Открылась бездна звезд полна ударение

Видео:«Вечернее размышление о Божием величестве» М. Ломоносов. Анализ стихотворенияСкачать

«Вечернее размышление о Божием величестве» М. Ломоносов. Анализ стихотворения

Звездам числа нет, бездне дна.

Конспект урока по литературе № 10

Силлабо-тоническая система стихосложения (Часть 2)

Силлабо-тоническое стихосложение основано на закономерном чередовании ударных и безударных слогов в каждом единичном стихе, причём это чередование выдерживается на протяжении всего произведения.

В русской силлабо-тонике насчитывается пять размеров, которые в сочетании охватывают все возможные закономерности этого чередования. Размеры эти встречаются с разной частотой как на протяжении всей истории развития русской поэзии, так и в отдельные периоды её, но ни один из них не является пренебрегаемым, неупотребительным. Именно совокупность пяти размеров определяет область русского классического стихосложения.

Первую группу силлабо-тонических размеров составляют ямб и хорей. Возьмём, например отрывок из стихотворения Владислава Ходасевича «Не ямбом ли четырхстопным…» и посмотрим, как и на какие слоги падают в них сильные ударения:

«Не ямбом ли четырёхстопным,

Заветным ямбом, допотопным?

О чём, как не о нём самом –

О благодатном ямбе том?

С высот надзвездной Музикии

К нам ангелами занесён,

Он крепче всех твердынь России,

Славнее всех её знамён.

Из памяти изгрызли годы,

За что и кто в Хотине пал,

Но первый звук Хотинской оды

Нам первым криком жизни стал».

Обязательное ударение падает на восьмой слог, оно постоянное, константное. В большинстве строк ударение падает на второй слог, на четвёртый, на шестой. И ни разу ударение не падает ни на первый, ни на третий, ни на пятый, ни на седьмой слог.

Подсчёты ведутся до последнего ударного слога в каждом отдельном стихе. Безударные оканчивающие стих слоги в расчёт не принимаются.

Итак, закономерность обнаружить достаточно легко: в ямбе ударения падают на чётные слоги.

Если же мы рассмотрим хорей, то увидим, что ударения в нём падают на нечётные слоги. Например, стихотворение Владислава Ходасевича «Леди долго руки мыла…»:

«Леди долго руки мыла,

Леди крепко руки тёрла.

Эта леди не забыла

Окровавленного горла.

Леди, леди! Вы как птица

Бьётесь на бессонном ложе.

Триста лет уж вам не спится –

Мне лет шесть не спится тоже».

В этом стихотворении ударения падают на нечётные слоги, поэтому это хорей.

Итак, первая группа русских силлабо-тонических размеров – ямб и хорей – отличаются друг от друга тем, что первый из них – чётноударный, а второй – нечётноударный. Именно это выделяет двусложные размеры русского стихосложения.

Силлабо-тоническая система, возникавшая в России в 30-е годы восемнадцатого века, базировалась на двух основных источниках: с одной стороны, это были интуитивные эксперименты В. К. Тридиаковского, пытавшегося упорядочить расположение ударений в силлабическом стихе так, чтобы он выглядел более правильным и более урегулированным; с другой стороны, это была теория Ломоносова, который перенёс в русскую поэзию немецкую силлабо-тонику.

К началу сороковых годов, после различных проб, теория Ломоносова получила явное предпочтение в практической поэзии, а в 1752 году Тредиаковский в начале собрания своих стихов «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою Василья Тредиаковского» поместил трактат «Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 году исправленный и дополненный», где уже теоретически осмыслил и привёл в окончательную систему искания как собственные, так и Ломоносова, и других поэтов того времени.

Эта окончательная система исходила из того, что русское стихосложение должно быть максимально урегулированным. Как известно, немецкий язык обладает разветвлённой системой вспомогательных ударений, слово в нём может нести не одно ударение, а несколько. Поэтому чётноударность (или нечётноударность) в немецком стихе соблюдалась гораздо более строго, и ударения в большинстве случаев приходились на каждый чётный (или же нечётный) слог. Потому там могло быть дано и соответствующее объяснение своему стихосложению: оно основано на строгом чередовании ударных и безударных слогов.

Подобному очень строго урегулированному размеру было легко найти объяснение в античной стихотворческой и стиховедческой терминологии, согласно которой это было сочетание краткого слога с долгим, называемое ямбической стопой, если ударение падало на чётные слоги. Стих можно было составить из какого-то количества ямбических стоп, и именно стопа была показателем размера.

На первых порах, вслед за немецкими теоретиками и античной классификацией стиха шли и русские поэты. Ломоносов прямо говорил: «Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимаясь тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Их нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах…». Трудность задачи понятна: слова в русском языке построены иначе, чем в немецком или английском, — на каждый ударный слог здесь приходится не один, как там, а два безударных. Но принцип оказывался выше трудностей, и в самом начале существования новой русской поэзии наиболее почтенными оказывались стихотворения, в которых заполнялся ударением каждый чётный (когда речь шла о ямбе) слог. Таково, к примеру начало одного из самых знаменитых стихотворений Ломоносова – «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»:

Лице своё скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы чорна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

В этих замечательных стихах правильность ямбических стоп соблюдена безукоризненно. Однако в том же самом стихотворении эта правильность соблюдена далеко не полностью:

Видео:Открылась бездна, звезд полна... (Ода М.В.Ломоносова)Скачать

Открылась бездна, звезд полна... (Ода М.В.Ломоносова)

Ямб. Основные понятия

Кажется, нет ничего проще, чем описать самый распространенный метр русской поэзии – ямб. Имеющийся на этом сайте справочник дает следующую информацию:
1. ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге (а в стихе в целом – на четных слогах)
2. ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха.
Казалось бы, все ясно. Возьмем какой-нибудь живой пример русского ямба. И вот тут-то и начинается…

Первая строка «Онегина» — «мой дядя самых честных правил» — все укладывается в учебную схему четырехстопного ямба (-+ -+ -+ -+ -) где + — ударный слог, а — — безударный. Но попробуем сделать то же со второй строкой «Онегина»:
«когдА не в шУтку занемОг» — прозвучало только три ударения! И все равно это такой же ямб. Больше того, таких строчек, с тремя ударениями в четырехстопном ямбе, у Пушкина (да и у других русских поэтов) гораздо больше, чем полноударных. Но мало того, есть четырехстопный ямб, где вместо четырех «полагающихся» ударений звучат только два:
«переграждЁнная НевА» (Пушкин)
«и клАнялся непринуждЁнно» (Пушкин)
«и очарОванную дАль» (Блок).
Но это ещё полбеды. в таком же четырехстопном ямбе может звучать не 4 ударения, а 5 (!):
«ГрОм пУшек, тОпот, ржАнье, стОн» (Пушкин),
или ударения могут стоять «не на своих местах»:
«РУсь, опоЯсана рекАми (первое ударение – не на месте) (Блок)
Получается такое количество исключений, за которым правила уже не разглядеть. Поэтому придется объяснять теорию русского ямба несколько иначе, чем это обычно делается.

Русский ямб – «составной», «композитный» двусложный метр. Эта «композитность», в сущности, относится ко всей русской силлабо-тонике, за исключением, может быть, только редких метров, типа «кольцовского пятисложника», но об этом потом. Ямб строится из различных двусложных стоп. А их в русском стихе всего четыре. Это собственно ямб (-+), хорей (+-), пиррихий (—) (два безударных слога), спондей (++) (два ударных слога). Главная стопа ямба – собственно ямбическая, но наряду с ней почти постоянно присутствуют другие виды стоп, особенно пиррихий.

Все дело в длине слов. Некогда считалось, что настоящий ямб должен быть строго полноударным и состоять из одних ямбических стоп. Так думал одно время Ломоносов. Поэтому он писал стихи, состоявшие из коротких слов, строго выдерживая порядок ударений:
«открЫлась бЕздна, звЁзд полнА,
звездАм числА нет, бЕздне днА»
Такие стихи звучат отрывисто и жестко, как удары метронома. Если же в стихе окажется хоть одно длинное слово, то неизбежно появление безударных стоп:
«возлЮбленная тишинА»
да и просто среднего, не короткого слова достаточно для этого:
«и вЕют дрЕвними повЕрьями
еЁ упрУгие шелкА»
Итак, наряду с ямбом почти всегда присутствует пиррихий (безударная стопа). В классическом четырехстопном ямбе обычен один пиррихий на строку, возможны два, теоретически возможны три. Их положение в строке может быть различным. В примере «возлюбленная тишина» ситуация следующая: ямб – пиррихий – пиррихий – ямб. Разнообразное и меняющееся положение пиррихиев определяет ритмический рисунок стиха. Опять – к Пушкину:
«Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова»
Вы можете сами расставить ударения, и определить, где стоят пиррихии.

Кто попробовал, может проверить – нечетные строки этого отрывка полноударные, в них только ямбы, пиррихиев нет. А в четных строках – по два пиррихия! В результате нечетные строки звучат медленнее и жестче, как сдерживающая сила, а в четных слышится прорывающееся движение. Впрочем, это мои субъективные ассоциации, не они важны, но то, что звучание полноударных строк и строк со всего двумя ударениями – разное. Чередуясь, они создают особенный ритм. Если кто-то захочет, может поделиться своим восприятием этого ритма.

А как быть с ударениями «лишними», или «стоящими не на месте»? Они образуются за счёт включения в стих спондеев и хореев. Пушкинское:
«Швед, русский, колет, рубит, режет» — классический пример четырехстопного ямба, где первая стопа – спондей (два ударения подряд!). Это нужно для резкого и экспрессивного изображения, как здесь, в отрывке из «Полтавы». Итак, можно определиться – ямб есть двусложный метр, главной стопой которого является ямбическая. Либо же, как в начале нашего рассуждения — ямб – стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха (где «полагается» быть ударениям).

Все отклонения от полноударной схемы ямба – составляют, согласно Андрею Белому, «живую силу художественной речи, ритм, противящийся механическому стуку метронома». В годы Серебряного века многие увлекались теоретическим экспериментам, и молодой Набоков, находившийся тогда под сильным влиянием Андрея Белого, написал экспериментальный полусонет «Большая Медведица»:

Был грозен волн полночный рёв…
Семь девушек на взморье ждали
невозвратившихся челнов
и, руки заломив, рыдали.

Семь звёздочек в суровой мгле
над рыбаками четко встали
и указали путь к земле.

Тот, кто сможет, нарисовав по строчкам метрическую схему этого стихотворения (Я — ямб, П – пиррихий, С – спондей), найти и отметить все пиррихии этого стихотворения, тот, соединив их прямыми линиями, увидит контур созвездия Большой Медведицы.

Видео:Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна (к/ф "Михайло Ломоносов")Скачать

Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна (к/ф "Михайло Ломоносов")

Михаил Ломоносов — Вечернее размышление: Стих

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносова

Произведение «Вечернее размышление» Михаила Васильевича Ломоносова было создано в период, когда автор находился под стражей из-за щекотливой конфликтной ситуации с иностранным профессором.

Стихотворение написано в 1743 году. Его автору исполнилось 32 года, жажду к получению знаний он удовлетворяет в двух гимназиях и стольких же университетах (один из которых заграничный). Углубленно занимается физикой, химией, спустя пару лет станет профессором химии. Женат, отец маленькой дочери. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 8 строф. Поэт размышляет о Божием величии, наблюдая северное сияние. Само явление видел он много раз, еще на малой родине. В ткань стихотворения вплетены самые передовые на тот момент теории о возникновении северного сияния (в предпоследней строфе – его собственная гипотеза об электрической природе явления: волны бьют в эфир). Лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор, призывающий в свидетели читателя.

Олицетворения: день скрывает лице, тучных гор, пар рождал пожар. Эпитеты: мрачна ночь, тонкий пламень, полночных стран (это еще и метонимия), жирна мгла, быстрый зрак. Афористическими строками этой оды стали слова о бездне, полной звезд. Вся вторая строфа – череда сравнений. «Уста премудрых»: имеются в виду ученые. Далее перечисляются основные гипотезы: о множестве населенных планет (это его собственная), версии Х. Вольфа и натуралистов из города Бреславля. Начиная с 4 строфы, строки пестрят вопросительными знаками. Пытливый ум поэта ищет объяснения. В финальной строфе он заключает: сомнений полон ваш ответ. Своеобразная полемика с учеными разных стран. Он даже почти задиристо задает им вопросы, на которые, пожалуй, и до сих пор наука не ответила: коль пространен свет? Несведом (неведом) тварей вам конец? И завершает выводом: кто ж знает! Он вопрошает, кажется, и представителей иных миров, и саму природу. Величие Бога беспредельно и не поддается оценке. Перед человеком стоит неизмеримость бездны познания. Инверсия: зыблет луч, взошла тень, открылась бездна. Зефир – ветер, эфир – распространенная в XVIII веке теория о разлитом в пространстве эфире, являющемся обменной средой для всего существующего.

Свое «Вечернее размышление» М. Ломоносов многократно переделывал, чтобы оно соответствовало самым актуальным открытиям науки в области физических явлений.

💡 Видео

Большая ЗВЁЗДОЧКА. Обновлённый вариантСкачать

Большая ЗВЁЗДОЧКА. Обновлённый вариант

Где правильно поставить ударение Тест на знание ударений русского языка Подготовка к ВПРСкачать

Где правильно поставить ударение  Тест на знание ударений русского языка  Подготовка к ВПР

Вечернее размышление о божием величии — Михаил Ломоносов — читает Павел БесединСкачать

Вечернее размышление о божием величии — Михаил Ломоносов  —  читает Павел Беседин

Вечернее размышление о Божием величестве при случае...Скачать

Вечернее размышление о Божием величестве при случае...

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать

УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать

Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать

Русскйй язык. Ударение в русском языке. Видеоурок

М. Ломоносов "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"Скачать

М. Ломоносов "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"

Литература 9 класс. Стихотворения М. В. ЛомоносоваСкачать

Литература 9 класс. Стихотворения М. В.  Ломоносова

Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать

Русский язык. Фонетика. Ударение

15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать

15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]

Стихи вагантов, актуальные во все времена — Михайло ЛомоносовСкачать

Стихи вагантов, актуальные во все времена — Михайло Ломоносов

Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать

Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]

М.В.Ломоносов. Литература. 9 класс.Скачать

М.В.Ломоносов. Литература. 9 класс.

Тоническое и силлабическое стихосложения | Институт НавыковСкачать

Тоническое и силлабическое стихосложения | Институт Навыков
Поделиться или сохранить к себе: