Палащельская роспись ударение в слове

Видео:Урок 1. "Мезенская роспись". Особенности росписи.Скачать

Урок 1. "Мезенская роспись". Особенности росписи.

Мезенская роспись из деревни Палащелье

Палащельская роспись ударение в слове

Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская. Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.

Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.

Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.

Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Филиппович Фатьянов и его сын Иван в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжают традиции отцов — мастеров прошлого и вновь воскресили почти забытую в военные и послевоенные годы роспись.

В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.

Видео:Народные промыслы России.Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская росписьСкачать

Народные промыслы России.Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись

Палехская роспись это ударение

Видео:Корабли в мезенской/палащельской росписиСкачать

Корабли в мезенской/палащельской росписи

Словари

1. Один из видов русской народной миниатюрной живописи яркой темперой и золотом на черных лаковых изделиях из папье-маше.

Изделия, выполненные в такой манере исполнения.

ПА́ЛЕХ, -а, муж. То же, что палехская миниатюра, а также (собир.) соответствующие художественные изделия. Коллекционировать п.

| прил. палехский, -ая, -ое. Палехская шкатулка.

ПА́ЛЕХ -а; м. Искусство росписи лаковых изделий из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). / собир. Украшенные таким способом предметы, производящиеся в городе Палех.

Па́лехский, -ая, -ое. П-ие краски. П-ая манера рисунка. П-ая миниатюра (вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше).

Па́лех — поселок городского типа в России, Ивановская область, в 32 км от железнодорожной станции Шуя. 6,1 тыс. жителей (1998). Центр русского народного искусства — миниатюрной живописи (так называемая палехская лаковая миниатюра). Художественные мастерские по росписи лаковых изделий из папье-маше; лёгкая, пищевая промышленность. Художественное училище. Музей палехского искусства. Крестовоздвиженская церковь (XVIII в.) с росписями и иконами палехских мастеров (XVIII-XX вв.).

ПАЛЕХ — ПА́ЛЕХ, поселок городского типа в Российской Федерации, Ивановская обл., в 32 км от железнодорожной станции Шуя. 6,4 тыс. жителей (2003). Центр русского народного искусства — миниатюрной живописи (т. н. палехская лаковая миниатюра (см. ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА)). Художественно-производственные мастерские по росписи лаковых изделий из папье-маше; легкая, пищевая промышленность. Художественное училище. Музей палехского искусства. Крестовоздвиженская церковь (18 в.) с росписями и иконами палехских мастеров (18-20 вв.).

ПАЛЕХ — поселок городского типа в Российской Федерации, Ивановская обл., в 32 км от ж.-д. ст. Шуя. 6,3 тыс. жителей (1993). Центр русского народного искусства — миниатюрной живописи (т.н. палехская лаковая миниатюра). Художественно-производственные мастерские по росписи лаковых изделий из папье-маше; легкая, пищевая промышленность. Художественное училище. Музей палехского искусства. Крестовоздвиженская церковь (18 в.) с росписями и иконами палехских мастеров (18-20 вв.).

ПА́ЛЕХ — палехская миниатюра — один из традиц. рус. худож. промыслов, вид лаковой живописи. Назв. происходит от пос. Палех Ивановской обл., где в нач. 1920-х гг. на основе иконописного промысла возникло произ-во небольших лаковых изделий из папье-маше (коробок, шкатулок, портсигаров), украш. декор. росписью темперой в стиле др.-рус. живописи. Работы мастеров П. отличаются тонкостью рис., композиц. разнообразием, яркостью красок на черном фоне, обилием золота. В многофигурных композициях П. чаще всего используются мотивы рус. нар. сказок и былин. Крупнейшие мастера палехской миниатюры — И. Маркичев, И. Вакуров, И. Голиков, П. Баженов и др.

Палащельская роспись ударение в слове

Па́лех, -а (поселок) и па́лех, -а (изделие; также собир.)

сущ., кол-во синонимов: 2

— Шкатулочная «столица» России.

— Посёлок, входящий в Золотое кольцо России.

— Как называлось село Нижегородской губернии, куда по базарным дням свозили из окрестных сел на продажу мелкие деревянные изделия?

сущ., кол-во синонимов: 1

Па́лехская миниатю́ра — вид миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех на основе местного иконописного промысла, известного с конца XVII в. Для палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по чёрному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлинённых фигур (художники И. И. Голиков, И. В. Маркичев и др.).

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА — ПА́ЛЕХСКАЯ МИНИАТЮ́РА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.

Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 — начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела — их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер — подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине 19 в. в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием, 270 из них (200 мастеров и 70 учеников) работали у Н. М. Сафонова.

Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и др.

После революции 1917 перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 мастера объединяются в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом — папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина (см. ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА). При поддержке известного искусствоведа А. В. Бакушинского (см. БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич), уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

5 декабря 1924 семь палехских художников — И. И. Голиков (см. ГОЛИКОВ Иван Иванович (мастер декоративного искусства)), И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин — объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились и другие художники — И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 — в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., «Слово о полку Игореве», 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.

Особенности палехской живописи

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них — Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.

Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла. Иконописный промысел Иконописный промысел в Палехе возник в 17 в. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 — начале 19 вв. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное, то есть всю композицию, кроме ликов, рук и других обнаженных частей тела — их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер — подписывальщик. И, наконец, заканчивал работу над иконой олифщик. В середине 19 в. в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых. К концу века в Палехе и окрестных деревнях насчитывалось 418 человек, занимавшихся иконописанием, 270 из них (200 мастеров и 70 учеников) работали у Н. М. Сафонова. Многие иконописцы работали в Москве, в мастерских, владельцами которых были выходцы из Палеха. Кроме иконописания, палешане занимались поновлением монументальной живописи, участвуя в реставрации соборов и Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря и др. Палехские артели После революции 1917 перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 мастера объединяются в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью.

В 1923 они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом — папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. При поддержке известного искусствоведа А. В. Бакушинского, уроженца Палеха, мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924. 5 декабря 1924 семь палехских художников — И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин — объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились и другие художники — И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 — в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан. Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре, 1940; И. П. Вакуров, эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре, 1936; Н. М. Парилов, эскизы к ряду постановок в Ленинградском Малом академическом театре оперы и балета, Куйбышевском государственном театре оперы и балета, Саратовском театре им Н. Г. Чернышевского и др.), книжной графике (Голиков И. И., «Слово о полку Игореве», 1934; и др.), монументальной живописи (Д. Буторин и др., росписи интерьеров Ленинградского дворца пионеров), росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи. Особенности палехской живописи Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них — Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 на базе профтехшколы, открытой в 1930.

Палащельская роспись ударение в слове

Палехская миниатюра. А.В. Борунов. «Конек-Горбунок». Шкатулка. 1971. Папье-маше. Темпера, золото, лак.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА, вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

Видео:Мастер класс по мезенской росписиСкачать

Мастер класс по мезенской росписи

Палех, Палегъ — этимология

О Палех, о Палех, о мастер в избушке,
На зимней опушке мохнатых лесов!
М. Вега. Палехские мастера (1963-1969)

1) Краткая официальная история Палеха

а) Палех — посёлок городского типа, районный центр Ивановской области, расположен в 30 км к востоку от г. Шуя, на малой реке Палешка (дл. 10 км), которая берет начало у города. На старых картах река Палешка более полноводна, что вероятно связано с природными особенностями региона, карты составлены в разные климатические периоды (дождливый, сухой). Точная дата основания поселения не установлена, упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1572 и первой половине XVII века (писцовая книга 1645 года). Территория лесисто-болотистая, пашенной земли мало, население в XIX веке в основном занималось ремеслами, фиксируется садоводство (яблоки, вишня).

В Национальном корпусе русского языка (1800-2015) топоним Палех регистрируется с 1934 года (см. график).

* См. топографическую карту Палех 1989 г. http://mapo37.narod.ru/map1/io37120.html

С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков, точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В 1762—1774 годах мастером Егором Дубовым, возведен Крестовоздвиженский храм, расписан палехскими иконописцами в 1807 г.

* Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907): «Палех — село Владимирской губ., Вязниковского уезда. Жит. 1431, дворов 214, церковь, школа. Жители занимаются уже издавна писанием икон (по исследованию 1894 г. — 250 мужч. и 120 подростков). Ежегодно делают до 10 тыс. икон, ценой от 1 до 100 руб. и дороже. Вязниковский уезд. В. уезд, особенно с. Мстера и Холуйская слобода, славится с давних лет своими иконописцами (см. Холуй)».

б) Владельцы Палеха

В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село Палех в поместное владение своему сыну Ивану; «да село Палех, что было княж Дмитриевых детей Палецкаго», см. Духовную грамоту Ивана Грозного, http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ivan4.htm

Некоторые авторы считают, что Палех был столицей удельных князей Палицких, ветвь князей Стародубских (удел в картографии не выделен, территория неизвестна). Права на удел князья потеряли во вт. пол. XV в., в связи с переходом на службу к московскому князю, род пресекся в 1580 году, имя Палех выводят от прозвища первого князя – Палица (дубина).

В 1627/8 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, «за Московское осадное сиденье королевичево». Село принадлежало графам Бутурлиным до 1861 года.

2) Природа. Лухское полесье

Антон Платов. Заколдованный лес, жур. Вокруг света № 4, 1995
см. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1141/

«Бассейн Луха, находящийся во Владимирской и частично в Ивановской областях, бросился в глаза зеленым пятном бескрайних (на моей двухверстке) лесов. В литературе эти места назывались Лухским полесьем, но позднее я услышал другое, более звучное, на мой взгляд, имя Мугреевский лес. … Лес, единый монолит, в котором на тысячу квадратных километров я насчитал лишь около десятка населенных пунктов, включая деревеньки в несколько дворов. …

Больше всего меня поразили названия: маленькими синими кляксами лежали на карте озера Гарава, Санхар, Ламхор, Юхар, тянулись ниточки рек: Лух, Таих, Мертюх, Палех, Утрех. Что это за язык? Не славянский хотя бы потому, что ударение всегда падает на первый слог. Не похоже и на финно-угорский слишком много СОГЛАСНЫХ. Тюркский? Но попробуйте перевести эти названия, используя тюркские корни, ничего не выйдет. Да и звучат эти имена затерянных в Мугреевском лесу озер и рек слишком по-индоевропейски (а значит, уж точно не по-фински и не по-тюркски). Так и хочется увидеть в имени Гарава индоевропейские корни «gar» — «жар» и «awa» — «вода», в имени Палех — «pal» — «болото», в имени Сех — «sen» — «струиться».

Палех уникален в своем роде едва ли существует другое большое село, половина жителей которого интеллигенция. Здесь живут художники. …Да уж, не в каждом городке удастся обсудить происхождение его названия с местными жителями. Мне удалось в Палехе. Бытует версия образования его названия от глагола «палить»; мол, придя на берег реки, люди выжигали леса, чтобы освободить место для поселения и полей. … А колдовской Мугреевский лес хранит свою тайну и ждет исследователей».

3) Существующая этимология

а) Г.П. Смолицкая. Топонимический словарь Центральной России

Происхождение названия окончательно не установлено. Формант –ех свидетельствует о том, что оно очень древнее и уходит за пределы нашей эры, в дофиноязычный период. С другой стороны, основу пал- можно соотнести с глаголом палить «жечь, палить» лес, расчищать землю под пашню, при подсечно-огневой системе землепользования. Первоначально – это название речки (совр. Палешка).

б) Географическая энциклопедия
Пгт, р.ц., Ивановская обл. В писцовых книгах 1628-1630 гг. упоминается с. Палех, названное по расположению на р. Палех (ныне Палешанка). Гидроним входит в ареал дорусск. речных названий, оканчивающихся на -х: Варех, Ландех, Люлех, Пурех, Сезух, Утрех и др. и имеющих фин.-угор. происхождение.

в) Интернет библиотека
Название этого села по одной из версий происходит от слова «палетка» (от французского palette – пластинка, планка). Палетка означает тонкую плитку с рельефным изображением, характерным главным образом для искусства Древнего Египта. Возможно, палехское искусство берет начало от искусства Древнего Египта. Египтяне изображали различные события, людей, животных на тонких плитках специальными палочками, которыми наносили раствор так, чтобы изображение получалось объемным, рельефным. По другой версии, слово «палех», возможно, происходит от слова «палец», так как это связано с тем, что расписывали иконы и различные миниатюры руками.

До середины XIX века в России не было топографических карт в современном понимании этого слова, были карты-схемы (упрощённый графический документ), по которым можно было составить только общее представление о местности. На них указывались, как правило, дороги, поселения, крупные географические объекты: озера, реки, редко леса и возвышенности. В XVIII веке начали проводить изучение и описание местности и картографическую съёмку, в середине XIX века появились первые карты современного вида, которые позже дополнялись и уточнялись.

а) Мелкомасштабные карты

* На Большой карте России для Наполеона 1809 года указано поселение Palekh.

* На Квартирной карте Владимирской губернии 1839 года указано поселение Палехъ

* На карте Европейской России 1875 года Stielers Handatlas указано поселение – Palek.

* Настольная генеральная карта Европейской России издания Ильина 1913 г. – село Палеха.

б) Крупномасштабные карты

* На карте Менде (генерал-лейтенант, топограф) Владимирской губернии 1850 года указано поселение – Палегъ и река Пальшекъ. См. картографический ресурс «Это место».

* На карте Стрельбицкого (генерал-лейтенант, топограф) 1871 года указано село Палегъ. См. картографический ресурс «Это место».

На картах XX века указано только имя Палех.

5) Обобщение и вывод

Из приведенных выше историко-лингвистических фактов «вырисовываются» следующие основные версии этимологии топонима Палех.

а) Палех = жечь, палить; от лесных пожаров (сосновые леса); леса горят постоянно, данная интерпретация не имеет смысла из-за частоты лесных пожаров.

б) Палех = предположительно к гидрониму Палех, Палешка (Палешанка) из не дошедших до нас финно-угорских (меря) языков IX века, либо ранее.

в) Палех = название села по одной из версий происходит от слова «палетка», от французского palette – пластинка, планка. Не имеет логической и лексической связи с топонимом.

г) Река Палех = реке ПАЛЕГЪ. Используя топографические карты середины XIX века, мы установили, что на двух крупномасштабных (детальных) картах указан топоним ПАЛЕГЪ, которому нужно дать объяснение.

Целесообразно рассмотреть топоним ПАЛЕХ-ПАЛЕГЪ в связи с библейскими образами и терминологией иврита.
В этом регионе с X века распространяется иудеохристианство, до этого времени — территория подвассальная Хазарскому каганату (бассейн Волги, иврит, иудаизм). Русская Церковь единственная религиозная организация имевшая людские, духовные и материальные ресурсы для культурного обустройства территории по библейским образцам (по образу и подобию).
Разумно выстраивать историческую логику и лексику на сведениях, которые у нас есть, а не использовать гипотетические «дофиноязычные» языки, которых никто не знает. Практика исследования гидронимов показывает прочную связь с ивритом.

а) Терминология. Варианты

* русск. ПАЛЕХ = русск. ПАЛЕГЪ (на картах) = ивр. ПЕЛЕГ, ПЕЛАГА ручей, поток, река; т.е. село у крупного ручья, потока; село, где есть питьевой источник.

Согласно Книге Большому чертежу (XIV-XVII вв.) в средние века передвигались по рекам или вдоль рек, от одного питьевого источника к другому. Общая тенденция – поселения основывались у источника воды, необходимой для поддержания жизнедеятельности человека и животных, а также для различных видов ремесла.

См. стронг иврита 6388, ПЕЛЕГ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_380.htm

* русск. ПАЛЕХ = ивр. ПЕЛАХ, ПАЛАХ отправлять богослужение, служить; т.е. село с церковью, где ведётся богослужение.

См. стронг иврита 6398-6399, ПЕЛАХ

Объяснить связь топонима ПАЛЕХ с библейским понятием ПЕЛАХ пока не удаётся в связи с полным отсутствием ранних источников, первые сведения от 1572 года. Мы не знаем, была ли церковь в селе ниже этой даты, хотя церкви ставили именно в сёлах, здесь же был и церковный приход, в который входили окружающие село деревни.

б) Библейский образ

* Иов 20:17: «Не видать ему ручьев (ПЕЛАГА), рек, текущих медом и молоком!».

* Иов 29:6: «когда пути мои обливались молоком, и скала источала для меня ручьи (ПЕЛЕГ) елея!».

* Исаия 30:25: «И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи (ПЕЛЕГ), потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни».
Таким образом, используя сакральный язык иудеохристианства и здравый смысл (совокупность взглядов на действительность), мы смогли выделить содержание не объяснённого русского топонима и гидронима ПАЛЕХ-ПАЛЕГЪ (х-г) = ручей, река, поток. Выдающийся местный ориентир.

Русские топографы XIX века, проводя инструментальную съёмку на местности, уточняя имена географических объектов у местного населения, отметили словом ПАЛЕГЪ существовавшую в то время форму топонима.

Примечание
Интересная статья, П.С. Дубровский, С.П. Дубровский, г. Шуя. Палех – исторические хроники.

Видео:5 класс. Урок № 32. «Мезенская роспись».Скачать

5 класс. Урок № 32.  «Мезенская роспись».

«палехская»

Видео:Рисуем элементы мезенской росписиСкачать

Рисуем элементы мезенской росписи

Фонетический разбор слова «палехская»

па́лехская

п[п]согласный , глухой парный , твердый парный
а[́а]гласный , ударный
л[л’]согласный , звонкий непарный (сонорный) , мягкий парный
е[и]гласный , безударный
х[х]согласный , твердый парный
с[с]согласный , глухой парный , твердый парный
к[к]согласный , глухой парный , твердый парный
а[а]гласный , безударный
я[й’]согласный , звонкий непарный (сонорный) , мягкий непарный
[а]гласный , безударный

Видео:1-й МОК Мастер класс по Мезенской росписиСкачать

1-й МОК Мастер класс по Мезенской росписи

Примеры предложений со словом «палехская»

Казаковой, пользуются объёмные портреты по фото изображённые на русской матрёшке.А так же работы сделанные в русско-народных стилях: хохлома, гжель, палехская

Художник Марина Казакова Михаил Казаков

разнообразная: хохломская и городецкая роспись, гжельский фарфор, ростовская финифть, вологодское и елецкое кружево, богородская и беломорская резьба по дереву, палехская

13. ладья-2017. зимняя сказка Алина Насековская

Палехская икона] На Руси Святителя Николая называли и Николаем Угодником, и Николой Чудотворцем, а ещё Николой Морским и хозяином речных порогов.

Наставник ковчега спасительного Александр Раков

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
21:31:17 Дикаяпчёлка: Всем известны с детства такие названия: хохломская роспись, дымковская игрушка, жостовский поднос, гжель, палехская

Народные художественные промыслы Топонимика

Рисуют на пасхальных яйцах, на стекле, на бересте, есть великолепная палехская роспись.

Фрельке Гельмут и его невероятные картины Райнгольд Шульц

Почему Такие народные промыслы как хохломская, жостовская, горододецкая, семеновская, гжельская росписи, палехская , мстёрская, холуйская и федоскинская

Статья для журнала Россия Завтра. Российская мода Александра Горьканова

Но с приходом в 1917 году народной атеистически настроенной власти рукоделие данное утратило актуальность, и родилась на месте иконописи знаменитая палехская

Хроника одного путешествия Алексей Внуков

Или с городами и поселками региона: Дуниловская, Палехская , аж три Плесских, Ландеховская, Кохомское шоссе. Но эти названия, увы, не в большинстве.

Топонимика особого режима Валентин Спицин

Была у Степана Емельяновича — «одна, но пламенная страсть» — это палехская роспись.

Игра в пелеле. Глава 17 Рябцев Валерий

На даче в Переделкино вся мебель была палехская . Эту красоту тяжело себе представить! Мы знаем шкатулки палех, а тут мебельный гарнитур!

Не по сусалам елей и не по чести память! Игвас Савельев

. — Палехская роспись высоко ценится, материалом для неё служит темпера.

К истокам припаду. 8. Лишь забвение. Ирина Дыгас

улица, дом 122, корпус 1
СВАО Ярославский Палехская улица, дом 122, корпус 2
СВАО Ярославский Палехская улица, дом 124, корпус 1
СВАО Ярославский Палехская

Расстрельные списки московских домов Александр Калинин 9

В мешке мамы — какие-то теплые вещи и палехская шкатулочка с сувенирами и письмами папы из блокадного Ленинграда.

Бог на небе — люди на земле Виктор Батура

Рядом с этими вещами в моем шкафу мамино «приданное»- старинная палехская шкатулка; у входа в дом старый боярин со своей красавицей-дочкой встречают молодого

Кроме того, супругам достались палехская шкатулка и традиционная матрешка.

А жизнь человеческая, увы, такая короткая Яков Элькинсон

А в кино между зрителем и действием — защита, экран; кино — как маленькая расписная лакированная палехская шкатулка, пустая внутри.

Многоточие отсчёта. Книга вторая. Глава 17 Марина Беглова

Тут он заметил, что из халата выпала маленькая палехская записная книжка. Эдик машинально сунул ее в карман.
На лестнице послышались шаги.

Пиковая дама. Вчера, сегодня, завтра Мш504

начале XX века трансформировалось в профессиональное декоративное искусство: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, оренбургский пуховый платок, палехская

В большой комнате, стены которой были расписаны как палехская шкатулка, за красным лакированным столом, сидел мужчина, примерно такого же возраста, как

выгляни в окно, милый Вениамин Перштейн

Вряд ли ты будешь рисовать, как палехская роспись, но какие-то элементы вполне можно использовать. Что тебе будет ближе к сердцу.

Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 4. Часть 1 Роман Рассветов

Видео:Рисование элементов мезенской росписи (птицы)Скачать

Рисование элементов мезенской росписи (птицы)

Поставить ударение в слове

Ударение — один из главных составляющих русского языка. Оно применяется при фонетическом разборе слова. Также, ударение служит методом различения слов.

Особенно это важно при написании омографов. Омографы — это такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное произношение и, соответственно, значение.

Например, мУка — мукА; плАчу-плачУ.

Чёткого правила постановки ударения в русском языке нет.

Наш сервис обозначает все возможные варианты расстановки ударений в зависимости от

смысла слова. Для этого над каждым словом указываются некоторые морфологические признаки.

Например, слово «замок».

замОк — (сущ.) дверной замОк.

ЗАмок — (сущ.) княжеский зАмок.

замОк — (глагол) замОк до дрожи.

ЗамОк — (сущ.) приём в разных видах спорта.

Программа отдаёт предпочтение литературной постановке ударений.

Учтите, что берег и берёг — абсолютно разные слова, где е и ё — две совершенно разные буквы русского алфавита.

Пройдёт много времени, сменится несколько поколений, только грамотные ораторы будут востребованы всегда и везде. Если вы хотите стать перспективным человеком, имеющим правильное произношение, которого приятно слушать — пользуйтесь нашими сервисами.

Появление и широкое распространение цифровых технологий с автоматическим исправлением орфографических ошибок, Т9, умными клавиатурами привело к обесцениванию грамотности среди молодёжи. Всё больше детей, начиная учиться в школе, задаются вопросом: «А зачем мне знать эти правила, если компьютер исправляет ошибки?».

Но, образованные люди ценились всегда. А в нынешних условиях грамотность будет являться преимуществом человека.

Правильно произносить слова очень важно (и здесь не поможет гаджет). То же «звОнит» может запросто поставить крест на карьере. Грамотная же устная речь открывает многие двери.

Знать куда падает ударение нужно не только для красивой речи, но и для грамотного письма. К примеру, чтобы узнать как правильно пишется безударная гласная в корне, необходимо подобрать однокоренное слово, имеющее гласную под ударением.

Наш сервис поможет правильно поставить ударение в слове.

Программа создана в помощь учащимся школ и ВУЗов, преподавателям, работникам СМИ и всем остальным желающим правильно говорить по-русски.

Запоминайте и блистайте правильной и красивой речью!

Ударение в русском языке — это выделение слога в слове силой голоса. На письме ударение выделяется знаком ` над ударным звуком.

📸 Видео

Мастер-класс "Мезенская роспись. Олень"Скачать

Мастер-класс "Мезенская роспись. Олень"

Роспись по стеклу. Мезенская росписьСкачать

Роспись по стеклу. Мезенская роспись

Рисование элементов мезенской росписи (лошадки)Скачать

Рисование элементов мезенской росписи (лошадки)

Как возрождают древнюю волховскую росписьСкачать

Как возрождают древнюю волховскую роспись

Мезенская росписьСкачать

Мезенская роспись

Мастер-класс по мезенской росписиСкачать

Мастер-класс по мезенской росписи

ИЗО 5 класс (Урок№7 - Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву.)Скачать

ИЗО 5 класс (Урок№7 - Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву.)

Мезенская роспись. Разаработала Григорьева Галина Васильевна.Скачать

Мезенская роспись. Разаработала Григорьева Галина Васильевна.

Тетрадь-пропись Мезенская росписьСкачать

Тетрадь-пропись Мезенская роспись

Трепову посадили на 27 лет. Приговор Стрелкову. Крушение Ил-76: подробности. Путин в КалининградеСкачать

Трепову посадили на 27 лет. Приговор Стрелкову. Крушение Ил-76: подробности. Путин в Калининграде
Поделиться или сохранить к себе: