Видео:Х ВЕК. КНЯГИНЯ ОЛЬГА И КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ. Русская История. Исторический ПроектСкачать
Портрет хана Куря на миниатюре
«Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить наших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцев» — А. С. Пушкин, Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений.
ВВЕДЕНИЕ. Статья несложная, но длинная, хотел было поделить на части, но тогда прерывается логическая цепочка повествования. А чтобы понять, что же хотелось сказать в конце — придётся всё равно начинать сначала. Здесь будут даны ответы на многие вопросы: кто такие скифы, кто печенеги, половцы, почему Десна — Десна, а Украина — Украина и что-то ещё, не упомню. Например, найден для истории человечества портрет хана Куря, о котором нет ни слова ни у одного историка и летописца.
Кто такие печенеги? Согласно «Повести временных лет», печенежский язык был известен киевлянам в X веке. Из письменных византийских источников известно несколько десятков печенежских слов (личные имена, этнонимы, топонимы). Но если ты меняешь веру, ты умираешь для летописца, хотя физически можешь вполне себе существовать. Тебя нет, и тебя не вспомнят, вот примеры из истории: дата смерти Игоря есть (945), а даты рождения нет. его сына Святослава дата смерти есть (972), а рождения нет. у мамы кн. Ольги то же самое, у Олега. у Рюрика. зато дата его смерти зеркальная (879-978) с рождением Ярослава Мудрого. Так и с племенами: были обры и исчезли, было Туровское княжество и нет его. На год первого церковного раскола (1054) рождается Владимир Мономах. Это пример как христиане начали вести летопись. Образовался огромный пробел в истории 15 века, а взять 11-13 века — туши свет. глубже 9 века — памороки, за скифов молчу. И, самое интересное в этой связи, и что всегда удивляет, одни силы приходят — другие исчезают, но дань продолжают платить исправно. Человечество плодится и множится вопреки всем войнам и никуда не исчезает, цивилизация наступает неизбежно, племена кочуют, но по белке с дыма — вынь да положь. И было единое христианство, а потом получились две столицы, через время произошёл раскол, тут же рождается Мономах, и, до 1219 года в истории было всего две силы противостояния, замечу себе. Так эти две силы, с богатой тысячелетней историей пали разом и обе, и от кого? От кочевников, от этих диких степняков, которые, невесть каким образом, но махнули через Альпы и явились Европе. И вдруг! Европа узнала никому неизвестных «моголов»! — они пришли и начистили зад в 1219 году, кому? Ордену. Да как они туда попали? Это я опускаю, равно как и то, что делали половцы на западе (загадка века для историков), тем не менее, епископы собрались и слушали доклад очевидца как выглядят эти великаны? Нет же, они просто «моголы» — «великие» в переводе — это не нация-раса-этнос, они такие же, как мы. Появились «монголы», тут же родился — Невский (1220) и только спустя 20 лет появились «татары». А историки их объединяют сразу в сотоварищи.
Допустим, иго было. А где жёлтый след? Ведь монголы — желтокожие. да за 300 лет они бы перетрахали всё население от Волги до Днепра и Дуная. Глядишь, нет-нет, да и выскочил бы чисто генетически ребёночек какой — монголоидной рассы. Как после Олимпиады 1980 в Москве — рождались негры у блондинок сразу и даже через поколение. А тут — ни одного монгола за три века ассимиляции, даже обидно за дружбу народов, а особенно за историческую. А послушаешь язычников с их философией эсперанто, твоё раздвоенное сознание учетверяется. Орда — производное от слова Орден, где «Ор» — сила, а день — светлое время суток или просто «светло». Соответственно «Орден» — Сила Света, а «Орда» — Светлые Силы. Масло масляное, что дальше? Пахать оралом некому. Читая историю (от торы) замечаешь нестыковки у маститых историков, как на помощь Москве шло войско Витовта: «Князь смоленский, Юрий Святославович, шурин сего князя (Витовта), служил ему при осаде Витебска как данник Литвы; но Витовт, желая совершенно покорить сие княжение, собрал войско многочисленное и, распустил слух, что идёт на Тамерлана, вдруг явился под стенами Смоленска…». — Н. М. Карамзин, «История государства Российского», том 5, глава II. Какой ещё Тамерлан, если его время давно кончилось? поэтому мне больше нравятся масонские сказки, как Киплинг пленил Шерхана, это тигр такой, который волочил лапу. То есть хромой тигр и есть — «хромец» на фене. Такие сказки более информативны, чем все тома истории вместе. Сказочный эпизод взят из истории, как на Снови пленили хана Шарухана. Снов — приток Десны. А вот вам и третий вариант пленения, «Слова о полку Игореве»: «И ркоша бояре Князю: — Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса дивь на землю — се бо Готскiя красныя девы въспеша на брезе синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелеютъ месть Шароканю! А мы уже, дрУжина — жадни веселiя!». Имеется в виду — дрУжина — женщина. Хронологические накладки убрать и, три «случайных» совпадения дают вполне реальную картину событий. Было дело, я занимался поиском родословной одного из героев этого времени и что открыл себе: он в пяти лицах! Надо бы найти черновики.
Цитирую Задорнова: Слово «история» сегодня знают все. Но, далеко не все знают, что оно произошло от двух слов «из-Торы». Тора — священная книга иудеев. То есть сегодня в мире считается, что история начинается с тех событий, которые описаны в Торе. Но Тора писалась священнослужителями иудеев. Для своих! Естественно, что именно свое надо было ставить во главу угла. Поэтому, думать, что история человечества началась с того, что описано в Ветхом Завете, а история России — с прихода варягов на Русь, также примитивно, как считать, что конфеты «Птичье молоко» начинают делать с того, что доят птиц. Много иностранцев сегодня приезжает и на раскопки, которые ведутся на Украине в Триполье. Там открылись города, которым пять тысяч лет до нашей эры. На пятьсот лет старше цивилизации Междуречья — Шумерской!
И перешёл на скифов и их локализацию. скиф-скит-скот. сначала понять бы значение слова, почему его так прозвали? «Скифы» — так называли этот народ древние греки. А славяне называли их — «скиты». Фе — религия, и человек с киём, чем не скиф? Скитается и читает лекции, спит с медведем, строит монастырь, создаёт остров свободы вероисповедания, но основа уже есть, но её понимают все по-разному. И тут я с Задорновым не очень. Если это скотоводы одно, скитальцы — совершенно другое, что и путники масона. А земледельцы — третье, вот они и разделялись на золотых и пахарей, а нам — сказку за белого бычка.
Глава канцелярии Академии наук времён Ломоносова, немец И. Д. Шумахер охарактеризовал речь «диссертацию», как «галиматья г. Миллера». «Миллер предлагает о начале россиян понятия, совсем несходные с краткими и ясными показаниями летописца».
О! дети, дети. если бы они знали, что творится сегодня. Или немного о российской школе:
Послать всех нАхер докторов!
Какой вы веры, той и мерой.
Ведь я, действительно, здоров,
и отличаю, средь Sу-меров,
я Вальдемаров от ди-меров,
шумеров левых — с их миров
от дясно-правых, Вол-ди-меров,
и средь Владимиров, воров.
Послать подальше докторов,
только не «ахай» и не «окай»,
с тяжёлой ношей шапки дров,
с душою русской и широкой,
с ноги их греческой сандалий,
в такие дали бы послать.
Вандалы! Мать вашу, видали.
Змея на чаше, в чаше мать.
Послать их всех на три весёлых
Идите к Тору, то есть — нАтор!
Ищите люд, средь новосёлов —
в халатах белый ретранслятор:
— Великий буйный махинатор,
Перун коней и докторов,
заткнул за пояс шар в экватор.
А я, действительно, здоров.
БИТВА НА ТРУБЕЖЕ. Противостояние русских и печенежских войск на р. Трубеже. Дата — 992 год, место — река Трубеж. Итог — победа русских войск. Сразу после разгрома печенегов в 992 году Владимир заложил на месте того брода город Переяславль, — «ибо перенял славу отрок тот», а Яна Усмошвеца и его отца пожаловал в бояре. В 992 году Владимир Святославич совершил поход против белых хорватов, чтобы включить их земли в Киевскую Русь. Тем же временем хроники свидетельствуют о «вторжении» печенегов чуть ли не в Киев. Цитирую: «Узнав о вторжении печенегов через Сулу, Владимир вывел войско на левый берег Днепра. Противники остановились по двум берегам реки Трубеж, после чего возникла пауза. Вскоре печенежский хан вызвал на переговоры Владимира и предложил ему провести поединок: «Выпусти ты своего мужа, а я своего ; пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». Лаврентьевская летопись.
Битва на реке Трубеж на левом берегу Днепра. О какой реке Трубеж рече летописец? Продолжаю читать: «Богатыри сошлись и обхватили друг друга руками, Ян Усмошвец удавил печенега до смерти, а затем, подняв над собой, бросил его на землю. Русские, вдохновлённые победой своего бойца, с боевыми кличами бросились на печенегов, которые, не выдержав атаки, были обращены в беспорядочное бегство. Судя по всему, русские атаковали через реку и нанесли печенегам поражение. Летопись связывает с этой победой строительство города Переяславля-Русского князем Владимиром», не путать с Переяславлем Залесским. Расположен на берегу рек Трубеж и Альта. Переяслав (Переяславль, или Переяславль-Русский) впервые упомянут в 907 году в договоре Олега с Византией, что вызывает второй вопрос, о каком городе речь? Если битва с печенегами на реке Трубеж ещё только предстоит через 85 лет и не ему, а Владимиру Красно Солнышко. Святослав Игоревич же, вскоре будет искать место под столицу на Дунае, мечтая поставить — Переяславец (малый). Никоновская летопись под 1001 (6509) годом утверждает, что «кожемяку» звали Ян Усмошвец, соратник былинного богатыря Алёши Поповича. Историки ссылаются на опечатки у монаха — ошибся с датой. Если не он сам, то стопудово копеист! который был в зюзю пьян и совершенно не то нам написал (что было надо). И это сплошь и рядом. Как это вообще возможно? Никак. Врут.
Картина русского художника Григория Угрюмова (1764—1823) была посвящена битве, художнику присвоено звание академика. Сюжет картины «Испытание силы Яна Усмаря» основан на летописном сказании о сражении 992 года, в котором древнерусское войско князя Владимира Святославича победило печенегов. Перед началом битвы надо было найти воина, который смог бы достойно сразиться с печенежским богатырём. Им оказался сын киевского кожемяки Ян Усмарь, который с честью выдержал предложенное ему испытание — руками остановил бегущего разъярённого быка, вырвав у него кусок кожи. В центре полотна крупным планом изображена фигура Яна Усмаря, останавливающего бело-рыжего быка, который, по-видимому, был раздразнён уколами трезубцев и лаем собак. Бык движется слева направо, в направлении князя Владимира, который изображён в красном одеянии, сидящим на возвышении у правого края холста. Не привык я доверять аннотациям и переводам летописей, а посему отыскал миниатюру, которая послужила источником написанию картины, которая наглядно рассказывает, что же было на самом деле. Сверяю надпись на ней, с теми текстами от учёных, одновременно пытаясь уловить сходство замыслов Григория Угрюмова и художника-монаха.
ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ. На рисунке сверху (Радзивилловская летопись), читаю: «. и приехав князь печенский к реце володимира и рече ему. », а что он рече ему, я процитировал выше насчёт поединка богатырей. Летопись же сочинялась, лет через четыреста после битвы, и придумать могли что угодно. Но не до такой же степени. Оказывается, он не хан?! Начинаю разглядывать миниатюру и убеждаюсь, что ханского в том, что справа куда меньше, чем в том, что слева. Нет ни бороды, ни кривой сабли, ни чёрных усов, ни бунчуков на шапке, да и шапки нет. Поразил тот факт, что печенег — князь. А как его имя — никто не знает. Во всяком случае, я не нашёл и стал внимательно разглядывать картинку. Называется она: «Противостояние русских и печенежских войск на р. Трубеже» (Радзивилловская летопись).
Князь Владимир в красной шапке и во всём красном слева — скачет на запад; навстречу ему — «хан» с непокрытой головой, блондин; лошади у обоих белые, одеяние, доспехи и оружие дружин — не отличить. Князь и хан беседуют, это заметно по жестикуляции рук — левая рука Владимира и правая рука хана протянуты как бы навстречу с открытыми ладонями. Запомните это положение рук — у кого она левая, у кого правая — вспомним ниже, раскрывая этимологию реки Десны. Хан сидит в седле подбоченясь, что называется, левая рука на поясе, голова чуть вперёд — обычная мирная беседа. Хан чуть ниже и ближе к зрителю, Владимир — выше и дальше. За головой Владимира изображён большой золотой круг (не в виде ареола, но солнца), и его длинные волосы из-под шапки и борода несут оттенки золотисто-рыжеватого цвета. Его воины раскрашены в красно-зелёные (шлемы) и охристые цвета одеяний; его лошадь с золотой гривой. Точно так же изображены печенеги. Симпатичный хан, блондин и гладко выбрит, с русыми волосами на голове и на лошади с белой гривой. Сходу и не поймёшь, кто из них русский? На переднем плане миниатюры — толи зелёный холм нарисован, или изгиб реки в зелени. Передние копыта лошадей, на которых Владимир и хан, скрыты горой, или утопают в воде.
По свидетельствам «доступных древних источников», читаю википедию, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза. За бороды не поспоришь, а в остальном древний русский художник был не согласен с арабом. Так кто же они?
ОТЦЫ и ДЕТИ. В X в. Византийская империя использовала печенегов в качестве заслона от набегов киевских князей на Константинополь. Для этой цели правителям печенегов ежегодно доставляли из Византии подношения в виде золотых слитков. С греческого языка печенеги переводятся довольно странно, но узнаваемо в свете времени. Термин ;;;;;;;;;; — на латыни Petsen;goi — составной: ;;;+;;+;;;;;, где ;;;;; — молодь; а ;;;+;; = Домашня тварина (укр), Хатняе жывёла да (белор), где жывёла — животное, но для болгарина — Домашен любимец. Итак, ;;;+;;+;;;;; = От животных + до + молодых людей. Чистой воды теология — «Отцы и Дети». Извиняюсь за местный редактор и сленг переводчика. Живот означало жизнь, так понятнее. Не печенеги, а ходячая «Жизненная повесть» от Рождества Христова.
ПОРТРЕТ ХАНА КУРЯ. Почему нет? Его всё равно никто в лицо не видел, а тут он во всей красе на миниатюре. Хан Куря известен благодаря убийству Святослава (972), иных сведений о нём нет. На миниатюре мог быть изображён как его сын (Куря младший), так и сам легендарный собиратель образов Куря. С таким же прозвищем известен половецкий хан — Куря, известный по набегу на Русь в 1096 году. Образ собирательной истории мог воплотиться в победе Владимира, летописной миниатюре, картине Угрюмова. Святослав же оказался меж двух огней. В 965-966 годах, пока громил хазар да уничтожал их столицу Саркел на Донце, в Киеве оставалась мать княгиня Ольга. Пока сын в боях и походах на востоке, Ольга принимает легатов с запада. Святослав не желает менять веру предков на иудейскую и перенимает власть от матери. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. Согласно В. Н. Татищеву, в 969 году воевода Святослава по прозвищу Волк командовал гарнизоном в Переяславце во время ухода Святослава с основными силами на Русь. То печенеги, то болгары, на какую-такую Русь ходил Святослав? Сведения от Татищева ни признать, ни опровергнуть историки не могут — фрагмент летописи не сохранился. Узнав об уходе основных сил со Святославом, болгары осадили Переяславец, заблокировав все пути сообщения. Волк применил хитрость: «..Волк крепко во граде оборонялся и, видя недостаток пищи, а скорее уведав, что некоторые граждане имеют согласие с болгарами, выйти же с войском в Русь было неудобно, так как в поле и по Дунаю в ладьях болгары крепко стерегли, велел тайно войску своему ладьи приготовить на берегу. А сам, показывая вид, разгласил, что хочет, до последнего человека град обороняя, Святослава ожидать, потому коней велел всех порезать, мяса солить и сушить; ночью же, собрав войско, град на нескольких местах зажег, что болгары увидев, приступили доставать град. А Волк, убравшись на ладьи свои, напал и, болгарские ладьи на другой стороне побрав, пошел со всем войском и имением вниз по Дунаю. И не могли ему болгары ничего учинить, поскольку ладьи все были отняты.». Отступив к Днестру Волк со своими отрядами присоединился к основным войскам Святослава. Волк спас город, обхитрив болгар, но я не о том. Дело было на Дунае и Переяславец уже был на Дунае, а Владимиру (сыну Святослава от Малуши), в то время было отроду годика два-три не более. То есть «переять славу» и заложить город на реке Трубеж (992), было с кого. А ходил Святослав «на Русь» — к Днестру (сообщает Василий Татищев). Как всё запутано-то у летописцев. Однако. Святослав был вынужден вернуться (с «Татищевской Руси») в 969 году для защиты Киева от печенегов и том же году похоронил мать — княгиню Ольгу, крестницу Константина. А в 970-м печенеги участвовали в битве под Аркадиополем уже на стороне киевского князя Святослава (язычника по вере), но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать «новый» русско-печенежский конфликт. В 972 году печенеги хана Кури у днепровских порогов убили всё же князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. Дружина с его наставником детства Свенельдом пошла другой дорогой, а князь с небольшим отрядом отправился вверх по Днепру. Свенельд (др.-сканд. Sveinaldr) — воевода варяжского происхождения. Раньше писали — состоял наёмником при Ольге, теперь уважительно — воевода X века в Древнерусском государстве, соправитель Святослава Игоревича. Во как. Далеко пошёл Svein.
«Печенеги убивают князя Святослава Игоревича» есть миниатюра Мадридской рукописи хроники Иоанна Скилицы. История гибели такая. После заключения мирного договора между Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием (июль 971 года), а греческие источники описывают события как победу Византии, следует эпизод убиения Святослава с ритуальным тому продолжением. В районе днепровских порогов произошёл бой, в результате которого были перебиты русы и убит сам языческий князь. Согласно Повести временных лет, Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из неё вместе со своей женой, чтобы рождённый у них сын был подобен Святославу. Такой обычай делать ритуальную чашу из костей черепа убитых врагов был популярен в суеверии, что таким образом силы и мужество врага переходили на пьющего. Никаких иных сведений, кроме как убил Святослава, о печенеге Куря нет (о сыне тем более), но есть упоминание о хане Куря — половецком хане, известном по набегу на Русь в 1096 году. Это династия. Да и странно было бы мне, искать имя «сына» хана, если история от самого начала — чистый вымысел? Тем не менее, годы правления хана Куря совпадают со временем второй битвы на Трубеже. Даже, если и были легендарные герои тех событий с таким именем, то их прозвища должны были соответствовать их поступкам — делу. К «сыну» мы ещё придём.
После смерти Владимира Первого — уже между его сыновьями разразилась межусобица. В живых остался Ярослав, а первыми пали Борис и Глеб. Смерть всех братьев приписывают на совесть Ярослава, да и батя умер невесть от чего в рассвете сил — в 1015 ему могло быть лет 55 не больше. Ещё остался старший сын Владимира от Рогнеды, изнасилованной им в 980 году в Полоцке. Село Рогнедино и рядом имение Язяслава — на Брянщине. Рогнединский край с древнейших времён был на перепутье смоленских, брянских и калужских земель. Еще при жизни Владимир раздаёт княжества своим сыновьям: Ярополку — Киев, Олегу — Искоростень, малолетнему Владимиру — Новгород (после смерти Ольги, в 971 году по просьбе Добрыни, брата Малки). Княжна Рогнеда была невестой Ярополка, Владимир послал к ней от себя сватов, Рогволд заявил, что дочь сама выберет суженого. Здесь-то и прозвучал смелый ответ красавицы: «не хочу за сына рабыни, а хочу за сына княжеского» (не хочу разувати раббичича — можно трактовать, еврейского). Рогнеда хотела убить Владимира, сын Язяслав спас мать от расправы, а Владимир, сменив гнев на милость, отправил её в северные пределы Киевской Руси. Так появились оба имения рядом (в Рогнеденском районе ныне Брянской области). Ходили даже слухи, что Изяслав — сын Ярополка, потому-то такие распри и начались! Образовались три враждующих потомственных ветви: Ольговичи, Давыдовичи и Мономаховичи. Род Давыдовичей угас рано, а первые две известны и сегодня, только потомки их сто раз сменили прозвища.
Во время борьбы Святославичей за наследство Святополк Изяславич и Владимир Мономах осадили Олега Святославича в Стародубе. Ветвь Ольговичей (ольгОвичей) противостояла Мономаховичам с церковного раскола (1054). Осада продолжалась 33 дня с 3 мая до 5 июня. В это время половец Куря вместе с Тугорканом атаковал Переяславское княжество. Владимира уже не было (умер в 1015), но какое это имеет значение, если дело его продолжается и потомки воюют по сей день. Что останется в памяти, так это — Куря печенег и половец (разного времени), а прозвище наводит на размышление, не от «курицы» ли оно. Вернёмся обратно, в свои 90-е годы.
ТАИНСТВЕННЫЙ КОРЕНЬ ПОЛ. Половцы — чисто теологическое измышление, что и печенеги. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (992) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Последним и документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском киевлян и новгородцев великий князь Ярослав Мудрый. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Потом печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Большую Венгрию. В 1091 в битве при Левунионе византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение вторгшимся из-за Дуная печенегам, после чего были убиты не только воины-мужчины, но весь остальной народ, включая женщин и детей. Это уже какая-то смута. По словам византийской хронистки Анны Комнины, погиб весь народ целиком: «Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день». К слову, захоронения печенегов представляют собой невысокие курганы, а голова покойника ориентирована на запад. Эти слова об истреблении печенегов стоит воспринимать только как фигуру речи византистки, поскольку печенеги из истории никуда не исчезли. «Поучение Владимира Мономаха» упоминает сражение с половцами с участием Владимира Мономаха, не упомянутое летописью — у Халепа на правом берегу Днепра примерно в 40 км южнее Киева, во владениях Святополка. И что там делали «степняки» за Днепром? После чего Святополк заключил мир с половецким ханом Тугорканом, женившись на его дочери (1094). Печенеги же, таинственно воскреснув, в 1016 году участвовали в битве под Любечем, а в 1019 — в битве на Альте (оба раза неудачно). В битве с русскими на Трубеже, тут историки путаются, принимали участие и печенеги и половцы.
Возможно, это одни и те же, только именуемые соседними народами по-разному и с течением времени в теологии. Если вы задумаете вспомнить все слова на пол, удивитесь их множеству и разнообразию. Полина, полк, полка, танцпол, пол (бетонный, деревянный), Полтава, полба, полис, полушка, получка, пол литра, польза, политика, полька-бабочка, поляне, поляки, полоса, полотенце, пол (женский, мужской) — их много, но они не противоречат значению слова «пол».
Полишинель, полиция, полтина,
Полоцк, Полота и полотно.
Слабый пол. вторая половина?
И пол литра, полная, вином.
Печенеги — от «печи», ихний хан от «курицы», а от чего этимология половцы? От корня «пол», что значит «сын». Но об этом чуть ниже. Изначально предполагали, что этноним «половцы» связан со словом поле (в значении жители степи, степняки). Первым такое мнение высказал в XVI веке Сигизмунд Герберштейн. Разделялось оно и первыми русскими историками, но дальше поля не пошли. В современной историографии наиболее распространено объяснение «половец» от «половый», то есть «изжелта-белый, желтоватый. Эту точку зрения впервые выдвинул А. Куник в 1875 году. Солома на церковнославянском языке будет «плава», а соломенный — «плавый», и, соответственно, слова половый, plavу и plowy в современных русском, чешском и польском языках означают одно и тоже — соломенный цвет. И что? как блондин — так половец, как сноп обмолоченный — туда же? По мнению Е. Ч. Скржинской этноним «половьци» происходит от слова половици. От слова из 8 букв — производить слово в 3 буквы, это нонсенс. Цитирую: «Жители правобережья Днепра, где находился Киев, так называли кочевников с левобережья, с «той стороны» — «оного полу». Аналогичное выражение «половици» употребляется в Новгородской первой летописи старшего извода (в статье за 1219 год) по отношению к новгородцам с противоположного берега Волхова». Встретив в Новгородских летописях слово «половицы» в значении «бережане, люди, живущие на определённой стороне реки», она делает вывод, что «половьци» древнерусских летописей — это куманы, размещавшиеся в поле Половецком, то есть по левому берегу Днепра. Почему не половицы пола? с улыбкой. Однако половцы размещались не только по левому берегу Днепра, как мы успели убедиться.
Куманами половцы называются в западноевропейских и византийских источниках, а куманы и печенеги говорили на одном языке. И я о том же, что народ это язык плюс культура. По версии С. А. Плетнёвой, кипчаки (шары, половцы) и куманы (западнее Днепра) были разными народами, по версии Ю. А. Евстигнеева куманы, куны и половцы (сары) были разными народами. А люди советские или хазарские — были разными народами? Да всё одно и тоже. От слова род — да, по вероисповеданию — да. Что за слово могло породить шар, сар, жар, хар, чар — смотрите статью по ссылке ниже о Трубчевске.
ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ НЕТ РУССКИХ. Если нет языка, так о чём речь? Кто бы ни спорил. С явлением же миру половцев печенеги никуда не делись. Как и русские из Украины сегодня, несмотря на всё. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении «Задонщина» тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом» (при худородном Мамае). Потом — Косовская битва на Дунае (1448), как отголосок Куликовской, потом следует падение Константинополя (1453), как результат христианских «межусобиц», завершая правление Григория III Мамма — константинопольский патриарх (1445-1450). Проезжая мимо посёлка Мамай (у Новозыбкова, Брянская обл), всё время вспоминаю одну и ту же историю, как обычные имена и прозвища, выводят на одну и ту же, логическую цепочку размышлений.
Летопись говорит о гибели двух третей киевлян в битве на реке Желяни. Село Жуля;ни в 3-х верстах от Братской Борщаговки и в 7-ми от Киева к западу (ныне Киев), в которой число мёртвых превосходило потери на Стугне. После победы половцы вернулись к Торческу; защитники города, изнемогшие от долгой осады, сдались и были уведены в плен, а город был сожжён. Торческ редко упоминается на страницах летописи. Город был укреплён и играл роль важного форпоста в системе обороны Руси от половцев. Построен в зоне поселения торков-огузов в XI веке; наряду с воинами-торками в Торческе находился русский гарнизон. С летописным Торческом исследователи связывают огромное городище в 38 км к востоку от Белой Церкви, расположенное между сёлами Ольшаница и Шарки Ракитнянского района Киевской области на левом берегу реки Гороховатки, левого притока Роси (занимало около 90 га). Река Рось — правый приток Днепра. Река Стугна — правый приток Днепра. Носит название Стугна от укр. стогнати — стонать. Так то оно так, но эти места западнее Киева. Какие же там были кочевники? Да с корнем пол. После долгого утоления жажды змий, якобы, застонал и издох, согласно народному преданию, после того, как пахал на нём Кожемяка — впряг в огромный плуг змея и вспахал землю. Имя реки Стугны получило широкую известность из-за произошедшей 26 мая 1093 года на правом её берегу битвы между войском русских князей и половцами, закончившееся поражением русских князей. Согласно же моей гипотезы — это должно было произойти неминуемо. Что мы сегодня и наблюдаем — в Украине нет «русских», там украинцы. Но русские — не национальность, не надо путать. Хотя бы потому, что мы наблюдаем в развитие событий — нет русских и в России. Из паспортов исчезла пятая графа — мы граждане РФ, мы все — россияне. И даже те евреи, что пишут книги: «Мы русские и с нами Бог!» — россияне. По сути — Русь первая колония, Российская империя — вторая, и в этом нет ничего зазорного или позорного. Африка и Америка разговаривают на английском и испанском, мы же — на русском, но был он некогда единым. На русском языке невозможно переучить поколение «против» или «за», с другой стороны, язык невозможно сломать — столь крепка его архитектоника. Его проще отменить, иначе — доведёт до Киева.
ОТ ЧЕГО ПРОИЗОШЛО СЛОВО УКРАИНА. В «Слове об идолах» русский книжник XII века писал, что язычество отступило на окраины, где люди продолжали молиться старым богам, но делали это тайно: «. и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай». Немного истории к сюжету. В 1093 году половцы нанесли Святополку и Владимиру двойное поражение (на Стугне и у Желани), в 1094 году Владимир, осаждённый Олегом Святославичем и половцами в Чернигове, вынужден был уступить город Олегу и вернуться в Переяславль. Переяславль-Русский (Переяславль-Южный в отличие от Залесского) — город Киевской области Украины расположен на берегу рек Трубеж (левый приток Днепра) и Альта. В 1943-2019 годах назывался Переяслав-Хмельницкий, в городе установлен памятник «давньоруському співцю Бояну». Примерно такой же памятник Бояну установлен в Трубчевске (Брянская обл., Россия) при слиянии речки Трубец с Десной. Ныне Переяслав — город в Киевской области Украины. Именем обязан «кожемяке», который сразил в поединке знаменитого печенежского богатыря и этим «переял его славу». Никоновская летопись под 1001 (6509) годом утверждает, что город был резиденцией православных митрополитов: «живяхо тамо множае митрополиты Киевские и всея Руси, и епископы поставляхо тамо».
В 1095 году Владимир Мономах (1053-1125) расправился в Переяславле с двумя половецкими князьями во время мирных переговоров — убил Итлара и Кытана, после чего Святополк выступил на стороне Владимира в войне за левобережные волости. Изгнание Олега из Чернигова в мае 1096 года обернулось вторжением половецких ханов Тугоркана и Боняка (союзников Олега), соответственно на левый и правый берега Днепра, но Тугоркан был разгромлен на Трубеже (19 июля 1096) и погиб. Битва на реке Трубеж в 1096 году между войсками Древнерусского государства и половцами, вторая по счёту за столетие, выигранная русскими князьями. Произошло в правление в Киеве Святополка Изяславича. Сражение стало первым крупным успехом русских князей в русско-половецком противостоянии за 28 лет и, в 1096 году Святополк и Владимир выступили против Олега под Чернигов. Олег 3 мая вышел из Чернигова (закрылся в Стародубе), а 8 июня покинул и Стародуб. Под обещание приехать с братом Давыдом в Киев на заключение мира, он был отпущен. Олег уехал в Смоленск к брату Давыду, оттуда с войсками пришёл в Рязань, а оттуда пошёл на Муром и победил в сражении (Изяслав погиб 6 сентября 1096 года), потом Олег захватил Ростов. И только после этого, в следующем году князья съехались на Любечский съезд, по решению которого Святославичи получили отцовское наследство. Половцы — чисто теологическое измышление, что и печенеги, а что «оук-ра-ина» — теология, и к бабке не ходи. Буквица «оук» только исчезла из кириллицы, но есть история этой замены и подмены понятий.
Самуил Грондский на основании: «. и ныня по украинам их молятся проклятому богу их. », усмотрел в летописи Украину.
Самуил Грондский, польский автор истории восстания Хмельницкого (около 1660 г.), написавший: «Латинское margo (граница, рубеж) по-польски kraj. » обосновал слово край в свою пользу, продолжая развивать мысль: «отсюда Украина, как бы область, расположенная у края (польского) королевства». Почему, не восточный «край»? Не литовский или монголо-татарский. Задаюсь вопросом и сам себе отвечаю. Всё далеко не так, польский историк нарочно сужает рамки понимания слову рубеж, или сознательно — не важно. Важно другое, что никто из российских, украинских учёных тому не уделили должного внимания.
СЛОВО ПОЛЕ и СЛОВО СЫН синонимы? Латинское margo: Маржа (русск, серб), Запас (белор, укр), Margines (пол), Razlika (словен); где mar-go означает «Мар идти»; Сакавік, Березень. Март — третий месяц года в юлианском и григорианском календарях (это я попутно, запас не тянет), первый месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта. Поэтому сегодня наблюдается несоответствие в нумерологии: ноябрь (ноен — девятый), декабрь (дека — десятый, хотя считается двенадцатым). Продолжение — январь (студзень) одиннадцатый, а февраль — лютый — конец года. В Северном полушарии Земли март является первым месяцем весны. Лирическое отступление.
Margines = Поля (укр), Палі (белор), Маржа (русск), Маржове (болг), Robovi (словен), Okraje (чех, слов). Вот вам и название рекам с именами Морж, и «хрен моржовый» в присказку. Словенское Robovi — Рабы (белор), рабы, Роби (болг), Раби (укр), где vi — мы, а всё вместе — рабы божии? Роби в значении не только ограбить, но и сын — ребёнок. Множество значений:
СЫН, мальчик, ребенок, парень, детеныш, житель;
;;;; — местный житель, уроженец, туземец, абориген, СЫН;
;; — ЗЛАК, жито, поле, наружная сторона, СЫН, БАР;
роби (болг) — делать, робити (укр), рабіць (белор), урадити (серб);
рабіць — урадити (мучаться в родах на иврите), зробити (укр), narediti — время идти, где red — красный, rot, czerwony, чырвоны, црвена.
Пришло время «Робинзонов», ведь «зон» — сын по-немецки, имя существительное: der Sohn. Можно долго гадать, чем Еврозона отличается от die Sonne (солнца), или от лагеря по-русски, и с какой стороны находится этот лагерь? Но ещё больше времени уйдёт, разбираясь, почему нет буквы «л» в слове солнце на языке украинском и белорусском (Сонце, Сонца), а чешском есть — slunce. Корень луна (луно/lun/лоно) в термине отвечает не только за затмение в небе, но и за беду-обиду: «s lunce» — обед (русск), випадок (укр) — случай; выпадак (белор) — справа, а справа — дело. Как всё просто и как всё запутано. Справить дело. Красиво! Сделай это по случаю — целое предложение. А одно и то же слово на могучем русском. Ни в жизнь бы не догадался, что справа — это не справа, типа, или слева от меня. Справа — не рука и правая — десница, хоть и трактуется «право-правильно», а справа — это дело.
ПОЧЕМУ ДЕСНА — ДЕСНА ? Оказывается, слово справа и справа — разные понятия. Вот в чём дело. Левый приток Днепра — Десна (дясно-право), в своём названии не имеет никакого отношения к общепринятой географической ориентации. Почему река Туросна — левый приток Ипути? или, почему река Сож левый приток Днепра? почему Стугна — правый приток Днепра? Мы даже не задаёмся таким вопросом. А вот Десну непременно пытаемся трактовать от дясно. Хотя, если от дясно — десна/дёсны — часть верхней и нижней челюсти, «охватывающей зубы в области шейки», то соглашусь. Так оно и есть. Тем более, в десне «различают эпителий борозды» и она предназначена для зубов — основа выращивания и крепления. Аналогия этимологии Унеча — в ночь — на север — к северянам. Бабка натрое, но всё верно. Река Унеча левый приток Ипути и течёт геграфически на север (Ипуть-Сож-Днепр), затем её воды достигают племени северян. Просто заглавная буква в имени «унеча» должна быть «ў» белорусская, тогда термин раскрывается моментально. Большая сила в буквах есть! Как оказалось, намёк на десну (зубы), куда большее отношение к названию реки Десна имеет, нежели десница — рука правая. А приток-то левый! Значение слова солнце/сонце (s-lunce) заключается в терминах: дело/обед, справа/случай. А наше дело — правое! Чистой воды теология. И поплыла икона Матери Божией по Десне из лавры, да пристала к берегу у реки Свень — там теперь Свенский монастырь. Основан он, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем. Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. А во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свинь (Свень ныне), да ещё и на дубе. Князю почудилось, что сошло видение с небес, что дубы застят солнце. Ах, вот оно в чём дело! «старый» князь созвал бояр, и принялись они рубить и искоренять дубраву. Народ смотрел на это дело молча. Гласит легенда. После того, как все дубы были вырублены, и вся лесная поляна оказалась залита солнцем, князь Роман тут же исцелился.
КРАЙ ЛИНИИ ГЛЕБА. Вернёмся к поляку Самуилу, свидетелю и летописцу истории восстания Хмельницкого, написавшему (около 1660 г.) о рубеже — «марго» следующее: «Латинское margo (граница, рубеж) по-польски kraj. » и это верно — женский род, и есть даже имя Марго, вместе с тем, это маржа — прибыль. Слово margo: прибыль, Размах, Spanne — разница (Span — отрезок, разрыв), panne — паломка, по-испански палома — голубь. Ещё библейская пальмовая ветвь. Из фильма «Любовь и голуби»:
— Папа, привези мне с моря пальму.
— Я что, на себе её потащу?
— Ну, тогда ракушку!
— Да мы же их с губ поили (заключительная фраза в конце фильма)
Осталось понять с каких губ. На русском panne — поломка — сломать, поломанное место, неудача, повреждение. На польском Pani — госпожа, причём Szanowna — Спадарыня, Мадам, «почтена кралица», Уважаемая, Дарагая, Сановна, Санаўна. Слово «Сановна» имеет не совсем лестный перевод с сербского на русский, но в пользу баснописного барана: Сон барана (овна), он же сын барана, вместе с тем Сан — Мрія, Мара — женского рода мечта, грёза, сновидение, сон, iluze — на славянских языках. От слова край до Украй(на) один шаг.
Оригинал слова kraj чешский: область, край, регіону, вобласці, region, Region — der Rand (obruba, okraj, lem, okolek, okrajek, kraj), die Landschaft (kraj, krajina), das Terrain (;zem;, kraj, krajina), der Landstrich (pruh zem;, kraj, krajina). Очевидна связь с землёй (Land — Земля, strich — черта), pruh zem; — полоса земли; Erdstrich — P;dn; linie — Линия почвы. На украинском P;dn; — это грунт, а на белорусском — линия Глеба. Неожиданно, если честно. Хлеб да соль, вам. Я понимал, что «глеб» это хлеб и, как «одним хлебом» можно всех накормить, и что это такое, но откуда имя и, почему убиенный святой пал первым, не очень. Оказывается всё дело в имени земли, но без конкретных по телу и на теле границ. Ассоциация с женщиной имеется, но в этом случае черта или водораздел — плавают. Граница востока и запада постоянно меняется и сегодня.
ЖИТЬ ПРОЖИТЬ НЕ ПОЛЕ. Ну, что, пОлек? Пуд соли мы съели, поле перешли. Съоль ещё и солнце в переводе с русского на российский. Обосновал Самуил слово край в пользу Польши: «отсюда Украина, как бы область, расположенная у края (польского) королевства». Обосновал — примитивно и косвенно основному значению корня, но никто не спорит. Польский историк заузил рамки понимания слова рубеж — рубец. Да, граница, да полоса, продолжаю развивать мысль, которую уже все давно догнали. Но ведь и obruba, lem, okolek; lem — руб, подол; okolek — наваколлі, оточення (окружение). Что может связывать подол, руб и окружность? Ну, конечно же — болото! Из болота выпирает гора, это вам расскажет любой балт. Он только не знает, почему Прибалтика называется Притопорией, а за Десну и Ипуть — так это от зубов отскакивает, как тюльку гонит. Только не рубль и не oko мы увидим там, а в «наваколлі» мы увидим окрестности, как сообщает нам история, но никогда — Николая. Окрестности: о+крест+нос(ти) или « око лиці» — твары, лица, obrazi, lica, Gesichter — обличия. Gesichter — Обличіться з ним, Смотреть ему в лицо, Тварам да яго, Суочи се с њим, где Суочи — Лицевой стороной вверх, Тварам уверх, Лицьовою стороною вгору.
У + край = Украйна, тоже -оукраина, въкраина — древнерусское слово означало не сколько, «приграничная область, земля у края княжества», сколько «человеческие» отношения. Край тела может как выховаться, так и заховаться, у него нет границы. Термин Украйна можно представить и так: У(к)Ра(ина) — смысл не изменится. Но есть один казус, не устранённый временем. Столица тому ополью что? Таки, осталась «мати городов русских» — Киев. Вот так «кий» стал «мати», соответственно: Херсон, Херсонес, Хернигов и прочая херувимщина — память о том далёком тьмутараканском времени. Совершенно закономерно, что Киев — столица всему тому. как бы ЭТО назвать-то, наверное — государства, если историки не против. Государство с многовековой языческой историей, с мытней по Дунаю (с таможней), с морским флотом и пшик. Как же так получилось то, что Украине всего 100 лет, ума не приложу. А флот у России появился лишь спустя 800 лет после Олега. И стала Москва «портом пяти морей», но посередине суши, но с Мытищами.
Скиф — скит с кием; печенег от печи (буда и пешт по обе стороны Дуная); половец — от поля, а корень его — пол/сын; а «глебовны свычаи и обычаи» о земле и вере: «Кая раны дорога, братiе? Забывъ чти и живота, и града Чрънигова — отня злата стола и своя милыя хоти, красныя Гл;бовны свычая и обычая?» (Слово о полку). Хан оказался князем, что следует прямым текстом, да ещё и с портретом на миниатюре, Украина стала молодая от политики и обруба Польши. И «ни конца этому нет, ни края», как сказал бы мой дед из Стародуба Брянской области (1943 года образованной). А сам я живу в Санкт-Петербурге — в кольце Ленинградской области. Статья хоть и длинная, но патриотичная. Сделал дело — гуляй смело!
Видео:Князь Святослав Игоревич. История становления Руси. #shortsСкачать
Печенеги. Шип русов и их сила
Воины Святослава в союзе с печенегами сокрушили Хазарский каганат и воевали в Болгарии, с Византией. Печенегов называли «шип русийев и их сила».
Первый Дунайский поход
В 967 году русский великий князь Святослав Игоревич двинулся в поход к берегам Дуная. В летописях нет сообщений о подготовке этого похода, но нет сомнений, что Святослав подготовился серьёзно, как и перед войной с Хазарским каганатом. Были подготовлены новые воины-профессионалы, дружинники, которых стало ещё больше, собирались из русских племен «вои» (добровольцы-охотники, идущие на войну по своему желанию, охоте), построили значительное число ладей, на которых можно было идти по рекам и пересечь море, ковалось оружие. Русское войско, как и в походе на Хазарию, было преимущественно пешее. Быстрота перемещения достигалась за счёт использования ладей и наличия развитой сети водных путей в Восточной Европе. Кроме того, у князя Святослава Игоревича была легкая союзная конница, если в походе на хазар приняли участие печенеги, то теперь союзниками стали и венгры (угры).
Печенеги. Стоит знать, что печенеги, вопреки мифу, искажающему подлинную историю русского народа, не были «тюрками» (как и основная часть населения Хазарии и более поздние половцы и ордынцы-«монголы»). В конце IX века печенежские племена кочевали между Волгой и Аральским морем, враждовали с хазарами, половцами и огузами. Потом перешли Волгу, вытеснили живших между Доном и Днепром угров, захватили Северное Причерноморье вплоть до Дуная. Печенеги в основном занимались скотоводством и враждовали с Хазарией, Византией, Венгрией, Русью (особенно после крещения) и другими странами. При этом печенеги постоянно выступали в качестве союзников с русами. Так, воины Святослава в союзе с печенегами сокрушили Хазарский каганат и воевали в Болгарии, с Византией. Не зря арабский автор ибн-Хаукаль говорил о печенегах: «Шип русийев и их сила». Они были ударной силой Руси.
Печенеги, как и русы, были европеоидами. Печенегов отличал образ жизни, отличный от северных славянорусов, занятых в основном земледелием, ремеслами. Они сохранили традиции скифов, общие для всего суперэтноса. «Казачий образ жизни» — сегодня ты мирным земледелец и скотовод, а завтра – в седло и на войну. Но тюрками (могли иметь только небольшую примесь тюркской крови) и представителями монголоидной расы не были. Вопреки искаженной картине «классической» истории, созданной для России иностранцами (немцами) и поддержанной российскими западниками, в III – XIII вв. Причерноморье плотно населяли роды русов-ариев, потомков русов-скифов и сарматов. Они не были едины, часто враждовали с друг другом, как союзы племен и земли северных славян-русов до их объединения Рюриковичами. Но все были частью единого суперэтноса – с одним языком (что не исключало различных диалектов, говоров), материальной и духовной культурой. Не удивительно, что печенеги не оставили в русских степях никаких следов как особого этноса, то есть материальная культура северных русичей и печенегов была общей. При этом раскопки южнорусских степных погребений «печенежского» периода (X – XIII вв.) показывают полную преемственность с алано-сарматской традицией: всё те же курганы, а под ними – чучело коня, сопровождающее хозяина, наборные серебряные пояса, костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, поясные подвязки-амулеты и т. д. Значительная часть печенежских погребений сделана в древних курганах железного века или даже эпохи бронзы, то есть печенеги считали себя наследниками и потомками прежнего населения степи – сарматов и скифов. Печенеги были одной из частей суперэтноса, обломком прежней Великой Скифии, древней северной цивилизации. Поэтому и легко находили общий язык с русскими князьями, вместе воевали. Такие же отношения сложатся у Руси и с половцами, таким же обломком Скифии.
Таким образом, господствующий миф о том, что печенежские полчища якобы постоянно вели жестокую борьбу с Киевской Русью, не соответствует действительности. Наоборот, отношения Руси и печенегов в течение всего X века были мирными и союзными и обострились только после принятия Киевом христианства. Недаром в качестве основной задачи политики Византии в Причерноморье император Константин Багрянородный ставил «вбитие клина» между Русью и печенегами. Единственный русско-печенежский конфликт отмечен в первые годы правления князя Игоря (920 г.), а затем печенеги стали частью армии Руси в походе на Константинополь-Царьград в 944 году. В 965 году печенежские отряды помогают Святославу Игоревичу сокрушить Хазарию. Затем печенеги поддерживают Святослава в войне с Болгарией и Византией. Правда, именно печенежский князь Куря подстерег и убил Святослава, когда он возвращался на Русь. Но здесь явно прослеживается внутренний конфликт в Киеве. Очевидно, что великий князь стал жертвой киевского заговора (возглавляемого провизантийской и христианской партией), а печенеги выступили как орудие, а не инициаторы.
Печенеги убивают Святослава Игоревича. Греческая хроника Иоанна Скилицы
Серьёзные войны с печенегами начинаются только в правление князя Владимира, но они были частью общей гражданской войны, когда «Добрыня крестил Новгород огнем, а Путята мечом». Крещение Руси греческими миссионерами стало началом серьёзной смуты, долгие столетия многие русские земли сохраняли языческую веру или двоеверие – внешне христиане, а по сути, язычники. Процесс становления огненного русского православия занял сотни лет. Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Владимировичами – Ярославом и Святополком на стороне последнего. В 1016 году они участвовали в битве под Любечем, в 1019 году в битве на Альте. В 1036 году киевский князь Ярослав разгромит печенегов. Но не потому, что они были чужими. А потому что совершали набеги и не хотели признавать власть Рюриковичей, а также сохраняли древнюю языческую веру. Уцелевшие роды печенегов уйдут к Карпатам и Дунаю. Другие войдут в состав союза берендеев (чёрных клобуков) и станут пограничной стражей Киева. На смену печенегам придут половцы, такие же представители суперэтноса русов, как и печенеги.
Святослав провёл и дипломатическую подготовку к войне. В 967 году между Византийской империей и Русью был заключен секретный договор (о его содержании ни слова не сообщил русский летописец). Со стороны Византии его подписал Калокир. Второй Рим в обмен на безопасность своих владений в Крыму и Северном Причерноморье, уступал Русскому государству устье Дуная. Князь Святослав должен был получить приморский район Днестра и Дуная, территорию нынешней Добруджи. Именно город Переяславец на Дунае первоначально был главной целью Святослава Игоревича.
Святослав не сразу появился в Болгарии. Поначалу русы, по информации русского историка В. Н. Татищева, который располагал утраченными впоследствии летописными и иными материалами, двинулись вверх по реке Днестр. Там их ждали союзники-венгры. «С угры же, писал Татищев, — имел любовь и согласие твердое». Видимо, во время переговоров с Калокиром, Святослав направил послов Паннонию к венграм, раскрыв им план похода на Дунай. По сообщению же Татищева, и у болгар также были союзники — хазары, ясы и касоги, которых князь Святослав разгромил во время своего восточного похода. Татищев сообщает, что болгары имели союз с хазарами ещё во время Хазарского похода Святослава. Часть хазар спаслась в Болгарии. Хазарский фактор стал одной их причин побудивших Святослава привести войска на Дунай.
К конце весны или летом 968 года русские войска достигли пределов Болгарии. По данным византийского хрониста Льва Диакона, Святослав привел 60 тыс. армию. Судя по всему, это большое преувеличение. Святослав не поднимал племенные ополчения, приведя только дружину, «охотников» (добровольцев) и отряды печенегов и венгров. Большинство историков оценивают войско Святослава в 10 — 20 тыс. воинов (вместе с союзными печенежскими и венгерскими отрядами). Русская ладейная флотилия беспрепятственно вошла в устье Дуная и стала быстро подниматься вверх по течению. Появление русов стало неожиданностью для болгар. По словам Льва Диакона, болгары выставили против Святослава фалангу в 30 тыс. воинов. Однако это не смутило русов, пристав к берегу, «тавроскифы» (так русов называли греческие источники), стремительно выпрыгнули из лодок, закрылись щитами и бросились в атаку. Болгары не выдержали первой же атаки и бежав с поле боя, закрылись в крепости Доростол (Силистра).
Таким образом, Святослав в одной битве обеспечил себе господство над Восточной Болгарией. Болгары больше не решались на прямое сражение. Ещё император Юстиниан, для того чтобы обезопасить от вторжения «варваров» провинцию Мизию (так тогда называли Болгарию) и не дать противнику прорваться дальше, построил на берегах Дуная и в некотором отдалении от неё на узлах дорог, около 80 крепостей. Все эти укрепления русы взяли за лето-осень 968 года. При этом многие крепости и города сдались без боя, болгары встречали русов как братьев, выражая недовольство политикой столицы. Надежды ромеев на то, что Святослав завязнет в войне с Болгарией не оправдали себя. В первых же боях болгарская армия была разгромлена, и русские войска разрушили всю оборонительную систему на востоке, открыв путь на Преславу и к границе Византии. Более того, в Константинополе увидели реальную угрозу империи в том, что победное шествие русской армии по болгарским землям не сопровождалось грабежами, разорением городов и селений, насилием над местными жителями (а так вели войны ромеи). Русы видели в болгарах братьев по крови, да и христианство ещё только утверждалось в Болгарии, простые люди не забыли своих традиций и старой веры, общей с русичами. Симпатии простых болгар и части феодалов сразу обратились к русскому вождю. Болгарские добровольцы стали пополнять русские войска. Часть феодалов была готова присягнуть Святославу. Как уже ранее отмечалось часть болгарской знати ненавидела царя Петра и его провизантийское окружение. А союз русов и болгар мог привести Византийскую империю к военно-политической катастрофе. Болгары при решительном вожде Симеоне, и сами чуть не взяли Царьград.
Святослав Игоревич первоначально следовал пунктам заключенного с Византией договора. Он не стал вторгаться вглубь Болгарской державы. Как только земли по Дунаю и Переяславец были заняты, русский князь остановил боевые действия. Переяславец князь Святослав сделал своей столицей. По его словам, там должна была быть «середа» (середина) его державы: «…хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага…». Точное расположение Переяславца неизвестно. Одни историки считают, что так тогда называли крепость Доростол, где войска Святослава будут держать оборону во время войны с Византийской империей. Другие исследователи считают, что это Преслав Малый на нижнем Дунае в современной Румынии. Знаменитый историк Ф.И. Успенский, опубликовавший фундаментальные труды по истории Византийской империи, считал, что Переяславец являлся древней ставкой болгарских ханов, которая располагалась около современного румынского города Исакча близ устья Дуная.
Святослав, по данным летописи, «седе княжа в Переяславци, емля дань на грецах». В условиях договора, заключенным Калокиром в Киеве, входила, видимо, и договоренность о возобновлении уплаты ежегодной дани Руси. Теперь греки возобновили уплату дани. По существу в договоре Святослава и Калокира были реализованы военно-союзные статьи русско-византийского договора 944 года. Константинополь и Киев в различные периоды своей истории были не только врагами, но и союзниками против арабов, хазар и других противников. Калокир прибыл в Болгарию с русским войском и оставался со Святославом до русско-византийской войны. Болгарская власть оставалась в Преславе. Никаких покушений на суверенитет Болгарии Святослав во время первого Дунайского похода не делал. Возможно, что после утверждения в Переяславце, князь Святослав заключил мирное соглашение с Болгарией.
Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками (из Хроники Константина Манасса)
Ухудшение отношений с Византией
Мир был недолгим. Второй Рим, верный своей политике, стал предпринимать первые враждебные шаги. Басилевс Никифор Фока приказал замкнуть Босфор цепью, как это греки делали обычно в ожидании появления русского флота, стал готовить армию и флот к выступлению. Греки, видимо, учли ошибки прошлых лет, когда русы застигали их врасплох и подходили с моря к самым стенам Царьграда. Одновременно византийские дипломаты стали предпринимать шаги для нормализации отношений с Болгарией, чтобы предотвратить возможность создания русско-болгарского союза. Тем более, что во главе Болгарии по-прежнему находилась провизантийская группировка во главе с царем Петром, которая мечтала о реванше и была недовольно появлением Святослава на Дунае. В Преславу было направлено византийское посольство во главе с опытным дипломатом Никифором Эротиком и епископом Евхаитским. Константинополь изменил свою политику в отношении Болгарии самым коренным образом: диктата и ультиматумов больше не было, забыты были требования прислать в Византию царских сыновей в качестве заложников. Более того Второй Рим предлагал династический союз — брак дочерей Петра и византийских принцев. В болгарской столице сразу клюнули на приманку и болгарское посольство прибыло в византийскую столицу. Болгар приняли с большим почетом.
Хитроумные греки, таким образом, получили от болгарской знати заложников, которых заманили под видом смотрин невест для византийских принцев. После этого часть болгарской знати вольно или невольно должна была выполнять указания Второго Рима. Это многое объясняет в поведении болгарской верхушки, которая после ухода Святослава, выступила против русских гарнизонов, которые остались в Болгарии. К враждебной Руси провизантийской партии можно отнести и владетелей Переяславца на Дунае.
Одновременно византийцы провели другую акцию, направленную против Святослава. Греки умело использовали золото для подкупа. Будучи в Переяславце, Святослав летом 968 года получил тревожное известие из Киева: печенеги осадили Киев. Это было первое появление печенегов у Киева. Тайное греческое посольство склонило несколько вождей степняков ударить по Киеву, пока там нет грозного Святослава. Печенежский племенной союз не был единым и если одни племена помогали князю Святославу, другие ему не были ничем обязаны. Печенеги наводнили окрестности Киева. Святослав Игоревич, быстро собрал войско в кулак, оставил часть пеших воинов в Переяславце, а с ладейной ратью и конной дружиной выступил к Киеву. По данным русской летописи, печенеги начали отводить войска ещё до прихода Святослава, увидев, что отряды воеводы Претича переправляются через Днепр. Печенеги приняли силы Претича за дружины Святослава. Претич начал переговоры с печенежскими вождями и заключил перемирие, обменявшись оружием. Однако угроза с Киева ещё не была снята, тут прибыл Святослав, который «прогна печенеги в поли, и бысть миръ».
Второй Дунайский поход
Святослав Игоревич с триумфом вступил в Киев. Киевляне с восторгом его приветствовали. Первую половину 969 года Святослав провел в Киеве около заболевшей матери. По всей видимости, Ольга взяла с сына слово не покидать её до скорой смерти: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Поэтому хотя Святослав и рвался в Болгарию, откуда приходили тревожные сведения, остался. В июле 969 года Ольга умерла. Усопшую княгиню похоронили по христианскому обряду, не насыпая кургана и не проводя тризну. Сын выполнил её пожелание.
Перед отъездом великий князь Святослав провел управленческую реформу, значение которой вскоре, после его гибели, ещё более вырастет. Он передаст верховную власть на Руси своим сыновьям. Два законных сына, от жены-боярыни, Ярополк и Олег получат Киев и неспокойную древлянскую землю. Третий сын — Владимир, получит в управление Новгород, Северную Русь. Владимир был плодом любви Святослава к материнской ключнице Малуше. Братом Малуши и дядей Владимира был Добрыня (один их прообразов богатыря Добрыни Никитича). По одной версии, она была дочерью Малка Любечанина, купца из балтийского Любека (возможно, что еврейского происхождения). Другие считают, что Малуша — это дочь древлянского князя Мала, который возглавил восстание, в котором был убит князь Игорь. Следы древлянского князя Мала теряются после 945 года, вероятно, он не избег мести княгини Ольги.
Устроив дела на Руси, Святослав во главе дружины двинулся в Болгарию. В августе 969 года он снова был на берегах Дуная. Здесь к нему стали присоединяться дружины болгарских союзников, подошла легкая конница союзных печенегов и венгров. За то время, пока Святослав отсутствовал в Болгарии, здесь произошли значительные перемены. Царь Петр ушел в монастырь, передав престол старшему сыну Борису II. Враждебные Святославу болгары, пользуясь политической поддержкой Второго Рима и уходом русского князя с главными силами на Русь, разорвали перемирие и начали боевые действия против оставшихся в Подунавье русских гарнизонов. Руководивший русскими силами воевода Волк был осажден в Переяславце, но ещё держался. По сообщению Льва Диакона, Преслав просил у Константинополя военную помощь, но напрасно. Снова столкнув Русь и Болгарию, греки не хотели вмешиваться. Никифор Фока переключил все внимание на борьбу с арабами в Сирии. Мощная византийская армия ушла на Восток и осадила Антиохию. Болгарам предстояло воевать с русами один на один.
Воевода Волк не смог удержать Переяславец. Внутри города зрел заговор местных жителей, которые установили контакты с осаждавшими. Волк распустив слухи, чтобы будет драться до последнего и удерживать город до прихода Святослава, ночью тайно на ладьях ушел вниз по Дунаю. Там он соединился с войсками Святослава. Объединенное войско двинулось на Переяславец. К этому времени город значительно укрепили. Болгарское войско вошло в Переяславец, и было усилено городским ополчением. На этот раз болгары были готовы к бою. Сражение было тяжелым. По сообщению Татищева, болгарское войско перешло в контрнаступление, и чуть было не смяло русов. Князь Святослав обратился с речью к своим воинам: «Уже нам сде пасти; потягнемъ мужьски, братья и дружино!» «И бысть сеча велика», и одолели русы болгар. Переяславец был захвачен вторично за два года. Устюжская летопись, восходящая к древнейшим летописным сводам, сообщает, что взяв город, Святослав казнил всех предателей. Это известие говорит о том, что в период пребывания русов и после ухода Святослава на Русь горожане были расколоты: одни поддерживали русов, другие были против них и составили заговор, который способствовал уходу гарнизона под началом Волка.
Расчёт провизантийской верхушки Болгарии на реванш и помощь со стороны Византии не оправдался. Византийская армия в это время осаждала Антиохию, которую взяли в октябре 969 года. Это привело к серьёзному изменению ситуации в Болгарии. На этот раз Святослав не остался на Дунае и почти не встречая сопротивления пошёл на Преслав — столицу Болгарии. Защищать её было некому. Царь Борис, которого бросили провизантийски настроенные бояре, сбежавшие из столицы, признал себя вассалом русского великого князя. Таким образом, Борис сохранил за собой трон, столицу и казну. Святослав не стал его смещать с трона. Русь и Болгария заключили военный союз. Теперь ситуация на Балканах изменилась не в пользу Византийской империи. Русь была в союзе с болгарами и венграми. Назревала большая война Руси с Византийской империей.
Видео:Князь Святослав. "Чужой земли взалкавши". (рус.) Исторические личностиСкачать
Ударение в слове печенежский
Таблица ударений:
ПАДЕЖ | ед.ч. | мн.ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
м | ж | ср | |||
И. | печен е́ жский | печен е́ жская | печен е́ жское | печен е́ жские | |
Р. | печен е́ жского | печен е́ жской | печен е́ жского | печен е́ жских | |
Д. | печен е́ жскому | печен е́ жской | печен е́ жскому | печен е́ жским | |
В. | неод. | печен е́ жский | печен е́ жскую | печен е́ жское | печен е́ жские |
одуш. | печен е́ жского | печен е́ жскую | печен е́ жское | печен е́ жских | |
Т. | печен е́ жским | печен е́ жской, печен е́ жскою | печен е́ жским | печен е́ жскими | |
П. | печен е́ жском | печен е́ жской | печен е́ жском | печен е́ жских | |