- Поиск ответа
- Тема 5. Синтаксические нормы
- Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)
- Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.
- Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
- Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
- Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.
- Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
- Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
- Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
- Подведение итогов:
- Домашнее задание.
- 🔥 Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 12
Вопрос № 307056 |
Как правильно расставить запятые в таком предложении: Любая, даже воображаемая, опасность разоблачения заставляет его беспокоиться . Нужна ли запятая после слова воображаемая?
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания расставлены правильно. Присоединительный компонент даже воображаемая должен быть выделен запятыми.
Вопрос № 305491 |
не беспокоиться о необходимости устранять вредоносных микроорганизмов. Всё ли здесь верно? Может быть, нужно сказать «устранять вредоносные микроорганизмы»?
Ответ справочной службы русского языка
Микроорганизм — неодушевленное существительное, поэтмоу верно: устранять вредоносные микроорганизмы.
Вопрос № 301177 |
Хочу назвать байдарку «Утро, XXI век». Название всем нравится и, скорей всего, оставлю, но не дает покоя то, что в названии есть запятая. Понятно, что для художественных (и не только) произведений это нормально. Но насколько это правильно по духу (если не по букве) для имени собственного плавучего средства? Не представляю из каких соображений исходить для решения этого вопроса. Возможно, если бы я был филологом или имел чутье языка, то хотя бы знал куда копать, но я технарь, а чутья хватает только на то, чтобы беспокоиться о запятой. Пожалуйста, помоги развеять сомнения, подскажите где могу найти подходящие соображения на эту тему.
Ответ справочной службы русского языка
В документах, регламентирующих названия морских судов и внутреннего водного транспорта, мы не нашли запрета на использование запятых. Правда, там есть рекомендация не использовать в названии более двух слов.
С другой стороны, бегло просмотрев списки зарегистрированных в России судов, мы не увидели ни одного названия с запятой или точкой.
Но, поскольку байдарки не подлежат регистрации, Вы можете назвать лодку как угодно. С точки зрения языка запятая стоит абсолютно верно.
Вопрос № 298194 |
Здравствуйте. Часть названия статьи на одном из интернет порталов: Активисты боятся за природу Является ли грамотным использование такого оборота в данном случае?
Ответ справочной службы русского языка
В словарях зафиксировано такое употребление: бояться за кого-что. Беспокоиться , тревожиться, опасаясь чего-л. Б. за друга. Б. за чью-л. жизнь.
Поэтому приведенное Вами предложение корректно.
Вопрос № 296446 |
Здравствуйте! Нужно ли выделять запятыми слова «с одной стороны»? Возможность не беспокоиться о хлебе насущном переводит человека на новый уровень жизни, которая становится с одной стороны более комфортной и приятной, а с другой – переполненной стрессом, ведь вероятность потерять значительную часть своего капитала давит на психику каждого инвестора до тех пор, пока он в игре
Ответ справочной службы русского языка
Вводные слова с одной стороны обособляются. Слова до тех пор в этом предложении лишние. Верно: Возможность не беспокоиться о хлебе насущном переводит человека на новый уровень жизни, которая становится, с одной стороны, более комфортной и приятной, а с другой – переполненной стрессом, ведь вероятность потерять значительную часть своего капитала давит на психику каждого инвестора, пока он в игре.
Вопрос № 254328 |
Добрый день!
Меня смущает фраза «убраться (навести порядок). насколько я помню, частица «ся» — возвратная частица. Если убраться, то убрать себя. Постоянно встречаю фразу: надо убраться в квартире (комнате). Как правильно?
Большое спасибо.
НГИЛИСТ.
Ответ справочной службы русского языка
Прежде всего необходимо отметить, что представление о форманте — ся как выражающем исключительно направленность действия субъекта на самого себя весьма распространено среди носителей языка, однако оно не соответствует действительности. Собственно-возвратное значение, т. е. обозначение действия, направленного на себя ( бриться – брить себя, одеваться – одевать себя, причесываться – причесывать себя, сдерживаться – сдерживать себя), – это только одно из значений, выражаемых возвратными глаголами с постфиксом — ся . Помимо этого значения можно выделить еще несколько; академическая «Русская грамматика» 1980 года выделяет еще 6 лексико-грамматических разрядов таких глаголов:
Таким образом, глагол убраться образован с соблюдением грамматических норм русского языка, он относится к глаголам косвенно-возвратного значения. Дело в стилистической окраске этого слова: оно квалифицируется словарями русского языка как разговорное, т. е. в официальной речи его употребление нежелательно, но при непринужденном общении вполне корректно.
