Видео:Искусство русского балета. О балетах Мариуса Петипа рассказывает Наталья Дудинская (1965)Скачать
ПЕТИПА Мариус Иванович
Расстановка ударений: ПЕТИПА` Мариус Иванович
ПЕТИПА Мариус Иванович [27.2(11.3).1818, Марсель, — 1(14).7.1910, Гурзуф], рус. артист, балетмейстер. По нац. француз. Учился у отца — Жана Антуана П. и О. Вестриса. В 1838 — 46 выступал как танцовщик и балетмейстер в т-рах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа «танцора-мима»: танцевал до 1869 в партиях Люсьена д’Эрвильи («Пахита»), Фабио («Сатанилла, или Любовь и ад» Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа («Своенравная жена» Адана), Феба; Фауста («Фауст» Пуньи), Конрада и др. В 1855 — 87 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1847 перенёс на сцену петерб. Большого т-ра балет «Пахита», в 1858 поставил одноактный балет «Брак во времена регентства» Пуньи. С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869 — 1903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Всего поставил св. 60 балетов. В многоактных балетах «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, Петербург), «Баядерка» (1877) и др. П. постепенно создал свод правил балетного академизма. Эти постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографич. ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий: архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки, а система выразительных средств складывалась в принципах муз. образности. В спектаклях П. формы дивертисментной сюиты выполняли существенную роль. В балетах с благополучной развязкой такая сюита венчала танц.-драматич. действие, в балетах-трагедиях — предшествовала развязке. Внутри спектаклей П. строил развёрнутые хореографич. сцены.
М. Петипа. Худ. Ж. Годешарт
В этих сценах формировались пути развития симфонич. танца, сначала поставленного на музыку, далёкую от симфонизма (сцена теней в «Баядерке»). Здесь же разрабатывались формы хореографич. миниатюры («Оживлённый сад» на муз. Делиба в «Корсаре»). Среди одноактных балетов П. выделялись «Сон в летнюю ночь» на муз. Мендельсона к комедии Шекспира (1876), «Испытание Дамиса» и «Времена года» (1900). Вершиной и итогом творчества П. явилось сотрудничество с великими рус. композиторами-симфонистами Чайковским и Глазуновым. Опыты симфонизации балетного танца получили прочную основу в партитурах «Спящей красавицы» (1890) и «Раймонды» (1898). В «Спящей красавице» муз.-хореографич. Кульминации — четыре адажио каждого акта — дали непревзойдённые примеры поэтически обобщённой образности танца. В «Раймонде» на материале трёх характерно-классич. муз. сюит была новаторски разрешена проблема взаимодействия классич. и характерного танца. Шедевром рус. хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида. Лучшие балеты П. ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 в. Творческая деятельность П. в России продолжалась более полувека и представлена след, его работами (помимо указанных в статье).
‘Пахита’. Балетм. М. Петипа
Постановки в петербургском Большом и Мариинском театрах, а также в других театрах: «Лида, или Швейцарская молочница» Гировеца (1849, совм. с Ж. Перро), «Звезда Гренады» Пуньи (1855, Михайловский т-р, Петербург), «Роза, фиалка и бабочка» Ольденбургского (1857, Царское Село), «Венецианский карнавал» Пуньи на тему Паганини (Гран па-де-де, 1859); «Парижский рынок» (1859), «Голубая георгина» (1860), «Терпсихора» (1861, Царское Село), «Ливанская красавица, или Горный дух» (1863), «Путешествующая танцовщица» (1865), «Флорида» (1866), «Титания» (1866, Дворец княгини Елены Павловны, Петербург), «Амур-благодетель» (1868, Школьный т-р, Петербург) и «Рабыня» (1868, Царское Село) — все Пуньи; «Трильби» Гербера (1870, Большой т-р, Москва), «Две звезды» Пуньи (1871); «Камарго» (1872), «Бандиты» (1875), «Приключения Пелея» (1876), «Роксана, краса Черногории» (1878), «Дочь снегов» (1879), «Млада» (1879), «Зо-райя, мавританка в Испании» (1881), «Ночь и день» (1883, Большой т-р, Москва) — все Минкуса; «Кипрская статуя» («Пигмалион») Трубецкого (1883), «Волшебные пилюли» (1886) и «Жертвы Амуру, или Радость любви» (1886, Петергоф) — оба Минкуса; «Приказ короля» Визентини (1886), «Гарлемский тюльпан» Фи-тингоф-Шеля (1887, совм. с Л.И. Ивановым), «Весталка» М. Иванова (1888), «Талисман» Дриго (1889); «Капризы бабочки» (1889) и «Ненюфар» (1890) — оба Кроткова; «Калькабрино» Минкуса (1891), «Волшебная сказка» Рихтера (1891, Школьный т-р, Петербург), «Золушка» Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чеккетти и Ивановым), «Пробуждение Флоры» Дриго (1894, Петергоф), «Лебединое озеро» (1895, совм. с Ивановым); «Привал кавалерии» Армсгеймера (1896), «Жемчужина» Дриго (1896, Большой т-р, Москва), «Синяя борода» Шенка (1896), «Фетида и Пелей» на муз. Минкуса и Делиба (1897, Петергоф); «Арлекинада» Дриго (1900), «Ученики Дюпре» на муз. Визентини, Делиба и др. композиторов (1900), «Сердце маркизы» на муз. Гиро (1902) — все в Эрмитажном т-ре, Петербург; «Волшебное зеркало» Корещенко (1903), «Роман бутона розы» Дриго (премьера не состоялась).
‘Раймонда’. Балетм. М. Петипа (гравюра)
Новые редакции: «Сатанилла, или Любовь и ад» Н. Ребера и Ф. Бенуа (1848, совм. с Жаном Антуаном П.), «Корсар» (1863) — оба по Ж. Мазилье; «Фауст» Паниццы и Пуньи (1867), «Катарина, дочь разбойника» (1870) и «Наяда и рыбак» Пуньи (1874) — все по Ж. Перро, «Бабочка» Минкуса (1874, по М. Тальони), «Фризак цирюльник, или Двойная свадьба» на муз. Ж. Снеля в оркестровке Минкуса (1879, по Ж.А. Петипа), «Дева Дуная» Адана (1880, по Ф. Тальони), «Маркитантка» Пуньи (1881), «Пакеретта» Бенуа, Пуньи и Минкуса (1882) — оба по А. Сен-Леону, «Жизель» (1884, по Ж. Коралли и Перро), «Коппелия» (1884, по Сен-Леону), «Своенравная жена» Адана и Минкуса (1885, по Мазилье), «Тщетная предосторожность» Гертеля (1885, совм. с Ивановым, по Ж. Добервалю), «Эсмеральда» (1886, по Перро); «Фиаметта» Минкуса (1887, совм. с Ивановым, по Сен-Леону), «Сильфида» (1892, по Ф. Тальони), «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» (1895, по Сен-Леону).
‘Спящая красавица’. Балетм. М. Петипа (Аврора — К. Брианца)
Танцы в операх: «Страделла» Флотова (1849, Большой т-р, Москва), «Русалка» Даргомыжского (1856, совм. с Н. Гольцем, Театр-цирк, Петербург), «Марта» Флотова (дивертисмент на муз. Пуньи, 1859), «Орфей» Глюка (1868), «Гамлет» Тома (1872), «Тангейзер» Вагнера (1874), «Демон» Рубинштейна (1875), «Аида» Верди (1875), «Гуарани» Гомиса (1879), «Царица Савская» Гольдмарка (1880), «Мефистофель» Бойто (1881), «Король Лахррский» Массне (1881); «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Кармен» Бизе, «Фауст» Гуно, «Гугеноты» Мейербера (все — 1882), «Джоконда» Понкьелли, «Кавказский пленник» Кюи, «Северная звезда» Мейербера, «Ричард III» Сальвейра, «Филемон и Бавкида» Гуно (все -1883); «Лалла Рук» Давида, «Нерон» Рубинштейна, «Альдона» Понкьелли, «Рогне-да» А.Н. Серова, «Лакме» Делиба (все — 1884), «Манон» Массне (1885), «Тамара» Фитингоф-Шеля (1886), «Руслан и Людмила» Глинки (1886), «Фенелла» Обера (1887), «Пиковая дама» Чайковского (1890), «Иоанн Лейденский» Мейербера (1891), «Дубровский» Направника (1895), «Гензель и Гретель» Хумпердинка (1897), «Фра-Дьяволо» Обера (1897), «Дон-Жуан» Моцарта (1898), «Фераморс» Рубинштейна (1898).
Соч.: Мемуары Мариуса Петипа . СПБ, 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.
Лит.: Плещеев А., М.И. Петипа. (1847 — 1907). СПБ, 1907; Лешков Д., Мариус Петипа. (1822 — 1910). К столетию его рождения, П., 1922; Слонимский Ю., Мастера балета, Л. — М., 1937; его же, П.И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. — М., 1963.
- Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская энциклопедия, 1981.- 623 стр. с илл.
Видео:Мариус Петипа. Патриарх русского балетаСкачать
Словари
Петипа́ Мариус Иванович (Petipa) (1818-1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX в.: гран-па из балетов «Пахита» (1847), «Баядерка» (1877; оба — Л. Ф. Минкуса), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1890), «Раймонда» А. К. Глазунова (1898), а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро» Чайковского (1895). Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.
ПЕТИПА Мариус Иванович — ПЕТИПА́ Мариус Иванович (1818-1910), российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 века («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
ПЕТИПА́ Мариус Иванович [11 марта 1818, Марсель — 1 (14) июля 1910, Гурзуф, похоронен в Петербурге], русский балетмейстер, педагог, танцовщик; французского происхождения.
Первые шаги в искусстве на Родине
Сын танцовщика, хореографа и педагога Жана Антуана Петипа, брат Люсьена Петипа — красавца-премьера (первый исполнитель принца Альберта в «Жизели») и долголетнего хореографа Парижской Оперы. Петипа начал обучаться танцам у отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» 18 века Огюстом Вестрисом (см. ВЕСТРИС Гаэтано Аполлино Бальтазаре). Дебютировал в Брюсселе в 1831, в 1838-46 выступал в Бордо, совершил с семьей турне по США, в 1843-46 работал в Испании, где досконально изучил народные танцы, которые впоследствии с блеском ставил в своих постановках.
В 1847 перебрался в Петербург, в котором жил до конца жизни. Стал танцовщиком Санкт-Петербургского императорского балета. Не блистая в классическом танце, Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии, был страстным актером-мимом романтического плана. Среди его лучших партий: Люсьен в «Пахите»(1847), Дьяволино в «Катарине, дочери разбойника», Фауст в одноименном балете (1854), Конрад в «Корсаре» (1858), двойная партия лорда Вильсона и египтянина Таора в «Дочери фараона» (1862).
Петипа всегда был в курсе парижских новинок в области балета, других искусств, хотя практически не выезжал за пределы России. Был дважды женат на танцовщицах. Первой его женой была танцовщица М. С. Суровщикова-Петипа, для которой он поставил ряд одноактных балетов. Их дочь Мария, знаменитая красавица, стала ведущей характерной танцовщицей Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Вторым браком был женат на Л. Л. Савицкой, от которой имел пятерых детей — почти все их дети профессионально были связаны с театром.
Ведущий балетмейстер Мариинки
Хотя Петипа начал ставить еще за границей (среди его ранних балетов «Кармен и ее тореадор», 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Он начал с переноса на петербургскую сцену «Пахиты» Э. М. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, потом восстановил «Сатаниллу» Ж. Перро. И только в 1862 Петипа ставит свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, которая имела большой успех (в 2000 ее для Большого театра воссоздал французский балетмейстер П. Лакот (см. ЛАКОТ Пьер)). За ней последовали «Царь Кандавл» (1868), два варианта «Дон Кихота» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872), «Наяда и рыбак» (1874) и др. Первым шедевром Петипа стала «Баядерка» (1877) Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович), особенно «акт теней», который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре.
Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, только в 1890 Петипа впервые соприкоснулся с серьезной симфонической музыкой. По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского (по его сценарию и с его костюмами) Петипа поставил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) (реконструкция этой редакции осуществлена в 1999 С. Г. Вихаревым в петербургском Мариинском театре). Уже после смерти композитора вместе с балетмейстером Л. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Лев Иванович) Петипа создал канонический вариант «Лебединого озера» (1895), который впоследствии стал символом русского балета. В возрасте 80 лет он поставил свой последний шедевр — «Раймонду» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), действие которого разворачивается в рыцарские времена в его родном Провансе. Творчество позднего Петипа, большой стиль «императорского балета» с восторгом воспринял его последователь — крупнейший классик 20 века Дж. Баланчин. (см. БАЛАНЧИН Джордж)
Бессмертное наследие Петипа
В 1903 во время репетиции балета Петипа «Волшебное зеркало», словно дурное предзнаменование, треснуло огромное зеркало. В том же году Петипа в возрасте 85 лет был уволен из Мариинского театра.
Петипа не только выдающийся хореограф (он сочинил свыше 50 балетов), создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: постановки Ф. Тальони (см. ТАЛЬОНИ), Ж. Перро (см. ПЕРРО Жюль Жозеф), Ж. Мазилье, А. Сен-Леона (см. СЕН-ЛЕОН Артюр). Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др. Благодаря Петипа русский балет к началу 20 в. был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа», хотя его балеты и сейчас идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они записаны на видеокассетах в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира.
ПЕТИПА Мариус Иванович (1818-1910) — российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 в. («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
Видео:Николай Цискаридзе о Мариусе Петипа и его постановкахСкачать
М и петипа ударение
Видео:Николай Цискаридзе о Мариусе Петипа и его постановкахСкачать
ПЕТИПА Мариус Иванович
Расстановка ударений: ПЕТИПА` Мариус Иванович
ПЕТИПА Мариус Иванович [27.2(11.3).1818, Марсель, — 1(14).7.1910, Гурзуф], рус. артист, балетмейстер. По нац. француз. Учился у отца — Жана Антуана П. и О. Вестриса. В 1838 — 46 выступал как танцовщик и балетмейстер в т-рах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида. В 1847 был приглашён в Петербург на амплуа «танцора-мима»: танцевал до 1869 в партиях Люсьена д’Эрвильи («Пахита»), Фабио («Сатанилла, или Любовь и ад» Ребера и Бенуа, инструментовка Лядова). Графа («Своенравная жена» Адана), Феба; Фауста («Фауст» Пуньи), Конрада и др. В 1855 — 87 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1847 перенёс на сцену петерб. Большого т-ра балет «Пахита», в 1858 поставил одноактный балет «Брак во времена регентства» Пуньи. С 1862 штатный балетмейстер, а в 1869 — 1903 гл. балетмейстер петерб. балетной труппы. Всего поставил св. 60 балетов. В многоактных балетах «Дочь фараона» (1862), «Царь Кандавл» (1868), «Дон Кихот» (1869, Москва; 1871, Петербург), «Баядерка» (1877) и др. П. постепенно создал свод правил балетного академизма. Эти постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографич. ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий: архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки, а система выразительных средств складывалась в принципах муз. образности. В спектаклях П. формы дивертисментной сюиты выполняли существенную роль. В балетах с благополучной развязкой такая сюита венчала танц.-драматич. действие, в балетах-трагедиях — предшествовала развязке. Внутри спектаклей П. строил развёрнутые хореографич. сцены.
М. Петипа. Худ. Ж. Годешарт
В этих сценах формировались пути развития симфонич. танца, сначала поставленного на музыку, далёкую от симфонизма (сцена теней в «Баядерке»). Здесь же разрабатывались формы хореографич. миниатюры («Оживлённый сад» на муз. Делиба в «Корсаре»). Среди одноактных балетов П. выделялись «Сон в летнюю ночь» на муз. Мендельсона к комедии Шекспира (1876), «Испытание Дамиса» и «Времена года» (1900). Вершиной и итогом творчества П. явилось сотрудничество с великими рус. композиторами-симфонистами Чайковским и Глазуновым. Опыты симфонизации балетного танца получили прочную основу в партитурах «Спящей красавицы» (1890) и «Раймонды» (1898). В «Спящей красавице» муз.-хореографич. Кульминации — четыре адажио каждого акта — дали непревзойдённые примеры поэтически обобщённой образности танца. В «Раймонде» на материале трёх характерно-классич. муз. сюит была новаторски разрешена проблема взаимодействия классич. и характерного танца. Шедевром рус. хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида. Лучшие балеты П. ставятся на сценах мира как выдающиеся образцы наследия 19 в. Творческая деятельность П. в России продолжалась более полувека и представлена след, его работами (помимо указанных в статье).
‘Пахита’. Балетм. М. Петипа
Постановки в петербургском Большом и Мариинском театрах, а также в других театрах: «Лида, или Швейцарская молочница» Гировеца (1849, совм. с Ж. Перро), «Звезда Гренады» Пуньи (1855, Михайловский т-р, Петербург), «Роза, фиалка и бабочка» Ольденбургского (1857, Царское Село), «Венецианский карнавал» Пуньи на тему Паганини (Гран па-де-де, 1859); «Парижский рынок» (1859), «Голубая георгина» (1860), «Терпсихора» (1861, Царское Село), «Ливанская красавица, или Горный дух» (1863), «Путешествующая танцовщица» (1865), «Флорида» (1866), «Титания» (1866, Дворец княгини Елены Павловны, Петербург), «Амур-благодетель» (1868, Школьный т-р, Петербург) и «Рабыня» (1868, Царское Село) — все Пуньи; «Трильби» Гербера (1870, Большой т-р, Москва), «Две звезды» Пуньи (1871); «Камарго» (1872), «Бандиты» (1875), «Приключения Пелея» (1876), «Роксана, краса Черногории» (1878), «Дочь снегов» (1879), «Млада» (1879), «Зо-райя, мавританка в Испании» (1881), «Ночь и день» (1883, Большой т-р, Москва) — все Минкуса; «Кипрская статуя» («Пигмалион») Трубецкого (1883), «Волшебные пилюли» (1886) и «Жертвы Амуру, или Радость любви» (1886, Петергоф) — оба Минкуса; «Приказ короля» Визентини (1886), «Гарлемский тюльпан» Фи-тингоф-Шеля (1887, совм. с Л.И. Ивановым), «Весталка» М. Иванова (1888), «Талисман» Дриго (1889); «Капризы бабочки» (1889) и «Ненюфар» (1890) — оба Кроткова; «Калькабрино» Минкуса (1891), «Волшебная сказка» Рихтера (1891, Школьный т-р, Петербург), «Золушка» Фитингоф-Шеля (1893, совм. с Э. Чеккетти и Ивановым), «Пробуждение Флоры» Дриго (1894, Петергоф), «Лебединое озеро» (1895, совм. с Ивановым); «Привал кавалерии» Армсгеймера (1896), «Жемчужина» Дриго (1896, Большой т-р, Москва), «Синяя борода» Шенка (1896), «Фетида и Пелей» на муз. Минкуса и Делиба (1897, Петергоф); «Арлекинада» Дриго (1900), «Ученики Дюпре» на муз. Визентини, Делиба и др. композиторов (1900), «Сердце маркизы» на муз. Гиро (1902) — все в Эрмитажном т-ре, Петербург; «Волшебное зеркало» Корещенко (1903), «Роман бутона розы» Дриго (премьера не состоялась).
‘Раймонда’. Балетм. М. Петипа (гравюра)
Новые редакции: «Сатанилла, или Любовь и ад» Н. Ребера и Ф. Бенуа (1848, совм. с Жаном Антуаном П.), «Корсар» (1863) — оба по Ж. Мазилье; «Фауст» Паниццы и Пуньи (1867), «Катарина, дочь разбойника» (1870) и «Наяда и рыбак» Пуньи (1874) — все по Ж. Перро, «Бабочка» Минкуса (1874, по М. Тальони), «Фризак цирюльник, или Двойная свадьба» на муз. Ж. Снеля в оркестровке Минкуса (1879, по Ж.А. Петипа), «Дева Дуная» Адана (1880, по Ф. Тальони), «Маркитантка» Пуньи (1881), «Пакеретта» Бенуа, Пуньи и Минкуса (1882) — оба по А. Сен-Леону, «Жизель» (1884, по Ж. Коралли и Перро), «Коппелия» (1884, по Сен-Леону), «Своенравная жена» Адана и Минкуса (1885, по Мазилье), «Тщетная предосторожность» Гертеля (1885, совм. с Ивановым, по Ж. Добервалю), «Эсмеральда» (1886, по Перро); «Фиаметта» Минкуса (1887, совм. с Ивановым, по Сен-Леону), «Сильфида» (1892, по Ф. Тальони), «Конёк-Горбунок, или Царь-девица» (1895, по Сен-Леону).
‘Спящая красавица’. Балетм. М. Петипа (Аврора — К. Брианца)
Танцы в операх: «Страделла» Флотова (1849, Большой т-р, Москва), «Русалка» Даргомыжского (1856, совм. с Н. Гольцем, Театр-цирк, Петербург), «Марта» Флотова (дивертисмент на муз. Пуньи, 1859), «Орфей» Глюка (1868), «Гамлет» Тома (1872), «Тангейзер» Вагнера (1874), «Демон» Рубинштейна (1875), «Аида» Верди (1875), «Гуарани» Гомиса (1879), «Царица Савская» Гольдмарка (1880), «Мефистофель» Бойто (1881), «Король Лахррский» Массне (1881); «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Кармен» Бизе, «Фауст» Гуно, «Гугеноты» Мейербера (все — 1882), «Джоконда» Понкьелли, «Кавказский пленник» Кюи, «Северная звезда» Мейербера, «Ричард III» Сальвейра, «Филемон и Бавкида» Гуно (все -1883); «Лалла Рук» Давида, «Нерон» Рубинштейна, «Альдона» Понкьелли, «Рогне-да» А.Н. Серова, «Лакме» Делиба (все — 1884), «Манон» Массне (1885), «Тамара» Фитингоф-Шеля (1886), «Руслан и Людмила» Глинки (1886), «Фенелла» Обера (1887), «Пиковая дама» Чайковского (1890), «Иоанн Лейденский» Мейербера (1891), «Дубровский» Направника (1895), «Гензель и Гретель» Хумпердинка (1897), «Фра-Дьяволо» Обера (1897), «Дон-Жуан» Моцарта (1898), «Фераморс» Рубинштейна (1898).
Соч.: Мемуары Мариуса Петипа . СПБ, 1906; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.
Лит.: Плещеев А., М.И. Петипа. (1847 — 1907). СПБ, 1907; Лешков Д., Мариус Петипа. (1822 — 1910). К столетию его рождения, П., 1922; Слонимский Ю., Мастера балета, Л. — М., 1937; его же, П.И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. — М., 1963.
- Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю. Н. Григорович.- М.: Советская энциклопедия, 1981.- 623 стр. с илл.
Видео:Наблюдатель. Мариус Петипа. Эфир от 12.03.2018Скачать
Словари
Петипа́ Мариус Иванович (Petipa) (1818-1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX в.: гран-па из балетов «Пахита» (1847), «Баядерка» (1877; оба — Л. Ф. Минкуса), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1890), «Раймонда» А. К. Глазунова (1898), а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро» Чайковского (1895). Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.
ПЕТИПА Мариус Иванович — ПЕТИПА́ Мариус Иванович (1818-1910), российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 века («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
ПЕТИПА́ Мариус Иванович [11 марта 1818, Марсель — 1 (14) июля 1910, Гурзуф, похоронен в Петербурге], русский балетмейстер, педагог, танцовщик; французского происхождения.
Первые шаги в искусстве на Родине
Сын танцовщика, хореографа и педагога Жана Антуана Петипа, брат Люсьена Петипа — красавца-премьера (первый исполнитель принца Альберта в «Жизели») и долголетнего хореографа Парижской Оперы. Петипа начал обучаться танцам у отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» 18 века Огюстом Вестрисом (см. ВЕСТРИС Гаэтано Аполлино Бальтазаре). Дебютировал в Брюсселе в 1831, в 1838-46 выступал в Бордо, совершил с семьей турне по США, в 1843-46 работал в Испании, где досконально изучил народные танцы, которые впоследствии с блеском ставил в своих постановках.
В 1847 перебрался в Петербург, в котором жил до конца жизни. Стал танцовщиком Санкт-Петербургского императорского балета. Не блистая в классическом танце, Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии, был страстным актером-мимом романтического плана. Среди его лучших партий: Люсьен в «Пахите»(1847), Дьяволино в «Катарине, дочери разбойника», Фауст в одноименном балете (1854), Конрад в «Корсаре» (1858), двойная партия лорда Вильсона и египтянина Таора в «Дочери фараона» (1862).
Петипа всегда был в курсе парижских новинок в области балета, других искусств, хотя практически не выезжал за пределы России. Был дважды женат на танцовщицах. Первой его женой была танцовщица М. С. Суровщикова-Петипа, для которой он поставил ряд одноактных балетов. Их дочь Мария, знаменитая красавица, стала ведущей характерной танцовщицей Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Вторым браком был женат на Л. Л. Савицкой, от которой имел пятерых детей — почти все их дети профессионально были связаны с театром.
Ведущий балетмейстер Мариинки
Хотя Петипа начал ставить еще за границей (среди его ранних балетов «Кармен и ее тореадор», 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Он начал с переноса на петербургскую сцену «Пахиты» Э. М. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, потом восстановил «Сатаниллу» Ж. Перро. И только в 1862 Петипа ставит свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, которая имела большой успех (в 2000 ее для Большого театра воссоздал французский балетмейстер П. Лакот (см. ЛАКОТ Пьер)). За ней последовали «Царь Кандавл» (1868), два варианта «Дон Кихота» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872), «Наяда и рыбак» (1874) и др. Первым шедевром Петипа стала «Баядерка» (1877) Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович), особенно «акт теней», который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре.
Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, только в 1890 Петипа впервые соприкоснулся с серьезной симфонической музыкой. По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского (по его сценарию и с его костюмами) Петипа поставил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) (реконструкция этой редакции осуществлена в 1999 С. Г. Вихаревым в петербургском Мариинском театре). Уже после смерти композитора вместе с балетмейстером Л. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Лев Иванович) Петипа создал канонический вариант «Лебединого озера» (1895), который впоследствии стал символом русского балета. В возрасте 80 лет он поставил свой последний шедевр — «Раймонду» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), действие которого разворачивается в рыцарские времена в его родном Провансе. Творчество позднего Петипа, большой стиль «императорского балета» с восторгом воспринял его последователь — крупнейший классик 20 века Дж. Баланчин. (см. БАЛАНЧИН Джордж)
Бессмертное наследие Петипа
В 1903 во время репетиции балета Петипа «Волшебное зеркало», словно дурное предзнаменование, треснуло огромное зеркало. В том же году Петипа в возрасте 85 лет был уволен из Мариинского театра.
Петипа не только выдающийся хореограф (он сочинил свыше 50 балетов), создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: постановки Ф. Тальони (см. ТАЛЬОНИ), Ж. Перро (см. ПЕРРО Жюль Жозеф), Ж. Мазилье, А. Сен-Леона (см. СЕН-ЛЕОН Артюр). Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др. Благодаря Петипа русский балет к началу 20 в. был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа», хотя его балеты и сейчас идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они записаны на видеокассетах в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира.
ПЕТИПА Мариус Иванович (1818-1910) — российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 в. («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
📹 Видео
ФИЛЬМ #27. ЛЕБЕДИ И ТЕНИ ПЕТИПАСкачать
Ботанические причуды, литературные изыски и фантазия Мариуса ПетипаСкачать
В честь Мариуса Петипа (1979)Скачать
ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬСкачать
Петипа-205: пластика, грация и красотаСкачать
Мариус Петипа - книга о балетеСкачать
Лекторий АВ СПбГУ: Богдан Королек о Мариусе ПетипаСкачать
Анна Павлова и Мариус Петипа (1985)Скачать
MARIUS PETIPA: THE FRENCH MASTER OF RUSSIAN BALLET ClipСкачать
2018.02.26 К 120-летию Русского музея, 200-летию Мариуса Петипа и 280-летию Академии Русского балетаСкачать
Русский язык 49. Ударение. Ударные и безударные слоги — Шишкина школаСкачать
Мастера русского балета (1953) фильмСкачать
Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Абсолютный слух. Выпуск от 17.04.19 / Телеканал КультураСкачать