Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Русский язык 1 класс учебник Канакина страница 40
? Ответы к странице 40. Русский язык 1 класс учебник. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Посмотри на схемы слов. Объясни, чем они различаются.
Почему в последней схеме нет знака ударения? Подбери слова к каждой схеме. Напиши их.
Представленные схемы слов различаются количеством слогов и слогами, на которые падает ударение.
В последней схеме нет знака ударения, потому что в том слове один слог. Если в слове один слог, ударение не ставится.
Прочитай выразительно народную песенку.
Когда люди исполняли эту песенку? К кому они обращались с речью?
Произнеси слова-названия птиц с интонацией обращения: позови жаворонков. Чувствуешь, что при произнесении слов жаворонки, жавороночки голос повышается на ударном слоге?
Люди исполняли эту песню весной. С речью они обращались к жаворонкам.
Видео:Как составить звуковую схему слова (до изучения букв)Скачать
Как научить младшего школьника составлять схемы слов?
Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.
Видео:Звуковая схема слова 1 класс. Как составить звуковую схему слова?Скачать
Это слово или предложение?
Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.
Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.
Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Слог и ударение
Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.
Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.
Видео:Звуковая схема слова по программе "Школа России"Скачать
Звуковые схемы слов
Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие — деление слова на слоги.
Второй этап — определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего — после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за «немыми» буквами ъ, ь.
Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным — прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя — гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.
Видео:Звуковые схемыСкачать
Состав слова
Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.
Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:
- Напиши слово.
- Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
- Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
- Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
- Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
- Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.
Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Учимся думать
Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах «мячик», «лучик»), приставки (-у- в прилагательных «утренний», «узкий»). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.
Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?
Составление схемы слова — достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Логопедические игры «Подбери схему к слову. Подбери слово к схеме»
Ирина Гурова
Логопедические игры «Подбери схему к слову. Подбери слово к схеме»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие навыков позиционного звукового анализа. Игра предназначена для воспитанников средней и старшей группы. Для её изготовления использованы вырезанные и наклеенные на цветной и белый картон картинки с изображением сказочных персонажей. А вырезаны эти персонажи из старых упаковок от цветного, белого картона и бумаги. Схемы, картинки, окошки для них, буквы, распечатаны на принтере и наклеены на картон. Часть картинок – из старых запасов. Конвертики для картинок и букв сделаны из цветного картона. Картинки подобраны, в основном, на те звуки и буквы, которые наиболее часто требуют постановки (звуки позднего онтогенеза, а также гласные. Но при необходимости можно использовать в игре материал и на звуки раннего онтогенеза (картинок для этого достаточно).
Материал получился ярким и привлекательным для детей, поэтому создаваемая на занятиях игровая ситуация с его использованием способствует более эффективному достижению нужной цели.
Задачи:
— Закреплять умение выделять звук на фоне слова (определять наличие заданного звука в слове).
— Упражнять в умении подбирать нужную схему к картинке (в соответствии с позицией заданного звука в слове).
— Формировать умение подбирать соответствующую картинку к имеющейся звуковой схеме (по месту заданного звука).
— Закреплять умение узнавать буквы.
— Продолжать развивать пространственные представления, мыслительные способности, слуховое и зрительное внимание.
— Способствовать развитию пальчиковой моторики (точности движений пальцев рук при выкладывании картинок и схем).
— Упражнять в умении использовать в речи полное предложение с предлогом «в».
Материал для игры: карточки с игровыми персонажами, пустыми окошками для картинок и схем; конверты с картинками, включающими разные звуки; буквы.
Варианты игр и игровых упражнений
В индивидуальной работе
1. «Подбери схему к слову»
Игру можно проводить по-разному, например, с использованием одной карточки или нескольких, в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. Логопед предлагает ребёнку «помочь» щенку (котёнку, мышонку и др.) научиться узнавать, где находится заданный звук в слове и подобрать соответствующие схемы. Заранее можно взять соответствующую букву и положить её на карточку к сказочному персонажу. Затем в пустые окошки выкладываются картинки с заданным звуком. Задача ребёнка – найти нужные схемы, положить их под картинками и рассказать, где находится заданный звук в словах. Перед этим игровым упражнением можно дать ребёнку дополнительное задание: самостоятельно найти картинки с соответствующим звуком и нужную букву. Возможен и такой вариант: определить общий звук в словах – названиях предложенных логопедом картинок.
Если использована только одна карточка, то игра может повториться несколько раз.
2. «Подбери слово к схеме»
Эту игру, как и предыдущую, тоже можно провести по-разному. Задача ребёнка тут посложнее. Логопед создаёт игровую ситуацию, например, сообщает ребёнку, что щенок (котёнок, мышонок и т. д.) уже выбрал (выбрали) себе схемы слов, но у них никак не получается подобрать нужные картинки и предлагает научить их (найти картинки и рассказать о том, где находится звук в словах).
В подгрупповой работе
Материал игры можно использовать и на подгрупповых логопедических занятиях в форме разнообразных игр и игровых упражнений как в организационном моменте (то есть в начале занятия) для закрепления разных звуков и букв, так и в основной части, посвятив его конкретному звуку или дифференцируемым звукам. В этом случае нужно продуманно отнестись к подбору игрового материала для каждого ребёнка. Вот несколько примеров.
1) Лото «Подбери картинку и схему»
У каждого ребёнка – карточка с игровым персонажем, и, с уже заданной, имеющейся на ней буквой.
1. Логопед показывает детям картинку (называет её в случае необходимости). Ребёнок, который собирает картинки с данным звуком, чётко называет эту картинку и кладёт в пустое окошечко на своей карте, объясняя: «В слове арбуз есть звук «А». и т. д. и т. п.
2. После того, как все окошки на картах оказываются заполненными, начинается второй этап игры – по подбору схем к картинкам. Логопед показывает схему «Не зевай – быстро схему подбирай». Одна и та же схема может понадобиться сразу не одному ребёнку, а получает её тот, кто первый нашёл ей место и ответил предложением: «В слове арбуз звук «а» находится в начале». Победителем оказывается тот, кто первый закрыл все пустые окошки на своей карте.
2) «Один, два, три – схему покажи (принеси)»
Дети сидят за столами. У каждого ребёнка имеется набор схем. Логопед выбирает одну из карт с изображением игрового персонажа и сам выкладывает картинку в пустое окошко. Соответствующая буква может находиться рядом, если это нужно на данном занятии. Сказочный герой «просит» детей помочь угадать место звука в слове и показать нужную схему. По сигналу: «Раз-два-три» — схему покажи», дети поднимают схему. Один ребёнок приносит её и располагает на карте.
3)«Один, два, три – картинки подбери (принеси)»
Этот вариант игры можно провести, как и предыдущий, но для разнообразия можно устроить и работу в командах. Например, для каждой команды (для детей, сидящих за одним столом, логопед подбирает карту с героем и с заданными схемами на определённый звук. А дети по сигналу «Один, два, три – картинки подбери» выполняют задание. Причём, картинки могут лежать рядом, но можно положить их и на общий стол. В этом случае дети будут перемещаться в пространстве.
В процессе работы всегда может возникнуть ещё множество интересных вариантов использования уже имеющегося игрового материала. А иногда сами дети предлагают свои творческие идеи.
Дидактическая игра «Подбери перышко» Цель. Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. Методика проведения Перед.
Дидактическая игра «Подбери по цвету» Купила в магазине книжку: И возникла идея дидактической игры «Подбери по цвету», наклейки наклеила на пластиковые крышки от сока и лимонада,.
Дидактическая игра по сказкам «Подбери схему» для детей от 4,5 лет Материал: Иллюстрации сказок, где присутствуют персонажи расположенные или на переднем плане, или один на переднем плане, другой на заднем.
ДИ «Подбери листок к дереву» Составила: педагог-психолог Бажанова Ольга Александровна МБДОУ «Детский сад №3» г. Михайловск Дидактическая игра: «Подбери листок к дереву».
Дидактические игры по ФЦКМ для старшей группы «Подбери игрушку. Подбери фигуру. Назови и сосчитай» «Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. Содержание.
Дидактические игры своими руками «Подбери по цвету» Дидактическая игра «Подбери по цвету» Цель:Развитие сенсорного восприятия Задачи:1. Развивать умение различать и называть основные цвета.
Мастер-класс по изготовлению игры «Подбери такой же цвет». Мастер-класс по изготовлению игры «Подбери такой же цвет». Цель:- Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению.
Настольная игра «Подбери ключики к замочкам». Изготовление игры своими руками Цель: — способствует развитию самостоятельности — совершенствует зрительно-моторную координацию — развивает мелкую моторику, логику и мышление.
Настольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?» В группе для игр с детьми я подготовила много настольно-печатных игр. Настольно — печатные игры — интересное занятие для детей. Сегодня.
Прием-игра «Подбери к образцу» Основные этапы формирования представлений о форме, цвете и др. : 1) подбор к образцу 2) выбор: с образцом с образцом,.
📸 Видео
Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слогСкачать
Помогатор 1 Составление и чтение звуковых схем 1 классСкачать
Ударение Вспомогательный урокСкачать
Видеоурок 2. Слово, слог, ударение. Чтение 1 классСкачать
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать
Звуковые схемыСкачать
Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать
Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать
Ударные и безударные гласныеСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать