Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их

Видео:Изучение новых слов МЕШАЕТ заговорить на языке!Скачать

Изучение новых слов МЕШАЕТ заговорить на языке!

Сенсорная алалия: причины, симптомы, диагностика

Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их

Сенсорная алалия – это отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов. Несмотря на хороший физический слух и сохранные способности к воспроизводству речи, ребенок не понимает, что ему говорят окружающие. Это тот случай, когда человек несет чушь, говорит все подряд и не по теме.

И хотя проблема сенсорной алалии до сих пор дискуссионна, некоторые исследователи отрицают ее как самостоятельное речевое нарушение. Отечественная логопедия выделяет ее в отдельное речевое нарушение, но отмечает, что сенсорная алалия часто носит смешанный характер и входит в структуру дефекта при раннем детском аутизме (РДА), умственной отсталости (УО), при моторной алалии. В причинах и симптомах данного заболевания разберемся подробно.

Причины сенсорной алалии

При сенсорной алалии наблюдается органическое поражение головного мозга. Точнее сказать, тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца рече-слухового анализатора в клетках верхне-височной извилины (петля Гешля) в зоне Вернике, в которой происходит первичный анализ речевых звуков.

Причин тому может быть несколько, в числе которых:

  • Асфиксия и гипоксия плода во время беременности;
  • Тяжелый токсикоз мамы;
  • Угроза выкидыша;
  • Попытки прерывания беременности;
  • Психические и физические травмы во время беременности;
  • Конфликт резус-фактор мамы и малыша;
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение во время беременности;
  • Стремительные или затяжные роды;
  • Травмы мозга ребенка после рождения;
  • Инфекционные заболевания: менингиты, энцефалиты, рахиты, перенесенные ребенком в период младенчества и др.

Вследствие органического поражения мозга у ребенка не развивается фонематический слух, он не различает отдельные звуки речи, не воспринимает слово целиком, снижается способность к восприятию своей и чужой речи. Также отмечается дефицит анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, поэтому не формируется связь между звуковым образом, предметом и действием. Ребенок слышит хорошо, но обращенную речь не понимает. Сбой идет в воспринимающем механизме речи, так как сигналы возникшего возбуждения не поступают в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток.

Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их

Симптомы сенсорной алалии

Ребенка с сенсорной алалией можно узнать сразу, если вы спросите:

— Как тебя зовут, — услышите в ответ.

Это называется эхолалия, когда собеседник как эхо повторяет все, что ему сказали. Пассивное повторение отдельных слов, словосочетаний, фраз без понимания смысла сказанного. В моей практике был такой ребенок, который, приходя на занятия, цитировал дикторов телевидения: «А сейчас поговорим о погоде, в Москве сегодня облачно, возможен дождь…Внимание, «Голос» на первом…Не забудьте позвонить родителям и т.д.» Ребенок играл при включенном телевизоре и запомнил часть услышанной информации. Запомнить то запомнил, а что запомнил, так и не понял.

На фоне хорошего слухового восприятия у части детей выявляется логорея. Речь похожа на «словесный салат», где намешаны понятные и непонятные слова, перепутаны слоги, напридуманы новые бессмысленные слова, имеют место персеверации – застревание на одном слоге или слове, контаминации – объединение различных слов в одно. Но к своей речи такие дети относятся некритично.

Степени понимания речи у разных детей различны. В тяжелых случаях у ребенка совсем отсутствует понимание речи окружающих, он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям, в более легких – понимание речи носит ситуативный характер. Малыш хорошо понимает отдельные слова, но теряет способность к их пониманию на фоне длинного высказывания. Некоторые дети понимают смысл фразы, но не изолированных слов, часто понимают высказывание только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка в предложении, при изменении просодических компонентов понимание знакомых слов вдруг исчезает. Есть и такие дети, которые понимают лишь то, что можно проговорить самим. Такие дети похожи на аутистов или тугоухих.

По данным исследований 30 % детей с сенсорной алалией имеют нарушения физического слуха, которые мешают развиваться. У оставшихся 70 % детей слух в норме. Проверка слуха у детей с этим диагнозом затруднена. Специальная аппаратура фиксирует слуховую неустойчивость, сигналы одинаковой громкости и частоты то воспринимаются ребенком, то нет. Отмечается замедленность и неустойчивость слухового внимания, его зависимость от частей суток. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности. Дети быстро утомляются от звуковых раздражителей, отвлекаются, теряют интерес к занятиям.

Нередко сенсорные алалики страдают гиперакузией – повышенной чувствительностью к неречевым звукам, например, к звукам музыкальных инструментов или шуршанию бумаги. На некоторые звуки дети дают болезненную реакцию, например, когда включают музыку, они становятся беспокойны, кричат, плачут, затыкают уши. Сверхсильные раздражители вызывают охранительное торможение, недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады и выключаются из деятельности. Часть детей музыкальны, пластичны, но избирательны к музыке.

Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их

Кроме того при сенсорной алалии страдает фонематическое восприятие, ребенок не может отличить слова сходные по звучанию, соотнести слово с предметом. Даже при легкой степени сенсорной алалии для запоминания новых слов ребенку необходимо 20-25 повторений, то есть грубо нарушены функции памяти. Спонтанно он может повторить отдельные слова и фразы, а при многократном их повторении может даже образовать связи между предметами и их названиями, но потенциал ограничен. Речь скорее механическая, неосознанная.

Специфично и состояние голоса. У большинства сенсорных алаликов голос звонкий, интонированный с различными модуляциями, но наблюдаются многочисленные ошибки ударения, звуковые замены, искажения, которые носят нефиксированный характер. На всех этапах развития у ребенка отмечаются колебания слухового внимания и восприятия. Некоторые дети двигательно беспокойны, суетливы, быстро утомляются, имеются трудности в поведении, сложности включения и удержания внимания. При общении могут пользоваться жестами, мимикой, хорошо реагируют на интонацию, повышение и понижение голоса.

При наличии собственной речи сенсорные алалики могут говорить легко, плавно, без напряжения, но при этом всегда страдает подбор слов, построение предложения, точность выражения мысли. Собственная речевая продукция долго остается вне их контроля. На фоне грубого искажения речи возникают вторичные дефекты: нарушение личности, задержка психического и интеллектуального развития, расстройство поведения, умственная отсталость.

Диагностика сенсорной алалии

Постановка диагноза «сенсорная алалия» не обойдется без участия психоневролога, отоларинголога, нейропсихолога и логопеда. Неврологическое обследование включает в себя ЭЭГ, рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, МРТ головного мозга с целью определения степени и характера повреждения функций головного мозга. Отоларинголог должен отграничить сенсорную алалию от тугоухости с помощью проведения аудиометрии, отоскопии и других исследований функции слуха. Нейропсихолог диагностирует слухоречевую память.

Только после медицинского заключения, свое обследование начинает логопед, первоначально выясняя перинатальный и постнатальный анамнез. Логопедическое заключение основывается на особенностях раннего речевого и сенсорного развития ребенка. Тщательно обследуется понимание речи с использованием картинок, предметов. Ребенка просят выполнить несложные действия: положи карандаш на тетрадь, под тетрадь, тетрадь на карандаш и т.п. Обследование импрессивной речи основывается на установление связи между словом и предметом, словом и действием. Диагностика проходит по принципу наблюдения за ребенком, что он говорит, насколько правильно выстраивает грамматические конструкции.

Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их

Цель дифференциальной диагностики сенсорной алалии – отграничить ее от тугоухости, при которой ребенок хорошо понимает речь, от аутизма и олигофрении.

Такое заболевание как сенсорная алалия требует неоднократного общения и наблюдения за ребенком, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут проявлять себя каждый раз по-новому, то демонстрируя неплохое понимание речи и выполнение инструкций, то полный отказ от общения.

Учитывая сложности в поведении такого ребенка, его непостоянство, непоседливость, раздражительность, капризность, непредсказуемость, хаотичность, а порой и истеричность, коррекционная работа с алаликом предстоит долгая, непростая и многоуровневая. Но об этом поговорим в следующем материале.

Остались вопросы? Задайте их логопеду. Онлайн. Бесплатно.

Видео:Как Учиться В 2 Раза Быстрее С Техникой Фейнмана (Пример)Скачать

Как Учиться В 2 Раза Быстрее С Техникой Фейнмана (Пример)

Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! ?

Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их

Аннотация: Сенсорная алалия, в отличие от моторной, характеризуется тем, что при ней в первую очередь страдает понимание речи.

Статья:

Сенсорная алалия, в отличие от моторной, характеризуется тем, что при ней в первую очередь страдает понимание речи. Экспрессивная речь ребёнка при этих условиях также не может нормально развиваться и по сути дела отсутствует, но она нарушается уже вторично, вследствие непонимания им речи окружающих. Если в норме пассивный словарь всегда превышает активный, то при сенсорной алалии мы имеем обратное соотношение: ребёнок часто не понимает тех слов, которые он употребляет в собственной речи или которые может повторить.

В основе сенсорной алалии лежит органическое повреждение или резко выраженное недоразвитие центрального отдела речеслухового анализатора, что приводит к грубому нарушению его аналитико-синтетической деятельности: слышимые ребёнком звуки не различаются им на слух и как бы «не узнаются». Слуховое внимание резко снижено, интерес не только к речевым, но и к неречевым звукам практически отсутствует. При таких условиях речь окружающих людей воспринимается ребёнком очень неотчётливо, что лишает его возможности ей подражать.
Однако дети с сенсорной алалией характеризуются повышенной речевой активностью и, в отличие от детей с моторной алалией, много «говорят» с нормальной живой интонацией (центральный отдел речедвигательного анализатора у них не страдает). «Речь» этих детей состоит из неустойчивых по своему звуковому составу обрывков слов и бессмысленных звукосочетаний. Она совершенно непонятна для окружающих и носит название логорреи («словесного салата»). Нередко у детей с сенсорной алалией наблюдаются и так называемые эхолалии — пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла (как эхо). Повторить только что правильно произнесённое им слово ребёнок не может, что родителями чаще всего неправомерно расценивается как упрямство.
У детей с сенсорной алалией не формируется предметная соотнесённость слышимых и произносимых слов — их названия как бы не закрепляются за соответствующими предметами. Если ребёнку с нормально развивающейся речью для запоминания названия предмета достаточно 3—5 повторений, то при сенсорной алалии для этого требуется не менее 20—25 повторений.

Степень нарушения понимания речи при сенсорной алалии может быть различной — от полного непонимания речи до неразличения сходных по своему звуковому составу слов или даже отдельных звуков. Понимание речи часто носит ситуативный характер (одна и та же фраза в одних условиях понимается, а в других — нет). В норме это имеет место лишь на самых ранних этапах развития понимания речи.
Таким образом, для сенсорной алалии характерна повышенная речевая активность при пониженном внимании к речи окружающих и отсутствии контроля за собственной речью. Такова речевая симптоматика сенсорной алалии.
К неречевым симптомам (неврологическим и психическим) относятся:

  • повышенная возбудимость и «неуправляемость» детей
  • особенности личности (в том числе эмоционально-волевой сферы);
  • вторичная задержка умственного развития.

С детьми, страдающими сенсорной алалией, очень трудно наладить контакт. В силу непонимания ими речи окружающих нет возможности с её помощью регулировать поведение детей, что-либо им объяснять и т. п. Именно это и приводит к неуправляемости их поведения, которую так непросто преодолеть.
Сенсорная алалия изучена меньше, чем моторная. Некоторые исследователи даже отрицают сам факт её существования, объясняя все описанные выше расстройства простым снижением слуха.
Как показывают специальные исследования, у детей с сенсорной алалией слух на некоторые звуковые частоты действительно снижен, но не настолько, чтобы это могло обусловить полное непонимание речи. К тому же сам характер нарушения слуховой функции у слабослышащих и у детей с сенсорной алалией очень различается. Для последних характерно следующее:

  • большая истощаемость слуховой функции, повышенная утомляемость слуха, особенно при громких звуках;
  • непостоянство слуховых порогов, приводящее к неустойчивости слухового восприятия (звуки одинаковой частоты и громкости ребёнок то слышит, то не слышит);
  • усиление громкости звучания в большинстве случаев не улучшает слухового восприятия, а иногда даже ухудшает его (наступает истощение слуховой функции);
  • неустойчивость слухового внимания, памяти;
  • улучшение слухового восприятия при увеличении интервалов между звуковыми сигналами (как бы успевает «сработать»).

Кроме того, в отличие от слабослышащих, для которых характерен глухой голос, дети с сенсорной алалией обладают звонким и выразительным голосом.
Ввиду отмеченных особенностей слухового восприятия у детей с сенсорной алалией попытки их совместного обучения со слабослышащими, как правило, оказывались неудачными. Эта категория детей требует совершенно особого подхода и использования специальных методов коррекционного воздействия.

Видео:Язык и речь. Речевая деятельность. Видеоурок 33. Русский язык 11 классСкачать

Язык и речь. Речевая деятельность. Видеоурок 33. Русский язык 11 класс

Логопедия. Квалификационный тест с ответами (2021 год) — вариант 63

Что является единицей синтаксического кода языка?
1) слово;
2) морфема;
3) предложение. (+)

Несформированность какого структурно-функционального блока Вы будете прогнозировать при выявлении в письменных работах ошибок на замены парных согласных:
1) блок регуляции тонуса и бодрствования;
2) блок приема переработки и хранения информации; (+)
3) блок программирования, регуляции и контроля.

Мягкое небо вибрирует при следующем виде ротацизма:
1) одноударный;
2) велярный; (+)
3) увулярный;
4) нет верного ответа.

Проведение работы по дифференциации звуков в произношении необязательно при:
1) параротацизмах;
2) ротацизмах; (+)
3) параротацизмах;
4) парасигматизмах.

Недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающиеся в замене звонких согласных парными глухими звуками называются
а) дефектами озвончения (+)
б) дефектами смягчения
в) дефектами произношения небных звуков

Работа над речью при моторной алалии предполагает (исключите лишнее)
1) нормализацию дыхания и голосообразования; (+)
2) воздействие на всю систему речи;
3) использование знаково-символической деятельности;
4) использование предметно-практической деятельности.

К этиологическим факторам, вызывающим заикание относятся:
1) состояние центральной нервной системы;
2) наличие психической травматизации;
3) генетический фактор;
4) все ответы верны; (+)

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений основана:
1) на совокупности психологических и лингвистических критериев;
2) на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев; (+)
3) на психологических критериях;
4) на лингвистических критериях.

Продолжи высказывание: «ФФНР –это…»
1) нарушение произносительной стороны речи; (+)
2) несформированность лексико-грамматических категорий;
3) нарушение слоговой структуры слова.

При каком из перечисленных видов речевых нарушений «режим молчания» используется в качестве первого этапа логопедической работы?
1) ринофония
2) алалия
3) брадилалия
4) тахилалия (+)

Какой принцип русской орфографии требует написание слов в соответствии с правилами:
1) фонетический;
2) морфологический; (+)
3) традиционный.

Что является единицей фонологического кода языка:
1) слово;
2) фонема; (+)
3) морфема.

Какой голосовой регистр следует отрабатывать у заикающихся на начальных этапах работы по формированию навыков рациональной голосоподачи:
1) головной;
2) грудной; (+)
3) средний.

Что является единицей лексического кода языка:
1) слово; (+)
2) фонема;
3) предложение.

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем — это.
а) общее недоразвитие речи
б) фонетико-фонематическое недоразвитие речи (+)
в) афазия

Какой из терминов характеризует врожденное укорочение уздечки языка:
1) микроглоссия;
2) глоссоптоз;
3) прогения;
4) анкилоглоссия. (+)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: (исключить неверный ответ)
а) Они соответствуют возрасту говорящего (+)
б) Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи
в) Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка
г) Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают

Какая атака звука используется при работе над голосоподачей с заикающимися:
1) твердая,
2) придыхательная, (+)
3) мягкая.

При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушение звукопроизношения чаще всего проявляются в виде
1) пропуска
2) замены
3) смешения
4) искажения (+)

Предметом логопедии как науки является:
а) нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности (+)
б) человек (индивидуум, страдающий нарушением речи
в) патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Какой из перечисленных черепно-мозговых нервов не иннервирует органы периферического речевого аппарата?
1) тройничный;
2) обонятельный; (+)
3) блуждающий.

Как называется явление, когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту (ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций?
а) искажение (+)
б) смешение
в) взаимозамена

Ведущим механизмом речевого развития обучающихся, воспитанников является (выбрать правильный вариант ответ один):
1. индивидуальный подход;
2. формирование новообразований; (+)
3. сохранный интеллект и сохранная иннервация периферического речевого аппарата;
4. умение выразить мысль при помощи речи и письма

Пассивные повторения отдельных слов или словосочетаний без понимания их смысла носят название:
1) логорреи;
2) парафазии;
3) гиперакузии;
4) эхолалии. (+)

Правильное правописание какого предложения требует усвоения и реализации фонетического принципа русской орфографии:
1) Вот мой дом.
2) Вот мой парашют.
3) Вот моя собака. (+)

Смысловой уровень речевой деятельности – это: (выбрать правильный ответ)
1) умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции (синтагм) (+)
2) умение использовать знакомые слова
3) умение различать на слух речевые сигналы
4) умение написать диктант без ошибок

На основании каких документов комплектуется логопедический пункт общеобразовательного учреждения (исключите неверный вариант ответ1):
1. выписки ПМПк и заявления родителей;
2. заключения учителя-логопеда и заявления родителей;
3. заключения врача отоларинголога и заявления родителей;
4. существующих нормативов по охвату логопедической коррекцией учащихся и заявления родителей (+)

Этот вид дизартрии возникает при поражении подкорковых ядер
1) экстрапирамидная (+)
2) псевдобульбарная
3) бульбарная
4) корковая

Восстановительное обучение — это.
а) двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью
б) процесс, в котором осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности (+)
в) процесс, который направлен на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций

Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями:
1) звуковым методом;
2) звуко-слоговым методом;
3) звуковым аналитико-синтетическим методом; (+)
4) дошкольников с речевыми нарушениями не рекомендуется обучать грамоте.

Р. Е. Левина классифицировала замены и смешения звуков как. (какие) дефекты, при которых нарушена система языка
а) фонологические
б) фонематические (+)
в) антропофонические

Что не входит в основные задачи подготовительного этапа по формированию правильного звукопроизношения
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведения подготовительных речевых упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата
в) устранение неправильного звукопроизношения (+)

Учителю-логопеду необходимо подобрать определенное задание для ребенка шести лет с целью изучения состояния фонематического анализа и синтеза.
Какое из заданий соответствует поставленной цели?
1) задание с выделением заданного звука из слов (на фоне слов)
2) задание с выделением ударного гласного в начале слова
3) задание с выделением первого согласного в слове
4) задание с определением последовательности звуков в слове (+)

Если ребенок вместо слова «булка» произносит «пулка», то это может свидетельствовать о наличии у него:
1) дефекта озвончения; (+)
2) дефекта смягчения;
3) дефекта оглушения;
4) нет правильного ответа.

Форма дизартрии, при которой нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата (по проявлению в сфере звукопроизношения напоминает моторную алалию)
а) бульбарная
б) корковая (+)
в) мозжечковая

Дефект произношения звуков [р] и [рь] называется.
а) параротацизмом
б) ротацизмом (+)
в) сигматизмом

Отметьте, какой из перечисленных симптомов заикания не относится к психопатологической симптоматике:
1) судороги;
2) навязчивые состояния;
3) астенический синдром. (+)

В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 24 декабря 2010г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» — недельная
нагрузка учителя-логопеда в образовательных учреждениях составляет:
(выбрать правильный ответ)
1) у учителя-логопеда ненормированная рабочая неделя
2) 20 часов в неделю (+)
3) 24 часа в неделю
4) 36 часов в неделю

Какое речевое расстройство не относится к нарушениям средств общения, выделенных в рамках психолого-педагогической классификации?
1) ОНР,
2) заикание, (+)
3) ФФН,

Какие нарушения звукопроизношения являются показателем алалии при дифференциальной диагностики ее с дизартрией:
1) искажения; (+)
2) пропуски;
3) замены.

Что не относится к причинам функциональной дислалии?
а) педагогическая запущенность
б) недоразвитие фонематического слуха
в) укороченная уздечка языка (+)

Речеслуховая память нарушается при следующем виде афазии:
1) афферентно-моторной;
2) акустико-мнестической; (+)
3) акустико-гностической;
4) при всех видах афазий одинаково.

Что является единицей морфологического кода языка:
1) слово;
2) морфема; (+)
3) предложение.

Данное речевое нарушение обусловлено анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата:
1) дислалия;
2) ринолалия; (+)
3) заикание;
4) алалия.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений включает в себя (исключите неверный вариант ответ):
1. нарушение средств общения
2. нарушение фонационного (внешнего) оформления высказывания
3. нарушение структурно-семантического оформления высказывания
4. нарушение письменной речи (+)

При каком нарушении имеются параличи или парезы речевой мускулатуры:
1) дислалии;
2) дизартрии; (+)
3) заикании.

При каком расстройстве речи первично страдают плавность и ритм речи:
1) алалии;
2) заикании; (+)
3) дислалии.

Выберите основной биологический фактор возникновения алалии:
1) органическое поражение речевых зон левого полушария;
2) левополушарное органическое поражение центральной нервной системы;
3) билатеральное органическое поражение центральной нервной системы. (+)

Причиной какого нарушения речи является органическое поражение периферического отдела речедвигательного анализатора?
1) алалии,
2) механической дислалии (+)
3) афазии,

Какое из перечисленных направлений является наиболее важным на начальных этапах работы с неговорящими детьми-моторными алаликами согласно языковому подходу:
а) обогащение и активизации предметного словаря; (+)
б) формирование и развитие артикуляторной моторики;
в) развитие слухового восприятия;
г) обогащение и активизация предикативного словаря.

Фонематическое восприятие – это:
1) умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова;
2) специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова; (+)
3) тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова;
4) нет правильного ответа.

Каков первичный дефект при оптических дисграфиях, дислексиях:
1) нарушение фонематического слуха:
2) нарушение фонетического слуха;
3) нарушение обобщенного оптического образа буквы (+)

С помощью какого контроля осуществляется механизм обратной связи в речевой функциональной системе?
1) тактильный,
2)зрительный,
3) кинестетический (+)

При нарушении строения органов артикуляционного аппарата нарушения звукопроизношения чаще всего проявляются в виде:
1) смешения;
2) замены;
3) искажения; (+)
4) пропуска;

Что является единицей лексического кода языка:
— слово (+)

Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?
1) неправильная речь окружающих;
2) двуязычие в семье;
3) черепно-мозговая родовая травма. (+)

К практическим методам логопедического воздействия относятся:
1) игры, упражнения, моделирование; (+)
2) наблюдение, рассматривание рисунков;
3) рассказ, беседа, чтение;
4) все ответы верны.

Кто из исследователей предложил устанавливать уровни развития активной речи (нулевой, ситуативный, номинативный, предикативный, расчлененный)?
1) Р.Е.Левина
2) Н.С.Жукова (+)
3) Г.В.Чиркина
4) Т.Б.Филичева

При каком нарушении усиление громкости звучания в большинстве случаев не улучшает слухового восприятия, а иногда даже ухудшает его (наступает истощение слуховой функции)?
1) тугоухость;
2) сенсорная алалия; (+)
3) моторная алалия;
4) афазия.

Одной из характеристик общего недоразвития речи третьего уровня (ОНР- III уровня) по Р.Е.Левиной, является (выбрать правильный вариант ответ1):
1. активный словарь в «зачаточном» состоянии, состоит в основном из звукопроизношений и лепетных слов;
2. сравнительно развернутая речь, в активном словаре преобладают существительные и глаголы; (+)
3. обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения;
4. пассивный словарь, нет активного понимания речи

Определите последовательность видов работы по развитию фонематического анализа:
А. Определить количество звуков в слове;
Б. Определить, есть ли заданный звук в слове;
В. Придумать слово с 4 звуками;
Г. Определить место звука в слове (начало, середина, конец).
1) ГБАВ;
2) БГАВ;
3) БАГВ. (+)

На каких звуках у заикающихся чаще всего возникает судорога в процессе говорения:
1) согласных смычных;
2) гласных; (+)
3) согласных щелевых.

Брадилалия — это.
а) патологически замедленный темп речи (+)
б) патологически ускоренный темп речи
в) нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

Изменение оттенка тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации – это
1) афония
2) ринофония (+)
3) дисфония
4) фонастения

Продолжите определение «ОНР — это…»:
1) нарушение произносительной стороны речи;
2) системное недоразвитие всех компонентов языковой системы; (+)
3) нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

У ребенка С. наблюдается нарушение письменной речи.
Какие из ошибок, допущенных ребенком при выполнении письменных заданий учителя, свидетельствуют о наличии дисграфии на основе нарушения процессов языкового анализа – синтеза?
1) замена букв
2) недописывание элементов (+)
3) пропуск букв и слогов
4) орфографические ошибки

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата — это…
а) ринолалия
б) алалия
в) дислалия (+)

Какой вид дислексии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений?
1) аграмматическая дислексия (+)
2) мнестическая дислексия
3) оптическая дислексия
4) семантическая дислексия

Что является единицей синтаксического кода языка?
-предложение (+)

Как устаревшее название дислалии?
а) гнусавость
б) слухонемота
в) косноязычие (+)

Под структурой речевого дефекта понимается:
а) совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности
б) совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей (+)
в) характер отклонений в функционировании процессов и операций,
обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Кто одним из первых в Европе ввел в научное обращение термин «дислалия»?
а) В. Олтушевский
б) Р. Шультесс
в) И. Франк (+)

Выберите правильную последовательность заданий для развития пространственной ориентировки:
А. Определение положения предметов по отношению к правой-левой руке;
Б. Определение пространственных соотношений между тремя предметами;
С. Ориентировка в собственном теле;
Д. Определение пространственных соотношений между 2 предметами.
1) САДБ; (+)
2) АСБД;
3) ДБАС.

Как называется течение речевой патологии, при котором происходит увеличение симптомов речевой патологии:
1) регрессирующее;
2) ремитирующее;
3) стационарное;
4) прогрессирующее. (+)

Какая ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте?
а) предметно-действенная
б) игра (+)
в) эмоционально-положительное общение со взрослым

Кто впервые сформулировал принципы анализа речевых нарушений?
а) Р. Е. Левина (+)
б) Ф. Ф. Pay
в) М. Е. Хватцев

О чем свидетельствует переход ребенка от физиологического косноязычия к дислалии по типу искажений в произношении звуков речи:
1) об отставании в формировании фонематического слуха;
2) о продвижении в формировании фонематического слуха; (+)
3) о первичной неполноценности органов артикуляции.

К основным направлениям деятельности учителя-логопеда не относятся: (выбрать правильный ответ)
1) первичная диагностика речевого развития ребенка
2) психологическая коррекция свойств личности (+)
3) консультативная деятельность
4) логопедическая коррекция

Какое из перечисленных заданий не может быть использовано для оценки понимания смысла прочитанного:
1) подробный пересказ,
2) ответы на вопросы по прочитанному;
3) краткий пересказ,
4) составление плана к прочитанному тексту. (+)

Какая форма заикания вызывается психогенными причинами (психотравмами):
1) неврозоподобная; (+)
2) органическая;
3) невротическая.

Педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением — это.
а) коррекция нарушений речи
б) логопедическое воздействие (+)
в) компенсация

Какой вариант неправильного написания предложения свидетельствует о несформированности у ребенка фонематических представлений:
1) Настоле стояла ваза срозами. (+)
2) На столе стояла васа с росами.
3) На этоле этояла ваэа э роэами.

Какой вид профилактики направлен на предупреждение хронификации заикания:
1) первичная; (+)
2) вторичная;
3) третичная.

На какой ступени формирования навыка чтения, выделенных Т.Г. Егоровым, имеет место смысловая догадка на уровне всего текста:
1) ступень слого-аналитического чтения;
2) ступень становления синтетических приемов чтения;
3) ступень синтетического чтения. (+)

Что может лежать в основе нарушения организации темпо-ритмической стороны речи:
1) органическое повреждение экстрапирамидной системы;
2) органическое повреждение продолговатого мозга
3) органическое повреждение мозжечка. (+)

Какое из нижеперечисленных нарушений речи относится к расстройствам внутреннего оформления высказывания?
1) брадилалия
2) афазия (+)
3) дислалия
4) дисфония

Чем обусловлена артикуляторно-акустическая дисграфия?
1) нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
2) недоразвитием грамматического строя речи
3) недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений
4) отражением неправильного произношения на письме (+)

Какой принцип обследования детей с алалией нацеливает на изучение всех сторон речи, а также невербальных психических функций:
1) комплексного подхода; (+)
2) системного подхода;
3) онтогенетический.

На занятии у учителя-логопеда находится ребенок четырех лет. Какое слово необходимо выбрать учителю для воспроизведения звуко-слоговой структуры ребенком?
1) капуста (+)
2) помидоры
3) сковорода
4) лекарство

Определите специфические ошибки, характерные для фонематических дислексий:
1) замены графически сходных букв;
2 нарушение звуко-слоговой структуры слова; (+)
3) изменение формы, времени глаголов.

Если вместо слова «помидор» ребенок произносит «бамидор», то это может свидетельствовать о наличии у него
1) дефекта смягчения
2) дефекта озвончения
3) дефекта оглушения (+)
4) нет правильного ответа

Укажите, что является важной предпосылкой успешного обучения грамоте:
1) представление о звуке;
2) представление о графеме;
3) представление о фонеме. (+)

Особенностями речевой деятельности обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются (один правильный вариант ответ):
1. отсутствие планируемой речи в дошкольном возрасте, бедный словарный запас, предложения в устной речи часто построены неправильно и не являются законченными; письменная речь содержит много специфичных ошибок;
2. речь с плохо развитой регулирующей функцией, отсутствие в речи прилагательных и наречий, в большинстве ситуаций «речь ребенка на холостом ходу» (М.С.Певзнер); (+)
3. замедленное овладение грамматическим строем речи, дефекты произношения, ограниченность активного словарного запаса, трудности овладения письменной речью;
4. патологически замедленные темп речи и темп чтения, неспособность кратко пересказать текст, придумать название к рассказу

Стертые формы псевдобульбарной дизартрии часто смешивают с
1) алалией
2) дислалией (+)
3) ринолалией
4) все ответы верны

Что является единицей фонологического кода языка:
-фонема (+)

Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к разным словам, называется:
1) персеверация;
2) антиципация;
3) контаминация; (+)
4) аккомодация.

К расстройствам структурно-семантического оформления высказывания относится:
1) алалия; (+)
2) ринолалия;
3) дислалия;
4) все ответы верны.

Какой темп речи характерен для заикания:
1) прерывистый; (+)
2) ускоренный;
3) замедленный

Каким термином обозначаются стойкие, повторяющиеся ошибки, связанные с трудностями овладения и применения орфографических правил:
а) каллиграфические;
б) орфографические;
в) дизорфографические. (+)

Что является причиной моторных и окуломоторных дисграфии и дислексии:
1) нарушение фонематического слуха;
2) нарушение фонетического слуха;
3) нарушение кистевого, пальцевого праксиса или глазодвигательных функций. (+)

📽️ Видео

Как запоминать иностранные слова и не забывать их - ПРАКТИКА И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫСкачать

Как запоминать иностранные слова и не забывать их - ПРАКТИКА И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!Скачать

Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!

английский по плейлистам переоценён? | честный обзор на курсы Александра БебрисаСкачать

английский по плейлистам переоценён? | честный обзор на курсы Александра Бебриса

Вся грамматика английского языка. План изучения.Скачать

Вся грамматика английского языка. План изучения.

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Техники, которые помогут научиться говорить без ошибокСкачать

Техники, которые помогут научиться говорить без ошибок

НЕТ ЗУБРЕЖКЕ: Как БЫСТРО и ЛЕГКО запоминать иностранные слова НАВСЕГДА | Елена КундераСкачать

НЕТ ЗУБРЕЖКЕ: Как БЫСТРО и ЛЕГКО запоминать иностранные слова НАВСЕГДА | Елена Кундера

5. Неправильные глаголы английского языка | 6 группа #SmartAlex100English, #английскийязыкСкачать

5. Неправильные глаголы английского языка | 6 группа  #SmartAlex100English, #английскийязык

Забываете СЛОВА при разговоре на НЕМЕЦКОМ языке? - Делюсь ПРОВЕРЕННОЙ методикойСкачать

Забываете СЛОВА при разговоре на НЕМЕЦКОМ языке? - Делюсь ПРОВЕРЕННОЙ методикой

7 способов быстро выучить английские слова / секреты запоминания / как полиглоты учат языкиСкачать

7 способов быстро выучить английские слова /  секреты запоминания / как полиглоты учат языки

Обучение лексической стороне речиСкачать

Обучение лексической стороне речи

Активные формы повторения изученного материалаСкачать

Активные формы повторения изученного материала

Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать

Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждение

КАК БЫСТРО УЧИТЬ НЕМЕЦКИЕ СЛОВА 🤓Скачать

КАК БЫСТРО УЧИТЬ НЕМЕЦКИЕ СЛОВА 🤓

Как изучать лексику на уровне В1+? (с Екатериной Гуськовой и Вероникой Войсковской) || Прямые эфирыСкачать

Как изучать лексику на уровне В1+? (с Екатериной Гуськовой и Вероникой Войсковской) || Прямые эфиры

ТОП-3 САМОЕ ВАЖНОЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГОСкачать

ТОП-3 САМОЕ ВАЖНОЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО
Поделиться или сохранить к себе: