Почему словосочетание керченские каменоломни не ассоциируется с геологией ответ

Видео:Секреты Аджимушкайских каменоломенСкачать

Секреты Аджимушкайских каменоломен

Почему словосочетание керченские каменоломни не ассоциируется с геологией ответ

Почему словосочетание керченские каменоломни не ассоциируется с геологией ответ

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)На окраине Керчи, в микрорайоне Аджимушкай расположены каменоломни, в которых вплоть до начала XX века добывали камень-ракушечник. (2)Но, уже более 70 лет словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией. (3)Сегодня оно вызывает совершенно другие мысли, другие эмоции: боль, сострадание, мужество, бессмертие, память. (4)Не только керченская земля, но и керченское подземелье хранит воспоминание о тяжелых испытаниях Великой Отечественной войны.

(5)В мае 1942 г. при захвате Керчи яростно сопротивляющееся население и более 10 тысяч бойцов частей, прикрывавших отход основных сил, превратили катакомбы в крепость. (6)Спустились в каменоломни местные жители: женщины, дети, старики.

(7)Каждый день аджимушкайцы через каменные входы совершали дерзкие вылазки и сражались с врагом. (8)Здесь, на поверхности, шла ожесточенная борьба за наружные колодцы — единственный источник воды. (9)Когда все подступы к колодцам были перекрыты, бойцы вырыли колодец под землей. (10)Каждый патрон, каждое зернышко, каждая капля воды были здесь на вес золота. (11)Не сломило аджимушкайцев и применение удушающих газов. (12)Хотя потери защитников были огромными, бойцы смогли построить газоубежища и продолжили борьбу с врагом. (13)Несмотря на голод и жажду, взрывы и обвалы, советские воины более двух месяцев вели активные боевые действия. (14)Лишь к сентябрю, когда силы аджимушкайцев были на исходе, организованное сопротивление в подземной крепости прекратилось. (15)Из более чем 13 тысяч оборонявшихся в живых остались только 48 человек.

(16)История героической обороны Аджимушкайских катакомб еще не дописана. (17)Исследования приведут к открытию новых имен, новых подвигов. (18)Но подвиг известных и безымянных героев нашего народа в Великой Отечественной войне вечно будет жить в нашей памяти.

Видео:«Подземный ад» крымский ветеран рассказал об обороне Аджимушкайских каменоломенСкачать

«Подземный ад»  крымский ветеран рассказал об обороне Аджимушкайских каменоломен

Работа с текстом. ВПР 7 класс русский язык.

Содержимое публикации

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.

— (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, — сказала женщина. — (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.

(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!

— (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, — сообщил он. — (8)Я в прошлом году был первым.

(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.

— (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? — вдруг услышала я голос паренька.

— (11)Не заметила. не считала!

— (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!

— (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.

— (15)Важное-то я не пропущу, — ответил он самоуверенно. — (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.

(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, — хотела я сказать ему. — (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк. » (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.

(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:

— Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!

(24)И тут я, наверное, обидела её.

— (25)Вы заблуждаетесь,— ответила я. — (26)Он вовсе не умеет читать.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.

Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Проведение Олимпийских игр — почётная и ответственная миссия. (2) В 2014 году честь принимать спортивные соревнования наивысшего уровня выпала России.

(3) Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в семь олимпийских видов спорта, входили в программу зимних Олимпийских игр 2014. (4) Сюда вошли три коньковых вида, шесть лыжных видов, два вида бобслея, а также четыре отдельных вида спорта.

(5) Игры в Сочи вошли в историю как самые-самые по ряду показателей.

(6) Самым большим олимпийским объектом в Сочи стал главный олимпийский стадион «Фишт», который вмещает сорок тысяч зрителей.

(7) Эстафета Олимпийского огня стала самой протяженной и самой продолжительной за всю историю проведения таких соревнований. (8) Она преодолела за сто двадцать три дня шестьдесят пять тысяч километров пути по всей России.

(9) Общая сумма затрат на организацию соревнований делает мероприятие самым дорогим в истории проведения Олимпийских Игр.

(10) Для зимних Олимпийских игр в Сочи было изготовлено рекордное количество наград за всю историю зимних соревнований, а именно 1300 медалей. (11) На их изготовление ушло около 3 кг золота, 2 т серебра и 700 кг бронзы. (12) Кроме того, награды этих Олимпийских игр стали и самыми большими в истории, так как имеют диаметр десять сантиметров, а толщину — один сантиметр.

(13) Сочи стал одним из самых теплых городов, принимающих Зимнюю Олимпиаду.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10-12. Запишите ответ.

Сколько олимпийских видов спорта вошли в программу зимних Олимпийских игр 2014? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «организацию» из предложения 9. Организация — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 1-2, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Мал золотник да дорог», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Телега въехала в вековой сосновый лес. (2) В траве, на обочине дороги что-то белело. (3) Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. (4) На ней была надпись чёрной краской. (5) Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр Маленца и Петровского — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники пушкинские строфы.

(6) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

(7) Я вспоминаю леса, озёра и небо. (8)Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времён. (9)Здешняя природа не тронута никем.

(10) Её очень берегут. (11) Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. (12) Столбы сразу же разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-12. Запишите ответ.

Почему Михайловское производит на автора текста особое впечатление? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «вековой» из предложения 1. Вековой — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 2-3, выпи-шите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Терпение и труд всё перетрут», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Исполинские горы крепко запрятали нас от мира. (2) Иду осторожно. (3) Жмусь к стене. (4) Висну над сильно скошенным карнизом. (5) В самом узком месте опасность слишком близка.

(6) Кучум (собака) идёт легко, ни разу не натянул поводок.

(7) И вдруг. (8)Выступ отламывается, вместе с ним падает вниз головою Трофим. (9)Бросаюсь на помощь. (10) Ловлю его за ногу, но удержать почти на весу не хватает сил. (11) Под ногами тает опора, и мы оба начинаем сползать к краю отвесного карниза. (12) Но в последний момент, когда нас уже готова была поглотить пропасть, меня что-то сильно потянуло назад, и этого оказалось достаточно, чтобы восстановить равновесие, Трофим успевает схватиться рукою за выступ.

(13) Расклиниваю ноги, прижимаюсь спиной к скале. (14) Трофим всё ещё виснет над провалом. (15)Только теперь вспоминаю про Кучума, привязанного своркой к моему поясу. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум! (18) Это он спас нас от гибели. (19)Удивительно, как не лопнул ремешок, соединяющий наши жизни.

(20)Наконец-то мне удаётся оттащить Трофима от опасного места. (21)…Сразу трудно разобраться в том, что мы пережили за какую-нибудь минуту, а то и меньше.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-12. Запишите ответ.

Как собаке удалось спасти хозяина от гибели? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «исполинские» из предложения 1. Исполинские

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 56Объясните значение пословицы «Вся семья вместе, так и душа на месте», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Однажды у меня была встреча с семьёй медведей. (2)Как-то летом среди дня я плыл на небольшой лодочке вниз по течению реки. (3)За одним из крутых поворотов я неожиданно увидел на песчаном берегу медведицу с тремя совсем маленькими медвежатами. (4)Лодка двигалась бесшумно, поэтому удалось застать зверей врасплох.

(5)Медведица, держа одного из медвежат лапой за голову и погружая в воду, купала его. (6)Два других малыша смирно сидели тут же на берегу, у самой воды, наблюдая за купанием, в ожидании очереди получить ванну…

(7)Медведица вскоре заметила меня, зарычала, приглашая медвежат, и пошла в кусты. (8) После этого два медвежонка побежали за матерью, а третий не послушался матери и остался на берегу, рассматривая меня. (9)Мать грозно зарычала, призывая отставшего, но это не помогло; медвежонок только оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте. (10)Медведица, рявкая, возвратилась на берег и ударила лапой любопытного детеныша. (11)Тот жалобно заскулил и проворно побежал от воды впереди медведицы. (12)Все звери скрылись в кустах.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-4. Запишите ответ.

За каким занятием рассказчик застал медведицу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «врасплох» из предложения 4. Врасплох — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Без беды друга не узнаешь», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Человек, которого мучит бессонница, обычно жалуется: «Я всю ночь не сомкнул глаз». (2) А рыбы всю жизнь не смыкают глаз. (3) Как же они спят?

(4) В Баренцевом море исследователи, опускавшиеся на разные глубины в гидростате «Север-I», видели неподвижных спавших рыб. (5) Другие учёные узнали, что у морских рыб, например, режим дня очень строгий — на сон не больше часа в сутки.

(6) Но есть и среди рыб свои сони и лежебоки. (7) Основательно устраиваются на ночь некоторые прибрежные тропические рыбки: подыскивают себе подходящую пещеру и «заваливаются» там набок. (8)Попугаи (ярко окрашенные рыбки, живущие у коралловых рифов) не забывают и про «ночную рубашку». (9)Уютно устроившись под камнем или кораллом, они выпускают прозрачную клейкую жидкость и окутывают ею себя. (10) Проснулся — рубашку прочь!

(11) Но большинству рыб не до сладких сновидений. (12) Спят тревожно и чутко. (13)И в дремоте одолевают их всякие рыбьи заботы: не уплыл бы из-под носа лакомый кусочек, не оказаться бы самому в пасти у зубастого соседа.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.

Почему многие рыбы спят тревожно и чутко? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «лакомый» из предложения 13. Лакомый — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Торопись на доброе дело, а худое само приспеет», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) В нашем лесу растёт чудо-дерево — берёза! (2) Я знаю: даже те, кто любит это дерево, не очень поверят мне. (3) Что в нём чудесного? (4) Красивое — да, спору нет. (5) А вот насчёт чуда…

(6) Берёза — единственное в мире дерево с белой корой. (7) Вот оно, чудо первое! (8) Объясняется это тем, что в коре берёзы есть особое вещество — бетулин.

(9) Для чего берёзе бетулин? (10) Почему её кора белая? (11) Тут мы познакомимся с чудом вторым.

(12)Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь, что даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. (13) Ведь бетулин окрашивает кору в белый цвет, а белый цвет отражает солнечные лучи. (14)Вот и остаётся ствол берёзы прохладным…

(15)А разве не чудо — берёза с тёмно-вишнёвой, тёмно-коричневой или даже чёрной корой? (16)К тому же древесина у этой берёзы по прочности не уступает многим металлам. (17) Она так и называется — железная…

(18)В мире существует более 100 видов берёзы. (19)В нашей стране «проживает» около 50 из них.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5. Запишите ответ.

Почему ствол берёзы даже на солнце остаётся прохладным? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «отражает» из предложения 13. Отражает — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 18-19, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Лихо помнится, а добро век не забудется», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Две женщины брали воду из колодца. (2)Подошла к ним третья. (3)И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

(4)Вот говорит одна женщина другой:

(5)— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

(6)— А мой поёт, как соловей. (7)Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

(8)А третья молчит.

(9)— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

(10)— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нет.

(11)Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. (12)А старичок — за ними. (13)Идут женщины, останавливаются. (14)Болят руки, плещется вода, ломит спину.

(15)Вдруг навстречу три мальчика выбегают. (16)Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. (17)Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

(18)А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

(19)Спрашивают женщины старичка:

(20)— Ну что? Каковы наши сыновья?

(21)— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.

Почему старик только одного мальчика назвал сыном? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 110Определите и запишите лексическое значение слова «ломит» из предложения 14. Ломит — .

Задание 13 № 111Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4-5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 112Объясните значение пословицы «Терпенье и труд все перетрут», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Это было летом, а может весной, это могло случиться в любое время года.

(2)Однажды рано утром ласковый лучик солнышка заглянул в окошко к маленькому мальчику и нежно дотронулся до его личика. (3)«Просыпайся, малыш, — прошептал лучик, — посмотри в окошко». (4)Легко вскочив с кроватки, мальчик подбежал к окошку. (5)Яркое солнце ослепило мальчика. (6)Он зажмурился. (7)Немного подождав, он все же распахнул свои реснички и увидел, а может, это ему показалось, что все растения, деревья, цветы радуются встрече с ним. (8)«Я должен сделать что-то очень хорошее», — подумал мальчик и побежал на улицу. (8)Солнышко вновь ослепило мальчика. (9)Небо было синее и, казалось, полностью охватывало землю с ее бархатной травкой, деревьями и цветами. (10)Пели птички и их голоса были созвучны со звуками природы: шелест листьев, журчанье ручейка. (11)Во всем этом было что-то волшебное.

(12)И вдруг мальчик явно услышал, что кто-то ласково сказал: «Это твоя Родина, малыш, цветы, поля, леса и озера — это твоя Родина, земля, на которой живут люди и ты, малыш, — это твоя Родина». (13)Мальчик обернулся, перед ним стояла мама. (14)«Мама! — воскликнул мальчик удивленно. (15) И нежно к ней прикоснувшись, прошептал: «Ты тоже частичка моей Родины».

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-11. Запишите ответ.

Почему свою маму мальчик тоже считает частичкой Родины? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «распахнул» из предложения 7. Распахнул — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Глаза страшатся, а руки делают», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. (2)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

(3)Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. (4)Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое, а затем — и существенное. (5)К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. (6)Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. (7)А этого нельзя допустить!

(8)Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. (9)О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. (10)И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. (11)Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2. Запишите ответ.

Почему роль искусства в сохранении исторической памяти очень велика? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 138Определите и запишите лексическое значение слова «самопожертвование» из предложения 6. Самопожертвование — .

Задание 13 № 139Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 3-4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 140Объясните значение пословицы «Доброе дело два века живет», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Еще первобытные люди приковывали свои взгляды к ночному небу, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. (2)Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле.

(3) Космос — самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная тема на всей планете Земля. (4) С одной стороны человечество уже много знает о нём, с другой — мы знаем мизерный процент от того, что на самом деле происходит во Вселенной.

(5) Как правило, интересные факты о космосе всегда находятся в центре внимания, привлекая к себе любознаек во всем мире. (6) Загадки и тайны Вселенной не оставляют равнодушным практически никого из нас. (7) Существуют ли внеземные цивилизации? (8)Сколько времени необходимо затратить, чтобы добраться до ближайшей галактики? (9)Почему сверкают звезды разными цветами? (10)Загадки Вселенной, теория большого взрыва, существование внеземного разума — все это представляет интерес не только для специалистов, исследующих космическое пространство. Космос продолжает манить нас своей непостижимостью.

Задание 10 № 150Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8. Запишите ответ.

Задание 11 № 151Почему космос — одна из самых обсуждаемых тем? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 152Определите и запишите лексическое значение слова «обитают» из предложения 2. Обитают — .

Задание 13 № 153Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 154Объясните значение пословицы «Без муки нет науки», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Русский народ изобрёл идеальный прибор — счёты — для облегчения счисления по десятичной системе. (2)Эти счеты по справедливости называются русскими.

(3)Отметим, что западноевропейский быт не знает употребления счетов, и ловкость пользования ими у русских много раз вызывала удивление иностранцев.

(4)Многие обороты нашей речи свидетельствуют о том, что счеты русским народом употребляются с очень давних пор. (5)«Сбрасывать со счета», «прикидывать», «накидка», «скидка», «сводить счеты», «скостить» и много аналогичных выражений в народном языке появилось в результате пользования счетами в течение долгого времени.

(6)Чаще всего на счетах приходится считать деньги. (7)Широкое распространение русских десятичных счетов связано с тем, что в России раньше, чем в других странах, возникла десятичная денежная система: рубль равен десяти гривенникам, гривенник — десяти копейкам, червонец — десяти рублям (впрочем, в XVIII веке червонец не сразу равнялся десяти рублям).

(8)Русские счеты широко использовались при начальном обучении арифметике в качестве учебного пособия. (9)Благодаря известному французскому математику Ж. Понселе, который познакомился со счетами, будучи военнопленным офицером наполеоновской армии в Саратове, аналогичный прибор появился во французских школах, а затем и в некоторых других странах Европы.

(10)К русским счетам мы не должны относиться с пренебрежением, как примитивному счетному аппарату. (11)Этот прибор так долго и с такой честью служил русскому народу, что заслуживает нашей благодарности и уважения.

Задание 10 № 164Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4-6. Запишите ответ.

Задание 11 № 165Что свидетельствует о том, что счёты на Руси используются с давних пор? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 166Определите и запишите лексическое значение слова «счисления» из предложения 1. Счисление — .

Задание 13 № 167Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4-5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 168Объясните значение пословицы «Нет друга — ищи, нашёл — береги», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Матрешка — наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, символ русского народного искусства.

(2)Предшественницей и прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, завезенного с острова Хонсю. (3) В фигурке этой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. (4)Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.

(5)Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. (6)Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. (7)Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. (8)В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее «мать». (9)Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. (10)Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать красочно расписанную деревянную игрушку. (11)Но и по сей день матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

(12)Роспись матрешки вбирает в себя всё яркое, свежее, связанное с обновлением общества. (13)Матрёшка — это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России.

Задание 10 № 178Определите, какой тип речи представлен в предложениях 2-4. Запишите ответ.

Задание 11 № 179Символом чего на Руси считается матрёшка? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 180Определите и запишите лексическое значение слова «выражает» из предложения 11. Выражает — .

Задание 13 № 181Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6-7, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 182Объясните значение пословицы «Человек без друзей, что сокол без крыльев», запишите Ваше объяснение.

14Задание 9 № 191Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.

(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.

(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!

(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.

(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой. »

Задание 10 № 192Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13. Запишите ответ.

Задание 11 № 193Почему строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 194Определите и запишите лексическое значение слова «вековая» из предложения 5. Вековая — .

Задание 13 № 195Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 196Объясните значение пословицы «Всюду хорошо, а дома лучше», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Дом Толстых находился не в центре столицы, а в рабочем районе, так что Лев Николаевич вставал утром по фабричному гудку. (2)Будучи человеком уже преклонного возраста, Толстой, несмотря на это, аккуратно занимался гимнастикой. (3)Затем он сам убирал свои комнаты, а потом брал топор и шел в сарай колоть дрова. (4)Эта работа была нелегкой, зато полезной. (5)И что бы он ни делал в течение дня — разносил ли дрова по комнатам, складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки, все это Толстой делал по своему твердому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю повседневную свою работу, не пользуясь чужим трудом.

(6)После физической нагрузки наступали часы напряженного умственного труда. (7)Толстой, выпив кофе, уходил в кабинет и там работал с 9 часов утра до 3-4 часов дня.

(8)После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал за тем,, что происходит в городе. (9)Прогулка проходила обычно в одиночестве, потому что в это время он обдумывал свои произведения. (10)И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряженно в это время работал его мозг. (11)Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8. Запишите ответ.

Почему Толстой старался сам выполнять повседневную работу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «преклонного» из предложения 2. Преклонный

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 3-4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Без корня и полынь не растет», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Маленькие медвежата очень забавны и игривы. (2)Жаль только, что редко удаётся видеть их.

(3)Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. (4)Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. (5)В ненастное время они заходят туда даже ночевать.

(6) Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. (7)Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. (8)Он крался робко, а не шёл смело и прямо. (9)Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. (10)Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. (11)Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. (12)Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. (13)Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. (14)Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. (15)Тогда тот постарался поправить свою ошибку. (16)Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. (17)И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8. Запишите ответ.

Задание 11 № 221Какой факт свидетельствует о том, что старший сын медведицы сразу понял, почему получил пощёчину от матери? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 222Определите и запишите лексическое значение слова «покидает» из предложения 2. Покидает — .

Задание 13 № 223Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 15-16, вы-пишите это слово.

Задание 14 № 224Объясните значение пословицы «Родина — мать, умей за нее постоять», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Это было в годы войны. (2)Корреспондент «Правды» Борис Полевой прибыл в истребительный полк, чтобы написать о подвигах лётчиков-гвардейцев. (3)Там он встретился с командиром третьей эскадрильи Алексеем Маресьевым. (4)Лётчик только что вернулся с боевого задания, устал, и Полевой отложил разговор с ним на утро.

(5)Они пришли в землянку. (6)Ели лесную малину, слушали звон кузнечиков в овраге. (7)А потом лётчик вышел наружу, умылся перед сном. (8)«Он вернулся, весёлый, свежий, с каплями воды на бровях и волосах, притушил фитиль в лампе и стал раздеваться. (9)Что-то тяжёлое грохнуло об пол. (10)Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. (11)Он оставил на полу свои ноги. (12)Безногий лётчик! (13)Лётчик-истребитель! (14)Лётчик, только сегодня совершивший семь боевых вылетов и сбивший два самолёта!»

(15)Они проговорили до рассвета. (16)Судьба Алексея Маресьева оказалась необычной и героической. (17)Борис Полевой не заметил, как исписал, слушая рассказ лётчика, две тетрадки.

(18)Потом они надолго расстались. (19)Пришла Победа. (20)В Нюрнберге преступников, развязавших вторую мировую войну, судил Международный трибунал. (21)Слушая показания одного из главарей гитлеровской Германии, Полевой вспомнил Маресьева. (22)Благодаря таким героям и беззаветному мужеству всего народа был сокрушён фашизм. (23)И прямо там, в Нюрнберге, Борис Полевой достал свои тетрадки и начал писать об Алексее Маресьеве повесть. (24)Назвал он её «Повесть о настоящем человеке».

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.

Почему, на Ваш взгляд, именно в Нюрнберге, Борис Полевой вспомнил об Алексее Маресьеве? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «трибунал» из предложения 20. Трибунал — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «При солнышке тепло, при матери добро», запишите Ваше объяснение.

18Задание 9 № 247Определите и запишите основную мысль текста.

(1)На окраине Керчи, в микрорайоне Аджимушкай расположены каменоломни, в которых вплоть до начала XX века добывали камень-ракушечник. (2)Но, уже более 70 лет словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией. (3)Сегодня оно вызывает совершенно другие мысли, другие эмоции: боль, сострадание, мужество, бессмертие, память. (4)Не только керченская земля, но и керченское подземелье хранит воспоминание о тяжелых испытаниях Великой Отечественной войны.

(5)В мае 1942 г. при захвате Керчи яростно сопротивляющееся население и более 10 тысяч бойцов частей, прикрывавших отход основных сил, превратили катакомбы в крепость. (6)Спустились в каменоломни местные жители: женщины, дети, старики. (7)Каждый день аджимушкайцы через каменные входы совершали дерзкие вылазки и сражались с врагом. (8)Здесь, на поверхности, шла ожесточенная борьба за наружные колодцы — единственный источник воды. (9)Когда все подступы к колодцам были перекрыты, бойцы вырыли колодец под землей. (10)Каждый патрон, каждое зернышко, каждая капля воды были здесь на вес золота. (11)Не сломило аджимушкайцев и применение удушающих газов. (12)Хотя потери защитников были огромными, бойцы смогли построить газоубежища и продолжили борьбу с врагом. (13)Несмотря на голод и жажду, взрывы и обвалы, советские воины более двух месяцев вели активные боевые действия. (14)Лишь к сентябрю, когда силы аджимушкайцев были на исходе, организованное сопротивление в подземной крепости прекратилось. (15)Из более чем 13 тысяч оборонявшихся в живых остались только 48 человек.

(16)История героической обороны Аджимушкайских катакомб еще не дописана. (17)Исследования приведут к открытию новых имен, новых подвигов. (18)Но подвиг известных и безымянных героев нашего народа в Великой Отечественной войне вечно будет жить в нашей памяти.

Задание 10 № 248Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7. Запишите ответ.

Задание 11 № 249Почему словосочетание «керченские каменоломни» не ассоциируется с геологией? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 250Определите и запишите лексическое значение слова «эмоции» из предложения 3. Эмоции — .

Задание 13 № 251Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6-7, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 252Объясните значение пословицы «Всякому мила своя сторона», запишите Ваше объяснение.

19Задание 9 № 261Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Жизнь человечества делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. (2)Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и все же доброй Земле.(3)12 апреля 1961 года возникла новая эра в жизни человечества. (4)Простой русский человек с прекрасной фамилией майор Гагарин вернулся из космоса. (5)12 апреля 1961 года — день не только нашей чистой и благородной национальной гордости, но и гордости всего мыслящего человечества.

(6)Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и еще больше — в гений человечества. (7)Эта вера теперь оправданна до конца, какие бы трудности еще ни ожидали нас на жизненном нашем пути.(8)Миллиарды сердец бьются сейчас напряженно и взволнованно. (9)Все мысли прикованы сейчас к судьбе мужественного человека — за минуту до этого его почти никто не знал.(10)Если простая поэзия мифа об Икаре, взлетевшем к солнцу на восковых крыльях и погибшего в сияющей небесной синеве, прошла через все века и дожила до наших дней во всей своей прелести и наивности, то полет Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля.

Задание 10 № 262Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7. Запишите ответ.

Задание 11 № 263Почему автор считает, что полёт Ю. А. Гагарина будет волновать людей, пока существует наша Земля? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 264Определите и запишите лексическое значение слова «национальной» из предложения 5. Национальный — .

Задание 13 № 265Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 3-4, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 266Объясните значение пословицы «За морем теплее, а у нас светлее», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель». (2)Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900-1901 гг., в театре возобновилась.

(3)Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложной. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. (4)Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. (5)С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры.

(6)Наступил вечер первого представления. (7)Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.

(8)Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. (9)И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений произвели огромное впечатление на публику.

(10)Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. (11)Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца.

(12)После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. (13)С каждой картиной успех его возрастал. (14)Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-9. Запишите ответ.

Почему на Шаляпина в миланской опере возлагались большие надежды? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «премьера» из предложения 5. Премьера — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 6-7, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 280Объясните значение пословицы «Умел дитя родить, умей и научить», запишите Ваше объяснение.

21Задание 9 № 289Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Отец перед смертью завещал сыновьям ящик с тремя отделениями: верхнее для старшего, среднее для среднего, нижнее для меньшего из братьев. (2)И когда после его смерти они нашли ящик, то увидели, что верхнее отделение было наполнено доверху золотыми монетами, между тем как в среднем лежали только простые кости, а в нижнем куски дерева. (3)И вот возникла между меньшими братьями зависть к старшему и вражда, и жизнь их сделалась под конец такой невыносимой, что решили они обратиться к царю Соломону за советом и судом. (4)Даже и здесь, стоя перед троном, не воздержались они от взаимных упрёков и обид. (5)Царь выслушал их и сказал: «Оставьте ссоры. (6)Отец ваш был, очевидно, мудрый и справедливый человек, и свою волю он высказал в своём завещании так же ясно, как будто бы это совершилось при сотне свидетелей. (7)Неужели сразу не догадались вы, несчастные крикуны, что старшему брату он оставил все деньги, среднему — весь скот и всех рабов, а младшему — дом и пашню. (8)Идите же с миром и не враждуйте больше. (9)И трое братьев, недавние враги, с просиявшими лицами поклонились царю в ноги и вышли из судилища рука об руку.

Задание 10 № 290Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-2. Запишите ответ.

Задание 11 № 291Как царю Соломону удалось помирить братьев? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 292Определите и запишите лексическое значение слова «возникла» из предложения 3. Возникла — .

Задание 13 № 293Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 8-9, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 294Объясните значение пословицы «С книгой жить — век не тужить», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Человек на заре своей истории соорудил несколько необычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». (2)Ни много ни мало — «света»! (3)Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти его сооружения.

(4)Шли годы. (5)Одно за другим рушились рукотворные чудеса, а вокруг… (6)Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. (7)Она молчала, не могла, сообщить тщеславному человеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи тысяч раз больше. (8)Природа словно ожидала, когда он сам обо всем догадается.

(9)И Человек, к счастью, это понял.

(10)Что такое, например, египетские пирамиды по сравнению с дворцами, возводимыми африканскими термитами? (11)Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. (12)А вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! (13)То есть эти сооружения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохранившегося до наших дней человеческого чуда!

(14)На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. (15)И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен… (16)Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!

(17)Каждый вид без исключения!

(18)Представляете — два миллиона чудес сразу!

(19)И не известно, что преступнее — сжечь по-геростратовски храм Артемиды в Эфесе или свести на нет тот или иной вид. (20)Человеческое чудо отстроить можно. (21)Уничтоженное чудо Природы восстановить нельзя. (22)И биологический вид «человек разумный» обязан это помнить и лишь тогда оправдает видовое свое название.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 19-22. Запишите ответ.

Почему автор призывает нас беречь природу? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «соорудил» из предложения 1. Соорудил — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Сказанное слово серебряное, а несказанное — золотое», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной аутской дорогой. (2)Дача стояла в углу сада, окруженная цветником.

(3)Цветничок был маленький, далеко не пышный, а фруктовый сад еще очень молодой. (4)В последние годы сад уже начал приносить кое-какие плоды, доставляя Антону Павловичу много забот и трогательного, какого-то детского удовольствия.

(5)Он с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. (6)Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. (7)Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:

— (8)Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. (9)Но и не это важно. (10)Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. (11)А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. (12)Знаете ли? — прибавлял он вдруг с серьезным лицом, тоном глубокой веры. — (13)Знаете ли, через триста — четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад. (14)И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.

(15)Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. (16)Как часто, должно быть, думал он о будущем счастии человечества, когда, по утрам, один, молчаливо подрезывал свои розы, еще влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. (17)И сколько было в этой мысли кроткого, мудрого и покорного самозабвения!

Задание 10 № 318Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.

Задание 11 № 319О чём мечтал А. П. Чехов? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 320Определите и запишите лексическое значение слова «хлопотливой» из предложения 2. Хлопотливой

Задание 13 № 321Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 11-12, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 322Объясните значение пословицы «Дело мастера боится», запишите Ваше объяснение.

24Задание 9 № 331Определите и запишите основную мысль текста.

(1)В первые дни ссылки деревня показалась Пушкину тюрьмой. (2)Бешенству его не было предела. (3)Всё его раздражало. (4)Он хандрил, скандалил, бывал во хмелю. (5)С утра приказывал седлать и уезжал в никуда. (6)Стремительно несущегося всадника можно было встретить очень далеко от Михайловского.

(7)Потом всё переменилось, и он стал чувствовать себя в деревне как у бога за пазухой. (8)Что же произошло?

(9)Его спасла работа. (10)Он полюбил природу этих мест. (11)Он нашел верных друзей в Тригорском. (12)Но не только это. (13)Он пришел к простым людям, и они пришли к нему. (14)Он полюбил их, и они полюбили его. (15)Перед ним раскрылся мир неизведанного, мир народного творчества. (16)Он стал дневать и ночевать в своих деревнях, часто забегал в людскую. (17)Увидел воочию торжественный обряд русской свадьбы и записал его. (18)Бывал гостем на крестьянских праздниках. (20)Крестил ребят. (21)Любил зимними вечерами сидеть в людской и в горнице няньки и слушать деревенские сказки и песни. (22)Записывал их и обрабатывал. (23)Полюбил балалайку и понял, что этот нехитрый инструмент — кусок души народной. (24)Он полюбил деревенскую девушку и был любим сам. (25)Хорошо узнал жизнь крестьянского люда не только во всем ее тогдашнем ужасе, но и во всей красе и бессмертии древних обрядов и традиций, познал тайну русского народного характера. (26)Всё это пришло к нему здесь, в Михайловском.

Задание 10 № 332Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-11. Запишите ответ.

Задание 11 № 333Как Пушкину удалось избавиться от хандры? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 334Определите и запишите лексическое значение слова «хандрил» из предложения 4. Хандрил — .

Задание 13 № 335Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 336Объясните значение пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья», запишите Ваше объяснение.

25Задание 9 № 345Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Как вы думаете, откуда произошло это слово — «плотник»? (2)От «плот».

(3)Плот — это значит плотно, тесно скрепленные бревна. (4)Это первое судно у людей было. (5)Чего, кажется, проще? (6)Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь — и готово: нехитрая штука. (7)А ну-ка, попробуйте! (8)Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. (9)Чтоб на порогах не разметало по бревнышку.(10)А ведь посмотришь на другой плот — остров целый плывет. (11)Изба на нем стоит, в избе печь топится. (12)А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. (13)Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. (14)Только бы еще огород кругом развести! (15)Плывет плот по реке сотни верст — и хоть бы что — плотно сделан. (16)На то и плотники.

(17)На плоту можно переехать за сто верст. (18)Всем хозяйством погрузиться. (19)Избу разобрать, свалить на плот и скотину на плот поставить, сесть самим и, не торопясь, по течению спускаться вниз по реке.(20)И все это дело плотник сладил.(21)Было время, говорили: всю Москву плотник поставил. (22)Да где те времена? (23)Города пошли все каменные, мосты железные, на мельницах паровик ухает. (24)А все же глянешь на деревенскую механику — и чего человек из соснового бревна не нагородил! (25)Ума-то, сноровки во всем, в каждом повороте! (26)Без гвоздя иная изба сложена, а века простояла.(27)Глядишь и диву даешься.

Задание 10 № 346Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10-13. Запишите ответ.

Задание 11 № 347Что общего между плотником и плотом? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 348Определите и запишите лексическое значение слова «вёрст» из предложения 17. Верста — .

Задание 13 № 349Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 350Объясните значение пословицы «Доброе братство милее богатства», запишите Ваше объяснение.

26Задание 9 № 359Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Весной 1942 года немецкие самолеты нашли и забросали глубинными бомбами английскую подводную лодку. (2)Когда бомбежка утихла, экипаж обнаружил: лодка обречена — руль и система подъема повреждены, связь на глубине не работала. (3)Люди приготовились к медленной смерти. (4)Но был один маленький шанс: на лодке держали двух голубей. (5)Может быть, птицы помогут связаться с базой? (6)Голубей поместили в спасательную капсулу, через торпедный аппарат выбросили наружу и стали ждать. (7)Помощь пришла на вторые сутки. (8)Спасительницей оказалась голубка. (9)В жестокий шторм птица пролетела над океаном несколько сот километров и принесла на базу координаты лодки. (10)За этот подвиг голубка награждена высшей специальной военной наградой Великобритании. (11)Птице поставлен памятник, она навечно зачислена в экипаж лодки.

(12)Животным люди воздвигли множество памятников. (13)При этом в счёт не идут многочисленные скульптуры лосей, оленей, медведей, тигров и львов, сооруженных возле дорог и домов украшения ради. (14)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги.

(15)Есть в Америке памятник воробью, уничтожителю гусениц. (16)В немецком городке Мюнстер стоит памятник петуху, воздвигнутый в честь эпизода средневековой давности. (17)Четыреста лет назад осажденный, умиравший от голода город на крепостную стену выпустил петуха. (18)Петух был единственный в крепости. (19)Но неприятель решил, что в городе много припасов, и снял осаду.

(20)Многочисленные памятники животным и истории, с ними связанные, показывают, как тесны отношения человека с окружающим его миром природы.

Задание 10 № 360Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-9. Запишите ответ.

Задание 11 № 361Почему появляются в разных уголках планеты памятники животным? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 362Определите и запишите лексическое значение слова «базой» из предложения 5. База — .

Задание 13 № 363Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 7-8, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 364Объясните значение пословицы «Сам погибай, а товарища выручай», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Животным люди воздвигли множество памятников. (2)Идет речь о памятниках за конкретные заслуги. (3)Наибольшую благодарность людей заслужили, конечно, собаки. (4)Какую только работу не поручает им человек! (5)Собака — сторож, собака — санитар на войне, собака — помощник пограничникам, криминалистам, охотникам, собака — в упряжке, собака — пожарник, поводырь у слепого, собаки помогают искать грибы, бороться с танками на войне, искать утечки газа на магистралях, собаки первыми из живых существ побывали в ракетах, на них испробованы операции с пересадкой сердца и бесчисленное множество других опытных операций. (6)Собака больше любого существа на земле заслужила нашу любовь. (7). в Париже поставлен памятник вполне конкретному сенбернару по кличке Барри. (8)На пьедестале выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. (9)Во время спасения сорок первого — погиб». (10)За этой надписью — драматическая история.(11)Сенбернары — это собаки-горноспасатели. (12)Во время снежных обвалов они ищут людей. (13)На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты, бутылка вина. (14)Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. (15)Таким образом Барри спас сорок человек. (16)Сорок первый, обнаруженный под завалом, не подавал признаков жизни. (17)Собака раскопала его и, согревая дыханием, стала лизать человека в лицо. (18)Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил. (19)История сенбернара взволновала весь мир.

Задание 10 № 374Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-9. Запишите ответ.

Задание 11 № 375Для чего автор рассказывает печальную историю сенбернара Барри? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 376Определите и запишите лексическое значение слова «воздвигли» из предложения 11. Воздвигли — .

Задание 13 № 377Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 12-13, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 378Объясните значение пословицы «Яблоко от яблоньки недалеко падает», запишите Ваше объяснение.

28Задание 9 № 387Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Жил на краю деревни старый Бобыль. (2)Была у Бобыля своя хата и собака. (3)Никогда Бобыль не расставался с своей собакой, и была у нее ласковая кличка Дружок. (4)Скажут Бобылю люди: «Ты бы бросил, Бобыль, свою собаку, самому ведь кормиться нечем. » (5)Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. (6)Кликнет своего Дружка. (7)Угрюмый был Бобыль, редко с кем разговаривал.(8)Настанет зима, подует сердитая вьюга, заметет поземка, надует большие сугробы.(9)Ходит Бобыль по сугробам, упирается палкой, пробирается от двора ко двору, и Дружок тут бежит рядом. (10)Прижимается он к Бобылю, заглядывает ласково ему в лицо и словно хочет вымолвить: «Никому мы с тобою не нужны, никто нас не пригреет, одни мы с тобою». (11)Взглянет Бобыль на собаку, взглянет, и словно разгадает ее думы; и тихо-тихо скажет:(12)— Уж ты-то, Дружок, меня, старика, не покинь.(13)Шагает Бобыль с собакой, доплетется до своей хаты, хата старая, не топлена. (14)Скажет Бобыль с нежной лаской: (15)— Запрягу я, Дружок, тебя в салазки, поедем мы с тобой к лесу, наберем там мы сучьев и палок, привезем, хату затопим, будем греться с тобой у лежанки.(16)Запряжет Бобыль Дружка в салазки, привезет сучьев и палок, затопит лежанку, обнимет Дружка, приголубит. (17)Расскажет старик Дружку о своей жизни, расскажет о ней грустную сказку, доскажет и с болью молвит:(18)— Ничего ты, Дружок, не ответишь, не вымолвишь слова, но глаза твои серые, умные. знаю, знаю. ты все понимаешь.

Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-5. Запишите ответ.

Задание 11 № 389Почему Бобыль не слушал совета людей бросить свою собаку? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 390Определите и запишите лексическое значение слова «доплетётся» из предложения 13. Доплетётся —

Задание 13 № 391Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 392Объясните значение пословицы «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», запишите Ваше объяснение.

29Задание 9 № 401Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Мальчик был в бело-голубом костюмчике…

(2)— Ты просто пр-ре-красно выглядишь, — продолжал Чип, и в голосе его проскальзывала легкая зависть.

(3)Но мальчик с досадой сказал:

(4)— Что тут прекрасного. (5)У взрослых смешная привычка: если у человека день рожденья, значит, надо его наряжать, будто куклу.

(6)Но тут Мальчик подумал, что долго ведет разговор о себе, а для Чипа не сказал еще хорошего слова.

(7)— А как твои дела, Чип? (8)Хорошо?

(9)— Хор-рошо. (10)А что такое день рожденья?

(11)— Ну. (12)Это такой праздник. (13)У каждого человека. (14)Ну, не обязательно у человека, а хоть у кого. (15)В какой день кто родился, тогда и праздник у него. (16)Вот ты, Чип, когда вылупился из икринки?

(17)— Я не помню, — рассеянно сказал Чип.

(18)Мальчику стало неловко.

(19)— Это ведь неважно, — бодро сказал Мальчик, чтобы исправить ошибку. (20)— Каждый имеет право выбрать себе день рожденья, какой хочет. (21)Вот ты выбери себе день, и тебя будут поздравлять и дарить подарки.

(22)— Кто? — удивился Чип.

(24)Чип немного помолчал, хитро блестя глазками. (25)И спросил:

(26)— У тебя есть удочка?

(28)— Ну, тогда просто нитка. (29)И кр-рючок.

(31)— Ну, надо, — сказал Чип настойчиво и даже чуть капризно.

(32)Мальчик выбрался на берег, отыскал кусочек медной проволоки и согнул крючок.

(33)Чип лапками ухватил крючок и скакнул в воду.

(35)Мальчик потянул «удочку». (36)Что-то серебристое моталось на крючке. (37)Это было зеркальце. (38)Оно было в металлической рамке с двумя винтами. (39)У винтов были большие медные головки. (40)За одну из них Чип и прицепил крючок.

(41)И теперь он важно объяснил:

(42)— Это от меня под-дар-рок.

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 37-39. Запишите ответ.

Почему Чип решил подарить зеркальце Мальчику? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «привычка» из предложения 5. Привычка — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 36-37, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «Не в бровь, а в глаз», запишите Ваше объяснение.

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Девочка в красном пальтишке, в меховых башмаках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.

(2)И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. (3)Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: «У, какие! У, какие. »

(4)А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее за усердие.

(5)А ночью он сгреб лопатой мертвых голубей в кузов машины, и когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там. (6)Вернулся он домой наутро», осторожно прошел мимо кровати дочки, которая глубоко спала. (7)Руки ее были хорошо, с мылом отмыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.

(8)И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных, и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте, другие «борцы» за здоровье людей, обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. (9)Но клеща в эту пору не убить.

(10)А птицы там было, птицы! (11)Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица — глухари, тетерева, рябчики вылетали на восходе солнца, грелись и падали замертво на узкую, тропинку, … когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты…

(12)Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь. и милосердия ми воздаждь. и милосердия. »

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3. Запишите ответ.

Почему рассказчик решил помолиться за всех людей, идя по птичьему «кладбищу»? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Определите и запишите лексическое значение слова «(из) кулька» из предложения 1. Кулёк — .

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Объясните значение пословицы «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», запишите Ваше объяснение.

31) Задание 10 № 430Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5-7. Запишите ответ.

(1)Изыскания археологов показывают, что первый хлеб был из желудей. (2)Вымоченные, высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой и были приготовлены первые лепешки и каша.(3)Свыше десяти тысяч лет назад человек жил в пещерах, его единственным оружием был отточенный камень. (4)Уже тогда наши дикие предки начали употреблять в пищу пшеницу.(5)Свежие зерна пшеницы можно было есть, но сухие были слишком тверды. (6)Попробовали разбивать их камнем и, смешивая с водою, стали есть кашу, вначале сырую, потом вареную. (7)Затем растирали зерна и получали муку. (8)Мука, смешанная с водою, превращалась в клейкое тесто, но есть это тесто сырым было неприятно. (8)Вероятно, вначале кусочки теста варили, как мы теперь варим клецки или лапшу. (9)Из теста пекли на горячих камнях лепешки, но они получались твердые или вязкие. (10)Только тесто, намазанное тонким слоем, давало хрустящие съедобные лепешки.(11)Таким хлеб был до тех пор, пока в тесто случайно не попали дрожжи. (12)Велико было удивление и, вероятнее всего, ужас человека, увидевшего, как тесто, забытое в горшке, стало подниматься, пузыриться и «дышать», будто живое. (13)Брошенное в огонь, такое тесто испекалось в виде пышной, мягкой, слегка кисловатой лепешки. (14)Это было чудесное открытие.(15)Дело в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. (16)Углекислый газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. (17)В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, тонкие пленочки его вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий хлеб. (18)В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмал, жиры.

Задание 9 № 429Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 11 № 431После чего хлеб стал получаться мягким? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 432Определите и запишите лексическое значение слова «съедобные» из предложения 10. Съедобные

Задание 13 № 433Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 2, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Задание 14 № 434Объясните значение пословицы «Уговор дороже денег», запишите Ваше объяснение.

32) Задание 10 № 447Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–13 текста.

(1)Постоянное ожидание чуда появилось у Льва Николаевича Толстого ещё в раннюю пору жизни. (2)Он писал об этом в своих «Воспоминаниях»: «Старший брат Николенька был на шесть лет старше меня… (3)Так вот он-то, когда нам с братьями было — мне пять, Митеньке шесть, Серёже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (4)Вероятно, это были моравские братья — Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки, — о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья. (5)И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось нам, напоминая муравьёв в кочке. (6)Мы даже устроили игру в муравейные братья.(7)Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна заключалась в том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы. (8)Эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа…» (9)Наивная детская выдумка несла в себе необыкновенный заряд, которого хватило на долгий век Льва Николаевича. (10)Уже давно выросли братья, умер Николенька, старость пришла, а тайна зелёной палочки продолжала существовать в сознании. (11)Легенда эта не меркла. (12)Она обрастала житейской мудростью, не теряя утренней своей свежести. (13)Она звенела где-то в глубине души, как чистая струна, среди надежд и страстей, которые обуревали великого художника. (14)В конце концов вся его жизнь, все его творения и раздумья были посвящены разгадке этой давней тайны, свелись к поискам сказочной зелёной палочки, которая сделала бы людей счастливыми.

Задание 9 № 446Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 11 № 448В чём заключалась главная тайна муравейных братьев? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 № 449Определите и запишите лексическое значение слова «меркнуть» («меркла») из предложения 11. Меркнуть — .

Задание 13 № 450Найдите стилистически окрашенное слово в предложении 13, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14 № 451Объясните значение пословицы «Счастье у каждого под мозолями лежит», запишите Ваше объяснение.

🔍 Видео

Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломниСкачать

Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни

Аджимушкайские каменоломни. В память защитниковСкачать

Аджимушкайские каменоломни. В память защитников

Аджимушкай. Подземная крепостьСкачать

Аджимушкай. Подземная крепость

Трагедия крымского фронта 1942 Аджимушкайские Каменоломни несломленная крепостьСкачать

Трагедия крымского фронта 1942 Аджимушкайские Каменоломни несломленная крепость

Центральные каменоломни. С опытным проводником! Истории подземелий Аджимушкая.Скачать

Центральные каменоломни. С опытным проводником! Истории подземелий Аджимушкая.

Я - последний защитник Аджимукшкайских каменоломенСкачать

Я - последний защитник Аджимукшкайских каменоломен

Ответ на вопросы! и каноническое воззвание "архиепископу" масону Сергею Агееву. Державный Зосима.Скачать

Ответ на вопросы! и каноническое воззвание "архиепископу" масону Сергею Агееву. Державный Зосима.

Аджимушкайские каменоломни сегодня | Безумное путешествие уфимского капитанаСкачать

Аджимушкайские каменоломни сегодня | Безумное путешествие уфимского капитана

Искатели. Архив подземного гарнизона АджимушкайСкачать

Искатели. Архив подземного гарнизона Аджимушкай

КАМЕНОЛОМНИ АДЖИМУШКАЯСкачать

КАМЕНОЛОМНИ АДЖИМУШКАЯ

Не ФАКТ 28. Аджимушкай. Подземная крепостьСкачать

Не ФАКТ 28. Аджимушкай. Подземная крепость

Находка в керченских каменоломняхСкачать

Находка в керченских каменоломнях

Керченские каменоломниСкачать

Керченские каменоломни

КАМЕНОЛОМНИ АДЖИМУШКАЙ / КРЫМ / КЕРЧЬСкачать

КАМЕНОЛОМНИ АДЖИМУШКАЙ / КРЫМ / КЕРЧЬ

По следам «подземного гарнизона» - археологи спустились в Аджимушкайские каменоломниСкачать

По следам «подземного гарнизона» - археологи спустились в Аджимушкайские каменоломни

Керчь. Аджимушкайские каменоломни.Скачать

Керчь.  Аджимушкайские каменоломни.

Керчь: мужчина просидел в каменоломнях четыре дняСкачать

Керчь: мужчина просидел в каменоломнях четыре дня

ВИДЕОЭКСКУРСИЯ «ОБОРОНА АДЖИМУШКАЙСКИХ КАМЕНОЛОМЕН»Скачать

ВИДЕОЭКСКУРСИЯ «ОБОРОНА АДЖИМУШКАЙСКИХ КАМЕНОЛОМЕН»
Поделиться или сохранить к себе: