Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Русский язык. 10 класс
Конспект урока
Тема: «Единицы языка. Языковая норма»
Перечень рассматриваемых вопросов
- Что такое единицы языка?
- Какую роль играют единицы языка в различении смысла?
- Как зависит единица языка от контекста?
- Как соотносятся единицы языка между собой?
- Что такое языковая норма?
Глоссарий по теме
Предложение – основная единица синтаксиса, служащая целям общения.
Словосочетание – синтаксическая единица, представляющая собой сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Слово – основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, явлений действительности и выражения отношений между ними и обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.
Морфема – минимальная значимая единица языка.
Слог – минимальная произносительная единица речевого потока.
Звуки речи – минимальные единицы речевого потока.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий законы построения связной речи.
Лексика – совокупность слов, образующих словарный состав языка.
Морфемика – раздел языкознания, описывающий типы морфем, их отношения друг к другу и слову в целом.
Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковые средства и звуковой строй языка.
Языковая норма – совокупность наиболее устойчивых языковых единиц и правил их употребления, принятых в каком-либо обществе в определённую эпоху.
Литература по теме
Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009, 287 с.
Русский язык. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. СПб.: СПбГУ, 2014, 583 с.
1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М.: Московская международная школа переводчиков, 1994, 400 с.
Материал для самостоятельного изучения
На каждом уровне языковых единиц существуют нормы, определенные лингвистами и зафиксированные в словарях. Эти нормы – весь их комплекс образует литературный язык – подвижны и изменяются со временем. Речь идет об орфоэпических (произносительных), словообразовательных, лексических, стилистических, синтаксических нормах.
В любом языке, и в русском в том числе, есть составляющие элементы, которые мы называем единицами языка. Наименьшей единицей, не обладающей значимостью, является звук. В свое время делались попытки (не лингвистами, а поэтами) придавать значимость звуку. Французский символист Артюр Рембо написал сонет «Гласные», в котором привязывал отдельные звуки к определенному значению. Русский футурИст Велимир Хлебников создал стихотворение «Слово о Эль», объясняя значение этого звука.
Когда судов широкий вес
Был пролит на груди,
Мы говорили: видишь, лямка
Однако сравнение фонетических систем разных языков свидетельствует о том, что сам по себе отдельный звук никакого определенного значения не имеет. Зато в потоке речи звуки играют смыслоразличительную роль.
Скажем, звуки [м], [мь], [ы] не значат ничего, но слово «мысли» мы отличаем от хлопьев «мюсли» именно потому, что в определенной конфигурации звуков слышим [м], а не [мь], а также [ы], а не [у]. По той же причине мы различаем слова, состоящие из одних и тех же звуков, но расположенных в разном порядке: «сокол» и «колос», например.
Есть еще одна единица языка – слог. В потоке речи мы произносим не отдельные звуки, а именно слоги. Слогообразующим элементом является гласный, к которому могут присоединяться согласные – один (ра-) или несколько (ржа-). Слог может обойтись и совсем без согласных, но гласный в нем непременно присутствует. Сам по себе слог, как и звук, не имеет значения, но в качестве морфемы (раз-, холм, -ян) он значение обретает.
Итак, минимальная значимая единица языка – это морфема. К морфемам относятся корни, приставки, суффиксы и окончания. Ясно, что значимость их – разного порядка. Корень прямо обращает нас к значению слова в целом. Приставка может поменять это значение на противоположное (сравните: вход – выход), может иметь грамматическое значение (например, с помощью приставок образуются видовые пары глаголов: делать – сделать). Суффикс «рассказывает» нам о морфологии – к какой части речи относится слово (скажем, бег – это действие, но со значением предметности, а бегать – действие, выраженное глаголом) и, кроме того, может указывать на грамматические признаки слова (например, род: ученик – ученица), на то, что речь идет о профессии (строитель, переводчик), может играть формообразующую роль («л» в глаголах прошедшего времени). С помощью окончания мы узнаем всё, что нам нужно, о грамматических особенностях слова: о его принадлежности к определенной части речи, роде, числе, падеже.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Найдите соответствия между двумя множествами:
- Разделы лингвистики: синтаксис, лексикология, морфемика, фонетика.
- Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
В первом множестве приведены некоторые разделы языкознания, изучаемые в школьном курсе. Обращаем внимание на то, что в учебниках раздел науки о значениях слов называется не «Лексикология», а «Лексика», однако слово «лексика» обозначает не раздел лингвистики, а словарный состав языка, поэтому мы, чтобы сделать множество более корректным, используем другое слово. Если ранжировать уровни, то ответ будет выглядеть так: единицей фонетики является звук, морфемики – морфема, лексикологии – слово, синтаксиса – словосочетание и предложение.
Прочитаем стихотворение поэта Алексея Крученых, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:
На каких уровнях языка работает поэт? Можно ли сказать, что он пишет по-русски? Приведите аргументы.
Ответ на второй вопрос однозначен и содержится в условиях: стихи написаны «заумью», в них не используются слова русского языка. Правда, в нескольких случаях возникают совпадения. Так, слово «дыр» совпадает с формой родительного падежа множественного числа слова «дыра», «вы» – с формой личного местоимения 2-го лица (именительный падеж, множественное число), «со» – с предлогом «с», который перед словами, начинающимися на согласные (например, «со мной»), иногда распространяется гласным звуком. Однако эти совпадения случайны и не являются значимыми.
Теперь отвечаем на первый вопрос. Начинаем с нижних уровней языка. Поэт работает на фонетическом уровне (в данном случае этот уровень играет ведущую роль); о морфемном уровне мы ничего сказать не можем, так как «заумь» не имеет ни морфологической, ни грамматической системы; используется лексический уровень (пробелы в тексте свидетельствуют о том, что имеются разные лексические единицы); синтаксический уровень также в наличии, потому что произведено некое высказывание, хотя смысл его остаётся непонятным.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитайте в следующем издании – «Русский язык. Школьный энциклопедический словарь» – статьи, фрагменты из которых использованы в «Глоссарии». Напишите академическое эссе «Для чего языку нужны единицы?».
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
«Основные единицы синтаксиса: словосочетание».
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Внеурочная деятельность «Живое слово» в 9 классе
Тема занятия: «Основные единицы синтаксиса: словосочетание».
Учитель русского языка и литературы
Мурашова Оксана Михайловна
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_-_9_po_teme_slovosochetanie_.docx | 24.98 КБ |
Видео:Русский язык 10 класс (Урок№3 - Единицы языка. Языковая норма.)Скачать
Предварительный просмотр:
Тема внеурочной деятельности «Живое слово»:
«Основные единицы синтаксиса: словосочетание».
Учитель русского языка и литературы
Мурашова Оксана Михайловна
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу
Познавательные: развитие умения классифицировать явления в области изучения словосочетаний
Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре
Личностные: умение отстаивать своё мнение
- Организационный момент. (2-3 минуты)
Приветствие учащихся . Проверка готовности к занятию (портфолио, закладки в книгах, рабочие тетради).
Объявить тему занятия (сами учащиеся), акцентировать внимание на целях и задачах занятия.
— Мы продолжаем работу по подготовке к ОГЭ и сегодня отрабатываем задания , связанные с синтаксисом. Наша цель сегодня – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание».
2. Работа по теме занятия (6-7 минут) Повторение и обобщение материала. Контроль знаний над пройденным теоретическим материалом из раздела «Синтаксис».
Ответы на вопросы учителя с использованием таблиц из ученического портфолио.
— Давайте вспомним, какие сочетания слов можно назвать словосочетаниями, а какие нет?
— Какие вы можете назвать способы связи слов в словосочетаниях?
Изменяются ОБА слова Изменяется ТОЛЬКО
Закончите предложения. Примыкают…
3.Ответы на вопросы учителя.
— Какие из сочетаний слов не являются словосочетаниями? Почему?
Поверхностно и формально, сближает их, конфликты и конфликтные ситуации, побледневшее небо, из-под дом, всходит луна.
Проводится работа над сочетаниями слов. Ученики объясняют, почему данные сочетания слов можно назвать словосочетаниями (или нельзя). Доказывают.
4. Практикум по выделению из предложений всех словосочетаний .(15 минут)
— Запишем предложения, чтобы выделить из них все словосочетания (предложения на доске).
Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечётся в примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог»)
Выписываем словосочетания: мой мозг
влечётся в примитив
5. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях.
У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных с/соч.
1вар: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вар: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
Способ проверки – взаимопроверка.
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.
Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить).
6. Отработка задания ОГЭ.
— А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ОГЭ. Дело в том, что задание в х тестах звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание?( Записываем их в тетрадь ).
1 выделить грамм. основу, т.к. она не может быть с/соч.
2 исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
3 проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2». Работа в парах.
— Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа — кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
— Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
— Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь .
А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».
— Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее , признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
— Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц з амерзают , подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
— Из предложения выпиши с/ словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
— Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее , однако наши надежды не оправдались.
— Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
— Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
— Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
Способ проверки – взаимопроверка.
Каков процент выполнения данного задания?
7.Физкультминутка. (2 минуты)
Выполнение упражнений для глаз, рук, пальцев.
Класс встает и делает физические упражнения для усиления кровообращения , снятия напряжения умственного и физического, для повышения тонуса и общего эмоционального настроя с целью повышения умственных способностей для перехода к другому виду деятельности.
1. Найдите в данном словосочетании главное (то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
2. Главное слово оставляем без изменения (то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
3. Теперь в центре внимания — зависимое слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием , при согласовании — прилагательным , при управлении — существительным .
4. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить.
Если необходимо преобразовать примыкание в управление , значит наречие заменяем синонимичным существительным , можно использовать
5. Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится ПЕРЕД главным.
А теперь пробуйте сами!
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель —
5. плюшевый медвежонок —
без предлога:
1. полковое знамя –
2. солнечная энергия –
3. лесной запах –
4. учительский стол —
5. конское ржание —
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание –
2. шестилетний ребёнок –
3. белоствольная берёза —
4. голубоглазая девочка —
5. островерхие ели —
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот )
1. каша из гречки –
2. снаряд для спортсменов –
3. тропинка в гору —
4. человек без совести —
5. вопрос по литературе —
Слабым ученикам дается другое задание.
1 Составить словосочетания со следующими управляющими словами. Полно охарактеризовать тип связи.
Удивляться, обедать, признаться, обосновать, разочаровываться
2 Объяснить, являются ли данные единицы словосочетаниями.
Белый свет, наступила зима, в сторону реки, подле сада, проверка и исполнение, белее снега, более сильный.
Подведение итогов занятия. Рефлексия. (2-4 минуты)
— Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. — — Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?»
Видео:Русский язык 8 класс : Основные единицы синтаксиса (текста)Скачать
Методическая разработка урока «Основные единицы языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ СПО «ВОЛГО-КАСПИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ
Рассмотрена и одобрена цикловой
комиссией гуманитарных дисциплин
Волго-Каспийского морского рыбопромышленного колледжа
Протокол № 2 от 05.10.2010
«Основные единицы языка»
Преподаватель Суходол Т.В.
Рецензент Полякова Р.П.
Тема: Основные единицы языка
1. образовательная – дать понятие системе языка, охарактеризовать основные единицы языка;
2. воспитательная— формировать чувство уважительного отношения к языку;
развивающая – развивать навыки анализа художественного текста;
методическая – использование различных способов подачи информации,
использование элементов проблемного обучения (беседа, дискуссия, решение проблемных заданий, работа с учебником)
Тип урока: урок новых знаний
Тема 4.1. Язык и речь. Основные требования к речи.
Тема 4.4. Функциональные стили речи и их особенности.
Тема 4.7. Официально-деловой стиль речи.
Тема 5.1. Общая характеристика художественного стиля.
Тема 5.4. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической литературы.
Литература. Раздел 1. Литература 2-й полов. 19 века.
Тема 1.2. И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Раздел 2. Из русской литературы конца 19-начала 20 века.
Тема 2.3. А.И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет».
Раздел 4. Литература первой половины 20 века.
Тема 4.3. С.Есенин. Жизнь, творчество, личность. Тема Родины и природы.
Тема 4.6. М.Шолохов. «Поднятая целина».
Тема 4.7. М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Материальное обеспечение: Фрагменты из фильмов «Гранатовый браслет», «Каникулы строгого режима»; меловая схема «Единицы языка»
выявлять языковые и стилистические ошибки в текстах;
определять значение литературного языка в подсистемах языка;
основные единицы языка;
понятие нормы литературного языка.
Сообщение темы и целей урока.
Данная тема важна не только для изучения других учебных дисциплин, таких как «Русский язык и культура речи», но и поможет вам в общении как деловом, так и дружеском. С помощью грамотной, правильной, красивой речи можно в любой ситуации хорошо представить себя.
Какая единица языка является наименьшей?
Какая единица языка позволяет образовывать новые слова?
С помощью какой единицы мы называем предметы, действия, признаки?
Какая единица образует сочетание двух и более слов?
С помощью какой единицы языка мы общаемся?
Изучение нового материала
Единицы языка. (Слово преподавателя).
Функции языка, языковые нормы. (Слово преподавателя, инсценировка).
Подсистемы языка: литературный язык, диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны, просторечие. (решение проблемных заданий, дискуссия)
Оцените данные утверждения.
Люди общаются с помощью слов.
Общим языком всей нации является литературный язык.
Социально-групповой жаргон ограничен территориально.
Высшей формой языка является литературный язык.
Фонема — единица языка, которая не имеет своего значения.
Территориальные диалекты больше распространены среди сельского населения.
Единицей общения является предложение.
Морфемы употребляются самостоятельно.
Литературный язык должен соответствовать нормам и правилам.
Словосочетания являются единицами синтаксического уровня.
Анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературного текста).
Подготовка к контрольной работе.
Тема: Основные единицы языка
Цель данного урока — дать понятие системе языка, охарактеризовать подсистемы языка, определить их место в языке., дать понятие основным единицам языка.
Данная тема важна не только для изучения других учебных дисциплин, таких как «Русский язык и культура речи», но и поможет вам в общении как деловом, так и дружеском. С помощью грамотной, правильной, красивой речи можно в любой ситуации хорошо представить себя, это важно для любого человека, но особенно для будущего специалиста госуправления.
На доске записывается план занятия:
1. Основные единицы языка.
2. Функции языка, языковые нормы.
3. Подсистемы языка.
Мы с вами изучали различные разделы языка: фонетику, лексику, морфологию, синтаксис. Как вы думаете, связаны ли эти разделы между собой? Изучение каких элементов лежит в основе этих разделов?
В основе этих разделов лежит определенная единица языка.
1. Какая единица языка является наименьшей?
2. Какая единица языка позволяет образовывать новые слова?
3. С помощью какой единицы мы называем предметы, действия, признаки?
4. Какая единица образует сочетание двух и более слов?
5. С помощью какой единицы языка мы общаемся? Какая единица языка позволяет нам высказать мысль?
1. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА
Запишем определения основных единиц языка.
Фонема — наименьшая звуковая единица языка, которая служит для различения других единиц — морфем и слов. Самостоятельно не употребляется, своего значения не имеет. (Бодуэн де Куртене, Щерба)
Морфема — значимая единица языка, самостоятельно не употребляется.
Слово — единица языка, которая необходима для называния предметов, признаков, действий, состояний. В слове сочетаются фонетический признак (звуки), лексико-семантический (значение), грамматический (составной элемент предложения или его минимум). В.В. Виноградов.
Словосочетание — соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, сложное наименование явлений объективной действительности. (Ф.Ф. Фортунатов — синтаксис — учение о словосочетании).
Предложение — единица языка, представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Предложение является единицей общения. (А.А. Шахматов, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня).
астраханка — жительница г. Астрахани
Юная астраханка выбрала профессию.
Посмотрим на схему, что произойдет, если мы уберем какую-либо единицу языка?
Вывод: нет главных и второстепенных единиц языка, они все важны, без любой из них не будет существовать следующий уровень.
Таким образом мы показали, что язык представляет собой систему. Что же позволяет языку действовать и зачем он нужен?
Функции языка, языковые нормы
Какие функции выполняет язык?
Передача эмоций (эмотивная)
Функция волеизъявления, призыва.
Каким должен быть язык, чтобы эти функции выполнялись?
Студенты представляют сценку:
Пошел я потусоваться с друганами, оставил логин и пароль от Инета соседу. Он спокойно подсоединился и лазил по сети по моему логину, потом до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазить в Инет из-под одного логина, тока не коннектиться в сеть одновременно. Мы разделили ночь на троих друганов, а пров думал, что в сети один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев.
Все ли слова были понятны?
Какие функции языка, по вашему мнению не выполняются в данных сценках?
Каким должен быть язык, чтобы выполнялись его функции?
Язык должен быть грамотным, правильным, точным, соответствовать этическим требованиям, способствовать выполнению функции общения.
Выделяются три компонента правильной речи
Для того, чтобы язык выполнял свои функции, необходимы определенные правила, которые называются нормами. Вы изучали нормы произношения, нормы употребления слов в соответствии с их значением, нормы построения словосочетаний и предложений, нормы употребления частей речи, образование слов.
Какие факторы мы должны учитывать прежде, чем начнем общение?
С какой целью, что мы хотим узнать,чем поделиться, кто наш собеседник, от этого будет зависеть, какие языковые элементы мы будем использовать, представить себя достойно, помня, что по нашей речи складывается впечатление о нас у окружающих.
Язык по своему составу неоднороден.
Горький говорил: «деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».
