- Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс
- Оглавление
- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- 4 класс. Развитие речи. Урок 6
- Что такое ключевое слово в тексте, и как его найти?
- Определение понятия
- Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»
- Как находить ключевые слова
- Находим ключевые слова на примере текста
- Составление опорного конспекта
- Ключевые слова – помощники поисковых систем
- 📹 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс
Популярная серия книг теперь в электронном виде. Тренажёр для работы с текстом. Пособие состоит из двух частей. В первой части содержится 30 работ. Каждая работа состоит из текста и 30 заданий к нему. К каждому тексту предлагаются разные уровни заданий различной сложности ( определить тему и идею текста, составить план, тестовые вопросы, вопросы по содержанию текста, требующие полного ответа, задания по русскому языку). Тренажёр развивает умение работать с текстом, дети учатся использовать полученную в тексте информацию при выполнении заданий. Во второй части книги содержатся тексты для проверки техники чтения. Пособие будет полезно учителям, родителям, гувернёрам, репетиторам, няням. Книга изменена и переработана.
Оглавление
- Часть 1. Работа с текстом
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Часть 1. Работа с текстом
Белый медведь живёт на Крайнем Севере, за полярным кругом, там, где вечные льды и снега, на островах Северного Ледовитого океана. Это животное считается самым крупным наземным хищником. Его вес достигает тонны, а длина тела может быть более двух метров.
Большую часть своей жизни белый медведь проводит в холодных водах океана, на огромных плавающих льдинах. Далеко на сушу он почти не заходит.
От холода его защищает густой мех, который в воде не намокает, а также толстый жировой слой под шерстью. Мех у медведя растёт даже на подушечках лап. Это помогает ему легко передвигаться по снегу и льду. Белый медведь прекрасно плавает, но ныряет не очень глубоко, потому что не может долго находиться под водой.
Любимая пища белого медведя — моржи, тюлени, и, конечно же, рыба.
В начале зимы у медведицы рождаются малюсенькие детёныши. Примерно три месяца медвежата находятся с мамой в берлоге и не покидают её. Их единственная пища в этот период жизни — мамино молоко. За это время малыши заметно подрастают и к весне полностью готовы к выходу во»взрослую»жизнь. Медведица начинает учить их добывать себе пищу, плавать, находить дорогу в свою снежную берлогу. Медвежата живут вместе с мамой около двух лет, а потом начинают самостоятельную жизнь.
Единственный враг белого медведя — это человек-охотник, который нападает на него. Сам же зверь на человека может напасть только, защищая своих детёнышей или свою добычу.
Можно сказать, что белого медведя заслуженно называют хозяином Арктики!
1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.
2. Определи тему текста.
3. Озаглавь текст.
4. Определи вид текста.
5. Определи стиль текста.
6. Составь план данного текста.
В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.
7. Где живут белые медведи?
б) на Крайнем Севере
в) в субтропиках
8. К какой группе животных относятся белые медведи?
9. Где белый медведь проводит большую часть жизни?
10. В какое время года у медведицы появляются детёныши?
11. Через какой промежуток времени медвежата начинают выходить из берлоги?
а) через 1 месяц
б) через 6 месяцев
в) через 3 месяца
12. Кто является главным врагом белого медведя?
б) охотничья собака
в) другие медведи
В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста
13. От__________ его защищает _______________, который в воде ___________, а также _____________________________________.
14. ______________ живут _____________________________, а потом ____________________.
15. Сам же зверь на ________________________________или __________________.
В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы.
16. Что защищает от холода белого медведя?
17. Почему белый медведь плохо ныряет?
18. Чем питается белый медведь?
19. Чем питаются медвежата в первые месяцы своей жизни?
20. Чему учит мама-медведица своих медвежат?
21. При каком условии белый медведь может напасть на человека?
22. Как называют белого медведя?
Выполни задания 23 — 30
23. Второе предложение второго абзаца разбери по членам.
24. Из первого предложения третьего абзаца выпиши все имена существительные. Укажи их склонение и падеж.
25. Из первого предложения первого абзаца выпиши имена существительные во множественном числе. Выписанные слова разбери по составу.
26. Из пятого абзаца выпиши все глаголы. Укажи их вид и время.
27. Выпиши из текста 3 слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Запиши для них проверочные слова.
28. Выпиши из текста 3 слова с парными по глухости — звонкости согласными звуками в корне слова. Запиши для них проверочные слова.
29. Выпиши из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Составь по два словосочетания с каждым из выписанных слов.
30. Укажи, чему равен вес медведя в килограммах.
Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Воспитывался сначала дома, а потом в пансионе Крюммера в Лифляндии и в погодинском пансионе в Москве.
В 1839 году Фет поступил в Московский университет, где начал писать стихи. А через два года вышел его первый поэтический сборник. Позже стихи Фета стали появляться и в журналах.
Стихотворение “На заре ты её не буди…”, было положено на музыку А. Е. Варламова и стало “почти народной песней”.
Громкая слава Фета началась со стихотворения “Шёпот сердца, уст дыханье…”, которое было опубликовано в 1850 году в журнале “Москвитянин”.
После окончания университета Фет служил в Кирасирском полку. А, выйдя в отставку, решил стать профессиональным литератором и занялся переводами. Однако, неспокойная общественная жизнь привела поэта к депрессии, и он оставил литературу, посвятив свою дальнейшую жизнь сельскому хозяйству. Фет купил хутор и за 17 лет превратил его в образцовое доходное хозяйство.
Последний взлёт творческой активности поэта пришёлся на 1877 год. Именно в это время появились один за другим четыре выпуска лирических стихотворений под общим названием “Вечерние огни”.
1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.
2. Определи тему текста.
3. Озаглавь текст.
4.Определи вид текста.
5. Определи стиль текста.
6. Составь план данного текста.
В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.
7. Выбери правильный вариант ответа:
Афанасий Афанасьевич Фет воспитывался:
б) в доме своей бабушки
в) в доме своего дяди
8. Какое стихотворение Фета было положено на музыку?
a) « Шёпот сердца, уст дыханье…»
в) «На заре ты её не буди…»
9. Чему посвятил свою жизнь Фет, оставив литературу?
б) сельскому хозяйству
10. Какое стихотворение принесло Фету громкую славу?
а) «Шёпот сердца, уст дыханье…»
б) «На заре ты её не буди…»
11. Чем занялся Фет, выйдя в отставку?
в) писал пьесы для театра
12. Когда Фет начал писать стихи?
в) когда учился в институте
В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста.
13. Афанасий Афанасьевич Фет ______________________________Орловской губернии.
14. В _________Фет___________________, где начал __________________.
15. А, выйдя в отставку, _____________________________________________.
В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы.
16. Где родился А. А. Фет?
17. Где воспитывался А. А. Фет?
18. Когда А. А. Фет начал писать стихи?
19. Где служил А. А. Фет?
20. Чем занимался А.А. Фет, оставив литературу?
21. Что такое «Вечерние огни»?
22. Где и когда было опубликовано стихотворение «На заре ты её не буди…»?
Выполни задания 23 — 30
23. Первое предложение пятого абзаца разбери по членам. Выпиши из него все возможные словосочетания.
24. Выпиши из первого абзаца все имена собственные. Определи их часть речи, склонение и падеж.
25. Выпиши из текста три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Разбери слова по составу. Запиши проверочные слова.
26. Выпиши из текста три слова с парным по глухости — звонкости согласным звуком в корне слова. Раздели слова для переноса. Запиши проверочные слова.
27. Выпиши из текста три глагола. Определи их вид, спряжение и время.
28. Выпиши из текста слова с удвоенной согласной. Раздели слова на слоги.
29. Выпиши из текста три имени существительных, которые относятся к I склонению.
30. Посчитай, сколько лет было А.А. Фету, когда он поступил в Московский университет.
Белорусская народная сказка
Гуляли по полю два мороза, два родных брата — мороз Синий-нос и мороз Красный-нос.
Гуляют-погуливают морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая, светлая. Просторно морозам на воле.
А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили и давай по крышам стрелять!
— Эге, — говорит мороз Синий-нос, — все попрятались, боятся на двор вылезть.
— Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху, — отвечает мороз Красный-нос.
Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается.
— Погоди-ка, брат, — сказал мороз Красный-нос. — Давай побежим с тобой на дорогу в поле.
И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают.
Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою.
В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит.
— Ну, погодите-ка, — говорит мороз Синий-нос. — Ты беги за мужиком, а я за паном.
И побежали они путников морозить.
Долго бежал мороз Синий-нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А мороз Синий-нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил.
А мороз Красный-нос догнал селянина и давай его морозить.
— Эге, мороз не шутит, — говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало.
–Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.
Заехал человек в лес. А мороз Красный-нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.
Сделал кожух белым как снег.
Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз.
— Эге, братец, да ты здесь?
Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил мороз Красный-нос и прямо в лес.
Рассердился мороз Красный-нос на селянина, но ничего с ним поделать не может.
1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.
2. Определи тему текста.
3. Определи идею текста.
4. Определи вид текста.
5. Определи стиль текста.
6. Составь план данного текста.
В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.
7. Кто гулял по лесу?
8. Кто с утра начал выходить из хат?
9. За кем побежал мороз Синий — нос?
в) за другим морозом
10. Заморозил ли мороз Синий — нос пана?
11. Заморозил ли мороз Красный-нос мужика?
12. Что делал мужик, чтобы не замерзнуть?
В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста
13. Гуляли по полю_________________, два родных брата — _____________________________________________________________________.
перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили ______________________________________________________.
15. Взял _________________да как стал молотить — _________________________________________________________и прямо в лес.
В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы
16. Чем занимались два мороза в лесу?
17. Зачем они пошли на дорогу?
18. Почему морозу Синему-носу легко удалось заморозить пана?
19. Как мужику удалось спастись т мороза, когда остановились сани?
20. Почему мужик разделся в лесу?
21. Зачем мужик стал бить тулуп?
22. Почему морозу Красному-носу не удалось заморозить мужика?
Выполни задания 23 — 30
23. Из первого предложения выпиши все возможные словосочетания.
24. Второе предложение разбери по членам.
25. Из третьего абзаца выпиши три глагола. Определи их время и число.
26. Выпиши из текста два предложения с однородными членами.
27. Выпиши из текста три глагола совершенного вида.
28. Выпиши из текста слово с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Придумай и запиши два однокоренных слова. Разбери слова по составу.
29. Выпиши из текста три имени существительных, относящихся ко второму склонению. Определи их падеж.
30. В фольклоре какой страны есть похожая сказка с таким же названием?
Люди очень давно узнали о полезных свойствах разных растений, и с тех пор активно использовали и используют их для своих нужд. Например, съедобные корешки ели, из толстых прочных стеблей плели верёвки, соками некоторых растений лечились, ядовитый сок растений использовали для охоты и т. д.
Со временем люди стали специально выращивать нужные им растения: сеять, пропалывать, поливать, рыхлить, удобрять, собирать богатый урожай. Таким образом, благодаря труду, появились культурные растения.
Все культурные растения делятся на группы. К первой относятся зерновые и злаки: пшеница, рис, кукуруза и другие.
Ко второй группе относятся бобовые. Это горох и фасоль.
Следующая группа — бахчевые и овощные растения: томаты, огурцы, капуста, лук, морковь, свекла, арбузы, дыни и т. д.
Ещё одна группа — плодовые растения. К ним относят яблони, вишни, груши, смородину, сливу, малину и другие.
В особую группу выделяют картофель, который играет важную роль в жизни людей. Он очень богат крахмалом.
Подсолнечник и маслины — это растения, из которых человек получает пищевые и технические масла.
Есть растения, из которых делают ткани. Например, лён и хлопок.
Но не все культурные растения могут расти в нашем климате. Виноград, персики, цитрусовые — это растения субтропиков, а бананы, ананасы, кокосы, манго — растут в тропиках.
Многие культурные растения, без которых сейчас трудно представить нашу жизнь, были привезены путешественниками с других континентов и поначалу использовались не по назначению. Например, картофель не ели, а его цветами знатные дамы украшали свои наряды и причёски. А помидоры считали ядовитыми и выпалывали с грядок.
1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.
2. Определи тему текста.
3. Озаглавь текст.
4. Определи вид текста.
5. Определи стиль текста.
6. Составь план данного текста.
В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.
7. Благодаря чему появились культурные растения?
а) благодаря учёным
б) благодаря труду
в) они появились случайно
8. Какие растения относятся ко второй группе культурных растений?
9. Какое растение не относятся к плодовым?
10. Какое растение выделяют в особую группу?
11. Какое растение не растет в субтропиках?
12. Какое растение считалось ядовитым?
В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста
13. Люди очень давно______________________________, и с тех пор активно использовали и используют _______________________.
14. Со временем______________________________: сеять, пропалывать, поливать, рыхлить, ____________________________.
15. Все ___________________________ делятся на группы.
В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы
16. Что такое культурные растения?
17. Из каких растений человек получает масла?
18. Из каких растений человек получает ткани?
19. Какие растения относятся к бахчевым?
20. На какие группы делят культурные растения?
21. Откуда в нашей стране появились растения, изначально не растущие в нашей стране?
22. Как знатные дамы использовали картофель?
Выполни задания 23 — 30
23. Из первого предложения выпиши все возможные словосочетания.
24. Первое предложение третьего абзаца разбери по членам.
25. Из второго абзаца выпиши три глагола в начальной форме. Разбери их по составу.
26. Выпиши из текста два предложения с однородными членами.
27. Выпиши из текста три глагола несовершенного вида.
28. Выпиши из текста слово с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Придумай и запиши два однокоренных слова. Разбери слова по составу.
29. Выпиши из текста три имени существительных, относящихся ко второму склонению. Определи их падеж.
30. Какие климатические зоны ты знаешь?
Одним из самых известных государств, зародившихся в древности, является Римская империя. Название это связано с именем его основателя — Ромулом. В истории не сохранилось достоверных данных о том, как же появился Древний Рим. Но существует такая легенда.
Очень давно в небольшом государстве правил царь Нумитор. При помощи военного переворота его место занял младший брат Амулий. Чтобы родственники Нумитора не смогли в будущем ему помешать, Амулий приказал убить сына Нумитора, а дочь сделать навсегда служительницей богини Весты — богини домашнего очага. По законам того времени служительницы этой богини были должны всегда находиться в храме, поддерживать огонь. Им было запрещено выходить замуж и иметь детей. Но вскоре у дочери Нумитора родились два мальчика-близнеца. По легенде их отцом был бог Марс.
Тогда Амулий издал приказ казнить женщину, а её детей бросить в реку. Слуга, которому было велено утопить близнецов просто оставил их на берегу. Малыши проголодались и заплакали, их услышала волчица. Она выкормила их, а потом мальчиков взял к себе пастух и воспитал как своих детей. Пастух назвал детей Ромул и Рем. Когда они стали взрослыми, то узнали тайну своего рождения и решили вернуть престол своему деду — Нумитору.
Братья сделали задуманное, убив Амулия, но оставаться жить в том городе не захотели. Они основали новый город, но не смогли договориться, как же его назвать. Каждый хотел назвать его своим именем. В порыве гнева Ромул убил своего брата. Потом он назвал город Римом и стал его первым правителем.
В легенде сказано, что эти события произошли в 375 году до н. э. Вот уже более 2000 лет существует город Рим, за это его называют»вечным городом».
1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Видео:4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать
4 класс. Развитие речи. Урок 6
Практическое задание к уроку 6 по развитию речи в 4 классе.
Работа с текстом
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны. Они освежены холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
1. Прочитай текст.
2. Определи тему текста. Найди ключевые слова и словосочетания, которые раскрывают тему.
Тема: Глубокая осень.
Ключевые слова: глубокая осень; низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны сады, рощи и леса; всё видно насквозь, деревья облетели; увядшие листья; холодным воздухом, мелкими дождями и влажными туманами; у стлана земля листьями; листья жёсткие и хрупкие в морозы.
3. Определи тип текста. Как ты думаешь, текст Сергея Аксакова – это описание осеннего леса или повествование о каких-то событиях из жизни леса?
Описание. Это описание осеннего леса.
4. Используя текст, допиши недостающие в схеме слова.
⇒ берёзы увядшие и желтоватые.
листья ⇒ в сырую погоду мягкие и пухлые.
⇒ в морозы жёсткие и хрупкие.
5. Выпиши из первого абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.
Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
6. Запиши, с чем сравнивает автор мелкие осенние дожди.
Мелкие, как пар, дожди.
7. Составь словосочетания, используя текст.
ели (какие?) — помолодевшие
туманами (какими?) — влажными
(какими?) — ночными
вскакивают (от чего?) от шороха
8. Образуй из двух слов одно. Выдели корни в словах.
9. Спиши предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Разбери предложение по членам и частям речи.
По синему небу проплывают ни з кие т я жёлые о блака.
10. Впиши в клеточки имена прилагательные, используемые автором в тексте.
Листья разных цветов
Р А З Н О Ц В Е Т Н Ы Е
Листья светло-жёлтого цвета
Ж Е Л Т О В А Т Ы Е
Куда не проникал глаз…
Ч Е Л О В Е Ч Е С К И Й
11. Какая часть текста подтверждает, что рассказчик — хороший охотник?
Последняя часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник. Он наблюдательный человек.
12. Можно ли из текста понять, какой воздух в осеннем лесу? Какое там освещение? Какие краски?
Воздух холодный, прозрачный. Лес освещён лучами осеннего солнца. Краски осеннего леса: “желтоватые листья, блистающие золотом”, “яркая… красноватая сеть берёзовых ветвей”, вечнозелёные ели и сосны, “устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями”.
13. С каким живописным произведением можно сравнить этот текст: с пейзажем, с портретом, с натюрмортом?
14. Объясни значение слова «глубокая» (осень) в первом предложении.
Глубокая (осень) — поздняя.
15. Отметьте правильный ответ. Буква о пропущена в словах группы :
1) …сень, …блака;
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое ключевое слово в тексте, и как его найти?
Для тех, кто работает с текстом, очень важно находить в нём ключевые слова. Что такое ключевое слово в тексте? Давайте разбираться.
Видео:Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
Определение понятия
Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст – это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке.
Если они найдены и расположены правильно, то смысл текста будет ясен и понятен.
Видео:Как определить ключевые слова в тексте?Скачать
Опорные слова в сказке «Курочка Ряба»
Возьмём в качестве примера самый известный текст – сказку «Курочка Ряба». В каждом предложении присутствуют ключевые слова:
- дед и баба;
- курочка Ряба;
- яичко;
- золотое
- не разбили;
- мышка;
- разбилось;
- плачут;
- снесу простое.
По этим опорным фрагментам легко восстанавливается весь текст.
Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать
Как находить ключевые слова
Что такое ключевое слово в тексте? Обычно оно является главным членом предложения, ну хотя бы одно из них. Если выбирать ключевое слово из основы, то выбрать рекомендуется то, которое связано с последующим контекстом. Обычно и второстепенные члены избираются в роли опорных по этому принципу – по связи со следующим предложением.
Видео:Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать
Находим ключевые слова на примере текста
Обратимся к конкретному примеру и найдём в нём опорные слова:
1) Совесть вдруг пропала. 2) Ещё недавно она мелькала там или сям, и вдруг исчезла. 3) Улеглись внутренняя смута и некое вечное беспокойство души, которые вечно бередила и тревожила совесть одним только своим присутствием. 3) Стало свободнее и как-то раздольнее. 4) Люди, выбравшись от ига совести, вздохнули с облегчением, поспешили воспользоваться плодами безнадзорности. 5) Они остервенились: начались грабежи и разбои, обман и мошенничество. 6) В итоге воцарилось всеобщий хаос и разорение. (По М.Е.Салтыкову-Щедрину)
Итак, нам предстоит поиск ключевых слов в тексте, и мы выпишем части основ предложений или целиком основы:
3) улеглись смута и беспокойство;
4) стало свободнее;
5) люди поспешили воспользоваться;
7) хаос и разорение.
Чтобы проверить правильность выполненной работы, нужно попробовать по этим словам восстановить текст. Попробуйте это сделать, если вам удастся, значит, с задачей мы справились успешно.
Видео:Русский язык 4 класс. Словосочетание. Карбук Н.В.Скачать
Составление опорного конспекта
Когда нам известно, что такое ключевое слово в тексте, можно использовать это знание в процессе составления опорного конспекта. Возьмём для тренировки лёгкий текст-описание:
Ночь накинула своё покрывало над осенним лесом. В нём воцарились тишина и покой. Примолкли в тишине деревья. Они кажутся напуганными. Изредка с тихим шелестом падает одинокий листок. Молочно-белый туман оторвался от озера и поплыл на край леса.
И вдруг налетел ветерок. Он ободряюще потрепал верхушки деревьев и разогнал туман. А потом умчался озорник навстречу рассвету.
На небе блистают звёздочки, придавая картине ночи таинственность и великолепие.
Вот и рассвет! Пробудился мир от сна. Лес зашевелился, встрепенулся и потянулся навстречу солнцу с радостью и восторгом.
Составить опорный конспект – найти в тексте ключевые слова
Яркие выражения текста, которые необходимо сохранить при пересказе текста, но они не являются ключевыми.
- Ночь.
- Тишина и покой.
- Деревья примолкли.
- Напуганными.
- Падает листок.
- Туман поплыл.
- Рассвет.
- Лес с радостью.
Если перед нами стоит задача – написать изложение, то, записав при первом чтении левую часть листа (опорный конспект), а при повторном – правую часть (яркие выражения), легко с этой задачей можем справиться.
Видео:4 класс. Русский язык. Словосочетание. СогласованиеСкачать
Ключевые слова – помощники поисковых систем
В наше время понятие «ключевые слова» имеют ещё одно значение – это то, что является содержанием сайта и что ищут поисковики. Например, я продавец сковородок, и у меня есть интернет-магазин. На своей странице размещаю текст, в котором несколько раз употребляю это слово. Человек, который хочет купить сковороду, введёт в строку поиска название этого предмета, и выйдет мой сайт.
При этом нужно учитывать плотность ключевых слов в тексте. Если она слишком большая, почти в каждом предложении, поисковая система сочтёт сайт заспамленным и не выведет его в числе первых результатов.
Давайте проведём практическое занятие и попробуем найти ключевые слова в статье из какого-нибудь сайта, например, в таком:
Это путешествие изменило мою жизнь! Алтай – это поистине сказочное место! Оно раскрывает в человеке скрытые возможности, о которых он сам даже не догадывался! Каждый день пребывания здесь насыщен событиями: что ни день, то новые впечатления. Приезжаешь на новое место и думаешь: вот оно, самое прекрасное место Алтая! А через полчаса ты в другой точке, которая ещё краше, ещё великолепнее!
Отдельно хочется поблагодарить Александра, нашего гида, проводника и просто специалиста с большой буквы. Он смог заразить нас любовью к Алтаю, и теперь мы словно все родственники, объединённые одной связью – привязанностью к этому волшебному месту. Хотя уже все далеко друг от друга, но переписываемся и общаемся, вспоминая эту прекрасную сказку, имя которой Алтай!
Вот мы и разобрались, что такое ключевое слово в тексте. Без него невозможно представить себе связное высказывание, как видите.
📹 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№11 - Ключевые слова. Сочинение-рассказ.)Скачать
Найди и подчеркни грамматическую основу предложенияСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№25 - Однозначные и многозначные слова. Словари русского языка.)Скачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать