- Что такое марийские подкоголи? Чем они отличаются от наших вареников и пельменей?
- Что такое подкоголи?
- Как готовят подкоголи?
- Как появились подкоголи?
- Марийские подкоголи
- Описание
- История
- Залечь на дно в Йошке: марийский шик, подкоголи и язычество
- Йошка, само собой — город контрастов. Когда-то я уже писал такое про Астрахань, но там с деревянными трущобами и панельками контрастируют питерский модерн и индийские подворья, а в Йошке те же избушки и хрущи окружают куда более странное (и по-своему впечатляющее) зрелище.
- Кстати, несмотря на столь значительный вклад Маркелова в развитие республики и ее имиджа, закончил он не очень хорошо. Резюмировать его настоящее положение можно заголовком из «Комсомолки»: «Арестованный экс-глава Марий Эл строил в Йошкар-Оле Венецию для любимой, а она сбежала в Лондон с другим».
- Маленькая республика породила непропорционально большое количество писателей, поэтов и драматургов. В основном они писали на родном языке, но многое переведено на русский: советская власть не жалела денег на продвижение малых культур, языков и литератур, поэтому печатали и переводили очень многое.
- Марийские села — отдельная история. Среди широких полей, густых лесов и волжских разливов республики встречаются такие деревни, где до сих пор верят в бога Кугу-Юмо, духов утренней зари и других природных явлений, молятся в священных рощах и приносят жертвы языческим богам.
- Стоит попробовать и блюда марийской кухни — за звание самых известных ее представителей сражаются подкоголи и коман мелна . Подкоголи похожи на русские пельмени, но отличаются формой и более широким ассортиментом начинок (не только мясо — от ягод до щуки).
- 📹 Видео
Видео:Сборник Лучших Номеров Про Семейку - Уральские ПельмениСкачать
Что такое марийские подкоголи? Чем они отличаются от наших вареников и пельменей?
В Республике Марий Эл можно попробовать вкусное блюдо, которое имеет удивительную легенду возникновения. Что же такое эти марийские подкоголи?
Видео:Трезвое село — Юмористическое шоу «Уральские пельмени» — Юмор про алкогольСкачать
Что такое подкоголи?
Подко́гыльо (он же подкоголь; луговомар. подкогыльо, горномар. падкагыль, сев.-зап. мар. паткагыль) — это национальное блюдо финно-угорских народов, живущих в Республике Марий Эл. Название этого блюда имеет местное происхождение. На древнем финно-угорском языке «под» означает «котёл», а «кагыль» — это не что иное, как «пирог». Подкоголи, действительно, похожи на вареные пирожки или вареники, отличаются они только формой и размером.
Видео:География Уральских Пельменей - Антарктида – Уральские ПельмениСкачать
Как готовят подкоголи?
Готовится это блюдо на территории Республики Марий Эл на протяжении многих веков. В старину хозяйки готовили подкоголи из рубленой зайчатины со свининой и даже из мяса барсука, сильно сдобренного луком, а то и вовсе с пшенной или перловой кашей. Сейчас чаще делают с творожно-картофельной начинкой, но есть варианты начинки из мяса, дичи, речной рыбы (судака или щуки). Для приготовления подкоголей используется крутое пресное ржаное или пшеничное тесто.
Подкоголь должен быть 4,5 см в длину, иметь форму полумесяца. Его не лепят, а плетут — существует определенная техника защипа, которую сложно воспроизвести без определенной подготовки, поэтому сейчас в Марий Эл подгоколи можно найти в виде замороженных полуфабрикатов. Виды подкоголей: шыл подкогыльо — с мясом, тувыртыш подкогыльо — с творогом и картофелем, торык подкогыльо — с творогом.
Подкоголи всегда готовят ровно столько, сколько смогут съесть. Подкоголи запекают в печи, отваривают в подсоленной воде, готовят на пару. Подают к столу со сметаной, полив растопленным сливочным маслом.
Видео:Ваше огородие | Уральские Пельмени 2016Скачать
Как появились подкоголи?
Легенда происхождения этого блюда гласит, что у Юлы–бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было, одни ангелы. Юла–бог был работящий, делал все сам, работников не держал, а скот посылал пасти свою дочь. Каждый день бог спускал скот туда, где была трава: растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю.
Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной. Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле–богу. Девушка же, отведав подкоголей, предложенных Мари, не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Так появился народ Мари Эл.
В 2018 году в Йошкар-Оле появился кованый памятник марийскому подкоголю, представляющий собой тарелку с подкоголем. Он был создан местными кузнецами.
В 2019 году подкоголь стал визитной карточкой Республики Марий Эл в рамках культурно-туристического проекта «Вкусная карта России», а в 2020 году стал участником конкурса «Вкусы России».
Памятник марийскому подкоголю
Марийский подкоголь — продуктовый бренд, представленный на Первом национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организатором которого является Минсельхоз России. Конкурс призван открыть региональным гастрономическим брендам дорогу к широкому потребителю, показать потенциал их развития и познакомить людей с разнообразием уникальных российских вкусов.
С победителями и участниками конкурса можно ознакомиться на официальном сайте вкусыроссии.рф.
Видео:Сборник Бабки | Уральские пельмениСкачать
Марийские подкоголи
Видео:СМЕХBOOK | Любовь зла | Уральские пельмениСкачать
Описание
Подкоголь — это национальное блюдо марийской кухни. По сути, это те же вареники или пельмени, различаются они только формой и размером.
В основном их готовят с творожно-картофельной начинкой, но есть варианты начинки из мяса или пшеничной каши. Для приготовления подкоголей используется крутое, пресное тесто.
Варят подкоголи в подсоленной воде. Подают к столу со сметаной, полив растопленным сливочным маслом. Подкоголи не замораживают впрок, их всегда готовят ровно столько сколько смогут съесть.
Виды подкоголей: Шыл подкогыльо — с мясом, Тувыртыш подкогыльо — с творогом и картофелем, Торык подкогыльо — с творогом
Видео:Сборник Топ 20 Номеров за 2022 – Уральские ПельмениСкачать
История
Подко́гыльо это марийское национальное блюдо, вареники (варёные пирожки) из пресного ржаного или пшеничного теста. Оно готовится на территории Республики Марий Эл на протяжении многих веков.
На древнем финно-угорском языке «под» означает «котёл», а «кагыль» — это не что иное, как «пирог». Получается что-то вроде «вареных пирожков». Раньше в старину, хозяйки их готовили из рубленной зайчатины со свининой и даже из мяса барсука сильно сдобренного луком.
Согласно легенде марийцев дочь Юла-бога отведав подкоголей, предложенных ей мужчиной Мари, не смогла подняться на небо и осталась на земле. От их союза с Мари и пошел народ Мари Эл.
В 2018 году в Йошкар-Оле появился кованый памятник марийскому подкоголю, представляющий собой тарелку с подкоголем. Он был создан местными кузнецами.
В 2019 году подкогыльо стал лицом Республики Марий Эл в рамках культурно-туристического проекта «Вкусная карта России».
Видео:СМЕХBOOK | Дело техники | Уральские пельмениСкачать
Залечь на дно в Йошке: марийский шик, подкоголи и язычество
Название столицы Марий Эл кажется очень интересным — непонятное, да еще и на букву «й». На самом деле, название банальнее Йошкар-Олы придумать трудно — это самое что ни на есть советский и безликий «Красный город», просто на марийском языке. Местные Йошкар-Олу называют Йошкой или Йолой.
Добраться до Йошки можно на поезде: дорога из Москвы займет около 15 часов, билет в плацкартный вагон стоит примерно 1500 рублей, купейный — в два раза больше. По воздуху тоже можно, но сложнее. Единственный аэропорт республики существует довольно условно: на бумаге он есть и даже имеет федеральное значение, а на деле прилететь в него нельзя уже три года, и закрывается он не в первый раз. Добраться по воздуху всё же можно, потому что совсем недалеко от марийской столицы находятся Чебоксары (чуть больше часа на машине) и Казань (чуть больше двух) с их вполне живыми аэропортами.
Йошка, само собой — город контрастов. Когда-то я уже писал такое про Астрахань, но там с деревянными трущобами и панельками контрастируют питерский модерн и индийские подворья, а в Йошке те же избушки и хрущи окружают куда более странное (и по-своему впечатляющее) зрелище.
С Мордовией Марий Эл объединяет не только общее финно-угорское наследие, но и наличие эксцентричных экс-губернаторов с фамилиями на букву «М» — Меркушкина и Маркелова. Мордовский Меркушкин ограничился постройкой здания МГУ (Мордовского государственного университета) — уменьшенной стеклянной копии главного здания московского тезки — в центре Саранска. Жители Мордовии до сих пор спорят, лучшее это здание в городе или худшее.
Йошкаролинцам их бывший правитель Маркелов предоставил больше тем для разговоров: центр марийской столицы чуть ли не наполовину состоит из копий известных и не очень строений из других городов и стран. Один мой знакомый как-то пошутил, что Маркелов хотел поделиться с друзьями впечатлениями от своих поездок, но не смог осилить интерфейс инстаграма. Пришлось потратить весь бюджет республики на постройку того, что он видел за пределами Йошкар-Олы, в самом ее центре в натуральную величину.
Так в Йошке появились копии Спасской башни Московского Кремля, Царь-пушки и Храма Василия Блаженного, а также Итальянский парк, Архангельская слобода и — барабанная дробь — набережная Брюгге. С 2010 года берег реки Малая Кокшага украшает ансамбль домов во фламандском стиле. Здесь, как и в Саранске, население города разделилось на два лагеря: одни говорят, что это красиво, другие — что уродливее не бывает. Оставим эти споры эстетам: вне зависимости от ваших стилистических предпочтений, нельзя не согласиться, что такого нет больше нигде в России, и это как минимум странно, интересно и достойно посещения. Топонимика в этом районе тоже новая и амбициозная: Царьградская и Патриаршая площади, Кремлёвская улица.
Кстати, несмотря на столь значительный вклад Маркелова в развитие республики и ее имиджа, закончил он не очень хорошо. Резюмировать его настоящее положение можно заголовком из «Комсомолки»: «Арестованный экс-глава Марий Эл строил в Йошкар-Оле Венецию для любимой, а она сбежала в Лондон с другим».
Приезжие тревел-блогеры уделяют очень много внимания всем этим новостройкам и довольно мало — всему остальному. На самом деле в марийской столице есть и другие, менее очевидные достопримечательности. Стоит зайти в народный музей ГУЛАГа на Советской, понюхать сирень в уютном и бесплатном ботаническом саду, посмотреть на памятник Грейс Келли и князю Ренье у городского загса, который, видимо, символизирует любовь и семейное счастье.
Еще один неочевидный повод гордости местных жителей — мем «Йошкар-Ола — родина Йошкиного кота». Кот, как и Грейс Келли, заслужил памятник: в 2011 году на площади Ленина была установлена композиция — Йошкин кот сидит на скамейке. Кстати, ему принято тереть лапку на счастье. Через два года на соседнем проспекте Гагарина открылось кафе «Йошкина кошка», а рядом с ним поставили памятник и ей, и теперь у кота есть подруга. В честь вездесущего кота назвали и хостел «Йошкин кот» в сталинке на улице Лобачевского. Кстати, переночевать там можно всего за 450 рублей.
Стоит зайти в Национальный музей республики, только не перепутайте его с городским историческим, в котором, кроме старых фотографий, смотреть не на что. В Национальном же хорошая и подробная этнографическая экспозиция, чучела животных, много всего о марийском язычестве и трогательные картины в стиле этнического соцреализма.
География Йошки предельно проста: есть старый центр со сталинками, остатками купеческого модерна и резными избушками, новый центр, описанный выше, и всё остальное. Остальное — это частный сектор и панельные микрорайоны, названные либо номерами (Первый, Второй, Третий), либо прилагательными (Восточный, Спортивный, Прибрежный, Вашский, Оршанский). На краю города есть новый микрорайон с эпичным названием Интеграл. Советская топонимика перемежается марийским национальным компонентом: в городе есть бульвар Чавайна, улицы Йывана Кырли, Орая и Шкетана. Всё это — марийские литераторы.
Маленькая республика породила непропорционально большое количество писателей, поэтов и драматургов. В основном они писали на родном языке, но многое переведено на русский: советская власть не жалела денег на продвижение малых культур, языков и литератур, поэтому печатали и переводили очень многое.
Доходило до абсурда: в 1988 году правительство профинансировало печать одного короткого марийского стихотворения Сергея Чавайна о любви к природе в переводе на сорок пять языков — от абхазского до французского. Изданием столь экстравагантного фолианта марийцы отметили столетие со дня рождения любимого поэта. Марийскую прозу тоже стоит почитать — в интернете легко найти русскоязычное издание романа Шкетана «Эренгер» с несколькими рассказами в придачу. В этих произведениях кондовый ранний совок переплетается с древними верованиями, лесными духами, простым сельским бытом и историями любви и ревности.
Вообще, присутствие титульной нации здесь ощущается гораздо живее, чем в том же Саранске, хотя и мордвы в Мордовии, и марийцев в Марий Эл примерно по 40 %. В Йошке по-марийски дублируют не только названия улиц (это выглядит довольно бессмысленным — на табличках обычно что-то вроде «Советская улица / Советский урем»), но и вывески частных заведений: вы довольно быстро запомните, что магазин по-марийски — кевыт .
Певучую и немного шипящую марийскую речь нетрудно услышать на улице или в общественном транспорте. В самой Йошке марийцев не очень много — русские составляют больше двух третей населения, а еще есть татары и чуваши, но в селах республики живут в основном мари, которые часто ездят в город и говорят там на родном языке.
Марийские села — отдельная история. Среди широких полей, густых лесов и волжских разливов республики встречаются такие деревни, где до сих пор верят в бога Кугу-Юмо, духов утренней зари и других природных явлений, молятся в священных рощах и приносят жертвы языческим богам.
Это не современное неоязычество, а настоящая марийская традиционная религия, чудом сохранившаяся и пережившая волны полунасильственной христианизации народов России. Марийцев называют последними язычниками Европы, этим они известны и за рубежом. Про это можно посмотреть неплохой фильм «Небесные жены луговых мари», снятый по книге казанского писателя Дениса Осокина. Фильм, кстати, целиком на марийском языке, русские в нем только субтитры.
С духами, рощами и жертвами в марийских селах соседствуют заниженные «Жигули» и сельские дискотеки с bassboosted попсой на всё том же марийском языке и бодрыми сельчанами в вышитых рубахах и валенках. Под такой музон качаются не только старички, но и подростки — они же потом иногда под него и дерутся. Существует и марийский рэп, правда, мне удалось найти лишь одну композицию в этом жанре — «У марий рэп». «У» по-марийски — «новый», так что где-то, наверное, должен быть и марийский рэп старой школы.
Местным селам действительно стоит посвятить хотя бы денек, если вы окажетесь в Марий Эл. Республика в принципе небольшая, и доехать в любую ее точку не составит труда. Если будет пара свободных дней, можно съездить в районный центр Козьмодемьянск, где почему-то непропорционально больше исторической архитектуры, чем в Йошке, свой особый дореволюционно-купеческий шарм и хрущевки с рисунками и надписями, выложенными на стенах кирпичами. Летом в Кузьме — так этот город называют местные — проходит фестиваль сатиры и юмора «Бендериада». Остапа Бендера здесь уважают не меньше, чем в Элисте, где ему установлен памятник в окружении двенадцати стульев. Жители Кузьмы свято верят, что именно их город фигурирует в литературе под именем Васюков, где Бендер дал местным шахматистам сеанс одновременной игры.
Перед осмотром просторов региона стоит всё же закончить знакомство с его столицей. После прогулок по пряничному району Маркелова с мини-кремлем и «копией» Брюгге можно залечь на дно прямо там: сходить в цветочную кофейню Flobar или гастробар Kitchen с местным крафтовым пивом на Воскресенской набережной. Чуть дальше в сторону старой части центра есть хорошая и дешевая бургерная «Кетчуп».
Стоит попробовать и блюда марийской кухни — за звание самых известных ее представителей сражаются подкоголи и коман мелна . Подкоголи похожи на русские пельмени, но отличаются формой и более широким ассортиментом начинок (не только мясо — от ягод до щуки).
В уютном трактире «Теплая речка» в центре города ассорти из четырех видов подкоголей обойдется в 355 рублей. Там же предлагают и коман мелна, их еще называют трехслойными блинами. Они действительно состоят из трех тонких слоев: ржаной муки, овсяной муки и овсяной крупы или хлопьев. Есть и совсем аутентичные места, где подкоголями и блинами в душевной столовской атмосфере наслаждаются и местные жители, а не только туристы. Это, например, «Сандал» на Пролетарской и «Мари» на улице Подольских Курсантов. Местные, которым родная марийская кухня уже приелась, советуют сходить в «Манилофф». Несмотря на пафосное ресторанное название, там есть шаурма за 200 рублей, и она считается лучшей в городе.
Так и живет маленькая республика — единоросской эклектикой, подкоголями, юмором и жертвами языческим богам, а марийские старички ловят карасей в Малой Кокшаге, склонившись с удочками на краю набережной Брюгге. В общем, приезжайте в Марий Эл!
📹 Видео
СМЕХBOOK | Все работы хороши | Уральские пельмениСкачать
ТОП-30 русских слов, которые говорят НЕПРАВИЛЬНОСкачать
Вагнеровцы после обороны Бахмута #shortsСкачать
Уральские пельмени Семейка 30 серийСкачать
Увольнение из театра — Уральские Пельмени | Бубновый ТЮЗСкачать
Школьные подруги — Уральские Пельмени | Турники-разбойникиСкачать
Всё лето в шляпе — Уральские ПельмениСкачать
Уральские пельмени. От томата до заката (2011)Скачать
Азбука Уральских пельменей - Д, С, Ц | Уральские пельмениСкачать
СМЕХBOOK | Отдых это труд | Уральские пельмениСкачать
СМЕХBOOK | Не сельский час | Уральские пельмениСкачать
Почему лопаются пельмени при варке: не делайте эту ошибку!Скачать