Выделяется национальный язык — общий язык всей нации, включает в себя все разновидности языка: жаргон, диалекты, просторечия, литературный язык.
И литературный язык — правильный, грамотный, нормированный, высшая форма национального языка.
где он используется? Наука, культура, деловое общение, публицистика.
Профессиональные и социально-групповые жаргоны.
Давайте определим место данных систем в языке.
ДЛЯ КАЖДОЙ ЦЕЛИ — СВОИ СРЕДСТВА. Г.О. Винокур
Вам покажут несколько ситуаций, вы должны определить, какие средства языка, элементы каких стилей здесь используются, зачем авторам понадобились именно эти средства?
Определение возможности использования и роли элементов других стилей в художественном.
Сценка «Кот Бегемот»
Я очень прошу выдать мне удостоверение о том, где я провел предыдущую ночь.
На какой предмет?
Н.И. : На предмет предоставления милиции и супруге.
Кот: Удостоверений мы обычно не даем, но для вас, так и быть сделаем исключение.
Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен в качестве перевозочного средства. Поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись — Бегемот.
Кот: Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной. — Кот подышал на печать и сделал на бумаге оттиск «Уплочено».
Элементы какого стиля мы здесь встречаем?
Оправданно ли это?
Какой эффект создает использование этих элементов?
Это официально-деловой стиль? Это имитация.
Мария Ивановна, руководитель, 28 лет, образование высшее, замужем, дочери пять лет. Перед ней Трушин: 27 лет, образование высшее, женат, сыну три года. Между ними стол с лежащим на нем паркером Марии Ивановны, телефоны и разница в служебном положении.
Вы почему раньше ушли с работы, Трушин?
Не придуряйся, старик, сейчас у нас проверка.
Что же не предупредили, змеи?
Итак, я вас слушаю, в чем причина вашего ухода?
Ах, вспомнил, я к врачу ходил!
И что же, он вам справку дал?
Старик, не пудри мозги, если нет справки, придумай что-нибудь другое.
Старик, переезжаем мы, дел до черта, не до справок!
Так что же, Трушин, Я хотел бы знать причину вашего ухода, и, если она не является уважительной, я буду вынужден наложить на вас взыскание.
Конечно, Вадим Иванович, я понимаю. Причина существует. Я был в суде, моя жена подала на развод.
Ты что, правда, развелся?
Да нет же, это я для отмазки.
Старик, без повестки не выгорит.
Не нервничай, Вадик, у меня брат вчера развелся, у нас с ним даже инициалы совпадают.
Какие отношения между героями?
Каким образом вы это поняли, с помощью чего?
Почему герои используют различные языковые средства? — Они меняют свои социальные роли: когда выступают в роли друзей — разговорный стиль, в роли начальник-подчиненный — официальный.
Оправданно ли использование в этом диалоге элементов разговорного стиля? Официального?
В художественном стиле могут использоваться элементы других стилей для осуществления авторских идей.
Определение роли диалектных слов в художественном тексте:
«На плотине» Тургенев «Бежин луг»
А слыхали, что намеднись приключилось?
Да, да, на плотине. Там все буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.
Шолохов «Тихий Дон»
С той поры редко видели Григория в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гуторили про него по хутору чудное.
Вы услышали слова, редко употребляемые в языке? Непонятные вам? К какой подсистеме мы их отнесем? Не мешают ли они восприятию текста? С какой целью автор вводит их в произведение?
По вашему мнению, отличается ли язык художественной литературы от литературного языка?
Почему в художественном произведении допустимо использование диалектных, разговорных, жаргонных слов?
Такими словами. и о любви?!
А. Кивинов «Сделано из отходов»
Ты ее в кафе звал?
Во, овца! Давай я с ней побазарю. Чего выделывается? Не пойму я баб, чего им надо? Пригрожу ей фингал поставить она и пойдет.
Зачем она мне с фингалом? Она некрасивая будет.
Торчу я с тебя, ты и рыбку хочешь съесть и бутылки сдать.
Из-под фанты, блин.
О любви стихотворение! — Есенин С.А.
Фрагмент из фильма — «Гранатовый браслет»
А.И. Солженицын говорил: «Растоптали и замусорили русский язык». Что он имел ввиду, как вы думаете?
Дискуссия «Я русский бы выучил. есть ли за что?!»
Часто ли вы используете в своей речи жаргонные слова?
Если да, то нужно ли с этим бороться и каким образом? Если нет, объясните, почему.
Считаете ли вы, что жаргонные слова засоряют нашу речь?
Допустимо ли использование жаргонных слов в средствах массовой информации? Если да, то в каких случаях? Если нет, то почему?
Нужен ли, на ваш взгляд, специальный комитет по контролю за использованием жаргонных слов в СМИ?
Яркий и образный
жаргонные образы от постоянного употребления тускнеют, стираются, превращаются в штамп, вам выразителен штамп?
Эмоциональный? Эмоциональная сторона жаргона неглубока и однообразна. С чем здесь связаны эмоции? Сколько здесь оценок? Всего две — положительная и отрицательная!
Богатый? Да здесь нет и сотой доли того богатства и выразительности, которыми полны жизнь и литературный язык!
Опасен ли жаргон? В языке отражается картина мира, сознание говорящих. Мы смотрим сериалы про уголовный мир и даже если мы не принимаем психологию этого мира, то бездумное используем словечки, которые слышим с экранов каждый день. И даже эти словечки могут нести на себе психологию уголовного мира. А разве мы с вами собираемся на зону?
Может ли среда влиять на язык, на повседневную речь?
Конечно, среда влияет на повседневную речь, на язык, может приводить к их спаду, снижению.
Может ли язык влиять на среду?
Язык — высокий, чистый, нравственный — может и должен вляиять на среду, на ее формирование, улучшение. Духовное преображение.
Жаргон может относится к разным сферам жизни. Он возникает как социальный диалект. А диалект имеет узкую сферу распространения (используется лишь в пределах определенной социальной группы или прослойки). Он также ограничен временем своего существования (исчезает или изменяется социальная прослойка — изменяется или исчезает и социальный диалект)
Использование жаргона обедняет личность: если человек владеет нормами литературного языка, он сможет найти общий язык со всеми, будет интересен всем, а если человек общается с помощью жаргона, то он может быть понят и принят ограниченной группой людей.
Литературный язык — это драгоценное наследие, которое получено нами от предыдущих поколений, драгоценнейшее, потому что дает возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен.
Можем ли мы запретить социальные диалекты? Нет, это объективное и древнее явление. Язык знати всегда отличался от языка простолюдинов, язык духовенства — от языка мирян, язык мастеровых — от языка торговых людей. Каждый из нас является членом конкретной семьи, учится или работает в определенной среде, — а все это связано со знакомством и приобщением с тем или иным социальным диалектом.
Литературный и жаргонный: отличия
1. Общеупотребителен, широкая сфера
1. В пределах определенной группы или прослойки, ограничен в употреблении
2. Длительный период существования языковых средств
2. Ограничен временем существования
3. Показывает высокий уровень языковой культуры
3. Обедняет личность
4. Богатый и разнообразный
4. Ограниченный в средствах
5. Образный и эмоциональный
5. Ограничен в оценках, стремится к штампам
6. Помогает в общении, широкий круг общения
6. Мешает в общении, узкий круг общения
Несмотря на значительную роль жаргонов в создании художественных образов, необходимо помнить, что, во-первых, большинство жаргонных слов обладают размытой семантикой, даже члены какой-либо социальной группы могут понимать эти слова по-разному. («Стрелка» — встреча вообще, даже случайная; обязательно обусловленная встреча; встреча юноши и девушки; встреча для выяснения каких-либо отношений и т.п.) Во-вторых, одно и то же слово может обозначать разные понятия для представителей разных социальных групп. В то же время, любое жаргонное слово способно придать высказыванию сниженный характер. Поэтому их нельзя использовать в определенных стилях (каких?). И даже в бытовой сфере употребление жаргонного слова может привнести в высказывание определенную двусмысленность и затруднить восприятие сообщаемого, вызвать непонимание, эстетическое неудовольствие слушающего, даже оскорбить его, составить у последнего негативное представление о говорящем. Поэтому всегда необходимо думать, прежде чем употребить в той или иной ситуации жаргонное слово.
Оцените данные утверждения — да или нет
1. Люди общаются с помощью слов.
2. Общим языком всей нации является литературный язык.
3. Социально-групповой жаргон ограничен территориально.
4. Высшей формой языка является литературный язык.
5. Фонема — единица языка, которая не имеет своего значения.
6. Территориальные диалекты больше распространены среди сельского населения.
7. Единицей общения является предложение.
8. Морфемы употребляются самостоятельно.
9. Литературный язык должен соответствовать нормам и правилам.
10. Словосочетания являются единицами синтаксического уровня.
🔥 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)Скачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетанийСкачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский 8 Основные единицы синтаксисаСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Основные единицы синтаксисаСкачать
Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать