- Выбрать один из заключенных в скобки вариантов
- Определите строчку, где способ связи во всех словосочетаниях — примыкание : а)недоверчиво относится, очень переживать, говорить с другом ; б)снова открыть, разбить нечаянно, умело притворятся ; в)гляд?
- Сестра сердечно просила помочь с тестом по русскому?
- СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ ?
- Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях?
- Укажите способ связи в словосочетании — примыкание?
- Выписать словосочетания и подписать способ связи( согласование, управление, примыкание)?
- 6. Определите способ синтаксической связи в следующем словосочетании : наблюдать затмение?
- Определите значение словосочетания «захватывающий эпизод» : а) признак действия ; б) признак предмета ; в) признак признака ; г) действие и предмет, на который переходит действие?
- Определите способ синтаксической связи в следующем словосочетании : наблюдать затмение?
- Замените словосочетание «говорит радостно » построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ Пожалуйста?
- Определи способ связи слов в словосочетаниях Красивая девочка , говори громко?
- Ошибочно построено словосочетание наблюдать затмение
- 7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом
- 7.1.2 Причастный оборот и место главного слова
- 7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий
- 7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий
- 7.8.1 Деепричастный оборот в предложении с подлежащим
- ТИП 1. Деепричастие и глагольное сказуемое, выраженное глаголом без постфикса -ся
- 7.8.2. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего
- 7.8.3. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего. Разрешённые приёмы.
- 7.9.1 Основное правило:
- 7.9.2 Существует ряд дополнительных правил,
- 7.9.3. Особые правила цитирования.
- 📸 Видео
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Выбрать один из заключенных в скобки вариантов
2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов
1. Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне) . 2. Решимость народов всех стран не допустить новую войну вселяет в нас уверенность в (победу – победе) дела мира. 3. К концу года правление фонда должно будет отчитаться (о – в) проделанной работе. 4. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение) . 5. Легко заметить преимущества новой модели автомобиля (над – перед) старой. 6. Мальчик бросил (камень – камнем) в воду. 7. (Чем я обязан такому лестному отзыву – чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе? 8. Успокойтесь, выпейте (воду – воды) . 9. Главный герой повести в течение нескольких месяцев безуспешно ищет (работу – работы) . 10. Проверка (деканата – деканатом) условий жизни студентов в общежитии института выявила ряд недостатков. 11. Необходимо своевременно обеспечить (школам потребное количество – школы потребным количеством) топлива на зиму.
12. Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей родного языка.
За сына, в победе, о проделанной работе, солнечное затмение, над, камень, таким лестным отзывом, воды, работу, деканатом, школы.
За сына, уверенность в победе, отчитаться о работе, наблюдали затмение, преимущества перед старой, бросил камень, чем обязан, выпейте воды, ищет работу, проверка деканатом, потребное количество
За сына, в победе, о проделанной работе, солнечное затмение, над, камень, таким лестным отзывом, воды, работу, деканатом, школы.
Видео:Почему нельзя смотреть на солнечное затмение? Человек. Интересные факты. Популярная ГеографияСкачать
Определите строчку, где способ связи во всех словосочетаниях — примыкание : а)недоверчиво относится, очень переживать, говорить с другом ; б)снова открыть, разбить нечаянно, умело притворятся ; в)гляд?
Русский язык | 5 — 9 классы
Определите строчку, где способ связи во всех словосочетаниях — примыкание : а)недоверчиво относится, очень переживать, говорить с другом ; б)снова открыть, разбить нечаянно, умело притворятся ; в)глядеть свысока , переговариваться с соседом, хотеть разгадать.
Строчка под буквой «в».
Видео:Полное солнечное затмение 14 декабря 2020 года , заснятое в Аргентине ☀️ уникальное явление природыСкачать
Сестра сердечно просила помочь с тестом по русскому?
Сестра сердечно просила помочь с тестом по русскому.
Определите значение словосочетания «поступить правильно» : а) признак действия ; б) признак предмета ; в) признак признака ; г) действие и предмет, на который переходит действие.
Определить строение словосочетания «угнетённый народ» : а) прилагательное и сущ.
; б) причастие и сущ.
В) наречие и сущ.
Определите строчку, где значение всех словосочетаний одинаковое : а) голосистый соловей, ликующая детвора, невероятно смешной ; б) предать друга, радоваться дождю, мечтать о будущем ; в) хлопотать о друге, заботиться всюду, убираться добросовестно.
Определить строчку, где строение всех словосочетаний одинаковое : а) безнадёжный вариант, угасающая звезда, удобное расписание ; б) вернуться рано, объяснять не торопясь, считать быстро ; в) очень удобный, вполне интересный, безумно смелый.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога, называется : а) согласование ; б) управление ; б) примыкание.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – управление : а) потирать руки, прочитать рассказ, светить ярко ; б) глядели из рам, танцевали в зале, отвели комнату ; в) далёкий свет, верить в себя, присесть на диван.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется : а) согласование ; б)управление ; в) примыкание.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – примыкание : а) недоверчиво относиться, очень переживать, говорить с другом ; б) новое открытие, разбитая тарелка, умело притворяться ; в) глядеть свысока, сидеть переговариваясь, хотеть разгадать.
Способ подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу, называется : а) согласование, б) управление, в) примыкание.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – согласование : а) жестокий романс, цыганский табор разгадать загадку ; б) погибший солдат, умелые руки, мужественный поступок ; в) рано проснуться, горький плод, необъяснимый поступок.
Сделать разбор словосочетаний «писательский труд», « издать сборник», «писать интригующе».
(у меня просто не хватает времени на это.
Видео:Как наблюдать за солнечным затмениемСкачать
СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ ?
СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ .
Определите, ПОЖАЛУЙСТА, способ подчинительной связи словосочетания : «его ответ».
Видео:Солнечное затмение в ПриднестровьеСкачать
Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях?
Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
1) говорить с другом а) согласование
2) говорить вполголоса б) управление
3) (с) другом детства в)примыкание
4)говорить обо всём
5) (с) твоим другом У этого сайта нет рейтинга.
Видео:Солнечные затмения, оставившие след в развитии человеческой цивилизацииСкачать
Укажите способ связи в словосочетании — примыкание?
Укажите способ связи в словосочетании — примыкание.
А) наше будущее б) встретить друга в) уехал учиться.
Видео:ЗАТМЕНИЯ - 2023Скачать
Выписать словосочетания и подписать способ связи( согласование, управление, примыкание)?
Выписать словосочетания и подписать способ связи( согласование, управление, примыкание).
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую — то незнакомую усадьбу.
Видео:Солнечные затмения в истории человечестваСкачать
6. Определите способ синтаксической связи в следующем словосочетании : наблюдать затмение?
6. Определите способ синтаксической связи в следующем словосочетании : наблюдать затмение.
А. согласование ; Б.
Это сочинительное словосочетание.
Видео:Солнечные и лунные затменияСкачать
Определите значение словосочетания «захватывающий эпизод» : а) признак действия ; б) признак предмета ; в) признак признака ; г) действие и предмет, на который переходит действие?
Определите значение словосочетания «захватывающий эпизод» : а) признак действия ; б) признак предмета ; в) признак признака ; г) действие и предмет, на который переходит действие.
Определить строение словосочетания «идти не торопясь» : а) глагол и прилагательное ; б) глагол и деепричастие ; в) глагол и причастие ; Определите строчку, где значение всех словосочетаний одинаковое : а) голосистый соловей, ликующая детвора, невероятно смешной ; б) предать друга, радоваться дождю, детская мечта ; в) хлопотать ежеминутно, заботиться всюду, убираться добросовестно.
Определить строчку, где строение всех словосочетаний одинаковое : а) безнадёжный вариант, угасающая звезда, удобное расписание ; б) вернуться рано, объяснять легко, считать быстро ; в) очень удобный, вполне интересный, безумное решение.
Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение, называется а) лексика ; б) синтаксис ; в) фонетика ; г) морфология.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога, называется : а) согласование ; б) управление ; б) примыкание.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется : а) согласование ; б)управление ; в) примыкание.
Способ подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу, называется : а) согласование, б) управление, в) примыкание.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – примыкание : а) недоверчиво относиться, очень переживать, говорить обдуманно ; б) новое открытие, разбитая тарелка, умело притворяться ; в) глядеть свысока, сидеть переговариваясь, знать разгадку.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – управление : а) потирать руки, прочитать рассказ, светить ярко ; б) глядели из рам, танцевать смело, отвели комнату ; в) смотреть в окно, верить в себя, присесть на диван.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – согласование : а) жестокий романс, цыганский табор, разгадать загадку ; б) погибший солдат, умелые руки, мужественно поступать ; в) ранний сорт, горький плод, необъяснимый поступок.
Сделать разбор словосочетаний «талантливый народ», «жить ответственно», «писать пером».
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога, называется : а) согласование ; б) управление ; б) примыкание.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – управление : а) потирать руки, прочитать рассказ, светить в лицо ; б) глядели из рам, танцевальный зал, отвели комнату ; в) далёкий свет, верить в себя, присесть на диван.
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, называется : а) согласование ; б)управление ; в) примыкание.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – примыкание : а) недоверчиво относиться, очень переживать, говорить с другом ; б) снова открыть, разбить нечаянно, умело притворяться ; в) глядеть свысока, переговариваться с соседом, хотеть разгадать.
Способ подчинительной связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу, называется : а) согласование, б) управление, в) примыкание.
Определить строчку, где способ связи во всех словосочетаниях – согласование : а) жестокий романс, цыганский табор, неразрешимая загадка ; б) погибший солдат, работать умело, мужественный поступок ; в) рано проснуться, горький плод, необъяснимый поступок.
Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение, называется а) лексика ; б) синтаксис ; в) фонетика ; г) морфология.
Определите значение словосочетания «слишком самоуверенный» : а) признак действия ; б) признак предмета ; в) признак признака ; г) действие и предмет, на который переходит действие.
Определить строение словосочетания «рассказать откровенно» : а) прилагательное и глагол.
; б) причастие и глагол в) наречие и глагол Определите строчку, где значение всех словосочетаний одинаковое : а) голосистый соловей, ликующая детвора, невероятно смешной ; б) преданный друг, радоваться дождю, мечтать о будущем ; в) дружно работать, заботиться всюду, убираться добросовестно.
Определить строчку, где строение всех словосочетаний одинаковое : а) безнадёжный вариант, редкая звезда, удобное расписание ; б) вернуться рано, объяснять не торопясь, считать быстро ; в) очень удобный, вполне интересный, смелый парень.
Видео:СОЛНЕЧНОЕ и ЛУННОЕ затмениеСкачать
Определите способ синтаксической связи в следующем словосочетании : наблюдать затмение?
Определите способ синтаксической связи в следующем словосочетании : наблюдать затмение.
А. согласование ; Б.
Это сочинительное словосочетание.
Видео:Астрономия для начинающих: Как наблюдать солнечное затмениеСкачать
Замените словосочетание «говорит радостно » построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ Пожалуйста?
Замените словосочетание «говорит радостно » построенное на основе примыкания синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ Пожалуйста!
Видео:Частичное солнечное затмение сегодня наблюдали в НовосибирскеСкачать
Определи способ связи слов в словосочетаниях Красивая девочка , говори громко?
Определи способ связи слов в словосочетаниях Красивая девочка , говори громко.
Вопрос Определите строчку, где способ связи во всех словосочетаниях — примыкание : а)недоверчиво относится, очень переживать, говорить с другом ; б)снова открыть, разбить нечаянно, умело притворятся ; в)гляд?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Увидел У — приставка Вид — корень Е, л — суффиксы Растаял Рас — приставка Та — корень Я, л — суффиксы Надеялся Наде — корень Я, л, ся — суффиксы Раскаялся Рас — приставка Ка — корень Я, л, ся — суффиксы Насчет чаял — не знаю, даже слова такого не зна..
Я бы отметил букву D .
По горизонтали 2. Кот, стол, Иван, табурет, кофе, стул, волк. Все эти слова принадлежат к одному роду, дайте его название. 5. Грамматическая или лексико — грамматическая категория имени существительного. Иначе она называется «активная». 6. Катег..
А кокой ответ, и такой привет .
3. Записка, вот так. Удачи).
Если имеются ввиду синонимы, то : зов, клич, лозунг, мобилизация, обращение, просьба.
Надо выучить правило так, чтобы научиться им пользоваться. Там где небо встретилось с землёй, горизонт родился молодой.
1. Там, где небо встретилось(сказ. = = = ) с землёй, горизонт родился(сказ. = = = ) молодой. Придаточное / где небо встретилось с землей / — обстоятельственное места (где? ). 2. Надо выучить(сказ. = = = ) правило так, чтобы научиться(сказ. = =..
Совершенный вид отвечает на глаголы : что сделать? Что сделает? Что сделал? Несовершенный вид : Что делать? Что делал? Что будет делать? Либо я не понял вопрос твой, либо тут все глаголы совершенные.
Видео:Солнечное затмение / Как происходит полное затмение Солнца, частное и кольцеобразноеСкачать
Ошибочно построено словосочетание наблюдать затмение
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||||||||||||||
A | Б | В | Г | Д |
Пояснение (см. также Правило ниже).
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом в предложении 5 вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, в роде, числе или падеже.
Приведём верное написание: В рассказе описывается путешествие к замку(какому?), находящеМУСЯ на самой вершине живописного холма.
Пункт правила 7.1.1
Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами . Например, в предложении Выпускники, успешно сдавшие экзамен, становятся абитуриентами
слово выпускники — главное слово ,
сдавшие (как?) успешно и сдавшие (что?) экзамен — это зависимые от причастия слова .
Таким образом, причастный оборот в данном предложении — успешно сдавшие экзамен . Если изменить порядок слов и записать это же предложение по-другому, поместив оборот до главного слова ( Успешно сдавшие экзамен выпускники становятся абитуриентами), изменится лишь пунктуация, а оборот остаётся без изменений.
Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.
Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.
Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:
правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
залог причастий (действительный или страдательный)
Обращаем внимание на то , что в предложении с причастным оборотом может быть допущены не одна, а две или даже три ошибки.
Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.
Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.
7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :
о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.
Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.
1 тип, самый лёгкий
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью .
Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.
В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.
Приведём исправленный вариант :
Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью ;
Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.
Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно .
В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?
Приведём исправленный вариант :
Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.
Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно .
3 тип, ещё сложнее
Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию . Думаем о смысле!
Сравним два предложения:
Шум моря (какого?), будившЕГО меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.
Шум (какой?) моря, будившИЙ меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.
Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.
Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня . Медведь может преследовать. Это верный вариант.
Дети сотрудников (какИХ?), имеющиХ какие-либо заболевания , получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющИХ» относится к слову «сотрудников». Получается, заболевания будут у сотрудников, а дети больных сотрудников получат путёвки. Это неверный вариант.
Дети (какие?) сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания , получают льготные путёвки в санаторий. Причастие «имеющие» относится к слову «дети», и мы понимаем, что это у детей есть заболевания, и им нужны путёвки.
4 тип, вариантный
Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое из которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый из участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков.. К каждому из существительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».
Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру
Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:
Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.
В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.
Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок , пойдёт в подарок.
Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок , пойдёт в подарок.
Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.
ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.
7.1.2 Причастный оборот и место главного слова
В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу .
Мы шли по усеянной аллее опавшими листьями .
Ведущая улица в город была свободна.
Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.
Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.
Приведём исправленный вариант :
Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу . Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.
Мы шли по аллее, усеянной опавшими листьями . Или: Мы шли по усеянной опавшими листьями аллее.
Улица, ведущая в город , была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.
Роман, созданный молодым автором , вызывал оживлённые споры. Или: Созданный молодым автором роман вызывал оживлённые споры.
7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий
В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Пока я не нашёл человека, сумеющего помочь мне .
Ценный приз ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос .
Эти предложения необходимо исправить, потому что от глаголов совершенного вида причастия будущего времени не образовываются. Не бывает у причастий будущего времени. .
Приведём исправленный вариант :
Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.
Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий
Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Конкурс, проводящийся организаторами , очень понравился участникам.
Пена, наливающаяся в ванну , имеет приятный аромат.
Приведём исправленный вариант :
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Конкурс, проведённый организаторами , очень понравился участникам.
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм в предложении 2 вызвана тем, что два однородных сказуемых имеют разные время или вид. Определим вид и время каждого сказуемого и решим, какой нужно применить — одинаковый. Сказуемое «протянул» должно быть прошедшего времени.
Приведём верное написание: Пёс от счастья машет хвостом и протяГИВАЕТ мне лапу.
Пункт правила 7.5.1
Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи.
Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем?
Все формы глагола имеют категорию ВИДА:
-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;
-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.
Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:
-настоящее (у всех форм);
-будущее (только у глаголов);
-прошедшее (у всех форм).
Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.
7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ.
Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ.
Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно.
Обратимся к примерам.
Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь.
Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом.
Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время.
7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.
Для однородных сказуемых действует правило:
Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.
Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:
Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.
В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.
7.5.3 В предложении несколько однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД и ВРЕМЯ .
К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.
Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).
При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:
Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.
Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.
Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.
Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.
7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.
Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.
Рассмотрим на простейших примерах.
Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых.
Так будет верно:
Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи.
Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи.
Ещё пример с ошибкой:
Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.
Так будет верно:
Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.
Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.
7.5.4 Ошибки в предложениях с деепричастиями , связанные с нарушением видовременной соотнесённости
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
Здесь условие таково:
время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.
Пример с ошибкой:
Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.
Готовя омлет, положите вначале яйца. (убираем в него, он ещё не готов)
Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.«прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении
Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:
Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.
Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». Невозможно проверить, уже сдав работу.
7.5.5 Ошибки в предложениях с причастиями , связанные с нарушением видовременной соотнесённости
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением в предложении 7. Название рассказа, имя собственное, ставится в именительном падеже, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название—рассказ.
Приведём верное написание: Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «ИсторическАЯ грамматикА русского языка».
Пункт правила 7.2.1
Приложение — это определение, выраженное именем существительным, стоящим в том же падеже (то есть СОГЛАСОВАННЫЕ), что и определяемое слово. Характеризуя предмет, приложение дает ему другое название и утверждает наличие у него какого-либо дополнительного признака. Приложения могут относиться к любому члену предложения, выраженному именем существительным, личным местоимением, субстантивированным причастием и прилагательным, а также числительным. Например: Так и жил Михаил Власов, слесарь, волосатый, угрюмый, с маленькими глазками (М. Г.); Это была она, петергофская незнакомка (Пауст.); Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать (Т.); Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу (Наб.).
Примечание: Имена собственные—названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки) также являются приложениями, их называют НЕСОГЛАСОВАННЫМИ в отличие от СОГЛАСОВАННЫХ.
Также очень часто являются приложениями имена собственные, написанные без кавычек.
Не являются приложениями (хотя по форме связи напоминают их) компоненты некоторых видов сложных слов: а) сложных слов, представляющих собой термины (диван-кровать, кран-балка, роман-газета, музей-квартира, изба-читальня), б) сложных слов, частью которых являются оценочные слова (жар-птица, паинька-мальчик, бой-баба, горе-руководитель, чудо-рыба).
НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, выраженные условным наименованием.
7.2.1. Имена собственные—названия, употребленные в переносном смысле (на письме заключенные в кавычки), всегда являются приложениями, если относятся к определяемому слову, и стоят в форме именительного падежа, независимо от падежной формы определяемого слова. Например: В числе семисот матросов, высадившихся с броненосца «Потемкин» на румынский берег, был Родион Жуков (Кат.); Во время испытания танкера «Ленинград» судостроители спустили на воду еще одно такое же судно — «Клайпеда». Именно такой тип приложений присутствует в заданиях ЕГЭ. Обратите внимание: как только из предложения «уходит» ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ слово (то есть книга, журнал, картина, пьеса, статья, автомобиль, пароход и так далее), ИМЯ СОБСТВЕННОЕ перестаёт быть приложением, сравните: история романа «Евгений Онегин»—история создания «Евгения Онегина»; Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата»—Картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат» создана в 1915 году.
7.2.2 Если же речь идёт о ПРИЛОЖЕНИИ −имени собственном, но написанном без кавычек, то существует очень длинный ряд правил, регулирующих их написание. Одни группы имён собственных согласуются с определяемым словом, другие не согласуются. К счастью, таких заданий на ЕГЭ (во всяком случае, до 2016 года) не встречалось.
Следуя этим правилам, следует писать, к примеру,
-на планете Марс (а не Марсе);
-на озере Байкал (а не Байкале);
-за горой Эльбрус (а не Эльбрусом).
-на реке Ганг (не Ганге), но на Москве-реке (не Москва-реке).
Полную информацию о написаниях подобных приложений можно получить, прочитав любое из пособий Дитмара Розенталя, посвящённое вопросам стилистики и литературной правке.
Г) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 6. Деепричастие «определяя »является в этом предложении добавочным действием к сказуемому «овладели», но оба действия должны обозначать действие одного лица. При сказуемом «овладели» подлежащее, выполняющее действие, —«сомнения». Но сомнения ничего определять не могут. Нужно полностью перестроить предложение.
Приведём верное (примерное) написание:
Когда я определил значение непонятных слов, мной овладели сомнения.
Пункт правила 7.8.1 ТИП 1
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.
Деепричастие всегда обозначает добавочное действие, которое происходит параллельно с основным, например: мужчина шёл (основное действие), размахивая руками (добавочное, что при этом делая); кошка заснула (основное действие), поджав лапки (добавочное действие, что при этом сделав ?)
Деепричастия отвечают на вопрос что делая? (несовершенный вид) и что сделав? (совершенный вид). Одновременно с этим вопросом можно спросить и вопросами как? каким образом? с какой целью? и подобными. Деепричастие всегда обозначает признак действия, то есть описывает, как происходит основное действие.
Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении деепричастного оборота.
7.8.1 Деепричастный оборот в предложении с подлежащим
Общее правило употребления деепричастного оборота звучит так: деепричастие и сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица, то есть подлежащего. Это лицо выполняет два действия: одно основное, второе добавочное. Деепричастие легко должно заменяться на второй глагол: сел, разложив учебники — сел и разложил; смотрел, улыбаясь — смотрел и улыбался.
ТИП 1. Деепричастие и глагольное сказуемое, выраженное глаголом без постфикса -ся
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Поскользнувшись на льду , меня подхватил оказавшийся рядом парень .
Проходя под домом , на меня чуть не свалилась сосулька .
В каждом из предложений действующих лиц было два: в первом кто-то поскользнулся и кто-то подхватил; во втором: кто-то проходил и кто-то чуть не свалился. Но из-за ошибки в построении получается, что парень подхватил , поскользнувшис ь; сосулька чуть не свалилась , проходя .
При таком построении деепричастие ошибочно отнесено к одному действующему лицу, а сказуемое — к другому, что нарушает основное правило. Чтобы избежать ошибки, нужно следить за тем,чтобы деепричастие и сказуемое относились к одному лицу.
Приведём варианты исправленных предложений:
Когда я поскользнулась на льду, меня подхватил оказавшийся рядом парень.
Когда я проходил(а) под домом, на меня чуть не свалилась сосулька.
ТИП 2. Деепричастие относится к сказуемому в форме краткого страдательного причастия
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
Написав стихотворение «Смерть поэта» , судьба Лермонтова была определена .
Проанализировав стихотворный текст , мной был совершенно верно определён его размер .
Как и в типе 1, деепричастие и сказуемое относятся к разным лицам. Из-за ошибки в построении получается, что судьба была определена , написав ; размер определён , проанализировав . Сказуемое представляет собой краткое страдательное причастие.
Если сказуемое выражено кратким причастием, значит, подлежащее само не выполняет действие, с ним что-то делают. При такой форме сказуемого деепричастия не может быть .
Приведём варианты исправленных предложений:
Когда Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», судьба его была определена .
Когда я проанализировал стихотворный текст, мною был совершенно верно определён его размер .
ТИП 3. Деепричастный оборот прикреплён к сказуемому- возвратному глаголу в страдательном значении, имеющему постфикс ся
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
Обыкновенно, создавая своё произведение , в нём выражается авторское отношение к жизни и людям.
Получив образование , студенты направляются старшим мастером на практику.
Как и в типе 2, подлежащее в таком предложении само фактически действия не выполняет: отношение выражается (кем-то); отображается (кем-то); направляются (кем-то). Но а если нет действия, то не может быть и дополнительного, добавочного, выраженного деепричастием . Заменяем деепричастный оборот на придаточное предложение.
Приведём варианты исправленных предложений:
Обыкновенно, когда создаётся произведение , в нём выражается авторское отношение к жизни и людям. Или: Создавая произведение , автор всегда выражает своё отношение к жизни и людям.
Когда студенты получают образование, они направляются старшим мастером на практику.
7.8.2. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего
Очень часто бывает так , что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен, то есть в предложении подлежащего нет. Речь в данном случае идет об односоставных предложениях. Именно эти типы вызывают наибольшие затруднения при нахождении ошибки.
ТИП 4. Деепричастный оборот в безличном предложении (кроме типа 7)
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .
Отправляя довольно важную телеграмму , мне не хватило денег.
Отказываясь от проведения эксперимента , ему было грустно .
Подлежащего нет, действующего лица выражено местоимением мне (это дательный падеж). Использование деепричастного оборота в безличных предложениях недопустимо . Можно: или сделать из деепричастного придаточное предложение, или из безличного сделать обычное, с подлежащим.
Исключение составляют предложения с глаголом -инфинитивом, см. тип 7 .
Приведём варианты исправленных предложений:
Когда я отправлял довольно важную телеграмму, мне не хватило денег.
Отказываясь от проведения эксперимента , он испытал грусть.
ТИП 5. Деепричастный оборот в неопределённо-личном предложении
Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.
Получив хорошее образование , Грибоедова направили секретарём дипломатической миссии в Персию.
Не закончив отчёт , начальнику отдела предложили уехать в командировку.
Не может быть деепричастного оборота при подлежащем, если оно не определено . Такая ситуация возникает в неопределённо-личных предложениях с глаголом в форме прошедшего времени множественного числа.
Кто направил? кто получил? кто предложил? кто отчёт не закончил? Непонятно. Заменяем оборот на придаточное предложение или перестраиваем так, чтобы было понятно, кто получил образование, а кто закончил отчёт.
Приведём варианты исправленных предложений:
Когда Грибоедов получил хорошее образование, его направили секретарём дипломатической миссии в Персию.
Не закончив отчёт, начальник отдела получил предложение уехать в командировку.
7.8.3. Деепричастный оборот в предложении без подлежащего. Разрешённые приёмы.
В связи с тем, что в заданиях могут быть и правильные предложения с деепричастным оборотом, считаем важным разместить таблицу с такими примерами и на такие правила, что не встречаются в ошибочных. Всё, что в этой таблице разрешено.
ТИП 6. Деепричастный оборот относится к глаголу в повелительном наклонении
Рассмотрим предложения без ошибок.
Переходя улицу, внимательно следите за движением транспорта.
Получив задание на деепричастный оборот , проверьте , есть ли в нём просьба, приказ или совет.
В предложениях подлежащего нет. Но разрешается употреблять деепричастные обороты в таких предложениях, где используется глагол в повелительном наклонении : следите, идите, пиши, ищи и так далее. Получается, что и оборот, и сказуемое относится с одному лицу, которому мы что-то советуем сделать. Легко подставить местоимение вы: вы следите, переходя; вы проверьте, получив.
ТИП 7. Деепричастный оборот относится к инфинитиву
Рассмотрим предложения без ошибок .
Гуляя по осеннему лесу , приятно вдыхать дурманящий аромат опавшей листвы.
Сдавая работу , следует её тщательно проверить .
При том, что подлежащего нет (безличное предложение) допустимо употреблять деепричастный оборот, если он относится к инфинитиву : гуляя, вдыхать; читая, сидеть; мечтая, дремать; дремая, мечтать.
Не все пособия допускают это правило: в некоторых из них к инфинитиву обязательно требуются надо, можно, нужно, следует и другие (так называемые модальные слова ). В любом случае предложения типа: переписывая, следует отмечать; начав, надо закончить; получив, необходимо сделать, будут БЕЗОШИБОЧНЫМИ.
ТИП 8. Деепричастный оборот в определённо-личном или обобщенно-личном предложении
Рассмотрим предложения без ошибок.
Собираясь за семейным столом в доме у родителей , всегда вспоминаем бабушкины пироги и чай с калиной и мятой.
Планируя предстоящий отпуск , тщательно рассчитываем семейный бюджет.
Подлежащего нет, но предложение определённо-личное , легко подставить местоимение мы. Можно оборот! Он относится к подразумеваемому лицу: мы вспоминаем, собираясь; мы рассчитываем, планируя.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 4 состоит в том, что при передаче косвенной речи не заменили местоимение «мы» и связанные с ним глагольные формы.
Приведём верное (примерное) написание:
Учёные рассказывали о своей деятельности, что они пропитывают старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
Пункт правила 7.9.2
В данном задании проверяется умение учащихся правильно строить предложения с цитатами и косвенной речью: из 9 предложений справа нужно найти одно, которое содержит ошибку.
В правила, изложенных ниже, будет идти речь о цитировании и о косвенной речи , это очень близкие, но не одинаковые единицы.
В обыденной жизни, особенно часто в устной речи, мы часто используем передачу чьих-то слов от своего имени, так называемую косвенную речь .
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
Например: Мне сказали, что это был брат мой. Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. Говорили о том, как живут наловленные мною птицы.
Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.
Попробуем восстановить предложения: из косвенной речи переведём в предложения с прямой речью:
Мне сказали, что это был брат мой. — Мне сказали: «Это был брат твой».
Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. — Она сказала: «Смотри мне в глаза!» А потом требовательно спросила: «Ты помнишь пескарей, наши встречи, наши ссоры, пикники? Помнишь?»
Друг поинтересовался: «Как живут наловленные тобой птицы?»
Как видно из примеров, предложения совпадают лишь по смыслу, а вот и глаголы, и местоимения, и союзы меняются. Рассмотрим детально правила перевода прямой речи в косвенную: это очень важно как для написания сочинения, так и для выполнения задания 7.
7.9.1 Основное правило:
при замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, а также связанных с ними глаголов, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени.
7.9.2 Существует ряд дополнительных правил,
а) Если прямая речь – повествовательное предложение,
то она заменяется изъяснительным придаточным предложением с союзом что. Пример: Секретарь ответил: «Я выполнил просьбу». – Секретарь ответил, что он выполнил просьбу. Местоимение заменено!
б) Если прямая речь – вопросительное предложение,
то при замене его придаточным роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые стояли в прямом вопросе. Вопросительный знак после косвенного вопроса не ставится. Пример: «Что вы успели выполнить?» — спросил преподаватель студентов. – Преподаватель спросил студентов, что они успели выполнить. Местоимение заменено!
в) Когда в прямой речи – вопросительном предложении отсутствуют вопросительные местоимения, наречия, частицы,
при замене его косвенным употребляют для связи частицу ли. Пример: «Вы исправляете текст?» — с нетерпением спросил секретарь. – Секретарь спросил с нетерпением, исправляем ли мы текст.Местоимение заменено!
г) Если прямая речь – восклицательное предложение с побуждением к действию,
д) Частицы и слова, грамматически не связанные с членами предложения
(обращения, междометия, вводные слова, сложные предложения) и содержащиеся в прямой речи, при замене её косвенной речью опускаются. Пример: «Иван Петрович, составьте смету на следующий квартал», — попросил главного бухгалтера директор. – Директор попросил главного бухгалтера, чтобы он составил смету на следующий квартал.
7.9.3. Особые правила цитирования.
При написании сочинений часто возникает необходимость процитировать либо нужный фрагмент исходного текста, либо привести высказывание по памяти, органично включив цитату в предложение. Существует три способа введения цитаты в свою речь:
1) при помощи прямой речи , с соблюдением всех знаков препинания, например: Пушкин говорил: «Любви все возрасты покорны» или «Любви все возрасты покорны», — говорил Пушкин. Это самый простой способ, но он не всегда удобен. Такие предложения будут встречаться в качестве верных!
2) при помощи придаточного предложения , то есть используя союзы, например: Пушкин говорил, что «любви все возрасты покорны». Обратите внимание на изменившиеся знаки препинания. Этот способ ничем не отличается от передачи косвенной речи .
3) цитату можно включить в свой текст при помощи вводных слов , например: Как говорил Пушкин, «любви все возрасты покорны».
Отметим, что в цитате нельзя ничего изменять: то, что заключено в кавычках, передаётся абсолютно точно, без каких бы то ни было искажений. При необходимости включить в свой текст лишь часть цитаты используются специальные знаки (многоточия, различного вида скобки), но это не имеет отношения к данному заданию, так как пунктуационных ошибок в задании 7 не бывает.
Рассмотрим некоторые особенности цитирования.
а) Как избежать ошибки, если есть цитата с местоимением?
С одной стороны, цитаты изменять нельзя, с другой — нельзя оставить местоимение. Если просто вставить цитату, будут ошибки: Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». Или так: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
В обоих предложениях нужно:
во-первых, заменить местоимение Я на ОН, исключить местоимение из цитаты:
во-вторых, изменить глаголы, связав их с новыми местоимениями и также исключить из цитаты, так мы знаем, что ничего изменять нельзя.
При таких изменениях цитаты непременно «пострадают», и если второе предложение мы можем сохранить в таком виде: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность», то высказывание Наполеона не получится сохранить. Поэтому смело убираем кавычки и заменяем цитату косвенной речью: Наполеон однажды заметил, что он может проиграть эту битву, но не может потерять минуту.
б) Особо следует отметить случаи ошибочного объединения двух способов введения цитаты в предложение,
что вызывает грамматическую ошибку. Как мы уже знаем, цитату можно ввести либо как придаточное предложение, либо при помощи вводных слов. Вот что бывает, если соединяются два способа:
Неверно: По словам Мопассана, что «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
Верно: По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
Неверно: Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
Верно: Как утверждал П. И. Чайковский, «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
Таким образом, формулируем правило: при использовании вводных слов союз не употребляется .
в) В работах учащихся встречаются и случаи, когда цитата введена при помощи вводных слов,
Неверно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
Верно: По мысли Антуана де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
Неверно: По словам Л. Н. Толстого: «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
Верно: По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
📸 Видео
Лунное затмение 26 мая 2021 года. Как и где наблюдать?Скачать
Кольцеобразное затмениеСкачать
Солнечное затмение на Марсе [новости науки и космоса]Скачать
Полное Солнечное ЗАТМЕНИЕ на Земле (8 апреля 2024) | Space EngineСкачать
Самое долгое лунное затмение за 500 летСкачать
Приметы и суеверия солнечного затменияСкачать
Что такое полное солнечное затмение.Скачать