Отдельные слова или словосочетания что это

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Отдельные слова или словосочетания что это

11.1. Общие правила цитирования

11.1.1. Источник цитаты

Им должно быть цитируемое издание (произведение), а не издание (произведение) другого автора, где цитируемый текст приведен в качестве выдержки (об исключении см. 11.1.2).

При нескольких (многих) изданиях цитируемого произведения рекомендуется выбирать в качестве источника текстологически авторитетное издание (напр, акад. собр. соч.), если задачей текста не обусловлено цитирование другого издания (разбираемого, критикуемого и т.п.).

В.И.Ленина принято цитировать по Полн. собр. соч. (5-е изд.), К. Маркса и Ф. Энгельса -по 2-му изд. их Соч.

11.1.2. Цитирование по цитате

Как правило, запрещается. Допустимо в качестве исключения, если:

1) первоисточник недоступен или его разыскание крайне затруднено;

2) цитируется публиковавшийся архивный документ и воспроизведение текста по архивному первоисточнику может неправомерно придать цитированию характер архивного разыскания;

3) цитируемый текст стал известен по записи слов автора в воспоминаниях другого лица.

Примечание. Об оформлении ссылок на источник цитаты по цитате см. 25.21.3.

11.1.3. Основные условия смысловой точности цитирования

1. Цитирование логически законченного фрагмента текста, т.е. с полнотой, которая гарантировала бы неизменность передачи смысла в источнике и цитате (без произвольного обрыва цитируемого текста, без выдергивания слов и фраз из контекста источника, когда то и другое ведет к изменению смысла или оттенка смысла источника). 2. Отбрасывание ради экономии места не нужных для целей цитирования слов цитаты только в случае, когда это не влияет на ее смысл.

11.1.4. Приемы проверки смысловой точности цитирования

Знакомство с цитатой в источнике в широком контексте и сопоставление смысла цитаты в полном виде и с опущенными словами.

11.1.5. Условия буквальной точности цитирования

Цитата должна слово в слово, буква в букву, знак препинания в знак препинания следовать источнику, за некоторыми исключениями-см. ниже, 11.1 6-11.1.9.

11.1.6. Орфография и пунктуация в цитатах

Текст цитаты, как правило, приводится в соответствии с правилами и нормами орфографии и пунктуации, действующими в момент издания. Например:

В источнике:

В цитате:

западно-европейский

западноевропейский

Исключения: 1. Сохраняют инд. особенности орфографии и пунктуации автора, написания слов, характерные для стиля автора или эпохи.

2. Не исправляют опечатки и ошибки в цитатах из произведений печати, современных выпускаемому изданию, помещая после неверно написанного слова (словосочетания) вопросительный знак в круглых скобках или правильно написанное слово (словосочетание) в прямых скобках. Например:

Сам же Муравьев пишет; “Можно начать быть лоцманом, но при этом знать досконально кильватер [фарватер!] и чувствовать возможности незнакомого корабля”.

Допустимо также исправлять явные опечатки при условии, что исправление оговаривается в примечании, но это целесообразно делать лишь в случаях, когда цитирующему надо прокомментировать ошибку в цитате.

11.1.7. Сокращения в цитатах

Разрешается произвольно сокращенные в источнике слова, а также слова, которые сокращены в цитате, но не сокращаются в основном тексте, писать развернуто, заключая дополненные части слов в прямые или угловые скобки и опуская точку как знак сокращения. Например: т[ак] к[ак]; п[отому] ч[то]; Н.Г.Чернышевский пишет, что у него “ ..утвердилось мнение, заимствованное из «Отеч[ественных] записок». ” 8 .

При цитировании документов обычно угловыми скобками обозначается зачеркнутый текст, а прямыми скобками — развернутые цитирующим сокращенные слова.

Когда сокращенные слова легко понимаются читателем, не вызывают недоразумений при чтении и не нарушают единообразия сокращений в издании, развертывать сокращенные слова нецелесообразно. Нежелательно развертывать сокращенные слова, если сокращенное написание передает особенность произношения пишущим названия, имени и отчества и т.п.

11.1.9. Купюры в цитатах

Можно опустить одно или несколько слов или даже предложений, если мысль автора цитаты не исказится и если читатель будет оповещен о купюре многоточием на месте опущенных слов и многоточием в угловых скобках на месте опущенных предложений. См. 11.5.

11.1.9. Цитирование отдельных слов и словосочетаний

При таком цитировании многоточие допустимо не ставить, ибо читателю и без того ясно, что перед цитируемыми словами и после них опушены слова. Например:

Печорин говорит, что он “в напрасной борьбе” уже “истощил и жар души и постоянство воли”. (Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л , 1969, с. 285).

Однако пропуск слова внутри цитируемого словосочетания обозначается многоточием.

11.1.10. Изменение падежа слов в цитате . против первоисточника

Такое отклонение от первоисточника возможно в случаях, когда цитируются отдельные слова и словосочетания. Например:

В источнике:

При цитировании:

“Это был высший пункт развития первой рабочей революции против царизма” (Ленин В. И. Поли, собр. соч., т. 42, с. 200).

Он был одним из руководителей Декабрьского вооруженного восстания в Москве, явившегося, по определению В И Ленина, ^высшим пунктом развития первой рабочей революции против царизма”.

11.1.11. Дополнение знаками

В стихотворную цитату, набранную как проза внутри основного текста в подбор с ним, вводят для обозначения стихотворных строк одинарную или двойную косую черту либо одинарную или двойную вертикальную линейку на местах, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака — тоже. Например:

. Благодаря своей сопричастности искусству, акту поэтического творчества. (“С немым торжеством на лице// Открываю грани стиха. ”).

11.1.12. Выделения в цитате

1. Желательно сохранять форму выделения источника. Если же по техническим причинам это невозможно, то допускается заменять такую форму иной, близкой по силе, с оговоркой один раз в примечании. Например:

“. В деле художественной критики Крамской есть истинный Белинский”, -писал В.В.Стасов (в источнике — полужирный)

2. Выделение слов цитирующим обязательно помечают или оговаривают в сноске. Например: Примечание у первой цитаты из одного источника: * Везде в не оговоренных случаях курсив в цитатах наш.

3. Выделения слов, принадлежащие автору цитаты, оговаривать не требуется, за исключением случаев, когда в цитатах из одного источника лишь несколько авт. выделений и много выделений цитирующего. Тогда лучше, экономнее пометить авт. выделения, а выделения цитирующего оговорить в примечании либо применить разные формы выделения, оговорив только форму выделения слов цитирующим. Предпочтительнее по возможности разная форма выделений автором и цитирующим с указанием об этом в примечании. Например: Цитата (курсив — автора цитаты, п/ж — наш). Если издание могут читать и не последовательно, целесообразнее все оговорки о выделениях помещать не в примечании, а в конце предисловия, либо на обороте титульного листа, после списка сокращений, т.е. в месте, которое читатель наверняка не пропустит.

11.1.13. Выделение цитат

Выделять желательно многострочные и особенно многоабзацные цитаты, т.к., читая их, читатель нередко теряет ориентировку и тратит время на выяснение вопроса: кончилась ли уже цитата или нет. Формы выделения цитат: а) втяжка, если цитата не превышает страницы; б) втяжка с вертикальной линейкой в ней, если цитата занимает больше страницы и может быть не видна читателю, когда цитата целиком занимает страницу; в) набор шрифтом меньшего кегля (например, петит или боргес при корпусе) в тех же случаях, что и в п. “б”; г) набор шрифтом другой гарнитуры в тех же случаях, что и в п. “б”.

11.2. Употребление кавычек

11.2.1. Цитаты, заключаемые в кавычки

Набранные так же, как основной текст, стоящие внутри него цитаты заключают в кавычки, чтобы показать границы каждой — начало и конец.

11.2.2. Цитаты, не заключаемые в кавычки

Это цитаты, графически отграниченные от основного текста: 1. Выделенные шрифтовым или нешрифтовым способом (шрифтом другого кегля, рисунка, начертания; втяжкой; напечатанные иной, чем основной текст, краской), если по контексту читателю ясно, что перед ним цитата. Например: Пушкин писал жене; Что-то дети мои и книги мои? 2. Взятые из стихотворных произведений с сохранением деления на стихотворные строки и набранные на более узкий, чем основной текст, формат или шрифтом пониженного по сравнению с шрифтом основного текста кегля. Например:

Вспомним пушкинские строки; Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.

3. Цитаты-эпиграфы, если они не сопровождаются каким-либо нецитатным текстом.

11.2.3. Место кавычек

Кавычки, отграничивающие цитату, ставят только в начале и конце ее независимо от размера цитаты и числа абзацев в ней.

11.2.4. Рисунок кавычек

1 Цитаты заключаются в кавычки такого же рисунка, что и применяемые в основном тексте в качестве основных. 2 Если внутри цитаты есть слова (словосочетания), в свою очередь заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки — обычно елочки “ ”, внутренние —лапки и )

Правильно:

Допустимо:

Пушкин писал Дельвигу:

“Жду «Цыганов» и тотчас тисну”

“Цыганы” мои не продаются вовсе”,

— сетовал Пушкин

Если по техническим причинам невозможен набор кавычек другого рисунка, кавычки одного рисунка рядом не повторяют. Например, непра вильно: ““Цыганы” мои не продаются вовсе”, — сетовал Пушкин. Чтобы при этом не затруднять чтения, желательно выделить цитаты каким-нибудь способом, сняв внешние кавычки, напр, набрать цитаты со втяжкой и с абзацного отступа.

Примечание. Возможный, хотя и малоприменяемый вариант — набор внешних кавычек другим начертанием — например, полужирным, или внутренних кавычек — одинарными кавычками ( )

3 Если в цитате встречаются кавычки “третьей ступени”, т.е. внутри заключенных в кавычки словосочетаний цитаты есть, в свою очередь, слова, взятые в кавычки, в качестве последних рекомендуются кавычки второго рисунка, т.е. “лапки”.

М.М.Бахтин писал: “Тришатов рассказывает подростку о своей любви к музыке и развивает перед ним замысел оперы: „Послушайте, любите вы музыку? Я ужасно люблю. Если бы я сочинял оперу, то, знаете, я бы взял сюжет из „Фауста». Я очень люблю эту тему»”.

11.3. Абзацы при цитировании

11.3.1. Внутрицитатные абзацы

Сохраняются, как в источнике, кроме случаев, когда цитаты включают лишь незначительную часть текста обоих абзацев (например, последнюю фразу одного и начальную фразу другого).

11.3.2. Цитаты, начинающиеся с абзацного отступа

1. Цитаты из двух и более абзацев.

2. Цитаты, значение которых хотят особо подчеркнуть.

3. Цитаты, начинающие собой абзац основного текста.

11.4. Прописные и строчные буквы в начале цитаты

11.4.1. Цитаты, начинающиеся с прописной буквы

1. Стоящие после двоеточия в середине фразы, если и в источнике они начинались с прописной буквы (текст цитируется с начала предложения). Например:

В источнике:

В цитате:

Избегайте ученых терминов.

Пушкин советовал: “Избегайте ученых терминов. ”

2. Начинающие собой фразу и идущие после точки, завершающей предшествующее предложение основного текста, даже если первые слова цитируемого предложения опущены. Например:

В источнике:

В цитате:

А поэзия, прости господи, должна быть глуповата.

Здесь уместно напомнить пушкинские слова. “. .Поэзия. должна быть глуповата”, — писал поэт.

3. Начинающиеся с имени собственного, даже если в цитате опущены начальные слова цитируемого предложения и она идет после двоеточия. Например:

В источнике:

В цитате:

Углубляясь в его книги, узнаю, что сам Пруст восторгался Рескином, Жорж Санд

Моруа писал: “. Пруст восторгался Рескином, Жорж Санд”.

11.4.2. Цитаты, начинающиеся со строчной буквы

Это цитаты: 1. С опущенными первыми словами начального предложения, стоящие в середине фразы основного текста (как после двоеточия, так и без него), начинающиеся именем нарицательным. Например:

В источнике:

В цитате:

Согласен с Вами, что предисловие есть пустословие довольно скучное. А. С- Пушкин

Пушкин писал: “. предисловие есть пустословие довольно скучное. ” Пушкин соглашался с тем, что “. предисловие есть пустословие. ”

2. Без опущенных первых слов начального предложения, но включенные в синтаксический строй фразы основного текста, стоящие в ее середине или конце, не после двоеточия, с первым словом не именем собственным. Например:

В источнике:

В цитате:

В простоте слова — самая великая мудрость.

А. М. Горький писал, что “в простоте слова — самая великая мудрость”.

11.5. Многоточие как знак пропуска текста в цитате

11.5.1. Замена многоточием других знаков препинания

Многоточие заменяет такие знаки препинания перед опускаемым текстом в цитате, как запятая, двоеточие, точка с запятой, тире. Недопустимо заменять одну из точек многоточия каким-либо из этих знаков или сочетать многоточие с любым из них.

В источнике:

Правильно в цитате:

А поэзия, прости господи, должна быть глуповата.

“А поэзия. должна быть глуповата”, — писал Пушкин. Неправильно в цитате: “А поэзия. должна быть. ”; “А поэзия. должна быть. ” ; “А поэзия. должна быть. ”

11.5.2. Сочетание многоточия с другими знаками препинания

Многоточие может сочетаться с такими знаками препинания, как точка, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, в следующих случаях:

1. Точку с запитой ставят после многоточия, когда в тексте приводится перечень цитат с опущенными в конце каждой словами или с опущенными начальными словами, выделенных не кавычками, а каким-либо шрифтовым или нешрифтовым способом (сочетаются многоточие цитат и точка с запятой авт. текста, в который цитаты включены).Например:

Не обособляются определения при личном местоимении, если определение по смыслу связано не только с подлежащим, но и со сказуемым, например: Он выходит из задник комнат уже окончательно расстроенный. ; Я прихожу к вечеру усталый, голодный.

Граф Илья Андреевич. в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву; . Пришел Разиетнов с Деикой Ушаковым,

2. Точку, восклицательный или вопросительный знак, многоточие ставят перед многоточием с отбивкой от него, когда одно предложение цитаты приводится полностью (оно и заканчивается одним из перечисленных в начале пункта знаков), а начальные слова следующего предложения цитаты опущены. Это позволяет читателю получить точное представление о структуре цитируемого текста. Например:

В источнике;

В цитате;

Мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника,

погода прояснилась.

“Мы вышли из сакли. . Погода прояснилась. ”“Мы вышли Погода прояснилась. ”

11.5.3. Многоточие в начале и в конце абзаце в многоабзацной цитаты

Если в конце абзаца многоабзацной цитаты опущены слова, такой абзац заканчивается многоточием, а если при этом в начале следующего абзаца опущены слова (первое слово), то он начинается многоточием. Структура текста цитаты не меняется: она делится на абзацы так же, как в источнике. Например:

Первый абзац цитаты с опущенными в конце словами . . Второй абзац цитаты с опущенным начальным словом или начальными словами.

11.5.4. Многоточие в угловых скобках

Такое многоточие, заменяющее текст из одного или нескольких предложений, опущенный при цитировании:

1. Сочетается с точкой, если предшествующее предложение цитаты приводится целиком, и с многоточием, если в конце предшествующего предложения цитаты или начале последующего предложения опущены слова. Например:

Полное предложение цитаты. Полное предложение цитаты.

Предложение цитаты с опущенными в конце словами (последним словом). . Предложение цитаты с опущенными начальными словами (первым словом).

2. Выделяется в самостоятельный абзац, если им заменяется абзац между абзацами цитируемого текста. Например:

Первый абзац цитируемого текста.

Третий абзац цитируемого текста.

3. Ставится в начале и (или) конце абзаца цитируемого текста, если опущены предложения в начале и (или) конце этого абзаца. Например;

Первый абзац цитируемого текста.

Второй абзац цитируемого текста с опущенным начальным и конечным предложением.

Третий абзац цитируемого текста.

11.5.5. Слитное и раздельное написание многоточия с текстом

1. Многоточие в начале фразы пишется слитно с последующим словом. Например:

Мы вышли из сакли. . Погода прояснилась.

2. Многоточие в середине и конце фразы пишется слитно с предшествующим словом. Например:

Мы вышли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

В обоих случаях (п. 1 и 2), если в машинописном оригинале многоточие напечатано с пробелом перед текстом или после него, следует пометить его корректурным знаком “уничтожить пробел”.

3. Многоточие в угловых скобках рекомендуется набирать с отбивкой от предшествующего и последующего текста. Например:

Цитата. Цитата. Цитата.

11.6. Примечания при цитатах

11.6.1. Смысловые пояснения и замечания цитирующего

Об их оформлении см. в 27.3.6.

11.6.2. Указания о принадлежности выделений в цитате

Указания типа Курсив мой; Разрядка моя; Выделено мною; Подчеркнуто мною оформляют так же, как смысловые пояснения и замечания цитирующего (см. 27 3.6). Например;

“. Мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой для выражения себя. ” (курсив наш. — М. Ш.).

11.6.3. Расшифровка местоимений, аббревиатур

Такие примечания обычно заключают в прямые скобки и помещают за словом (словосочетанием), к которому они относятся, не указывая инициалов имени и фамилии цитирующего, т.к. принадлежность примечаний ясна читателю по смыслу и прямым скобкам. Например:

“. Нет сомнения, что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык. ”

11.6.4. Вопросительный или восклицательный знак как примечание

Ставится после слова или словосочетания цитаты, к которому относится, в круглых скобках без словесных помет в случаях, когда цитирующему надо высказать сомнение, иронически указать на ошибку, выразить восторг от какого-либо места в цитате. Вопросительный знак обычно имеет отрицательную окраску, восклицательный — положительную. Например;

“Этюд в углу зала принадлежит Репину ( 7 )”, — читаем мы там.

11.7. Знаки препинания в фразе, заканчивающейся цитатой

11.7.1. Двоеточие после слов цитирующего перед цитатой

Если слова цитирующего вводят цитату в текст, предупреждают читателя о ней. Например:

И.С.Никитин писал: “. не читать -для меня значит не жить. ”

Двоеточие не ставится:

1. Если внутри цитаты или после нее идут слова цитирующего, также вводящие цитату в текст. В этом случае текст перед цитатой отделяют от нее точкой. Например:

Ярко сказал об этом Никитин. “. Не* читать — для меня значит не жить. ” — писал поэт Н.И.Второпу.

2. Если цитата выступает как дополнение к тексту перед нейили как часть придаточного, начавшегося перед ней. Например:

С.И.Вавилов требовал “. всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг”.

С.И.Вавилов считал, что надо “. всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг”.

11.7.2. Точка после закрывающих цитату кавычек

1. Если перед закрывающими кавычками не стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак; при этом точка может быть перенесена за ссылку, если последняя следует непосредственно за цитатой. Например:

А.Н.Соколов пишет: “Непонимание есть отсутствие объединения”, “. объединения” (с. 140).

2. Если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак, но цитата не является самостоятельным предложением (выступает как член того предложения, в которое включена; обычно такие цитаты — часть придаточного предложения). Например:

Гоголь писал о Манилове, что “на взгляд он был человек видный. ”.

11.7.3. Отсутствие знака препинания после закрывающих цитату кавычек

Знак препинания не ставится:

1. Если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак, а цитата, заключенная в кавычки, является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от слов цитирующего). Например:

Печорин писал: “Я не помню утра более голубого и свежего!”

Печорин признавался: “Я иногда себя презираю. ”

Печорин спрашивает: “И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?”

То же, если самостоятельным предложением заканчивается цитата, первое предложение которой начинается со строчной буквы. Например:

Печорин размышляет: “. зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов! Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие. ”

2. Если перед закрывающими цитату кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак, а цитата не является самостоятельным предложением и после всей фразы с цитатой должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак. Например:

Лермонтов восклицает в предисловии, что это “старая и жалкая шутка 1 ”

11.8. Знаки препинания в фразе с цитатой посередине

11.8.1. Двоеточие перед цитатой

Ставится или не ставится по тем же правилам, что и в фразе, заканчивающейся цитатой (см. 11.7.1).

11.8.2. Запятая, после закрывающих цитату кавычек

Ставится, если по условиям контекста последующий текст должен быть отделен запятой, в частности:

1) цитата входит в состав деепричастного оборота, который ею кончается, или придаточного предложения, также завершающегося цитатой; например:

Так, девятиклассники, прочитав фразу: “Особенно зорко охраняли англичане морской путь в Индию”, спрашивали себя. (цитатой заканчивается деепричастный оборот);

2) за цитатой следует вторая часть сложного предложения, а цитата с предшествующим текстом является первой его частью; например:

Несколько редакторов читали следующий текст: “Особенно волнуют молодого читателя книги, в которых он ищет ответы на жизненно важные вопросы”, и никто из них не заметил грубой логической погрешности (текст за цитатой — второе предюжение в составе сложного пред южения);

3) цитата входит в состав главного предложения, а за нею идет придаточное и т.п.; например:

И тогда приходится читать: “Зритель встретится с Е.Вициным. ”, хотя Вицина зовут Георгии.

11.8.3. Тире после закрывающих цитату кавычек

1. Если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не полагается (в частности, в тексте перед цитатой стоит подлежащее, а в тексте после нее сказуемое или перед цитатой находится один однородный член, а после нее присоединяемый союзом и другой). Например:

Автор после фразы: “Управление социалистическим производством строится на научной основе” — так цитирует.

2. Если в конце цитаты поставлено многоточие, восклицательныйили вопросительный знак. Например:

Когда литсотрудник подписывал ответ на вопрос читателя: “Сохраняются ли витамины в фруктовых соках?” — он, по-видимому, не был озабочен.

3. Если тире необходимо по условиям контекста (в частности, текст перед цитатой — подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, а текст после цитаты — сказуемое, присоединенное словом значит или также выраженное неопределенной формой глагола. Например:

Сказать: “чувственное представление и есть существующая вне нас действительность” — значит вернуться к юмизму.

11.8.4. Место знаков препинания после стихотворной цитаты

Если цитата воспроизводится с соблюдением стихотворных строк источника, знак препинания, относящийся ко всему тексту с цитатой, помещают в конце последней стихотворной строки, а не перед словами цитирующего. Например:

В формально грамматическом отношении конструкции

Мечты не шевелят наш ум,

потомок оскорбит наш прах — ОДНОТИПНЫ.

11.9. Знаки препинания в фразе со словами цитирующего внутри цитаты

11.9.1. На месте разрыва цитаты — запятая, точка с запятой, двоеточие, тире

В этом случае, а также при отсутствии знаков препинания на месте разрыва слова цитирующего отделяют от текста цитаты с обеих сторон запятой и тире (,—). Например:

В источнике:

В издании с цитатой.

Я стал неспособен к благородным порывам.

“Я, — признается Печорин,—стал неспособен к благородным порывам. ”

11.9.2. На месте разрыва цитаты — точка

В этом случае перед словами цитирующего ставят запятую и тире (,—), а после этих слов — точку и тире (.—), начиная вторую часть с прописной буквы.

В источнике:

В издании с цитатой:

. Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой.

“. Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова, — заключает Печорин. — Я готов на все жертвы, кроме этой. ”

11.9.3. На месте разрыва цитаты — вопросительный или восклицательный знак

В этом случае перед словами цитирующего оставляют вопросительный или восклицательный знак и тире (? —; ! —), а после слов цитирующего ставят точку и тире С —), начиная вторую часть цитаты с прописной буквы, или запятую и тире (,—), начиная вторую часть цитаты со строчной буквы, если в источнике текст после вопросительного (восклицательного) знака начинается со строчной буквы. Например:

В источнике:

В издании с цитатой:

Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и других. Я стал неспособен к благородным порывам; я боюсь казаться смешным самому себе. . Прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет вновь.

“Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и других. — признается Печорин. — Я стал неспособен к благородным порывам. ” “. Прости любовь! — пишет Печорин в своем журнале, — мое сердце превращается в камень. ”

11.9.4. На месте разрыва цитаты — многоточие

В этом случае перед словами цитирующего ставят многоточие и тире (. —), а после слов цитирующего — запятую и тире (,

), если в источнике текст после многоточия начинался со строчной буквы, и точку и тире (.—), если в источнике текст после многоточия начинался с прописной буквы.

В источнике:

В издании с цитатой:

Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и других.

Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие. Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышеи.

“Я иногда себя презираю. — признается Печорин, — не ottoi о ли я презираю и других. “Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие. — ищет объяснения Печорин. — Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышеи. ”

11.9.5. В словах цитирующего два глагола, один относится к первой части цитаты, другой — ко второй

В этом случае после первой части цитаты ставят запятую и тире (,—), точку и тире (.—), многоточие и тире (. —), восклицательный (вопросительный) знак и тире (?—;!—) в зависимости от контекста, а после слов цитирующего — двоеточие и тире (: —). Например:

“Я иногда себя презираю. не оттого ли я презираю и других? — спрашивает Печорин и признается: — Я стал неспособен к благородным порывам” (текст в источнике см. выше).

11.10. Знаки препинания в фразе, начинающейся цитатой

11.10.1. Запятая и тире после цитаты

Ставят, если в источнике текст цитаты заканчивается точкой. Например:

В источнике:

В цитате:

. Я боюсь показаться смешным самому себе. . Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть.

“. Я боюсь показаться смешным самому себе”, — писал Печорин.

11.10.2. Тире после цитаты

Ставят, если в источнике текст цитаты заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком. Например:

“Я иногда себя презираю. ” — признается Печорин.

Примечание. Место знаков препинания после стихотворной цитаты см. в 11.8.4.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются

Словосочетание – синтаксическая единица, которая представляет собой соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Отдельные слова или словосочетания что это

Словосочетания объединяют два или несколько слов по смыслу или грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Разновидности словосочетаний

Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

  • В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным, прилагательным, местоимением, числительным, например: стол отца, участник соревнований, зелёная лужайка, яркий от солнца, черный от горя, очень красивый, третий слева, пяти книг, мы с вами, чем-то страшным.
  • В глагольных словосочетаниях главное слово выражено глаголом, а также причастием и деепричастием: увидеть с вершины, попросить тетрадь, подождать у вокзала, плачущий от обиды, загоревший на солнце, грустно глядя, сердито отвечая.
  • В наречных словосочетаниях главное слово — наречие: очень тепло, абсолютно внезапно, вблизи от сада, недалеко от города.

    Отдельные слова или словосочетания что это

    Следует помнить, что словосочетания могут быть:

    • неделимыми: они в предложении являются одним членом предложения: Великая Отечественная война, Герой России, мать с отцом, пятеро медвежат, кружка молока и т.п.;
    • синонимичными: это словосочетание типа «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное»: снежная (какая?) баба — баба(какая?) из снега; спортивный (какой?) зал — стадион (какой?) для спорта.

    Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

    Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

    Способы связи слов в словосочетании

    Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:

    • на предмет и его признак (холодный дождь, бодрый вид);
    • на действие и предмет, на который это действие переходит (смотреть кино, петь песни);
    • на действие и его признак (говорить вполголоса, выглядеть прекрасно).

    Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.

    Отдельные слова или словосочетания что это

    Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).

    Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.

    Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.

    При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.

    Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.

    Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.

    Отдельные слова или словосочетания что это

    Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

    Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

    Синтаксический разбор словосочетания

    Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).

    I. Выделить словосочетание из предложения.
    II. Охарактеризовать строение словосочетания:
    а) указать главное и зависимое слова;
    б) назвать части речи, которыми они выражены;
    в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
    III. Определить грамматическое значение словосочетания.

    Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).

    Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
    Отдельные слова или словосочетания что это

    Пример:

    Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

    Устный разбор

    В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

    1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
    2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
    3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

    Письменный разбор
    Отдельные слова или словосочетания что это

    Отдельные слова или словосочетания что это

    Отличие словосочетания от сочетания слов

    Следует различать словосочетания и сочетания слов:

  • 1. сочетание самостоятельного слова со служебным (предлогом, частицей): около леса, рядом с домом; пусть пишет, хотел бы.
  • 2. фразеологические сочетания: бить баклуши; сломя голову; ни жив, ни мертв;
  • 3. сочетание подлежащего и сказуемого: Октябрь наступил;
  • 4. обособленные, уточняющие и присоединительные члены предложения: Онегин, добрый мой приятель, родился на берегах Невы (А. Пушкин) (Онегин, добрый — не словосочетание).

    Видео:чем словосочетание отличается от слова ,фразеологизмСкачать

    чем словосочетание отличается от слова ,фразеологизм

    Свободные и несвободные словосочетания

    В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).

    В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
    Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:

    • с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
    • с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
    • с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
    • с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.

    Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать

    Словосочетание - что это такое

    Что не является словосочетаниями

    Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.

  • сочетание подлежащего и сказуемого (ученик написал, учитель сказал);
  • сочетание однородных членов предложения (то дождь, то снег; друг, а не враг; старшие и младшие);
  • слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени): будем петь, пускай выучит, самый долгий;
  • конструкции, состоящие из слов с относящимся к нему обособленным членом, например: Усталая, я не решалась лечь; Расставаясь, они не плакали.;
  • сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день, дуб дубом, пень пнём;
  • сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
  • сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне, по причине болезни, вдоль дороги, в течение ночи, благодаря старанию. Предыдущая

    Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Словосочетания: согласование, управление, примыкание

    Виды связей в словосочетаниях

    Отдельные слова или словосочетания что это

    О чем эта статья:

    Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

    Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

    Понятие словосочетания

    Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

    Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

    В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

    Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

    при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

    при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

    по смыслу: бегает (как?) быстро.

    Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

    Согласование, управление, примыкание

    Основные виды словосочетаний

    По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

    Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

    Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

    словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

    словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

    комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

    Существует три вида связи между словами в словосочетании:

    согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

    управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

    примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

    По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

    синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

    синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

    Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

    Чей?, Какой?, Который? — определительные.

    Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

    Кого?, Чего? — объектные.

    Подарок (кому?) подруге.

    Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

    Гулять (где?) в парке.

    Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

    Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

    Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

    Глагольные словосочетания

    Глагольные словосочетания с именем существительным:

    беспредложные (читать книгу),

    предложные (говорить об искусстве).

    Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

    Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

    В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

    Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

    Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

    Именные словосочетания

    Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

    С именами существительными:

    беспредложные (письмо родителям);

    предложные (прогулка по лесу).

    С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

    С наречиями (прогулка верхом).

    С инфинитивом (желание учиться).

    Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

    С именами существительными:

    беспредложные (довольный ответом);

    предложные ( способный к музыке).

    С наречиями (очень интересный).

    С инфинитивом (способный работать).

    Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

    Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

    Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

    Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

    Наречные словосочетания

    Словосочетания с наречием (очень удачно).

    Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

    К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

    Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

    Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

    Слова с предлогами: около стола, возле дома.

    Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

    Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

    Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

    Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

    Видео:Словосочетания: зачем и как искать?Скачать

    Словосочетания: зачем и как искать?

    Примеры словосочетаний со связью согласования

    Существительное + прилагательное:

    у соседнего двора,

    с веселой песней.

    Существительное + причастие:

    перед цветущим полем,

    Существительное + порядковое числительное:

    на седьмое небо,

    возле третьего подъезда,

    через девятый этаж.

    Существительное + местоимение:

    Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

    в чистой столовой,

    Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

    с чем-то веселым,

    над чем-нибудь неясным,

    с нашим знакомым,

    перед этим зевающим.

    Существительное + существительное (приложение):

    Видео:Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое словоСкачать

    Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово

    Примеры словосочетаний со связью управления

    Глагол + существительное:

    разозлиться на шутку,

    вернемся на рассвете,

    беседую с другом.

    Прилагательное + местоимение:

    не согласен ни с кем,

    не должен никому,

    Прилагательное + существительное:

    румяный от мороза,

    сладкий на вкус,

    злой на соседей,

    Существительное + существительное:

    радость от встречи,

    грудь в медалях.

    Наречие + существительное:

    впереди у моста.

    Числительное + существительное:

    Деепричастие + существительное, местоимение:

    шагая по тропинке,

    Видео:Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать

    Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»

    Примеры словосочетаний со связью примыкания

    Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

    Глагол + наречие:

    Глагол + деепричастие:

    рисовал стоя у мольберта,

    ответил улыбаясь мне.

    Существительное + наречие:

    Существительное + несклоняемое прилагательное:

    Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

    🎥 Видео

    Русский язык 8 класс. Вставные слова, словосочетания и предложенияСкачать

    Русский язык 8 класс. Вставные слова, словосочетания и предложения

    Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать

    Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)

    Русский язык 3 класс. СловосочетаниеСкачать

    Русский язык 3 класс. Словосочетание

    Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

    Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания
  • Поделиться или сохранить к себе: