- ГДЗ литература 7 класс, Коровина В.Я. Ищу ответ на вопрос: Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена
- Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена
- Ответ
- Словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»). Презентация к уроку литературы на тему «А.С.Пушкин «Борис Годунов»
- 📸 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
ГДЗ литература 7 класс, Коровина В.Я. Ищу ответ на вопрос: Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена
Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «Воздыхал о мирном житии», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
«Мой труд усердный, безымянный» — летопись, которая не подписывается автором.
«Спасителя смиренно умоляют» — молятся Богу. «Минувшее проходит предо мною» — Пимен вспоминает. «Не сетуй» — не сожалей.
«Ничтожность мирских сует» — нет ценности в том, что делает человек в жизни.
«Державный государь» — правящий держаной парь.
«Державные печали» — проблемы державы, которые тревожили царя.
«Преставился» — умер.
«Описывай, не мудрствуя лукаво» — не анализируя того, о чем пишет.
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена
Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «Воздыхал о мирном житии», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Ответ
Слова и словосочетания, характерные для речи Пимена.
«Книжному искусству вразумил».
«Пыль веков от хартий отряхнув».
«Да ведают потомки православных».
«Благослови Господь / Тебя и днесь, и присно, и вовеки».
«Тогда уж и меня / Сподобил бог уразуметь ничтожность / Мирских сует…»
«Он царские чертоги / Преобратил в молитвенную келью…»
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»). Презентация к уроку литературы на тему «А.С.Пушкин «Борис Годунов»
Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”.
«Борис Годунов» — высочайшая вершина русской исторической реалистической драматургии.
Образ Бориса Годунова в драме неоднозначен — Пушкин не стал рисовать его ни в исключительно черных, ни в исключительно светлых тонах. пушкин годунов трагедия литературный
Речь Бориса Годунова торжественна, выразительна и грамотна в обращении к патриарху и боярам:
Ты, отче патриарх, вы все, бояре,
Обнажена моя душа пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем.
Сколь тяжела обязанность моя.
Но когда Борис остается с собой наедине, его монолог, обращенный к Богу, звучит не так величественно. Речь печальна и одинока, полна раскаяния за содеянное и предчувствия кары:
Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной —
Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
Предчувствую небесный гром и горе.
Мне счастья нет…
В этом монологе автор будто бы хочет показать Годунова таким же простым человеком как все. Следует отметить, что не смотря на свое злодеяние, автор не выставляет Бориса каким-либо тираном или монстром. Царь очень переживает из-за того, что весь народ считает его убийцей и винит во всех смертях:
В семье моей я мнил найти отраду,
Я дочь мою мнил осчастливить браком —
Как буря, смерть уносит жениха…
И тут молва лукаво нарекает
Виновником дочернего вдовства —
Меня, меня, несчастного отца.
В этом отрывке используется тавтология — повторение глагола «мнил» два раза. Мне кажется, что автор это сделал специально, чтобы показать простоту и разговорность речи. Царь при боярах и вельможах не позволил бы себе подобного. Также использование слова «дочернего» свидетельствует о простоте царя, о его близости к народу. Но все же нужно отметить, что в период монолога-откровения Бориса Годунова, он находился один.
В сцене в царских палатах царь несколько раз меняет свою речь. Вначале, когда он общается со своими детьми Ксенией и Федором. Обращаясь к дочери, он говорит: «милая моя», «дитя мое», «душа моя». Причина подобной ласки обусловлена не только тем, что Ксения дочь царя, но также тем, что Борис чувствует свою вину в несчастии родного чада:
Дитя мое! Судьба мне не сулила
Виновником быть вашего блаженства.
Я, может быть, прогневал небеса,
Я счастие твое не мог устроить…
Также, возможно, что такие теплые обращения к Ксении, только потому, что она женщина и это просто обычное почтение. Ведь с сыном царь разговаривает несколько по-другому, не употребляя таких ласковых выражений:
Учись, мой сын, и легче и яснее
Державный труд ты будешь постигать…
Затем в действие входит Шуйский. В разговоре с ним царь поначалу очень решителен и строг:
Послушай, князь: взять мря сей же час;
Чтоб от Литвы Россия оградилась
Заставами; чтоб ни одна душа
Не перешла за эту грань; чтоб заяц
Не прибежал из Польши к нам…
Но затем уверенность царя мимолетно проходит, он заметно нервничает и в его речи чувствуется немного отчаяния:
Постой. Не правда ль, эта весть
Затейлива? Слыхал ли ты когда,
Чтоб мертвые из гроба выходили
Допрашивать царей, царей законных,
Назначенных, избранных всенародно,
Увенчанным великим патриархом?
Смешно? а? что? Что ж не смеешься ты?
Но после ухода Шуйского царь пытается прийти в себя. Набирается прежней решительности и смелости:
Безумец я! Чего ж я испугался?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха —
Но призирать не должно ничего…
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
Речь Бориса в царской думе была очень уверенной и резкой. Чтобы не быть трусом в глазах патриарха и бояр. В монологе чувствуется военный ритм, будто топот марширующих:
Мне свейский государь
Через послов союз свой предложил;
Но не нужна нам чуждая помога:
Своих людей у нас довольно ратных,
Чтоб отразить изменников и ляха.
Диалог с юродивым немногословен. Даже после тех слов, которые Николка сказал царю, Борис по-народному говорит:
Молись за меня, бедный Николка.
В одной этой фразе слышится раскаяние, просьба сочувствия и покорность. Последний монолог Бориса Годунова обращен к сыну Федору — наследнику престола. В своей речи царь называет его «милый сын» и дает последние советы:
В семье своей будь завсегда главой;
Мать почитай, но властвуй сам собою —
Ты муж и царь; люби свою сестру —
Ты ей один хранитель остаешься.
Но когда приходит патриарх, святители и боре, царь все еще ведет себя достойно и гордо:
Повремени, владыка патриарх,
Я царь еще: внемлите вы, бояре…
Борис Годунов не положительный персонаж, ведь он убил ребенка. Но через его своеобразие речи, можно понять, как он несчастлив и как страдает от этого. В речи Бориса есть все, что необходимо иметь царю. Со своими подчиненными он держит себя уверено и строго, с детьми — просто и по родительски. Он эмоционален, что, безусловно, проявляется в речи, когда Годунов предчувствует опасность. Но если бы Александр Сергеевич Пушкин так не насыщал речь Бориса Годунова, то было бы невозможно его понять.
Цель : знакомство учеников с содержанием трагедии Пушкина; определить конфликт трагедии; показать значение проблем, поставленную Пушкиным в трагедии.
Методические приемы: лекция учителя; реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам.
Оборудование: иллюстрации к трагедии, С. Галактионова, ЗГ. Перова; фрагмент оперы «Борис Годунов» Мусоргского; словари.
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
2. Проверка домашнего задания.
3. Лекция учителя
Трагедия «Борис Годунов» создавалась как воплощение мысли Пушкина об «истинном романтизме», т. е. О таком описании жизни, которое сегодня принято называть реализмом. Пушкин воплотил себя не только как поэт, но и как историк.
В 1854 г. умер русский царь Иван Грозный. На престол взошел его сын Фёдор, отличавшийся своим кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и очень мало подходивший на роль правителя огромной страны, раззоренной опричниным террором и продолжавшийся четверть века войной за земли в Прибалтике. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей») играя с ребятишками в ножички (?), неожиданно стал биться, кататься по земле — и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти Димитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.
После того, как в 1598 г. царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушенный и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.
В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведенное расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке. Возможно, он какие-то связи с оппозицией Годунова в боярской среде. Известно во всяком случае, что он был как-то близок к Романовым. Как написал, Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».
С начала Х века в России резко «возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» , старшего друга Пушкина. Его многотомный труд хорошо знал и высоко ценил. Он не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошел после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.
Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова. Нам предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой мы познакомимся с двумя персонажами трагедии: Григорием Отрепьевым, будущим Димитрием Самозванцем, и старцем Пименом, монастырским летописцем.
3. Чтение фрагмента «Ночь. Келья в Чудовом монастыре»
Задание: Найдите в словаре (Даля или Ожегова) или вспомните определение архаизмов днесь, присно смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье.
5. Характеристика героев
Опираемся на вопросы и задания учебника (с. 119-120).
1. Вопросы по образу Пимена.
Как характеризуют Пимена его собственные слова?
Как Пимен относится к своему труду летописца? (Пимен воспринимает свой труд как «. долг, завещанный от Бога» понимает необходимость памяти: «Да ведают потомки православных/ Земли родной минувшую судьбу. ».)
Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? —
Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена?
Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «дела, кровавого греха» -убийства царевича Димитрия, он «мало вникал в дела мирские».)
Как Пимен относится к Григорию?
Как характеризует Пимена отношение к Григорию?
Как характеризует Пимена раздумья и размышления Григория?
Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не — ведает ‘ни жалости, ни гнева»?
Каковы особенности речи летописца?
Вопросы по образу Отрепьева
Только ли царей винит в преступлениях Пимен? («Прогневали мы Бога, согрешили. »)
Чем для вас интересен облик и характер летописца?
2. Вопросы по образу Отрепьева. —
Можно ли назвать сон Григория вещим?
Как сои Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает как обитателей «муравейника».)
Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Димитрий — ровесник Григория.)
Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?
(..Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
«А мой покой бесовское мечтанье тревожило
И враг меня мутил. »
Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем?
(Григорий мысленно обращается к царю Борису: «И не уйдешь ты от суда мирского, / Как не уйдешь от Божьего суда». В этих словах — желание восстановить справедливость, но способ, выбранный Григорием, уже изначально неправеден.)
Какие черты мы замечаем в Григории? Подтвердите текстом (Жажда власти, стремление к богатству неразборчивое честолюбие.)
Подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: (“простодушие”, «умилительная кротость», мудрость и усердие.
«Борис Годунов» — пьеса не тёлько о личной трагедии царя и народа, ввергнутого по его вине в пучину бед и испытаний.
Послушаем музыкальную иллюстрацию фрагмент оперы Мусоргского «Борис Годунов».
1. Подготовить выразительное чтение отрывка сцены в Чудовом монастыре.
2. Написать сочинение по любой иллюстрации к пьесе: «Характер Пимена в моем представлении и в представлении художника»
Описание презентации по отдельным слайдам:
А. С. Пушкин драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Урок литературы в 7 классе Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам А. С. Пушкин.
2 слайд
Цели: дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом драмы; углубить представление о драматических жанрах; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников. Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста. Оборудование урока: иллюстрации к драме «Борис Годунов».
3 слайд
В 1584 г. Умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разорённой опричным террором.
4 слайд
5 слайд
После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге.
6 слайд
Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом (так гласит официальная версия). Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.
7 слайд
После того, как Фёдор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.
8 слайд
В 1603 году до Москвы дошёл слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
10 слайд
С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время– период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся с появлением в Польше Самозванца. Н. М. Карамзин
11 слайд
Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург». Ответьте на вопросы: К какой теме обращается А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»? Почему слова Пимена о Борисе воспринимаются как отзвук грозного «мнения народного»? Что пишет о Борисе Годунове литературовед Г.Фридлендер? Какие черты характеры положены у Пушкина в основу образа Самозванца? Кто такой патриарх? (запишите в тетрадь толкование этого слова. Работа с учебником.
12 слайд
Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.
13 слайд
Углубление представления о драматических жанрах. ДРАМА – (гр. drama — действие) – один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля). В другом значении термин «драма» обозначает один из жанров драматургии (в отличие от комедии и трагедии). ДРАМАТУРГИЯ – собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре. ТРАГЕДИЯ – вид драмы, противоположный комедии. Драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.
14 слайд
Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре» Словарная работа. ХАРТИЯ – старинная рукопись, документ. ВЕЧЕ – в Древней Руси собрание горожан. ДЬЯК – в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения. ПРИКАЗ – в Московском государстве 16-17веков учреждение. КРОМЕШНИКИ – здесь опричники (по старинным понятиям, грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад). ИГУМЕН – настоятель монастыря. АЛКАТЬ – сильно желать. ОБЕТ – торжественное обещание, обязательство. СХИМА – монашеский чин, налагающий самые строгие правила. ЗАНЕ – потому что, так как. ДНЕСЬ – ныне, сегодня; теперь, в настоящее время. ПРИСНО – всегда, во все времена. ОТРОК – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей. ИНОК – православный монах. КЕЛЬЯ – отдельная комната монаха в монастыре.
15 слайд
Характеристика героев. Вопросы по образу Пимена: — С помощью каких средств автор рисует образ летописца? — Как характеризуют Пимена его собственные слова? — Как Пимен относится к своему труду летописца? — Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? — Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена? — Какое событие изменило судьбу Пимена? — Как Пимен относится к Григорию? — Как характеризует Пимена отношение к Григорию? — Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? — Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? — Каковы особенности речи летописца? — Только ли царей винит в преступлениях Пимен? — Чем для вас интересен облик и характер летописца?
16 слайд
Характеристика героев. Вопросы по образу Отрепьева. — Можно ли назвать сон Григория вещим? — Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? — Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия? — Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? — Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений — Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем? Григорий. Художник В. Фаворский. 1944–1955
17 слайд
Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское происхождение давало ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:
Ты воевал под башнями Казани,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Ты рать Литвы при Шуйском отражал!
Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:
Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать, «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны …
Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.
Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю …
Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:
Я долго жил и многим насладился,
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел.
Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца», говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.
Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили: О страшное, невиданное горе! Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий, выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа. Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что, когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».
/ / / Словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)
Летописец – важный персонаж в драме Александра Пушкина « ». Этот человек появляется лишь в одной сцене, но имеет большое значение. Его речь – кладезь историзмов и образных словосочетаний. Анализируя его речь, мы соприкасаемся с эпохой, которую описывает он в своей летописи. Представляем вам небольшой словарик слов и словосочетаний, характерных для речи центрального героя пьесы. Здесь вы найдете, как значения отдельных слов, так и значение отдельных выражений.
1. «Сказанье» — повествование в прозе, которое имеет легендарный или исторический сюжет. В данном случае подразумевается летопись, отображающая исторические события.
2. «Книжному искусству вразумил» — Подвел к пониманию, как правильно писать книгу.
4. «Пыль веков от хартий отряхнув» — буквально можно понять, как вытереть давнюю пыль с рукописи. Так как хартия – это важный документ, старинная рукопись или же материал, на котором она пишется. Пыль веков говорит о давности рукописи.
5. «Да ведают потомки» — чтобы узнали будущие поколения. Ведать – знать; потомки – люди будущих поколений.
6. «На старости я сызнова живу» — слово «сызнова» означает вновь, снова. Найти новый смысл жизни в старости.
7. «Минувшее проходит предо мною» — события прошлых лет возникают в виде образов перед ним.
8. «Море-окиян» – это народно-поэтическое выражение. Имеется в виду необозримый, необъятный водный простор.
9. «Младая кровь играет» — избыток жизненной энергии, характерный для молодых людей. В данном случае подразумевается, что молодой человек жаждет приключений.
10. «Безумные потехи юных лет!» — Безумные развлечения в молодости.
11. «Не сетуй» — Не жалуйся.
12. «Женская лукавая любовь» — Неискренняя любовь хитрой женщины.
13. «Ведаю блаженство» — Познать духовное счастье.
14. «Златый венец тяжел им становился: Они его меняли на клобук» — Златой венец – золотая корона, которую носили цари. В переносном значении подразумевается, что царская судьба может быть не простой, не все могут справиться с обязанностями царя. Меняли его на клобук – значит, что некоторые цари оставляли трон и уходили в монастырь. Так как клобук – это шапка монаха, шапка смирения.
15. «Ничтожность мирских сует» — повседневные заботы не имеют большой ценности. Для монаха такие заботы больше не имеют ценности, важны лишь духовные занятия.
16. «Владыка» — правитель, наделенный безграничной властью. В данном случае подразумевается русский царь.
17. «Нарекли» — назначили, дали полномочия.
18. «Описывай, не мудрствуя лукаво» — описывай без собственных комментариев. В произведении летописец так наставляет своего ученика. Он говорит, что летопись должна писаться беспристрастным языком, правдиво.
19. «Царские чертоги» — Роскошное здание, дворец, владения царей.
20. «Воздыхал о мирном житие Молчальника» — мечтал о спокойной жизни монаха.
📸 Видео
Все способы словообразованияСкачать
Стили речиСкачать
Секреты Грамотной РечиСкачать
Тест на СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. Необычные словаСкачать
Что почитать, чтобы говорить красиво?Скачать
Происхождение слов и словарь Фасмера | Наука побеждаетСкачать
Вводные слова, ставь запятые правильно | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Формирование значения слов — Светлана ЕвграфоваСкачать
Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать
Профессии || Русский словарьСкачать
Диалектные и профессиональные словаСкачать
Как формируется речь? / Елена ВорошиловаСкачать
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИСкачать
Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИСкачать
Цикл "Беседы о русской речи". "Стили речи". Часть перваяСкачать