Подбираем к схеме ударение

Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Русский язык 1 класс учебник Канакина страница 40

? Ответы к странице 40. Русский язык 1 класс учебник. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Посмотри на схемы слов. Объясни, чем они различаются.

Подбираем к схеме ударение

Почему в последней схеме нет знака ударения? Подбери слова к каждой схеме. Напиши их.

Представленные схемы слов различаются количеством слогов и слогами, на которые падает ударение.

В последней схеме нет знака ударения, потому что в том слове один слог. Если в слове один слог, ударение не ставится.

Подбираем к схеме ударение

Прочитай выразительно народную песенку.

Подбираем к схеме ударение

Когда люди исполняли эту песенку? К кому они обращались с речью?

Произнеси слова-названия птиц с интонацией обращения: позови жаворонков. Чувствуешь, что при произнесении слов жаворонки, жавороночки голос повышается на ударном слоге?

Люди исполняли эту песню весной. С речью они обращались к жаворонкам.

Видео:Как составить звуковую схему слова (до изучения букв)Скачать

Как составить звуковую схему слова (до изучения букв)

Как научить младшего школьника составлять схемы слов?

Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей.

Видео:Звуковая схема слова 1 класс. Как составить звуковую схему слова?Скачать

Звуковая схема слова 1 класс. Как составить звуковую схему слова?

Это слово или предложение?

Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений.

Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово — это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль.

Подбираем к схеме ударение

Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза «Ворона сидит на заборе» будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете «ворона, сидеть, забор» — то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Подбираем к схеме ударение

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Видео:Звуковая схема слова по программе "Школа России"Скачать

Звуковая схема слова по программе "Школа России"

Звуковые схемы слов

Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие — деление слова на слоги.

Второй этап — определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего — после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за «немыми» буквами ъ, ь.

Подбираем к схеме ударение

Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным — прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя — гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой.

Видео:Звуковые схемыСкачать

Звуковые схемы

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения.

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

Подбираем к схеме ударение

Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Учимся думать

Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах «мячик», «лучик»), приставки (-у- в прилагательных «утренний», «узкий»). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания.

Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим?

Составление схемы слова — достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены.

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Логопедические игры «Подбери схему к слову. Подбери слово к схеме»

Подбираем к схеме ударение Ирина Гурова
Логопедические игры «Подбери схему к слову. Подбери слово к схеме»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие навыков позиционного звукового анализа. Игра предназначена для воспитанников средней и старшей группы. Для её изготовления использованы вырезанные и наклеенные на цветной и белый картон картинки с изображением сказочных персонажей. А вырезаны эти персонажи из старых упаковок от цветного, белого картона и бумаги. Схемы, картинки, окошки для них, буквы, распечатаны на принтере и наклеены на картон. Часть картинок – из старых запасов. Конвертики для картинок и букв сделаны из цветного картона. Картинки подобраны, в основном, на те звуки и буквы, которые наиболее часто требуют постановки (звуки позднего онтогенеза, а также гласные. Но при необходимости можно использовать в игре материал и на звуки раннего онтогенеза (картинок для этого достаточно).

Материал получился ярким и привлекательным для детей, поэтому создаваемая на занятиях игровая ситуация с его использованием способствует более эффективному достижению нужной цели.

Подбираем к схеме ударение

Задачи:

— Закреплять умение выделять звук на фоне слова (определять наличие заданного звука в слове).

— Упражнять в умении подбирать нужную схему к картинке (в соответствии с позицией заданного звука в слове).

— Формировать умение подбирать соответствующую картинку к имеющейся звуковой схеме (по месту заданного звука).

— Закреплять умение узнавать буквы.

— Продолжать развивать пространственные представления, мыслительные способности, слуховое и зрительное внимание.

— Способствовать развитию пальчиковой моторики (точности движений пальцев рук при выкладывании картинок и схем).

— Упражнять в умении использовать в речи полное предложение с предлогом «в».

Материал для игры: карточки с игровыми персонажами, пустыми окошками для картинок и схем; конверты с картинками, включающими разные звуки; буквы.

Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение

Варианты игр и игровых упражнений

В индивидуальной работе

1. «Подбери схему к слову»

Игру можно проводить по-разному, например, с использованием одной карточки или нескольких, в зависимости от возраста и возможностей ребёнка. Логопед предлагает ребёнку «помочь» щенку (котёнку, мышонку и др.) научиться узнавать, где находится заданный звук в слове и подобрать соответствующие схемы. Заранее можно взять соответствующую букву и положить её на карточку к сказочному персонажу. Затем в пустые окошки выкладываются картинки с заданным звуком. Задача ребёнка – найти нужные схемы, положить их под картинками и рассказать, где находится заданный звук в словах. Перед этим игровым упражнением можно дать ребёнку дополнительное задание: самостоятельно найти картинки с соответствующим звуком и нужную букву. Возможен и такой вариант: определить общий звук в словах – названиях предложенных логопедом картинок.

Если использована только одна карточка, то игра может повториться несколько раз.

Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение

2. «Подбери слово к схеме»

Эту игру, как и предыдущую, тоже можно провести по-разному. Задача ребёнка тут посложнее. Логопед создаёт игровую ситуацию, например, сообщает ребёнку, что щенок (котёнок, мышонок и т. д.) уже выбрал (выбрали) себе схемы слов, но у них никак не получается подобрать нужные картинки и предлагает научить их (найти картинки и рассказать о том, где находится звук в словах).

Подбираем к схеме ударение Подбираем к схеме ударение

В подгрупповой работе

Материал игры можно использовать и на подгрупповых логопедических занятиях в форме разнообразных игр и игровых упражнений как в организационном моменте (то есть в начале занятия) для закрепления разных звуков и букв, так и в основной части, посвятив его конкретному звуку или дифференцируемым звукам. В этом случае нужно продуманно отнестись к подбору игрового материала для каждого ребёнка. Вот несколько примеров.

1) Лото «Подбери картинку и схему»

У каждого ребёнка – карточка с игровым персонажем, и, с уже заданной, имеющейся на ней буквой.

1. Логопед показывает детям картинку (называет её в случае необходимости). Ребёнок, который собирает картинки с данным звуком, чётко называет эту картинку и кладёт в пустое окошечко на своей карте, объясняя: «В слове арбуз есть звук «А». и т. д. и т. п.

2. После того, как все окошки на картах оказываются заполненными, начинается второй этап игры – по подбору схем к картинкам. Логопед показывает схему «Не зевай – быстро схему подбирай». Одна и та же схема может понадобиться сразу не одному ребёнку, а получает её тот, кто первый нашёл ей место и ответил предложением: «В слове арбуз звук «а» находится в начале». Победителем оказывается тот, кто первый закрыл все пустые окошки на своей карте.

Подбираем к схеме ударение

2) «Один, два, три – схему покажи (принеси)»

Дети сидят за столами. У каждого ребёнка имеется набор схем. Логопед выбирает одну из карт с изображением игрового персонажа и сам выкладывает картинку в пустое окошко. Соответствующая буква может находиться рядом, если это нужно на данном занятии. Сказочный герой «просит» детей помочь угадать место звука в слове и показать нужную схему. По сигналу: «Раз-два-три» — схему покажи», дети поднимают схему. Один ребёнок приносит её и располагает на карте.

3)«Один, два, три – картинки подбери (принеси)»

Этот вариант игры можно провести, как и предыдущий, но для разнообразия можно устроить и работу в командах. Например, для каждой команды (для детей, сидящих за одним столом, логопед подбирает карту с героем и с заданными схемами на определённый звук. А дети по сигналу «Один, два, три – картинки подбери» выполняют задание. Причём, картинки могут лежать рядом, но можно положить их и на общий стол. В этом случае дети будут перемещаться в пространстве.

В процессе работы всегда может возникнуть ещё множество интересных вариантов использования уже имеющегося игрового материала. А иногда сами дети предлагают свои творческие идеи.

Подбираем к схеме ударение

Дидактическая игра «Подбери перышко» Цель. Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем. Методика проведения Перед.

Подбираем к схеме ударениеДидактическая игра «Подбери по цвету» Купила в магазине книжку: И возникла идея дидактической игры «Подбери по цвету», наклейки наклеила на пластиковые крышки от сока и лимонада,.

Подбираем к схеме ударениеДидактическая игра по сказкам «Подбери схему» для детей от 4,5 лет Материал: Иллюстрации сказок, где присутствуют персонажи расположенные или на переднем плане, или один на переднем плане, другой на заднем.

Подбираем к схеме ударениеДИ «Подбери листок к дереву» Составила: педагог-психолог Бажанова Ольга Александровна МБДОУ «Детский сад №3» г. Михайловск Дидактическая игра: «Подбери листок к дереву».

Дидактические игры по ФЦКМ для старшей группы «Подбери игрушку. Подбери фигуру. Назови и сосчитай» «Подбери игрушку» Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек. Содержание.

Подбираем к схеме ударениеДидактические игры своими руками «Подбери по цвету» Дидактическая игра «Подбери по цвету» Цель:Развитие сенсорного восприятия Задачи:1. Развивать умение различать и называть основные цвета.

Подбираем к схеме ударениеМастер-класс по изготовлению игры «Подбери такой же цвет». Мастер-класс по изготовлению игры «Подбери такой же цвет». Цель:- Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению.

Подбираем к схеме ударениеНастольная игра «Подбери ключики к замочкам». Изготовление игры своими руками Цель: — способствует развитию самостоятельности — совершенствует зрительно-моторную координацию — развивает мелкую моторику, логику и мышление.

Подбираем к схеме ударениеНастольно-печатные игры «Собери цветок», «Подбери правильно» и «Когда это бывает?» В группе для игр с детьми я подготовила много настольно-печатных игр. Настольно — печатные игры — интересное занятие для детей. Сегодня.

Прием-игра «Подбери к образцу» Основные этапы формирования представлений о форме, цвете и др. : 1) подбор к образцу 2) выбор: с образцом с образцом,.

📸 Видео

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать

Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. Ударение

1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слогСкачать

1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слог

Помогатор 1 Составление и чтение звуковых схем 1 классСкачать

Помогатор 1 Составление и чтение звуковых схем 1 класс

Ударение Вспомогательный урокСкачать

Ударение  Вспомогательный урок

Видеоурок 2. Слово, слог, ударение. Чтение 1 классСкачать

Видеоурок 2. Слово, слог, ударение. Чтение 1 класс

Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать

Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализ

Звуковые схемыСкачать

Звуковые схемы

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?

Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать

Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слоги

Ударные и безударные гласныеСкачать

Ударные и безударные гласные

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Поделиться или сохранить к себе: