Подвижность и неподвижность ударения

Видео:Существительные с неподвижным ударением на основеСкачать

Существительные с неподвижным ударением на основе

Подвижность и неподвижность ударения

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука. Тот слог, на который падает ударение, называется ударным.

Ударение — важное средство в образовании слов и форм слов, выполняющее в русском языке различные функции.

  1. Оно является существенным признаком отдельного слова: каждое знаменательное слово характеризуется своим собственным ударением (о случаях неударности слова в тексте см. § 202, § 258, § 315, § 317).
  2. С ударением связан общий звуковой облик слова, его фонетическое оформление: гласный под ударением звучит отчетливо и ясно, а остальные гласные в разной степени ослабляются, изменяются (см. § 20).
  3. Посредством ударения могут различаться внешне одинаковые словоформы: прóпасть (существительное) — пропáсть (глагол), вéрхом (по верху) — верхóм (о всаднике), мóю (глагол) — мою´ (прилагательное).
  4. Ударение участвует в образовании слов и форм слов, обычно наряду с другими средствами (суффиксами, приставками, окончаниями, чередованием звуков в основе): стéны — стены´, рекá — рéку, бéрег — поберéжье.
  5. Различием ударения в ряде случаев характеризуются стилистические и иные варианты слов и словоформ: нейтр. девица и нар.-поэт. дéвица, шпри´цы и проф. шприцы´, совр. окровáвленный и устар. окровавлéнный.

Русское ударение — разноместное и подвижное. Разноместность проявляется в том, что ударение может находиться на любом слоге внутри словоформы и на разных морфах: на корне — бéрег, на суффиксе — бережóк, на приставке — нáбережный, на окончании — берегá, на постфиксе — родился´ (сов. вид). Подвижность ударения проявляется в том, что разные словоформы одного и того же слова могут различаться местом ударения: дéл-о, дел-á; прóжили, прожилá. В отличие от подвижного неподвижное ударение остается при образовании разных форм одного слова на одном и том же слоге: бу´кв-а, бу´кв-ы, бу´кв-е

Каждая отдельная словоформа знаменательного слова имеет определенное место ударения вне зависимости от контекста, в который эта словоформа входит. Отклонениями от этой закономерности являются:

  1. словоформы с вариативным, колеблющимся ударением: творóг и твóрог, прóдал и продáл, сильны´ и си´льны, во многих случаях тот или иной вариант оказывается более предпочтительным — соответствующие указания следует искать в толковых и орфоэпических словарях современного русского языка;
  2. отдельные случаи особого ударения словоформ, в том числе и в составе устойчивых словосочетаний: род. п. ед. ч. у´тра, но от утрá до утрá;
  3. случаи перехода ударения на служебное (обычно безударное) слово, когда следующая далее словоформа оказывается безударной, например: зá руку, нá год (см. § 202, § 258, § 315, § 317).

Ударение — признак значительности

Ударение — это признак знаменательного слова в целом. Обычно знаменательное слово в любой из своих словоформ имеет одно ударение, а служебное слово (бóльшая часть односложных предлогов, союзов, частиц) чаще не имеет ударения и в потоке речи произносительно сливается с непосредственно соседствующим знаменательным словом, образуя одно фонетическое слово. Фонетическое слово — это либо одна словоформа, несущая на себе ударение, либо сочетание в потоке речи ударной словоформы с соседней безударной словоформой (реже — с двумя безударными словоформами). Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы — энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.

Словесное ударение может быть ослаблено, т. е. оно характеризуется меньшим напряжением артикулирующих органов. Словоформы с ослабленным ударением называются слабоударяемыми, а ослабленное ударение — слабым, или побочным. В отличие от нормального (неослабленного, основного) ударения, обозначаемого знаком (´), побочное ударение обозначается знаком (‘): Проéхали ми‘мо вокзáла; Столпили´сь вокру‘г ребёнка. Слабоударяемыми в потоке речи, как правило, являются неодносложные предлоги, союзы, личные и притяжательные местоименные слова, вводные слова. Побочное ударение могут иметь не только отдельные слова (словоформы), но и части слов. В сложениях, а также в некоторых словах с префиксами возможны два ударения: наряду с основным словесным ударением может быть и побочное (редко — два): дре‘внегрéческий, све‘рхзвуковóй, а‘втомо‘токлу´б.

Акцент

Русское ударение морфологизовано, т. е. оно характеризуется определенным местом по отношению к морфемному членению словоформ. В словоизменении словоформы с ударением на основе — неконечным ударением — противопоставляются словоформам с ударением на окончании, т. е. с конечным ударением. Формы слов с разным морфемным составом объединяются по признаку наличия в них неконечного или конечного ударения. Для словообразования этот признак тоже важен, но не менее важно учитывать и место ударения на определенной морфеме в пределах основы мотивированного (производного) слова.

Для обозначения ударения существует термин акцент, а типы ударения слов называются акцентными типами. Акцентный тип — это тип распределения ударения (на основе или на окончании) во всех формах, образующих парадигму слова. Основные акцентные типы изменяемых слов различных частей речи обозначаются заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С, D. Акцентные типы, отличающиеся от основных типов ударением в отдельных словоформах, обозначаются теми же буквами, что и соответствующие основные типы, но с цифровыми индексами 1 и 2. Так, существительные, имеющие ударение во всех словоформах обоих чисел на окончании (ступня´, ступни´… — ступни, ступнёй), относятся к акцентному типу В, а существительные, имеющие ударение на окончании во всех падежных формах, за исключением форм им. п. (а для неодушевленных существительных и вин. п.) мн. ч., где ударение на основе, относятся к акцентному типу В1 слеза, слезы… — слёзы, …, слезáм, слёзы, слезáми, слезáх).

У прилагательных и страдательных причастий прош. вр., имеющих краткие формы, акцентный тип имеет двойное буквенное обозначение, например, А/А, А/С: левая часть показывает размещение ударения в полных формах прилагательных и причастий, а правая часть — в кратких формах. Тип размещения ударения в кратких формах прилагательных и причастий называется акцентным подтипом.

Подвижность ударения

Как сказано в § 23, перемещение ударения в случаях типа дéло — делá, прóжили — прожилá демонстрирует подвижность русского ударения. От подвижного ударения нужно отличать те случаи, когда отсутствуют условия для противопоставления неконечного и конечного ударения. Это имеет место тогда, когда основа или окончание слова не содержат слогового элемента, т. е. гласной, а также при нулевом окончании: зл-ой, тъм-а, тк-у; стол, цвёл (с нулевыми окончаниями). В таких словоформах ударение на основе или окончании вынужденное: возможности выбора нет. Таким образом, слова стол, бык, кот характеризуются неподвижным ударением на окончании во всех формах ед. и мн. ч. (столá, столу´…, столы´, столóв, столáм), кроме формы им. п. ед. ч., в которой ударна основа: стол, бык, кот. Но ударение в этой форме и не может падать на окончание, так как окончание здесь нулевое. Такое же вынужденное ударение на основе имеют: существительные в форме род. п. мн. ч.: мéсто, дéло — мест, дел (это формы с нулевым окончанием, в отличие от других падежных форм мн. ч. тех же слов: местá — делá, местáм — делáм, местáми — делáми); прилагательные и причастия в краткой форме муж. р.: хорóш, бóлен, заглушён (с нулевыми окончаниями в отличие от других кратких форм: хорошó, хорошá, хороши´ — больнá, больнó, больны´ — заглушен´, -нó, -ны´); глаголы в форме муж. р. ед. ч. прош. вр.: цвёл, рос (с нулевыми окончаниями в отличие от других форм прош. вр.: цвелá — рослá, цвелó — рослó, цвели´ — росли´) и некоторые формы других слов.

В результате сопоставления с другими словоформами тех же слов словоформам типа бык, кот, хорош, болен, цвёл, рос приписывается (т. е. для них условно устанавливается) ударение на окончании. Такое ударение слова, не совпадающее с действительным (реально существующим), называется условным ударением.

Для определения места ударения в конкретной словоформе следует руководствоваться следующими правилами.

  1. Если и основа, и окончание — слоговые, т. е. содержат хотя бы по одному слогу и, следовательно, различают неконечное и конечное ударение, то учитывается действительное ударение в данной форме слова, например: бу´кв-ы, весёл-ый, гуля´л-а — действительное ударение на основе, цвел-á, удал-óй — действительное ударение на окончании.
  2. Если основа или окончание не содержат слогового элемента, т. е. имеет место неразличение неконечного и конечного ударения, то следует считать, что ударение в данной словоформе находится на той же части (на основе или на окончании), что и действительное ударение в той форме того же слова, которая называется контрольной. Такой контрольной формой служат: а) для всякой краткой формы прилагательных и причастий муж. р. и для формы муж. р. прош. вр. и сослагат. накл. глагола — соответствующая форма ср. р.; например, у крéпок, гуля´л действительное ударение на основе (так как крéпк-о, гуля´л-о), а у хорóш, цвёл — условное ударение на окончании (так как хорош-ó, цвел-ó); б) для всякой падежной формы слова — форма дат. п. того же числа, например, у форм корóв, наш действительное ударение на основе (так как корóв-ом, нáш-ему); у форм слов, весь условное ударение на окончании (так как слов-áм, всем-у´).

В дальнейшем в «Краткой русской грамматике» действительное ударение называется просто ударением; условное ударение везде специально оговаривается.

Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать

10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский язык

Подвижность – неподвижность ударения

В подавляющем большинстве русских слов ударение закрепле­но за одним и тем же слогом, за одной и той же морфемой во всех фор­мах слова. Такое ударение называют неподвижным. Вместе с тем в русском языке имеются слова, формы которых различаются местом ударения. Такое ударение называют подвижным. По подсчетам ис­следователей, у имен, например, в 91% слов ударение постоянно пада­ет на основу (тип А), в 7% слов — на флексию (тип В): подвиг, подвигу, подвиги, подвигам; статья, статье, статьи, статьям. Остальные 2% составляют слова с подвижным ударением в словоизменительной па­радигме (тип С). В этом случае одни словоформы имеют ударение на основе, другие — на флексии: рука, рукй, рук’е, руку, рукой, о руке; руки, рук, рукам, руками, (о) руках.

Иногда подвижность ударения выхо­дит за рамки словоформы и ударение переносится на предлог или час­тицу: от роду, по морю, на ночь; нё был, не было, не были.

Подвижность ударения в русском языке ограничена. Имеются ог­раничения прагматические (привычность — чуждость слова и частота его употребления), семантические, морфологические (словообразова­тельные и словоизменительные), синтаксические, стилистические и фонетические.

Подвижное ударение характеризует главным образом привычные, общеупотребительные, частые слова. Прежде всего сюда относятся ста­рые, исконные слова, принадлежащие к древнейшему пласту лексики и обозначающие конкретные предметы, явления, действия. Таковы, в частности, термины родства: мать, сын, дочь, сестра, муж, жена, вдо­ва, зять, сноха, семья...; названия частей тела: глаз, нос, зуб, волос, че­реп, ноготь, локоть, рука, нога, голова, спина, губа, щека, скула, боро­да, бровь, грудь, тело, сердце, лицо, ухо, плечо, ребро. ; названия эле­ментов ландшафта и явлений природы: лес, луг, поле, степь, земля, вода, река, море, озеро, берег, остров, гора, небо, облако, звезда, луна, гроза. ; названия животных и растений: зверь, волк, конь, гусь, лиса, коза, овца, свинья, лошадь, дерево, дуб, сосна, трава. ; названия посе­лений, построек, хозяйственного инвентаря: город, деревня, село, дом, изба, мост, соха, пила, коса, борона, игла. ; глаголы движения: ходить, возить, водить, носить, бродить и т. д. Для имен с абстрактным, от­влеченным значением подвижное ударение, так же как и постоянное ударение на флексии, нехарактерно. Ср., с одной стороны, нос, носу, носы, носам; зуб, зубу, зубы, зубам; конь, коню, кони, коням; стол, столу, столы, столам; нож, ножу, ножи, ножам; раб, рабу, рабы, рабам*, а с другой — спор, спору, споры, спорам; знак, знаку, знаки, знакам; страх страху, страхи, страхам.

В просторечии, в разговорной и профессиональной речи подвиж­ное ударение распространено шире, чем в книжной, литературной речи, и охватывает даже слова с абстрактным значением: шум, шума, шумы, шумам. Многим словам подвижность ударения придает сти­листически сниженную окраску — разговорную, просторечную. В то же время подвижное ударение — в силу своей нетривиальности — де­лает слово более экспрессивным. Ср. у В. С. Высоцкого:

Мы говорим не «штормы», а «шторма», — Слова выходят коротки и смачны. «Ветра’», не «ветры», сводят нас с ума, Из палуб выворачивая мачты.

Благодаря частому употреблению в разговорной речи, в профес­сиональном просторечии подвижное ударение получили многие сло­ва позднего происхождения, в том числе заимствованные из других языков: адрес, адресу, адреса, адресам; доктор, доктору, доктора’, докторам; профессор, профессору, профессора’, профессорам.

Нетривиальное ударение — подвижное и флексионное — нередко соотносится с нетривиальным словоизменением. Например, у суще­ствительных мужского рода признаками нерегулярного склонения считаются именительный падеж множественного числа на -а, -я, пред­ложный падеж на у, -ю: годы — года, я’кори — якоря, тракторы — трактора’, на дубе — на дубу, в круге — в кругу.

Сильнодействующим ограничителем подвижного ударения явля­ется словообразовательная структура слова. Подвижное ударение име­ют в первую очередь первообразные, непроизводные слова (примеры см. выше). В производных словах подвижность или неподвижность ударения зависит от способа образования. Суффиксация (как в чис­том виде, так и в сочетании с другими способами) ограничивает под­вижное ударение. Ср.: сад, саду, сады, садам и садик, садику, садики, садикам; город, городу, города, городам и горожанин, горожанину, горожане, горожанам. При чистой префиксации и постфиксации та­кого ограничения нет. Ср.: учить, учу, учишь, учат — изучить, изучу, изучишь, изучат — учиться, учусь, учишься, учатся. В соответствии с различной нагрузкой этих способов в образовании существительных и глаголов у производных существительных подвижное ударение встре­чается значительно реже, чем у глаголов.

Подвижность и неподвижность ударения

В словоформах типа конь, стол из-за отсутствия гласного во флексии происходит автоматический сдвиг ударения на основу. При определении схемы ударения в этом и подобных случаях считается, что ударение пада­ет на флексию, так же как в словоформах со слоговыми ударными флек­сиями. Следовательно, слова такого типа имеют неподвижное ударение на флексии: условное — в словоформе именительного падежа единствен­ного числа, действительное — в остальных словоформах. Сходным обра­зом определяется ударение в словоформах с неслоговыми основами.

Значение синтаксических связей и функций слова отчетливо выяв­ляется в акцентных различиях между атрибутивными и предикативны­ми формами прилагательных и глаголов. Подвижное ударение возмож­но только в предикативных формах и невозможно в атрибутивных. Ат­рибутивные (полные) формы прилагательных и причастий (генетически производные), согласуясь с существительными в роде, числе и падеже, дублируют морфологические значения существительных. В этих усло­виях словоизменительные характеристики полных прилагательных и причастий оказываются в значительной мере избыточными, а акцент­ная дифференциация словоформ, даже омонимичных, становится из­лишней, тем более что согласующиеся слова входят обычно в одну син­тагму: живой труп, живой воды, живой воде’, живой водой, прожитой недели, прожитой неделе, прожитой неделей, о прожитой неделе. Од­нотипное акцентное различение глагольных форм прошедшего време­ни, кратких форм прилагательных и страдательных причастий обуслов­лено их функциональной общностью: все они выступают в функции сказуемого. Сказуемое же, хотя и связано с подлежащим отношениями координации, нередко отделяется от него синтагматической границей, и это способствует сохранению подвижного ударения в предикативных формах. Ср.: жил. жила’, жило, жили; жив, жива’, живо, живы; прожит, прожита’, прожито, прожиты.

Некоторые ограничения подвижности связаны также с фонетичес­кой структурой слова. Иногда эта связь не прямая, а опосредованная. Так, в соответствии со словообразовательными ограничениями ударение имеют главным образом слова с односложной и двуслож­ной основой. Для более длинных слов подвижное ударение нетипично.

Немаловажно место ударения в исходной словоформе. Так, у су­ществительных мужского рода с нетривиальным ударением подвиж­ное ударение свойственно в основном словам с начальным ударением в именительном падеже единственного числа. При конечном ударе­нии в именительном падеже единственного числа остальные словофор­мы характеризуются ударением на флексии. Как видно, в данном слу­чае подвижное ударение связано с флексионным отношениями допол­нительной дистрибуции. Ср.: берег, берегу, берега’, берегам; голубь, голубю, голуби, голубям и язык, языку, языки, языкам; богатырь, богатырю, богатыри, богатырям.

Имеет значение и сегментная организация слова: беглость — небег­лость гласного в основе, характер конца слова. Так, в словах мужского рода, принадлежащих к наиболее распространенному типу подвижно­сти, беглые гласные отсутствуют. О значении характера конца слова говорит, в частности, тот факт, что существительные женского рода на -а, -я и на мягкий согласный имеют разные типы подвижности.

Тип подвижности ударения самым тесным образом связан с мор­фологической характеристикой слова, его словоизменительным типом. Каждый морфологический класс имеет свои типы подвижности ударе­ния. Преобладают следующие типы подвижности:

— у существительных — 1) мужского и (реже) среднего рода — непод­вижное ударение на основе в единственном числе, неподвижное на флек­сии во множественном числе (схема А / В): вечер, вечеру, вечера, вече­рам; слово, слову, слова, словам; 2) среднего и женского рода на -а, -я — неподвижное ударение на флексии в единственном числе и неподвиж­ное на основе во множественном числе (схема В / А): письмо’, письму’, письма, письмам; страна’, страну’, страны, странам; 3) женского рода на мягкий согласный — неподвижное ударение на основе в единствен­ном числе и подвижное во множественном числе (схема А / С): ночь, ночи, ночи, ночам.

— у прилагательных — неподвижное ударение на основе и (реже) на флексии в полных формах, подвижное в кратких формах (схемы А / С и В / С): тонкий, тонкому, тонкая, тонкой, тонкое, тонкие, тонким, тонок, тонка, тонко, тонки; плохой, плохому, плохая, плохое, плохие, плохим, плох, плоха’, плохо, плохи.

— у глаголов — 1) неподвижное ударение на флексии в формах насто­ящего времени, неподвижное на суффиксе (детерминативе) или корне в формах прошедшего времени (схема В / А): говорю, говоришь, говорят, говорил, говорила, говорило, говорили; стригу, стрижёшь, стригут, стриг, стригла, стригло, стригли; 2) подвижное ударение в формах настоящего времени, неподвижное на суффиксе в формах прошедшего времени (схема С / А): люблю, любишь, любят, любил, любила, любило, любили; 3) неподвижное ударение на флексии в формах настоящего вре­мени, подвижное в формах прошедшего времени (схема В / С): плыву’, плывёшь, плывут, плыл, плыла’, плыло, плыли.

Анализ «Частотного словаря русского языка» (М., 1977) показал из­вестную противоположность акцентных тенденций, действующих в суще­ствительных и глаголах. У глаголов особенно высока частота схем В / А и С / А — с флексионным или подвижным ударением в формах настояще­го времени и неосновным ударением в формах прошедшего времени. У существительных подвижное ударение встречается гораздо реже (по меньшей мере в 2 раза), причем наиболее употребительны схемы А / В и А / С — с неосновным ударением в формах единственного числа и флек­сионным или подвижным в формах множественного числа.

Подвижность ударения служит дополнительным к флексиям сред­ством противопоставления полупарадигм единственного и множествен­ного числа существительных, настоящего и прошедшего времени глаго­лов, полных и кратких форм прилагательных и причастий. Она исполь­зуется также при образовании видовых пар глаголов и степеней сравнения прилагательных и наречий: нарезать — нарезать, посыпать — посыпать, старый — старее, старейший, быстро — быстрее. Внутри полупарадигм с помощью подвижного ударения выделяются формы ви­нительного падежа единственного числа и именительного падежа мно­жественного числа у существительных, форма 1 -го лица единственного числа у глаголов настоящего времени, форма женского рода у глаголов прошедшего времени и у предикативных прилагательных и причастий.

При этом у существительных подвижность ударения в полупарадигме единственного или множественного числа представляет собой отклоне­ние от неподвижного ударения на флексии: нога’, ноги, ногу, ногой, (о) ноге’; зубы, зубов, зубам, зубами, (о) зубах. У глаголов и большинства предикативных прилагательных и причастий подвижность ударения яв­ляется отклонением от неподвижного ударения на основе: вожу, возишь, возит, возим, возите, возят; взял, взяла, взяло, взяли; горек, горька, горько, горьки; занят, занята, занято, заняты.

В ряде случаев подвижное ударение служит единственным раз-личителем омонимичных словоформ: луга — луга, лица — лица, страны — страны, курите — курите и т. п.

У имен существительных подвижное ударение может выступать основным или вспомогательным средством дифференциации абстракт­ных и конкретных значений слова, абстрактных и конкретных значе­ний падежных форм. Например, отглагольные бессуфиксальные име­на существительные, обозначающие отвлеченное действие (состояние), чаще всего имеют ударение на корне: просмотр, просмотру, просмотры, просмотрам; просчёт, просчёту, просчёты, просчётам; взнос, взносу, взносы, взносам; взгляд, взгляду, взгляды, взглядам; сдвиг, сдвигу, сдвиги, сдвигам. В словах с вторичным конкретным значением ударе­ние во множественном числе передвигается на флексию: ходы, роста, счета. Падеж­ные формы с более абстрактным — объектным — значением, а также в переносном употреблении имеют ударение на корне. Те же формы с бо­лее конкретным — определительным — значением: места, времени и т. п. — характеризуются передвижением ударения либо на флексию, либо на предлог. Ср.: о степи — в степи, не сбавляя шага — четыре шага’, бои за город — выехать за город, во цвете лет — яблони в цвету.

Природа русского ударения

Как уже говорилось, ударение обычно связывается с выделением одного из слогов (ударного) на фоне других (безударных). Это выделе­ние выражается акустически в различиях ударного и безударных сло­гов по интенсивности, длительности, частоте основного тона и тембру. Обычно один из этих признаков выступает как ведущий в данном языке, и тогда говорят либо о динамическом, либо о количественном, либо о музыкальном, либо, наконец, о качественном ударении.

Просодическая природа русского ударения определялась по-раз­ному. Указывалось то на силу голоса, то на его повышение, то на про­тяжение, то на комбинацию всех трех компонентов. Как показали позднейшие экспериментальные исследования русско­го ударения, все эти определения, несмотря на их кажущуюся проти­воречивость, справедливы, но каждое из них применимо лишь к опре­деленным фразовым условиям и не охватывает всех случаев.

Возможность и степень выделения ударного слога теми или ины­ми просодическими средствами зависит от позиции слова во фразе. Можно выделить два основных типа позиций: 1) положение слова под фразовым ударением и не под фразовым ударением, 2) положение сло­ва в начале, середине или конце фразы.

Положение слова под фразовым ударением и не под фразовым ударением определяет степень выраженности словесного ударения. Фразовое ударение падает обычно на тот же слог, что словесное, уси­ливая последнее. Не под фразовым ударением даже в полнозначных словах словесное ударение может быть ослаблено в большей или мень­шей степени. Ср., например, произношение слова улицы, под фразо­вым ударением и не под фразовым ударением: Опустели городские улицы. — Улицы города опустели. Опустели улицы города. Акцент­ная структура слова не под фразовым ударением опознается хуже, чем под фразовым ударением.

Положение слова во фразе и сам тип фразы существенно влияют на его просодическую организацию и соответственно на выделение удар­ного слога интенсивностью, частотой основного тона, длительностью.

а) Интенсивность. Для русского языка, как и для многих других, типично падение относительной интенсивности от начала фразы к концу (с некоторыми модификациями в зависимости от мелодического контура). В соответствии с этим не только ударный, но и безударный гласный в начале фразы может быть интенсивнее ударного гласного в
конце фразы. Тенденция к выделению ударного слога как наиболее интенсивного в слове может в полной мере осуществиться лишь в том случае, если это не противоречит движению интенсивности во фразе. При прочих равных условиях, в частности при одинаковом звуковом составе ударного и безударного слогов, динамическое выделение ударного слога наиболее вероятно в словах с начальным ударением: муку, пили, мало, трактора. наименее вероятно — в словах с конечным ударением: муку, пили, мала’, трактора’.

б) Частота основного тона. Роль мелодического компонента в выделении ударного слога слова зависит от степени центрированности интонационного контура. В повествовательном предложении без логического ударения каждое полнозначное слово, кроме последнего, характеризуется повышением частоты основного тона на ударном сло-
ге. В повествовательном предложении с логическим ударением, а также в общем и специальном вопросах мелодические пики на ударных слогах сглаживаются, исключая слово, находящееся в интонационном центре.

в) Длительность. Длительность является наиболее устойчивым просодическим признаком словесного ударения в русском языке. Ударный гласный имеет обычно большую относительную длитель­ность, чем безударные. Но и этот признак весьма подвижен и, так же как другие просодические признаки, испытывает влияние фразовых условий. Если ударный гласный попадает в сильную фразовую пози­цию (начало, ударный слог — носитель фразового или синтагматичес­кого ударения, абсолютно конечный слог), то он естественно выделя­ется длительностью: Муку эту не забыть. — Надо просеять муку. Если в сильной фразовой позиции оказывается безударный гласный, он может не уступать ударному по длительности и даже превосходить его в этом отношении: Муку надо просеять. — Не забыть эту муку.

Таким образом, просодические характеристики слова указывают на его положение относительно фразового ударения и краевых пози­ций фразы. Просодия слова в русском языке — это отражение фразо­вой просодии и ее компонент. Поэтому просодические признаки сло­весного ударения не являются постоянными, а просодическое выде­ление ударного слога может отсутствовать. Как же в таком случае опознается место словесного ударения, акцентная структура слова? В значительной мере это оказывается возможным благодаря качествен­ным различиям между ударным и безударными слогами слова, кото­рые касаются характеристик гласных по степени подъема, ряду и ла­биализованности — нелабиализованности; сегментации гласных; сте­пени расчлененности компонентов слога.

Качественные изменения безударных гласных фонетически выра­жаются, в частности: а) в сближении открытых и закрытых гласных по степени подъема: открытый гласный а становится более закрытым, а закрытые гласные —и, -ы, -у — более открытыми; б) в ослаблении разли­чий гласных верхнего подъема по ряду: с уменьшением степени подъе­ма артикуляция переднего гласного и отодвигается назад, а артикуля­ция заднего гласного у продвигается вперед; в) в ослаблении различий по характеру губной артикуляции: большая открытость и продвинутость артикуляции вперед приводит к уменьшению степени выдвиже­ния и сближения губ при образовании безударного — у.

Сегментация ударных и безударных гласных различна. В удар­ных гласных отчетливо выделяются три фазы артикуляции: экскур­сия, выдержка (относительно стационарная часть) и рекурсия. Сегментация безударных гласных затруднена и часто вообще не­возможна ввиду отсутствия стационарной части. Безударный глас­ный представляет собой как бы сплошной переход от предшествую­щего согласного к последующему. Это связано со следующим призна­ком безударности — ослаблением контраста между компонентами слога.

Некоторое влияние морфологического фактора на редукцию можно наблюдать в заударных флексиях, особенно в полном типе про­изнесения. Они обнаруживают большую способность к прояснению, чем другие заударные слоги. Это объясняется большим количеством различителей ввиду большей устойчивости противопоставлений по степени подъема и лабиализованности — нелабиализованности. В от­крытом слоге в отчетливом произношении возможно различение даже трех степеней подъема: каша [кашъ] или даже [каш/] — о каше [/-кашэ], [/-кашы] — каши [к`ашы], кашу [к`ашу]; карта [к`артъ], [к`арт/] — на карте [н/-к`арт’е»] — карты [к`арты], кар­ту [к`арту]; тётя [т’от’ъ], — о тёте [/-т’oт’е»], [/-т’oт’ие] — тёти [т’oт’и], тётю [т’от’у]. Таким образом обеспечивается разли­чение разных грамматических форм, которые по правилам редукции, действующим в других позициях, должны были бы совпасть. Однако обычно и в заударных флексиях различается не более двух степеней подъема: формы тёти и (о) тёте произносятся одинаково.

Специфическую особенность вокализма заударных флексий составляет возможное противопоставление гласных [ъ] и [ь] в положении после мягких согласных, тогда как в других безударных позициях гласный [ъ] — звук более открытый и более задний, чем [ь], возможен только после твердых согласных: неделя [н’ид’е’л’ъ], поля [п`oл’ъ], учителя [уч’ит’ьл’ъ], стулья [ст`ул’иъ], каплям [к`апл’ъм].; каплей [к`апл’ьи], на стуле [н/-ст`ул’ь], в поле [ф-п`oл’ь], на воле [н/-в`oл’ь], колешь [к`ол’ьш].

Из сказанного выше ясно, что нельзя сводить ударение к фонети­ческому выделению одного из слогов на фоне других.

Опознание акцентной структуры слова включает в себя, очевид­но, не только синтагматический аспект — сравнение слогов в составе данного слова, но и парадигматический аспект — сопоставление раз­личных акцентных структур друг с другом.

Вследствие этого выделение одного слога на фоне других не явля­ется обязательным коррелятом ударения во всех акцентных структу­рах. В этом нет необходимости. Важно лишь, чтобы акцентные струк­туры отличались одна от другой, а это возможно и тогда, когда в одной из противопоставленных структур выделение отсутствует, но соотно­шение слогов иное, чем в других структурах.

Трактовать ударение как непременное выделение было бы невер­но еще и потому, что в русском языке имеется немало односложных ударных слов. В них какое-либо выделение вообще невозможно: безу­дарные слоги отсутствуют. Тем не менее, односложное слово воспри­нимается как ударное благодаря качественному характеру русского ударения. Ср.: Дней бык пег. / Медленна лет арба. / Наш бог бег. / Сер­дце наш барабан (В. В. Маяковский). Впервые на абсолютную приро­ду ударения в русском языке обратил внимание Л. В. Щерба.

Невозможно и однозначное определение фонетической природы русского ударения. Во-первых, динамика звукообразования на про­тяжении слова имеет свои закономерности: от начала к концу слова изменяются напряженность артикуляции, сила воздушной струи, тип артикуляторной активности и т. д. И все это, не говоря уже о фразо­вых условиях, накладывает свой отпечаток на акцентную структуру слова, на возможность и способ выделения ударного слога. Во-вто­рых, русский язык допускает использование различных фонетичес­ких средств в акцентной организации слова и их варьирование, ибо фонологически значимым является только место, а не характер уда­рения.

Природа русского ударения определяется в конечном счете грам­матическим строем. Свойственное синтетическим языкам «растворе­ние» слова в синтагме, подавляющее влияние фразовой просодии на словесную ограничивают использование собственно просодических средств в суперсегментной организации слова. Соответственно в рус­ском языке вырабатывается качественное ударение. Качественный ха­рактер русского ударения, редукция безударных слогов, в особеннос­ти заударных, вполне согласуются с действием в грамматическом стро­ении русского слова фузионных процессов, наиболее сильных в посткорневой его части.

Суть качественного ударения заключается в неодинаковой разли­чительной силе ударных и безударных слогов разных степеней редук­ции. Ударные слоги содержат большее число различителей, нежели безударные, и чем сильнее редукция безударного слога, тем меньше различителей. Таково фонологическое содержание ударности—без­ударности. Такова фонологическая сущность степеней редукции.

Функции словесного ударения

Словесное ударение выполняет функции трех видов: конститутив­ную, парадигматические и синтагматические. Между всеми эти­ми функциями существует тесная взаимосвязь. Первичная функция словесного ударения — конститутивная, словоорганизующая. Уда­рение — способ произнесения слова, важнейшее средство создания фо­нетической целостности, фонетического единства слова. Эту функцию ударение выполняет независимо от того, фиксировано оно на каком-либо слоге, на какой-либо морфеме или нет, подвижно оно или непод­вижно. Конститутивная функция лежит в основе всех других функ­ций словесного ударения — как парадигматических, так и синтагма­тических.

Парадигматические функции свойственны слову как элементу системы языка. Они характеризуют отдельные слова и классы слов в их противопоставлении друг другу. Парадигматический аспект имеется и у конститутивной функции. Он проявляется в противопоставлении ударных полнозначных слов, самостоятельных в акцентном отношении, безударным служебным, подчиняющим с точки зрения акцентной организации соседним самостоятельным словам.

Тенденция к грамматикализации ударения в русском языке весь­ма сильна, в частности у имен существительных вследствие свойствен­ной им омонимии флексий. В первую очередь данная тенденция охва­тывает общеупотребительные, привычные, высокочастотные слова, для которых дифференциация омонимичных форм наиболее актуаль­на. Потребность в их дифференциации коренится в том, что в отличие от пар типа м`ука — мук`а омонимичные словоформы могут соседство­вать в сравнительно небольшом контексте.

Синтагматические функции — это те функции, которые ударе­ние выполняет в речевой цепи. К синтагматическим функциям сло­весного ударения можно отнести слововыделительную и словоразграничительную.

Слововыделительную функциювыполняет ударение полнознач­ных слов. Но так как служебные слова в отношении акцентной орга­низации примыкают к полнозначным, то ударение выделяет не само полнозначное слово, а так называемое фонетическое слово, т. е. пол­нозначное слово с проклитиками и энклитиками. Количество ударе­ний во фразе может указывать, таким образом, лишь на количество фонетических слов: Сем`ен Сем`енович сейч`ас^же вскоч`ил и^в волн`ении пробеж`ался по к`омнате (А. Н. Толстой).

Число фонетических слов не обязательно совпадает с числом пол­нозначных, ибо в некоторых случаях возможно безударное произно­шение полнозначных слов.

Фонетическое слово может включать в качестве проклитики или энклитики и полнозначное слово с ослабленным семантическим весом: через три дня [ч’ьр’ьс-тр’и-дн’а`].

Действенность слововыделительной функции ударения ослабле­на в русском языке сильным влиянием фразовой интонации на сло­весное ударение. В повествовании с логическим ударением и в об­щем вопросе, где фразовая просодия особенно сильно подавляет сло­весную, соответствие между числом ударений и числом полнозначных слов может быть нарушено.

Ущербность слововыделительной функции ударения имеет сво­им естественным следствием ущербность и словоразграничительной функции. Действенность последней ограничена в русском языке и по другим причинам: во-первых, в силу разноместности ударения; во-вторых, вследствие многообразия сегментной и слоговой органи­зации слова; в-третьих, ввиду тех изменений, которые слово претер­певает во фразе, внутри синтагмы. Синтагматическое членение фра­зы в русском языке далеко от пословного. Переразложение слогов и их акцентная модификация затрудняют разграничение слов внутри синтагмы.

Видео:Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

Русский язык. Фонетика. Ударение

Особенности русского ударения: разноместность и подвижность. Нормы и варианты ударений

В русском языке силовое ударение не просто акустико-физиологическое явление, оно также выполняет несколько важных функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию (служит как бы «фонетическим паспортом»).

Видео:Ударения в русском языкеСкачать

Ударения в русском языке

Особенности русского ударения: разноместность и подвижность

Звуковой строй русского языка характеризуется разноместным ударением в словах, что значительно повышает его богатство. Напомним, что ударение в языках бывает фиксированным (связанным), то есть закрепленным за определенной позицией в слове (как, например, в французском языке — на последнем слоге), и свободным (разноместным, то есть может приходиться на начальные слоги, на последние или серединные, что устанавливают орфоэпические нормы). В русском языке силовое ударение не просто акустико-физиологическое явление, оно также выполняет несколько важных функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию (служит как бы «фонетическим паспортом»), играет роль важного смыслоразличительного средства и, наконец, участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи.

Разноместность ударения

В русском языке ударение разноместное, иначе свободное, т.е. его место не прикреплено к одному определенному слогу слова (например, начальному или конечному) или к определенной морфологической части слова (например, к основе или к окончанию), оно может падать на любой слог слова и на разные его морфологические части, например: дóмик, сýмочка, внес; готóвит, ворóна, былá, снопáми; воронóй, серовáтый, принеслá; переносúли, сторожевóй, учител; перенаселён, переведенá, перепродавáли, демократизúровать, реорганизовáли. В этих словах ударение попадает на разные слоги (от первого до шестого) и на разные его морфологические части (на корень, приставку, суффикс, окончание).

Разноместность ударения в русском языке является важным средством различения слов.

Русское словесное ударение является, во-первых, свободным (разноместным), с элементами морфологизированного фиксированного ударения, во-вторых, — неподвижным в большей части лексики и подвижным в небольшом количестве частотных слов, принадлежащих к основному словарному фонду языка.

Оба деления являются автономными, независимыми друг от друга, т.е. словесное ударение с этих двух позиций может быть отнесено к следующим разновидностям: связанное подвижное, связанное неподвижное, свободное подвижное, свободное неподвижное.
Разноместность ударения делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Каждому слову свойственно ударение на том или ином слоге — одному на первом слоге (зóлото), другому на втором (ворóна), третьему на третьем (полотнó) и т.д.

Таким образом, то или иное место ударения в русском языке, являясь признаком отдельных слов, служит средством различения слов; при этом литературный язык, как правило, стремиться избегать колебаний в месте ударения в слове.

Подвижность ударения

Разноместное ударение русского языка в одних словах является неподвижным, т.е. при образовании грамматических форм слова оно остается на одном и том же слоге, а в других — подвижным, т.е. при образовании разных грамматических форм слова оно переносится с одного слога на другой (словоизменительная подвижность ударения). Ср. разные формы двух таких слов, как голóвка и головá: голóвка, голóвки, голóвку, голóвкой, голóвки, голóвок, голóвкам и головá, головы, гóлову, головóй, гóловы, голóв, головáм; первое из них имеет неподвижное ударение, второе — подвижное. Другой пример: стригý, стрижёшь, стрижёт, стригýт (неподвижное ударение), могý, мóжешь, мóжет, мóгут (подвижное).
Результаты исследований русского подвижного ударения явились предпосылкой для выработки системы описания русской акцентологии (схемы ударения) при словоизменении. В качестве исходных позиций такого описания приняты следующие три принципа: морфологический, парадигматический, позиционный.

Описание типов ударения видоизменяется по двум взаимосвязанным параметрам. Во-первых, парадигма словоизменения разбивается на две полупарадигмы в соответствии с двумя главными грамматическими категориями, формирующими парадигму: единственным-множественным числом в склонении и настоящим-будущим-прошедшим временем в спряжении. Основания для такого разделения заложены в самой акцентологии, поскольку противопоставление словоформ по месту ударения в русском языке лежит либо между целыми категориями, либо между одной из словоформ и другими внутри одной категории. Все остальные передвижения ударения чрезвычайно редки и являются исключениями, отклонениями от основных закономерностей. Таким образом, полупарадигмы характеризуются либо неподвижным, либо подвижным ударением схема подвижного ударения (акцентная характеристика целой парадигмы) может состоять из двух полупарадигм с неподвижным ударением разного типа. Это обстоятельство дает возможность для второго видоизменения системы описания: учет только трех типов ударения: неподвижного на основе (тип А), неподвижного на окончании (тип В) и подвижного (тип С) с любым способом подвижности. Тогда схема ударения получает двойное обозначение с указанием условного ударения в словоформах каждой категории. Ср. символы используемые для существительных и глаголов: а-АА, b-BB, c-AB, d-BA, e-AC (в склонении) или е-СВ, f-BC (в спряжении)и т.п.

Такое представление акцентологической системы русского языка наглядно показывает отсутствие подвижного ударения в ед.ч. склоняемых слов (за очень небольшим исключением) и почти полное отсутствие подвижности в наст./буд. времени глаголов (кроме схемы е-СВ, с которой может быть отождествлена схема g-СС ,и глагола хотеть — всего немногим более 200 глаголов). Редкий случай подвижности ударения в ед.ч. представляет перемещение ударения с окончания на основу в словоформах жен.р. вин.п. Однако этот тип подвижности не образует самостоятельной акцентной парадигмы, а является отклонением от основных схем: от схемы f-ВС (голова-голову, рука-руку) или от схемы d-ВА (река-реку, земля-землю). Таких существительных всего 31.

Таким образом, подвижность ударения характерна только для множественного числа некоторых существительных, распределяющихся по схеме е-АС и f-ВС (передвижение ударения с окончания на основу в им.п. множ.ч. — всего 215 слов), и для прош. вр. ряда глаголов, изменяющихся по акцентным схемам f-ВС и g-СС (передвижение ударения с основы на окончание в словоформе жен.р. — всего около 45 слов). Как правило, это слова с односложной или двусложной основой. Если же основа состоит более чем из двух слогов, эти слова характеризуются неподвижным наосновным ударением.

Вообще производные слова характеризуются большей частью неподвижным ударением.

Видео:Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать

Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

Нормы и варианты ударений

К орфоэпическим нормам отно­сятся и нормы ударения, или акцентологические нормы.

Русское ударение нелегко усвоить. Оно разпоместно и под­вижно. С помощью места ударения можно различить смысл сло­ ва: мука -мука, замок — замок, характерный (с характером) — характерный (свойственный), атлас (карта) — атлас (материал), мастерский (принадлежащий мастеру) — мастерской (искусный), важны (напыщенны) — важны (существенны, значимы,), броня (закрепление чего-нибудь) — броня (защитная обшивка), лоскут (остатки производства) — лоскут (обрывок), развитый, занятый (причастия от глаголов развить, занять: развитая (кем-то) тема, занятое (кем-то) место) — развитой, занятой (прилагательные: развитой юноша, занятой человек), погруженные (на платфор­ му) — погружённые (в воду), лавровый (венок) — лавровый (лист), (анализ) крови — (в) крови, руки (не подаст) — (чистые) руки, обрезатьобрезать (разный вид глаголов), грузите (настоящее время) — грузите (повелительное наклонение), (пальто) мало — (спал) мало, мудрёно (говорит) — мудрено (в этом разобраться), кругом (существительное) — кругом (наречие), хаос (в голове, деле) — хаос (в доме).

Помимо того, существуют акцептные варианты, которые не различаются ни лексически, ни грамматически. Например: баржа — баржа, в избу — в избу, верны — верны, индустрии — индустрия, кета — кета, намост — намост, петля — петля, ржаветь — ржаветь, родился — родился, творог — творог, тефтели — тефтели и др.

В современном русском языке зафиксировано более 5 тысяч общеупотребительных слов, у которых наблюдается колебание ударения. Это временный, но неизбежный процесс, объективное следствие эволюции акцентологической системы. К числу таких слов относится и профессиональная лексика: агония, алкоголь (у медиков), атомный (у физиков), искра (у шофе­ров), комплекс (у математиков), рапорт, компас (у моряков), шасси (у летчиков), добыча (у горняков). Тем не менее эти вариативные различия ударения не являются решающими в развитии и становле­нии акцентологических норм современного русского языка.

Сложность системы русского ударения вместе с тем позволяет выделить некоторые акцентные группы и сформулировать опре­деленные правила:

1) Ударение на окончании имеют следующие глаголы в форме прошедшего времени женского рода:

2) Ударение на окончании во всех формах настоящего и прошедшего времени имеют следующие глаголы:

3) В настоящем/будущем времени ударение на окончании имеют многие глаголы с компонентом ключить (включу, включишь, заключит и др.), а также глаголы звонит/звонишь, напоишь.

4) Краткие причастия на —ен в мужском роде имеют ударение на суффиксе, если в полной форме ударение падает на суффикс, в женском роде у этих причастий ударение падает на окончание: принесенныйпринесен, принесена; приведенныйприведен, приведена.

5) В причастиях на —ованный от глаголов с суффиксом –ова ударение падает на суффикс: баловатьбалованный, гофрироватьгофрированный, организованный.

6) В сложных существительных с корнем —вод во второй части ударение падает на корень —вод: водопровод, нефтепровод, путепровод, мусоропровод.

Подвижность и неподвижность ударения27.03.2016, 48885 просмотров.

💡 Видео

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Русский язык. Лекция 1. Русское ударениеСкачать

Русский язык. Лекция 1. Русское ударение

А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать

А. A. Зализняк: История русского ударения

📚 Ударения. Разбираем и запоминаем на примерах | ЕГЭ русский язык, Задание №4Скачать

📚 Ударения. Разбираем и запоминаем на примерах | ЕГЭ русский язык, Задание №4

ЕГЭ по Русскому языку 2022. Задание 4. Теория и практика. УдаренияСкачать

ЕГЭ по Русскому языку 2022. Задание 4. Теория и практика. Ударения

Урок 2. Неподвижные и подвижные блоки. Теория. ЕГЭСкачать

Урок 2. Неподвижные и подвижные блоки. Теория. ЕГЭ

Фонетические средства русского языкаСкачать

Фонетические средства русского языка

Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. ЭкзамерСкачать

Орфоэпические нормы. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Экзамер

Учимся дома. 1 класс. Русский язык: Ударение. Постановка ударения в словахСкачать

Учимся дома. 1 класс. Русский язык: Ударение. Постановка ударения в словах

А. А. Зализняк: История русского ударения. Семинар 14Скачать

А. А. Зализняк: История русского ударения. Семинар 14

Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Как легко запомнить ударения и паронимы? Русский язык ЕГЭ | Маркс АкадемияСкачать

Как легко запомнить ударения и паронимы? Русский язык ЕГЭ | Маркс Академия

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

А. А. Зализняк. История русского ударения. 2017 г. Аудиозапись лекции 2. 23.09.2017Скачать

А. А. Зализняк. История русского ударения. 2017 г. Аудиозапись лекции 2. 23.09.2017

ЕГЭ по русскому языку, задание 4 (часть первая): список слов с правильными ударениями (орфоэпия)Скачать

ЕГЭ по русскому языку, задание 4 (часть первая): список слов с правильными ударениями (орфоэпия)
Поделиться или сохранить к себе: