Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие общее для каждого ряда ( одним словом или словосочетанием )
1. Фетишизм, анимизм, тотемизм, магия
2. Осуждение, бойкот, грамота, почётная грамота
3. труд, земля, капитал, предпринимательские способности
4. Деятельность, общение, самосознание
5. Кандидат в депутаты, выборы, депутат
6. Наука. образование, культура, религия
7. Материальная, дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная
8. Понятие, суждение. умозаключение
9. брачные связи, кровнородственные связи, общ1ий бюджет, общий быт
1. кощунство
2. непонятная хрень
3. буржуйство
4. безделье
5. ворюга
6. бесполезная херня
7. прилагательные
8. кончаются на -ие
9. секс
Геморой и шизофрения Вас беспокоит . Факт!
!
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Школьный этап олимпиады по обществознанию 6-11 класс
Выбранный для просмотра документ 10 класс.docx
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2014-2015 учебный год
1. Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.
1.1. Экономический цикл включает в себя четыре фазы – кризис, депрессию, оживление и рецессию .
1.2. Определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории называется плебисцитом .
1.3. По мнению А. Сен-Симона критерием общественного прогресса является состояние общественной нравственности (идеал раннехристианские общины) .
1.4. Представление об идеальном государстве как о централизованной империи, в которой раздельно существуют и согласовано действуют светская и духовная власть (симфония) было характерно для обществ, где господствовала католическая религия .
1.5. Российская Федерация является членом Организации стран-экспортеров нефти .
1.6. Рассуждение, призванное установить истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнения называется доказательством .
1.7. Эффективность труда измеряется количеством продукции, произведенной за определенный промежуток времени .
1.8. Применение мер административной ответственности влечет за собой судимость для правонарушения .
1.9. Право ребенка свободно выражать свое мнение наступает с момента получения паспорта .
1.10. Войны и революционные потрясения относятся к факторам усиливающим социальную мобильность .
2. По какому признаку образованы ряды? Назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд:
2.1 . Экспорт, импорт, расчет торгового баланса.
2.2 . Институт права, отрасли права, подотрасли права.
2.3. Кооперация, конфликт, конкуренция.
2.4. Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты.
2.5. Формально-определенный характер, систематичность, общеобязательный характер, гарантированность силой государства.
3. Расшифруйте акронимы. По какому принципу образован ряд? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. Что является лишним в ряду? Лишнее подчеркните.
ГОУ, ЗАГС, МОУ, МДОУ
4. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
4.1. Конституционное право, уголовное право, мусульманское право, административное право .
4.2. Картель, синдикат, холдинг, трест, концерн .
4.3. Гипотеза, диспозиция, санкция, экстраполяция .
4.4. Харизматическая власть, публичный характер власти, территориальная организация власти и населения, суверенная власть .
5.1. Если ситуация характеризуется высокой безработицей и высокой инфляцией, то мы имеем дело со ____________.
5.2. _____________ — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.
5.3. _____________ — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни.
5.4. Суть ____________ теории происхождения государства состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ, связанных с расширением площади посевных площадей.
5.5. ____________ — отрасль права, которое не входит в систему права ни одного государства, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
6. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. Ваши задачи:1) озаглавить колонки таблицы; 2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.
1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальны отношенний.
7. Решите юридическую задачу:
14-летний И. Иванов, желая приобрести часы, пришел к магазину, который оказался закрытым. Тогда он разбил стекло витрины (стоимостью 12 тыс. руб.), проник в поме щение магазина и взял часы, оставив на их месте деньги согласно лежавшему рядом ценнику.
Подлежит ли Иванов уголовной ответс твенности? И если да, то за какое преступ ление? Если нет, то что ему грозит в случае, если магазин предъявит иск за витрину?
8. Решите логическую задачу:
Логический закон исключения третьего гласит: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано».
«Что лучше: часы, правильно показывающие время лишь раз в год, или часы, правильно показывающие время дважды в сутки?» – «Разумеется, второе», – отвечаете вы. Хорошо. А теперь смотрите. У меня двое часов: одни вообще не идут, а другие каждый день отстают на минуту. Какие из двух вы предпочтете?
Обоснуйте свой ответ так, чтобы избежать логического противоречия.
9. Проанализируйте данное высказывание и ответьте на поставленные к нему вопросы.
«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». (Л. Туроу)
9.1. Иллюстрацией какого мирового процесса служат слова экономиста?
9.2. Дайте определение этому процессу.
10. Соответствие элементов из двух перечней. Определенные науки об обществе и человеке прочно связаны с именами ученых, внесших большой вклад в их развитие. Приведите в соответствие разделы научного знания и имена ученых. Обратите внимание: имен ученых больше, чем сфер научного знания.
Сферы научного знания
А. В.О. Ключевский
Б. Н.М. Пржевальский
11. Распределите следующие блага в соответствующие колонки:
1. услуги полиции
3. бесплатный доступ в Интернет
4. платный доступ в Интернет
5. работа дипломатов по сокращению вооружения
6. билет на концерт
7. прогноз погоды
8. платный прогноз курса валют
9. кабельное телевидение
10. железнодорожный мост
12. Одним из основных признаков демократической формы правления является принцип разделения властей. На основе имеющихся знаний по обществознанию и истории назовите не менее трех аргументов в пользу такой организации государственной власти, проиллюстрируйте их тремя примерами.
13. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.
Перевод латинского и греческого термина
Термины и их значения
«В кругу просвещения»
14. Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:
14.1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». (Дж. Б. Шоу).
14.2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». (Л. Бернэ).
14.3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей
природы». И.И. Мечников
14.4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).
14.5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).
1. За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10.
2. За каждый правильный ответ 1 балл.
2.1 Международная торговля
2.2 Система права
2.3 Экономические отношения
2.4 Подзаконные акты.
2.5 Правовая норма.
Максимальное количество баллов – 5.
3. За каждую верную расшифровку акронима – 0,5 балла.
За объяснение принципа определения ряда – 1 балл.
За определение «лишнего» – 1 балл.
3.1 . ГОУ – государственное образовательное учреждение; ЗАГС – запись актов гражданского состояния; МОУ – муниципальное образовательное учреждение; МДОУ – муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
3.2 . Образовательные учреждения.
Максимальное количество баллов – 4.
4 . За правильный ответ – 1 балл, за обоснование – 1балл.
4.1 мусульманское право является видом правовой системы, все остальное отрасли права
4.2 холдинг, все остальное виды монополистических объединений
4.3 экстраполяция является методом социального прогнозирования, все остальное составные части нормы права
4.4 харизматическая власть, все остальное признаки государства
Максимальная оценка за задание – 8 баллов
5. За каждую правильную позицию – 1 балл.
5.3 . Социальные ценности
5.5 . Международное право
Максимальное количество баллов – 5.
6 . По 0,5 баллов за каждую верную позицию.
Традиционная экономическая система
Командная экономическая система
Максимальное количество баллов – 6.
7 . За краткий ответ – 1 балл, за объяснение – 2 балла.
И. Иванов лично не несёт ответственности ни по уголовному, ни по гражданскому праву, поскольку ему ещё только 14 лет.
За умышленное уничтожение или повреждение имущества ответственность в этом возрасте наступает только при наличии тяжких последствий, а признаков хищения нет.
За него ущерб, причинённый магазину, придётся возмещать его родителям.
Максимальное количество баллов – 3.
8. Чтобы избежать логического противоречия, я должен предпочесть часы, которые вообще не идут, поскольку только они будут показывать правильное время дважды в сутки.
Максимальное количество баллов – 3.
2. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. (Могут быть приведены иные формулировки).
Максимальное количество баллов – 3.
Максимальное количество баллов – 2.
11. За каждую правильную позицию – 0,5 балла.
Частные блага – 2, 4, 6, 8, 9
Общественные блага – 1, 3, 5, 7, 10
Максимальное количество баллов – 5.
12. Примерное содержание ответа:
Данный принцип является средством защиты общества от узурпации власти одним человеком и установления авторитарного и тоталитарного режима;
Четкое разграничение прав и полномочий между различными органами власти будет способствовать согласованности и повышению профессионализма в осуществлении власти;
Это позволяет контролировать деятельность различных ветвей власти путем действия системы «сдержек и противовесов»
Максимальное количество баллов – 3.
13. За каждый термин и его значение – по 2 балла .
Перевод латинского и греческого термина
Термины и их значения
Муниципалитет – городское или сельское самоуправление
Кодекс – систематизированный свод законов, относящихся к какой-либо области права
«В кругу просвещения»
Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний
Федерация – объединение государств, при котором объединяющиеся государства-члены, сохраняя юридически определенную государственную самостоятельность, создают новое государственное образование.
Капитал — приносящие доход деньги, средства производства или другие ценные активы
Максимальное количество баллов –10.
14. Работа оценивается по следующим критериям:
1) понимание сущности поставленной проблемы;
2) представление собственной точки зрения при раскрытии темы;
3) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, владение понятиями курса;
4) аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт, соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом;
5) оригинальность решения проблемы.
Всего 15 баллов – за каждый критерий по3 баллов
Максимально за всю работу – 82 балла.
Выбранный для просмотра документ 11 класс.docx
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2014-2015 учебный год
1. Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.
1.1. Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований называется налогом
1.2. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
1.3. Предельная выручка и предельные издержки предприятия совпадают при увеличении количества выпускаемой продукции.
1.4 . Понятия, обозначающие часть некоторого класса объектов называются частными понятиями.
1.5. Макс Вебер назвал действие, основанное на длительной привычке ценностно-рациональным.
1.6. Совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль, свидетельствует о недостаточной социализации.
1.7. Рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях называется реформой.
1.8. Дисквалификация как разновидность административного наказания назначается должностным лицом.
1.9. Обществу как системе присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
1.10 .Интересы и склонности человека совпадают.
2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
2.1. Верховенство закона, незыблемость прав и свобод человека, реальное разделение властей, взаимная ответственность государства и гражданина.
2.2. Всеобщее право, равное право, прямое право, тайное голосование.
2.3. Ограниченность ресурсов, мода, полезность товаров и услуг, период потребления.
3. Расшифруйте акронимы. По какому принципу образован ряд? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. Что является лишним в ряду? Лишнее подчеркните.
ВОЗ, МОТ, ООН, СПС
4.Впишите юридические термины.
В теории конституционного права способ территориальной организации государства или государств, образующих союз называют ______________.
В трудовом праве основной документ деятельности работника – это ______________.
Возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся в силу различных обстоятельств на территории другого государства, называется ________________.
Умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части называется _________________.
Иногда выборный руководящий орган какой-либо организации собирается в полном составе , это называется ________________.
Текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдума называется_______________.
В гражданском праве письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, называется_______________.
5 . Решите экономическую задачу
Предположим, что валовой национальный продукт — 480; объем валовых инвестиций — 80; объем чистых инвестиций — 30; объем потребления домашних хозяйств — 300; государственные расходы — 96; избыток государственного бюджета — 3.
Определите: а) чистый национальный продукт; б) чистый экспорт.
6. Определите направление мысли:
Три человека обсуждают проблему роли государства в современном обществе. Первый утверждает, что государство является «необходимым злом», и нуждается в установлении контроля над ним институтов гражданского общества. Второй полагает, что государство в условиях нарастания глобальной неустойчивости должно взять под контроль происходящие в обществе процессы, «железной рукой» пресекая все случаи выхода ситуации из под контроля. Третий считает, что государство должно уступить место самоуправляющимся общинам людей, которые способны сами устанавливать для себя необходимые правила.
К каким идеологическим направлениям можно отнести взгляды каждого из трех собеседников?
7. Решите логическую задачу.
В одном храме было три внешне одинаковых бога: Бог Правды, который никогда не лгал, Бог Лжи, который никогда не говорил правду, и Бог Дипломатии, который мог как сказать правду, так и солгать.
Как узнать, кто из них кто? Один человек сделал это так.
— Кто стоит рядом с тобой? — спросил он у Бога слева.
— А кто ты? – спросил он у среднего Бога.
— А кто стоит рядом с тобой? — спросил он Бога справа.
— Тогда мне все понятно, — сказал человек.
Что же понял этот человек из ответов богов?
1) Бог слева ____________________
2) Бог в центре _________________
3) Бог справа __________________.
8. Приведите в соответствие название трудов и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем работ.
Понятия, категории, идеи
Имена мыслителей, ученых
2. «О граде божьем»
3. «Происхождение человека и половой отбор»
4. «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
9. Объясните значение (или дайте дословный перевод) следующих латинских выражений
Ignorantia non est argumentum
Nemo bis puniri pro uno delicto
Pacta sunt servanda
10. Вставьте в таблицу пропущенные характеристики рыночной ситуации в соответствии с типами рыночных систем:
Основные черты рыночной ситуации
Контроль над ценой
Степень сложности входа в отрасль
11. Прочитайте текст и выполните задания к нему:
«В ….. обществе главная проблема состоит в организации науки , а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. […..] После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем …. общества. […..]
Концепция …. общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации ). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между «надстройкой» и «базисом»; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы . [….] Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом , а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц – политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с целью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости ».
Д. Белл «Грядущее .… общество»
11.1. Дайте определения выделенным словам в тексте
11.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два процесса, обеспечивающих переход к данному типу общества.
12. Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:
12.1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели». (Дж. Б. Шоу).
12.2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». (Л. Бернэ).
12.3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей
природы». И.И. Мечников
12.4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).
12.5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).
1. За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальная оценка — 10 баллов
2. За каждый правильный ответ 1 балл.
2.1. Признаки правового государства.
2.2. Принципы избирательного права в РФ.
2.3. Факторы, влияющие на потребительский выбор.
Максимальное количество баллов – 3.
3. За каждую верную расшифровку акронима – 0,5 балла. За объяснение принципа определения ряда – 1 балл. За определение «лишнего» – 1 балл.
3.1. ВОЗ – всемирная организация здравоохранения; МОТ – международная организация труда; ООН – организация объединенных наций; СПС – союз правых сил.
3.2 . Международные организации.
Максимальная оценка за задание – 4 балла.
4. За каждый правильный ответ 1 балл.
4.1. Форма государственного устройства
Максимальное количество баллов – 7.
а) Чистый национальный продукт отличается от валового национального продукта на величину амортизации. На эту же величину разнятся валовые и чистые инвестиции. Следовательно, амортизация будет равна 80 — 30 = 50; тогда чистый национальный продукт = 480 — 50 = 430.
Так как в условиях задачи нет косвенных налогов и субвенций, то чистый национальный продукт = национальный доход = 430.
б) Теперь чистый экспорт можно определить как остаточную величину:
430 — 300 — 30 — 96 = 4.
Максимальное количество баллов –4 .
6 . За каждый правильный ответ 1 балл.
Первый – либерал, второй — этатист, третий — анархист
Максимальное количество баллов – 3.
7. За каждый правильный ответ 1 балл.
1) Бог слева Бог Дипломатии
2) Бог в центре Бог Лжи
3) Бог справа Бог Правды .
Максимальное количество баллов – 3.
Максимальная оценка за задание – 2 балла
9. 2 балла за каждый верный ответ..
Множество в едином (девиз правительства США)
Ignorantia non est argumentum
Незнание не является доказательством
Nemo bis puniri pro uno delicto
Никто не должен дважды наказываться за одно преступление
Pacta sunt servanda
Договоры нужно соблюдать
Максимальная оценка – 10 баллов.
10. За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальная оценка – 9 баллов.
11 . За каждый правильный ответ 2 балла.
11.1.1. Наука – сфера человеческой деятельности, имеющая целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование фактов, построение теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.
11.1.2 . Стратификация – расположение социальных слоев в социальном пространстве по различным признакам
11.1.3 . Политическая система – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
11.1.4. Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых человеком в процессе производства материальных благ
11.1.5. Пролетариат — наёмные рабочие, не имеющие собственности на средства производства.
11.1.6 . Социальная справедливость — понятие, включающее обеспечение равенства возможностей индивидов участвовать в трудовой деятельности, оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, удовлетворение неотложных потребностей населения с использованием общественных благ, недопущение чрезмерной поляризации в распределении доходов, богатства, рациональное применение позитивных способностей людей
11.2 . Постиндустриальное. Модернизация и глобализация.- 3 балла.
Максимальное количество баллов – 15.
12. Работа оценивается по следующим критериям:
1) понимание сущности поставленной проблемы;
2) представление собственной точки зрения при раскрытии темы;
3) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, владение понятиями курса;
4) аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт, соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом;
5) оригинальность решения проблемы.
Всего 15 баллов – за каждый критерий по3 баллов
Максимально за всю работу – 85 баллов.
Выбранный для просмотра документ 6 класс.docx
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2014-2015 учебный год
1.Выберите правильный ответ:
1.1. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
1.2. В отличие от поведения животного деятельность человека определяется:
Зависимостью от природы.
1.3. Ниже перечислены названия европейских государств. Только одно из них имеет монархическую форму правления. Укажите это государство.
1.4. Укажите цивилизованный способ разрешения конфликтной ситуации:
1.5. Кем обеспечиваются права человека?
1.6. Укажите возраст: во сколько лет человек получает право участвовать в политической жизни государства.
1.7. Укажите, чей лик изображен на гербе РФ.
1.8. Назовите пропущенную обязанность гражданина РФ:
Соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
Беречь памятники истории и культуры;
Платить законно установленные налоги и сборы;
Заботиться о людях преклонного возраста;
Содержать в чистоте двор, улицы, пришкольный участок;
Бережно относиться к природным богатствам;
Заниматься благотворительной деятельностью.
2. Соотнесите названия наук об обществе и их определения:
Наука, изучающая наиболее общие законы природы и общества.
Наука о закономерностях развития всего человечества.
Наука о строении общества и способах взаимодействия его частей.
Наука о закономерностях и способах человеческой деятельности по обеспечению средств к существованию.
Наука, изучающая особенности взаимодействия власти и общества.
Наука о развитии в человеческом обществе понятий о добре и зле.
3. Прочитайте отрывок из знаменитого произведения XVIII века «Юности честное зерцало» и дайте ответ на вопрос:
«Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом…»
Какие разновидности социальных норм можно выделить в данном произведении:
4. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»:
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Найдите в данном отрывке:
5. Выберете понятия, отражающие систему органов законодательной государственной власти в РФ. Ответ отразите в виде схемы.
Законодательное собрание; 8) Совет Федерации;
Сенат; 9) Верховный совет;
Палата представителей; 10) Палата общин;
Федеральное собрание; 11) Собрание народных представителей;
Палата лордов; 12) Муниципалитет;
Сейм; 13) Государственная дума.
6. Соотнесите времена года с названиями возрастных периодов согласно классификации Пифагора.
1) «молодой человек» 20-40 лет
2) «период становления» 0-20 лет
3) «старый и угасающий человек» 60-80 лет
4) «человек в расцвете сил» 40-60 лет
7. Какое из предложенных ниже слов характеризуют понятие «конституция»? Отметьте нужные слова.
Лидер; Гражданин; Декларация;
Кодекс; Государство; Обязанности;
Права; Диктатура; Закон.
Используя выбранные слова, приведите свое определение понятия «конституция».
8. Какое слово объединяет представленные ниже рисунки? Дайте определение этому понятию.
9. Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов не хватает сегодня на ТВ и в Интернете? Придумайте названия этим передачам и сериалам (2 сериала, 3 передачи).
10. Прочитайте текст. Укажите основную мысль прочитанного текста, запишите её. Какие вы видите преимущества у человека, получившего образование?
Люди живут группами с древнейших времен. Каждая группа, род, старалась держаться вместе и стремилась к сохранению этого сообщества даже после ухода из жизни его отдельных членов.
Чтобы сохранить род и его ценности, старшим следовало учить детей всему, что они знали сами, чтобы дети могли справляться с проблемами в будущем. Молодым людям приходилось учиться, чтобы сохранять традиции, знания и опыт группы. Таким образом, идея «образования» гораздо старше, чем сами школы.
Но с изобретением письменности школы стали насущной необходимостью. Требовалось особое обучение, чтобы овладеть письменностью. Умение читать и писать сделали возможным накопление и передачу знаний на недосягаемом до той поры уровне.
Повседневная жизнь в семье не могла обеспечить такое образование, поэтому нужно было особое учреждение, которое бы этим занималось. Это была школа.
Никто не знает, когда появились первые школы. Мы знаем только, что уже пять или шесть тысяч лет тому назад школы существовали в Египте, возможно, в Китае и в некоторых других странах.
Но лишь в XVIII веке стала распространяться идея о том, что образование способно улучшить человека и общество. И лишь около ста лет назад получение образования было признано правом каждого ребенка.
1. За каждый правильный ответ – 1 б
Максимально – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, иное – 0 баллов.
Трудовой договор: «усердная служба», «жизнь на подворье»
Заработная плата: три щелка по лбу, вареная полба
Максимально – 2 бала
5. За каждую верную позицию – 1 балл
4) Федеральное собрание
8) Совет Федерации
13) Государственная дума
Максимально – 2 балла
7. Права, государство, закон, обязанности.
Вариант определения – «высший закон государства».
Максимально – 3 балла.
Дается развернутое определение.
Максимально – 3 балла.
9.Задание носит творческий характер.
Максимально – 3 балла (четко выражена собственная мысль, прослеживаются причинно-следственные связи, приведены примеры)
10. Главная мысль: по мере развития человеческого общества необходимым стало появление образования и школ. Это помогло не просто передавать знания и опыт подрастающему поколению, но и стало важным правом каждого ребенка.
Преимущества: обладает знаниями в различных областях, имеет широкий кругозор, воспитан, умеет находить различную информацию и воспринимать ее, умеет общаться с другими людьми.
Максимально – 10 баллов.
Выбранный для просмотра документ 7 класс.docx
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2014-2015 учебный год
1. Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.
1.1. Игра в хоккей на траве является примером взаимодействия общества и природы.
1.2 . Человеческие возможности и способности зависят только от личных усилий человека.
1.3 . Отрицание правил – это признак правонарушения.
1.4 . Стремление человека приносить пользу своей стране является требованием закона.
. 1.5 . В современном обществе роль знаний, профессиональных качеств существенно возрастает.
2. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов каждого ряда:
А) Форинт, крона, реал, юань:
Б) Федерация, конфедерация, унитарное государство:
В) Интернет, радио, газеты, телевидение:
3.Установите правильную последовательность действий человека и запишите номера в нужном порядке.
1. Выбор необходимых средств;
2. Осознание потребности в чем-либо;
3. Анализ результатов;
4. Постановка цели;
5. Выполнение практических действий.
4. Используя все приведенные слова, составьте определения обществоведческих понятий , запишите это определение и самостоятельно назовите само понятие . Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
4.1 . Использование, должностное лицо, положение, личное, цели, свое, обогащение, служебное.
4.2 . Уровень, способности, высокий, развитие, личность, проявляющийся, достижения, творческие .
5.Расставьте виды потребностей в таблице.
В пище В лидерстве В признании В популярности
В одежде В безопасности Во сне
6.Вставьте пропущенные буквы и запишите термин напротив соответствующего ему определения:
Б_зн_с, кв_лиф_ка_ия, к_нкур_н_ия, н_тари_с, кр_дит, пр_в__ка.
Должностное лицо, в обязанности которого входит оформление разного рода юридических документов.
Сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.
Предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов и на условиях возвратности.
Деятельность, направленная на получение прибыли.
Степень и уровень профессиональной подготовки личности к какому-либо виду труда.
Соперничество предпринимателей за более выгодные условия производства и продажи товаров.
7.Работа с текстом. Найдите в тексте предложения, в которых заключены:
Ответы запишите в таблицу , данную ниже.
(А) Часть ученых считает, что в процессе изучения мира мышление играет более важную роль, чем чувства. (Б) Мышление необходимо человеку, ведь наши чувства часто дают неправильную информацию о мире. (В) Ложка в стакане воды нам кажется кривой, а то, что расположено дальше от нас, нам кажется меньше. (Г) Опираясь лишь на свои чувства в ходе изучения мира, люди часто совершают ошибки.
8. Логическая задача. Правильно ли сделан следующий вывод? Обоснуйте свой ответ.
Если в момент совершения преступления потерпевший оставил ссадины на руке преступника, то они должны быть на нем. На руках, лице и шее подозреваемого М. имеются ссадины. Следовательно, они оставлены потерпевшим?
9. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В пустые прямоугольники схемы запишите номера понятий и терминов.
1. Обязанность платить налоги; 2. Принадлежность лица к какому-то государству; 3. Права гражданина; 4. Гражданство; 5. Обязанности гражданина; 6. Право на жизнь; 7. Обязанность по защите Отечества; 8. Право на охрану здоровья.
10.Объясните юридическую задачу:
Сергею 10 лет, на его день рождения дядя подарил ему компьютер последней модели. На семейном совете было принято решение, что пользоваться им он будет самостоятельно. Может ли Сергей его продать, если захочет?
Чтобы помочь матери, Владимир, 14 лет, устроился на работу гардеробщиком в театр, работая с 16 до 24 ч. Нет ли здесь нарушений трудового законодательства? Все деньги он отдает больной матери.
11.Как одним термином называется явление, изображенное на всех
рисунках ? Каковы причины этого явления?
12. Как вы думаете, зачем в современных городах стараются сохранять историческую часть (храмы, улицы, здания)?
13. Заполните пропуски в тексте терминами. Ответы занесите в таблицу, в которой напротив буквы, обозначающей пропуск, укажите порядковый номер подходящего на ваш взгляд понятия.
«Природа побуждает человека к развитию и совершенствованию, когда определенных ________(А) в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить запросы человека. В данном случае ________(Б) природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных материалов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие ________(В) между людскими сообществами, живущими в разных регионах.
Влияние природы на общество всегда носило ________(Г). Солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка земли, ее кислородный слой – эти и подобные природные явления универсальны, они не знают границ государств, они одинаково воздействуют на всех».
3) глобальный характер
4) природная среда
6) технический прогресс
14. Прочитайте текст. Укажите основную мысль прочитанного текста, запишите её. Какие функции выполняет общение в процессе деятельности?
Предполагается, что любые формы общения включены в совместную деятельность людей: они не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности. Например, деятельный человек всегда общается: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение формирует единство задач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этого, факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями. Естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Для различения этих двух поводов общения ученые ввели понятие «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное. В определенных отношениях и ситуациях и то и другое сопряжено с человеческой деятельностью.
1 .За каждый правильный ответ 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5.
2. За каждый правильный ответ 1 балл
А) деньги / валюта
Б) формы государственного устройства
Максимально – 3 балла
Максимально- 2 балла
4. За правильное понятие – 1 балл, за правильное определение – 2 балла.
1. Использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения
2. Высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях личности.
Максимально – 6 баллов.
5. За каждую правильную позицию – 1 балл
в пище, в одежде, во сне, в безопасности,
в лидерстве, в признании, в популярности.
Максимально – 7 баллов
6. За каждую правильную позицию – по 1 баллу
Должностное лицо, в обязанности которого входит оформление разного рода юридических документов.
Сложившийся способ поведения в определенных ситуациях
Предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов и на условиях возвратности.
Деятельность, направленная на получение прибыли
Степень и уровень профессиональной подготовки личности к какому-либо виду труда
Соперничество предпринимателей за более выгодные условия производства и продажи товаров
Максимально – 6 баллов
Максимально – 2 балла.
8. Вывод неправильный, так как следы могут иметь другое происхождение. (1 балл)
Максимально- 7 баллов.
10. а) Нет, так как ему еще нет 14 лет, до достижения этого возраста он может осуществлять лишь мелкие бытовые сделки, продажа компьютера под это не подходит.
б) Его работа связана с пребыванием на рабочем месте в позднее и ночное время, что является недопустимым для труда несовершеннолетнего.
За правильный ответ – 1 балл, за пояснение – 2 балла.
Максимально – 6 баллов.
11. Экологический кризис.
За правильный ответ – 2 балла, за объяснение причин – 2 балла.
Максимально – 4 балла.
12. Задание носит творческий характер. Важно, чтобы была выражена главная мысль: историческую часть города берегут для потомков с целью сохранения и передачи исторической памяти, охраны культурного наследия.
Максимально – 3 балла (четко выражена собственная мысль, прослеживаются причинно-следственные связи, приведены примеры)
13. За каждую правильную позицию – 1 балл.
Максимально – 4 балла.
14. Верно указана основная мысль текста – связь общения и деятельности.
Перечислены основные функции общения – организационная. информационная, интеграционная и т.д.
Максимально – 8 баллов.
Выбранный для просмотра документ 8 класс.docx
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
2014-2015 учебный год
1 . Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.
1.1. Нельзя считать толпу примером межличностных отношений.
1.2. Договор на временное пользование чужой собственностью за определенную плату называется «Дарственная».
1.3. Малолетними закон называет детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет.
1.4. На военную службу призываются граждане Российской Федерации с 20-ти лет, состоящие на воинском учёте.
1.5. Термин «реклама» происходит от латинского « reclamo », что означает «выкрикиваю».
2. По какому признаку образованы ряды? Назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд.
2.1. Труд, игра, творчество, познание:
2.2. Труд, земля, предпринимательство, капитал:
2.3. Сословие, каста, класс:
2.4. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное:
2.5. Репродуктивная функция, рекреационная функция, хозяйственно-экономическая функция, функция первичного социального контроля:
3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.
3 . 1. Потребность в пище, потребность в общении, потребность в признании.
3.2. Средняя школа, гимназия, лицей, дом творчества юных.
3.3. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство.
4. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
4.1. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее .
4.2. «С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции , и обязались способствовать развитию свободной международной торговли».
4.3. «Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» — одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.
5. В приведенном ниже перечне определите причины и последствия экологического кризиса. Ответ внесите в таблицу.
а ) ухудшение среды обитания человека
б) грубые механические приемы земледелия
в) нерациональное использование ресурсов
г) исчезновение многих видов животных и растений
д) потребительское отношение к природе
е) увеличение промышленных отходов
ж) рост наследственных заболеваний
з) жизненный принцип «После нас хоть потоп»
6. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Сегодня сложно переоценить роль Интернета в ____________(1)_ течения потоков всевозможной ___________(2)_, а также в организации взаимодействия людей. Ведь _______(3)__ — есть способ взаимодействия людей друг с другом, а с появлением всемирной паутины оно вышло за рамки одного дома, города и даже одной страны. Бесспорно, много лет существовали и другие средства передачи информации на расстояния такие как почта, телефон, ______(4). В настоящее время электронная почта, всевозможные форумы, _______(5) для многих стали важным аспектом повседневности. Общение посредством Интернета не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Поскольку Интернет — это __________(6) паутина, через нее общаться могут люди из разных стран. Это дает человеку возможность исследовать _________(7) других стран и давать иностранцам представление о своей. Таким образом, Интернет, охватывая почти все уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной ____________(8), которая способствует сближению народов и росту их как _______________(9), так и межнационального самосознания.
А) общение Б) телеграф В) культура
Г) коммуникации Д) блоги Е) информация
Ж) всемирная З) национального И) организации
7. Решите логическую задачу.
Алиса, Лев и Единорог
Однажды Алиса повстречала Льва и Единорога, отдыхавших под деревом. Странные это были существа. Лев лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни недели. Единорог же вел себя иначе: он лгал по четвергам, пятницам и субботам и говорил правду во все остальные дни недели. Они высказали следующие утверждения:
Лев — Вчера был один из дней, когда я лгу.
Единорог — Вчера был один из дней, когда я тоже лгу.
Из этих двух высказываний Алиса сумела вывести, какой день недели был вчера. Что это был за день?
8. Решите юридическую задачу.
Несовершеннолетние Примочкин (14лет) и Галочкин (16) разрисовали баллончиками с краской здание Художественного музея. Их привлекли к административной ответственности. Правомерно ли это?
9. Ниже приведены изображения культурной практики (и возникшего на его основе политического института), которая в исторической перспективе представляет определенную последовательность.
А. Б. В.
Назовите изображенный на иллюстрациях политический институт и укажите эпохи, к которым он относится. Запишите их в исторической последовательности. В каком случае этот институт пользовался наибольшей властью?
10. Прочитайте текст и выполните задания.
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий. Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
10.1. В каких четырех сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта?
10.2. В чем состоит, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления конструктивной роли конфликта
10.3. К какому виду конфликтов можно отнести:
Куликовскую битву (1380 г.) —
Церковный раскол (50-е гг. XVII в.) —
Шахтерские забастовки в XX в —
ссору с приятелем —
10.4. Приведите пример этнического (этно-политического) конфликта. Укажите когда, (годы или век) в какой стране и между кем произошел конфликт.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Готовимся к олимпиаде по обществознанию
консультация по обществознанию на тему
Готовимся к олимпиаде по обществознанию. Примерные задания.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_razlichnykh_tipov_zadaniy_predlagaemykh_dlya_primeneniya_na_shkolnom_i.doc | 352 КБ |
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Предварительный просмотр:
Примеры различных типов заданий,
предлагаемых для применения на школьном и муниципальном этапах олимпиады
Задания с рядами
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1. Обычай, прецедент, закон.
2. Эпос, былины, предания, сказки.
3. Осуждение, бойкот, похвальная грамота, почетное звание.
Ответ: 1. Источники права. 2. Формы народной культуры. 3. Социальные санкции.
2. Заполните пропуск в ряду.
1. Производство, ………, распределение, потребление.
2. Буржуазия, класс; кшатрии, каста; дворянство, ……
3. Преступления небольшой тяжести, до двух лет лишения свободы, преступления
средней тяжести, …………, тяжкие преступления, не более 10 лет, особо тяжкие, более
Ответ : 1. Обмен. 2. Сословие. 3. Не более пяти лет.
3. Что является лишним в ряду? лишнее слово подчеркните и объясните,
почему вы так решили.
1. Республика, монархия, федерация.
2. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
3. Административное право, гражданское право, семейное право.
1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные
термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли
4. Заполните пропуск в ряду.
1. А.Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К.Маркс,
«Капитал»; ………………………. «Общая теория занятости, процента и денег».
2. Н.Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о
государственном правлении», Ж.Ж.Руссо , «Об общественном договоре».
3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, …….
закона Президентом РФ, опубликование закона.
4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.
5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .
Ответ : 1. Дж.М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия.
Выбор из перечня
1. Найдите в приведенном перечне категории населения, которые включаются
в численность рабочей силы и обведите цифры, под которыми они указаны, в
2.Частично занятые на производстве.
3. Не имеющие работы, но активно ее ищущие.
4. Отбывающие срок заключения в тюрьмах.
5. Работающие по гибкому графику.
6. Работающие по вахтовому методу.
7. Студенты дневного обучения.
2. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий,
принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.
1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ»,
«провозвестница истинного света» (Боэций).
2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).
3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного
товара или услуги» (К.Макконнелл, С.Брю).
Ответ : 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.
Определение правильности или ошибочности утверждений
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не
1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам
граждан, регулируются нормами трудового права.
2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень
аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.
3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-
либо идеологии в качестве государственной.
4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких
убытков, связанных с его деятельностью.
6. Государство не является единственным носителем политической власти.
7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.
8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом
проявляется целостность политической системы.
9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах,
что обеспечивает общеобязательность их предписаний.
10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его
1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.
Соответствие имени ученого и высказанных им идей
В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.
Практические задания на знания содержательных модулей курса
Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную
Продавец Иванов перешел из государственного магазина на работу в частное торговое предприятие. Через 11 месяцев летом Иванов попросил предоставить ему очередной отпуск, на что владелец магазина сказал: «Сейчас самая горячая работа. Так что в отпуск пойдешь осенью». На попытку Иванова сослаться на трудовое право ответил: «Это в государственном магазине ты мог «качать права», а здесь я хозяин, и для тебя мое решение – закон»
Ответ : Позиция владельца магазина противоречит нормам трудового права, которые
регулируют трудовые правоотношения работников предприятий, учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Работа со схемами
1. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов .
1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.
2. Нарисуйте схему, которая отражает принципы взаимодействия государства,
права и личности в демократическом правовом государстве. Используйте три
термина: «государство», «право», «личность».
Задания с иллюстративным рядом
Перед вами портреты (в данных материалах не представлены) мыслителей и ученых, внесших вклад в развитие наук об обществе и человеке. Они объединены в две группы.
1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.
2. Объясните, какой критерий, значимый с точки зрения истории науки, положен в основу
группировки в каждом случае.
Группа 1 – российские мыслители: А.И.Герцен, В.С.Соловьев, В.И.Вернадский,
И.А.Ильин. Группа 2 – мыслители эпохи Просвещения: Б.Франклин, Ж.Ж.Руссо, А.Смит
Грамотность написания обществоведческих терминов
Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка
2. М…н…т…ризм – экономическая теория.
3. Д…в…рс…фикация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые
4. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.
5. …кси…логия – учение о ценностях.
6. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.
7. Стр…т. ф..кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
8. Л…г…тимность – законность.
9. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
10. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
1. Конформизм. 2. Монетаризм. 3. Диверсификация. 4. Дивиденд. 5. Аксиология. 6. Дискриминация. 7. Стратификация. 8. Легитимность. 9. Сепаратизм. 10. Глобализация.
Задания на знание обществоведческих понятий
1. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
1. Времена кризиса нередко сопровождаются снижением покупательной способности денежной единицы .
2. На протяжении жизни человек может изменить свое положение в общество, которое о занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией семейным положением.
Ответ: 1. Инфляция. 2. Социальный статус.
2. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух
понятий. Назовите эти понятия.
Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.
1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления
2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.
Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть.
2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу,
стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.
Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
По г о р и з о н т ал и . 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предметы познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Причина, движущая сила какого-либор процесса. 11. Мераположительного или отрицательного воздействия. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.
По горизонтали. 1. Семья. 3. Респондент. 4. Владение. 5. Потребность. 6. Референдум. 7. Личность. 8. Истина. 9. Сознание. 10. Фактор. 11. Санкция. 12. Маргинал. 13. Племя.
По вертикали. 2. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.
Задания на соответствия
Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие ЦИФРЫ и БУКВЫ в нужные графы. Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний
1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……. ». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .
Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5
2. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию или имя
мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму.
Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую
он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка.
1. ……… раскрыл истории законы,
пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)
2. По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)
3. Прочел он Гиббона, …… ,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин).
4. Мы диалектику учили не по ………. .
Бряцанием боев она врывалась в стих,
когда под пулями от нас буржуи бегали,
как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)
1. К.Маркс, XIX в., экономист, социолог, философ. Смысл: Поэт имеет в виду взгляд Маркса на историю как на закономерный процесс, подчиненный ряду законов (соответствия производительных сил и производственных отношений, классовой борьбы и др.) и его положение о диктатуре пролетариата. 2. И.Кант, XVIII – начало XIX в., философ. 3. Ж.Ж.Руссо, XVIII в., философ. 4. Г. Гегель, вторая половина XVIII – начало XIX в., философ.
Задания по тексту
1. Президент США Ф.Д. Рузвельт, характеризуя общественный прогресс, подчеркивал: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».
1. Что такое прогресс?
2. Какой критерий прогресса предложил Ф.Д.Рузвельт?
3. Какие иные критерии прогресса вам известны?
Ответ: 1. Направленное движение от менее совершенного в более совершенному. 2. Способность общества заботиться о недостаточно обеспеченных слоях населения. 3. а) Совершенствование техники, б) прогресс науки, в) развитие разума, г) постепенное приближение к правовому устройству, д) рост сознания свободы, е) развитие производительных сил, ж) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, з) все, что способствует возвышению гуманизма. Возможны другие правильные критерии.
2. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.
В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане . Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых. Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя. Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало- помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.
1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки,
отличавшие древность от первобытности.
3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?
Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения.
Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени.
Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах.
Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.
3. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.
Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию,
от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.
1) перерисовав таблицу, озаглавить ее колонки;
2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;
3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;
4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы.
1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом.
2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения
производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране.
📸 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Типы Химических Связей — Как определять Вид Химической Связи? Химия 9 классСкачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать
Cловосочетание | Русский язык 4 класс #7 | ИнфоурокСкачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Какое из словосочетаний в переносном значении? Прямое и переносное значениеСкачать