- Разбор простого и сложного словосочетания
- Синтаксический разбор. Образец разбора словосочетания
- Общие правила разбора
- Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?
- Типичные ошибки при синтаксическом разборе:
- Синтаксический разбор словосочетания
- План разбора
- Образец разбора
- Типы словосочетаний по главному слову
- Виды подчинительной связи в словосочетании
- Синтаксический разбор простого словосочетания.
- План синтаксического разбора словосочетания.
- Пример разбора словосочетания.
- 🎬 Видео
Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Разбор простого и сложного словосочетания
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
- Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным : три товарища, пятеро из нас;
местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
- Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
- Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
- Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
- Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
- Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
- Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
- Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
- Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. - Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
- Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Синтаксический разбор. Образец разбора словосочетания
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Общие правила разбора
Синтаксический разбор позволяет обобщить и систематизировать все имеющиеся сведения о словосочетании и предложении, помогает увидеть структуру синтаксических единиц, правила их построения, а значит, правильно расставлять знаки препинания, строить собственные высказывания без грамматических ошибок.
Для каждой синтаксической единицы: словосочетания, простого предложения, сложного предложения – выполняется отдельный вариант разбора.
Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?
- Распознавать различные виды и средства синтаксической связи.
- Знать характеристики словосочетаний и классификацию предложений, признаки и способы выражения всех членов предложения.
- Чётко различать двусоставные, виды односоставных и неполные предложения.
- Знать разновидности осложнённых предложений
- Знать классификацию сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
- Распознавать средства связи в сложном предложении.
Типичные ошибки при синтаксическом разборе:
- Неправильное выделение словосочетания из состава предложения.
- Неверная характеристика типа сказуемого.
- Смешение частей речи и членов предложения.
- Неправильное определение видов односоставных предложений.
- Неразличение неполных и односоставных предложений.
- Смешение понятий простого и сложного предложения.
- Ошибки в характеристике способов осложнения простого предложения.
- Неверная характеристика типов сложного предложения.
- Неразличение союзов и союзных слов.
Среди заданий ЕГЭ есть задания на определение вида подчинительной связи в словосочетании, вида связи в сложном предложении, поэтому умение делать синтаксический разбор является очень важным в подготовке к ЕГЭ.
Видео:Синтаксический разбор простого предложенияСкачать
Синтаксический разбор словосочетания
Словосочетание является «материалом», из которого строятся предложения.
План разбора
- Выписать словосочетание из предложения.
- Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово.
- Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова.
- Назвать тип словосочетания по главному слову.
- Определить вид подчинительной связи.
Образец разбора
В избушке (какой?) маленькой.
- существительное + прилагательное;
- именное;
- согласование.
(главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).
- глагол + предлог + существительное в предложном падеже;
- глагольное;
- управление.
(главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.).
- глагол + предлог + существительное в творительном падеже;
- глагольное;
- управление.
(зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).
Типы словосочетаний по главному слову
Имя существительное, которое может распространяться:
- прилагательным (интересная книга, медленный танец, осенние листья);
- существительным (стакан молока, искры от костра, скульптура из дерева);
- местоимением (моя комната, ваши слова, свой дом):
- порядковым числительным (пятый класс, восьмое марта, двенадцатую ночь):
- наречием (прогулка пешком, экскурсия верхом, движение напролом);
- неопределённой формой глагола (мечта уехать, надежда выздороветь, желание помочь);
- причастием (растущее дерево, спиленный тополь, улыбающийся ребёнок).
Имя прилагательное, способное распространяться:
- именем существительным (бледный от болезни, красный от смеха, смуглый от загара);
- местоимением (важный для всех, известный каждому, любимый нами);
- наречием (очень весёлый, слишком откровенный, довольно старый);
- неопределённой формой глагола (готов помочь, должен сказать).
Имя числительное с зависимым словом:
- именем существительным (первый в строю, двое из ларца, один дома);
- причастием (двое из вошедших, один из провожающих, первый попавшийся);
- местоимением (трое из нас, первый из вас, два среди всех);
- числительным (первый из восьми, четыре из пяти, один из ста);
- наречием (второй справа, первый впереди, двое слева).
Местоимение с зависимым словом:
- прилагательным (что-нибудь интересное, кто-то известный, нечто красивое);
- причастием (кто-то кричащий,нечто волнующее, что-то грохочущее);
- существительным (кто-то из учеников);
- местоимением (каждый из них, всякий из вас).
- существительное (купить молока, сесть в поезд);
- местоимение (узнать обо всём, рассказать ему);
- наречие (громко петь, весело смеяться);
- неопределённую форму глагола (просил написать, хочет увидеть);
- деепричастие (ушёл не оглядываясь, рассказывал сидя).
Глагольными также являются словосочетания с главным словом, выраженным особыми формами глагола – причастием и деепричастием (потемневшие от гнева, надеясь на победу).
- существительным (незадолго до отправления, поблизости от поезда);
- местоимением (далеко от меня, близко от нас);
- другим наречием (слишком мало, очень тяжело).
Виды подчинительной связи в словосочетании
- Согласование – уподобление зависимого слова главному в общих для них грамматических категориях.
- грамматическая основа предложения (я возмутился);
- сочетание знаменательного и служебного слов (около дома);
- однородные члены (лёд и вода);
- сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
- фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).
Умение вычленять из предложения словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому поможет при выполнении синтаксического разбора предложения.
Ольга! Спасибо огромное за такой подробный разбор сложного предложения. Завела папку для сына, мы на пару разбирались с вашими рекомендациями, распечатали и вложили в папку. Она у нас особая: сын воспринимает только те правила, над которыми работал сам, а не слушал от учителя. Справочные сайты нам не подходят — они либо слишком сухие, либо слишком адаптированные под ленивый школьный ум:). У вас — тот же урок, но самостоятельного изучения. Сын горд, что переварил все, что вы здесь дали)). Удачи вам, будем вашими читателями.
Решил проверить, что же я помню со времён школьной скамьи? Да, должен признаться, что-то да позабыл, но с вашей подробной статьёй всё себе вновь напомнил. Спасибо большое. Теперь, если дети будут обращаться ко мне за помощью с домашним заданием, смогу им и помочь, и объяснить. Ещё не раз буду обращаться к вашему сайту, к вашим статьям.
Спасибо, Михаил. Очень рада, что сайт Вам помог.
Огромное спасибо за Ваш труд и готовность делиться своими открытиями. Неоценимый материал для себя нашла в разделе «Работа с одаренными детьми»
Рада, что Вам что-то пригодилось. Удачи в работе!
Ольга Анатольевна, помогите, пожалуйста, правильно выделить словосочетания из предложения:
Лесная мышь свила гнездо из травинок и стебельков.
Свила (из чего?) из травинок или Гнездо (из чего?) из стебельков.
Спасибо.
Свила (что?) гнездо, гнездо (какое?) из травинок; во втором словосочетании зависимое слово является несогласованным определением.
Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.
Уважаемая Ольга Анатольевна! Большое вам …
Простым и понятным языком очень доступно …
Нет, не безличное, это двусоставное пред …
Рада помочь, пользуйтесь, желаю успеха!
Отличный материал. Наглядно и почти исче …
Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал. Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.
С ув. Ольга Дьяченко.
Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.
На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.
Видео:ЧТО СКРЫВАЕТ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ?Скачать
Синтаксический разбор простого словосочетания.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
План синтаксического разбора словосочетания.
Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.
В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).
Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).
Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.
Видео:Схема предложенияСкачать
Пример разбора словосочетания.
На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.
Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.
На улице поднялся
Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога «на». Смысловые отношения обстоятельственные.
Солнце — главное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.
Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.
Спряталось за тучи
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «за». Смысловые отношения — обстоятельственные.
🎬 Видео
Русский язык 8 класс : Синтаксический разбор словосочетанийСкачать
Как правильно делать синтаксический разбор предложения?Скачать
Русский язык 9 класс (Урок№20 - Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложен.)Скачать
Русский язык 11 класс 11 неделя Синтаксический разбор словосочетаний и предложенийСкачать
Русский язык 9 класс. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложенияСкачать
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Как сделать синтаксический разбор предложения? Практика по Второстепенным членам.Скачать
Русский язык 8 класс: синтаксический разбор словосочетанияСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№38 - Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предлож.)Скачать
Синтаксический разбор простого предложения. Видеоурок 43. Русский 5 классСкачать