- РУСТЬЮТОРС
- Синтаксис. Основные единицы синтаксиса русского языка
- Содержание:
- ↑ Синтаксис как раздел науки о языке
- ↑ Синтаксические единицы
- ↑ Словоформа как единица синтаксиса
- ↑ Словосочетание как единица синтаксиса
- ↑ Предложение как единица синтаксиса
- ↑ Сложное синтаксическое целое как единица синтаксиса
- ↑ Текст как единица синтаксиса
- Основные единицы синтаксиса — признаки, характеристики и функции
- Что такое словосочетание
- Предложение и его признаки
- Синтаксические связи и их особенности
- ССЦ и текст
- Изучение в школе
- Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы
- 📽️ Видео
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
РУСТЬЮТОРС
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса русского языка
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Содержание:
Видео:Русский язык 8 класс. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
↑ Синтаксис как раздел науки о языке
Синтаксис позволяет использовать язык как средство общения, ведь при общении мы обмениваемся не звуками, приставками или изолированными словами, а целостными высказываниями, построенными по законом того или иного языка.
Речь невозможна без соблюдения правил. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.
Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь, а отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:
Подумав, ему пришлось уехать. Она любит и заботится о нас. Мы восторгаемся перед нею. Меня поразил ответ брата: он был груб, неучтив. Нам говорили о недостатках и как с ними бороться. Почва охлаждается до три-пять градусов. Террористы учились управлять большие самолеты. Мы все заинтересованы тем, чтобы выборы прошли успешно.
Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.
Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.
Видео:Русский 8 Основные единицы синтаксисаСкачать
↑ Синтаксические единицы
Основными синтаксическими единицами (согласно школьной программе по русскому языку) являются словосочетание (докоммуникативный уровень) и предложение (коммуникативный уровень).
*В языкознании выделяют также в качестве синтаксических единиц: словоформу, сложное синтаксическое целое и текст.
Традиционно выделяются синтаксические единицы докоммуникативного уровня — словоформу и словосочетание, являющиеся строительным материалом для предложения — простого и сложного, представляющего собой главную единицу коммуникации, а также единицы более высокого синтаксического уровня — сложное синтаксическое целое и текст.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)Скачать
↑ Словоформа как единица синтаксиса
Эта роль предопределена как его лексическим значением, так и местом в морфологической системе языка. По аналогии с такими единицами, как фонема, морфема, лексема, словоформа получила также наименование синтаксема. Как правило, словоформа обладает смысловой и грамматической валентностью — способностью присоединять к себе другие словоформы, причем строго или не слишком строго предопределенные системой языка.
Видео:6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать
↑ Словосочетание как единица синтаксиса
Подчинительные связи предполагают, что от одного слова к другому можно задать смысловой вопрос (он же окажется и грамматическим). Только знаменательные, значимые части речи, обладающие лексическим значением, выступают в роли компонентов словосочетания.
Таким образом, словосочетание — не что иное, как распространенная словоформа, или соединение словоформ.
Если словоформу мы определили как минимальную синтаксическую единицу, то словосочетание можно охарактеризовать как минимальную единицу связной речи, состоящую из двух и более словоформ. В словосочетании уже появляется синтаксическая связь — подчинительная, что выводит словосочетание за пределы морфологии и лексики и превращает его в сугубо синтаксическую единицу.
Словосочетание, так же как слово, называет явление действительности, но более точно, более детально, чем слово. Тем самым словосочетание сужает называемое понятие.
Словосочетание отличается от предложения функцией. Объем здесь не важен. Предложение может состоять из одного слова, из двух и более слов. Важно только то, что предложение, в отличие от словоформы и словосочетания, становится единицей коммуникации, оно не просто называет явления действительности, а сообщает о фактах и событиях, содержит суждение о них.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
↑ Предложение как единица синтаксиса
Язык как средство общения начинается с предложения.
Наиболее адекватное определение «предложения» можно дать с точки зрения его функций. Именно этот взгляд положен в основу определения, сформулированного В.В. Виноградовым: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли».
Кажется отчасти странным иллюстрировать предложение как единицу языка и речи. Мы окружены фразами, они живут в нас, многие из них являются общеизвестными высказываниями:
Я мыслю, следовательно — существую.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Любви все возрасты покорны.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было.
Бабушка надвое сказала.
Карету мне, карету!
Выше себя не прыгнешь.
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда.
А ларчик просто открывался.
Формируя мысль, мы пользуемся одной из готовых языковых структур и наполняем ее тем лексическим содержанием, которое обеспечивает выражение необходимого нам смысла. Предложение может содержать сообщение о событиях и фактах, волеизъявление, характеристику предметов и явлений, общее суждение, запрос информации, побуждение к действию и прочее.
Видео:Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
↑ Сложное синтаксическое целое как единица синтаксиса
Если высказанную в предложении мысль развить, снабдить ее аргументами, примерами, то получится развернутый отрывок на ту же тему, но более подробный, чем отдельное предложение. Такой отрывок, посвященный одной теме и оформленный по законам данного языка, предписанным связной речи, получил название сложного синтаксического целого. В лингвистической литературе для обозначения такого единства используются также синонимы — сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа, компонент текста и др.
Термины «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство» отражают сложноустроенность данной языковой единицы, выход за пределы предложения, связную упорядоченность высказываний по правилам синтаксиса и смысловую целостность, единство темы.
Как всякое «целое», данная единица речи структурирована и обладает ярко выраженным началом, серединой и концовкой.
Например, заметки фенолога в «Вечерней Москве» построены по схеме:
Сегодня утром крыши Москвы покрылись инеем (зачин). Этот первый «белый утренник» наступил на месяц позже среднего срока. Инеем покрылись поля и лесные поляны (развитие темы). В еловые и лиственничные чащи заморозок еще не проник (концовка).
В коммуникативном плане сложное синтаксическое целое находится между предложением как отдельным высказыванием и текстом как завершенным речевым произведением. Чем объемнее произведение, тем больше оно нуждается в делении на смысловые части. Иногда эти отрывки регулируются жанром произведения и определяются автором. Тома, главы, части, рубрики, параграфы являются принадлежностью разных типов деловых, художественных, публицистических, учебных текстов. Но и при отсутствии специальной рубрикации читающий вольно или невольно фиксирует переход к новой теме, новому эпизоду, новому отрывку текста.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
↑ Текст как единица синтаксиса
Протяженность текста определена его задачами, целями, коммуникативным намерением. Объем и структура текста заданы избранным жанром. Все речевые жанры: научный доклад, любовная записка, учебное пособие, роман-эпопея, информационная заметка, рекламная листовка — соответствуют своему коммуникативному предназначению в определенных стилевых и формальных рамках.
Объемные, сложно устроенные произведения Льва Толстого отвечают главному назначению художественного текста — образному отображению действительности (в отличие от нехудожественных текстов, которые, описывая, объясняя, анализируя окружающий мир, оперируют понятиями). Роман Льва Толстого «Анна Каренина» умещает свои два тома (в каждом из которых по четыре части, состоящие из 20–30 глав) между хрестоматийным началом (Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских) и малоизвестным высказыванием Левина (Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, которы я властен вложить в нее!).
Общей коммуникативной задачей, помимо сугубо эстетической, являлось для Толстого раскрытие смысла эпиграфа, взятого к этому произведению (Мне отмщение, и аз воздам), хотя сам автор утверждал, что, чтобы объяснить идеи романа, ему понадобится весь его текст без изъятий.
Есть тексты, которые по размеру совпадают со сложным синтаксическим целым. Чаще всего это малые газетные жанры. Например: Двухкомнатная квартира загорелась на первом этаже в доме номер 96, корпус 4, на Ленинградском проспекте. Когда приехали пожарные, одна из комнат уже полыхала вовсю. Виновницей пожара оказалась настольная лампа, которую зажгли в чулане, чтобы достать с верхних полок что-то нужное. Хозяйка, к счастью, оказалась жива, хотя и попала в больницу.
Текст имеет очень узкое коммуникативное назначение — проинформировать о случившемся. Без комментариев и авторской позиции. Такое содержание легко укладывается в заданную форму.
Текстом является и деловое письмо, которое, казалось бы, умещается в одно предложение: Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 5 по 12 октября по семейным обстоятельствам.
Однако и в таком документе присутствуют необходимые для данного жанра структурные элементы, как-то: кому, от кого, название документа (заявление), подпись, дата.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Основные единицы синтаксиса — признаки, характеристики и функции
Видео:Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать
Что такое словосочетание
Словосочетанием называется языковая конструкция из двух или более слов (без учёта служебных частей речи), в которой нет связки подлежащего и сказуемого, зато присутствует смысловая завершённость.
Например, «жёлтые огни» или «бежать за поездом» — это словосочетания. Таковым не являются такие связки, как, например:
- «идёт дождь» (так как сочетание подлежащего и сказуемого является предложением);
- «тоже не приду» (здесь только одна знаменательная часть речи, остальные — служебные);
- «буду учиться» (это аналитическая форма будущего времени глагола);
- «книги и письма» (это однородные члены).
Словосочетания имеют свои особенности. Этим они отличаются от слов и предложений:
- все элементы связаны между собой грамматически и по смысловому содержанию;
- не выполняет коммуникативную функцию;
- может быть составной частью предложения.
Словосочетания бывают простыми (где можно задать только один связывающий компоненты вопрос) и сложные (в которых их несколько).
Они также делятся по принципу отнесения главного слова к конкретной части речи. Выделяют:
- именные («красное яблоко», «готов к защите»);
- глагольные («говорить чётко», «бежал не оглядываясь»);
- наречные («слишком грустно», «где-то в городе»).
Видео:Русский язык 8 класс : Основные единицы синтаксиса (текста)Скачать
Предложение и его признаки
Обязательно должно иметь грамматическую основу: подлежащее и сказуемое (или что-то одно из них). Оно может состоять только из неё, а может быть распространено с помощью второстепенных членов. Для предложения также характерны:
- предикативность, то есть отношение сказанного к реальности, выраженное с помощью языковых средств;
- логическая и интонационная законченность, то есть выражение одной мысли.
Предложения бывают простыми (с одной грамматической основой) и сложными (с двумя). Сложные, в свою очередь, подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.
По цели высказывания они могут быть:
- повествовательными (сообщение какой-либо информации);
- вопросительными (говорящий о чём-то спрашивает собеседника);
- побудительными (с их помощью один человек говорит другому что-то сделать, зачастую подразумевается повелительная интонация).
Есть также восклицательные и невосклицательные предложения — это характеристика по эмоциональной окраске.
Простые предложения также имеют ряд специфических характеристик:
- По составу: двусоставное или односоставное (имеется и подлежащее, и сказуемое или в наличии только что-то одно).
- По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое (есть слова кроме основы или их нет).
- Полное или неполное, то есть все члены находятся на своих местах или некоторые опущены (что часто встречается в разговорной речи).
- Осложнено или нет: то есть имеет ли обособленные члены, вводные слова, однородные конструкции, обращения, или таковые отсутствуют.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№8 - Предложение как единица синтаксиса.)Скачать
Синтаксические связи и их особенности
В любой словесной конструкции, имеющей определённый смысл, присутствуют синтаксические связи. Они бывают нескольких видов, основными из которых являются сочинение и подчинение.
- Сочинительная связь — объединение равноправных компонентов, которые можно поменять местами без существенного изменения смысла. В случае сложносочинённой конструкции возможно деление на составные равные части, каждая из которых содержит завершённую мысль. Такая связь используется при сочетании однородных членов словосочетания или однородных частей сложных предложений.
- Подчинительная — объединение синтаксически неравноправных элементов, где один является главным, а остальные зависимыми. Поменять их местами без утраты первоначального смысла можно не всегда. Этот тип характерен для связывания словоформ в составе словосочетаний и неравноправных частей сложноподчинённых предложений.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
ССЦ и текст
Предложения, связанные друг с другом некоторым образом в относительно завершённом куске текста, формируют сложное синтаксическое целое (ССЦ). То есть это некоторое количество высказываний, объединённых единой мыслью, микротемой. Чаще всего текст делится на абзацы по принципу разделения микротем, поэтому в таком случае можно говорить, что конкретный абзац является сложной синтаксической единицей.
Но такое деление условно, один абзац может содержать несколько таких элементов, равно как и ССЦ может делиться на несколько абзацев.
Текстом называется внутренне организованная и логически связанная речь, произнесённая устно или где-либо записанная. Он состоит из предложений, объединённых между собой одной темой, а также обладает смысловой завершённостью. Может делиться на абзацы, пункты, главы и другие микротемы, которые в совокупности составляют одно целое.
Текст — самая крупная единица синтаксиса, неограниченная в размерах. Это может быть маленькое объявление, состоящее из одного предложения, а может — целая книга, насчитывающая сотни страниц.
Иногда сложно различить понятия ССЦ и текста, потому что они очень близки. При этом первое имеет только одну конкретную мысль, является ограниченной подтемой, а второй может содержать различные размышления и выводы, состоит их сочетания нескольких подтем.
Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Изучение в школе
В школе синтаксические единицы изучаются на уроках русского языка в 9 классе. Ученики узнают определения понятий, находят отличительные признаки явлений, составляют систему языка, разбирают его код. Объектом изучения являются языковые компоненты разного уровней и объёма.
Для закрепления пройденного материала учитель может предложить ученикам подготовить доклад, где обязательно нужно назвать основные синтаксические объекты языка, указать правила их использования и проиллюстрировать каждое упоминаемое явление примерами.
Таким образом, словосочетание и предложение являются единицами синтаксиса. Предложение является главной единицей, а словосочетание представляет собой вспомогательную, т. к. является одним из компонентов предложения. Они относятся к единицам синтаксического уровня, в то время как слово — это номинативное явление.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое — объединение предложений в связной речи.
Словосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые — во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.
Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение — это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.
В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.
Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка». М., 1858. § 110).
Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» («Синтаксис русского языка». СПб, 1912. С. 50).
Представитель формально-грамматического направления Ф.Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» («О преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной школы». М., 1899. С. 36).
241.
Основные признаки предложения
Большинство типов предложения, как указывалось выше, соотносится с логическим суждением. В суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация (предицирование), т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.
Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например: Наступила весна; Доклад не состоится; Лекция была интересная.
Предикативные отношения могут быть только в двусоставном предложении, поэтому, хотя они являются существенным признаком предложения, их нельзя рассматривать как признак, присущий любому предложению (ср. односоставные предложения с одним главным членом). Таким общим, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).
Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).
Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.
Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.
Словосочетание
242.
Краткая история вопроса
Проблема словосочетаний издавна привлекала внимание русских языковедов. В первых грамматических трудах основным содержанием синтаксиса считалось учение «о словосочинении», т.е. о соединении слов в предложении. Уже в «Русской грамматике» А.Х. Востокова (1831) дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка. Однако в работах Н.И. Греча, Г.П. Павского, Ф.И. Буслаева, К.С. Аксакова, Н.П. Некрасова, Н.И. Давыдова проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в. главным предметом синтаксиса стало предложение.
Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце XIX в., и сама проблема становится центральной в лингвистической системе Ф.Ф. Фортунатова и его учеников. Фортунатов считал синтаксис учением о словосочетании, а предложение рассматривал как один из видов словосочетания. Эти взгляды нашли отражение в работе A.M. Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» (1914; 7-е изд. — 1956), в книге М.Н. Петерсона «Очерк синтаксиса русского языка» (1923).
В ряде учебников и учебных пособий для высшей и средней школы словосочетание стало рассматриваться как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения.
Представляет интерес трактовка словосочетания А.А. Шахматовым («Синтаксис русского языка». 1941. С. 274): «Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». По Шахматову, синтаксис словосочетаний занимается главным образом второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, тогда как синтаксис предложения занимается главными членами предложения в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные. Словосочетания распадаются на два вида: независимые, в которых господствующее слово выступает в независимой форме (подлежащее двусоставного предложения или главный член односоставного предложения плюс грамматически связанное с ними слово), и зависимые, в которых господствующее слово выступает в зависимой форме (все остальные словосочетания). Как показывают эти рассуждения Шахматова, словосочетания выделяются им из предложения. Сочетание подлежащего со сказуемым не включается в число пар, образующих словосочетание, поэтому грамматическая связь между обоими главными членами изучается в синтаксисе предложения.
Вопрос о том, считать ли словосочетанием в терминологическом понимании этого слова сочетание подлежащего со сказуемым, является принципиальным, так как с ним связано разграничение понятий предложения и словосочетания: при положительном решении вопроса, т.е. признании существования предикативных словосочетаний, предложение может оказаться частным случаем словосочетания или, что то же самое, словосочетание само по себе может быть предложением; наоборот, при отрицательном решении вопроса, т.е. непризнании существования предикативных словосочетаний, между предложением и словосочетанием устанавливается резкая грань.
Спорным является и вопрос о подразделении словосочетаний на подчинительные (общепризнанный тип словосочетаний) и сочинительные (сочетания однородных членов предложения). Признание второго типа находим у многих авторов (например, у A.M. Пешковского), однако другие исследователи отделяют группы однородных членов от словосочетаний (например, В.В. Виноградов).
Всех авторов объединяет в трактовке рассматриваемого вопроса понимание словосочетания как синтаксического единства, вычленяемого из предложения; словосочетание существует в составе предложения.
Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие: 1) существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом, или же словосочетание вычленяется из готового предложения; 2) существуют ли «предикативные словосочетания», т.е. образует ли словосочетание пара, состоящая из подлежащего и сказуемого; 3) существуют ли «сочинительные словосочетания», т.е. образует ли словосочетание группа однородных членов (так называемые открытые ряды, незамкнутые сочетания). Нетрудно видеть, что решение последних двух вопросов зависит от решения первого, так как и предикативные отношения, и сочетания однородных членов существуют только в составе предложения.
Принципиально новое решение рассматриваемой проблемы в целом дает В.В. Виноградов. В книге «Русский язык» (1972, с. 12) он пишет: «Словосочетание — это сложное именование. Оно несет ту же номинативную функцию, что и слово. Оно так же, как и слово, может иметь целую систему форм. В области лексики этому понятию соответствует понятие о фразеологической единице языка».
В связи с анализом синтаксической системы A.M. Пешковского акад. Виноградов пишет: «. В корне ошибочна мысль, внушенная A.M. Пешковскому акад. Ф.Ф. Фортунатовым, будто понятие предложения можно вывести из понятия словосочетания. Словосочетание и предложение — понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей. Предложение — вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют и слова-предложения. Но оно и по внутреннему существу своему, по своим конструктивным признакам непосредственно не выводимо из словосочетания. Словосочетание. также, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же — произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности» (см.: Идеалистические основы синтаксической системы проф. А.М. Пешковского, ее эклектизм и внутренние противоречия // Вопросы синтаксиса современного русского языка. 1950. С. 38).
Как явствует из приведенной цитаты, акад. Виноградов строго разграничивает понятие предложения и понятие словосочетания. Основанием для этого служит наличие у каждого из этих понятий особых признаков: предложение — это единица сообщения, коммуникативная единица, а словосочетание — это единица называния, обозначения. Предложение содержит законченное содержание с соответствующей интонацией, характеризуется наличием категории модальности, тогда как у словосочетания эти признаки отсутствуют. В словосочетании имеются только подчинительные отношения (см. ниже), а в предложении наряду с ними имеются также отношения сочинительные, пояснительные, присоединительные.
Что касается соотношения между словосочетанием и словом, то они сближаются выполняемой ими функцией, причем словосочетания, подобно словам, имеют формы словоизменения, выражающие связь данного словосочетания с другими словами или словосочетаниями в предложении, например: книга брата, книги брата, книге брата и т.д. (изменяется стержневое слово); старый дом, старого дома, старому дому и т.д. (оба члена словосочетания имеют одинаковые формы словоизменения). Словосочетания могут и должны изучаться не только в составе предложения как его структурные элементы, но и вне его как лексико-семантические единства, образуемые по законам данного языка. Вместе с тем между словосочетанием и словом имеется существенное различие: элементы словосочетания (слова) оформлены отдельно, а элементы слова (морфемы) слиты воедино (ср.: задержание снега — снегозадержание).
Из сказанного вытекает следующее: 1) словосочетания не результат дробления предложения на части — пары связанных между собою подчинительными отношениями слов, но наряду с отдельными словами они входят в состав предложения в качестве его конструктивных элементов, выполняя лексико-семантическую функцию сложного называния предметов и явлений; значительно реже, в результате взаимодействия между словосочетаниями и предложениями, в составе последних образуются отдельные типы словосочетаний, которые, вычленяясь из предложения, приобретают номинативное значение; 2) к числу словосочетаний не относятся пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо отношения, возникающие только в предложении (предикативные отношения); 3) не образуют словосочетания также конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится; 4) группа однородных членов (сочинительное сочетание) не образует словосочетания, так как не является сложным наименованием явлений объективной действительности. Правда, парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т.п., образующие так называемые замкнутые сочетания, компоненты которых связаны соединительными (реже противительными) союзами, употребляются в номинативной функции и тем самым входят в разряд словосочетаний.
📽️ Видео
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
Предложение как единица синтаксиса. Главные и второстепенные члены предложения| Русский языкСкачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать