Видео:Первая песня на ударения ( 150 слов по Фипи )Скачать
Топ-5 песен с неправильным ударением в словах
Ударения – одна из самых больших сложностей русского языка. Их неправильная постановка встречается не только в повседневной жизни, но и в официальной речи, в фильмах и в песнях. На этот раз «СЛОГиЯ» вместе со своими читателями разберёт несколько песен, в которых ударение в отдельных словах произносится неправильно.
Музыка нас связала
Популярная песня группы «Мираж». Она вышла в конце 80-х годов прошлого века и до настоящего времени не утратила актуальности. Молодежь слушает ее с удовольствием, старшее поколение – с ностальгией.
И, конечно, многие подпевают слова припева:
Музыка нас связала, тайною нашей стала.
Всем уговорам твержу я в ответ: «Нас не разлу́чат, нет!».
Стоп! Тут вмешиваются «занудные» лингвисты, останавливают музыку и заявляют: «Разлу́чат? Разве так можно говорить!»
Разберемся? Словари говорят, что правильно только «разлуча́т». В Русском словесном ударении М.В.Зарвы и Орфоэпическом словаре Р.И.Ованесова специально оговаривается – не разлу́чит и не разлу́чат. И наша традиционная «запоминалка» на тему песни.
Звуки музыки звуча́т –
С нею нас не разлуча́т.
Такси, такси
Альбом с этой композицией Игоря Николаева увидел свет в 1992 года, но и по прошествии десятилетий песня остаётся популярной. Первое, что приходит на ум при слове «такси» – «такси, такси! Вези, вези…». А язык, помимо воли, уже произносит слова песни. И вот мы допели до слов:
Мы приедем в наш старый дом
И не вклю́чим в прихожей свет…
И снова стоп! Вклю́чим свет? Мы забыли про песню, мысли побежали в другом направлении: правильно ли так говорить? И вот мы уже листаем словари. Мелькают перед глазами Русское словесное ударение М.В.Зарвы, Орфоэпические словари под редакцией Р.И.Ованесова и под редакцией И.Л.Резниченко, а также Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой, но нигде нет слова «вклю́чим». Правильно только «включи́м», «включи́т». В словарях Р.И.Ованесова и И.Л.Резниченко специально отмечается, что вклю́чит, вклю́чишь и вклю́чим говорить неверно. А запомнить поможет наша рифма:
Свет в прихожей мы включи́м!
А лето – это маленькая жизнь
Лето, к сожалению, закончилось. Но песня Олега Митяева популярна во все времена и сезоны. Слушая ее, будто книгу читаешь про «жизнь, в которой не было ни дня фальши. Вряд ли кто-то точно знает, что дальше. Только участковый мне кивнет молча… Лето – это маленькая жизнь».
Не хочется говорить «стоп», но «СЛОГиЯ» вновь видит неправильное ударение:
И хотя в твоем окне ночует наша грусть
Я в мусоропро́вод бросил два своих ключа…
Мусоропровод не «про́вод», как и другие «прово́ды» – водопрово́д, газопрово́д, нефтепрово́д, трубопрово́д. Ударение здесь всегда падает на последний слог. А провода здесь ни при чем. Об этом подробно рассказывал «Грамотатор». А повторить и запомнить поможет «запоминалка»:
На лестнице в подъезде
Радовать, хочу тебя сегодня радовать
Очень романтичная песня Анатолия Днепрова. Она тоже не новая, но постоянно на слуху. Необычный голос певца, прекрасные слова о любви.
Но и тут зоркая «СЛОГиЯ» нашла неверные ударения, повторяющиеся не раз:
Ба́ловать, хочу тебя сегодня ба́ловать.
Одну тебя на свете ба́ловать.
В слове «баловать» и производных от него – избаловать, разбаловать, избалованный и других – ударение никогда не падает на слог «ба». Единственное слово с таким ударением – ба́ловень, но оно не является проверочным к «балова́ть», «избалова́ть», «избало́ванный». Подробнее об этом в «Грамотаторе», а нам остаётся прочитать и запомнить. Поможет же в этом наша рифма:
И не надо забыва́ть
Своих детишек балова́ть.
Ну где же ты, студент, игрушку новую нашел?
И еще одна замечательная песня, на этот раз – всеми любимой группы «Руки вверх» – «Студент». Жизненная ситуация, заводная музыка и… неправильное ударение.
Ты зво́нишь ей домой, когда меня рядом нет,
Скажи мне ДА или НЕТ, и дай мне свой ответ.
Кстати, в повседневной речи «зво́нит», «зво́нишь», «зво́ним» – одна из самых распространенных ошибок. Никак это слово не хочет поддаваться и звучать правильно. А правильно только с ударением на последний слог – звони́шь, звони́т, позвони́т, созвони́мся. «Грамотатор» рассказывал и об этом. А мы предлагаем запомнить рифму, которая поможет произносить правильно:
Во тьме ты номер разгдяди́шь
И подруге позвони́шь.
Конечно, в песнях часто стоит выбор: рифма, ритм или правильное произношение. Слушая радующие душу композиции, мы не замечаем «неправильностей». Мы любим их звучание, слова, исполнителей. Наслаждаемся и не задумываемся над произношением, ведь мы не на экзамене и не на уроке русского языка
Но песни легко запоминаются, долго крутятся в голове, и неправильное ударение в словах может остаться в памяти надолго и сослужить недобрую службу, в том числе и на экзамене. Так что песни слушаем и радуемся, а про правильное произношение не забываем, отмечая его про себя, чтобы не запомнить неправильное и не попасть впросак.
А свои предложения и вопросы читатели могут прислать, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета». Они станут темами новых публикаций «СЛОГиЯ» и «Грамотатора».
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК С АСТАПОВЫМ: ОШИБКИ В ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСНЯХ / УЧИТЕЛЬ РУССКОГО СЛУШАЕТ ПЕСНИСкачать
9 ошибок в песнях, которые бесят филологов: к доске идут Лагутенко, Шевчук, Монеточка и другие
Грамотность на «Меле»
Кто-то любит рэп, кто-то — рок-музыку, а некоторые в восторге от попсы. К сожалению, песни любого из этих жанров не всегда соответствуют правилам русского языка. Мы вспомнили девять известных (и не очень) композиций, которые заставляют нас говорить неправильно, — от группы «Руки вверх!» до Монеточки. А если вы тоже знаете такие песни, пишите в комментариях!
Правильно: звонИшь, позвонИт
Чудовищная ошибка, которую всё ещё часто можно услышать. Мы вспомнили сразу две песни, в которых ударение в глаголе «звонить» в разных формах стоит неправильно. Первую точно знают все: «Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет…» Да — это «Руки вверх!», и да — в песне поётся именно «звОнишь». Гораздо больше обидно за группу «Пилот» из культурной столицы — в песне «Девочка-весна» солист Илья Чёрт поёт: «Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь». Да нет, не позвОнит! В общем, ещё раз напоминаем: ударение в этом глаголе всегда падает на последний слог.
В эфире группа «Браво» с песней «Этот город», которую тоже многие хорошо знают. Среди прочих достопримечательностей Москвы солист перечисляет: «Нарисованы бульвары, реки и мосты, / Разноцветные веснушки, белые бантЫ». Проблема в том, что ударение в слове «банты» на самом деле падает на первый слог. И рифма со словом «мосты» в данном случае не оправдание. Кстати, сюда же относятся «тОрты» и «шАрфы». А чтобы больше не путаться и запомнить правильный вариант, вспоминайте эти слова в единственном числе.
В этом тексте будет много напоминаний о том, как правильно ставить ударение в словах. Оставим «изумрудные брови, колосящиеся под знаком Луны» и прочие нелепицы на разбор кому-нибудь другому и поговорим про песню «Варвара» группы «Би-2»: «ПорвАлась струна, и теперь моя песенка спета». Песенка действительно спета! Запоминайте — ударение в этом глаголе падает на последний слог: «порвалАсь».
Похожую ошибку мы слышим в песне «Есть только миг» Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва. «А для звезды, что сорвАлась и падает…» В этом глаголе, как и в предыдущем, ударение падает на последний слог: «сорвалАсь». Так что в этом мире бушующем всё действительно призрачно!
В чём подвох здесь, спросите вы. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются только во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание: «брюк», «шорт». Но дело в том, что с «джинсами» это не работает. Так что запоминайте правильную форму родительного падежа — «джинсов», и только так. Песня, кстати, тоже известная: «Залезь мне в сердце, а не в ширинку джинс…» Узнали? Это же Монеточка! (Чтобы вы не думали, что мы слушаем только всякое старьё.)
Так, кажется, время Игоря Николаева настало. «Мы приедем в наш старый дом, / И не вклЮчим в прихожей свет…» И правильно сделаете, что не «вклЮчите». Потому что верно — «включИм», а вариант «вклЮчим» считается разговорным. Дальше Игорь Николаев хотя бы извиняется: «Ты прости мне мои стихи…» Мы всё прощаем. Главное — не повторять ошибок.
Сейчас будет старая песня группы «Звери», мимо которой мы не могли пройти, — «Быть добрее». Точнее, мы не могли оставить без внимания такую досадную ошибку: «красивЕе». Запомните: ударение в этом слове падает на второй слог: «красИвее». И будете не только добрее и красивее, но и грамотнее!
«В слезах парнишка, / Ему соврАла я немножко…» Надеемся, вы уже всё поняли. Это «Мумий Тролль» и знаменитая «Медведица», которая мерещится. А вот ошибка в ударении в глаголе «соврала» нам не показалась. Чтобы не доводить никого до слёз, в этом слове лучше ставить ударение на последний слог: «совралА» (врать или не врать — это уже дело ваше!).
Правильно: во рту
Замыкает наш список группа «ДДТ» с песней «Я завтра брошу пить». Призываем не откладывать на завтра, а становиться лучше (в нашем случае — грамотнее) сегодня. Цитируем: «Горит цветной экран, хрустит во рте икра». Правильно — «во рту», и только так. У некоторых слов в предложном падеже можно встретить окончание «у» — и это именно такой случай. Иногда такой падеж ещё называют местным.
Видео:Словарик ударений ЕГЭ по русскому языку в одной песнеСкачать
Песни с ошибками в ударении
- Главная
- Список секций
- Русский язык и литература
- ИССЛЕДОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОК-ПЕСЕН
Видео:ОШИБКИ В ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСНЯХ | ПРЕПОДАВАТЕЛЬНИЦА РУССКОГО ЯЗЫКА СЛУШАЕТ ПЕСНИ | ВебиумСкачать
ИССЛЕДОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОК-ПЕСЕН
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.
Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле — и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особенно СМИ оказывают влияние на молодёжь, ведь именно она, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.
Песня до сих пор остаётся одним из часто используемых средств массовой информации. В ней отражается душа народа. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек может найти отклик своему душевному состоянию в песне. Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Но если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов [11]. А ведь смысловая нагрузка в песенном жанре в равной степени падает и на слова, и на музыку.
Проведённый нами социологический опрос показал, что старшеклассники песню любят, слушают активно, обращают внимание на слова в песнях, вдумываются в текст, но спокойно относятся к речевым ошибкам в песнях.
Актуальность работы обусловлена большой практической значимостью. Исследование поможет школьникам развивать критическое мышление и анализировать услышанные музыкальные тексты с точки зрения их языковой грамотности.
Цель исследовательской работы: типы нарушений орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».
Задачи исследования:
1) Изучить теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам;
2) Составить классификацию орфоэпических и грамматических ошибок;
3) Проанализировать тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок;
3) Систематизировать материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок;
4) Провести обучающий тренинг для старшеклассников.
Объект исследования: орфоэпические и грамматические нормы в текстах песен.
Предмет исследования: соблюдение орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».
Новизна исследования состоит в выборе материала, обусловленного жанром. Приведенные нами примеры не встречались в работах других авторов. Также стоит отметить, что исследования подобного характера часто основаны на устаревшем материале, не актуальном для сегодняшних школьников.
Методы исследования: описательный метод (анализ материала в научной литературе, анализ и обработка собранного материала), метод сравнительного анализа (элементы лексического анализа).
Практическая значимость работы в том, что она может использоваться на уроках русского языка. Задание на поиск грамматических ошибок присутствует в тестовой части ЕГЭ по русскому языку (задание 7), где учащимся нужно не только найти ошибку, но соотнести ее с типом, указанным в таблице. Это задание традиционно вызывает большое затруднение у ребят. Эффективным представляется использование примеров из текстов песен авторов, которые знакомы ребятам, что будет способствовать большей требовательности к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.
Выявить орфоэпические ошибки учащихся может помочь школьный орфоэпический словарь русского языка Лекканта [7], который способствует ориентации в системе норм литературного произношения, помогает установить, как следует поставить ударение в русских словах и в их наиболее употребительных грамматических формах, как произносить иноязычные слова, в том числе новые, заимствованные в конце ХХ – начал ХХI, рекомендует предпочтительно произношение звукосочетаний или отдельных звуков. В данном словаре отражаются орфоэпические варианты.
В книге Горбачевича «Изменение норм русского литературного языка» [4] рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, самоупотребительных, морфологических, синтаксических). Автор особо останавливается на так называемых отступлениях от нормы, объясняет их природу, выясняет закономерности в развитии нормы. Анализ подтверждается примерами из современной речи и практикой нормативной лексикографии.
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы Борунова [1] представляет собой новый лексикографический труд. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, а также введены запретительные пометы. Для читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.
В энциклопедическом словаре юного филолога Панова [14] рассказывается о законах развития языка, различных языках народов мира. Главное внимание уделяется русскому языку. Читатели узнают также о проблемах, которые решает современная наука о языке, и о выдающихся ученых-лингвистах. Словарь признан воспитывать у учащихся чувство гордости за свой родной язык, уважение к языкам народов мира как огромной исторической и культурной ценности, поможет в выборе профессии.
Книга Максимова «Русский язык и культура речи» [9] включает систему заданий, способствующих осмыслению теоретических сведений, содержащихся в учебнике, и освоению надлежащих речевых умений и навыков в деловой сфере общения.
Справочник Розенталя «Управление в русском языке» [10] поможет правильно построить предложения, устранить речевые ошибки при соединении слов в словосочетания, что важно для повышения культуры речи. Данное издание может служить справочным пособием для педагогов, издательских работников, студентов, для всех, кто хочет научиться писать грамотно. В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления — выбором надлежащей падежной формы и подходящего предлога. Несмотря на значительную стабильность конструкций с управлением, нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.
1 Понятие языковой нормы
Языковая норма (норма литературная) – явление историческое. Это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Если носитель языка не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается – это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.
Орфоэпические ошибки связаны с нормами произношения и ударения, отраженными в соответствующих словарях [1],[7].
Относительно произносительных норм можно выделить акцентологические (в ударениях) ошибки. Ударения в словах разных частей речи ставятся по усмотрению авторов, зачастую пренебрегающих нормами нормативного произношения.
Существуют следующие типы ошибок:
ошибки в нормах ударения,
ошибки в произношении[ , э] или [э],
ошибки в произношении [ч] или [ш] в сочетаниях чт и чн,
произношением отдельных слов, сочетаний звуков (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове).
Ошибка в ударении очень распространена, это может повлиять на речь слушателей, особенно в тех случаях, когда проникает в речь «фанатов», поклонников того или иного исполнителя. Стоит отметить, что рок-радиостанции, в частности «Наше радио», достаточно требовательны к исполнителям: чтобы попасть в эфир, автором пришлось исправить свои ошибки. У рок-исполнителей, таким образом, есть мотивация работать над повышением грамотности.
В полученном исследуемом материале также присутствуют и ошибки в произношении сочетаний звуков. Авторы зачастую искажают произношение слов. Обратимся к понятию фонетической нормы. Различают три стиля произношения: высокий, нейтральный, разговорный. Под разговорным произношением понимается такое, которое характеризуется меньшей напряженностью органов речи, меньшей четкостью произношения, что приводит к изменению качества звуков вплоть до их выпадения.
В области гласных фонем наблюдаются такие особенности разговорного произношения:
сильная количественная редукция (ослабленное произношение звуков [а], [о], [э] или же совпадение этих звуков;
качественная редукция гласных, особенно [у], который в безударной позиции может звучать как [ъ] или [и];
стяжение гласных в предударной части слова.
В области согласных фонем:
упрощение групп согласных (редукция согласных до нуля в сочетании с другими согласными);
редукция интервокальных (находящихся между гласными) согласных.
Разговорное произношение встречается в песнях современных рок-исполнителей все чаще. Например, можно увидеть, как разговорное произношение может выполнять роль изобразительно-выразительного средства. В то же время бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью нарушение речевых норм может вызвать у грамотных слушателей отвращение к исполняемому произведению. Соблюдение орфоэпических норм является очень важным фактором для развития профессиональных качеств и навыков авторов текстов.
Грамматические ошибки – нарушения норм словообразования и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Грамматическое оформление современных рок-текстов также небезукоризненно.
Существуют следующие типы грамматических ошибок:
Ошибки в управлении в словосочетании;
Нарушение в построении предложения как с деепричастным и причастным оборотами;
Так и с причастными:
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Ошибки в построении предложения с однородными членами;
Неправильное употребление падежной формы существительного;
Грамматические ошибки в текстах рок-песен — явление частое. Одно предложение может содержать сразу несколько как грамматических, так и речевых ошибок. Таким образом, был составлен список, примеры ошибок (Приложение А.1). Авторам необходимо редактировать тексты, улучшать их качество, ведь их творчество становится образцом для подражания.
Приложение А. Единицы (предложения) с грамматическими или орфоэпическими ошибками
1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла. (Агата Кристи.Триллер).
2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).
3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).
4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).
5. Город в дорожной петлЕ. (Кино.Звезда по имени Солнце).
6. Жизнь разносилась, как туфлЯ. (Король и Шут).
7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).
8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).
9. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ.Ветер).
10. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).
11. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).
12. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)
13. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )
14. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)
15. Думаешь, что есть дверь и ключ — но их нет. (AlaiOli.Крылья)
17. Наверно завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)
18. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)
19. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)
20. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)
21. Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)
22. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)
23. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв,воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ.Я завтра брошу пить.)
24. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ.Я завтра брошу пить.)
25. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ — Контрреволюция)
26. Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)
2 Анализ выявленных ошибок в текстах песен жанра «рок»
1.1 Анализ орфоэпических ошибок
Нами были проанализированы 25 современных текстов песен жанра «рок». В результате анализа выяснили, что в данных песнях преобладает орфоэпическая ошибка в именах существительных.
• АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль. Алмазами).
• Возьми банджО (бАнджо), сыграй мне на прощанье (В. Бутусов. Гудбай Америка);
• Город в дорожной петлЕ. (Кино. Звезда по имени Солнце).
• Жизнь разносилась, как туфлЯ. (Король и Шут).
• Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира. Прости меня, моя любовь).
• ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2. Волки).
• И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.) и т.д.
В глагольных формах:
• Ах, если б ты понЯла, с каким огнём играла. (Агата Кристи. Триллер).
• В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль. Медведица).
• ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )
• В песне группы «Пилот» «Девочка-весна» есть строчка:
Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь…
Та же орфоэпическая ошибка звучит в песне из репертуара группы «Знаки»:
Телефонистки сходят с ума по одной,
Когда мне кто-то звОнит с Земли,
Но явно с какой-то другой.
Многие фонетические особенности разговорной речи действуют в совокупности, создается весьма «экзотический» фонетический облик слов и словосочетаний, особенно частотный: тысяча девятьсот — [тыж’д’ьв’ицот], например — [нм’эр], человек — [ч’эк], все равно — [с’орно], сегодня — [с’он’а]. Авторы песен допускают такой вид ошибки для создания определённой рифмы, необходимой для легкости восприятия текстов песен.
Подобные примеры встретились нам и при анализе текстов:
• Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[,а] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)
• Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят] грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)
• И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).
Эти песни принадлежат творчеству одной группы – «Мумий Тролль». Стоит отметить, что необычный голос и экспрессивная манера исполнения во многом могут объяснять подобное произношение. Мы склоняемся к мысли, что оно умышленно и по аналогии со звукописью акцентирует внимание слушателя на особенно важных словах песни.
Но это не единственная группа, в песнях которой встречается разговорное произношение. Подобные примеры мы встретили в творчестве группы «Би2».
Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый телеви[зр] (Би2. Компромисс)
Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены. К числу наиболее часто встречающихся ошибок в речи отнесем следующие: орфоэпические ошибки – 65%. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много, причем это не только ошибки в постановке ударения, но и нарушение литературного произношения.
1.2 Анализ грамматических ошибок
В текстах рок-песен присутствуют:
• Ошибки в управлении в словосочетании
Есть в демократии что-то такое,
До чего неприятно касаться рукою (ДДТ — Контрреволюция)
• Нарушение в построении предложения как с деепричастным оборотом: Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC. Вселенная бесконечна.),
Так и с причастным:
И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ. Где мы летим)
• Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
Думаешь, что есть дверь и ключ — но их нет. (Alai Oli. Крылья)
• Ошибки в построении предложения с однородными членами
Тянулись серые дни и никого рядом с ним (ДДТ. Любовь)
• Но больше всего примеров оказалось на неправильное употребление падежной формы существительного:
Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. David Bowie)
Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ. Я завтра брошу пить.)
Мне снилось, мой календарь не закончился,
Зря я сто лет назад мучился, корчился,
Пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)
Грамматические ошибки: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, в построении предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильное употребление падежной формы существительного, ошибка в построении предложения с однородными членами. В то же время стоит учитывать, что литературоведы отмечают особенности подобных текстов: «Рок-текст не самодостаточен и не самостоятелен; он является составной частью рок-композиции, включающей музыку и шоу» [8]. Анализируя творчество группы «ДДТ», литературовед В.В. Шадурский приходит в выводу, что «так называемые грамматические ошибки в поэтических фразах не противоречат точности мысли, они часть энергетического комплекса, который будит подсознание и сознание слушателя. Рок-поэзия Шевчука отражает тенденции современного русского рока. Логический абсурд, грамматические недоразумения превратились в прием сгущение смысла, воздействия на аудиторию. Следовательно, главное в современном роке не смысл слова, не словесная семантика, а особого рода психическая энергия, которая проникает в глаза, уши, мысли». [9]
Стоит также отметить то, что касается действительно ненамеренных грамматических ошибок: показательно, что тексты двух песен из нашего списка («Девочка-весна» группы «Пилот» и «Телефонистки» группы «Знаки») были впоследствии исправлены, певцы устранили орфоэпические ошибки, что также говорит о том, что авторы-исполнители работают над своей речевой культурой
На основании изученного материала были составлены упражнения для учащихся 10-11 классов в формате заданий Контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по русскому языку. Данные упражнения предполагают отработку заданий № 7 на знание синтаксических норм, норм согласования, норм управления (Упражнение Б.1, Б.2) и № 4 на знание орфоэпических норм (Упражнение Б.3). Знакомые строчки песен способствуют более качественному усвоению материала и формированию грамотной речи.
Приложение Б. Упражнения для учащихся 10-11 классов
Упражнение Б.1 — Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. (по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Думаешь, что есть дверь и ключ — но их нет. (AlaiOli.Крылья)
2. И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло
3. Небо цвета сталь, листьев черный лес.
4. Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен
5.Горит ночной экран, хрустит во рте икра!
6. Тянулись серые дни, и никого рядом с ним
Б. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В. Неправильное употребление падежной формы существительного
Г. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Д. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Упражнение Б.2 — Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. (по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)
Найдите и исправьте орфоэпические и грамматические ошибки в текстах современных песен, постарайтесь сохранить песенный ритм.
1. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ.Ветер).
2. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)
3. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)
4. Вереницы матных слов (Пилот Вольная птица)
5. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)
6. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ.Я завтра брошу пить.)
7. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ — Контрреволюция)
8. Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)
Упражнение Б.3 — Знание орфоэпических норм Отработка задания № 4 из Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку)
В приведённых ниже предложениях есть слова, в которых допущена ошибка в постановке ударения.: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите эти слова.
1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла. (Агата Кристи.Триллер).
2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).
3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).
4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).
5. Город в дорожной петлЕ. (Кино.Звезда по имени Солнце).
6. Жизнь разносилась, как туфлЯ. (Король и Шут).
7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).
8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).
9. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).
10. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).
11. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )
12. Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)
13. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)
14. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)
15. Мы идём гулять,зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)
16. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)
17. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.)
Заключение
В соответствии с поставленными целью и задачами, был изучен теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам, была составлена классификация орфоэпических и грамматических ошибок, были проанализированы тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок, был систематизирован материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок, был проведен обучающий тренинг для старшеклассников.
Проанализировав песенные тексты, мы пришли к выводу, что современные песни являются источником различного рода ошибок. К числу наиболее часто встречающихся речевых ошибок отнесем следующие: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова, смешение слов разной стилевой окраски, стилистический и смысловой разнобой между частями текста. Орфоэпические недочеты в данной работе представлены лишь ошибками в постановке ударения. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много. Грамматические ошибки: нарушение управления в словосочетаниях, употребление возвратных глаголов, разнобой в формах времени и вида глаголов, неправильное использование деепричастий.
Спрос рождает предложение. Популярные песни востребованы. Но качество песенных текстов достойно публичного обсуждения на страницах популярных периодических изданий, в теле- и радиопередачах, поскольку популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, которая влияет на воспитание и формирование речевой культуры. Если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.
Тема, обозначенная в названии работы, имеет большие перспективы развития не только в лингвистике, но и в литературоведении, культурологии, социологии, психологии и других общественных науках. В плане лингвистического анализа предполагается рассмотреть не только неудачные, но и образцовые тексты песен, которые становятся источником крылатых фраз, помогают человеку не только расслабиться, отдохнуть, но и доставляют эстетическое удовольствие.
Если активно пропагандировать идеи качественных песенных текстов, говорить о речевой компетентности авторов и их речевой грамотности, учить замечать ошибки, то это, безусловно, должно положительно повлиять не только на слушателей, но и на исполнителей музыки, ведь чистота речи – это одна из важных составляющих хорошей, а самое главное – качественной песни.
1. Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. 4-е изд., стер. М., 1988.
2. Головина Э.Д. Ту-ту-ту и на-на-на. О языке современной популярной песни // Русская речь. 2005. № 4. – С. 121 – 123.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с.
4. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка: пособие. Л.: Просвещение, 1971. 272с.
5. Избранные песни российской эстрады. М.: Изд-во В. Катанского, 2005. Вып. 7. – 128 с.
6. Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Выпуск 2. Тверь, 1999. с. 21- 22.
7. Леккант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 168 с. – ISBN 5-09-015018-4.
8. Попельнецкая Н. Как запомнить, где ставить ударение? Под музыку! //http://weburg.net/news/44626
9. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2005. – 413 с.
10. Розенталь Д.Е. «Управление в русском языке» Словарь-справочник. АСТ, 1997.
11.Усоев Г. Бред сивой попсы // Аргументы и факты. 2002. 27 февр. № 9 (1114).
12.Фомина Н.В., Липовенко Е. К. Тексты песен современных популярных исполнителей в зеркале культуры речи [Текст] //Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 32-34.
13. Шадурский В.В. О восприятии рок-поэзии (На материале альбомов группы «ДДТ» «Мир номер ноль» и «Метель августа») // Сб. научн. трудов «Русская рок-поэзия: Текст и контекст». Тверь: ТвГУ, 2001. –Вып. 5. – С. 230–236.
14. Энциклопедический словарь юного филолога .М., 1984. – 352 с.
🔥 Видео
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Ударения для ЕГЭ в стиле рэп 😏 Повторишь? #егэСкачать
Словарик ударений на песню В. Цоя «Перемен»Скачать
Ударения для ЕГЭ рэпом 😎 #запоминалка #егэрусскийязыкСкачать
Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать
Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать
Песни, правильное ударение в которых пострадало из-за рифмыСкачать
Ошибки при разборе песниСкачать
Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
ТОП-10 ОШИБОК В УДАРЕНИИ СЛОВ - «Утро с Вами» 26.03.2020Скачать
Разбираем ошибки в песнях русских современных исполнителей //Даня Милохин//Егор Крид//Artik&AstiСкачать
УдаренияСкачать
Типовые ошибки в СМИСкачать
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Ударение ТОП 5 ошибок | Русский язык ЕГЭ ОГЭ 2023 | Онлайн-школа EXAMhackСкачать
Ударение ТОП 5 Ошибок. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать