П ф каптерев ударение

Видео:Вариативность ударения в русском языке – Александр ПиперскиСкачать

Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

КАПТЕРЕВ Пётр Фёдорович

Расстановка ударений: КА`ПТЕРЕВ Пётр Фёдорович

КАПТЕРЕВ, Пётр Фёдорович [7 (19). VII. 1849 — 7. IX. 1922] — русский педагог и психолог. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга, был видным деятелем С.-Петербургского комитета грамотности, Собрания педагогов при пед. музее военно-уч. заведений, Фребелевского общества, С.-Петербургского пед. общества, являлся одним из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по пед. психологии (1906). К. относился к той части либерально-буржуазной интеллигенции, к-рая хотя и выступала с критикой царского самодержавия, осуждая его крайности, но была противником революционного преобразования общества. Вследствие этого К. вначале не понял всемирно-исторического значения Вел. Окт. социалистич. революции и отрицательно относился к коренным преобразованиям в области народного просвещения в стране. Позднее он был избран профессором педагогики Воронежского ун-та, участвовал в организации нар. образования в Воронежской губернии.

На формирование пед. взглядов К. большое влияние оказали обществ. движение 60-х гг. 19 в., труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. К. требовал создания единой школьной системы, доступной для всех слоёв народа. Первым шагом к этому он считал преобразование нач. школы в шестилетнюю и уравнение её курса с курсом городских училищ.

К. — автор крупных работ по теории и истории педагогики «Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели» (1897), «История русской педагогии» (1910). Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику. В написанных им работах «Дидактические очерки» (1885), «Педагогический процесс» (1905) и др. он разрабатывал такие дидактич. проблемы, как цель и задачи обучения, сущность пед. процесса, содержание уч. курса, методы обучения, школьная дисциплина и др. Главную цель обучения К. видел в саморазвитии личности школьника. Он рекомендовал использовать методы и приёмы, к-рые не только облегчают учащимся процесс познания, но и стимулируют их активность и самодеятельность. Являясь сторонником развивающего обучения, К. решительно высказывался против перегрузки школьных программ уч. материалом. Он указывал на необходимость предоставления уч-ся старшего возраста свободного времени и создания условий для самостоятельных занятий любимыми предметами, любимым делом. К. выступал за введение факультативных предметов (для уч-ся 11 — 14 лет) и фуркации на старшей ступени ср. образования.

Ценный вклад в развитие педагогики семейного воспитания представляют написанные К. работы «Задачи и основы семейного воспитания» (1898, 2 изд., 1913), «О природе детей» (1899), «О детских играх и развлечениях» (1898), «Основные начала семейного обучения» (1898), а также «Энциклопедия семейного воспитания и обучения», редактором к-рой он был с 1898.

В. С. Аранский. Москва.

К. — видный представитель эмпирической психологии в России, по своим воззрениям близок к англ. ассоциативной психологии. В решении многих психологич. вопросов разделял взгляды К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского и др. отечеств. психологов. К. — автор ряда работ по детской и пед. психологии: «Педагогическая психология» (1877), «Из истории души. Очерки по истории ума» (1890) и др.

Пед. психология, по мнению К., слагается из трёх элементов: данных общей психологии, возрастной психологии и учения о типах душевной жизни. Этой концепции отвечает структура его основного психологич. труда «Педагогическая психология». В нём К. излагает вопросы общей психологии (восприятие, наблюдение, запоминание, мышление и т. д.), стремясь показать их существенное значение для пед. деятельности. Считая, что «психология должна приблизиться к педагогу и приблизить к нему воспитываемых», К. разрабатывает в плане пед. психологии учение о типах душевной жизни, пересматривая и развивая с этой целью типологич. концепции Лесгафта, А. С. Вирениуса, Т. Рибо. В разделах, посвящённых этапам возрастного развития, содержатся ценные наблюдения К. над психологией ребёнка. Воззрения К. оказали существенное влияние на совр. ему пед. психологию.

А. В. Петровский. Москва.

Лит.: Кузьмин П. М., К вопросу о пед. идеях П. Ф. Каптерева, «Сов. педагогика», 1940, № 4 — 5; Королёв Ф. Ф., Очерки по истории сов. школы и педагогики, 1917 — 1920, М., 1956, с. 476 — 78; Ткаченко В. Г., Питания психологiï в працях П. Ф. Каптерева, в кн.: Нариси з iстоpiï вiтчизняноï психологiï кiнця XIX i початку XX столiття. Зб. ст. за ред. Г. С. Костюка, К., 1959; Тамбиева З. М., Дидактические взгляды П. Ф. Каптерева, М., 1963 (дисс.).

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.

Видео:Что такое правильная история: Алексей Каптерев at TEDxOdessaСкачать

Что такое правильная история: Алексей Каптерев at TEDxOdessa

Словари

КА́ПТЕРЕВ Петр Фед. (1849-1922) — педагог и психолог. После оконч. Моск. дух. академии преподавал филос. предметы в петерб. учебных заведениях (в Александровском лицее, уч-ще правоведения и на женских педагогич. курсах). В 1885 поступил на службу в Собств. Е. И. В. канцелярию по учреждениям имп. Марии, на время оставив практическую педагогич. деят-ность, но в дальнейшем вернувшись к ней.

Сочетая службу (вплоть до 1917) с преподаванием и научной работой, К. стал с течением времени одной из центр. фигур отеч. педагогики. С его именем связано развитие женского образования в России, прогресс рус. средней школы и системы дошкольного воспитания, разработка научных оснований пед. процесса.

Многие годы К. вел активную общественную и научно-организац. деят-ность, оказывая определяющее влияние на работу Петерб. пед. об-ва, Фребелевского об-ва, Пед. музея военно-учебных заведений и др. пед. организаций и учреждений. Участвовал в организации и проведении съездов по пед. психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию, редактировал пед. и психол. журналы и сборники «Воспитание и обучение», «Образование», «Пед. листок» и мн. др. В 1898-1910 под его ред. вышла «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» в 59 вып. (автором 10 выпусков был сам К.).

Ориентированная на общечеловеческие ценности, педагогика К. опирается на серьезный «антропологический» (т. е. прежде всего психологический и физиологический) фундамент, учитывает индивидуальные различия. Из этого следует, в частности, необходимость разнообразия общеобразовательных школ, вариативность и дифференциация учебного процесса. В системе взглядов К. важное место занимала идея автономности пед. процесса по отношению к гос-ву и церкви. Эту точку зрения он отстаивал и после Окт. рев-ции, когда стал (с 1921) проф. Воронежского ун-та (одновременно заведуя пед. техникумом).

Соч.: Из истории души. СПб., 1890; Основные начала семейного обучения. СПб., 1912; Педагогическая психология. СПб., 1914; История русской педагогии. Пг., 1915; Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Ка́птерев Пётр Фёдорович (1849-1922), педагог и психолог. Брат Н. Ф. Каптерева. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.

КАПТЕРЕВ Петр Федорович — КА́ПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922), русский педагог и психолог. Брат Н. Ф. Каптерева. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849-1922) — российский педагог и психолог. Брат Н. Ф. Каптерева. Труды по детской и педагогической психологии, теории и истории педагогики.

Видео:Алексей Каптерев и Андрей Скворцов «Мастерство презентации»Скачать

Алексей Каптерев и Андрей Скворцов «Мастерство презентации»

Петр Федорович Каптерев: биография, семья, карьера, труды, вклад в педагогическую науку и дата смерти

П ф каптерев ударение

Петр Федорович Каптерев – русский педагог-психолог конца XIX – начала XX вв. Главной его идеей была организация педагогического и воспитательного процесса в соответствии с психологическими особенностями ребенка и его возрастом. Некоторые предложения этого исследователя представляют интерес и в наши дни. Труды ученого стали основой для развития российской педагогической науки.

Видео:Сторителлинг в картинках и поступках | Леонид Фейгин | ProsmotrСкачать

Сторителлинг в картинках и поступках | Леонид Фейгин | Prosmotr

Юность и учеба

Детство Петра Федоровича Каптерева прошло в родном селе Кленово Подольского уезда (Московская губерния). Он родился 7 июля 1849 г. Отец будущего педагога был священником. Когда он умер, мать Петра Федоровича, Каптерева Надежда Яковлевна, осталась одна с восемью малолетними детьми на руках. С раннего детства они помогали ей в работе по дому и огороду. Трудолюбие всех членов семьи позволяло им стойко переносить нужду.

П ф каптерев ударение

Из-за нехватки денег сыновья Надежды Яковлевны могли учиться только в духовном училище в Подольске. Петр Федорович окончил это учебное заведение в 1862 г., а затем, как и остальные его братья, поступил в Вифанскую духовную семинарию. Она была учреждена при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры. Во время учебы он увлекался книгами английских философов Локка, Спенсера, а также изучал труды русских ученых и педагогов. Уже в эти годы Каптерев заинтересовался эмпирической психологией.

П. Каптерев был принят в Московскую духовную академию на отделение истории. В 1872 г., после ее окончания, он начал преподавательскую деятельность в Петербургской духовной семинарии, а также заведовал воскресной школой и являлся членом распорядительного совета этого учреждения. Его педагогическая практика в Петербурге продолжалась 46 лет до 1918 г.

Видео:Cдувaющaяcя «пοдушκa», κοтοpaя пοмοгaeт aκκуpaтнο cтaвить нa κοлeca пepeвepнувшиecя фуpы.Скачать

Cдувaющaяcя «пοдушκa», κοтοpaя пοмοгaeт aκκуpaтнο cтaвить нa κοлeca пepeвepнувшиecя фуpы.

Начало научной деятельности

П ф каптерев ударение

Работа в семинарии тяготила Петра Федоровича Каптерева, так как она шла вразрез с его исследовательскими интересами. Поэтому, после окончания обязательного срока службы за бесплатное образование, полученное в духовной академии, он покинул это учреждение.

В 1874 г. выходят в свет первые публикации Петра Федоровича Каптерева. Педагогические идеи, изложенные в них, он будет исследовать в течение всей жизни, и они станут ключевыми в его психолого-педагогическом творчестве.

В это же время ученый ведет лекции Фребелевского общества, которое было создано для подготовки воспитательниц. Преподавательскую деятельность в рамках этой организации Петр Федорович проводил почти четверть века. Для разработки лекционных курсов Каптерев использовал отечественные и зарубежные источники по педагогике. В 1877 г. была издана его первая книга «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц», в которой он обобщил опыт своих исследований. Этот труд стал первым такого рода в истории российской педагогики.

Видео:Паровой ударСкачать

Паровой удар

Служба в Мариинском ведомстве

После завершения духовной карьеры Каптереву не сразу удалось устроиться на службу, которая давала стабильный источник заработка и позволяла заниматься дальнейшими исследовательскими работами. В 1879 г. его приняли в Мариинское ведомство, которое курировало женские учебные учреждения. В течение последующих 6 лет он преподавал педагогику в женских гимназиях.

В 1883 г. он выпустил переиздание своей первой книги, которое вызвало резкую критику за материалистические толкования человеческого сознания. Каптерева обвинили в безбожии, нивелировании христианской нравственности и отстранили от преподавания. Однако анонимные обвинения и доносы не отразились негативно на биографии Петра Федоровича Каптерева. Его служба в Мариинском ведомстве включает несколько повышений: сначала его приняли помощником старшего чиновника, а к 1912 г. он уже стал председателем учебного комитета.

Все эти годы он совмещал данные должности с преподавательской деятельностью, работал профессором Женского педагогического института, был консультантом в Психолого-неврологическом институте В. М. Бехтерева и в Педагогической академии А. П. Нечаева, участвовал во всероссийских съездах по педагогике, психологии, образованию и семейному воспитанию, на которых выступал с докладами.

Видео:Копинг и психологическая защита — Екатерина Битюцкая / ПостНаукаСкачать

Копинг и психологическая защита — Екатерина Битюцкая / ПостНаука

Работа в советское время

П ф каптерев ударение

Свершение Великой Социалистической революции было воспринято Каптеревым неоднозначно. Он считал, что изменение старой школьной системы, произошедшее с приходом советской власти, носит разрушительный характер. Петр Федорович одобрял создание единой школьной системы, но высказывал мысль о том, что при этом недостаточно проработаны вопросы о дифференцировании образования по видам одаренности детей.

Осенью 1918 года, в возрасте 69 лет, он дважды перенес воспаление легких и переехал из Петрограда в Воронежскую губернию, где сначала работал разъездным инструктором трудового обучения, а затем начал преподавать одновременно в 3 образовательных учреждениях г. Острогожска: в двух школах и учительской семинарии.

В 1921 г. Петр Федорович Каптерев принял приглашение занять должность профессора на факультете общественных наук в университете Воронежа. Также ему поручили организовать первый воронежский педагогический техникум. Впоследствии ученый стал его заведующим. В этом учреждении он создал 2 отделения: дошкольное и школьное, а для преподавания дисциплин он приглашал туда видных ученых того времени.

7 сентября он умер от очередного воспаления легких, не дожив несколько дней до празднования 50-летия его научно-педагогической деятельности.

Видео:Пётр Капица: Деловые письмаСкачать

Пётр Капица: Деловые письма

Основные принципы

П ф каптерев ударение

Изучение психологии Петром Федоровичем Каптеревым неразрывно связано с педагогикой. Главным требованием к образовательному процессу ученый считал его соответствие детской натуре. В своих работах он рассматривал такие аспекты детской психики, как страхи, ложь, лень, упрямство, радость и печаль, основанные на жизненных фактах. Важное значение педагог придавал возрастным особенностям.

Петр Федорович отмечал, что в современном ему обществе сложилась неправильная оценка детства. К нему относились как к временному этапу, причиняющему много проблем для родителей и учителей. Однако Каптерев показывал в своих работах, что детство – самый счастливый период в жизни каждого человека, а главная задача воспитания – это развитие детской натуры в соответствии с устремлениями самого ребенка и свойствами его возраста.

Видео:Как пережить приступ ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ? Техника диафрагмального дыханияСкачать

Как пережить приступ ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ? Техника диафрагмального дыхания

Методы дошкольного воспитания

В начале XX в. начали меняться семейные устои и все больше женщин вовлекались в фабричную работу. Поэтому возникла необходимость создания дошкольных воспитательных учреждений. По мнению Каптерева, эта мера нужна была и для гармоничного развития ребенка в коллективе и товарищеских играх. Однако в те времена в России было много противников общественного воспитания.

Вклад Каптерева Петра Федоровича в дидактику был очень существенным: он выступал организатором Всероссийского съезда по семейному воспитанию, участвовал в вопросах изучения детской психологии и методов нравственного, эстетического и физического воспитания. Ученый доказал, что в хорошо организованном детском саду, где процесс построен на свободных играх и занятиях (но не на школьных порядках), происходит развитие индивидуальности ребенка, а не ее подавление.

Видео:Лекция Д.В. Ковпака "Когнитивно-поведенческая терапия депрессивных расстройств"Скачать

Лекция Д.В. Ковпака "Когнитивно-поведенческая терапия депрессивных расстройств"

Роль семьи

П ф каптерев ударение

Семья у Петра Федоровича Каптерева находится на первом месте по важности в образовании детей, а уж потом – учителя и общественные институты. Воспитание ребенка должно начинаться с первых дней его жизни. Для развития более сложной психической деятельности дети должны быть с младенчества окружены соответствующей средой, игрушками, сначала в виде простых геометрических фигур, а затем более сложными предметами.

Он очень высоко оценивал семейное воспитание и считал, что родителей, как и воспитателей, необходимо просвещать в вопросах гигиены, психологии и педагогики.

Видео:Валерий Крючков ознакомительный семинар ударка ч 1Скачать

Валерий Крючков ознакомительный семинар  ударка ч  1

Школьное образование

П ф каптерев ударение

Как отмечал Петр Федорович Каптерев, педагогика современного школьного образования уравнивает всех детей в их способностях, дарованиях и не может адаптироваться к разным способностям учеников. Это является ее главным недостатком. В такой атмосфере таланты угасают из-за подневольных и несоответствующих занятий.

Он предлагал ряд мер, чтобы учебные заведения и учителя помогали саморазвитию обучающихся. Одной из них было сокращение числа обязательных предметов и предоставление возможности их выбора для ребенка. При этом должно оставаться достаточно времени для досуга и самостоятельных занятий. Каптерев считал, что главный путь для развития личности – это всемерная поддержка самообразования.

Традиционное деление школы на классы он предлагал заменить на предметные классы (для более быстрого изучения программ в соответствии со способностями учащихся) и возрастные отделения. Оставление ребенка на второй год он считал «педагогическим абсурдом».

Такая концепция тяжело воспринимается учителями и родителями даже в наше время, а в советскую эпоху многие идеи этого выдающегося педагога не встретили никакой поддержки. В последние годы интерес к его трудам и идее вариативности образования вновь начал расти.

Видео:[Abitu.Net] Задача "[Ф] Удар слева, удар справа" цикла №4 из проекта по подготовке к олимпиадамСкачать

[Abitu.Net] Задача "[Ф] Удар слева, удар справа" цикла №4 из проекта по подготовке к олимпиадам

История педагогики

П ф каптерев ударение

Петр Федорович является одним из первых основателей отечественной историко-педагогической школы. В развитии педагогической мысли в России он выделял 3 основных этапа:

Основными задачами третьего периода, по его мнению, должны стать всеобщая образованность, общечеловеческое развитие будущих поколений, сочетаемое с национальными особенностями. Полное описание для направлений педагогики он дал в своей книге «История русской педагогии» (1915). В центре всех преобразований, по его мнению, должны находиться интересы личности.

Его перу принадлежат многочисленные работы по истории педагогики:

«Связь истории педагогики с историей вообще»;

«Очерки по истории русской педагогики: Пирогов Н. И., Ушинский К. Д., Толстой Л. Н.»;

«Странички из истории первоначального воспитания детей в России»;

«Материнская школа по Амосу Коменскому» и другие монографии.

🔥 Видео

Защита ногами от прямого удара ногой в пах.В.Крючков/foot defense V/KryuchkovСкачать

Защита ногами от прямого удара ногой в пах.В.Крючков/foot defense V/Kryuchkov

Техники 3 волны КПТСкачать

Техники 3 волны КПТ

✅ Защита кейса на базовом курсе по КПТСкачать

✅ Защита кейса на базовом курсе по КПТ
Поделиться или сохранить к себе: