Открытый урок словосочетание 10 класс

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheska_razrabotka_otkrytogo_uroka_v_10_klasse_po_russkomu_yazyku._sintaksis_i_kultura_rechi.doc135 КБ

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях».

Цели урока : закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.

Вступительное слово учителя.

Цель занятий по русскому языку — закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:

Синтаксис и культура речи. Словосочетание.

Типы связи слов в словосочетаниях.

Запись темы урока в тетради.

— Определите цели нашего урока, исходя из темы.

Вспомним, что изучает синтаксис.

-Синтаксис изучает словосочетание и предложение.

2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).

3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.

Примечание : (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).

Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.

  1. определите тип связи слов в данных словосочетаниях:

в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).

Образец ответа № 1 :

словосочетание всей истории.

  1. Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей) ; это вопрос согласования.
  2. Зависимое слово – местоимение.
  3. Оба слова склоняются: всеми историями

Следовательно, тип связи – согласование.

Образец ответа № 2 :

словосочетание пришедшее из галактик

  1. Есть предлог – это управление .
  2. Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.

Образец ответа № 3 :

словосочетание наполняясь одновременно

  1. Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.
  1. Выберите из данных примеров только словосочетания.

Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.

— Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?

Ответ ученика . Около дома — это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.

— Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;

2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;

3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

4) составные словоформы: будет писать, более прочный;

5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.

  1. Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)

(1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики — родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.

(8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.

(9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.

1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).

4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).

7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).

9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;

4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;

8. Управление; 9. Стремительно помчался; 10. О чем думал

Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.

4. Слово учителя.

В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления — выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?

Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.

Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.

плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.

Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).

  1. Анализ таблицы «Трудные случаи управления»

(раздаточный материал. Теория.).

Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.

Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить (что?) проезд в автобусе.

Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.

Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .

Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском

Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына

Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.

Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке

Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.

Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?

  1. основные значения падежей и предлогов,
  1. лексическое значение слов.

5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)

6.Подведение итогов урока:

Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?

7. Домашнее задание:

-Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.

— решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3

-повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».

Видео:Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.Скачать

Русский язык 5 класс. Открытый урок Жаворонковой Е. А.

Открытый урок по русскому языку на тему «Словосочетание» (10 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1)Изучение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний; способах связи слов в словосочетании;

2)Отработка умения определять способы связи слов в словосочетании;

1)Развитие мышления и общеучебных навыков

2)Развитие познавательной самостоятельности;

3)Формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к чужому мнению,культуры учебного труда,требовательного отношения к себе и своей работе.

1.Организационный момент. 5 мин

Здравствуйте,ребята!Ярада вновь видеть вас! Перед тем ,как начать урок, я хотела бы всем пожелать ,чтобы наш сегодняшний урок вам запомнился надолго и стал полезным в жизни, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. (1 слайд)

Класс будет разделен на группы. ( Группа « Согласование», группа « Примыкание», группа « Управление») Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Да, сегодня мы изучим и обобщим словосочетание. (2 слайд)

А теперь ребята предположите ,каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему мы должны научиться?

Да,действительно, наша сегодняшняя наша цель изучить словосочетаниеи виды связи слов в словосочетаниях, научиться выделять словосочетания в составе предложения, определять способы связи слов в словосочетаниях.

2.Опрос домашнего задания … 3 мин

-Давайте вспомним тему нашего прошлого занятия.

-Какие части речи мы разбирали ?

-Скажите,что такое существительное ?

-Какие признаки имеет существительное (постоянные и непостоянные)

Непостоянные : число и падеж

3.Новая тема : Словосочетание 10 мин

Цель урока: Дать понятие о словосочетании, способах связи между ними (слайд).

Словосочетание — это слова, связанные между собой по смыслу и грамматически или только по смыслу.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставится вопрос к зависимому:

красная роза — роза какая?

красная; плыть по реке — плыть по чему?

по реке; рукава реглан — рукава какие? реглан.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов и строящаяся на основе подчинительной связи.

Словосочетание называет предметы, явления, действия и их признаки более точно, детально, конкретно, чем одно слово.

сестра — родная сестра;

идти — идти по тропинке; юбка — юбка в клетку.

Словосочетание в отличие от предложения не выражает законченной мысли и поэтому не имеет интонации сообщения. Словосочетания, объединяясь по смыслу, являются строительным материалом для предложения.

Задание 1. АЛГОРИТМ выполнения задания.

Молодцы ,ребята!Теперь перейдем к заданиям.

Сейчас,давай выполним задание

Каждая группа поработают над заданиями.

Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание

а) Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.

Выпишите из предложений словосочетания со связью согласование.

А) Рано утром над палатками плыл легкий туман.

В) Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что – нибудь.

3)Заменить данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование.

Тропинка в гору

Человек без совести

Вопрос по литературе

Портфель для школы

Парень с рыжими волосами

1.Определите в каком ряду все словосочетания со связью согласование

А)падающий снег,любимая игрушка,кто- то из нас.

Б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на соснах

В) свое присутствие,некоторые наречия ,придуманный мною

Как вы уже сказали, словосочетание – это основная единица синтаксиса .А что такое синтаксис?Давайте вспомним.

Ученик: Синтаксис изучает строение и грамматическое значение словосочетания и предложения. ( Двусоставное, простое, распространенное, полное, повествовательное.)

2. Правильно,давайте поработаем над этим предложением, сделайте синтаксический разбор предложения.

А вы, ребята, найдите в этом предложении словосочетания с разными видам связи.

( изучает строение,грамматическое значение, изучает значение, значение словоосочетания)

А какогоспособа связи нет в этом предложении?

Правильно ,придумайте словосочетания с видом связи примыкание

Летать высоко,отдыхать вечером,поступить по –дружески, ярко горят,громко поет.

3. А теперь давайте немножко отдохнем.

Физминутка для глаз

Мы немножко отдохнули, давайте продолжим.

Скажите, а можем ли мы,изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи? Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене.

1группа «ПРИМЫКАНИЕ» . Из согласования в управление: Соломенная крыша ,мамино платье, цветочный магазин, плавательный бассейн.

2 группа «СОГЛАСОВАНИЕ». Из управления в согласование: Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, отчет за год.

3 группа « УПРАВЛЕНИЕ» . Из управления в примыкание: С усердием трудился, говорил с восторгом, глядел с тревогой, жил без заботы.

А теперь давайте ребята поработаем над текстом. Выпишите из текста 2- 3 примера на каждый вид связи. (3 слайд)

Сегодня, перечисляя все ипостаси Абая — поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы — поражаешься универсальности его творческого гения, что, безусловно, роднит его с титанами Ренессанса (наверное, поэтому исследователи отмечают ренессансную природу его личности). (1 группа)

Жизнь Абая была небогата на события. Родился он 10 августа (29 июля по старому стилю) 1845 года в урочище Жидебай Семипалатинской губернии в семье главы влиятельного рода ТобыктыКунанбаяУскенбаева. Образование получил в семипалатинском медресе, некоторое время посещал русскую приходскую школу. В то же время непрерывное самообразование, страстная любовь к чтению и культ науки, которым пронизано все творчество казахского просветителя, компенсировали отсутствие блестящего образования.

В течение своей жизни Абай практически не покидал родных мест. Его становление как личности, поэта и мыслителя прошло вдали от культурных и интеллектуальных центров того времени. Круг его общения был ограничен соплеменниками, лишь изредка разряжаясь общением с русскими ссыльными, жившими в Семипалатинске. Быть может, это и обусловило своеобразие интеллектуального облика Абая, его индивидуальную творческую манеру, балансирующую на грани традиции народного мудреца, исламского мыслителя и современного интеллектуала.

Учитель: Скажите ,ребята, чему учит нас этот текс? Какова его основная мысль?

1.Ребята,а теперь я предлагаю вам составить синквейн на тему «итог», «мечта», «цель»,составьте синквейно нашем сегодняшнем уроке. Синквейн – это нерифмованное стихотворение , состоящее из пяти строчек.

Правила написания синквейна.

1 строчка- существительное , выражающее главную тему синквейна.

2 строчка -два прилагателных, выражающих главную мысль.

3 строчка -три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строчка — фраза, несущая определенный смысл.

5 строчка — ассоциация, синоним , который повторяет суть темы в 1-й строчке.

2. А теперь ,ребята, творческая работа. Вам нужно записать словосочетания, правильно подбирая существительные и прилагательные.

Ближний,близкий (друг,деревня); дружественный,дружеский,дружный ( привет государство, класс) ;враждебный, вражеский (разведчик, цель) ; искусный, искусственный ( работа, алмаз, бриллиант); благодарный, благодарственный (письмо,народ)(Паронимы близкие по звучанию , но различные по значению)

Каждая группа составляет кластер по теме «Абай Кунанбаев»

Мы в этом году отмечаем 175 летие великого казахского поэта и писателя Абай Кунанбаева.Каждая группа составляет и защищает кластер.

Ребята,вам было дано задание опережающее выучить стихотворение Абая Кунанбаева на трех языках.

1 группа – на русском

2 группа – на казахском

3 группа – на английском

Находим из стихотворения словосочетания.

5. Наш урок подходит к концу.Давайте закрепим нашу тему тестовыми заданиями

У каждого из вас на столе лежит тестовое задание.Выполняем , а потом проверяем себя по слайду

Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

1)Тяжелые шапки снега склонили вниз ветви.2)Снег падает вниз совершенно беззвучно, оставляя на белоснежной пелене под деревьями.

2 Замените словосочетание БЕТОННАЯ ДОРОГА, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом , как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая , что я уезжаю навсегда.

3.Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. Он подошел к ним ближе.Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении .

4.Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая ,забыв все на свете ,пронзительно свистела в только что купленный красный свисток.

5.Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку ,которая всегда висела на березке у ручья.

6.Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЕРНУЛ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Крышка прикрывала довольно глубокую яму , в которой были уложены длинные свертки из мешковины.Лешка потрогал верхний и испуганно отдернул руку

7.Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ.Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем.

8.Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ.Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей , что вырастал рядом с молодыми сосенками.

9.Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведенного ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ .Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Я долго стоял неподвижно,любуясь этим необыкновенным сюрпризом осени.

10. Словосочетание МАМИНУ РУКУ из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить знакомые слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей.

11.Словосочетание ГОВОРИТ РАДОСТНО из приведенного ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни.

12.Словосочетание СТЕКЛЯННАЯ БАНКА из приведенного ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ.Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

13.Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря , а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела не?

14. Замените словосочетание ДУШЕВНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО, построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ

На самом деле ни один из нас не зависел от другого , но душевное превосходство было на стороне Павлика.

6.РЕФЛЕКСИЯ. 10 мин

Скажите ,ребята, достигли ли мы поставленных целей, чему вы научились на уроке?

Было ли вам интересно на уроке?

Я попрошу прикрепить стикеры на светофор и выбрать цвет, который характеризует ваше отношение к уроку.

7.Домашнее задание и оценки. 7 мин

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,выписать все словосочетания из данного предложения.

В ясный ветре…ый день вдыхая запахи пробужде…ой земли мы брод…м по протал…нам тундры и наблюда…м массу пр…любопытных явлений из- под ног то и дело выбега…т пр…падая к земле куропатка сорвется и тут ( же) как подстрле…ый упадет на землю крошечный кулич…к.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Конспект открытого урока с элементами лекции в 10 классе на тему: «Словосочетание. Нормы управления»

Главная > Конспект

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

План-конспект открытого урока с элементами лекции

в 10 классе на тему:

«Словосочетание. Нормы управления» (2часа)

ЦЕЛЬ: закрепить сведения о нормах построения словосочетаний и предложений; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

ЗАДАЧИ: разобрать задания ЕГЭ В3 (словосочетание и типы связи слов в словосочетании), уметь находить в тексте словосочетания и определять тип связи в них.

Средства активации: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11кл. под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, М. «Просвещение», 2005г.

Мобилизующее начало урока.

Орфоэпическая разминка (расставить ударение в словах, записанных на доске):

Аэропорты, избалованный, иконопись, каталог, квартал, занята, клала, кухонный, звоним, краны, начал, начала, начали, перезвонит, торты, цепочка, черпать, шарфы.

1)Назовите основные единицы синтаксиса (словосочетание и предложение)

2)В чём отличие предложения от словосочетания? (функция; структура; интонационное оформление)

3)Назовите основные виды словосочетаний. Приведите примеры.

Синтаксический разбор предложения.

Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем , на лице бездельника вы всегда найдёте отпечаток недовольства и апатии . (Г. Гейне)

Обоснуйте постановку знаков препинания, выполните синтаксический разбор предложения (сложное предложение с двумя грамматическими основами);

Объясните написание НЕ в словах ( не занятый (чем?) делом прич. + завис. слово, не может (не с глаг.) );

Выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слово в каждом словосочетании.

Информация на проекторе:

Не являются словосочетаниями:

сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.;

сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.;

подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

составные словоформы: более светлый, будет ходить.

Способы подчинительной связи между словами

Существует три главных способа подчинительной связи между ком­понентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.

Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.

Запись в тетрадях:

Главное слово: существительное

прилагательное, причастие, местоимение, по­рядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морск ой берег_, морск ого берег а , морск ому берег у и т.д.

Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определен­ном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них (из пяти) и т.п.

Запись в тетрадях:

глагол и его формы

су­ществительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу и т.д.

Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и т.п.

Запись в тетрадях:

глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

любое неизменяемое знаменательное слово (на­речие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяе­мое прилагательное).

Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являют­ся зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Их следует отличать от личных местоимений, кото­рые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их.

🔥 Видео

Открытый урок по русскому языку 10 классСкачать

Открытый урок по русскому языку  10 класс

Открытый урок по русскому языку в 10 классе по теме: «Работа с текстом. Тип речи: рассуждение»Скачать

Открытый урок по русскому языку  в 10 классе по теме:  «Работа с текстом. Тип речи: рассуждение»

Урок русского языка, 10 класс, Краснова_В.И., 2009Скачать

Урок русского языка, 10 класс, Краснова_В.И., 2009

Урок литературы, 10 класс, Молоканова_Л. А., 2017Скачать

Урок литературы, 10 класс, Молоканова_Л. А., 2017

Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать

Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)

Учитель года 2022. Урок русского языка. Морозова А.К.Скачать

Учитель года 2022. Урок русского языка.  Морозова А.К.

Открытый урок Буренечевой С. Н. русский язык, 22 школаСкачать

Открытый урок Буренечевой С. Н. русский язык, 22 школа

Урок русского языка, Бобылева В. С., 2022Скачать

Урок русского языка, Бобылева В. С., 2022

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Английский язык 6 класс. Открытый урок Свириной Виктории ИгоревныСкачать

Английский язык 6 класс. Открытый урок Свириной Виктории Игоревны

Открытый урок от победителя конкурса «Учитель года России – 2020»Скачать

Открытый урок от победителя конкурса «Учитель года России – 2020»

Открытый урок 10 классСкачать

Открытый урок 10 класс

Имя существительное как часть речи. Видеоурок 16. Русский язык 10 классСкачать

Имя существительное как часть речи. Видеоурок 16. Русский язык 10 класс
Поделиться или сохранить к себе: