Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Контрольная работа по теме «Причастие».
Вариант №1
1. Найти предложения с причастным оборотом:
А. Струя пены, отбрасываемая кармой корабля, прошла через океан белой чертой.
Б. Море гладко выковано из синего металла.
В. Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.
2. Указать словосочетания с действительными причастиями:
А. посаженное дерево
Б. посланное письмо
В. закрывающий книгу
3. Указать словосочетания со страдательными причастиями:
А. ночь, наступившая внезапно
Б. трава, омытая дождем
В. дети, посадившие деревья
4. В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени:
А. петь – поют — поющий
Б. гнать – гонют — гонющий
В. колоть – колют — колющий
5. В каком ряду допущена ошибка в образовании страдательного причастия настоящего времени:
А. отвлекать — отвлекаем- отвлекаемый
Б. повторять — повторяем- повторяемый
В. слышать — слышем- слышемый
6. В какой строке причастие c «не» пишется раздельно:
А. (не) разрушенный, а сохранившийся шалаш
Б. (не) выученные стихи А.С. Пушкина
В. (не) разрушенный старый шалаш
7. В какой строке причастие с «не» пишется слитно:
А. (не) запертая входная дверь
Б. вовсе (не) запертая дверь
В. (не) запертая на замок дверь
8. В каком ряду все слова пишутся с «нн»:
А. доставле….ое письмо, разброса….вещи
Б. крупные солё….ые огурцы, прочита….ая книга
В. нетопле….ый дом, печё….ая картошка
9. В каком ряду все слова пишутся с «н»:
А. проведё….ое расследование, осуждё….ый преступник
Б. жаре….ые грибы, лома….ая линия
В. ненаписа….ое письмо, нарисова….ый эскиз
10. Перепишите. Сделайте разбор 1 причастия.
В БЕЛОЙ ПУСТЫНЕ
1.Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, сту¬паем на берег. 2.Скользя по (осыпающийся) камням, поднимаюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль берега. 3.Поправив за спиной руж..ё, заст. гнув плотно куртку, борюсь с ( дующий) в лицо ветром. 4.Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Причастие. Тест по русскому языку в 7 классе
Причастие. Тесты и задания (пять вариантов)
систематизация знаний: формирование умения
находить причастия и определять грамматические признаки, выделять и правильно
писать орфограммы в причастии, обособлять причастный оборот.
Просмотр содержимого документа
«Причастие. Тест по русскому языку в 7 классе»
Тесты и задания
1. Причастие имеет свойства:
- существительного и прилагательного
б) глагола и существительного
в) глагола и прилагательного
г) прилагательного и числительного
2. Причастие обозначает:
а) признак предмета
б) признак предмета по действию
г) действие предмета
3. Найдите словосочетание «причастие +существительное»:
а) чернеющая пропасть, б) черная ночь, в) белого света,
г) спелый крыжовник,
е) веселый человек.
4.Укажите строку, в которой все слова являются причастиями:
а) зрелый, бегающий, осенний; б) переходивший, построенный, дышащий; в) создавали, разбивший, летучий, г) дарящий, строить, удивительный.
5.Найти словосочетания «причастие +существительное»:
а) мокрый снег, б) синее небо, в) поспевающий крыжовник,
д) собранные грибы,
е) темнеющий лес.
6.Укажите причастие с окончанием -ей:
б) порученн. работу
в) за взбиравш. ся альпинистами
г) по извивающ. ся тропинке
Тест № 2 по теме
1. Найдите словосочетания «причастие +существительное»:
а) читающий мальчик,
б) читальный зал, в) созревающие зерна,
г) растаявший лед, д) низкие облака,
2. Укажите словосочетание с ошибкой:
а) приближающейся бурей;
б) в начинающимся состязании;
в) к младшей дочери;
г) об играющем ребенке.
3. Какое причастие является действительным?
4. Какое причастие является страдательным?
5. Укажите словосочетания со страдательным причастием.
а) на цветущей поляне,
б) перекрашенная ткань, в) расколотый орех,
г) падающие листья.
6. Укажите словосочетания со страдательным причастием.
а) изученные правила,
б) рисующий ребенок, в) подгоняемый ветром,
г) плясавший в паре.
7. Определите ряд, в котором приведены только действительные причастия.
а) Раздуваемое ветром пламя, потупленный взор. б) Дышащий человек, купленная игрушка. в) Дремлющий великан, прибывший поезд. г) Прочитанный рассказ, потемневший от пыли пиджак.
8. Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова.
а) цветущая липа
б) падающий на землю
в) засеянные поля
г) в написанном письме
- Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.
б) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.
в) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.
- Отломленной от дерева веткой охотник очертил след и пробрался к воде.
б) Усыпанное яркими звездами небо манило нас своей таинственностью.
в) Долина окружена грядою невысоких гор.
- Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Пастухи заметили кружащихся ворон.
в) Родниковая вода быстро подкрепила уставших бойцов.
б) У ид..щего человека .
в) Сид..щую девочку.
б) Бущу..щим морем.
в) Пахн..щее белье.
б) Дежур..щий полицейский.
1. Найдите предложение, в котором причастный оборот выделяется запятыми
а) Глазами отца я видел раскрывшийся передо мною величественный мир родной природы.
б) В жухлой траве пожелтевшей от дождя и ветра осторожно пробиралась лиса.
в) Тяжелая обитая конской шкурой дверь юрты приподнялась в стене.
г) Разъедающий глаза и ноздри дым все ещё стоял над вывороченными из земли лиственными деревьями.
2. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые
Солнце светло и высоко стояло над бухтой (1)игравшей с (2) стоящими кораблями и (3) движущимися парусами.
а) 1 б) 1,2 в) 2,3 г) 1,3.
3.Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые
Человек (1) успешно преодолевающий (2) свою лень (3) может многого (4) добиться в жизни
а) 1,2,3 б) 1,3 в) 2,3,4 г) 1,3,4
4.Причастный оборот стоит перед определяемым словом в предложении
а) На палубе рос кустарник густо усеянный яркими цветами. б) Бедная старушка лишенная последней надежды поплелась в хату. в) Стояли на площади и запряженные лошадьми старинные экипажи. г) Вьющиеся растения оплели забор густой сетью.
5.Укажите, в каких предложениях неверно обозначены границы причастного оборота
а) Инстинкт /выработавшийся в нем/ за дни лесной жизни настораживал его.
б) /Отраженный снегом свет/ ослепил Алексея.
в) Возле носилок увидел он /сдержанно улыбающееся лицо/ командира.
г) Лес /окончательно стряхнувший с себя/ остатки ночного мрака вставал во всем своем величии.
1. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени
а) на цветущей поляне,
б) перекрашенная ткань,
в) расколотый орех,
г) падающие листья.
2.От каких глаголов можно образовать действительное причастие настоящего времени?
3.Действительное причастие настоящего времени не образуется от глагола
а) копошиться б) бороться в) выучить г) чинить
4.Укажите причастия с суффиксом — ущ- / -ющ-
а) кол..щий предмет,
б) кле..щий бумагу,
г) бор..щийся за свободу.
5.Укажите причастие с суффиксом -ящ-
а) на пестре.. .щем лугу б) се. щий рожь в) пиш. щий письмо г) стро. щийся стадион
… (1)С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. (2)Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. (3)Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на зеленой поляне, донес брызги теплого дождя. (4)Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. (5)Это было Михайловское.
В1. Из предложений 1-2 выпишите страдательное причастие.
… (1)С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. (2)Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. (3)Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на зеленой поляне, донес брызги теплого дождя. (4)Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. (5)Это было Михайловское.
В2. Из 3 предложения выпишите причастия.
… (1)С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. (2)Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. (3)Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на зеленой поляне, донес брызги теплого дождя. (4)Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. (5)Это было Михайловское.
В3. Среди предложений 1-5 выпишите номера предложений, в которых есть причастный оборот.
… (1)С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. (2)Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. (3)Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на зеленой поляне, донес брызги теплого дождя. (4)Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. (5)Это было Михайловское.
В4.Среди предложений 3-5 найдите сложное предложение. Укажите его номер.
… (1)С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. (2)Она росла на вечернем небе, как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. (3)Глухие, рокочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на зеленой поляне, донес брызги теплого дождя. (4)Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. (5)Это было Михайловское.
В5. Из предложений 1-2 выпишите действительное причастие.
а) Грэй вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма.
б) Грэй лег у костра, глядя на отражавшую огонь воду.
в) Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному.
а) Грибов с интересом вглядывается в лица сидящих перед ним молодых людей.
б) Растущий у самой воды тополь протянул над плотиком длинную могучую ветвь.
в) На миндальных деревьях розовели набухшие бутоны.
Видео:Что такое причастиеСкачать
Урок. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 7 классе.
V Характеристика КИМов.
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»
Контрольное тестирование по теме «Причастие»
Контрольный диктант №3 по теме «Деепричастие»
Контрольный диктант №4 по теме «Наречие» .
Контрольное тестирование по теме «Наречие».
Контрольный диктант №5 по теме «Предлог»
Контрольный диктант №6 по теме «Союз».
Контрольный диктант№ 7 по теме «Частица»
Контрольный тест по разделу «Служебные части речи».
Итоговый контрольный диктант №8.
Материалы для создания КИМов были взяты из методических пособий:
1. Г.А.Богданова. «Тестовые задания по русскому языку 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
2. Официальный банк заданий. ФИПИ.
3. Разработаны самостоятельно с использованием различных источников, рассмотрены и утверждены на МО гуманитарного цикла.
Цель проверки: контроль и учёт знаний с последующей коррекцией.
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».
1) В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. 2) Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
3) Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. 4) Ничто не нарушает тишины.
5) Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами.6) Это вышагивает дымчато-серый лось. 7) Преспокойно пробирается к осинке и пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
8) Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. 9) Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. 10) Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. 11) Аппетитная веточка притягивает его. 12) Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
13) Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. 14) Горечь осинки косому слаще сахара.
Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».
Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – «приближение».
Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН».
Из предложений 13-14 выпишите прилагательное в сравнительной степени.
Из предложений 5-8 выпишите неопределённое местоимение.
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Укажите количество грамматических основ предложения 3. Ответ запиши
Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.
На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.
Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.
Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.
Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.
Контрольный диктант №2 по теме «Причастие».
Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки. Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем мягко укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. Деревья, недавно потерявшие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. Их ветви под тяжестью дорогих мехов наклонились к земле. Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело нарядными звёздами. В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.
Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (126 слов)
Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. Внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.
Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по запылённым листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Не закрытое тучей солнце снова осветило успокоенную землю.
Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые лёгким ветерком.
Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.
(119 слов) (По Л. Виноградовой)
1. В тексте диктанта найти причастия и указать: действительное или страдательное ( д. или с.)
В первом и третьем абзацах — 1-й вариант
Во втором — 2-й вариант
2. Выписать из текста слова и объяснить:
Правописание не с прилагательными и причастиями — 1-й вариант
Правописание н-нн в причастиях — 2-й вариант
3. Разобрать по составу слово:
Расстилающихся — 1-й вариант взволнованное — 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. — 1-й вариант
На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. — 2-й вариант
Контрольное тестирование по теме «Причастие».
1.Найдите верное определение причастия.
А. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Б. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
В. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства существительного и глагола.
Г. Служебная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Отметьте слово, которое является причастием :
3 . Определите ряд, в котором приведены только действительные причастия.
А. Дремлющий великан, открытая дверь.
Б. Дышащий человек, прибывший поезд.
В. Раздуваемое ветром пламя, потупленный взор.
Г. Прочитанный рассказ, потемневший от пыли пиджак.
4.Определите ряд, в котором приведены только страдательные причастия настоящего времени.
А. Перепетый, воздвигнутый.
Б. Умеющий, выпекаемый.
В. Передвигаемый, ведомый.
Г. Закрученный, обвиняемый.
5.Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква е.
А. Слыш. вший шорох
Б. Отта. вшая земля
В. Ненавид. вший врагов
Г. Встрет…вший друга
6. Укажите, в каком примере на месте пропуска пишется буква и .
А. Отправля…мое письмо
Б. Реша. мые вопросы
В. Сооружа…мое здание
Г. Слыш. мый голос
7. В каком слове пишется одна буква н?
А. Дети рассея. ы
Б. Ошибка исправле. а
В. Пассажиры взволнова. ы
Г. Друзья преда. ы
8. Отметьте причастия, в которых перед НН пишется я(а) :
А. Намасл..нный блин
Б. Расстрел..нные предатели
В. Повеш..нное белье
Г. Замеш..нное тесто.
9.Найдите краткое причастие:
А. Мысль угада..а
Б. Мысли возвыше..ы
В. Материалы це..ы
Г) Солдаты сдержа..ы
10. Укажите ряд, где на месте пропусков пишется одна и та же буква:
А. Раскормл..нный, закруч..нный, брош..нный
Б. Увеш..нный, сосредоточ..нный, рассе..нный
В. Раскраш..нный, разрез..нный, засе..нный.
Г. Потер..нный, сколоч..нный, разве..нный
11. Найдите предложение, в котором НЕ пишется раздельно с причастиями.
А. Ходить по (не)освещенным улицам опасно.
Б. (Не)погасший костер еще долго виднелся на вершине горы.
В. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осознанные правила.
Г. На темном фоне гор, покрытых (не)проходимыми лесами, проносились клочья тумана.
12. Найдите предложение с причастным оборотом. (Запятые не расставлены).
А. Расчищенная дорожка вела к морю.
Б. Деревья недавно потерявшие свои жёлтые одежды получили новый пушистый наряд.
В. Кое-где на волнах плавно покачивались сверкающие на солнце льдины.
Г. Я вышел в уже темнеющий сад и пошел по дорожке.
13.Укажите, в каком предложении неверно обозначены границы причастного оборота:
А. Два разведчика, прокладывающие дорогу пехоте, вышли на ближайшие подступы к Висле.
Б. Володя выловил ложкой, дымящуюся паром картофелину.
В. Небо было все в звездах, излучающих ровный тихий свет.
Г. Растет на кургане у самой реки цветок, не сгибаемый ветром.
14. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.
Красиво смотреть со стороны на судно(1) окрыленное белыми парусами(2) грациозно плывущее(3) по бесконечной глади морских волн.
15. Найди четвертое «лишнее» слово.
Какие словосочетания содержат действительные причастия?
б) раздающийся вдали;
в) развешанное белье;
г) остуженный чай;
д) дремлющий у телевизора.
Какие словосочетания содержат страдательные причастия?
а) скрипящий звук;
б) колющее оружие;
в) выбираемый вариант;
г) вручаемый конверт;
д) пишущий письмо.
3. Какие предложения содержат страдательные причастия?
а) Я перепробовал все существующие способы борьбы с болезнью.
б) Приводимые факты нуждаются в проверке.
в) Деревья, волнуемые ветром, словно о чем-то шептались.
г) Развеваемые ветром семена унесло далеко от родного дерева.
д) Неутихающая боль не давала покоя.
4. Укажите действительное причастие настоящего времени:
5. Укажите действительное причастие прошедшего времени:
6. Укажите страдательное причастие настоящего времени:
7. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:
8. Укажите отглагольное прилагательное:
10. Отметьте слова, в которых пишется -нн-
в) белё. ый известью;
г)закопчё. ..ый.
11. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ащ ящ-
а) тяжело дыш.. .щий;
б) круж.. .щиеся листья;
в) стел.. .щиеся травы;
г) та.. .щий весной снег.
12. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ущ ющ-
а) веру.. .щий человек;
б) кол. щийся кустарник;
в) кле. щий карандаш;
г) мо.. .щиеся обои.
13. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -им-:
а) листа.. .мый календарь;
б) слыш.. .мый издали;
в) стал невид.. .мым;
г) отправля.. .мый по почте.
14. Отметьте слова в которых пишется -нн-:
а) кваше.. .ая капуста;
б) нагружс.ый вагон;
в) сгущё.. .ое молоко;
г) вяза.. .ые бабушкой носки.
15. Отметьте слова в которых пишется -н-:
а) здание построе.. .о;
б) женщина растеря.. .а;
в) волосы причёса.. .ы;
г) материалы собра.. .ы.
16. Отметьте слитное написание не с причастиями: .;
а) план (не) намечен;
б) еще (не) стираное бельё;
в) (не) сделанная работа;
г) (не) продуманные, а случайные слова.
17. Отметьте словосочетания с определяемым словом — причастием:
а) выполненное задание;
б) сложенные аккуратно;
в) спасенный из огня;
г) созревающие груши.
18. Спишите, вставляя в предложения пропущенные буквы и знаки препинания.
а) Ра. пустивш. ся в. локна ковыля при ле. ком дуновени. ветерка колебл. т. ся и струят. ся сле.ка сереб
рист. й зыбью.
б) Электрический ф. нар. к подвеш. ый на суч. к сосны таинств. ым светом осв.. .щал лица мальчиков.
1. Какие словосочетания содержат действительные причастия?
а) освежающий ветер;
б) высушенная трава;
в) волнующееся море;
г) покрашенный потолок;
д) решающий задачу.
2. Какие словосочетания содержат страдательные причастия?
а) стелющийся кустарник;
б) раздаваемые задания;
в) обучающая игра;
г) разбитое окно;
д) горящие глаза.
3. Какие предложения содержат страдательные причастия?
а) По лугу бежал мальчик, запускающий воздушного змея.
б) Завод, производящий хлеб, никогда не разорится.
в) И пошли они, солнцем палимые.
г) Старик, поддерживаемый под руки, шел еле-еле.
д) Нарастающие раскаты грома сотрясали небо.
4. Укажите действительное причастие настоящего времени:
5. Укажите действительное причастие прошедшего времени:
6. Укажите страдательное причастие настоящего времени:
7. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:
8. Укажите отглагольное прилагательное:
9. Отметьте слова, в которых пишется -н-
10. Отметьте слова, в которых пишется -нн-:
11. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ащ ящ-
а) бор.. .щиеся за свои права;
б) ветер, гон.. .щий пыль;
в) плохо слыш.. .щий человек;
г) ма.. .щийся от безделья.
12. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -ущ ющ-:
а) терп.. .щий боль;
б) люб. щий макароны;
в) бре.. .щийся юноша;
г) ка. щийся грешник.
13. Отметьте причастия, в которых пишется суффикс -им-:
а) реша.. .мая задача;
б) колебл. мый ветром;
в) предвид. мый результат;
г) привлека.. .мый ароматом.
14. Отметьте слова в которых пишется -нн
а) заброше.. .ная деревня;
б) тушё.. .ая картошка;
в) потушс.ая свеча;
г) краше.. .ая в яркий цвет.
15. Отметьте слова в которых пишется -н-
а) ошибка исправле. а;
б) овощи посаже.. .ы;
в) девочка рассея.. .а;
г) бумага скомка.. .а.
16. Отметьте слитное написание не с причастиями:
а) (не)забываемые впечатления;
б) пока (не) раскрытый секрет;
в) (не) сморщенное, а свежее яблоко;
г) (не)доумевающий взгляд.
17. Отметьте словосочетания с определяемым словом — причастием:
а) выученные уроки;
б) отремонтированная квартира;
в) закрывающий дверь;
г) выбранный депутат.
18. Спишите, вставляя в предложения пропущенные буквы и знаки препинания.
а) Ночами на реке г. рит много бак. нов предупр. жда. щих к.. .питанов об опас.. .ных местах.
б) Из(не, ни)могающ., .м от жары ч.. .новникам пр.. .ходит. ся находит.. .ся в о(ф, фф)исе в к.. .стюмах и галстуках.
1. Найдите верное определение причастия .
А. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Б. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
В. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства существительного и глагола.
Г. Служебная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Найдите предложение с причастным оборотом.(запятые не расставлены)
А. В огромном лесу стоял тонкий пар который наполнил все странными видениями.
Б. Веткой, отломленной от дерева охотник очертил след и пробрался к воде.
В. Воздушный напор усилился и вылился по реям в легкие алые формы.
Г. Я вышел в уже темнеющий сад и пошел по дорожке.
3. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия ?
А. -вш-.
Б. -енн-.
В. –ущ-, -ющ-.
Г. –ем-. –ом-.
4. С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?
А. -вш-.
Б. -енн-.
В. –ущ-, -ющ-.
Г. –ем-. –ом-
№5-8. Работа с предложением.
Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озарённой свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно…и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний! (Н.В.Гоголь)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выпишите из предложения все причастные обороты.
6. Выпишите из предложения страдательные причастия.
_________________________________________________________________
7. Выпишите из предложения действительные причастия.
_____________________________________________________________
8. Выпишите причастие, которое подчиняется правилу- «В полных страдательных причастиях с суффиксом –енн, -нн- пишется две буквы Н если причастие совершенного вида».
__________________________________________________________________
9. Определите ряд, в котором приведены только действительные причастия.
А. Дремлющий великан, прибывший поезд.
Б. Дышащий человек, прибывший поезд.
В. Раздуваемое ветром пламя, потупленный взор.
Г. Прочитанный рассказ, потемневший от пыли пиджак.
10. Определите ряд, в котором приведены только страдательные причастия настоящего времени.
А. Перепетый, воздвигнутый.
Б. умеющий, выпекаемый.
В. Передвигаемый, ведомый.
Г. Закрученный, обвиняемый.
11. Найдите предложение, в котором НЕ пишется раздельно с причастиями.
А. (Не)крашенный забор придавал дому скучный вид.
Б. (Не)погасший костер еще долго виднелся на вершине горы.
В. Горы, еще (не)освещенные солнцем, выделялись на просветленном небе.
Г. На темном фоне гор, покрытых (не)проходимыми лесами, проносились клочья тумана.
Контрольный диктант №3 по теме «Деепричастие».
Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.
Задания к тексту:
1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
3) Выполните морфемный разбор двух деепричастий.
Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.
Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.
Задания к тексту:
1) Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2) Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
Контрольный диктант №4 по теме «Наречие » .
Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол — западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.
На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.
Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.
(По К. Паустовскому)
Задания к тексту:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
2) Обозначьте орфограммы в наречиях:
1-й вариант: 2-й абзац;
2-й вариант: последний абзац.
Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота — мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие плошадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.
Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него — густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только заполночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.
(По К. Паустовскому)
Задания к тексту:
1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2) В тех же предложениях обозначьте части речи.
3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:
1-й вариант: изредка, досуха ;
2-й вариант: сначала, вплотную .
4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.
Контрольное тестирование по теме «Наречие».
Выберите номера правильных ответов, объясните свой выбор.
Какое из данных слов является наречием?
2. Правильно поставлено ударение в словах:
3. Наречие, обозначающее образ действия, есть в предложении:
а) Моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге.
б) Сейчас во всем мире идет озабоченный разговор о воде.
в) Дом бакенщика был совершенно недосягаем для весенних разливов.
4. Наречие, обозначающее место, есть в предложении:
а) Скоро из чащи послышался целый хор колокольчиков.
б) Серьезная попытка сделать лося домашним животным, тщательно
изучить его была предпринята в России.
в) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
5. Наречие, обозначающее время, есть в предложении:
а) Внезапно пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет.
б) В снежном лесу тихо позванивал колокольчик.
в) Я ехал с охоты вечером на беговых дрожках.
6. Наречие, обозначающее причину, есть в предложении:
а) Печорская лосиная ферма существует поныне, давая богатые
наблюдения для ученых.
б) Зимой в Барабинской степи среди одиноко торчащих полынок
встретились мне следы какой-то мышки.
в) Это сказано назло.
7. Наречие, обозначающее цель, есть в предложении:
а) Следы ведут все дальше и дальше.
б) Он это сделал нарочно, чтобы привлечь к себе внимание.
в) Яркое солнце поднялось ввысь, и алые лучи заиграли на водном
8. Наречие, обозначающее меру и степень, есть в предложении:
а) Всюду были слышны тревожные голоса мелких птиц.
б) Где-то далеко внизу шлепал колесами пароход, и его дымок едва
виднелся за островами.
в) Это место было слишком удобным и приятным.
9. Сравнительная степень наречия есть в словосочетании:
а) разгораясь ярче;
б) заговорил громче всех;
в) делать лучше всех.
10. Превосходная степень сравнения наречия есть в словосочетании:
а) прикасаться осторожнее всего;
11. Не пишется слитно в слове:
б) (не)сложно, а просто;
в) крайне (не)серьезно;
12. Не пишется раздельно в слове:
в) (не)громко, но четко;
г) отнюдь (не)красиво.
13. Буква И пишется в приставке наречия:
б) н..где (не бывать);
в) н..откуда (брать).
1 4. Буква Е пишется в приставке наречия:
а) н..чуть (не обиделся);
б) н..как (не узнает);
в) н..когда (заниматься);
15. Одна буква Н пишется в слове:
16. Две буквы НН пишутся в слове:
17. Наречие есть в предложении:
а) Войско противника рассеяно.
б) Девочка невнимательна и рассеянна.
в) Он смотрит задумчиво и рассеянно.
18. Буква О пишется в слове:
19. Буква Е пишется в словах:
20. Буква О пишется в слове:
21. Буква А пишется в слове:
22. Пишется через дефис наречие:
23. Пишется слитно наречие:
24. Пишутся раздельно наречия:
25. Мягкий знак не пишется в слове:
26. Неправильно определены морфологические признаки наречия:
а) Село Неветино издали (нареч., места, неизмен.) похоже на крылья
б) Сегодня (нареч., времени, неизмен.) день теплый.
в) Влажный ветер редко (нареч., причины, неизмен.) набегает волной.
Выберите номера правильных ответов, объясните свой выбор.
1. Какое из данных слов является наречием?
а) невыносимо (жгло);
б) зимой (холодной);
в) опустив (голову).
2. Правильно поставлено ударение в словах:
3. Наречие, обозначающее образ действия, есть в предложении:
а) Войска наши выступили накануне.
б) Из-за камышей медленно выплыла лодка.
в) Дорога повернула вправо.
4. Наречие, обозначающее место, есть в предложении:
а) Везде валялись журналы.
б) Она за эти годы мало изменилась.
в) Все деревья имели совершенно одинаковые кроны и стволы.
5. Наречие, обозначающее время, есть в предложении:
а) Ветер дул ровно и сильно.
б) Работа экспедиции началась в крайне тяжелых условиях.
в) Он тотчас позвонил.
6. Наречие, обозначающее причину, есть в предложении:
а) Вдали пред нами пестрели и цвели луга и нивы.
б) Он принял решение сгоряча.
в) Долго не находил я никакой дичи.
7. Наречие, обозначающее цель, есть в предложении:
а) Справа примыкают к нему [р. Яику] заволжские степи.
б) В селах издавна жили переселенцы с Украины.
в) Я сделал это нарочно.
8. Наречие, обозначающее меру и степень, есть в предложении:
а) Помчались кони, вдаль пустились.
б) Кругом кричали коростели.
в) Отец много курил.
9. Сравнительная степень наречия есть в словосочетании:
а) рассказываете интереснее всех;
б) стал сильнее всех;
10. Превосходная степень сравнения наречия есть в словосочетании:
а) мужественнее всех;
б) щебечут веселее;
11. Не пишется слитно в слове:
б) (не)глубоко, а мелко;
г) никому (не)понятно.
12. Не пишется раздельно в слове:
г) (не)высоко, а низко.
13. Буква И пишется в приставке наречия:
а) н..сколько (не удивился);
14. Буква Е пишется в приставке наречия:
а) н..когда (не говори);
б) н..откуда (не приходил);
в) н..где (ночевать).
15. Одна буква Н пишется в слове:
16. Две буквы НН пишутся в слове:
17. Наречие есть в предложении:
а) Класс сосредоточенно слушал объяснение учителя.
б) Лица всех были сосредоточенны и серьезны.
в) Войска были сосредоточены на равнине.
18. Буква О пишется в слове:
19. Буква Е пишется в слове:
20. Буква О пишется в слове:
21. Буква А пишется в слове:
22. Пишутся через дефис наречия:
23. Пишется слитно наречие:
24. Пишутся раздельно наречия:
25. Мягкий знак не пишется в слове:
26. Неправильно определены морфологические признаки наречия:
а) Он вначале (нареч., времени, неизмен.) совсем не хотел заниматься.
б) Близость разлуки втайне (нареч., цели, неизмен.) мучила его.
в) Женитьба его не переменила ничуть (нареч., степени, неизмен.).
Выберите номера правильных ответов, объясните свой выбор.
1. Какое из данных слов является наречием?
а) приближаясь (к роще);
б) тогда (встретил);
2. Правильно поставлено ударение в словах:
3. Наречие, обозначающее образ действия, есть в предложении:
а) Вадим поневоле отстал от своих товарищей.
б) Ребята весело общались.
в) Вскоре прозвенел звонок.
4. Наречие, обозначающее место, есть в предложении:
а) Дело чрезвычайно срочное.
б) Шорох гравия никогда не прекращался под стеной.
в) Слева расположился кот.
5. Наречие, обозначающее время, есть в предложении:
а) Дружбу заведут, кажется, навек.
б) Все весело рассмеялись.
в) Вверх поднималось солнце.
6. Наречие, обозначающее причину, есть в предложении:
а) Вокруг не было ни души.
б) Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой.
в) Сослепу я не заметил, что банка треснула.
7. Наречие, обозначающее цель, есть в предложении:
а) Сегодня над лесом занялся пожар.
б) И незачем совершать поздние прогулки.
в) Антипов побежал наверх.
8. Наречие, обозначающее меру и степень, есть в предложении:
а) Это чересчур умная книга.
б) Угрожающе рокочет море.
в) Впопыхах я оставил билет дома.
9. Сравнительная степень наречия есть в словосочетании:
а) выглядеть моложе всех;
б) стали слышней всего;
в) движемся медленнее.
10. Превосходная степень сравнения наречия есть в словосочетании:
а) раздается реже;
б) укутался плотнее всех;
в) копать глубже.
11. Не пишется слитно в слове:
б) вовсе (не)смешно;
г) (не)точно, а приблизительно.
12. Не пишется раздельно в слове:
б) (не)сильно, а слабо;
13. Буква И пишется в приставке наречия:
а) н..где (спрятаться);
б) н..почем (не узнать);
в) н..когда (было учиться).
14. Буква Е пишется в приставке наречия:
а) н..мало (не помышлял);
б) н..чуть (не интересуясь);
в) н..куда (положить).
15. Одна буква Н пишется в слове:
16. Две буквы НН пишутся в слове:
17. Наречие есть в предложении:
а) Гимнасты выполняли действия согласованно.
б) Действия учеников согласованны.
в) Решение согласовано с руководством.
18. Буква О пишется в слове:
19. Буква Е пишется в слове:
20. Буква О пишется в слове:
21. Буква А пишется в слове:
22. Пишутся через дефис наречия:
23. Пишется слитно наречие:
24. Пишутся раздельно наречия:
25. Мягкий знак не пишется в слове:
26. Неправильно определены морфологические признаки наречия:
а) Она говорила без умолку (нареч., образа действия, неизмен.).
б) Насилу (нареч., степени, неизмен.) его добудились.
в) Наутро (нареч., времени, неизмен.) погода прояснилась.
1. Укажите слово, называющее признак действия:
а) чтение вслух б) читать вслух
2. Найдите слово, называющее признак признака:
а) совершенно тихий б) произведение совершенно
3. Какое слово предложения является наречием?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
Он быстро вскочил, пробежался…
4. Найдите наречия меры и степени
а) по-дружески, по-медвежьи, вчетвером б) очень, весьма, совсем.
5. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно
а) места б) времени в) причины г) цели
6. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне
а) места б) времени в) причины г) цели
7. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»
а) меры и степени б) образа дейст.
8. К какой части речи принадлежат слова на – о в предложении: «Он отвечал на мой вопрос тихо, невыразительно»?
а) имя прил. б) наречие
9. К какой части речи принадлежит выделенная форма слова: «Рассказал интереснее всех»
а) наречие б) имя прилагательное
10. Укажите пример слитного написания НЕ с наречием
а) Яблоко от яблони (не)далеко падает.
б) (Не)мудрено взять, мудрено дать.
11. В данных наречиях в суффиксе пишется: а) О б) Ё:
горяч…; свеж…; хорош…
12. Укажите наречия с буквой О на конце:
а) направ…; запрост…; влев… б) изжелт…; добел…; справ…
13. В какой цепочке слов пишется НН?
а) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о
б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о
14. Сколько Н нужно написать в наречиях, образованных от слов «искусн…ый, неизвестн…ый, прелестн…ый»? а) 1 б) 2
15. Найдите случаи использования дефиса:
а) (по)больше б) (по)царски в) (по)моему мнению
16. Найдите случай слитного написания:
а) (в)крутую сваренные яйца б) (в)крутую попал переделку
17. Найдите предложение с наречием, пишущимся слитно:
а) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.
Б) Не разговаривай (во)время еды – наделаешь беды!
18.В каком ряду все наречия пишутся слитно?
А) (до)смерти, (на)ходу, (в)верх
Б) (во)первых, (без)умолку, (с)разбегу
В) (на)чисто, (в)ручную), (в)миг
Г) (на)совесть, (в)плотную, (в)начале
19. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?
А) (кое)где, (на) глазок, (в)третьих
Б) как(нибудь), (в)рукопашную, (по)двое
В)(по)дружески, (куда)то, (по)моему
Г) (на)днях, (на)удачу, (по)осеннему
20. В каком ряду на конце всех наречий пишется а?
А) издавн. докрасн. снов..
Б) волнующ. затемн. доверчив..
В) сначал. исправн. добел..
Г) досух. исправн. дословн..
21. В каком ряду на конце всех наречий пишется О?
А) влев. слев. угрожающ..
Б) горяч. ещ. певуч..
В) направ. свеж. запрост..
Г) умоляющ. справ. досрочн..
22. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А) нет н..где, н..куда не пошёл, н..чуть не испугался
Б) н..куда спешить, н..сколечко не устал,
В) н..откуда ждать, н..как не думал
Г) н..мало не сомневался, н..где искать
23. В каком ряду все слова состоят из приставки, корня и суффикса?
А) справа, свежо, скоро
Б) досрочно, добела, добро
В) вновь, влево, весело
Г) насухо, снова, досыта
23. В каких рядах на конце всех слов пишется Ь?
А) сплош. плащ. настеж..
Б) невтерпёж. вскач. стрич..
В) упасть навзнич. замуж. дремуч..
Г) ударить наотмаш. уйти проч. помощ..
25. В каком ряду НЕ с наречиями пишется раздельно?
А) выполнить (не)брежно, пришить (не)крепко
Б) поступить (не)лепо, говорить (не)громко
В) смотреть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить совсем (не)весело
Г) ничуть (не)радостно, взглянуть (не)дружелюбно
26. В каком ряду во всех словах пишется НН?
А) медле(н,нн)о, испуга(н,нн)о, взволнова(н,нн)о
Б) груст(н,нн)о, жалоб(н,нн)о, вниматель(н,нн)о
В) непринуждё(н,нн)о, присталь(н,нн)о, рассея(н,нн)о
Г) удивлё(н,нн)о, искус(н,нн)о, увлечё(н,нн)о
27. Укажите, в каких словах допущены ошибки.
А) сначало Б) дочерна В) попрежнему Г) неожиданно
Д) бок-о-бок Г) двигаться навстречу
Контрольный диктант №5 по теме «Предлог»
Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас из-под ног, тотчас исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. Дерево не шелохнётся. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Лес постепенно превращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. Золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как великолепен и ясен впоследствии становится день, когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине.
(По К. Паустовскому)
Задания к тексту:
1) Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
2) Подчеркните производные предлоги.
Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.
В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.
В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.
Контрольный диктант №6 по теме «Союз».
Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.
Этот немой язык — интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.
Дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Зато в этой полной тишине они, по-видимому, очень хорошо понимают друг друга.
В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит невдалеке. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней.
(По К. Паустовскому)
Задания к тексту:
1) Обозначьте грамматическую основу в выделенном предложении, начертите его схему (по вариантам).
2) Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.
Вследствие того, что деревенька, в которую я по ошибке заехал, находилась в стороне от центральной проезжей дороги, здесь было необычайно трудно сыскать хоть какой-нибудь попутный транспорт. В течение недели шли дожди, и выбираться было невозможно. Я уже начал раскаиваться в предпринятой мной затее, как вдруг на помощь мне пришел случай.
На рассвете мимо трактира пронеслась, поднимая причудливое облако быстро рассеявшейся пыли, на станцию коляска, которая привезла к поезду управляющего имением, находившимся недалеко от тех мест, куда я направлялся. Об этом мне сказала выглянувшая из распахнутого настежь окна хозяйка трактира. Когда коляска возвращалась обратно, я кинулся навстречу, и кучер, несмотря на небольшой крюк, который ему предстояло сделать ввиду того, что разлилась река, согласился подвезти меня.
В продолжение всего пути меня переполняли удивительные чувства, навеваемые ощущениями от быстрой езды и красотой окружающей природы. Сначала мы ехали вдоль извивающейся реки, в течении которой повсюду встречались пороги, затем полем, стелющимся по обеим сторонам дороги. В заключение путешествия мы пересекли не так давно посаженный лиственный лесок, где и располагался выстроенный в виде старинного средневекового замка помещичий дом.
Давно, мой друг, не катался я в коляске!
Контрольный диктант№ 7 по теме «Частица».
Солнце заходило. Закат был яркий, ясный, но спокойный. Ветер почти спадал. Какие-то птички шныряли с необыкновенной быстротой.
Я дошёл до узенькой, но необычайно быстрой речонки. Её звонкий лепет доносился до меня ещё издалека. Мне никогда не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как ни старался я держать равновесие, а пришлось всё-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды.
Дальше путь пошёл легче. Но уже падает мгла на землю. Если выйти теперь из освещённого жилья, то попадёшь в чёрную тьму.
Я решил заночевать на ровном месте под холмом, но уснуть долго не удавалось. На высокое небо вылез тонкий серп полумесяца. И только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь. Молодой месяц плывёт, будто быстрый корабль, волоча за собой лодку-звёздочку.
Не знаю, сколько проходит времени в восторженном наблюдении. Оно меня не интересует. Я даже не осознаю, что меня уже не жмёт, не давит. Но зато удивительным стало чувство слуха.
Задания к тексту:
1) Выполните морфемный разбор выделенных слов.
2) Какой частью речи является слово легче из первого предложения третьего абзаца?
3) Подчеркните все частицы.
Я живу в маленьком доме у моря. С высоких сосен всё время слетает и рассыпается в пыль снег. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке.
Море не замерло. Когда на море поднимаются волны, то слышен не шум прибоя, а шорох оседающего снега. Вокруг лежит тяжёлая мгла. Море уходит в чёрно-свинцовые дали. На нём не видно ни одного всплеска.
За слоем мглы лежит маленький рыбачий поселок. В посёлке этом сотни лет живут рыбаки, но так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно.
Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни приходилось узнавать о гибели товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело. Уступать морю нельзя.
(По К. Паустовскому)
Задания к тексту:
1) Подчеркните все частицы.
2) Выполните морфемный разбор выделенных слов.
Контрольный тест по разделу «Служебные части речи».
А1. Найдите ошибку в построении словосочетания.
обратите внимание на ошибки
предостеречь от неверного выбора
А2. Какое предложение содержит ошибку, связанную с неправильным построением словосочетания?
Благодаря стойкости и мужеству ленинградцев, блокадный город выстоял и победил.
Согласно указа директора нашей школы, все отличники освобождены от выпускных экзаменов.
Вопреки всем приложенным усилиям, сдать работу вовремя так и не удалось.
Наперекор общему мнению о невозможности её возвращения в спорт, гимназистка продолжала усиленные тренировки.
А3. В каком ряду представлены соединительные союзы?
или, либо, не то. — не то
и, как. — так и, не только. — но и
зато, то. — то, или. — или
А4. В каком ряду представлены причинные союзы?
для того чтобы, с тем чтобы
ввиду того что, потому что
как будто, точно
когда, пока, лишь только
А5. Какое из слов не является частицей?
А6. Какая частица является формообразующей?
А7. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?
Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.
(В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.
(В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.
(По)середине дороги двигался снегоочиститель.
А8. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?
Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
(В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.
(На)встречу выпускников старался прийти каждый.
Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.
А9. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?
Мы долго гуляли по городу, заходили в Эрмитаж и Русский музей, так(же) в Казанский собор.
Так(же), как и моя подруга, я хочу поехать в Прагу.
На празднике дети пели, танцевали, играли, а так(же)читали стихи.
Миша, Вова, а так(же) Коля приняли участие в городской олимпиаде по литературе.
А10. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?
Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)
Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)
Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),
Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)
А11. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?
Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.
Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.
Где я только н.. бывал!
Он н.. ризу н.. был в Петербурге.
А12. В каком предложении перед союзом И должна быть запятая?
Тем утром было тепло и солнечно и мы решили пойти купаться на наше озеро.
На школьных праздниках и концертах всегда выступают старшеклассники и малыши.
Они посмотрели все фильмы с участием этого актёра и прочитали все интервью, которые он давал в различных журналах и газетах.
Снег плотно укрыл землю своим белоснежным одеялом, накинул пушистые муфты на ветви деревьев и кустарников и надел снежные шапки на крыши домов.
А13. В каком предложении не должно быть запятой?
Мал золотник, да дорог.
Летом в лесу можно найти малину, да землянику.
Антон заходил к нам в гости не то в субботу, не то в воскресенье.
Имя А.С.Пушкина известно не только в России, но и во многих странах мира.
А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Честный исследователь н(1) может, чем бы он н(2) занимался, оказаться в ряду лжеучёных: он н(3) пойдёт н(4) на обман коллег, н(5) на искажение фактов.
2, 4, 5 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 4, 5
А15. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно.
Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.
(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.
Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
2,3 2) 1, 2, 4 3) 2, 4 4) 1, 3, 4
А17. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами ( ) и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А18. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады.
По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.
Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.
А19. В каком предложении на месте пропуска пишется ИИ?
Впоследств… всё выяснилось, и с него сняли ложные обвинения.
В течен… целой недели у Анфиски держалась высокая температура.
Вследств.. . затянувшихся дождей подниматься в горы было опасно.
В продолжен… всего разговора она упорно молчала.
7 кл. Ответы Контрольной работы по теме «Служебные части речи.
Определи, что выражает предлог как часть речи:
а) различные оттенки значений;
б) различные чувства;
в) отношение говорящего к высказываемому;
г) зависимость одного слова от другого.
Выбери пример, где допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного:
а) вопреки сомнению;
б) наперекор судьбы;
в) согласно приказу;
г) благодаря старанию;
Отметь падеж, с которым употребляются предлоги «.благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор».
4.Укажи ряд, в котором перечислены только производные предлоги:
а) наперекор, если, в доме
б) несмотря на, благодаря, в течение;
б) без устали, невзирая на, кроме;
в) около, мимо, через.
Укажи ряд, в котором производные предлоги пишутся слитно:
а) (в)место себя, (в)след уходящим, (на)счет отпуска,
б) (в)качестве сувенира, (по)мере приближения,
в) (по)среди поля, (в)целях самообороны
Укажи, в каком случае «(в)течени_» не является производным предлогом:
а) сдать работу (в)течени_ недели
б) идти (в)течени_ получаса
в) преодолеть препятствия (в)течени_ ручья
г) (в)течени_ месяца
Определи, какую функцию выполняет союз, как часть речи:
а) выражает оттенки эмоций
б) выражает отношение говорящего
в) связывает части сложного предложения или однородные члены
г) связывает члены предложения
Если союзом называется служебное слово, служащее для связи конструкций, то укажи, какие конструкции связываются.
а) Главное и зависимое слово в словосочетании.
б) Слова в словосочетании и предложении
в) Части (простые предложения) в составе сложного предложения, однородные члены предложения
Укажи предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения:
а) Лев Павлович на ходу, расстёгивая шубу, вынимал билет, чтобы предъявить его перронному контролёру.
б) Наш хлеб окончательно чёрен и чёрств.
в) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги
г) Иногда ему казалось, что он теряет сознание.
Укажи составной союз.
а) Даниил Андреев не только в стихах, поэмах, но и в прозаической «Розе Мира» — поэт.
б) Уже смеркалось, как он вернулся.
в) Звёзды видны, а месяц ещё не всходил.
Укажи вопросительные частицы:
а) именно, как раз;
б) неужели, разве;
в) вряд ли, едва ли;
Отметь предложения, в которых во всех случаях пишется «ни».
а) Я н__чуть н__испугался.
б) На небе н__облачка.
в) В тумане н__были видны н__строения, н__сады, н__люди.
г) Мне н_ разу н__удалось съездить в горы.
13. Выбери предложение, в котором употреблена частица «не».
а) Сколько волка н__корми, он всё в лес смотрит.
б) Н__исследованная до сих пор местность привлекала вин
в) Н__чем тебе похвалиться.
г) Он был н__рыба и__мясо.
14. Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.
а) По мере того 1 _ как приближался день нашего выступления _ 2
наше волнение _ 3 усиливалось.___________
б) Мы очень поздно вышли из дома _ 1 вследствие чего _ 2 не успели к открытию спартакиады.___________
в) Отряд остановился 1 _ так _ 2 как впереди была отвесная ска- ла.___________
г) Слышится _ 1 то шёпот _ 2 то осторожный шелест.___________
д) Судьба этих уникальных животных не может не волновать _ 1
не только ученых 2 _ но и всех защитников 3 _ и любителей природы. ___________
е) Для того _ 1 чтобы добраться до озера 2 _ потребовалось немало времени.___________
ж) Так _ 1 как брат вовремя не приобрёл билет 2 _ он не смог присутствовать на матче.___________
1. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Как (ни) старались китайцы сохранить тайны бумаговарения, их раскрыли.
А) ни (слитно),
Б) ни (раздельно),
в) не (через дефис).
2. Укажите предложение, в котором есть отрицательная частица НИ.
А) Нельзя было (н..)почувствовать сурового великолепия северной природы.
Б) Скучен день до вечера, коли делать (н..)чего.
В) Олжас сохранял спокойствие (н..)возмутимое.
Г) Я тебя (н..)кому в обиду (н..)дам.
Д) Как (н..)старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.
3. Укажите правильный вариант написания НЕ-НИ в предложении: Покорно, как ребенок, он слез с коня и остановился (н..)жив (н..)мертв перед Тарасом.
А) не (через дефис),
Б) ни (раздельно),
В) ни (слитно),
Г) не (слитно),
Д) не (раздельно).
4. Слитно пишутся предлоги:
А) (в)продолжение занятий, (в)течение суток,
Б) (в)силу обстоятельств, (в)заключение выступления,
В) работать (в)течение года, (в)целях повышения урожайности,
Г) (в)следствие снегопада, (на)счет подписки,
Д) (по)причине засухи, (по)мере необходимости.
5. Определите, в каком из предложений нет формообразующей частицы:
А) Что это она все смеется?
Б) Трудно представить, что бы со мною случилось.
В) Пусть бор бушует под дождем.
Г) Да здравствуют знания!
Д) Давайте завтра отправимся в парк.
6. Укажите вариант с написанием слова через дефис:
А) не было (ни)у(кого),
Б) рассказать кое(про)кого,
В) были(же) случаи,
Г) (кое)какой товар,
Д) пришел (ни)с(чем).
7. Определите предложение, в котором частица пишется раздельно:
А) Тебе(ль) с ним тягаться!
Б) «Точно так(с),» — промолвил Петр.
В) В последние дни погода была довольно(таки) сырая.
Г) Книгу(то) ты прочел?
Д) А роман все(таки) хорош!
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется раздельно:
А) Помириться с ним он все(таки) не захотел.
Б) Необходимо прийти (во)время.
В) Что(бы) ни говорили, а я выполню эту работу.
Г) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
Д) Смотри, кума, что(бы) не осрамиться.
9. Определите разряд модальных частиц в предложении:
Память оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда.
А) указательные,
Б) вопросительные,
В) уточняющие,
Г) усилительные,
Д) восклицательные.
10. Укажите ССП с противительным союзом:
А) Мы собирались ехать за город, наши родственники, гостившие у нас в это лето, также захотели ехать с нами.
Б) На реке было холодно и ветрено, зато рыба клевала.
В) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
Г) То птица из-под ног у них вспорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет.
Д) Раздался треск, да стон перенесся через поле.
11. Укажите ССП с разделительным союзом:
А) Еще напор и враг бежит.
Б) Не то вода была холодная не то мой охотничий пес молод и глуп.
В) Вздрагивали оконные рамы а в печных трубах дико завывало.
Г) Его не тянуло к подушке однако ж он уперся локтем в нее.
Д) Весь дом казался спящим несмотря на яркое освещение.
12. Выберите предложение, в котором предлог пишется раздельно:
А) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.
Б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.
В) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.
Г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.
Д) Дальнейший наш путь был утомителен и (в)следствие этого малоинтересен.
13. Какие частицы пишутся через дефис?
А) –бы, -ли, -же, -нибудь,
Б) –бы, -ли, -ка, -то,
В) -нибудь, -ка, либо-, -то,
Г) –ежели, -ка, кое-, -нибудь,
Д) –же, -либо, -бы, -ка.
14. Укажите предложение с производным союзом:
А) Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.
Б) Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера.
В) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали.
Г) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Д) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и быстро соскочили на землю.
15. Выберите пример, в котором правильным является раздельное написание.
А) Молод, (за)то талантлив.
Б) Может, птица какая-нибудь (в)роде цапли.
В) Его ценят (за)то, что умен.
Г) Предмет (на)подобие куба.
Д) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
📺 Видео
Как отличить отглагольное прилагательное и причастие | Русский язык ОГЭ Умскул 2022Скачать
Русский язык 7 класс (Урок№13 - Действительные и страдательные причастия.)Скачать
Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№12 - Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.)Скачать
Страдательное и действительное причастиеСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как писать НЕ с причастиями? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык. Причастный оборот. Как ставить запятые?Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Действительные и страдательные причастияСкачать
Залог причастий: действительный и страдательный | TutorOnlineСкачать
Что такое причастиеСкачать
НЕ с причастиямиСкачать
Русский язык. Правописание "НЕ" с причастиями. Видеоурок.Скачать