Видео:«Вечернее размышление о Божием величестве» М. Ломоносов. Анализ стихотворенияСкачать
Звездам числа нет, бездне дна.
Конспект урока по литературе № 10
Силлабо-тоническая система стихосложения (Часть 2)
Силлабо-тоническое стихосложение основано на закономерном чередовании ударных и безударных слогов в каждом единичном стихе, причём это чередование выдерживается на протяжении всего произведения.
В русской силлабо-тонике насчитывается пять размеров, которые в сочетании охватывают все возможные закономерности этого чередования. Размеры эти встречаются с разной частотой как на протяжении всей истории развития русской поэзии, так и в отдельные периоды её, но ни один из них не является пренебрегаемым, неупотребительным. Именно совокупность пяти размеров определяет область русского классического стихосложения.
Первую группу силлабо-тонических размеров составляют ямб и хорей. Возьмём, например отрывок из стихотворения Владислава Ходасевича «Не ямбом ли четырхстопным…» и посмотрим, как и на какие слоги падают в них сильные ударения:
«Не ямбом ли четырёхстопным,
Заветным ямбом, допотопным?
О чём, как не о нём самом –
О благодатном ямбе том?
С высот надзвездной Музикии
К нам ангелами занесён,
Он крепче всех твердынь России,
Славнее всех её знамён.
Из памяти изгрызли годы,
За что и кто в Хотине пал,
Но первый звук Хотинской оды
Нам первым криком жизни стал».
Обязательное ударение падает на восьмой слог, оно постоянное, константное. В большинстве строк ударение падает на второй слог, на четвёртый, на шестой. И ни разу ударение не падает ни на первый, ни на третий, ни на пятый, ни на седьмой слог.
Подсчёты ведутся до последнего ударного слога в каждом отдельном стихе. Безударные оканчивающие стих слоги в расчёт не принимаются.
Итак, закономерность обнаружить достаточно легко: в ямбе ударения падают на чётные слоги.
Если же мы рассмотрим хорей, то увидим, что ударения в нём падают на нечётные слоги. Например, стихотворение Владислава Ходасевича «Леди долго руки мыла…»:
«Леди долго руки мыла,
Леди крепко руки тёрла.
Эта леди не забыла
Окровавленного горла.
Леди, леди! Вы как птица
Бьётесь на бессонном ложе.
Триста лет уж вам не спится –
Мне лет шесть не спится тоже».
В этом стихотворении ударения падают на нечётные слоги, поэтому это хорей.
Итак, первая группа русских силлабо-тонических размеров – ямб и хорей – отличаются друг от друга тем, что первый из них – чётноударный, а второй – нечётноударный. Именно это выделяет двусложные размеры русского стихосложения.
Силлабо-тоническая система, возникавшая в России в 30-е годы восемнадцатого века, базировалась на двух основных источниках: с одной стороны, это были интуитивные эксперименты В. К. Тридиаковского, пытавшегося упорядочить расположение ударений в силлабическом стихе так, чтобы он выглядел более правильным и более урегулированным; с другой стороны, это была теория Ломоносова, который перенёс в русскую поэзию немецкую силлабо-тонику.
К началу сороковых годов, после различных проб, теория Ломоносова получила явное предпочтение в практической поэзии, а в 1752 году Тредиаковский в начале собрания своих стихов «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою Василья Тредиаковского» поместил трактат «Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 году исправленный и дополненный», где уже теоретически осмыслил и привёл в окончательную систему искания как собственные, так и Ломоносова, и других поэтов того времени.
Эта окончательная система исходила из того, что русское стихосложение должно быть максимально урегулированным. Как известно, немецкий язык обладает разветвлённой системой вспомогательных ударений, слово в нём может нести не одно ударение, а несколько. Поэтому чётноударность (или нечётноударность) в немецком стихе соблюдалась гораздо более строго, и ударения в большинстве случаев приходились на каждый чётный (или же нечётный) слог. Потому там могло быть дано и соответствующее объяснение своему стихосложению: оно основано на строгом чередовании ударных и безударных слогов.
Подобному очень строго урегулированному размеру было легко найти объяснение в античной стихотворческой и стиховедческой терминологии, согласно которой это было сочетание краткого слога с долгим, называемое ямбической стопой, если ударение падало на чётные слоги. Стих можно было составить из какого-то количества ямбических стоп, и именно стопа была показателем размера.
На первых порах, вслед за немецкими теоретиками и античной классификацией стиха шли и русские поэты. Ломоносов прямо говорил: «Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимаясь тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Их нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах…». Трудность задачи понятна: слова в русском языке построены иначе, чем в немецком или английском, — на каждый ударный слог здесь приходится не один, как там, а два безударных. Но принцип оказывался выше трудностей, и в самом начале существования новой русской поэзии наиболее почтенными оказывались стихотворения, в которых заполнялся ударением каждый чётный (когда речь шла о ямбе) слог. Таково, к примеру начало одного из самых знаменитых стихотворений Ломоносова – «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»:
Лице своё скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
В этих замечательных стихах правильность ямбических стоп соблюдена безукоризненно. Однако в том же самом стихотворении эта правильность соблюдена далеко не полностью:
Видео:Открылась бездна, звезд полна... (Ода М.В.Ломоносова)Скачать
Ямб. Основные понятия
Кажется, нет ничего проще, чем описать самый распространенный метр русской поэзии – ямб. Имеющийся на этом сайте справочник дает следующую информацию:
1. ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге (а в стихе в целом – на четных слогах)
2. ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха.
Казалось бы, все ясно. Возьмем какой-нибудь живой пример русского ямба. И вот тут-то и начинается…
Первая строка «Онегина» — «мой дядя самых честных правил» — все укладывается в учебную схему четырехстопного ямба (-+ -+ -+ -+ -) где + — ударный слог, а — — безударный. Но попробуем сделать то же со второй строкой «Онегина»:
«когдА не в шУтку занемОг» — прозвучало только три ударения! И все равно это такой же ямб. Больше того, таких строчек, с тремя ударениями в четырехстопном ямбе, у Пушкина (да и у других русских поэтов) гораздо больше, чем полноударных. Но мало того, есть четырехстопный ямб, где вместо четырех «полагающихся» ударений звучат только два:
«переграждЁнная НевА» (Пушкин)
«и клАнялся непринуждЁнно» (Пушкин)
«и очарОванную дАль» (Блок).
Но это ещё полбеды. в таком же четырехстопном ямбе может звучать не 4 ударения, а 5 (!):
«ГрОм пУшек, тОпот, ржАнье, стОн» (Пушкин),
или ударения могут стоять «не на своих местах»:
«РУсь, опоЯсана рекАми (первое ударение – не на месте) (Блок)
Получается такое количество исключений, за которым правила уже не разглядеть. Поэтому придется объяснять теорию русского ямба несколько иначе, чем это обычно делается.
Русский ямб – «составной», «композитный» двусложный метр. Эта «композитность», в сущности, относится ко всей русской силлабо-тонике, за исключением, может быть, только редких метров, типа «кольцовского пятисложника», но об этом потом. Ямб строится из различных двусложных стоп. А их в русском стихе всего четыре. Это собственно ямб (-+), хорей (+-), пиррихий (—) (два безударных слога), спондей (++) (два ударных слога). Главная стопа ямба – собственно ямбическая, но наряду с ней почти постоянно присутствуют другие виды стоп, особенно пиррихий.
Все дело в длине слов. Некогда считалось, что настоящий ямб должен быть строго полноударным и состоять из одних ямбических стоп. Так думал одно время Ломоносов. Поэтому он писал стихи, состоявшие из коротких слов, строго выдерживая порядок ударений:
«открЫлась бЕздна, звЁзд полнА,
звездАм числА нет, бЕздне днА»
Такие стихи звучат отрывисто и жестко, как удары метронома. Если же в стихе окажется хоть одно длинное слово, то неизбежно появление безударных стоп:
«возлЮбленная тишинА»
да и просто среднего, не короткого слова достаточно для этого:
«и вЕют дрЕвними повЕрьями
еЁ упрУгие шелкА»
Итак, наряду с ямбом почти всегда присутствует пиррихий (безударная стопа). В классическом четырехстопном ямбе обычен один пиррихий на строку, возможны два, теоретически возможны три. Их положение в строке может быть различным. В примере «возлюбленная тишина» ситуация следующая: ямб – пиррихий – пиррихий – ямб. Разнообразное и меняющееся положение пиррихиев определяет ритмический рисунок стиха. Опять – к Пушкину:
«Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова»
Вы можете сами расставить ударения, и определить, где стоят пиррихии.
Кто попробовал, может проверить – нечетные строки этого отрывка полноударные, в них только ямбы, пиррихиев нет. А в четных строках – по два пиррихия! В результате нечетные строки звучат медленнее и жестче, как сдерживающая сила, а в четных слышится прорывающееся движение. Впрочем, это мои субъективные ассоциации, не они важны, но то, что звучание полноударных строк и строк со всего двумя ударениями – разное. Чередуясь, они создают особенный ритм. Если кто-то захочет, может поделиться своим восприятием этого ритма.
А как быть с ударениями «лишними», или «стоящими не на месте»? Они образуются за счёт включения в стих спондеев и хореев. Пушкинское:
«Швед, русский, колет, рубит, режет» — классический пример четырехстопного ямба, где первая стопа – спондей (два ударения подряд!). Это нужно для резкого и экспрессивного изображения, как здесь, в отрывке из «Полтавы». Итак, можно определиться – ямб есть двусложный метр, главной стопой которого является ямбическая. Либо же, как в начале нашего рассуждения — ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (где «полагается» быть ударениям).
Все отклонения от полноударной схемы ямба – составляют, согласно Андрею Белому, «живую силу художественной речи, ритм, противящийся механическому стуку метронома». В годы Серебряного века многие увлекались теоретическим экспериментам, и молодой Набоков, находившийся тогда под сильным влиянием Андрея Белого, написал экспериментальный полусонет «Большая Медведица»:
Был грозен волн полночный рёв…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.
Семь звёздочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле.
Тот, кто сможет, нарисовав по строчкам метрическую схему этого стихотворения (Я — ямб, П – пиррихий, С – спондей), найти и отметить все пиррихии этого стихотворения, тот, соединив их прямыми линиями, увидит контур созвездия Большой Медведицы.
Видео:Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна (к/ф "Михайло Ломоносов")Скачать
Михаил Ломоносов — Вечернее размышление: Стих
Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.
Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносова
Произведение «Вечернее размышление» Михаила Васильевича Ломоносова было создано в период, когда автор находился под стражей из-за щекотливой конфликтной ситуации с иностранным профессором.
Стихотворение написано в 1743 году. Его автору исполнилось 32 года, жажду к получению знаний он удовлетворяет в двух гимназиях и стольких же университетах (один из которых заграничный). Углубленно занимается физикой, химией, спустя пару лет станет профессором химии. Женат, отец маленькой дочери. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 8 строф. Поэт размышляет о Божием величии, наблюдая северное сияние. Само явление видел он много раз, еще на малой родине. В ткань стихотворения вплетены самые передовые на тот момент теории о возникновении северного сияния (в предпоследней строфе – его собственная гипотеза об электрической природе явления: волны бьют в эфир). Лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор, призывающий в свидетели читателя.
Олицетворения: день скрывает лице, тучных гор, пар рождал пожар. Эпитеты: мрачна ночь, тонкий пламень, полночных стран (это еще и метонимия), жирна мгла, быстрый зрак. Афористическими строками этой оды стали слова о бездне, полной звезд. Вся вторая строфа – череда сравнений. «Уста премудрых»: имеются в виду ученые. Далее перечисляются основные гипотезы: о множестве населенных планет (это его собственная), версии Х. Вольфа и натуралистов из города Бреславля. Начиная с 4 строфы, строки пестрят вопросительными знаками. Пытливый ум поэта ищет объяснения. В финальной строфе он заключает: сомнений полон ваш ответ. Своеобразная полемика с учеными разных стран. Он даже почти задиристо задает им вопросы, на которые, пожалуй, и до сих пор наука не ответила: коль пространен свет? Несведом (неведом) тварей вам конец? И завершает выводом: кто ж знает! Он вопрошает, кажется, и представителей иных миров, и саму природу. Величие Бога беспредельно и не поддается оценке. Перед человеком стоит неизмеримость бездны познания. Инверсия: зыблет луч, взошла тень, открылась бездна. Зефир – ветер, эфир – распространенная в XVIII веке теория о разлитом в пространстве эфире, являющемся обменной средой для всего существующего.
Свое «Вечернее размышление» М. Ломоносов многократно переделывал, чтобы оно соответствовало самым актуальным открытиям науки в области физических явлений.
💡 Видео
Большая ЗВЁЗДОЧКА. Обновлённый вариантСкачать
Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать
Вечернее размышление о божием величии — Михаил Ломоносов — читает Павел БесединСкачать
Вечернее размышление о Божием величестве при случае...Скачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
М. Ломоносов "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"Скачать
Литература 9 класс. Стихотворения М. В. ЛомоносоваСкачать
Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать
15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать
Стихи вагантов, актуальные во все времена — Михайло ЛомоносовСкачать
Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать
М.В.Ломоносов. Литература. 9 класс.Скачать
Тоническое и силлабическое стихосложения | Институт НавыковСкачать