Вопрос № 254124 |
Как правильно пишется: «Агентствам не беспокоить» или «Агенствам не беспокоиться «.
Ответ справочной службы русского языка
Лучше: представителей агентств просим не беспокоить; к представителям агентств просьба не беспокоить. Беспокоить здесь — «досаждать, тревожить». Беспокоиться — «испытывать беспокойство, нервозность, тревогу».
Вопрос № 237938 |
Подскажите,пожалуйста. беспокоиться за ребенка или о ребенке? спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Беспокоиться о ком-либо – общеупотребительный вариант. Беспокоиться за кого-либо – разговорный вариант.
Вопрос № 237798 |
Пока машина на гарантии, беспокоиться не о чем. Нужен ли знак? Спасибо)
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 233642 |
как ставятся знаки препинания после кавычек, например: Он тихо продолжал:» Сегодня мы все закончим, нечего беспокоиться . «. — после закрытия кавычек ставится еще точка?
Ответ справочной службы русского языка
Так как прямая речь заканчивается многоточием, точка после кавычек не нужна: _Он тихо продолжал: «Сегодня мы все закончим, нечего беспокоиться . »_ (без точки).
Вопрос № 214771 |
Прошу разъяснить, можно ли сказать » Вам не стоило за меня так беспокоиться «? Или же следует говорить «Вам не стоило обо мне так беспокоиться «? Заранее благодарна
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 205781 |
Подскажите, пожалуйста, можно сказать » болеть за футбольное соревнование» или » болеть за футбол»? Спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _болеть за команду на футбольном соревновании_. Сочетание _болеть за футбол_ имеет значение « беспокоиться о развитии футбола как вида спорта».
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тема 5. Синтаксические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы.
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны синтаксические нормы? | С соблюдением правил синтаксических отношений (согласование, управление, примыкание и др.) |
2. Какие основные причины нарушения синтаксической нормы отмечаются в русском языке? | Незнание правил согласования, управления, примыкания, употребления предлогов, порядка слов. |
Задание 2. Найдите словосочетания, в которых наблюдается нарушение правил управления. Исправьте их.
§ конкурировать с другими фирмами
§ поражаться ловкостью (ловкости)
§ отличать добро от зла
§ различать подделку от оригинала (и оригинал)
§ беспокоиться о друге
§ страдать из-за сына
§ тревожиться о сыне
§ свидетельство о больших резервах (больших резервов)
§ свидетельствовать против обвиняемого
§ поражаться успехам (успехами)
§ идентичный с предыдущей работой (предыдущей работе)
§ отличаться от других
§ вселять страх противнику (в противника)
§ базироваться на результатах исследований
§ опираться на малоизвестных фактах
§ отметить недостатки в работе
§ согласно приказа о зачислении (приказу)
§ по причине долгой болезни
§ озабочен о здоровье детей.(здоровь
Задание 3. Определите, каковы причины нарушения нормы в данных предложениях. Сформулируйте вывод.
1. Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда. (нужен предлог благодаря)
2. Благодаря плохой погоде не состоялась поездка за город. (нужен предлог из-за)
3. Вследствие предстоящей командировки я не смогу присутствовать на собрании трудового коллектива. (нужен предлог ввиду)
4. Ввиду прошедших дождей следует организовать работу по своевременному посеву зерновых. (нужен предлог вследствие)
5. Благодаря своему характеру ни на одной работе он долго не задерживался. (нужен предлог из-за)
6. Согласно данных (данным) древнерусских летописей, суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
7. Участвовать на (в) выборах – ответственное мероприятие.
Задание 4. Какая синтаксическая норма нарушена в данных предложениях? Исправьте ошибку. Внимание! Одно предложение является правильным!
Предложения | Синтаксическая норма |
1. Много сил и времени ушли на осуществление этого проекта | ушло |
2. Установка нового и реконструкция старого оборудования ведется параллельно. | ведутся |
3. Три соседние здания были построены в прошлом году. | соседних |
4. Часть работ направлены нами на экспертизу. | направлена |
5. Те, кто жил рядом, всегда угадывал желание ближнего. | Жили, угадывали |
6. Стая лебедей улетала на юг. | Нет ошибки |
7. Жюри было строгой, но справедливой. | строгое |
8. Галина Уланова – одна из крупнейших представителей русской балетной школы. | Один из |
9. ЛДПР выступил с критикой работы правительства. | выступила |
10. Большинство этих художников было мастером цвета. | были |
11. На моем попечении была старая бабушка и маленький братишка. | были |
12. Елена Образцова – один из крупнейших представительниц русской оперной школы. | представителей |
Задание 5. Почему в данных предложениях употребление деепричастных оборотов не соответствует синтаксическим нормам? Как нужно изменить предложения? Внимание! Одно предложение не содержит ошибки! Отметьте его.
1. Покидая родителей, его охватила внезапная грусть. (он загрустил)
2. Проехав по этой тропе с километр, открывался чудесный вид на море.( если проехать, то открывается_)_________________________________________________________
3. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, ученым проводился лабораторный эксперимент._(ученый проводил)___________________________________
4. Выезжая за город, погода стояла прекрасная._(когда выезжали)_____________________
5. Проведя раскопки на многих островах Океании, выяснились неизвестные ранее факты. (ученые выяснили)______________________________________
6. Читая книги Достоевского, удивляешься его глубокому постижению человеческой души._(нет ошибки)___________________________________________
7. Покупая макароны «Макфа», вам гарантировано качество. (вы получаете качественные продукты)
8. Стараясь убедить читателей, автором достигается обратный результат.__(автор достигает обратного)_________________________________________________
9. Имея огромный опыт учителя, Вам дается этот совет.(даю Вам)
Задание 6. В данных предложениях нарушена синтаксическая норма – правила управления при однородных сказуемых. Дайте правильный вариант. Внимание! Одно предложение правильное!
Предложения с нарушением нормы | Исправленный вариант |
1. Ученые наблюдают и сравнивают жизнь животных. | Наблюдают жизнь животных и сравнивают их повадки |
2. Автор надеялся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию. | Надеялся опубликовать поэму и ознакомить с ней |
3. Депутаты обсудили и проголосовали за новый закон о правах потребителей. | Обсудили закон и проголосовали за него |
4. Художник восхищается и часто рисует русскую природу. | Восхищается природой и рисует ее |
5. Мы познакомились и подружились с местными ребятами. | Нет ошибки |
6. Мы славим и восхищаемся мужество спасателей. | Мы славим спасателей и восхищаемся их мужеством |
7. Писатель видел и верил в будущее своей страны. | Видел будущее и верил в него |
8. Назовите и дайте характеристику видам правовых отношений. | Назовите отношения и дайте им характеристику |
Задание 7. Причиной двусмысленности данных предложений является употребление анафорического местоимения (т.е. местоимения, замещающего имя существительное). Дайте правильный вариант предложения.
1. Девочка находилась посреди улицы. На ней (на улице) было много любопытных.
2. Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает ее рябую поверхность._(ее – убрать, вставить: речную) _______________________________________________
3. Женщина посмотрела на собаку: она (та) оскалилась, зарычала, шерсть встала дыбом, глаза хищно засверкали._________________________________________________
4. Павел Петрович приехал на дуэль в клетчатых штанах. Они (противники) разошлись. Раздался выстрел.__________________________________
5. Женщина взялась за ручку. Она (ручка) была привинчена. ________________
6. Вошедший снял плащ, и теперь его можно было повесить._( и повесил его)____________
7. У ясеня стоял парень. Он (дерево) покачивался и скрипел от ветра._____________________________________________________
8. Преподаватель привел пример, и он (этот пример) всех удивил._____________________________________________________
9. Не удержал мяч вратарь, но добить его (мяч) было некому._____________________________________________________
10. Селедку мне продала продавщица Люба, которая ввиду жары сильно попахивала. (селедка должна стоять после Любы)
Задание 8. Что является причиной двусмысленности данных предложений? Как будет выглядеть правильный вариант предложения?
1. В детсаду организована выставка поделок (из пластилина) детей и воспитателей из пластилина._________________________________________________
2. Следует поднять вопрос на должную высоту (вопрос) об уровне преподавания некоторых дисциплин.______________________________ __________
3. Проводится выставка-продажа одежды (весеннее-летнего сезона) для мужчин весенне-летнего сезона.___________________________________________ _________
4. Страна широко готовилась (широко) отметить День победы_____________________________________________________
5. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.__(издала постановление для владельцев собак: животных держать на привязи)__________________________________________________
Задание 9. Как вы думаете, на чем построена шутка А.П. Чехова?
Желаю Вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
______нарушение порядка слов____________________________________________________________
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок-обобщение по теме «Словосочетание». (Способы подчинительной связи. Подготовка к ГИА)
Цели и задачи урока: актуализировать сведения о словосочетании, способах связи слов в словосочетании; ликвидировать пробелы в умении определять вид подчинительной связи; потренировать в выполнении заданий ГИА преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
Задание 1: Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями.
Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, цвета беж,тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, правильно и аккуратно, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; яйца всмятку; доволен результатами, альбом или тетрадь, будем играть, книга интересна, четверо друзей, в течение недели, слово в слово, наименее подготовленный, некто в красном.
– Какие сочетания вы не выделили? Почему?
НЕ являются словосочетаниями:
– Давайте вспомним определение словосочетания (учащиеся дают определение)
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Подчинительные словосочетания состоят из главного и зависимого слов, в сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова: вода и воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.
Задание 2. Найдите ошибки в определении типа словосочетания по главному слову. Подчеркните эти словосочетания:
Летний день, исполненный мастером, второй по росту
Кто-то чужой, ваше право, нечто странное
Любуясь красотами, уважать старших, умелый в работе
Неожиданно быстро, где-то далеко, задело кого-то
– Назовите способы подчинительной связи между словами в словосочетании. Дайте определение каждому из них
(Согласование, управление, примыкание)
Согласование – такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: солнечный день
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: солнечный день, солнечным днем, о солнечном дне
Управление – такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: подъехать (к чему?) к станции, стакан (чего?) молока
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: стакан молока, в стакане молока, стаканом молока и т.д
Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: идти не оглядываясь; яйца всмятку; цвета беж и т.п.
Задание 3. В каких словосочетаниях неверно определен способ подчинительной связи?
Согласование: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, листья дуба, сельские жители.
Управление: говорить о делах, отзываться с восторгом, сделать умышленно, посоветовать другу, встретиться с братом.
Примыкание: рычать по-звериному, сегодня вечером, откровенное признание, говорить громко, поступать по-дружески.
Задание 4. Укажите номера словосочетаний, в которых нет грамматических ошибок в управлении.
Задание 5. Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.
- Во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешевых обоев.
- Было последнее утро растянувшегося на два месяца затишья.
- Я взял наугад толстую книгу в потрескавшемся чёрном переплёте.
Задание 6. Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
- Большинство иностранцев считают, что русские мало улыбаются (примыкание)
- Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи (примыкание).
- Оттуда открывается изумительный вид на Волгу, красота неописуемая (управление).
- В этом случае “плоды учения ”еще более очевидны (согласование).
- Эти чувства в нас не убиты – они подавлены (управление).
- Но и те и другие были снисходительны к ошибкам своего кандидата (согласование).
Задание 7. Преобразуйте словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи.
1.Словосочетание ПРИВЕТОМ ДРУГА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Его душа была согрета приветом друга.
2. Словосочетание ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Над Старгородом летний вечер.
3. Словосочетание БЕСШУМНО ПАРИЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Над камышовыми зарослями, распластав широко крылья, бесшумно парили болотные луни.
4.Словосочетание В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Рядом с молодым спортсменом сидел пожилой солидный человек в соломенной шляпе и очках.
5. Словосочетание ХРЕБТЫ ГОР из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ .
Внизу широко раскинулась долина,за ней в бледно-сиреневой дымке тянулись вдаль соседние хребты гор.
6. Словосочетание С НЕЖНОСТЬЮ СМОТРИТ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Динка с нежностью смотрит на спящую сестру, потом снова на пустынную ночную улицу.
7. Словосочетание БРЕЗЕНТОВЫЙ МЕШОК из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Австриец устало тащил на плечах брезентовый мешок.
Подведение итогов:
– Довольны ли вы своей работой на уроке?
– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?
– Какие мысли вы вынесли с урока?
– Согласны ли вы со словами: “Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию только в составе предложения”?
Домашнее задание.
Составьте тестовую проверочную работу по теме “Словосочетание”.
🔥 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Предложение и словосочетаниеСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Словосочетание. 8 классСкачать
Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать
Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
Словосочетание. Управление.Скачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Словосочетание. Подчинительное словосочетание. Сочинительное словосочетание.Скачать
Устойчивые сочетания словСкачать