Овлур слово о полку ударение

Видео:"Слово о полку Игореве" за 30 секунд #литература #огэ #умскул_литератураСкачать

"Слово о полку Игореве" за 30 секунд #литература #огэ #умскул_литература

Овлур

Овлур слово о полку ударение

Сцена из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета

Овлур – крещеный половец Лавр, помогший Игорю Святославичу сбежать из плена и последовавший вместе с ним на Русь. В «Слове…» он только упоминается без какой-либо характеристики.

Роль в произведении

Из древнерусских летописей известно, что Игорь Святославич не сразу принял предложение Овлура, так как считал это половецкой ловушкой. Воспользовавшись помощью после долгих размышлений, князь взял половца с собой, выдал ему щедрую награду и женил на дочери тысяцкого.

Список литературы

  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  2. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  3. Кузьмина В. Д. «Слово о полку Игореве» как памятник мировой литературы. — В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. статей под ред. И. Г. Клабуновского и В. Д. Кузьминой. М., 1947.
  4. Глухов В. М. К вопросу о пути князя Игоря в Половецкую степь. — ТОДРЛ, М.; Л., 1955.

Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
Влуръ

Овлуръ, Влуръ — половец, бежавший из плена вместе с Игорем (2):

Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за рѣкою; велить князю разумѣти. 40. Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу. 41.

Ср. Лаворъ, Лавръ.

1185: Будущю же ему (Игорю) в Половцехъ, тамо ся налѣзеся мужь родомъ половчинъ, именемь Лаворъ. И тотъ приимъ мысль благу и рече: Поиду с тобою в Русь. И посла Игорь к Лаврови конюшого своего, река ему: Перееди на ону сторону Тора с конемь поводнымъ», бяшеть бо свѣчалъ с Лавромъ бѣжати в Русь. А и бы при вечерѣ пришедъ конюшии, повѣда князю своему Игореви, яко ждеть его Лаворъ. Ипат. лет., 650-651 (XV в.).

Ср: K. H. Menges (The Oriental Elements in the Vocabulary of the Oldest Ruian Epos, The Igor’ Tale. New York, 1951, стр. 24-25, пер. с англ.): „Можно предполагать, что форма Влуръ (< Вълуръ), возникшая как аллитерация Влуръ вълкъмь, была первоначальной формой. Таким образом, Влуръ < *Вълуръ < *Ълуръ. Начальный краткий гласный и воспроизводился в древнерусском языке как ъ с протетическим в». К. Х. Менгес считает возможным производить это имя от тюркского ułu „выть (о волках, собаках и т. д.)», известного половецкому, казахскому и другим языкам. „В Ипат. лет. под 1185 г. это имя заменяется фонетически сходным христианским именем Лаворъ < *Лавъръ (греч. λαυρος). Также можно было бы рассматривать Овлуръ / Вълуръ в качестве половецкой формы древнерусского, греческого по происхождению, имени, как предполагает В. В. Гордлевский (см.: В. А. Гордлевский. Что такое „босый волк»? — ИОЛЯ, т. VI, вып. 4, 1947, стр. 325, — В. В.)». Если имя Овлуръ является первоначальной формой, то ее можно было бы объяснить как результат перехода а в о в начальном слоге и стяжения конечного гласного основы с начальным гласным суффикса из au-łur „охота». Менее убедительными считает К. Х. Менгес другие этимологии (от aγ-ła-ur „находящийся в отдалении, одинокий», от aγła „плакать, горевать», от oγ-α-ła „растереть» и др.). Этих примеров, пишет К. Х. Менгес, „достаточно, чтобы доказать, как трудна бывает любая попытка этимологизации тюрских собственных имен. Мы встречаем среди кочевых племен имена самых различных типов, так как у многих языческих племен существует обычай называть ребенка по названию первого попавшегося на глаза его отцу предмета, когда тот выходит из помещения, где ему показали новорожденного. Благодаря этому факту номенклатура тюркских собственных имен сильно расширяется». Д. Д. Мальсагов (О некоторых непонятных местах „Сл. о п. Иг.». — Изв. Чечено-Ингушск. научно-исследов. инст. истории, яз. и лит-ры, т. 1, вып. 2, Языкознание. Грозный, 1959, стр. 124-129): „Овлур (Влур, (Лавор Лавр) должен был, спасая Игоря и бежав с ним, обречь свою семью и род на страшную месть со стороны разгневанных половецких ханов, или он был безродным, бездомным человеком. Если мы допустим, что Овлур был родом не «половчин», а так назван летописцем потому, что находился в стане половцев, а сам Овлур мог быть кавказским горцем, род которого в горах не был досягаем для мести половецких ханов, то отвага Овлура, взявшегося спасти Игоря, и доверие к нему князя, сперва не доверявшего, для нас будут понятны. . Овлур — имя, которое до недавнего времени было широко распространено у вайнахов (вейнахские языки — одна из групп иберийско-кавказских языков, к которой относятся чеченский, ингушский и бацбийский языки, — В. В.). Руины многоэтажной башни на высоком и обрывистом берегу Сунжи, в 2-3 километрах от бывшей крепости Назрань и селения Гамурзиево, называются «башней Овлур-г-а — Іовлурга гіала» (-г- суффикс уменьшит., -а- окончание родительн. падежа). . Овлург — предок одной ветви Мальсаговых-Овлурговых из сел. Гамурзиево. Слово это (Овлур, — В. В.) в языке вайнахов значит «ягненок зимнего окота». . Само слово «Овлур» — субстантивированное прилагательное «иззимний, сзимний», . т. е. существующий «с зимы»». Н. А. Баскаков (К этимологии половецких собственных имен в „Сл. о п. Иг. — доклад, прочитанный 21 ноября 1968 г. на симпозиуме „Тюркские лексические элементы в восточных и западных славянских языках»): „Наиболее вероятным представляется предположение В. А. Гордлевского (В. А. Гордлевский. Что такое „босый волк»? — ИОЛЯ, т. VI, вып. 4, 1947, — В. В.) о том, что Овлур / Влур — адаптированное христианское имя Лавр, произношение которого по закономерностям фонетики тюркских языков было бы возможно Лавур. Так как сочетание согласных вр в одном слоге невозможно для тюркских слов и начальный л также не характерен, это повлекло за собой дальнейшую адаптацию — метатезную форму Авлур, в которой начальный а лабиализовался под влиянием последующего согласного в Овлур / (О)влур. Подобные изменения в произношении русских собственных имен часто встречаются в современных тюркских языках. Ср. , например, в алтайском языке Apsilej из русск. Василий (см.: Н. А. Баскаков, Т. М. Тощакова. Ойротско-русский словарь. М., 1947, стр. 207)».

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Овлур слово о полку ударение

Творогов О. В. Овлур (Влур) // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

Т. 3. К—О. — 1995. — С. 344—346.

ОВЛУР (ВЛУР) — половец, помогший Игорю Святославичу бежать из половецкого плена. Он упоминается в С. дважды: «Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за р ѣ кою — велить князю разум ѣ ти: князю Игорю не быть» (С. 40); «Коли Игорь соколомъ полет ѣ , тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу: претръгоста бо своя бръзая комоня» (С. 41). Утрата начального «о» после гласного «а» во втором употреблении — нередкое в древнерус. письменности явление ассимиляции.

О. упоминается в рассказе о походе Игоря в Ипат. лет.: когда Игорь был у половцев, «налезеся мужь, родом половчин, именем Лавор. И тот приим мысль благу и рече: „Пойду с тобою в Русь“». Далее говорится, что Игорь сначала «не имяшеть ему веры», но затем, поддавшись уговорам своих товарищей по плену — сына тысяцкого и конюшего, согласился на побег. В один из вечеров «посла Игорь к Лаврови конюшого своего, река ему: „Перееди на ону сторону Тора с конемь поводным“, бяшеть бо свечал с Лавром бежати на Русь. . при вечере пришед конюший поведа князю своему Игореви, яко

ждеть его Лавор. . Игорь пришед ко реце, и перебред, и вседе на конь и тако поидоста сквозь вежа» (С. 651).

Татищев в 1-й ред. «Истории Российской» в основном пересказывает приведенный текст Ипат. лет., делая лишь добавление о дальнейшей судьбе О.: Игорь, вернувшись в свое княжество, «учини Лавра велика и даде ему в жену дщерь тысяцкого Рагуила и много имение, его же ныне сынове суть» (Т. 4. С. 306). Во 2-й ред. «Истории» рассказ об О. существенно распространен. В частности добавлено, что конюший и сын тысяцкого разузнали о Лавре, что он «был муж твердый, но оскорблен от некоторых половцев, мать же его была русская из области Игоревы», говорится, что Игорь устроил пирушку половцам — своим сторожам, «согласясь с Лавром», подробнее описана сама сцена бегства. Наконец, о дальнейшей судьбе О. сказано, что Игорь «учинил вельможею и, крестя его, выдал за него дочь тысецкого Рагуила, и многим имением наградил, котораго дети ныне суть вельможами в Северской земли» (Т. 3. С. 138—139). Все эти распространения, скорее всего, плод редакторской обработки «Истории»; обращает на себя внимание лишь фраза «его же ныне сынове суть» (или «котораго дети . в Северской земли»), создающая иллюзию, что они извлечены из древнерус. источника, возникшего через несколько десятилетий после описываемого события. Эту мысль развил Рыбаков. Анализируя сообщение Татищева о потомстве О., ученый пишет: «. произведем простой хронологический расчет: дети Овлура и Рагуйловны, родившиеся после 1185 года, могли именоваться вельможами не ранее 1205—1215 гг., когда им могло быть по 20—30 лет. В это время единственным чернигово-северским князем, от которого остались следы его летописания, был Всеволод Чермный, сын Святослава Киевского. . Очевидно, в руках Татищева была рукопись, содержавшая фрагменты летописи Всеволода Чермного. . Хронология рассказа о судьбе Овлура ведет нас к тем годам, когда черниговский князь Всеволод Чермный стал великим князем Киевским (1211—1214), а утверждение на Киевском столе, как мы знаем, часто влекло за собой организацию новой летописи. Умер Всеволод в Чернигове. Так предположительно можно решить вопрос о чернигово-северских дополнениях Татищева. Они в большинстве случаев производят впечатление достоверных» («Слово» и его современники. С. 200—201).

Серб. исследователь Р. Мароевич высказал предположение, что во фразе «Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за р ѣ кою» есть грамматич. и смысловые неувязки, которые будут устранены, если допустить в ней притяж. прил. «Овлурь»; в таком случае фраза может быть понята так: «Овлуров конь в полночь пронзительно заржал за рекой — дает знак князю, чтобы он понял, что пора бежать». «Такое прочтение, — пишет Мароевич, — находит подтверждение в фольклорной поэтике: животное помогает герою в роковые минуты». Однако и в этом случае приходится допустить необычный порядок слов — между сущ. и определением оказалось обстоятельство «въ полуночи» — и признать, что глагол «свиснути» мог иметь значение «пронзительно заржать».

Мальсагов, указав на существование имени О. у кавк. горцев и предложив его этимологию, выдвинул предположение, что спаситель Игоря Святославича «мог быть кавказским горцем, род которого в горах не был досягаем для мести половецких ханов», если бы О.

был половцем, то своим поступком обрек бы «свою семью и род на страшную месть». Если кавк. происхождение О. гипотетично, то сама идея Мальсагова об О. — «безродном, бездомном человеке» вполне продуктивна: он мог быть славянином по происхождению. Еще Гордлевский предположил, что имя О. — адаптир. имя Лавр. Эту точку зрения как возможную разделяют К. Менгес и Баскаков. В Ипат. лет. попутчик Игоря именуется Лавром.

Лит.: Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 3; М.; Л., 1964. Т. 4; Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»? // ИОЛЯ. 1947. Т. 6, вып. 4. С. 325; Мальсагов Д. Д. О некоторых непонятных местах «Слова о полку Игореве» // Изв. Чечено-Ингуш. НИИ истории, яз. и лит-ры. Грозный, 1959. Т. 1, вып. 2. С. 123—131; Менгес. Восточные элементы. С. 92—94; Баскаков. Тюркская лексика. С. 153—154; Мароевич Р. Категория поссесивности как критерий подлинности «Слова о полку Игореве» // ФН. 1990. № 3. С. 113—114.

📺 Видео

«Печать Мастера» #1 // «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»Скачать

«Печать Мастера» #1 // «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать

Русский 1 класс. Слоги и ударение

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

Слово о полку ИгоревеСкачать

Слово о полку Игореве

"Слово о полку Игореве" перевод Н. Заболоцкого Слушаем Слово о полку Игореве #словоополкуигоревеСкачать

"Слово о полку Игореве" перевод Н. Заболоцкого Слушаем Слово о полку Игореве #словоополкуигореве

ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]Скачать

ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]

На какой слог ставится ударение в слове "договор"?Скачать

На какой слог ставится ударение в слове "договор"?

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

ACADEMIA. Андрей Зализняк. "Читаем "Слово о полку Игореве". 1-я лекция. Эфир от 26.12.17Скачать

ACADEMIA. Андрей Зализняк. "Читаем "Слово о полку Игореве". 1-я лекция. Эфир от 26.12.17

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

На какой слог ставится ударение в слове ходатайство?Скачать

На какой слог ставится ударение в слове ходатайство?

Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)

Ударные и безударные гласныеСкачать

Ударные и безударные гласные

Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)Скачать

Русский язык 1 класс (Урок№70 - Ударение и перенос слов.)

Как поставить ударение над буквой в текстовых редакторахСкачать

Как поставить ударение над буквой в текстовых редакторах
Поделиться или сохранить к себе: