- «Оскар и розовая дама»: краткое содержание. «Оскар и розовая дама»: отзывы
- Пациент, не оправдавший надежд
- Кто такие Попкорн, Бекон и Эйнштейн
- Знакомство с бабушкой Розой
- Разочарование в людях
- Обретение веры
- День, равный десятилетию
- Волшебные предновогодние дни
- Познание истины и умиротворение
- 120 ЛЕТ ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ
- или большая победа маленького Оскара
- «Оскар и розовая дама» — краткое содержание романа Эрика-Эммануэля Шмитта
- История создания романа
- Главные герои и их характеристика
- Краткое содержание романа
- Анализ произведения
- 🌟 Видео
Видео:Э.Э. Шмитт — Оскар и Розовая дама, Мсье Ибрагим и цветы Корана, Дети Ноя // книжный обзорСкачать
«Оскар и розовая дама»: краткое содержание. «Оскар и розовая дама»: отзывы
Эпистолярный роман – так охарактеризовал жанр своего произведения французский писатель и драматург Эрик-Эммануэль Шмитт. «Оскар и розовая дама» – краткое содержание долгой наполненной событиями жизни, сжатой в несколько быстротечных дней. Обо всём, что происходит в душе смертельно больного мальчика и в окружающем его мире, мы узнаем из ежедневных писем Оскара к Богу. Этот своеобразный отчет малыш пишет по просьбе бабушки Розы – приходящей больничной сиделки, ставшей для Оскара добрым ангелом.
Видео:Э.-Э. Шмитт. Оскар и Розовая дама. Аудиокнига онлайн бесплатноСкачать
Пациент, не оправдавший надежд
Для начала обрисуем обстановку, в которой находится больной лейкемией десятилетний мальчик. Без описания места событий невозможно обойтись, пересказывая краткое содержание. «Оскар и розовая дама» – полный драматизма рассказ, действие которого разворачивается в детской больнице, где кроме Оскара лежат другие мальчики и девочки. Заведующий отделением доктор Дюссельдорф очень надеялся, что малышу удастся победить болезнь, но даже пересадка костного мозга не дала положительного результата.
Оскар понимает, что стал неприятным, то есть неудобным пациентом. Врачи, медсестры и другой персонал клиники ведут себя нарочито вежливо, смотрят грустно, а если смеются, то делают это громче, чем обычно. Даже сверстники Оскара, стоит ему заговорить с ними о приближающейся смерти, ведут себя как взрослые и пытаются увести беседу в сторону.
Видео:Эрик Эмманюэль Шмитт: Оскар и Розовая ДамаСкачать
Кто такие Попкорн, Бекон и Эйнштейн
Несмотря на множество грустных моментов, жизнеутверждающая сила – основная преамбула романа «Оскар и розовая дама». Краткое содержание книги было бы неполным без знакомства с юными обитателями больничных палат.
У мальчиков, друзей Оскара, конечно же, есть нормальные имена, а свои прозвища они получили из-за недугов, наложивших отпечаток на их внешность. У Эйнштейна, больного гидроцефалией, слишком большая голова. Бекон стонет по ночам от боли, так как значительная часть его тела поражена ожогами, а Попкорн страдает тяжелой степенью ожирения. Самого Оскара из-за неестественно вытянутой формы черепа мальчишки дразнят «Яичной башкой».
Девочки в больничном отделении тоже не остались без прозвищ. Сандрину, вынужденную носить черный парик из-за потери волос в результате химиотерапии, называют Китаянкой. Малышке с голубоватой прозрачной кожей обитатели клиники придумали нежное и загадочное имя Пегги Блю.
Видео:Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу (1 акт) (2017) мюзиклСкачать
Знакомство с бабушкой Розой
Наверное, нужно пояснить, почему роман «Оскар и розовая дама», краткое содержание которого мы пытаемся воспроизвести, называется именно так. Чтобы скрасить пребывание детей в клинике, сюда несколько раз в неделю приходят добровольные сиделки, готовые ухаживать за тяжелобольными и играть с выздоравливающими пациентами. Униформа розового цвета выделяет волонтеров среди других сотрудников больницы.
Внимание Оскара привлекла самая старшая из женщин, он стал называть её бабушкой Розой. На вопрос о том, сколько ей лет, она отшутилась: «Ты всё равно не запомнишь тринадцатизначное число!» Зато «розовая тетенька» открыла мальчику свою тайну: в молодости она занималась борьбой, выступала на арене под именем Душительницы из Лангедока. Было ли это правдой или красивой фантазией – неизвестно. Но общие секреты сблизили Оскара и розовую даму, стали началом их дружбы.
Видео:Оскар и Розовая ДамаСкачать
Разочарование в людях
Мальчик понимает, что жить ему осталось недолго, но его очень расстраивает, что никто не хочет честно сказать ему об этом. Об этом не может умолчать краткое содержание. «Оскар и розовая дама» — произведение, одну из идей которого можно было бы передать всего одной фразой: «Ложь во спасение – не такая уж и приятная штука».
Доктор Дюссельдорф сообщает родителям мальчика о безуспешности лечения. Они расстроены, ошеломлены, но, чувствуя свою беспомощность перед надвигающейся бедой, пытаются делать вид, что ничего страшного не происходит, и не находят другого выхода, как одаривать сына дорогими игрушками. Ребенок оказывается один на один со своими духовными терзаниями, не ощущая поддержки от родных людей, начинает ненавидеть маму и папу.
Видео:Мюзикл "Оскар и Розовая Дама" (трейлер)Скачать
Обретение веры
Оскар решается спросить у бабушки Розы о том, почему все вокруг стыдливо умалчивают правду. Мудрая женщина спокойно отвечает: «А зачем они должны говорить тебе о том, что ты и так прекрасно знаешь?» Малыш успокаивается и проникается доверием к сиделке – единственному человеку, кто смог разглядеть в мальчике цельную личность.
Видео:"Оскар и Розовая Дама" Эрик-Эмманюэль ШмиттСкачать
День, равный десятилетию
Грустно и невыносимо больно осознавать, что маленькому человечку предстоит скорая гибель от неизлечимого недуга. Но мы уже упоминали, что «Оскар и розовая дама» – краткое содержание долгой счастливой жизни. Там, где медицина бессильна, всегда есть место чуду. Оскар не умрет совсем юным несмышленым мальчишкой, он доживет до почтенного возраста в 110 лет.
Видео:ОСКАР И РОЗОВАЯ ДАМА [LikeKino.Net]Скачать
Волшебные предновогодние дни
Эту часть можно назвать кульминацией романа «Оскар и розовая дама». Краткое описание каждого нового дня вмещает целую эпоху угасающей жизни. 19 декабря. Сегодня утром мальчик родился, а к вечеру ему уже исполнилось 10 лет.
В полуденный час следующих суток Оскару исполняется пятнадцать, и он признается в любви Пегги Блю – девочке, которая ему давно нравилась. Двадцатилетний юноша делает предложение своей избраннице и получает её согласие. Здесь всё по-взрослому! Они даже целовались, соприкасаясь языками. Оскар немного обеспокоен произошедшими событиями, считая, что от таких поцелуев рождаются дети.
Взрослеющий малыш делится впечатлениями каждого дня с бесстрашной Душительницей из Лангедока и переносит их на бумагу в письмах к Богу, пусть не полностью, а лишь краткое содержание. Оскар и розовая дама по-прежнему дружны, он даже предлагает «усыновить» её, а вот отношения с родителями у него остаются натянутыми.
Мальчику уже тридцать лет. Его «супруге» Пегги Блю делают операцию, голубая кожа девочки постепенно принимает нормальный цвет. Время летит в сотни раз быстрее, и наш герой – сорокалетний мужчина. Он совершает страшную ошибку – позволяет девочке по имени Брижжит поцеловать себя. «Ничего, – успокаивает бабушка Роза, – мужчины в возрасте от 40 до 50 всегда пытаются привлечь внимание других женщин, чтобы убедиться в собственной неотразимости. Надеюсь, Пегги Блю тебя простит».
Видео:Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу (2 акт) (2017) мюзиклСкачать
Познание истины и умиротворение
Невозможно передать всю глубину сюжета, пересказывая его краткое содержание. «Оскар и розовая дама» – произведение, которое обязательно нужно прочитать самостоятельно. Тем более что, по отзывам многих людей, роман захватывает буквально с первых строк, окутывает магией авторского слога, заставляет задуматься о сущности бытия и смысле жизни.
В оставшиеся несколько дней до своего ухода Оскару удается сделать множество важных дел. Он наконец-то находит общий язык с родителями. Разумеется, здесь не обошлось без помощи бабушки Розы. Мальчик понимает, что люди слабы и не могут уподобиться Богу, он уговаривает доктора Дюссельдорфа не винить себя за бессилие перед страшным заболеванием.
Морозным зимним днем душа покинула изнуренное болезнью детское тельце. «Сто десять лет. Это слишком много. Пора умирать». Таким было последнее письмо к Богу от имени мальчика в романе «Оскар и розовая дама». Краткое содержание «Брифли», в сравнении с другими подобными интернет-ресурсами, этого произведения может немного отличаться. Все зависит от восприятия описываемых событий тем или иным пересказчиком. Неизменным остается одно – роман оставляет грустное, но в то же время светлое чувство, призывает не страшиться смерти. Окончание земного пути — всего лишь ступень к обретению вечности.
Видео:OSCAR ET LA DAME ROSE - Eric-Emmanuel Schmitt - Officiële Nederlandse trailer - 2009Скачать
120 ЛЕТ ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙ
Видео:Спектакль «Оскар и Розовая дама» по роману Эрик - Эмманюэль ШмиттаСкачать
или большая победа маленького Оскара
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Парижский литературный журнал «Лир» провел опрос среди своих читателей, попросив назвать книги, изменившие их жизнь. Интересно, что в одном ряду с Библией, «Тремя мушкетерами» и «Маленьким принцем» многие упомянули «Оскара и Розовую даму». Почему эта повесть Эрика-Эммануила Шмитта, малоизвестная российскому читателю, и спектакль, созданный на ее основе, оказывают такое сильное влияние на сердца людей? Как автору удается направлять читателя к раздумьям о жизни и смерти, болезни, вере в Бога? Предлагаем Вам попытаться разгадать этот секрет вместе с протоиереем Александром Степановым, который посмотрел спектакль «Оскар и Розовая дама» в петербургском театре имени Ленсовета.
– А не написать ли тебе Господу, Оскар?
– Ах, нет, только не вы, Розовая мама! Я думал, что хотя бы вы не лжете.
– Тогда почему вы мне говорите о Боге? Меня однажды уже разыграли с Дедом Морозом. Этого достаточно!
– Оскар, Бог и Дед Мороз – совершенно разные вещи.
– Да нет, одно и то же. Задуривают мозги и все такое!
– Как ты считаешь, могу ли я, бывшая кетчистка, из ста шестидесяти пяти боев сто шестьдесят побед, из которых сорок три – нокаутом, могу ли я, Лангедокская потрошительница, хоть на секунду поверить в Деда Мороза?
– Так вот, в Деда Мороза я не верю, а в Бога верую.
Повесть Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама», журнал «Театр» №3 за 2004 г.,
Протоиерей Александр Степанов:
Путь открытия Бога
Среди христиан немало творческих людей, которые активно ищут возможные формы выражения своей веры в пространстве искусства. Правда, большинство литературных и театральных опытов этого направления страдает ходульностью, в них непременно присутствует нравоучение, все герои делятся на правильных и неправильных. По духу такие произведения очень напоминают советские и имеют лишь формальное отношение к христианству. Сами того не осознавая, авторы создают злые пародии на православие, похожие на рассказы Зощенко о Ленине. Особенно этим отличаются детские книжки, многие из них можно как анекдоты пересказывать. Я уверен, что такие сочинения имеют обратный эффект.
Однако в последнее время стали появляться более гибкие формы. В их ряду спектакль «Оскар и Розовая дама» – большая удача. Шмитт – западный автор, но его пьеса продолжает великую традицию христианской литературы, и русской, и западной. Далеко не всех русских классиков мы назвали бы церковными людьми – к примеру, Тургенев или Чехов никак не декларировали свое православие, их творчество не вращается вокруг «церковных» тем – но их литература изнутри христианская, она светится светом Христовым, нежностью и любовью к человеку, к жизни.
«Оскар и Розовая дама» – глубоко христианское произведение как по сюжету, так и по мироощущению. Его герой, десятилетний мальчик, болен раком, дни его сочтены. Он лежит в больнице, где существует специальный институт «розовых дам» – женщин в розовых халатах, которые приходят к тяжелобольным детям, общаются с ними, поддерживают. И «Розовая дама» или «Розовая мама», как ее называет Оскар, открывает ему Бога, иное измерение жизни, которое закрыто для его родителей и, естественно, было закрыто и для самого мальчика. Как всякий ребенок, Оскар очень быстро откликается, все воспринимает, понимает, начинает жить со всей полнотой. И в течение последних 12 дней своей жизни приходит к вере в Бога.
Театр – условное искусство. Поэтому там какое-то время просто входишь в ситуацию, а потом забываешь, что перед тобой не ребенок, а Алиса Фрейндлих (она играет и даму, и ребенка). Алиса Бруновна – блестящая актриса, и она замечательно справилась со своей ролью. У меня как у человека, профессионально занимающегося радио, возникла даже идея сделать по этой повести радиоспектакль. Надеюсь, что со временем она реализуется, причем Оскара будет играть ребенок. Я думаю, что это вполне возможно и даже правильно, потому что если это не получится – значит, пьеса надуманная, все это придумали взрослые, а ребенок ничего этого не понимает, и думает и реагирует иначе.
Замечу, что в постановке почти нет сценических эффектов. Все просто, но сценически удачно решено. Окно, присутствующее в интерьере комнаты, в конце спектакля оказывается окном в иной мир, в который уходит мальчик. Этот момент очень интересно, уместно и красиво решен в световом плане. Аскетизм постановки не отвлекает от смысла, и он в стиле самой вещи. Христианство, на мой взгляд, не должно быть барочным – с завитушками, украшениями, с богатой сценической основой. Христианству самому по себе присущ аскетизм, и это присутствует в спектакле.
Только Богу дано право разбудить меня
Спектакль пропитан христианским пафосом, но не в смысле каких-то деклараций и призывов. Просто все его содержание раскрывает христианский пафос жизни – как победы над смертью. Ведь Оскар преодолевает приближающуюся смерть, проживая свои последние двенадцать дней совершенно иначе, на качественно ином уровне. Пьеса говорит о том, что жизнь с Богом, жизнь верующего человека позволяет в двенадцать дней вместить столько всего настоящего, сколько в обыденных обстоятельствах и за 120 лет не вместишь. А без Бога двенадцать дней так и останутся двенадцатью днями, и ты ничего не поймешь, не узнаешь, не почувствуешь.
Христианство придает жизни неизмеримую глубину, физическое время перестает играть большую роль. Ребенок умирает (а вернее сказать, переходит в иную жизнь) – и обретает способность открыть своим родителям нечто такое, чего они, прожив не один десяток лет, не понимают, не видят, не чувствуют.
В спектакле перед нами предстает путь открытия Бога. И дело не в том, что человек поверил в какие-то вещи, о которых ему рассказали, и потому стал «верующим» (иногда ведь люди так и воспринимают веру). Здесь мы видим открытие Бога как Личности, с Которой можно установить доверительные отношения. Вера как доверие Тому, Кто начинает тебе отвечать. Мальчик спрашивает что-то – и вдруг получает реальный ответ через события своей жизни, Розовую даму, других людей. В каждом письме к Богу он просит Его прийти, посетить его в мыслях. А в девятом (всего их одиннадцать) письме благодарит Бога за то, что Тот пришел, выбрав самый подходящий момент – когда у него действительно все плохо. Это случилось, когда Оскар уже был при смерти, не вставал, и повесил над своей кроватью табличку: «Только Богу дано право разбудить меня».
Самое главное, что беспокоит мальчика в начале спектакля – выздоровеет ли он. Розовая дама сказала Оскару, что в каждом письме можно попросить только о чем-нибудь одном. И первое, о чем он просит Бога – дать ему ответ, излечится ли он от своей болезни. И через события его жизни Бог открывает ему, что он скоро умрет. Парадоксально, но вместо того, чтобы впасть в отчаяние, мальчик искренне удивляется: ничего себе, как Ты силен, я не успел Тебе письмо отправить, а Ты уже ответил! И в других письмах он уже просит Бога о выздоровлении девочки Пегги Блю, в которую влюблен, просит посетить его родителей.
Почему бы им просто не сказать, что я скоро умру?
Современная культура, искусство, индустрия развлечений так захватывают человека прежде всего потому, что отвлекают его от смерти. Большинство людей не отдают себе отчет в том, что бегут от мыслей о смерти. В пьесе родители боятся говорить с Оскаром о том, что он скоро умрет. Они все время пытаются сами убежать и своего ребенка увести от мыслей о смерти. Но оказывается, что если взглянуть в глаза смерти – это не только страшно, но это еще и очень плодотворно для жизни. В этом христианский пафос: спектакль мощно утверждает жизнь, несмотря на то, что он – о смерти. Но если сказать человеку: «Иди, посмотри спектакль, там показывают, как двенадцать дней умирает больной раком десятилетний ребенок» – он наверняка ответит: «Да я никогда в жизни не пойду. Это испортит мне настроение на месяц». И только посмотрев спектакль, понимаешь: он не о смерти, а о жизни.
Я – не автор успеха
Мне кажется, драматург всегда старается «поймать» всю широту человеческой души. В своих романах я стараюсь показать путь, который может совершить человеческая душа от атеизма к вере, проходя через гностицизм. На самом деле я постарался передать все цвета радуги, которые могут быть на пути религиозного познания человека.
Мое собственное обращение к религии произошло как бы в два этапа (Э. Шмитт вырос в семье атеистов – И. Л.). В 1989 году я пошел в поход в пустыню Сахара и потерялся – провел около 30 часов без еды и питья. К счастью, в эти 30 часов была ночь, которую я провел под звездами. И именно тогда на меня снизошла милость веры. Бог в пустыне.
Когда я вернулся во Францию, то начал читать знаковые религиозные тексты самых разных религий мира, в том числе очень экзотических. И через несколько лет чтения, в конце концов, обратился к четырем книгам Евангелия. Это была вторая мистическая ночь в моей жизни, потому что я прочитал все четыре книги разом. Я был абсолютно поражен этой историей – любви и жертвы во имя любви. И с этого момента я стал просто одержим личностью Христа. Спустя несколько лет эта увлеченность превратила меня в христианина. Я не присоединился ни к одной христианской конфессии – ни к католической, ни к протестантской, ни к православной. Я общаюсь с христианами разных направлений. Я чувствую себя христианином в целом, много читаю Евангелие и размышляю о нем. Но я не участвую в религиозных действиях, потому что пока не чувствую в этом необходимости, подчеркиваю – пока.
Как надо болеть и относиться к смерти
Я, к сожалению, проводил из этого мира многих людей, которых любил. В основу «Оскара и Розовой дамы» была положена не смерть ребенка, а смерть моей жены. Мне кажется, что если в литературе нет того, что мы сами пережили, – нет и самой литературы. Я много раз перекладывал свои жизненные воспоминания, жизненные ситуации взрослого человека на плечи ребенка, который был героем моего произведения. Если бы этот переход не был возможен, то я думаю, не смог бы ничего написать. Я сам серьезно болел и тогда понял, как человек беззащитен в эти важные минуты, когда он теряет силы, когда приближается смерть. Я поправился, но почувствовал, что в моей ситуации было просто. неприлично выздоравливать. Мне было почти стыдно за это. И захотелось написать книгу, посвященную болезни, которая говорила бы о том, как надо болеть и как относиться к смерти. Я подумал, что ребенок, вероятно, будет самым показательным и самым всеобъемлющим персонажем. Я обратил внимание, что дети гораздо более открыты, они реже скрывают от себя правду, чем взрослые, им важно говорить абсолютно откровенно о своей болезни и смерти. И я написал «Оскара и Розовую даму», стараясь защититься от тяжести вопроса юмором, фантазией, выдумав легенду про двенадцать дней.
Я говорю о смерти только для того, чтобы сказать о том, как хорошо жить. Можно жить и верить, что ты абсолютно неуязвим, но, оказывается, чем меньше мы думаем о болезнях, о своей уязвимости, тем сильнее болезнь набирает обороты и тем большее место она начинает занимать в жизни. Люди, которые не хотят думать о печальных моментах жизни, оказываются неготовы к ним, когда они настают. И мне радостно, что эту книгу читают как десятилетние дети, так и пожилые люди 80-90 лет.
Я автор произведений, я – не автор успеха. А автор успеха – публика. Я стараюсь понять причину успеха «Оскара и Розовой Дамы» и всего «Цикла о незримом», и мне кажется, что она в глубоком уважении к человеку в этих текстах. Ну и, конечно, в том, что все драматические события жизни рассматриваются в них легко – с фантазией и юмором. ■
СПРАВКА: Эрик-Эммануил Шмитт, драматург, эссеист, романист и сценарист, родился 28 марта 1960 года в Лионе, Франция. С детства готовился к карьере композитора, учился играть на фортепьяно. Закончил парижский Высший педагогический институт, защитил философскую диссертацию, посвященную Дени Дидро, преподавал философию. В 1991 году Шмитт написал первую пьесу «Валонская ночь», которая была поставлена в Шекспировском королевском театре. Вторая пьеса, «Посетитель» (1993), обеспечила ему признание критики (Мольеровская премия 1994 года в двух номинациях: «Театральное открытие» и «Лучший драматург»). Наиболее известные его пьесы: «Загадочные вариации» (лучшая пьеса 1996 года), в ней сыграл Ален Делон; «Вольнодумец» (1997, о Дени Дидро); «Фредерик, или Бульвар преступлений» (1998), который тоже получил Мольеровскую премию, а главную роль в парижском спектакле сыграл Жан-Поль Бельмондо. В 2001 году французская Академия присудила драматургу Гран-при. Кроме пьес, Шмитт пишет романы. Премию «Первый роман» получила его «Секта эгоистов» (1994 год). Но самый большой успех выпал, пожалуй, на долю «Евангелия от Пилата» (2000), над которым писатель работал 8 лет. Особое место в его творчестве занимает «Цикл о незримом», куда входят четыре текста: «Миларепа» (1997), «Господин Ибрагим и цветы Корана» (2001), «Оскар и Розовая дама» (2002) и «Дети Ноя» (2004).
Перевод Александра НЕКРАСОВА, сотрудника Французского Института в Санкт-Петербурге.
Редакция журнала «Фома» благодарит Французский Институт в Санкт-Петербурге и лично Викторию Шалину за помощь
в организации интервью с Э.-Э. Шмиттом.
Видео:Эммануэль Шмитт Оскар и Розовая Дама краткое содержание #pereskazusСкачать
«Оскар и розовая дама» — краткое содержание романа Эрика-Эммануэля Шмитта
Роман Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» с недавнего времени включен в обязательную программу российских школ в рамках изучения иностранной литературы, поэтому его краткое содержание пригодится не только всем интересующимся лицам, но и школьникам и их родителям.
Видео:ОСКАР И РОЗОВАЯ ДАМА.Скачать
История создания романа
Данное произведение французского автора Эрика-Эмманюэля Шмитта впервые было опубликовано на родине писателя в 2002 году, оно является частью авторской трилогии, объединенной общей темой «Человек и Бог через призму основных мировых религий».
Роман (это авторское определение литературной формы, поскольку, ввиду небольшого объема, вполне мог бы определяться как новелла) практически сразу завоевал популярность во Франции и в Бельгии, после чего был практически сразу переведен на все основные мировые языки, в том числе на русский.
Широкая популярность книжного издания способствовала тому, что практически сразу появился целый ряд театральных интерпретаций, в том числе на российской и украинской сцене как в столичных театрах, так и в провинциальных.
Авторы пьес выбирали самые разные формы переложения. Произведение «Оскар и Розовая дама» известно и как классическая драматическая постановка, и как кукольный спектакль, и даже как целый ряд моноспектаклей.
Дмитрий Булганов начитал текст романа для аудиокниги, а Эрик-Эммануэль Шмитт написал сценарий и срежиссировал одноименный фильм, который вышел во Франции в 2009 году.
Фильм официально в России не переводился, но его все-таки можно посмотреть онлайн в любительских переводах.
Видео:«Оскар и Розовая дама»Скачать
Главные герои и их характеристика
Самым главным героем романа является мальчик Оскар. Ему всего 10 лет, но он уже болен неизлечимым онкологическим заболеванием, доживает свои последние дни в больнице.
В той же больнице работает санитарка Роза, «розовая дама», как ее называет главный герой (русские переводчики не смогли в полной мере обыграть французскую игру слов, связанную с этим персонажем). Именно благодаря ей мальчик впервые всерьез задумывается о своей жизни, о смерти, о Боге, о родителях и всех тех, кто был с ним рядом в последние дни его жизни.
Только благодаря «розовой даме» Оскар встречает свою смерть с таким достоинством, которому могли бы позавидовать многие взрослые. Бога тоже можно назвать полноценным героем романа, поскольку вся структура произведения выполнена в эпистолярной форме. Оскар по совету Розы каждый день пишет письма Богу. Вся книга и состоит из его писем, кроме последнего.
Среди персонажей необходимо отметить трех мальчиков (за каждым из которых закреплена лишь кличка, мы не знаем их настоящих имен, но прозвища вполне дают возможность представить их внешний вид) и двух девочек (одна из которых, Пегги Блю, станет самой большой любовью в недолгой жизни Оскара), доктора Дюссельдорфа (лечащего врача мальчика, примечательного своими черными кустистыми бровями), а также родителей Оскара, которые сами оказываются в роли утешаемых, несмотря не безвыходное положение их сына.
Видео:Э.-Э. Шмидт. "Оскар и Розовая дама". Спектакль Молодежного театраСкачать
Краткое содержание романа
«Оскар и Розовая дама» — роман в письмах. Уже из первого письма становится ясно, что их автор, десятилетний мальчик, неизлечимо болен и пребывает в онкологической клинике.
Оскар до этого времени практически никогда не задумывался о Боге. Его родители раньше утверждали, что Его не существует. Поэтому, узнав, что ему осталось жить всего 12 дней, мальчик какое-то время пребывает в опустошении.
Но все изменилось после разговора с Розой, пожилой женщиной, в чьи обязанности входит уход за детьми. Эта дама далека от традиционного представления о религиозном человеке. Её внешний вид скорее может отпугнуть от Бога, чем привести к нему.
Женщина недюжинной физической силы, бывшая спортсменка-борец, достигшая выдающихся спортивных результатов, любительница сквернословить, обладательница сверхценной способности дарить теплоту и радость, при этом не проливая слез и сохраняя чувство человеческого достоинства, она оказалась на какое-то время самым близким взрослым человеком для Оскара.
Именно Роза совершенно ненавязчиво привела мальчика к искренней вере. Она не стала разубеждать ребенка в том, что Бога не существует, а просто предложила задуматься о самом главном: что такое жизнь и смерть, что наиболее ценно в жизни человека — материальное или духовное.
Какие дары можно и нужно просить у Бога — материальные, как у Деда Мороза, или то, что несомненно более важно: терпение, мудрость, осознание земной жизни как подарка, а не высшей ценности, а болезнь и смерть лишь как переход к вечности. Причем болезнь мальчика заставляет и его родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь, они уже не настолько зациклены на материальном.
По совету Розы, Оскар каждый день пишет по одному письму Богу. Поначалу эти письма очень длинные, в них главный герой показывает всю свою детскую наивность, поначалу воспринимает Бога как предмет своей собственной фантазии. Он от этого и нарочито реальный, но при этом абсолютно далекий от истинного смысла.
Каждый день, опять-таки по совету Розы, воспринимался мальчиком как десять лет жизни. И действительно, Оскар становился нравственно зрелым с каждым днем.
Благодаря своим письмам, размышлениям и разговорам с женщиной, преодолевая ошибки перцепции и поведения, мальчик переосмыслил всю свою жизнь.
Он осознал настоящую любовь (к девочке-пациентке, которой после проведения операции стало гораздо лучше настолько, что она даже смогла вернуться домой из клиники) со всеми ее оттенками, с радостями, предательствами, огорчениями и примирениями.
Оскар смог даже принять факт неизбежности собственной смерти, тем самым преодолев свой страх. Ребенок простил родителям их слабости. И, по-иному взглянув на жизнь, взрослые, родители и доктор Дюссельдорф, смогли смириться и приготовиться к безвременной утрате.
Последние письма Оскара очень лаконичны. С каждым днем его состояние ухудшалось. Его последнее письмо, написанное в последний день года, когда мальчик морально успел пройти все 8 жизненных циклов, от детства до мудрой зрелости, создано уже Розой.
Из него читатель узнает, что неизбежное произошло утром, в течение получаса, когда Оскар остался наедине. Мальчик умер спокойно, как-будто старался никого не потревожить.
Видео:Уривок Алиса Фрейндлих Оскар и розовая дамаСкачать
Анализ произведения
Оскар и Розовая дама» — произведение, в котором сосредоточено все христианское отношение на жизнь и смерть, преподносимое с симпатией, что удивительно, поскольку автор напрямую не отождествляет себя с христианством.
Скорее всего, упомяни автор Христа, ему бы вообще не позволили публиковаться, уж точно не пустили бы в школы. Неизвестно, осознанно ли, но Эрик-Эммануэль Шмитт практически дословно использует цитаты из сочинений авторитетных богословов, посвященных упомянутой проблематике.
Если вы еще не начинали читать роман, то выделите немного времени для этого. Начав с небольшого отрывка, вы не сможете остановиться и прочитаете его полностью.
Произведение заставляет задуматься о том, как и для чего мы живем, что в жизни действительно имеет цену, а что пустышка, позволяет взглянуть на болезнь и смерть глазами настоящего христианина.
🌟 Видео
ОСКАР И РОЗОВАЯ ДАМАСкачать
Оскар и Розовая Дама - Эрик-Эманюэль Шмитт (Книжная 5)Скачать
Оскар и Розовая Дама. Монолог Розовой ДамыСкачать
Книга, которая меня изменила. Эрик-Эмманюэль Шмитт "Оскар и Розовая Дама"Скачать