Первый урок по теме словосочетание

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Конспект урока по теме «Словосочетание» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 8 классе

Тема. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, его назначение в языке.

Строение и виды словосочетаний.

1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.
2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.
3. Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация

Вид урока: изучение новой темы.

I. Организационный момент.

— Ребята, мы начинаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами тема – «Словосочетание. Связь слов в словосочетании».

(Запись даты, темы урока в тетради)

— Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа на повторение.

Что изучает синтаксис? ( Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )

— Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

— Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)

— Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)

1.Запишем в тетрадях предложение :

Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин.

— Необходимо выписать из данного предложения все словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?(Знать определение словосочетания)
-Что такое словосочетание? (Слайд 3)
(Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).
— Что не является словосочетанием?(слайд4)
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
— Именное, глагольное, наречное.(слайд5)
Итак, выписываем словосочетания и определяем их вид

1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания
— согласование,
— управление,
— примыкание (Слайд 8)

Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное(слайд 9)

Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. .(слайд10)

Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).(слайд11)

III .Приступаем к выполнению упражнений

1. Запишите словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.

Вл..дение речью, уча(?)ствовать в походе, из..бразить на картине, легко справиться, добросовес(?)ные тружен..ики, интел..игентные люди, уверен..ость в победе, непокол..бимая вера, рас..уждать последовательно, поступить рас(?)чётливо, жить играючи, пом..гать по-соседски, меткое выр..жение, вера в будущее, трудиться добросовес(?)но, рас(?)чётный счёт, рас(?)чётливость хозяина, современ(?)ое мировоз(?)рение.

1) . Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование

Посуда из дерева –

Работы с землёй-

2). Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление

3) Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью прримыкание

Написал без ошибок –

Исчез без следа –

Закончил до срока –

Говорил с улыбкой –

— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании
V .Домашнее задание

Раздается каждому на отдельном листке.

В начале следующего урока на экране появятся ответы к заданиям и критерии оценки работы. Домашнее задание будет оценено учащимися путем взаимопроверки.

1) Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. 2) Прочитаешь – словно поговоришь. 3) Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответ, за какое-нибудь возражение, и глядишь – разбежался на новое письмо. 4) Да разве только письма! 5) Литература, все человеческое искусство – это как игра в теннис, извините за упрощенное сравнение. 6) Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хорошая подача со стороны партнера. 7) Если же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то никакой игры не получится. 8) Играть в теннис одному практически нельзя. 9) Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощущения целого народа, ради которого берется перо или кисть, настоящего искусства быть не может.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью управление.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью примыкание.

Выпишите из текста словосочетание, в котором главное слово – наречие.

Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями: словно поговоришь, зацепишься за реплику, игра в теннис, перо или кисть, ничего не получает.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Урок русского языка по теме «Словосочетание». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
  • начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
  • развивать речь;
  • воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.

Ключевое понятие – словосочетание.

Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.

Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Оргмомент (мотивация).

— Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы — учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.

Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:

а) гимнастика “Шум дождя”;

б) психологический настрой.

— Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)

На презентации открывается слайд с изображением солнышка.

— Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.

в) оформление тетрадей

г) минутка чистописания

— На какую букву начинается слово “солнышко”?

— Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?

— И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт “и-раз-и”

Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:

Сс Сс Сс Семипалатинск

II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.

Орфографическая разминка.

— Будете записывать слова под диктовку и “по-цепочке” комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:

Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.

Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).

— Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.

Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).

— А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали.

Из слова “сварить” выпишите только приставку, из слова “ловить” — корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова “молоко” — окончание, из слова “собрать” — приставку, первый слог из слова “четверг”, окончание из слова “шишка”, суффикс из слова “чудный”, окончание из слов “степи” и “воде”.

III. Объяснение нового понятия.

— Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).

1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:

— Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?

Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)

— А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.

— Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?

— Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?

— Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось? (На слайде:

Первый урок по теме словосочетание

2) Работа по уточнению правила.

— Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?

— Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” — это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?

— Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.

— Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)

— Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)

— А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)

— Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)

— Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.

— Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.

Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х

— Изобразим это правило с помощью схемы: (. )

Первый урок по теме словосочетание

— В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?

— То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.

Сварить (что?) кашу.

— Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?

IV. Первичное закрепление.

а) — У нас осталось слово “класс”. Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

— Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: “дружная класс”. Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте “х”.

б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?

— Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.

в) – Добавьте слово к слову “ловить”, чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.

— Подберите прилагательное к слову “шишка”: шишка (какая?) сосновая.

— Запишите ещё одно словосочетание: “вкусный молоко”. Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.

— Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.

— Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).

— Запишите каждый своё словосочетание.

— Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется “Лесорубы”. Покажите, как лесорубы работают топорами.

— А составьте словосочетание про лесорубов.

— А теперь про то, как они работают.

— Следующее упражнение “Пловцы”. Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.

— А о том, как они плавают.

— А теперь о нашем настроении.

— Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)

Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина “Давайте, дети, учиться!”

Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.

— Выпишите из этих строк словосочетания.

(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)

— Что мы записали? (словосочетания)

V. Подведение итогов.

а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.

  • 1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
  • 2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.

б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.

в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: . . А оценки получат все по результатам тестирования.

— На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите “частичку нашего солнышка”. (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока “Словосочетание” и нарисована его схема.)

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 12

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • что такое словосочетание;
  • определять словосочетание в предложении;
  • определять в словосочетании главное и зависимое слово;
  • приводить примеры словосочетаний.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

Первый урок по теме словосочетаниеПервый урок по теме словосочетание

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

  • Пшеница (какая?) густая.
  • Созрела (где?) в поле.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Созрела (где?) в поле

Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

  • Листья (что сделали?) закружились.
  • Закружились (где?) в воздухе.
  • Листья (какие?) жёлтые.
  1. Прочитайте предложение.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

  1. Прочитайте. Укажи словосочетания.

2. солнце скрылось,

3. скрылось за тучами,

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

  1. Лес (какой?)густая

2. Нашли (где?) в поле

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

🎬 Видео

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать

Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Русский язык 1 класс (Урок№52 - Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.)Скачать

Русский язык 1 класс (Урок№52 - Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.)

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать

4 класс. Русский язык. Словосочетание

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Словосочетание. 8 классСкачать

Словосочетание. 8 класс
Поделиться или сохранить к себе: