Понятие структурной схемы модели словосочетания

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Понятие структурной схемы модели словосочетания

Структура словосочетания

Словосочетание обладает формальной органи­зацией, т.е. строится по определенной структурной схеме, представляющей собой отвлеченный образец словосочетания минимальной конструкции, по которому оформляются многочисленные словосо­четания с разным лексическим наполнением главно­го и зависимого компонентов.

Количество возможных реализаций той или иной структурной схемы словосочетания, различающихся лексическим наполнением, в принципе исчислимо, однако в той лее степени приближения, что и количество слов в языке. Оно различно для разных струк­турных схем словосочетаний, так как среди них ость и такие, ко­торые допускают широкое варьирование лексического наполнения главного и зависимого компонентов, и такие, которые допускают крайне незначительное варьирование главного и зависимого ком­понентов. Ср. словосочетания типов рисовать берёзы и рисовать неделю — в первом типе лексическое наполнение зависимого компонента в соответствии с семантикой и лексической сочетаемостью глагола может быть очень разнообразным; во втором типе лексиче­ское наполнение зависимого компонента строго ограничено лексе­мами темпорального значения. Что касается главного компонента (глагола), то в словосочетаниях первого типа им может быть лю­бой прямопереходный глагол, а в словосочетаниях второго — лю­бой глагол, в семантику которого входит значение длительности.

Структурная схема словосочетания включает в себя: 1) средства синтаксической связи, на основе которой образовано словосочетание; 2) характерис­тики компонентов словосочетания, обязательные для их соединения на основе данного вида связи; 3) порядок слов, уточняющий синтаксическую связь.

На основе определенной связи могут быть соеди­нены в словосочетание далеко не любые компонен­ты. Для того чтобы связь реализовалась и возникло правильное словосочетание, необходимы определен­ные условия. Ограничения могут быть связаны либо с грамматическими и словообразовательными свой­ствами соединяемых компонентов, либо с их семан­тическими свойствами (или с теми и другими одно­временно). Так, словосочетание типа рисовать берё­зы, построенное по образцу VtransN4synt, возникает тогда, когда в его составе соединяются глагол (именно глагол, а не просто слово со значением действия, в частности не имя; ср. рисование берёз), и при этом глагол прямопереходный (не косвеннопереходный; ср.: любоваться берёзами, смотреть на берёзы), с формой винительного падежа существи­тельного, имеющей синтаксическое значение бли­жайшего объекта. Сочетание с другим возможным при данном глаголе падежом, например, с твори­тельным в значении орудия (рисовать тушью) или с винительным падежом в лексико-семантическом, в частности темпоральном, значении (рисовать неде­лю), дает другое словосочетание с тем же глаголом, построенное по иному образцу, который предъявляет и иные требования к компонентам словосочетания. О том, что словосочетания рисовать берёзы и рисовать неделю построены по разным образцам, свидетель­ствует то, что их можно объединить в одном слож­ном словосочетании неделю рисовать берёзы. Это наглядно показывает, что две формы винительного падежа занимают разные позиции при глаголе. Об­разец, по которому построено словосочетание рисо­вать неделю, требует от глагола значения длительности; ср. возможность словосочетаний нарисовать берёзы, нарисовать тушью и невозможность слово­сочетания «нарисовать неделю». Символически этот образец может быть представлен как VimperfN4temp, где индексы при символах, обозначающих принадлежность компонентов словосочета­ния к частям речи, передают их свойства — имперфективность глагола и темпоральное значение су­ществительного.

В любом словосочетании действует общее прави­ло: компоненты словосочетания располагаются кон­тактно, непосредственно один за другим. Порядок же компонентов различен в разных словосочетаниях. Каждое словосочетание как отвлеченный образец характеризуется определенным порядком компонен­тов; падежная форма существительного с синтаксическим значением в глагольном словосочетании следует за глаголом: рисовать берёзы, читать книгу, строить завод; нуждаться в отдыхе; настаивать на своих правах; помогать друзьям; прилагательное предшествует определяемому существительному: зе­лёный дом, белая бумага, хорошее дело; качествен­ное и количественное наречия предшествуют глаголу: дружно работать, весело смеяться, очень устать; присубстантивный падеж существительного следует за определяемым существительным: дом ба­бушки, букет цветов, гимн труду, лекарство от кашля. Этот порядок слов не является обязатель­ным, но он обычен. Он проявляется в условиях динамического равновесия, т.е. тогда, когда компо­ненты словосочетания не различаются по степени своей актуальной значимости и не разделены акту­альным членением (основным или членением 2-го, 3-го и т.п. уровня) таким образом, что один из них входит в состав актуально менее значимой части предложения (темы), а с другой — в состав актуально более значимой части предложения (ремы). В случае если граница актуального чле­нения проходит внутри словосочетания, относя один его компонент к теме, а другой к реме, могут нару­шаться правила контактности компонентов словосо­четания и их следования. Ср.: Вечер наступил тёплый, душный (Бун.). — Наступил тёплый, душный вечер; Нудная и одуряющая потекла жизнь (Ш.). — Потекла нудная и одуряющая жизнь; Клим слушал эти речи внимательно (М. Г.). — Клим вниматель­но слушал эти речи; Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо (К.). — Тонкие стволы берёз резко и отчётливо белели.

Обычный порядок компонентов словосочетания стилистически нейтрален. В специальной речи, на­пример в терминологии (научной, технической), по­рядок слов нарушается; ср. название сортов товаров в торговле: сельдь астраханская, сало венгерское, мыло хозяйственное. Отступления от обычного по­рядка компонентов словосочетания широко исполь­зуются в художественной литературе и публицистике для передачи различных экспрессивных значений.

Структурная схема, как уже было сказано, — понятие синтаксиса простых словосочетаний (минимальной конструкции). В сложных словосочетаниях представлены те же структурные схемы, но в ком­бинациях. Так, сложное словосочетание неделю рисовать берёзы объединяет два простых словосочетания.

Формальная организация словосочетания обна­руживает глубинное сходство с устройством сложно­го предложения: имеет одну и ту лее природу.

Словосочетание обладает смысловой органи­зацией; определяющим в ней является грамматическое значение словосочетания. Грамматическое значение словосочетания — это выявляемые син­таксической связью синтаксические отношения между его компонентами, рассмотренные в отвлече­нии от конкретного лексического наполнения ком­понентов. Грамматическое значение словосочетания изоморфно грамматическому значению сложного предложения.

На основе грамматического значения, во взаимо­действии его с лексическим наполнением главного и зависимого компонентов складывается смысловая организация словосочетания. Так, в словосочетаниях отъезд гостей, 2) строительство дома, 3) крыша дома, 4) страна гор взаимодействие грамматическо­го значения отношения предмета к предмету с раз­ным лексическим наполнением компонентов дает разные значения: 1) действие и его и производитель, 2) действие и его объект, 3) целое и его часть, 4) предмет и его характерная деталь.

Словосочетание выполняет в языке несколько функций: 1) служит «строительным материалом» для предложения, входит в его состав (функция основ­ная, первичная);
2) употребляется в качестве назва­ния (в частности, заголовка); 3) служит составным элементом текста при некоторых видах его сегмен­тированного построения.

Например, предложение Тихо веет лёгкий вете­рок содержит два словосочетания: глагольно-наречное тихо веет и субстантивно-адъективное лёг­кий ветерок. Этот пример иллюстрирует основную функцию словосочетания. В предложении Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей есть совершенно определительный адрес (Л.Т.) вы­деленное словосочетание выполняет функцию назва­ния. В тексте Страстная увлечённость. На мой взгляд, это синоним счастья выделенное словосоче­тание выполняет функцию составного элемента сег­ментированного текста. Из этих функций лишь пер­вая дает основание противопоставить словосочетание предложению, так как и вторую и третью, наряду со словосочетанием и формой слова, способно выпол­нять (и выполняет достаточно часто) и предложение. Вместе с тем все три указанные функции может выполнять и форма слова; таким образом, функцио­нально словосочетание не противопоставлено форме слова. Это объясняется тем, что в речи словосочета­ние всегда выступает в совершенно определенном виде в соответствии с требованиями окружения. Все его компоненты при сочинительной связи между ними имеют определенную, как правило, общую для них форму: Выписаны газеты и журналы; Займись пока газетами и журналами; а при подчинитель­ной связи его главный компонент (если он изменя­ем) приобретает форму, требуемую окружением: Вправо отходила узенькая тропка; Мы шли по узенькой тропке.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Составление структурных схем словосочетаний.

Структурная схема словосочетания (как и предложения) определяется как абстрактный образец, по которому может быть построено любое подчинительное словосочетание или предложение.

Vf — спрягаемая форма глагола (лат. Verbum finitum);

Vf3sin — спрягаемый глагол в форме 3 лица ед. числа (singularis);

N — имя существительное (nomen — имя, название);

Adj — прилагательное (adjectivum);

Pron — местоимение (pronomen);

Adv — наречие (adverbum);

Praed — предикатив (praedicatum);

Part — причастие (participium);

Interj — междометие (egationion);

Neg — отрицание, негация (egation);

Сор — связка — (copula);

quant — квантитативное (количественное) значение (quantitas — «количество», «величина»).

При символе N цифры от 1 до б обозначают падежные формы. При символе Vf цифры от 1 до 3 обозначают лицо глагола (глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения лица не имеют). Н-р, Брат — студент приехал на каникулы. Словосочетания брат — студент имеет структурную схему: N1 + N1, приехал на каникулы — структурную схему: Vfsin + N1.

Структурной схемой заканчивается синтаксический разбор словосочетания.

Образец синтаксического разбора словосочетания

  1. Выделить из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями (дать пояснения).
  2. Обозначить главное и зависимое слово, указать стрелкой направление зависимости, а также части речи, которыми выражены компоненты словосочетания.
  3. Дать начальную форму данного словосочетания.
  4. Указать тип по составу (простое или сложное), по структуре (по грамматической форме), по выражаемым смысловым отношениям (по грамматическому значению), свободное или цельное, если несвободное — его разновидность.
  5. Охарактеризовать вид и способы подчинительной связи:

— вид подчинительной связи: согласование, управление, примыкание, их разновидности по степени связи и средствам связи;

  1. Постройте структурную схему словосочетания.

Вузовский (согласно рекомендуемому порядку разбора)

предл. |числ. X сущ.

В первой комнате

Н .ф. — первая комната, простое, по ГФ — субстантивно-нумеративное, по ГЗ — атрибутивные отношения, свободное, вид связи — подчинительная. Согласование — полное, грамматическое, выражено флексиями главного и зависимого слова.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Понятие структурной схемы модели словосочетания

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

2. Летящая птица

3. Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3)) В теории В.В. Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) – как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний

Итак, в теории В.В. Виноградова словосочетание – это распространенное слово. Знаменательные слова обладают свойством синтаксической сочетаемости или синтаксической валентности. Это значит, что слово в силу своих категориальных свойств сочетается с определенными словоформами. Синтаксическая валентность слова определяется рядом факторов, которые В.В. Виноградов назвал правилами образования словосочетаний. Перечислим эти факторы, или правила.

1) Общая категориальная характеристика слова, принадлежность его к определенной части речи. Например, имена существительные сочетаются с прилагательными ( N + Adj ), глаголы сочетаются с наречиями ( V + Adv ) и с падежными или предложно-падежными формами существительных ( V + N 4, V + N 5, V + C N 5 и др.).

2) Частные морфологические свойства слова. Например, переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа со значением прямого объекта: V + N 4 (писать письмо, собирать грибы, изучать историю), компаратив любой части речи сочетается с формой родительного падежа: Comp + N 2 (быстрее ветра, страшнее смерти).

3) Словообразовательные связи слова. Например, имена существительные, образованные от переходных глаголов, сочетаются с родительным падежом: N + N 2 (составление программы, сбор урожая) или с предложно-падежной формой «с + дат. падеж», если существительное обозначает проявление отношения: N + К N 2 (любовь к родителям, презрение к предателю).

4) Принадлежность слова к определенной семантической группе. Например, глаголы со значением опасения сочетаются с родительным падежом: V + N 2 (бояться, опасаться, остерегаться кого-то/чего-то); глаголы речемыслительной деятельности сочетаются с предложно-падежной формой «о + предл. пад.»: V + O N 6 (рассказывать, беседовать, сообщить, думать, размышлять о ком-то/чем-то) и др.

5) Морфемная структура слова, конкретно – наличие в слове приставки, предопределяющей определенную зависимую предложно-падежную форму. Например, приставка «с-», имеющая значение направления сверху вниз, предполагает зависимую предложно-падежную форму «с + род. пад.» (спуститься с лестницы, спрыгнуть с обрыва, сбежать с пригорка ), приставка «при-» предсказывает предложно-падежную форму «к + дат. пад.» (прибить, прикрепить, примкнуть к чему-то).

6) Наконец, фактором, предопределяющим синтаксическую валентность слова, может быть индивидуальное лексическое значение слова. Например: надеяться на лучшее, верить в себя, превосходство над противником, преимущество перед кем-то.

Типология словосочетаний: типы словосочетаний по главному компоненту и по структуре

1. Типы словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова

Любое знаменательное слово сочетается с определенным кругом распространяющих его (зависимых) словоформ. Следовательно, типология словосочетаний по главному слову должна соответствовать классификации знаменательных слов как частей речи. На самом деле вопрос этот гораздо сложнее. Существуют бесспорные, общепризнанные типы словосочетаний по главному компоненту: глагольные (вербальные): заметить ошибку, уехать во Францию, тренироваться на стадионе, с главным словом существительным (субстантивные): вишневый сад, дом с мезонином, встреча выпускников, с главным словом прилагательным (адъективные): необыкновенно талантливый, темный от загара, полный решимости и с главным словом наречием (адвербиальные): очень тихо, слишком откровенно, далеко от дома. Конечно, у разных частей речи разные сочетательные свойства и возможности. Самая широкая сочетаемость у глагола и имени существительного, гораздо более ограниченная у прилагательного и наречия, в особенности сочетаемость ограниченна у слов с некачественным значением.

Кроме бесспорных четырех основных типов словосочетаний, есть и такие, само выделение которых или причисление к тому или иному типу является проблематичным. Рассмотрим спорные случаи.

1) Существуют ли словосочетания на основе местоимений? На этот вопрос следует ответить отрицательно: местоимения, местоименные слова не обозначают предметов, признаков, а указывают на них. Поэтому не могут распространяться как слова личные местоимения, нельзя сказать «умный он», «несчастный я» (Правда, в художественном тексте возможно окказиональное употребление таких словосочетаний: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня — Симонов). И тем не менее некоторые местоимения образуют словосочетания. Это неопределенные местоимения «что-то», «кто-то», «некто» и др. Например: некто в сером, что-то непонятное. Такие словосочетания семантически нечленимы, тем не менее мы можем представить их структуру как Pron + Adj . Но можно такие словосочетания объединить с субстантивными N + Adj , как это сделано в «Русской грамматике» 1980 г.

2) Следующий вопрос касается словосочетаний имен числительных. Не вызывает сомнений способность числительных сочетаться с формами существительных. Но известно, что сочетаемость эта необычная, единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в именительном и винительном падежах числительное является главным словом в словосочетании с существительным Numer + N 2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N + Numer ( Adj ) – трех страниц, трем страницам, тремя страницами..

3) Наконец, спорным является вопрос о словосочетании компаратива: особый тип словосочетания или это одно из словосочетаний наречия? Основанием для признания компаративного словосочетания отдельным типом является синтаксическая валентность, свойственная именно компаративу, — это зависимая словоформа N 2, характерная не для наречия (или прилагательного), а именно для компаратива (данная словоформа выражает объект сравнения): умнее других, белее снега, стройнее тополя. Напомним, что именно характерная синтаксическая сочетаемость является одним из важнейших оснований для выделения компаратива в особую часть речи.

2. Типы словосочетаний по составу (по количеству компонентов).

Данная классификация представлена в «Русской грамматике» 1980 г. По этому признаку словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные.

Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные и трехчленные. Двучленные словосочетания образуются на основе одиночной сильной или слабой связи. Например: солнечный день, строить дом, идти пешком, звонок из редакции. Трехчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи. Например: снабдить экспедицию снаряжением, вбить гвоздь в стену.

Сложные словосочетания образуются на основе двух и более связей, исходящих от одного главного слова. Например: новая квартира со всеми удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой.

Комбинированные словосочетания образуются на основе связей. исходящих от разных стержневых слов. Например: увлеченно читать интересную книгу, удобный для работы стол, хороший друг моего отца.

Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика

1. Структура словосочетания (структурная схема, модель).

Рассмотрим структуру простого (двукомпонентного) словосочетания. Каждый из компонентов – главный и зависимый – имеет свои релевантные признаки.

Для главного компонента релевантна прежде всего принадлежность к части речи. Главный компонент – это слово (!), и ни в коем случае не словоформа. Соответственно он изображается в модели символом части речи: V (глагол), N или S (существительное), Adj (прилагательное), Adv (наречие). Кроме того, релевантными могут быть частные категориальные свойства слова (см. Правила образования словосочетаний): частная морфологическая особенность, семантика и др. Поэтому в записи модели словосочетания следовало бы отмечать и эти признаки, например, переходность глагола, семантические, морфемные особенности. Допустим, так: Vtrans (переходный глагол) + N 4 (читать книгу), Vfaz (фазисный глагол) + inf (начать рассказывать). Но в сложившейся практике частные категориальные признаки не принято записывать. При этом мы, конечно, имеем их в виду для характеристики главного компонента.

Для зависимого компонента релевантна словоформа. В записи модели она обозначается в соответствии с синтаксической связью: при согласовании – часть речи ( Adj ), поскольку эта словоформа уподобляется форме главного слова; при управлении — падежная или предложно-падежная форма; при примыкании – неизменяемая часть речи или особая неизменяемая словоформа. Например, словосочетание «мой дом» имеет модель N + Adj , словосочетание «его дом» имеет модель N + N 2, словосочетание «способный понять» — Adj + Inf и т.д.

2. Парадигма словосочетания. Словосочетание существует в парадигме. Формами словосочетания являются формы главного компонента. Таким образом, парадигма словосочетания совпадает с парадигмой главного слово. Это двенадцать форм нормального имени существительного или 6 форм существительного Singularia или Pluralia tantum , 24 формы имени прилагательного (плюс краткие формы для качественных прилагательных). Проблему составляет компаратив, который имеет характерную именно для этой формы сочетаемость. Например, прилагательное «быстрый» имеет парадигму из 24 форм положительной степени. Компаратив «быстрее» образует словосочетания, подобно всякому компаративу, с существительным в родительном падеже («быстрее ветра»), и это словосочетание уже не входит в парадигму прилагательного.

Особым образом стоит вопрос о парадигме количественных и собирательных числительных. Числительные в сочетании с именами существительными представляют собой не одну парадигму, а совмещение двух разных парадигм: N + N 2 (три товарища) и N + Numer ( Adj )/(трех товарищей, трем товарищам и т.д.).

3. Синтаксическое значение словосочетания (типы синтаксических отношений в словосочетаниях). В словосочетании возможны только отношения субординативного типа. Синтаксические отношения и их классификации было рассмотрены в соответствующей теме. Повторим только то, что актуально для словосочетания, а именно виды субординативных отношений: определительные, объектные, обстоятельственные, восполняющие. Первые три типа проявляются в частных разновидностях.

— признак и его носитель (определительно-субъектные): совет врача, распоряжение директора, свежесть лица, белизна снега. Такие словосочетания легко трансформируются в предложения: Врач посоветовал, Директор распорядился, Снег белый;

— часть и целое: рукав пальто, ступенька лестницы;

— принадлежность предмета лицу: дом отца, поэма Пушкина;

— отношение лица к учреждению, организации: директор завода, студент университета

Функционирование словосочетания в предложении

Словосочетание – особая синтаксическая конструкция, которая существует автономно от предложения на основе синтаксической валентности слова. Но в то же время словосочетание употребляется в предложении. В одних случаях словосочетание входит в состав предложения без изменений. Например: Темные окна дрожали от сырого восточного ветра. В предложение включены три словосочетания: «темные окна», «дрожать от ветра», «сырой восточный ветер».

В других случаях словосочетание претерпевает те или иные изменения:

а) Изменения могут быть связаны с коммуникативным заданием, с актуальным членением: изменяется порядок компонентов словосочетания, происходит нарушение их контактности:

Ср.: Он пил некипяченое молоко и Молоко он пил некипяченое; Вокруг него образовалась странная компания и Странная образовалась вокруг него компания. При этом словосочетание не разрушается, его можно «восстановить», потому что сохраняются те же самые синтаксические отношения – субординативные определительные.

б) Изменения могут носить конструктивный характер: изменяются синтаксические отношения — словосочетание разрушается. Например: Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга (Ильф и Петров). Между компонентами «очередь» и «серая, каменная» отношения уже не субординативные определительные, а полупредикативные, что выражается порядком слов и интонацией

в) Может происходить расширение сочетаемости слова в предложении, снятие ограничений на сочетаемость. Например, в русском языке есть глаголы, выражающие адресованное действие, адресат выражается дательным падежом: вручить подарок юбиляру, написать письмо матери. В предложении адресат может появляться и у таких глаголов, значение которых не предполагает адресата: нарисовать, сшить (Мать сшила дочке платье, Нарисуй мне ёжика). Пример из стихотворения А. Твардовского: Паровозы, горячась, грохочут под уклон (ср.: мчатся под уклон).

г) В предложении словосочетание может употребляться в неполном составе: пропускается зависимый компонент или главный компонент. В первом случае главное слово может не иметь необходимых распространителей. Например, глагол жаловаться имеет две валентности — два распространителя с объектным значением: жаловаться кому-то на что-то. Но вполне возможно такое предложение: Нужно лечиться, а не жаловаться. В других случаях возможен пропуск главного компонента: У Тани не было ручки, и я дала ей свою.

Семантическая структура словосочетания

В семантическом аспекте словосочетание выражает пропозицию, если содержит предикатное слово. Актантная структура обычно представлена не полностью. Например: вставить стекло в раму. Предикат «вставить» имеет два объектных актанта, субъектный актант в словосочетании не представлен. Посещение общежития деканом. В этом словосочетании представлены и объектный актант («общежития»), и субъектный («деканом»). Открытие Америки. Представлен только объектный актант. Если в составе словосочетания нет предикатного слова, то нет и пропозитивного значения: крыша дома, хрустальная ваза.

Существуют словосочетания, пропозитивную семантику которых создает предлог-суперпредикат. Например, предлог «для» имеет значение предназначения: альбом для марок = ‘альбом, предназначенный для марок’. Предлог «без» соответствует по значению глаголам с отрицанием «не иметь, не быть»: дверь без замка = ’дверь, не имеющая замка‘.

Подведем итог. Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, существующая на основе синтаксическое валентности слова. В грамматическом аспекте словосочетание – особая, элементарная синтаксическая конструкция, имеющая формальную модель и синтаксическое значение. Словосочетание – не коммуникативная единица, но оно включается в состав предложения и может претерпевать изменения, коммуникативно обусловленные. В семантическом плане словосочетание отражает пропозицию, если содержит предикатное слово или предлог с предикатным значением.

📽️ Видео

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Преобразование структурных схем систем управленияСкачать

Преобразование структурных схем систем управления

5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Структурные схемы 2. Преобразование структурных схем 1Скачать

Структурные схемы 2. Преобразование структурных схем 1

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Лекция 2. Часть 6. Структура многословного анатомического термина.Скачать

Лекция 2. Часть 6. Структура многословного анатомического термина.

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания
Поделиться или сохранить к себе: