен в тайну Мастера, осведомлен о муках Понтия Пилата. Характерная черта этого героя – невежество. За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.
В начале романа «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный – неприметный образ. И в некотором роде непривлекательный. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.
Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности. В эпилоге несколько абзацев посвящено Ивану. Читатель видит, что это уже совершенно другой человек. Вспомним о событиях, произошедших в судьбе поэта.
Видео:Мастер и МаргаритаСкачать
«Исправление» Бездомного
В эпилоге романа Иван Понырёв становится профессором истории, сотрудником Института истории и философии. Однако исследователи указывают, что настоящим профессором он всё равно быть не мог бы, поскольку проделать этот путь — от неграмотного поэта-любителя до серьёзного учёного, обладателя академической степени — человек за семь лет пройти не может. Иван Понырёв, судя по всему, стал профессиональным пропагандистом-идеологом, сделавшим быструю карьеру за счёт своей преданности «сталинскому учению».
Впрочем, с этим можно не согласиться, ведь действие разворачивается не только в реалистическом пространстве, но и в сказочно-магическом. Бездомному пришлось пройти через многие испытания, после чего он стал совсем другим человеком. Он встретился с существами из «потустороннего мира», уверовал в бога и в дьявола, значительно поднял свой образовательный уровень. А главное — он понял, что его ранние стихи были откровенно плохими и публиковались только из-за их «партийности» и идеологической верности. Бездомный обрёл собственное мнение, подверг свои ранние убеждения жёсткой критике и обрёл подлинную свободу. Став профессором, он перестал подписывать свои работы прежним псевдонимом, то есть полностью отказался от своей прежней сущности.
Видео:мастер и маргарита 02 серия «отрывок»Скачать
Встреча на Патриарших
В романе Булгакова две сюжетные линии. Каждая из них развивается самостоятельно. Действия и первой, и второй происходят в мае, но в разные эпохи. Иван Бездомный в «Мастере и Маргарите» – первый житель Москвы тридцатых годов, встретившийся с Воландом, если не считать Берлиоза, погибшего под колесами трамвая.
Однажды поэт сочинил антирелигиозную поэму, посвящённую Иисусу Христу. На Патриарших прудах Иван Бездомный встретился с Михаилом Берлиозом, дабы обсудить произведение. По мнению председателя МАССОЛИТа, поэма молодого литератора требовала доработок. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя. А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.
Председатель МАССОЛИТа читает малообразованному коллеге небольшую лекцию на тему мировой истории и культурологии. Тем временем мечтает о поездке в Кисловодск, которую совершить ему, как известно, не суждено. В диалог Берлиоза и Ивана Бездомного неожиданно вмешивается незнакомый иностранец, после чего в Москве начинают происходить невероятные события.
Видео:Гелла и Варенуха нападают на Римского. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
В «Грибоедове»
После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов». В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию. У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось.
Видео:Мастер и Маргарита буфетчикСкачать
Шизофрения
После рассказа о встрече с профессором, который некогда беседовал с Понтием Пилатом, а позже завтракал с Кантом, Бездомного окружающие принимают за сумасшедшего и заключают в психиатрическую лечебницу. Впрочем, здесь же оказываются и прочие герои, в том числе и председатель товарищества.
Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность. «Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых. Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.
«Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.
Видео:OST Мастер и Маргарита - прощание с поэтом Иваном Бездомным в психушке.Скачать
Знакомство с Мастером
В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный. Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал. Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными.
Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев. Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате. Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.
Видео:Воланд и Степан Богданович. Лечить подобное подобным. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
Сочинение про Ивана Бездомного
Иван Бездомный – это псевдоним Ивана Понырева. В свои 23 года он полностью увлечён поэзией, казалось, что это занятие для него словно воздух, без которого невозможно жить. Иван часто писал стихи на заказ и состоял в писательском сообществе Массолит. В самом начале, можно сказать, что Иван ничем не примечательный образ, возможно, даже неприметный. Герой был полностью погружен в свою работу атеистического характера о Иисусе Христе, которая по его мнению, должна была стать главной в его жизни. Именно с него и беседы с Берлиозом начинается роман.
В тот день он впервые и повстречал Волонда, который предсказал гибель критика, друга Берлиоза. Увидев, как предсказание сбылось, его товарищ погиб под колесами трамвая, у Бездомного происходит помутнение рассудка , в состоянии эффекта его отправляют в психиатрическую больницу.
В больнице его ждали новые знакомства, которые вскоре перевернули его жизнь. Именно в больничных стенах он знакомиться с Мастером, которые рассказывает о своей книге о Пилате и Иешуа. Познакомившись с мастером, жизнь поменялась полностью: он начинает интересоваться только историей Пилата и забывает о реальной жизни. Образ и характер героя своеобразен. Данная сюжетная линия захватывает с самого начала, что невозможно оторваться. В этом и было мастерство Булгакова.
Все, что навалилось на Бездомного в такой короткий срок, полностью изменило его мировоззрение. Случай с Берлиозом чуть не довел его до полного сумасшествия, а знакомство с Мастером уверило его в том, что гении еще существуют.
Некоторые считают, что Бездомный – один из главных героев романа. Ведь в нем автор надеялся на то, что человек из светского общества, в итоге сможет переродиться.
Бездомного можно описать, как рыжего молодого человека, с яркими зелеными глазами. Всегда был полностью погружен в свои дела, ничего не замечая вокруг. Многие считали Бездомного необразованным и недалеким парнем. А все почему? Возможно, что он был из светского общества и позиционировал себя именно так. Себя парень считал атеистом, не верующего ни в Бога, ни в Дьявола. Всегда держал свое слово и был человеком чести. А так же имел простое, человеческое сочувствие.
Видео:Как понимать «Мастера и Маргариту»?Скачать
Раздвоение Ивана
Имени своего Мастер не называет. Но это не столь важно. Знакомство с этим человеком полностью изменило жизнь Ивана Бездомного. Он осознал, что его произведения чудовищны, и принял решение больше никогда не писать. Прежний Иван не отличал добра от зла, не имел собственной точки зрения. Всё, что он делал, было продиктовано обществом.
О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.
Видео:Рукописи не горят! Мастер и Маргарита (2005)Скачать
«Мельмот Скиталец»
Роман Михаила Булгакова, как и прочие его произведения, наполнен реминисценциями. Это вовсе не значит, что творчество русского писателя сводилось к перепевам традиционных литературных мотивов. Его произведения были актуальными, затрагивали самые болевые точки современного ему общества. Не утратили они злободневности и сегодня. В образе Ивана Бездомного литературоведы видят сходство с персонажем романа «Мельмот Скиталец», написанного Чарльзом Мэтьюрином.
Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.
Видео:Иван Бездомный в ресторане Грибоедова. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
«там было много воды»
Нужно также отметить следующую схожесть двух Иванов. Иоанн крестил иудеев, т.е. погружал их в речную воду, поэтому он жил в пустынной местности возле реки Иордан.
Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились. (Евангелие от Иоанна 3:23)
Иван Бездомный также связан в романе с водой. Сначала мы видим его пьющим напиток возле будочки с надписью «Пиво и Воды» у пруда, затем в ванной с какой-то купающейся там женщиной, затем видим его погружающимся в воду Москва-реки. Затем его регулярно купают в ваннах психиатрической больницы. И везде Бездомный, как и Креститель, связан с водой.
Видео:Сотрудники НКВД находят доллары у Босого. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
Профессор Иван Понырев
Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя. Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе. От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате.
Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искреннее.
Видео:"Мастер и Маргарита"-Поэт Бездомный в клинике.flvСкачать
Александр Безыменский
Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.
Видео:Мастер и Маргарита, фрагмент 1Скачать
Примечания
- ↑ 123
География Александровский сад · Нехорошая квартира · Патриаршие пруды · МАССОЛИТ · Театр Варьете · Клиника профессора Стравинского · Иудея · Ресторан «Грибоедов» · Сад «Аквариум» · Ялта · Воробьёвы горы Экранизации фильм 1972 года (ФРГ, Польша) · сериал 1972 года (Югославия, Италия) · сериал 1989 года (Польша) · фильм 1994 года (Россия) · сериал 2005 года (Россия) · фильм 2005 года (Венгрия) Театральные постановки спектакль · мюзикл (2009) · мюзикл (2014) · рок-опера
Видео:Мастер объясняет Бездомному с кем тот встретился на Патриарших. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
Роль персонажа в сюжете
По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.
Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.
Видео:Достоевский бессмертен! Мастер и Маргарита М БулгаковСкачать
«или ожидать нам другого?»
Со временем, видя, что ним же обещанный царь-мессия не спешит выполнять свои обязанности, Иоанн Креститель стал сомневаться в истинности своего выбора.
Иоанн же, услышав в тюрьме о делах Христа, послал своих учеников сказать ему: Ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого? (Евангелие от Матвея 11: 2,3)
Весьма интересным видится следующий исторический факт. Далеко не все ученики Иоанна Крестителя считали Иисуса обещанным иудейским мессией (греч. христос). Спустя две тысячи лет до сих пор существуют иоанниты — последователи того самого иудейского назорея-пророка Иоанна Крестителя. После многовековых гонений они поселились в Ираке и Иране, где и живут по сей день. Своих старейшин и особо продвинутых в вере они называют назореями, а обычных членов своей религиозной общины – мандеями.
Иисус, по их представлениям, — самозванец, потому что оказался фальшивым мессией. Еврейское слово «машиах» (мессия) и его греческий эквивалент – «христос» переводится как «помазанник», т.е. тот, кто согласно ритуалу был помазан елеем на царский трон, чтобы править в Иерусалиме. Получается следующая картина. Иисус в христианстве — Христос (Мессия) и единственный Сын Божий, а для некоторых христиан, вообще сам Бог, сошедший с небес. Тогда как для иоаннитов Иисус — лжемессия, т.е. лжехристос.
Поэтому, именно отсюда «растут ноги» у анти-иисусовской поэмы, которую заказал редактор не кому иному как Ивану Бездомному — булгаковскому прототипу Иоанна Крестителя.
Видео:Мастер и Маргарита - всадникиСкачать
Иван николаевич понырев ударение
Видео:Иван Бездомный попадает в псих. больницу. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
Иван Бездомный
Видео:Бездомный пишет заявление в НКВД. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
История персонажа
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» – таинственное и мистическое произведение советской литературы. Каждый герой повествования подробно описан и имеет незаурядный функционал в сюжете. Многослойность литературного произведения позволяет каждый раз с новой стороны рассматривать героев. Иван Бездомный – специфичный персонаж, образ которого анализируют критики и исследователи литературы.
Видео:Мастер знакомится с Иваном Бездомным. Мастер и Маргарита (2005)Скачать
История создания
Персонаж, чья история жизни типична для советского литератора до появления мистических персонажей, пишет поэму, посвященную Иисусу Христу. Роман начинается с описания встречи с Берлиозом. Поэт становится участником дискуссии, а затем свидетелем трагической гибели Берлиоза. Погоня за Воландом и его спутниками приводит Бездомного в психиатрическую больницу.
Михаил Булгаков
По предположениям литературоведов, существует сразу несколько личностей, которых можно было бы назвать прототипами для булгаковского героя.
В двадцатые годы ХХ века на театральных подмостках прогремела постановка «Дни Турбиных». Критики спектакля, среди которых был поэт и литератор Александр Безыменский, анализировали спектакль, выявляя недочеты. В романе Булгакова в сатирическом формате изображена недомолвка, произошедшая между Безыменским и Маяковским. Этой сценой стала критика Сашки Рюхина Бездомным, в которой поэт называл оппонента бездарем.
Александр Безыменский и Владимир Маяковский
В диалоге, произошедшем на Патриарших прудах, Воланд предсказывает Бездомному сумасшествие. Этот мотив перекликается с сюжетом романа Мэтьюрина «Мельмот Скиталец», в котором персонаж встречается с человеком, чья душа продана дьяволу. Герою также предсказывают лечение в больнице для душевнобольных. Его имя – Стентон. Его наравне с остальными считают прототипом Бездомного.
Литературоведы узрели в «Мастере и Маргарите» мотивы произведений Иоганна Гете. Черты характера Студента схожи с характеристикой Бездомного, особенно когда речь заходит о самоуверенности. Как Студент спорит с Мефистофелем, так и Бездомный имеет смелость сомневаться в существовании Воланда.
Иван Бездомный
Существуют альтернативные версии в вопросе поиска прототипов Бездомного. Поэта часто сравнивают с литератором Иваном Приблудным. Он входил в число приближенных к Есенину и имел репутацию балагура. Популярность Приблудного объяснялась не литературным талантом, а дружбой с известными личностями. Поэта сравнивают и с Демьяном Бедным, а некоторые усматривают схожесть с Сергеем Есениным. Псевдоним Бездомный звучен и имеет массу ассоциаций. Одновременно с этим он схож с фамилиями предполагаемых прототипов. Настоящая фамилия героя – Понырев.
«Мастер и Маргарита»
Иван Бездомный – отнюдь не главный герой повествования, но его биография и судьба будоражат фантазию читателей. Член МАССОЛИТа беседует однажды у Патриарших прудов с председателем данной организации Берлиозом и с появлением Воланда перестает правильно воспринимать происходящее. После безумной погони за Воландом, Коровьевым и Бегемотом Иван оказывается в сумасшедшем доме, где врачи ставят поэту диагноз «шизофрения».
Кадр из фильма: Иван Бездомный, Берлиоз и Воланд
Многогранность личности героя становится одним из важных лейтмотивов произведения. С течением действия Иван преображается, и причиной этому становится смена приоритетов и мировоззрения. В большой мере на него влияет встреча, произошедшая в больнице. Познакомившись с мастером, поэт обсуждает с ним Понтия Пилата, Левия Матвея, Иешуа и любовные перипетии, связанные с Маргаритой. Интересным моментом для человека, пишущего стихи, была история издания романа и злоключения, связанные с этим мероприятием.
Иван Бездомный представляет элиту московского литературного сообщества, мира, который ненавистен мастеру и самому Булгакову в его лице. После знакомства с мастером жизнь обретает для Ивана новый смысл. Она централизуется на Понтии Пилате, а не на современных реалиях. Смерть Берлиоза и ряд сопутствовавших ей событий изменили мировоззрение героя. Его понятия обрели точный облик. Атеист, обретающий силу личности в финале произведения, Бездомный из безрассудного вертопраха преображается в зрелого взрослого мужчину с убеждениями и приоритетами.
Экранизации
В фильме Юрия Кары, выпущенном в 1994 году, роль Ивана Бездомного сыграл Сергей Гармаш. Образ получился глубоким и драматическим. Гармашу удалось ярко и трогательно передать становление человеческой личности в предлагаемых Булгаковым обстоятельствах.
Сергей Гармаш в образе Ивана Бездомного
В сериале «Мастер и Маргарита», выпущенном Владимиром Бортко в 2005 году, роль Бездомного исполнил актер Владислав Галкин.
Владислав Галкин в образе Ивана Бездомного
Его возраст не совпадал с персонажем (во время съемок актеру исполнилось 33 года), но зато внешность соответствовала описываемой эпохе. Артист тонко и живо изобразил героя, запомнившись зрителям харизмой, обаянием и достоверной игрой.
Цитаты
Поэтическая деятельность предполагает литературную осведомленность и лирический духовный склад. Иван Бездомный ни внешне, ни внутренне не вызывает подобных ассоциаций.
Иван Бездомный на сцене театра
Неспособный в споре апеллировать к рассуждениям оппонентов, Бездомный отмахивается от лишней информации и не хочет философствовать.
«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!», — восклицает литератор, толком не зная, кто такой Кант и в чем состоит его философия.
На вопрос мастера, как он воспринимает свои стихи, неожиданно для себя Бездомный отвечает, что они «чудовищны».
«Обещаю и клянусь!», — говорит поэт, решая больше никогда не писать стихов. Этот жест – самый честный в его жизни по отношению к литературе и к нему самому.
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)
Иван Бездомный в ресторане «Грибоедов». Художник Николай Королев |
Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Иван Бездомный (Понырев) в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице «Литературной газеты»:
«. известный поэт Иван Бездомный. »
«. Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт. »
«. Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта. «
Иван Бездомный — член литературного общества «МАССОЛИТ» (это — вымышленная организация):
«. исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался. »
«. Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного. «
Возраст Ивана Бездомного — 23 года:
«. Мне двадцать три года, – возбужденно заговорил Иван. «
Иван Бездомный — это еще юноша, мальчик:
«. этот мальчик, Иван Бездомный. »
«. Она смотрела на лежащего юношу. »
«. встретиться с этим молодым человеком. «
Внешность Ивана Бездомного:
«. плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. »
«. уставив на него свои бойкие зеленые глаза. »
«. Рыжеватый, зеленоглазый. «
У Бездомного сиплый голос:
«. Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. «
Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
«. На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. «
Он является малообразованным, невежественным человеком:
«. Ну вы, конечно, человек девственный, – тут гость опять извинился. »
«– . ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван. «
Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):
«. мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились. »
«. Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный. »
«. Нет, выпивал, но не так, чтобы уж. »
«. А тут еще алкоголизм. «
Иван — холостой мужчина:
«. Холост, – испуганно ответил Рюхин. «
Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:
«. Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. »
«. Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз. «
Поэт Бездомный — человек, способный сочувствовать и сострадать:
«. молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему.
Он умеет держать свое слово:
«. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. «
Бездомный любит трогать предметы без надобности:
«. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. «
Иван Бездомный и Воланд
Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
«. Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед. » (о Воланде)
Воланд с помощью Коровьева и других членов своей свиты наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
«. Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах. » (о Коровьеве)
«. Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал. » (о Воланде)
После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
«. И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва. »
«. Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича. нет, просто Миши Берлиоза. «
Бездомного помещают в сумасшедший дом:
«. меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом. «
Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:
«. Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки. »
«. Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы. «
Доктор ставит Бездомному диагноз — шизофрения:
«. Двигательное и речевое возбуждение. Бредовые интерпретации. Случай, по‑видимому, сложный. Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм. «
Иван Бездомный и Мастер
Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
«. Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду. »
«. вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными. »
«. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван. «
Жизнь и судьба Ивана Бездомного
«. плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем. «
«. лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев. «
«Его жена притворяется, что не замечает его состояния. «
«Да, это еще одна жертва, вроде меня.» (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты)
«Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.»
«И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.»
«Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек. «
«И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться.»
«После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом.»
Почему Иван Понырев испльзует псевдоним «Бездомный»?
Такие псевдонимы, как «Бедный» или «Бездомный», указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную «нищету» и «бездомность». Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ «крестьянского» поэта, человека «из низов», поэтому выбирает себе такой псевдоним.
По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.
Псевдоним «Бездомный» взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете «Гудок». По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете «Гудок».
От Бездомного к Поныреву
«Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
— Так кто же я такой выхожу в таком случае?
— Дурак! — отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта.»
«Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков
Существует мнение, что центральным персонажем романа «Мастер и Маргарита» является именно Иван Бездомный, он же Иван Николаевич Понырев. Я с этим мнением категорически согласен. Именно перерождение Ивана старого в Ивана нового – главный посыл автора читателю.
Смею утверждать, что невежество – это не летальный диагноз. Дураками не рождаются, ими становятся. Да, каждый изначально имеет разный потенциал. Интеллектуальные потенциалы водопроводчика и гения несколько разнятся. Но даже потенциал водопроводчика настолько велик, что исчерпать его очень сложно.
Как заметил один неглупый персонаж: «Страх – есть проклятие человека».
Чего же человек больше боится? Человек панически боится неизвестного и неизведанного. Отсюда «невежда» — «не ведаю». Чем больше белых пятен на карте личного мировоззрения, тем страшнее жить. Одно дело шагать по дорожке, освященной фонарями знания, другое дело блуждать в потемках по незнакомому дремучему лесу.
Следует отметить, что перерождение в человека ведающего – дело нелегкое и требует личных усилий. Общее образование разгромлено; то, что вас проучит господин Воланд и образумит господин Мастер – тоже маловероятно. Только самообразование и тяга к Знанию способно возвысить вас над животным варварским существованием и уйди от социального рабства.
Дурак постоянно суетится: он что-то выискивает, что-то достает, где-то перехватывает, короче говоря – переливает из пустого в порожнее. Интеллектуалу, историку, философу, психологу, аналитику суетится незачем, все само плывет ему в руки. Весь окружающий мир выстраивается по образу и подобию внутренней интеллектуально-духовной гармонии: «И не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот оно здесь или вот оно там. Ибо вот: Царствие Божие внутри вас есть». Иисус умел ходить по воде, потому что имел Знание.
В эпилоге романа бездарный агит-поэт Иван Бездомный превращается в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева. Ежели осуществить сей эксперимент в масштабе страны, то наступит новая эпоха Великой Русской Цивилизации. История всего человечества доказывает, что цивилизационный рывок возможен только через эпоху Просвещения. Других способов нет.
Иван Бездомный в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание (Иван Понырев)
Иван Бездомный в ресторане «Грибоедов». Художник Николай Королев |
Иван Бездомный является одним из ярких второстепенных персонажей выдающегося романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Иван Бездомный (Понырев) в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание
Иван Бездомный является известным поэтом. Его фотография и стихи печатаются на первой странице «Литературной газеты»:
«. известный поэт Иван Бездомный. »
«. Иван Николаевич Бездомный – известнейший поэт. »
«. Помилуйте, Иван Николаевич, кто же вас не знает? – здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи. Но вчера еще радовавшее доказательство славы и популярности на этот раз ничуть не обрадовало поэта. «
Иван Бездомный — член литературного общества «МАССОЛИТ» (это — вымышленная организация):
«. исчезло удостоверение МАССОЛИТа, с которым он никогда не расставался. »
«. Члена МАССОЛИТа Ивана Николаевича Бездомного. «
Возраст Ивана Бездомного — 23 года:
«. Мне двадцать три года, – возбужденно заговорил Иван. «
Иван Бездомный — это еще юноша, мальчик:
«. этот мальчик, Иван Бездомный. »
«. Она смотрела на лежащего юношу. »
«. встретиться с этим молодым человеком. «
Внешность Ивана Бездомного:
«. плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. »
«. уставив на него свои бойкие зеленые глаза. »
«. Рыжеватый, зеленоглазый. «
У Бездомного сиплый голос:
«. Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный. «
Бездомный любит выражаться вычурно и фигурально:
«. На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально. «
Он является малообразованным, невежественным человеком:
«. Ну вы, конечно, человек девственный, – тут гость опять извинился. »
«– . ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный?
– Бесспорно, – согласился неузнаваемый Иван. «
Иван Бездомный имеет вредные привычки (он курит папиросы и любит выпить):
«. мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились. »
«. Ну, «Нашу марку», – злобно ответил Бездомный. »
«. Нет, выпивал, но не так, чтобы уж. »
«. А тут еще алкоголизм. «
Иван — холостой мужчина:
«. Холост, – испуганно ответил Рюхин. «
Бездомный является атеистом: он не верит в Бога. Также он не верит в дьявола:
«. Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. »
«. Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз. «
Поэт Бездомный — человек, способный сочувствовать и сострадать:
«. молчаливый Иван сочувствовал гостю, сострадал ему.
Он умеет держать свое слово:
«. Я ведь слово свое сдержу, стишков больше писать не буду. «
Бездомный любит трогать предметы без надобности:
«. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. «
Иван Бездомный и Воланд
Однажды поэт Иван Бездомный и литератор Берлиоз знакомятся с сатаной Воландом:
«. Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед. » (о Воланде)
Воланд с помощью Коровьева и других членов своей свиты наказывает Ивана Бедомного за то, что тот не верит ни в Бога, ни в дьявола:
«. Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах. » (о Коровьеве)
«. Вы были одним, по‑видимому, из первых, кто от него пострадал. » (о Воланде)
После встречи с Воландом и смерти Берлиоза Бездомный сходит с ума:
«. И вы и я – сумасшедшие, что отпираться! Видите ли, он вас потряс – и вы свихнулись, так как у вас, очевидно, подходящая для этого почва. »
«. Товарищ Бездомный успокойтесь! Вы расстроены смертью всеми нами любимого Михаила Александровича. нет, просто Миши Берлиоза. «
Бездомного помещают в сумасшедший дом:
«. меня, здорового человека, схватили и силой приволокли в сумасшедший дом. «
Иван Бездомный лежит в комнате (палате) №117 в сумасшедшем доме:
«. Ванна, сто семнадцатую отдельную и пост к нему, – распорядился врач, надевая очки. »
«. Дверь Иванушкиной комнаты N 117 отворилась под вечер пятницы. «
Доктор ставит Бездомному диагноз — шизофрения:
«. Двигательное и речевое возбуждение. Бредовые интерпретации. Случай, по‑видимому, сложный. Шизофрения, надо полагать. А тут еще алкоголизм. «
Иван Бездомный и Мастер
Бездомный знакомится с Мастером и клянется ему, что больше не будет писать стихи:
«. Нет, – тихо ответил Иван, – я больше стихов писать не буду. »
«. вспомнившиеся ему тут же собственные его стихи показались почему‑то неприятными. »
«. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван. «
Жизнь и судьба Ивана Бездомного
«. плывет над бывшим поэтом, Иваном Николаевичем. «
«. лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев. «
«Его жена притворяется, что не замечает его состояния. «
«Да, это еще одна жертва, вроде меня.» (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты)
«Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился. Но знает он также, что кое с чем он совладать не может. Не может он совладать с этим весенним полнолунием.»
«И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идет на Патриаршие пруды.»
«Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек. «
«И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться.»
«После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом.»
Почему Иван Понырев испльзует псевдоним «Бездомный»?
Такие псевдонимы, как «Бедный» или «Бездомный», указывают на народные корни поэта, его простое происхождение, возможную «нищету» и «бездомность». Иван Понырев очевидно воплощает в себе образ «крестьянского» поэта, человека «из низов», поэтому выбирает себе такой псевдоним.
По словам исследователей, Булгаков также предполагал дать Ивану такие псевдонимы, как Антоша Безродный, Иванушка Безродный и др.
Псевдоним «Бездомный» взят Булгаковым из жизни: такой псевдоним использовал коллега Булгакова по газете «Гудок». По другой версии, это псевдоним самого Булгакова времен его работы в газете «Гудок».