Видео:Николай Цискаридзе о Мариусе Петипа и его постановкахСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 2894
Вопрос № 256574 |
Добрый вечер, подскажите пожалуйста как правильно поставить ударение в фамилии Поляхова, и если можно объясните Ваш ответ. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правил постановки ударения в фамилия х не существует. Место ударения определяет носитель фамилии.
Вопрос № 256571 |
Склоняется или нет фамилия Кузьмич
Ответ справочной службы русского языка
Мужская фамилия Кузьмич склоняется, женская – нет.
Вопрос № 256566 |
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, склоняется ли мужская фамилия Чимпоеш и другие «отглагольные»? Чимпоеша, Чимпоешу, Чимпоеша, Чимпоешем (или -ом). Так?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, именно так нужно склонять эту мужскую фамилию. Выбор окончания в творительном падеже зависит от ударения: под ударением О, в безударной позиции Е.
Вопрос № 256543 |
Здраствуйте, хотелось бы значть склонение фамилии «Жадовец», в частности на вопрос «кому?». Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Женская фамилия Жадовец не склоняется. Если речь идет о мужской фамилии, предпочтительно: Жадовецу, допустимо: Жадовцу.
Вопрос № 256533 |
Добрый день! Склоняются ли по падежам фамилии, в частности украинские (заканчивающие на «ук» «юк»)? Если склоняются, то как насчет фамилий других национальностей?
Ответ справочной службы русского языка
Склонение фамилии зависит в первую очередь от того, на какой звук оканчивается фамилия – согласный или гласный (если на гласный – то на ударный или безударный). При этом происхождение фамилии в большинстве случаев не имеет значения. Если говорить о фамилия х, оканчивающихся на согласный -к , то женские фамилии такого типа несклоняемы, а мужские (независимо от происхождения) должны склоняться. Подробно о склонении фамилий разных типов см. в «Письмовнике».
Вопрос № 256525 |
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, склоняется ли женская фамилия Билида Наталья?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 256497 |
Фамилии французского происхождения, с окончанием на ударную букву «а», по правилам, не склоняются ( Дюма, Лома, Петипа) — это всё понятно, но а такие вот фамилии известных футболистов, к примеру, ( Дрогба, Анелька, Малуда, Шимбонда, Виера) — относятся ли они к фамилия м французского происхождения и склоняемы ли все они, как те же ( Дюма, Лома, Петипа)?
Ответ справочной службы русского языка
Поскольку футболисты, фамилии которых Вы перечислили, – французы (или выходцы из бывших французских колоний, как ивуариец Дрогба), их фамилии подчиняются правилу о несклонении фамилий французского происхождения на ударный -а.
Вопрос № 256387 |
Здравствуйте!
Хочу узнать склоняется ли фамилия Правда?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 256281 |
Как правильно ставить ударение в фамилии Корсаков на первый или какой слог. И при каких условиях?
Ответ справочной службы русского языка
Правил постановки ударения в фамилия х не существует. Место ударения в фамилии определяет ее носитель.
Вопрос № 256254 |
Простите можно узнать склоняется моя фамилия или нет. Фамилия Бахта, она мне кажется белорусская и родители всегда говорили, что она не склоняется.
Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Фамилия Бахта склоняется – и мужская, и женская. Законы русской грамматики предписывают склонять все мужские и женские фамилии, оканчивающиеся на -а, -я , которым предшествует согласный. Единственное исключение – фамилии французского происхождения с ударением на последнем слоге типа Дюма , Золя.
Вопрос № 256249 |
Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, случаи обособления оборотов с «согласно». В ответах службы нет единообразия. Например, при ответе на вопрос № 255386 следует «Согласно грамматическим нормам русского языка фамилия . склоняется». А при ответе на вопрос № 255474 следует «Согласно словарям, зал — это просторная комната.. и т. п.». Буду очень признательна за ответ. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Обособление оборотов с предлогом согласно факультативно, решение о постановке запятой принимает автор текста, руководствуясь собственным языковым вкусом.
Вопрос № 256206 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, склоняется ли фамилия Перчук:
Нет Алексея Перчук или Алексея Перчука
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Мужская фамилия Перчук склоняется.
Вопрос № 256198 |
1. В выражении «модем с 4 портами» где ставиться ударение в слове «портами»?
2. Пача Мария — скажите, пожалуйста, фамилия склоняется, если да, то как?
Ответ справочной службы русского языка
1. Правильно: с четырьмя порт а ми .
2. Если окончание фамилии безударное, то такую фамилию следует склонять: р. п. — Пачи, д. п. — Паче и т. д.
Вопрос № 256188 |
Моя фамилия Тычина. Татьяна Тычина. Ударение на «И». Как правильно сказать: материал подготовлен кем? Татьяной Ты.
со своей же фамилией управиться не могу)
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 256174 |
Уважаемая справочная! Я повторно задаю вопрос, так как не получила ответа ранее, но ситуация у нас практически патовая. Работник не желает подписывать приказ, объясняя это тем, что его фамилия написана неправильно. А вопрос такой: склоняется ли мужская фамилия Конон. И как именно в творительном падеже? Почему, какие правила действуют в отношении именно этой фамилии, и к какому источнику (словарю) нам можно обратиться за подтверждением? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Мужская фамилия Конон склоняется, в творительном падеже правильно: Кононом. Эта фамилия не является каким-либо исключением и подчиняется законам русской грамматики, согласно которым склоняются все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный звук (кроме фамилий на — ых, -их типа Черных, Долгих ). Правило о склонении мужских фамилий, оканчивающихся на согласный, можно найти в любом нормативном справочном пособии по русскому языку, где есть раздел о склонении собственных имен.
Видео:Наблюдатель. Мариус Петипа. Эфир от 12.03.2018Скачать
Словари
Петипа́ Мариус Иванович (Petipa) (1818-1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX в.: гран-па из балетов «Пахита» (1847), «Баядерка» (1877; оба — Л. Ф. Минкуса), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1890), «Раймонда» А. К. Глазунова (1898), а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро» Чайковского (1895). Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.
ПЕТИПА Мариус Иванович — ПЕТИПА́ Мариус Иванович (1818-1910), российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 века («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
ПЕТИПА́ Мариус Иванович [11 марта 1818, Марсель — 1 (14) июля 1910, Гурзуф, похоронен в Петербурге], русский балетмейстер, педагог, танцовщик; французского происхождения.
Первые шаги в искусстве на Родине
Сын танцовщика, хореографа и педагога Жана Антуана Петипа, брат Люсьена Петипа — красавца-премьера (первый исполнитель принца Альберта в «Жизели») и долголетнего хореографа Парижской Оперы. Петипа начал обучаться танцам у отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» 18 века Огюстом Вестрисом (см. ВЕСТРИС Гаэтано Аполлино Бальтазаре). Дебютировал в Брюсселе в 1831, в 1838-46 выступал в Бордо, совершил с семьей турне по США, в 1843-46 работал в Испании, где досконально изучил народные танцы, которые впоследствии с блеском ставил в своих постановках.
В 1847 перебрался в Петербург, в котором жил до конца жизни. Стал танцовщиком Санкт-Петербургского императорского балета. Не блистая в классическом танце, Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии, был страстным актером-мимом романтического плана. Среди его лучших партий: Люсьен в «Пахите»(1847), Дьяволино в «Катарине, дочери разбойника», Фауст в одноименном балете (1854), Конрад в «Корсаре» (1858), двойная партия лорда Вильсона и египтянина Таора в «Дочери фараона» (1862).
Петипа всегда был в курсе парижских новинок в области балета, других искусств, хотя практически не выезжал за пределы России. Был дважды женат на танцовщицах. Первой его женой была танцовщица М. С. Суровщикова-Петипа, для которой он поставил ряд одноактных балетов. Их дочь Мария, знаменитая красавица, стала ведущей характерной танцовщицей Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Вторым браком был женат на Л. Л. Савицкой, от которой имел пятерых детей — почти все их дети профессионально были связаны с театром.
Ведущий балетмейстер Мариинки
Хотя Петипа начал ставить еще за границей (среди его ранних балетов «Кармен и ее тореадор», 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Он начал с переноса на петербургскую сцену «Пахиты» Э. М. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, потом восстановил «Сатаниллу» Ж. Перро. И только в 1862 Петипа ставит свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, которая имела большой успех (в 2000 ее для Большого театра воссоздал французский балетмейстер П. Лакот (см. ЛАКОТ Пьер)). За ней последовали «Царь Кандавл» (1868), два варианта «Дон Кихота» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872), «Наяда и рыбак» (1874) и др. Первым шедевром Петипа стала «Баядерка» (1877) Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович), особенно «акт теней», который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре.
Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, только в 1890 Петипа впервые соприкоснулся с серьезной симфонической музыкой. По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского (по его сценарию и с его костюмами) Петипа поставил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) (реконструкция этой редакции осуществлена в 1999 С. Г. Вихаревым в петербургском Мариинском театре). Уже после смерти композитора вместе с балетмейстером Л. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Лев Иванович) Петипа создал канонический вариант «Лебединого озера» (1895), который впоследствии стал символом русского балета. В возрасте 80 лет он поставил свой последний шедевр — «Раймонду» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), действие которого разворачивается в рыцарские времена в его родном Провансе. Творчество позднего Петипа, большой стиль «императорского балета» с восторгом воспринял его последователь — крупнейший классик 20 века Дж. Баланчин. (см. БАЛАНЧИН Джордж)
Бессмертное наследие Петипа
В 1903 во время репетиции балета Петипа «Волшебное зеркало», словно дурное предзнаменование, треснуло огромное зеркало. В том же году Петипа в возрасте 85 лет был уволен из Мариинского театра.
Петипа не только выдающийся хореограф (он сочинил свыше 50 балетов), создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: постановки Ф. Тальони (см. ТАЛЬОНИ), Ж. Перро (см. ПЕРРО Жюль Жозеф), Ж. Мазилье, А. Сен-Леона (см. СЕН-ЛЕОН Артюр). Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др. Благодаря Петипа русский балет к началу 20 в. был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа», хотя его балеты и сейчас идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они записаны на видеокассетах в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира.
ПЕТИПА Мариус Иванович (1818-1910) — российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 в. («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
Видео:Искусство русского балета. О балетах Мариуса Петипа рассказывает Наталья Дудинская (1965)Скачать
Как поставить правильно ударение в трудных фамилиях
— Вы хотели сказать труднопроизносимые, как у Чехова — Коленоморепереходященский?
— Нет, именно трудные фамилии, перед которыми часто становишься в тупик, не зная, на каком слоге находится в них грамматическое ударение, или мучительно размышляя, склоняются они или нет. Особенно много неприятностей доставляют нам иностранные имена и фамилии. Здесь, как говорится, сам черт ногу сломит.
И все же, несмотря на это, люди, серьезно занимающиеся повышением уровня речевой культуры, почти всегда находят правильный выход из затруднительного положения. Попробуем и мы разобраться в этом действительно сложном и запутанном вопросе.
Перед нами одна из самых распространенных русских фамилий — Иванов. Как правильнее произнести ее — Ивано́в или Ива́нов?
Конечно, Ивано́в, скажет любой из опрошенных. Действительно, сотни тысяч Ивановых, живущих в нашей стране, делают в своих фамилиях ударение на последнем слоге и отстаивают правильность, и незыблемость этого ударения.
А вместе с тем некоторые ученые и специалисты по культуре речи считают ударение на последнем слоге в фамилии Иванов неправильным, противоречащим законам русского словообразования, так как ударение в фамилиях берет начало от ударения в родительном падеже того существительного или имени, от которого оно образовано: ла́птя — Ла́птев, во́лка — Во́лков, щу́ки — Щу́кин, о́куня — О́кунев, ерша́ — Ершо́в, Степа́на — Степа́нов, Петра́ — Петро́в, Па́вла — Па́влов и т. д.
Ударение на первом слоге в фамилии Иванов (Ива́нов) оправдывается еще и тем, что фамилии всех известных прославившихся Ивановых произносятся с ударением на первом слоге: писатель Всеволод Ива́нов, композитор Ипполитов-Ива́нов, художник Александр Ива́нов. И уж конечно, никому и в голову не придет название пьесы Чехова «Ива́нов» произносить как Ивано́в. Как же нам быть? Очень просто, — скажет человек, прочитавший эти правила, — всех без исключения Ивано́вых переименовать в Ива́новых, и дело с концом.
Но этого сделать нельзя, так как рассматриваемое языковое явление приобрело массовый характер и, перестав подчиняться существующим правилам, фактически стало нормой. Следовательно, сотни тысяч Ивано́вых могут жить спокойно, никто не станет посягать на столь милое их сердцу ударение. А если кому-нибудь из них вздумается называть себя Ива́новым, то история или наука от этого, как говорится, ничуть не пострадает. Тем более, что есть неписаное правило, говорящее о том, что фамилию человека следует произносить так, как произносил или произносит ее он сам.
Известно, что выдающийся русский композитор Мусоргский возмущался тем, что многие произносят его фамилию с ударением на втором слоге Мусо́ргский, в то время когда он сам произносил ее с ударением на первом слоге Му́соргский, основываясь на прозвище одного из своих предков «Му́сорги», что в переводе с греческого означает — преданный музам, то есть искусству.
Вообще же вопрос об ударениях в русских фамилиях весьма сложен и противоречив. Вот, например, несколько фамилий: Зверев, Гусев, Гвоздев, Носов, Ломов, Царев. Все они образованы от простых односложных слов: зверь — зве́ря — Зве́рев, гусь — гу́ся — Гу́сев, нос — но́са — Но́сов, лом — ло́ма — Ло́мов, царь — царя́ — Царёв. Но если взять, например, такое односложное слово, как конь, то получится весьма странная фамилия Конёв (конь — коня́ — Конёв), которая произносится повсеместно, вопреки всем правилам, как Ко́нев.
Как было уже сказано, особую трудность представляет собою склонение иностранных имен и фамилий. Чтобы не становиться в тупик и не делать ошибок в произношении, необходимо знать, что почти все иностранные имена и фамилии мужского рода, оканчивающиеся на согласную букву, подвержены у нас закону склоняемости, свойственному русскому языку. Мы говорим басни Лафонтена, романы Жюля Верна, баллады Фридриха Шиллера, сонеты Вильяма Шекспира, вальсы Иоганна Штрауса, рассказы Анатоля Франса и т. д. Адресуя письма знакомым или друзьям, носящим иностранную фамилию, мы пишем: Арнольду Львовичу Шварцу, Фрицу Вильгельмовичу Шмидту, Гансу Юльевичу Мюллеру, Эдуарду Карловичу Янису.
С другой стороны, надо помнить, что мужские иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласную букву, как правило, не склоняются, что говорить и писать надо: роман Гюго, поэма Гёте, опера Верди, комедия Сарду, балет Петипа, письма Мериме, статуя Микеланджело, картина Леонардо да Винчи и т. д. Не склоняются также все женские иностранные фамилии с конечным согласным: игра Анжелики Браун, романы Анны Зегерс, рассказы Гертруды Келлерман, и т. д.
Славянские же — русские, украинские, белорусские, польские, чешские фамилии, оканчивающиеся на гласную, почти все склоняются. По этому поводу писатель Б. Н. Тимофеев говорит: «Вот для примера такие фамилии, как русская «Глинка», украинская «Гребенка», белорусская «Крапива», польская «Сапега», чешcкая «Сметана»… Мы говорим музыка Глинки, стихи Гребенки, басни Крапивы, войско Сапеги, опера Сметаны… Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, достаточно взглянуть на памятники Глинке в Петербурге и в Смоленске. На граните пьедестала четко выбито: «Михаилу Ивановичу Глинке».
Но уже с фамилиями на -ко такого единства нет. Большинство из нас, к примеру, говорит: стихи Шевченко. Но наряду с этим существует старинная форма: стихи Шевченка, а в разговорной речи встречается иногда форма: «стихи Шевченки»…
Можно спросить, есть ли в русском языке несклоняемые фамилии?
— Сколько угодно: Кураго, Сипяго, Дубяго и др. С ними тоже надо быть осторожным, а то, чего доброго, еще скажешь: «Какое симпатичное лицо у этого Дубяги» или что-нибудь в этом роде.
Правда, в русском языке есть еще фамилии на -ых, -их, -ово (Милых, Седых, Чутких, Дурново), но их при всем желании не просклоняешь.
📸 Видео
Мариус ПетипаСкачать
Лекция «Петипа как оливье»Скачать
Петипа МариусСкачать
В честь Мариуса Петипа (1979)Скачать
Мариус Петипа. Патриарх русского балетаСкачать
Юбилей Мариуса ПетипаСкачать
Петипа-205: пластика, грация и красотаСкачать
Выставка "Петипа. Танцемания"Скачать
Беседы о балете. М. Петипа и РоссияСкачать
Вальс из балета «Спящая красавица» (хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева)Скачать
Презентация книги Ларисы Абызовой «Мариус Петипа Жизнь и творчество»Скачать
Петербургский календарь. 11 марта. Родился Мариус Петипа.Скачать
Лекторий АВ СПбГУ: Богдан Королек о Мариусе ПетипаСкачать
МАРИУС ПЕТИПАСкачать
История русского балета. М. ПетипаСкачать
2017.12.04 Москва.Петипа и Новое время. Вступительное слово Андриса ЛиепыСкачать
Посвящение Петипа. Гала-концерт звезд мирового балета/Hommage to Petipa.World ballet stars galaСкачать