Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу

Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В практике нашли широкое применение следующие приемы толкования значений слов:

· объяснение значений слов путем показа картинки, например словосочетание поздняя осень объясняется в процессе показа картин, отражающих состояние природы осенью;

· сопоставление слова с другими словами – надевать – что?; одевать – кого?;

· объяснение этимологии слова. Например, в рассказах для детей этого возраста встречаются такие слова: дрозды-рябинники, зайчата-листопаднички, лиса зимой мышкуeт, ноябрь-полузимник, цапля-болотница. Их объяснение дается через словообразовательный анализ;

· составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

· пояснение слова другим словом, близким по значению: калужинка – лужица, мужественный – храбрый;

· подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима): неряха – чистый, опрятный, аккуратный;

· объяснение значения слова через его определение: герой – человек, отличающийся храбростью, совершающий подвиги; березняк – березовый лес;

· сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

· подбор антонима к заданному слову: тихо –. трудно –. ;

· отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку» (из рассказа Л. Н. Толстого); «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Формирование у детей понимания смысловой стороны слова

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу Крылова Татьяна
Формирование у детей понимания смысловой стороны слова

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования должен обеспечить развитие личности в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области) среди которых есть социально-коммуникативное и речевое развитие.

С учетом ФГОС ДО образовательные области посвящены не столько традиционному развитию речи детей дошкольного возраста, сколько развитию общения, в том числе и речевого. Развитие словаря дошкольников, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, а также развитие связной речи являются средствами развития навыков общения, конструктивных способов взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Одной из основных задач речевого развития ребенка-дошкольника является словарная работа. В процессе работы над словом дети усваивают не только его лексическое и грамматическое значение, но и учатся составлять словосочетания, предложения, а затем и связный текст. Одновременно с этим должно развиваться умение сознательно выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание не только грамматически правильным, но и выразительным.

Формирование понимания значения слова является важной частью овладения лексикой родного языка. Развитие лексического значения слова находится в тесном взаимодействии с освоением грамматического строя языка. Все эти умения особенно четко проявляются при построении связного монологического высказывания.

Необходимость обучения детей разным способам словообразования продиктована тем, что дошкольники испытывают значительные затруднения при выборе наиболее точного и яркого слова в каком-либо конкретном высказывании. Об этом говорили многие исследователи, занимающиеся проблемой формирования образной речи, работой над смысловой стороной слова, а также над вопросами словообразования (Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина).

В своих исследованиях М. М. Алексеева и В. И. Яшина утверждают, что словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребёнка.

Работа над словарем тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность, а также синонимические и антонимические отношения.

Для формирования у детей понимания смысловой стороны слова эффективно используем задания, в форме лексических упражнений для детей старших и подготовительных к школе групп.

1. Составление предложений с многозначными словами.

2. Составление предложений со словами синонимического ряда (большой –огромный — громадный; крошечный – маленький — малюсенький).

3. Подбор синонимов. Это лексическое упражнение развивает умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному; вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать; понимать разные значения многозначного слова.

4. Подбор антонимов.Лексическое упражнение учит сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т. п.

5. Речевые ситуации. Лексическое упражнение помогает детям подбирать синонимы и антонимы, находить адекватные слова к определенным речевым ситуациям.

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Лексическое упражнение совершенствует умение формировать точность словоупотребления; учит осознавать смысловые отношения между словами; повышает требования к произвольности речи.

7. Определение значения словапри ответе на вопросы: «Что такое. ?», «Что значит. ?».

8. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

Заданий и упражнений на активизацию словаря, разнообразных грамматических форм, мелодической литературы содержится много.

Приведем в качестве примера наиболее используемые в нашей работе.

«Кто назовет больше качеств?». «Арбуз. Он.» («Большой, темно-зеленый со светло-зелеными полосами, сочный, с розовой или ярко-красной мякотью» и т. п.)

«Как сказать иначе?»: «Снег идет. Снег.» («Падает, летит, кружится»); «Месяц зашел за тучку. Месяц.» («Закатился, спрятался за тучку».)

• «Чем похожи (не похожи) предметы?» («Это флаконы из-под духов, они сделаны из синего стекла. Они разной формы, у них разные пробки» и т. п.)

«Не так?»: «Судак — зверь, а енот — рыба?», «Клубника — дерево, береза — куст, сирень — ягода?» («Действительно, не так. Вовсе не так. Конечно, не так. Ну как же может быть так, если это путаница.» и т. п.)

«Назови приметы»: «Весна.» («Сосульки, лужи, проталины, новая травка, цветы мать-и-мачехи» и т. п.)

«Чем похожи слова («Соловушка, калинушка, сиротинушка; прибежал, прилетел, примчался; книга — книжица – книжная».)

При организации образовательной деятельности в течение дня следим, чтобы их высказывания были содержательными и понятными, а слова точными и разнообразными.

Используем разнообразный стихотворный материал, авторские сказки, которые могут служить хорошим источником для изучения многозначности слов. Все это обогащает речь ребенка, делает ее более конкретной, понятной, образной. Тексты стихотворных упражнений и сказок читаем многократно, так как они не наскучили детям. Это позволяет закреплять приобретенные знания и умения ребят. Использовать материал можно не только на занятиях, но и в повседневной деятельности, для вечернего чтения.

Одним из условий эффективности работы над данной проблемой является активное вовлечение семей в образовательную деятельность. Даём советы родителям.Например:

Помогите ребёнку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов: «Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребёнка, ручка зонта, ручка кастрюли; иголки для шитья, иголки сосны. Иголки ежа и др.»

Помогите ребёнку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания: «Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер»; «Ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.». Сочетание различных приемов в работе над пониманием смысловой стороны слова способствует повышению эффективности словарной работы, совершенствованию связной монологической речи.

Проведенная работа дала положительный результат – уровень понимания смыслового значения слов и правильное употребление их в речи в нашей группе значительно повысились, воспитанники более грамотно и красиво выражают свои мысли, высказывания их стали связными, полными по объему. Речь детей стала плавной, ясной, доступной слушателям, что доказывает и эффективность примененной методики.

1. Алексеева М. М. Методика развития речи дошкольников / М. М. Алексеева. — М. : Астель, 2006. — 317 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей /А. Г. Арушанова. — М. : Детский мир, 2005. — 195с.

3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В. В. Гербова. — М. : Академия, 2007. — 128 с.

4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. — М. : Владос, 2006.- 367 с.

5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с.

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслуДидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслуФотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслуКонспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Оценка словосочетаний и высказываний по смыслуКонсультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Учебно-методическое пособие «Изучение уровня лексико-семантического развития детей дошкольного возраста»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки челябинской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический колледж № 2

детей дошкольного возраста

Изучение уровня лексико-семантического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие /В.Л.Сиротина. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012. – 32 с.

Развитие лексико-семантической стороны речи детей дошкольного возраста является одним из основных направлений речевой работы в дошкольном образовательном учреждений. Эффективность работы по формированию лексико-семантической стороны речи детей дошкольного возраста определяется не только знанием педагогами программных требований, но и владением ими методами изучения детской речи.

В данном пособии представлены современные методики диагностики лексико-семантического развития детей дошкольного возраста, которые показали свою эффективность в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Пособие адресовано студентам педагогических колледжей и вузов, может быть полезно педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Челябинский государственный педагогический колледж № 2, 2012

Развитие лексической стороны речи в современной методике рассматривается как одна из важнейших задач работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что словарная работа, в рамках которой происходит становление лексико-семантической стороны речи детей, обеспечивает создание лексической основы речевого развития каждого ребенка.

Сущность лексического развития детей дошкольного возраста заключается в освоении ими значений слов и овладении навыками их уместного употребления в практике речевого общения. Поэтому сегодня целесообразно говорить именно о лексико-семантическом развитии детей дошкольного возраста.

В современной науке в лексико-семантическом развитии дошкольников большое внимание уделяется:

— количественной стороне процесса развития лексического запаса детей (расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим миром);

— качественной стороне детской лексики (привлечение внимания детей к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов и др.).

Изучение лексико-семантической стороны речи детей дошкольного возраста имеет большое значение в организации речевого развитии детей в дошкольном образовательном учреждении.

Выявление лексического запаса ребенка, изучение уровня понимания и правильного употребления им слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы и определения ведущих методов и приемов развития лексико-семантической стороны речи детей каждой возрастной группы.

В современной науке отмечается, что при проведении диагностики лексико-семантического развития детей дошкольного возраста главным является определение степени овладения детьми общественно закрепленными значениями слов.

Результаты диагностики помогут педагогам при составлении индивидуальных ха­рактеристик лексико-семантического развития детей, при отборе методов, приемов и технологий словарной работы, а также при планировании образовательной и коррекционной работы с деть­ми разных возрастных групп.

Представленные в пособии методики изучения лексико-семантической стороны речи детей разных возрастных групп отвечают требованиям основных образовательных программ и уровню речевого развития дошкольников.

Диагностики лексико-семантического развития

детей дошкольного возраста

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому забота о своевременном формировании речи детей, в первую очередь предполагает организацию лексико-семантического развития детей. Поскольку именно формирование лексико-семантической стороны речи детей обеспечивает фундамент речевого развития детей.

Одной из предпосылок, обеспечивающих эффективное лексико-семантическое развитие детей является планирование педагогом работы по обогащению, уточнению и активизации словаря детей на основе диагностических данных об уровне лексического и семантического развития детей.

Данное обстоятельство актуализирует проблему диагностики языковых способностей детей как условия повышения качества речевой работы в ДОУ. Диагностика языковых способностей детей дошкольного возраста подробно представлена в исследованиях Н.В. Микляевой.

Отличительной особенностью данной диагностики является предварительная установка для ребенка отвечать по образцу или по аналогии с образцом ответа педагога. Перед предъявлением каждой методики взрослый предлагает испытуемому 2-3 обучающих задания, результаты которых не учитываются при подсчете результатов. Это обеспечивает возникновение языковой ориентировки, т. е. ориентировки на предъявляемый речевой материал и на уровень требований взрослого. Если после обучающих заданий ребенок не дает адекватного ответа (словом, действием, жестом), то его ориентировка обозначается как си­туативная.

Процедура проведения обследования зависит от возрастной категории детей. Различие между методиками предъявления речевого материала заключает­ся в следующем.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

используются краткие и точные речевые инструкции (при необходимости ориентировки на уровне текста он предъявляется целостными смысловыми блоками, по одному предложению);

инструкции предлагаются с опорой на предметную и коммуникативную ситуацию, указательные и обводящие жесты, наглядный игровой материал (например, при выявлении возможностей упреждающего синтеза детям разыгрывается сценка с помощью кукольного театра);

широко используются повторы взрослым детских высказываний с уточняющей интонацией, позволяющие проверить степень понимания ответа самим ребенком;

речевой материал, которым должен оперировать ребенок, состоит из 2-3 слов, допускаются «ответы» детей в виде жестов, изобразительных и предметных действий,

Для детей старшего дошкольного возраста

речевая инструкция представляет собой простое распространенное или сложное предложение, предъявляется с опорой на картинки;

для уточнения понимания задаются уточняющие вопросы (в крайних случаях ребенка привлекают к наблюдению за тем, как отвечает на вопросы сверстник);

текстовый материал предъявляется целиком; речевой материал, которым должен оперировать ребенок, состоит из 4-5 слов.

Первая часть диагностики, направленная на исследование уровня развития синтаксического компонента языковой способности, представлена шестью основными методиками.

особенности организации диагностики

развития лексико-семантической стороны речи

детей дошкольного возраста

Ознакомительная беседа с ребенком (18 пунктов)

В процессе беседы выявляются возможности ребенка к трансформациям высказываний педагога:

трансформации вопроса в сообщение (1,2 пункты);

трансформации утверждения в отрицание (3, 4 пункты);

трансформации отрицания в утверждение (5, 6 пункты);

трансформации двойного отрицания в утверждение (7 пункт);

трансформации личного предложения в безличное предложение (8, 9 пункты);

трансформации безличного предложения в личное предложение (10,11 пункты);

трансформации сообщения в вопрос (12-14 пункты);

трансформации сообщения в побуждение (15 пункт);

трансформации прямой речи в косвенную речь и наоборот (16-18 пункты).
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Трансформация «предложений» в процессе беседы со взрослым

Сколько тебе лет?

Ты — бабушка (дедушка). Правильно я сказала или нет? Почему?

У тебя два носа. Правильно я сказала? Почему?

Ты не умеешь кушать. Я правильно сказала или нет?

Ты не пойдешь не гулять. Что это значит?

Папа починил стул. Значит, стул уже.

Мама постирала платье. Значит, платье уже.

Суп сварится сам. Такое бывает? Почему?

11.Пирог испечется сам. Такое бывает? Почему?

12.Я где-то живу. Спроси меня про это.

13.У меня что-то есть. Спроси меня про это.

14. У меня есть какая-то игрушка. Спроси меня про это.

15.Я играю с машинкой. Попроси меня дать ее тебе.

16.О чем ты меня попросил? Зачем?

17.Если ты ее сломаешь, что ты скажешь?

18.Папа сказал: «Я починил машинку». О чем он сказал?

Подбор слова по аналогии

Проверяется способность ребенка обозначить объект восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом взрослого, способность уловить языковую установку говорящего, восприимчивость к обучающей помощи взрослого.

Испытуемому последовательно предлагается 11 предметных картинок. Педагог демонстрирует ребенку свою картинку, обозначает ее одним словом. За­тем он показывает другую картинку и просит придумать слово, которое также подходит к картинке взрослого. Первая пара картинок является обучающей. Взрослый произносит ответ за ребенка и демонстрирует способ решения, задавая вопрос к названному слову. В следующих речевых образцах педагога предмет внимания ребенка обозначается глаголом (2-3), существительным (4-5), прилагательным (6-7), наречием (8-9), местоимением (10), числительным (11).

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Инструкция: Я буду говорить про свою картинку, а ты так же — про свою.

Педагог кладет перед собой свою картинку и говорит первую фразу. Затем кладет перед ребенком картинку для него, говорит начало фразы. Ребенок дол­жен ее продолжить. В скобках после предложения дается описание изображе­ния на проявляемой картинке.

У меня на картинке стоит. (Ребенок.) И у тебя тоже стоит. (Стол.)

У меня на картинке говорит. (Лицо мальчика или девочки с приоткрытым ртом.) А у тебя . (Собака с закрытой пастью.)

У меня на картинке куртка. А у тебя . (Дом.)

У меня на картинке тарелка. А у тебя . (Диван.)

У меня на картинке зеленое (Дерево с густой листвой.)

А у тебя . (Красное яблоко.)

У меня на картинке маленький (Цыпленок.) А у тебя . (Шкаф.)

У меня на картинке горько (Лук.) А у тебя . (Конфета.)

У меня на картинке внизу (Кустик клубнички с ягодками, растущий на земле, расположенный в нижней части листа.)

А у тебя . (Часть ствола с ветками дерева, на которых сидят одна или несколько птиц.)

У меня на картинке он (Мяч.) А у тебя . (Ведро.)

У меня на картинке один (Щенок.) А у тебя . (Два котенка.)

Составление предложений из начальных форм слов

(по принципу построения методики Д. Слобина, Ч. Уэлша).

Методика выявляет особенности внутреннего программирования высказывания. Мотивом к выполнению задания выступает интерес к содержанию за­крытой картинки (9 сюжетов).

Педагог предлагает отгадать, что изображено на рисунке, используя заданные слова (для детей младшего и среднего дошкольного возраста по 2-3 слова, для детей старшего дошкольного возраста 3-5 слов). Вопрос задается в виде начальных форм слов предложения, содержание которого является сюжетом рисунка. Ответы оцениваются в 3 балла:

балл — все члены предложения согласованы только грамматически или по смыслу;

балла — все слова согласованы грамматически и по смыслу;

балла — присутствуют все заданные слова, они согласованы грамматически и по смыслу, порядок слов в предложении отражает иерархию его членов.

Инструкция: Угадай что там нарисовано. Я тебе подскажу.

Педагог закрывает картинку, называет слова и после ответа ребенка открывает картинку.

1. Для младшей и средней групп: «Бабушка, шить».

Для старших групп: «Старый, шить, бабушка».

(Бабушка сидит и зашивает носок, в руке видна иголка.)

2. Для младшей и средней групп: «Играть, Ваня».

Для старших групп: «Маленький, играть, Ваня».

(Малыш с барабаном и палочками в руках.)

3. Для младшей и средней групп: «Куры, Катя, кормить».

Для старших групп: «Куры, Катя, кормить, зерно».

(Девочка кормит двух кур. Одной рукой держит тарелочку с зерном, из другой — сыплются зернышки.)

4. Для младшей и средней групп: «Ложка, Оля, кушать».

Для старших групп: «Ложка, Оля, кушать, суп».

(Девочка ест из тарелки суп.)

5. Для младшей и средней групп: «Ночь, спать, Таня».

Для старших групп: «Ночь, спать, Таня, кровать, на».

(Девочка спит на кровати.)

6. Для младшей и средней групп: «Бежать, лошадь, быстро».

Для старших групп: «Бежать, лошадь, быстро, кошка».

(По дорожке скачет лошадь, за ней бежит кошка.)

7. Для младшей и средней групп: «Мы, автобус, бежать, за».

Для старших групп: «Мы, идти, если, автобус, нет».

(По дороге едет автобус, за ним бегут два ребенка.)

8. Для младшей и средней групп: « Копуша, сяпать, дюбочка».

Для старших групп: « Белый, калуша. сяпать, дюбочка ».

(Птица, похожая на утку, в очках и платочке сидит на берегу и держит в крыльях удочку. Леска с поплавком спускается в воду, вокруг поплавка круги.)

9. Для младшей и средней групп: «Некузявый, бутявка, удудонптъ».

Для старших групп: «Некузявый, зюмо, бутявка, уду-донитъ».

(Птица, похожая на ворону, с приоткрытым клювом, одета в белый халат и шапочку с красным крестом, смотрит на необычное существо, похожее на толстого червячка с коротким туловищем, большой головой, с ручками и ножками. Существо сидит в грязной луже, на щеке грязь, с грустным выражением мордочки. Мордочка симпатичная. Размер существа примерно вполовину меньше птицы.)

Объяснение значений малознакомых слов

балл — за объяснение с помощью описания ситуации употребления;

балла — за определение с помощью упоминания функционального предназначения;

балла — за обобщение и отнесение предмета к определенному роду.

Инструкция: Объясни (скажи), что это значит: ридикюль; китель; голубика; манто; тахта; какаду; бумажник; секретер; черемша; секвойя.

Методика Изучения уровня лексического развития

детей дошкольного возраста

Подготовка исследования. Подобрать предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, чашка, лопатка, рукавицы.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-5 лет. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, смять, надавить и спрашивают: «Какой?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.

Обработка данных. Подсчитывают правильность называния детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформляют в таблицу по возрастам: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет.

Изучение использования прилагательных

и глаголов в речи

Подготовка исследования. Подобрать несколько групп слов:

1 группа: слова, обозначающие хорошо знакомые ребенку предметы, с которыми он постоянно действует (например, чашка, шапка, мяч);

2 группа: слова, обозначающие знакомые предметы, действия с которыми редки или ограничены для ребенка (например, часы, газета, кошелек);

3 группа: слова, обозначающие природные явления (например, дождь, снег, солнце);

4 группа: слова, обозначающие хорошо знакомых детям животных (например, кошка, собака, воробей);

5 группа: слова, обозначающие животных, знакомых детям в основном по описаниям, иллюстрациям (например: лягушка, лиса, медведь).

Подготовить предметные картинки, соответствующие словам, фишки, секундомер.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и состоит из 3 этапов, интервал между которыми составляет 7 дней.

Первая серия. Проводится в форме игры «Какой, какая, какие?». Ребенку предлагают поиграть и говорят: «Я буду называть предметы, а ты скажи, какой он. Например, я скажу: «Рукавичка», а ты скажи: «Красивая, мягкая, яркая». Какие еще слова можно сказать про рукавичку? (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 признака.) За каждый ответ я буду давать тебе фишку. В конце игры мы посчитаем, сколько у тебя фишек».

После этого педагог на­зывает слова разных групп по одному и побуждает ребенка называть признаки. Если дошкольник не принимает задания, то оно объясняется еще раз на другом примере.

Вторая серия. Проводится в форме игры «Кто что делает?» аналогично первой серии, но инструкция изменяется. Педагог говорит ребенку: «Я буду называть животных, а ты скажи, что они делают. Например, я скажу: «Заяц», а ты скажи: «Прыгает, бегает». Что еще заяц может делать?» (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 действия.) За каждый ответ ребенок также получает фишку. Используются 4 и 5 группы слов.

Этот этап аналогичен предыдущему, но проводится с использованием наглядной опоры — картинки, которую демонстрируют при назывании слова, а во время ответа от ребенка прячут.

Этот этап проводится аналогично второму, но картинка во время называния признаков или действий находится перед ребенком.

Обработка данных. Подсчитывают количество названных детьми прилагательных и глаголов отдельно по каждой группе слов и по каждому этапу исследования. Данные заносят в таблицу. Таблица по глаголам составляется аналогично.

Количество названных прилагательных

Анализируют частоту названных признаков и действий в каждой возрастной группе, а также их характерность для предметов или явлений, например к слову «кошка» ребенок может назвать действия, которые выполняют многие животные (бегает, ходит, ест) и которые являются характерными лишь для кошки (мурлыкает). Причем, особо отмечают случаи, когда дети называют неполные синонимы, характеризующие одно и то же действие, но с разными оттенками (например, мурлычет, мяукает), и полные синонимы (скачет, прыгает).

Данные заносят в таблицы. Отмечают, какие признаки и действия называемые детьми на 2 и 3 этапах, связаны с картинкой, а какие с личным опытом ребенка, и определяют их соотношение на обоих этапах. Таблицы составляют отдельно для каждой группы слов, для каждого этапа и сопоставляют.

Делают выводы о разнообразии прилагательных и глаголов в активный ре­чи детей разного возраста, о влиянии на это разнообразие наглядности, а также степени знакомости предметов и явлении, возможности воспринимать их раз­ными анализаторами.

Употребление синонимов анализируют по таблице, которую составляют отдельно для полных и неполных синонимов.

Частота выделения признаков предметов и явлений

Частота выделения действий объектов

Изучение понимания значений слов

Подготовка исследования. Подобрать слова по 2 категориям:

1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют (например, кукла, лейка, барабан, щетка);

2) обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена (например, поднос, футляр).

К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр — зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д.

Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов. Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарно­му материалу.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-5 лет и состоит из 2 серий.

Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу, и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты еще ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на. (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.

Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием пред­метных картинок.

Обработка данных. Ответы ребенка относят к какой-либо группе:

1 группа — правильно показывает все предметы;

2 группа — наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними;

3 группа — от­казывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним.

На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уро­вень понимания слов:

1 уровень — слово фактически лишено содержания, в ос­нове понимания лежит простая связь «слово — предмет»;

2 уровень — содер­жание слова определяется внешними несущественными признаками предметов;

3 уровень — при определении значения слова дети ориентируются на сущест­венные и несущественные признаки предметов;

4 уровень — содержание сло­ва определяется только по существенным признакам.

Данные представляют в таблицах для каждой ка­тегории слов отдельно.

Делают выводы о зависимости понимания разных слов от возраста детей и характера наглядной опоры.

Правильность выполнения задания «Покажи предмет»

Понимание детьми значения слов

изучение уровня сформированности

лексико-семантической стороны речи

детей младшего дошкольного возраста

1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы Кто это? Что это?

2. Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы Какой? Какая?

3. Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы Что делает? Что можно с ним делать?

4. Употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки).

5. Понимать противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять).

Задание 1. Кукла.

Педагог показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1.Как зовут куклу? Придумай ей имя.

— называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

— дает имя (одним словом);

— не дает имя (повторяет слово кукла).

2.Скажи, какая Марина?

— н азывает два слова и более (красивая, нарядная);

— называет одно слово (хорошая);

— не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

З.Что на ней (Марине) надето?

— самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

— с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи. » (Это — носочки, это — платье);

— показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это. »)

— называет обобщающие слова (одежда, вещи);

— называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта. );

— повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

— называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

— называет два предмета одежды (сарафан, майка);

— называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

— называет все действия;

— называет два действия (встала, подняла руку);

— называет одно слово — действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

— называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

— называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

— называет одно слово (играть).

8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.

— использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста);

— называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);

— называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).

9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это. (кукла). Она. (красивая). Ее зовут. (Марина). У нее есть. (красное платье, белый бант). С куклой можно. (играть)».

— заканчивает все предложения;

— заканчивает два предложения;

— называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).

1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?

— называет два признака и более (круглый, резиновый);

— называет одно слово;

— не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2. Что с ним можно делать?

— называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

— называет два действия (играть, бросать);

— называет одно слово (играть).

3. Педагог задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)

А ты что сделал? (Поймал.)

Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)

А я что сделала? (Поймала.)

— называет все глаголы в нужной форме;

— называет 2-3 глагола правильно;

— называет только одно действие.

4. Составим рассказ про мяч: «Это . (мяч). Он. (круглый, синий). Мяч можно. (катить, ловить, бросать). Я люблю. (играть с мячом)».

— заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия;

— называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;

— не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3. Картина «Кошка с котятами».

1. Педагог спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»

— самостоятельно отвечает (Это — кошка, у нее котята. Кошка черная);

— отвечает по вопросам педагога;

— описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).

2. Как назвать детеныша кошки?

— называет правильно (единственное число — котенок, котик);

— вместо единственного называет множественное число (котенка, котята);

— не выполнил задания.

3. Когда много детенышей, как сказать?

— называет множественное число (котятки, много котят);

— вместо множественного числа называет единственное число (котеночек, котик);

— не выполняет задания.

4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята. (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка. (короткий); кошка бегает быстро, а котята. (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята… (тихо)».

— отвечает на все задания;

— выполняет 2-3 задания;

— отвечает на одно.

5. Совместное рассказывание. «Это. (кошка). Она. (большая). У кошки есть. (котята). Кошка любит. (своих котят; играть, лакать молоко)».

— заканчивает все предложения;

— заканчивает 2-3 предложения;

— называет одно слово.

1. Как одним словом назвать куклу, мяч?

— называет обобщающее слово (игрушки);

— перечисляет названия (Катя, мяч);

— говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?

— составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж.);

— называет одну игрушку.

Если ответы ребенка подходят под №1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют №2 — 2 бал­ла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

изучение уровня сформированности

лексико-семантической стороны речи

детей среднего дошкольного возраста

1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова.

2. Понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда).

3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов.

4. Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Серия заданий: Кукла.

Педагог показывает ребенку куклу, задает вопросы в сле­дующей последовательности.

1. Скажи, что такое кукла?

— дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);

— называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);

— не выполняет задание, повторяет слово кукла.

2. Какая на кукле одежда?

— называет более четырех слов;

— называет более двух вещей;

— показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

— дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);

— дает только глаголы — побегай, помаши;

— дает неправильные формы.

4. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

— называет слово посуда;

— перечисляет отдельные предметы посуды;

— называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

— называет более четырех предметов;

— называет два предмета;

— называет один предмет.

6. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)?

— правильно отвечает на все вопросы;

— отвечает на три вопроса;

— выполняет только одно задание.

7. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)

— называет по цвету (или форме и величине);

— перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта — высокая);

— называет одно отличие.

8. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?

— выполняет все задания;

— выполняет два задания;

— выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая. (мелкая); один стакан высокий, а другой. (низкий); эта чашка чистая, а эта . (грязная).

— правильно подобрал все слова;

— выполнил два задания;

— выполнил одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

— называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика);

— называет две ручки (у кастрюли, сковородки);

— показывает ручку у чашки.

Серия заданий: Мяч.

11. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»

— дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый);

— называет какой-то признак;

— повторяет слово мяч.

12. Что значит бросать, ловить?

— объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал;

— показывает движение и нацеливает, говорит — бросил;

— только показывает движение (без слов).

13. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?

— называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют;

— называет только различия по цвету;

— говорит одно слово.

14. Какие игрушки ты знаешь?

— называет более четырех игрушек;

— называет более двух;

— говорит одно слово.

Серия заданий: Картина «Собака со щенятами».

15. Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»

— обобщает: Собака — это животное; собака лает. Она пушистая;

— называет: Это собака, она черная;

— повторяет за взрослым одно слово.

16. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки. (медленно). Собака лает громко, а ее детеныши. (тихо).

— называет детеныша, заканчивает предложения;

— называет детеныша словом собачонок;

— говорит одно слово.

17. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она . (залает, побежит за ней).

— называет 3-4 действия;

— называет два действия;

— говорит одно слово.

18. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Загадки: «Большая и лохматая — это собака или щенок?», «Маленький и пушистый — это щенок или собака?»

— отвечает на все вопросы;

— выполняет только одно задание;

— называет одно — два слова.

Если ответы ребенка подходят под №1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют №2 — 2 бал­ла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцени­ваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

изучение уровня сформированности

лексико-семантической стороны речи

детей старшего дошкольного возраста

1. Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4. Дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Серия заданий 1.

1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

— правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

— называет отдельные признаки, действия;

— называет 1-2 слова.

2. Что бывает глубоким? м елким? в ысоким? н изким? л егким? т яжелым?

— выполняет все задания, называет 1-2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

— подбирает слова к 2-3 прилагательным;

— подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка!

— называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

— называет два значения этого слова;

— перечисляет предметы, которых есть ручка (1-2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

— составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

— называет два слова (словосочетания);

— называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы. (писать, держать чашку, держать сумку и т.п.). Ручкой можно. (писать, открывать дверь).

— правильно заканчивает разные типы предложений;

— называет два слова;

— подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой. (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он непросто шел, а. (мчался, несся, летел)».

— правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

— называет 2-3 слова;

— подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невесе­лый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не про­сто шел, и. (плелся, тащился, брел)».

— правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

— называет 2-3 слова;

— подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

— правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

— подбирает два слова;

— называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

— правильно называет слова в повелительном наклонении;

— подбирает два слова;

— называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много. (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы. волка. медведя, ежа. »

— называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

— называет правильно только одну форму;

— не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь жеребе­нок — жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много яг­нят).

— называет все слова правильно;

— называет два-три слова;

— говорит одно слово.

11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)

— называет более двух слов;

— называет два слова;

— повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?

— называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

— называет только одно значение этого слова;

— повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

— называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

— правильно подбирает два слова;

— называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

— называет разные действия (шить, вышивать, уколоться);

— называет два действия (накалывать грибы, шить);

— называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

— составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

— составляет простое предложение (Иглой делают укол);

— называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку на­дел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

— правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Ма­мочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

— правильно исправляет два предложения;

— повторяет предложения без изменения.

Если ответы ребенка подходят под №1 — он получает 3 балла; если ответы соответствуют №2 — 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцени­ваются в 2 балла это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Особенности изучения понимания

смысловой стороны слова

детьми дошкольного возраста

Задание 1. Составление предложений с многозначными словами.

Ребенку называют многозначные слова (по два на каждую часть речи — имена существительные, имена прилагательные, глаголы): игла, ручка; легкий, холодный; падать, бежать — и предлагают составить с ними предложения. Это задание выявляет умение употреблять слова, строить словосочетания и предложения с заданным словом по законам грамматики (согласование в роде, падеже). Соединяя слова в предложения, ребенок тем самым показывает, осмысленно ли он употребляет слова.

— составляет предложение из трех (или более) слов (Упал с дерева легкий листик. Ручкой открывают дверь);

— составляет словосочетание из двух слов (ручкой пишут, легкий пух);

— повторяет предъявляемое слово.

Задание 2. Составление предложений со словами синонимического ряда.

Ребенку называют слова синонимического ряда: большой — огромный — громадный; смелый — храбрый — отважный; тайна — секрет — загадка. Составляя предложения, ребенок в своих ответах показывает, ориентируется ли он на смысловые различия слов.

— правильно составляет предложения, демонстрируя понимание смысловых различий слов синонимического ряда (У нас есть большая собака, можно даже сказать огромная. А вот громадная про нее так не скажешь);

— составляет двухсловные предложения или словосочетания (смелый моряк, храбрый солдат);

— составляет словосочетания с одним и тем же словом (большой дом, огромный дом).

Задание 3. Подбор синонимов к словосочетаниям: свежий хлеб (мягкий); идет человек (шагает); свежая газета (новая); идет весна (наступает); све­жая рубашка (чистая); идет снег (падает). Вопрос: какое слово повторяется, как сказать по-другому?

— правильно подбирает синонимы (свежий хлеб — мягкий), называет слова, представленные выше;

— объясняет смысл словосочетания в целом (его только что испекли; ее (газету) только купили);

— заменяет имя существительное (идет весна — идет гроза; идет снег — идет метель).

Выполнение этого задания показывает, какие значения слов уже усвоены детьми. Подбирая синоним, ребенок тем самым объясняет разные значения многозначного слова. Это задание подводит детей к осознанию того, что у сло­ва может быть не одно, а несколько значений. Для подбора синонимов можно давать и следующие словосочетания: река бежит, человек молчит, чистая во­да, мальчик бежит, лес молчит, чистая посуда, предлагая сказать по-другому.

Задание 4. Подбор антонимов:

1) к изолированным словам разных частей речи: именам существительным, именам прилагательным, глаголам, наречиям: толстый, вверх, поднимать, светлый, направо, строить, быстрый, много, спешить, глубокий, быстро, смеяться, длинный, громко, говорить;

2) к словосочетаниям: свежая газета (старая) — свежий хлеб (черствый) — свежий ветер (теплый) — свежая рубашка (грязная).

— дает правильные ответы по смыслу и грамматической форме (длинный — короткий; высоко — низко);

— правильно подбирает антонимы, но в другой грамматической форме (плакать — смех, высоко — низ);

— ответы с частицей не (высоко — невысоко, длинный — недлинный, много — немного).

Подобные ответы (слова с частицей не называют «примитивные антонимы») могут свидетельствовать о трудностях отбора слов из имеющихся в словаре ребенка или об отсутствии нужного слова. Особенно много ответов с частицей не приходится на глаголы.

Задание 5. Речевые ситуации.

Ребенку рассказывается веселая история про зайчика: «Собрался зайчонок в цирк. Настроение у него прекрасное. Он такой веселый. А как по-другому можно сказать, какой зайчик? Подбери к слову веселый слова, близкие по смыслу (радостный, бодрый, шустрый, оживленный). А если зайчик был весе­лый, то он домой не шел, а . (скакал, прыгал, мчался, несся). Бельчонка в цирк не взяли, поэтому он был совсем не такой, как зайчик. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, огорченный). И он домой не шел, а . (плелся, тащился, брел)».

— подбирает по два-три слова разных частей речи (имен прилагательных и глаголов) — слова даны в скобках;

— называет по одному слову (радостный, бежал, грустный);

— называет слова с отрицанием не (невеселый, шел не спеша).

В целом выполнение этого задания показывает наличие у ребенка умения сознательного отбора языковых средств.

Задание 6. Оценка словосочетаний и предложений по смыслу. Вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать правильно? Можешь ли сказать точнее?» Для этого предлагаются:

— правильные и неправильные словосочетания: легкий ветер, легкий чемодан, «трудный ветер», «трудный чемодан», «тяжелый ветер», тяжелый чемодан;

— собственно детские высказывания типа: «Папа, иди шепотом», «Цветочки завяли, а когда они отвянут?», «Мамочка, я тебя громко-громко люблю» и т.п.

— замечает неточности (так не говорят, неправильно);

— дает свои варианты, исправляет («Папа, иди шепотом» -Иди тихо, тихонько, молча);

не замечает смысловых неточностей.

Это задание выявляет степень сформированности, точности словоупотребле­ния, активизирует речь ребенка. При выполнении его проявляется чувство язы­ка.

Задание 7. Определение значения слова.

Ребенку предлагаются слова: мяч, посуда, сад, лес, праздник. Задается вопрос: «Скажи, что значит слово? Как ты его понимаешь?»

— пытается определить значение слова по характерной функции: Это когда им играешь, Им играют (таких ответов, как правило, большинство);

— пытается определить значение слова с помощью родового понятия: Мяч — это игрушка для детей, Мяч – это такая игрушка детская;

— пытается определить значение слова с помощью словарного определения: Мяч — это значит резиновый шар (это очень высокий уровень для дошкольников);

— вместо определения дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном: У меня есть много мячей, Я играю в футбол с мячом;

— не может дать определения значению слова (вместе с тем, если он говорит, что ему трудно ответить на этот вопрос, это означает, что он задумывается над смыслом и осознает, что пока не знает его).

Задание 8. Придумывание небольшого рассказа с синонимами и антонимами.

Ребенку предлагается: «Придумай небольшой рассказ, в котором должны быть слова, близкие или противоположные по смыслу». (Рассказ записывается дословно: на диктофон или в «ситуации письменной речи» — ребенок диктует, взрослый записывает.)

— включает в рассказ прилагательные-синонимы (большой — громадный, трудный — тяжелый) и антонимы (веселый — грустный, чистый — грязный); глаголы (взлетел — приземлился); наречия (далеко — близко);

— использует контекстуальные (ситуативные) синонимы, которые понятны лишь в данном контексте (маленький, грибной дождь; пасмурное, темное небо);

— составляет рассказ, не соотнося его с заданием.

Выполнение всех заданий поможет определить уровень понимания смысло­вой стороны слова, которая является стержнем развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

Особенности Изучения понимания

смысловых оттенков слова

детьми дошкольного возраста

1 серия (7 заданий) выявляет понимание смысловых оттенков знаменательных слов (имен существительных, глаголов, имен прилагательных), образован­ных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

Задание 1. Ребенку последовательно называют слова — имена существительные со значением субъективной оценки (ласкательности, уменьшительности, разной степени экспрессии): мама — мамочка — мамуля; брат — братик — братец; дерево — деревце; заяц — заинька — зайчишка — зайчище; дом — домик — домище и предлагают объяснить, чем они отличаются.

— правильно объясняет значение всех слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (домик — маленький дом, домище — большой; деревце — это крохотное дерево);

— затрудняется объяснить слова с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище) и объясняет только два слова;

— не чувствует ласкательно-одобрительного значения суффиксов.

Задание 2. Ребенку предлагаются ряды слов, образованных аффиксальным способом, т.е. глаголы с приставками: пере-, под-, из-, воз-, вы-, которые придают словам различные оттенки, уточняющие характер протекания действия и изменяющие значение слова: бежать — подбежать — выбежать; писать – переписать — подписать; играть — выиграть — проиграть; смеяться — засмеяться — высмеять; шел — отошел — вошел.

Выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов показывает, что они понимают различия в значениях глаголов, зависящих от разных приставок (подбежать — выбежать, отошел — вошел. ). Это глаголы движе­ния, близкие детям, потому что двигательная деятельность самого ребенка очень разнообразна.

— правильно объясняет значение всех слов, даже глагола высмеять (значит смеяться над кем-то), и с глаголами составляет словосочетания и пред­ложения, опираясь на свой жизненный опыт (подбежать к дому — выбежать из дома, выиграть — это хорошо, а проиграть — плохо, выиграть можно в лотерею);

— затрудняется в объяснении слов с оттенками, из меняющими зна­чение слова, и может объяснить лишь глаголы движения;

— не понимает различия в значениях глаголов, образованных от раз­ных приставок.

Задание 3. Ребенку предлагаются ряды имен прилагательных, образованных с помощью суффиксов, которые не меняют лексического значения производного слова, а вносят в него те или иные оттенки: старый — старенький; умный — умнейший; злой — злющий; толстый — толстенный; полный — полноватый. Выполнение этого задания показывает, как старшие дошкольники понимают значение прилагательных, образованных суффиксальным способом.

— правильно объясняет значение слов, образованных суффиксами -ейш, -ющ, -енн (умнейший — умнее умного, это очень умный, он все-все знает; злющий — злее злого, собака — злая, волк злющий; толстенный — это совсем толстый, толще толстого — это толстенный. Он так много ест, толстенный — это медведь). Такие ответы говорят об образности детского мышления. Это высокий уровень;

— затрудняется в определении оттенков значения слов старый и старенький, полный и полноватый;

— не понимает изменения значения имен прилагательных в зависимости от суффикса.

Задание 4. Ребенку предлагаются ряды глаголов-синонимов: засмеялись — захихикали; бежать — мчаться; пришли — приплелись; плакать — рыдать; разговаривать — болтать. Выполнение этого задания показывает, насколько ребенок понимает разницу между синонимическими глаголами.

— объясняет смысл синонимических пар, отражающих характер движения: бежать — мчаться, пришли — приплелись, и дают ответы типа: мчаться — это очень быстро бежать, мчаться — это быстрее, чем просто бежать, мчится поезд; приплелись — еле-еле пришли, они сильно устали — приплелись. Объясняют смысл всех синонимических пар (даже таких, как засмеялись — захихикали, разговаривать — болтать);

— определяет только синонимические пары, отражающие характер движения;

— не чувствует разницу в смысловых значениях слова, не может точно ее обозначить.

Задание 5. Ребенок определяет значение слов, относящихся к величине: большой — огромный, и другие синонимические пары: умный — рассудительный; слабый — беззащитный; старый — дряхлый; робкий — трусливый.

— определяет оттенки значений имен прилагательных оценочного характера и расчленяет эти понятия. Это ответы типа: беззащитный — за себя не может постоять; слабый — он много болеет, у него силы нет; дряхлый — это совсем старый, скоро порвется; умный — он много знает, а рассудительный – рассуждает;

— оценка носит общий и односторонний характер (хороший — плохой, добрый – злой). Это ответы типа: умный — это хороший, рассудительный тоже хороший, трусливый — это плохой, дряхлый — это злой; или: рассудительный — это тот, который судит, беззащитный — никто его не защищает, робкий и трусливый — это одинаково;

— синонимы-прилагательные представляют трудность для осознания и ребенок затрудняется в дифференциации лексических значений.

Задание 6. В качестве речевого материала даются словосочетания с многозначными глаголами: Дождь озорничал. Лес дремлет. Дом растет. Ручьи бегут. Песня льется.

Инструкция: «Я тебе скажу два слова: дождь озорничал, а ты мне объясни, что значит слово озорничал. Как можно сказать об этом по-другому?» Это задание требует от ребенка осознания смысловой стороны слова, определения его значения в данном словосочетании.

— задание на выявление понимания переносного значения глаголов в словосочетаниях не вызывает затруднения, ребенок с высоким уровнем речевого развития правильно его заменяет и пытается объяснить смысл переносных глаголов или ищет эквивалентную замену: дом растет — значит строится, становится все выше и выше; дождь озорничал — значит шалил, людей намочил;

— заменяет в словосочетании только глагол (дождь льет, лес шумит, песню поют;

— переносный смысл глаголов совершенно непонятен, появляется реакция удивления: Как дом растет? Дерево растет, цветы, а дом не растет, так не бывает; песня не льется, а поется.

Задание 7. Предлагаются словосочетания для выявления переносного значения имен прилагательных: злая зима; колючий ветер; легкий ветерок; золотые руки; золотые волосы.

— находит для словосочетаний синонимическую или эквивалентную замену (золотые руки — все умеют делать; колючий ветер — сильный, неприятный, колется, легкий ветерок — чуть прохладный; золотые волосы — блестящие);

— может объяснить лишь два словосочетания;

— связывает смысл словосочетания лишь с прямым смыслом (золотые руки — они блестят, как золото).

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка — 30 баллов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому».

Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка — 10 баллов:

1 балл — если подобранное слово является синонимом названного;

0 баллов — если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Проводится в форме игры в слова.

Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса.

Инструкция: Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?

Высшая оценка — 10 баллов:

2 балла — если придумано более 3 слов;

1 балл — если придумано менее 3 слов;

0 баллов — если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.

После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка 50 баллов — соответствует высокому уровню;

32-49 баллов – среднему уровню;

менее 32 баллов — низкому уровню лексического развития детей.

Литература для дополнительного изучения

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] /М.М. Алексеева, В.И. Яшина: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Выявление речевой подготовки детей к школьному обучению [Текст] / Сост. А.С. Бушуева: Учеб.-метод. пособие для студентов педфака. — Магнитогорск, 1997.

Диагностические методики речевого развития дошкольников [Текст] / Сост. Л.В. Градусова, Н.И. Левшина: Учеб.-метод. пособие. — Магнитогорск, 2008.

Микляева, Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое объединение [Текст] /Н.В. Микляева: метод, пособие. — М.: Айрис-пресс, 2006.

Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М.Ф. Фомичева: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1980.

Теоретическое обоснование диагностики лексико-семантического развития детей дошкольного возраста 4

Особенности организации диагностики развития лексико-семантической стороны речи детей дошкольного возраста 6

Ознакомительная беседа с ребенком

Подбор слова по аналогии

Составление предложений из начальных форм слов

Объяснение значений малознакомых слов

Методика изучения уровня лексического развития детей дошкольного возраста 10

Изучение использования прилагательных и глаголов в речи

Изучение понимания значений слов

Изучение уровня сформированности лексико-семантической стороны речи детей младшего дошкольного возраста (практические материалы) 15

Изучение уровня сформированности лексико-семантической стороны речи детей среднего дошкольного возраста (практические материалы) 18

Изучение уровня сформированности лексико-семантической стороны речи детей старшего дошкольного возраста (практические материалы) 21

Особенности изучения понимания смысловой стороны слова детьми дошкольного возраста 24

Особенности изучения понимания смысловых оттенков слова детьми дошкольного возраста 27

🌟 Видео

Прямое и переносное значение словаСкачать

Прямое и переносное значение слова

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Вводные слова, словосочетания и предложения (8 класс, видеоурок-презентация)

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский языкСкачать

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях| Русский язык

Русский язык 3 класс. Виды предложений по цели высказыванияСкачать

Русский язык 3 класс. Виды предложений по цели высказывания

Эти СОВЕТЫ на ВЕС ЗОЛОТА! Цитаты и высказывания о психологии и жизни.Скачать

Эти СОВЕТЫ на ВЕС ЗОЛОТА! Цитаты и высказывания о психологии и жизни.

Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать

Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать

4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописание

Задание №3 из ЕГЭ 2023 по русскому языку. Типы высказываний и необходимая теорияСкачать

Задание №3 из ЕГЭ 2023 по русскому языку. Типы высказываний и необходимая теория

Матлогика 1. Высказывания. Логические связки. Предикаты и кванторыСкачать

Матлогика 1. Высказывания. Логические связки. Предикаты и кванторы

Виды предложений по цели высказывания (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Виды предложений по цели высказывания (8 класс, видеоурок-презентация)

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). ВидеоурокСкачать

Русский язык. Запятые при вводных словах (словосочетаниях). Видеоурок

Как научиться формулировать мысли. Как четко и ясно выражать свои мысли. Ораторское искусство памятьСкачать

Как научиться формулировать мысли. Как четко и ясно выражать свои мысли. Ораторское искусство память

Девятиклассники впервые прошли собеседованиеСкачать

Девятиклассники впервые прошли собеседование

Украинское инфополе или дефицит здравого смыслаСкачать

Украинское инфополе или дефицит здравого смысла
Поделиться или сохранить к себе: