- Орнаментальная игра со словами значение словосочетания
- Значение слова «орнаментальный»
- орнамента́льный
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стипя» план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 📹 Видео
Видео:Словодел. Настольная игра от десятого королевства.Скачать
Орнаментальная игра со словами значение словосочетания
(1)Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода ее мысли. (2)Но ничто не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности.
(3)То же и с ритмом. (4)Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. (5)Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы!
(6)Ее нагромождения ударных слогов, ее тире, ее бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все равно, и все едино.
Но если на дороге – куст
Встает, особенно – рябина …
(7)О чем все это говорит?
(8)Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие – с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое.
(9)И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика.
(10)Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в Голицынском «Доме творчества». (11)Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни ее портретов, фотографий. (12)И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно – изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой.
(13)Оказалось — ничего подобного.
(14)Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка.
(15)Не изящная хрупкость, а – строгость, очерченность, сила. (16)И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего
в себе всю стремительность ее натуры.
(17)Должен сказать, что ни на одной фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву. (18) Это не она. (19)В них нет главного – того очарования отточенности, которая характеризовала всю ее, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неумолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными» чертами ее лица.
(Е. Б. Тагер)
В представленном тексте Е.Б. Тагер ставит вопрос: какова роль поэта в обществе?
На примере поэзии Марины Цветаевой рассказчик описывает чувства, которые вызывают в нем стихи великой поэтессы: «. невероятная, бурная, взрывающая эмоциональность. «, «. острая, всепроникающая, пронзительная мысль. » — такие черты ее творчества выделяет рассказчик. Но в то же время автор подчеркивает, что «стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода авторской мысли».
Позиция автора легко прослеживается в тексте: мысль писателя не всегда лежит на поверхности. Ее надо найти, разгадать, «распутать». И только вдумчивый читатель сумеет это сделать.
Я разделяю мнение автора о том, что иногда главную мысль писателя можно прочесть только между строк. Таким образом он ограждает невдумчивых и неподготовленных читателей от неверного толкования авторской мысли.
Одним из таких писателей был М.А. Булгаков. При написании романа «Мастер и Маргарита» автор использовать сатирические и аллегоричные образы для описания Москвы 50х г одов.
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Видео:ТЕСТ по русскому языку | ИГРА В СЛОВА - Сможете найти нужную картинку? Тест номер 2Скачать
Значение слова «орнаментальный»
1. Иск. Представляющий собой орнамент (в 1 знач.). Орнаментальная роспись. □ Произведения орнаментального характера из камня, глины и дерева, дополняя друг друга, могут дать ясную картину разнообразия мотивов народных орнаментов. Н. Соболев, Русский орнамент.
2. Лит. Пышный, вычурный. Орнаментальный стиль. Орнаментальная проза.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- «Орнаментальный» — альбом известного гитариста ДиДюЛи.
ОРНАМЕНТА’ЛЬНЫЙ, ая, ое. 1. Прил. к орнамент (спец.). Орнаментальные работы. 2. Пышный, изобилующий украшениями, вычурный (искус., лит.). О. стиль. Орнаментальная проза.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
орнамента́льный
1. искусств. имеющий характер орнамента; включающий в себя орнамент
2. искусств. связанный с созданием, изображением и т. п. орнамента
3. филол. изобилующий словесными украшениями; пышный, вычурный
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вечеря — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Видео:ТЕСТ на знание РЕДКИХ слов и эрудицию | ИГРА В СЛОВА - выбери ПРАВИЛЬНЫЙ вариант.Скачать
Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стипя»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стиля»
Видео:«Словесные игры»Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_klasse.doc | 55.5 КБ |
podgotovka_k_ege_otkrytyy_urok.pptx | 2.43 МБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Видео:ОПАСНЫЕ СЛОВА 🎲 Обзор за 2 минуты 🎲 Идите аккуратно, чтобы не наступить на слово-ловушку!Скачать
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стипя»
- образовательная – обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ;
- развивающая – развитие умения анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (проблема, комментарии, способы выражения авторской позиции),
- воспитательная – воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию, любви к родному языку
познакомить с различными способам визуализации материала;
- развивать умения выражать свои мысли, понимать и осмысливать текст, создавать свой текст на основе прочитанного в соответствии с критериями оценивания части С ЕГЭ по русскому языку;
- стимулировать творческую мыслительную активность учащихся;
- пробуждать интерес к изучаемой теме;
- развивать у школьников критический подход к получаемой информации.
- Вступительное слово учителя.
2. Разминка. Найдите соответствия.
1. Моим стихам, как драгоценным винам.
2.Поэт – издалека заводит речь…
3. Красною кистью
Рябина зажглась…
4. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино…
5. Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке…
6. К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-…
А)…но если по дороге
Встает, особенно — рябина..
Б)… настанет свой черед
В)…одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв.
Г)…я обращаюсь с требованьем веры.
И с просьбой о любви.
Д)…поэта – далеко заводит речь
Е)…падали листья.
Я родилась…
3. Вы, конечно, узнали цитаты из стихотворений М.И.Цветаевой, «цветаты», как когда-то пошутил первый ее биограф С.А.Карлинский.
-Ученица читает стих. «Моим стихам…» — Маргарита
4. Диалогическое чтение текста.
Перед вами отрывок из воспоминаний Е.Б. Тагера. Прочитайте его медленно, ведя диалог с текстом: в тех местах, где есть знак //, сде-
лайте паузу, подумайте, а что будет дальше, после своих размышлений
прочитайте авторский вариант. Совпали ли ваши точки зрения?
(1)Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода ее мысли. (2)Но ничто не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности.
(3)То же и с ритмом.// (4)Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. (5)Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы!
(6)Ее нагромождения ударных слогов, ее тире, ее бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все равно, и все едино.
Но если на дороге — куст
Встает, особенно — рябина.
(7)О чем все это говорит?
(8)Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие — с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой — столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль — все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое.
(9)И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика.
(10)Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском Доме творчества. (11)Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни ее портретов, фотографий. (12)И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой.
(13)Оказалось — ничего подобного. // (14)Никаких парижских туалетов — суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. (15)Не изящная хрупкость, а — строгость, очерченность, сила. (16)И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры. (17)Должен сказать, что ни на одной фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву. // 18)Это не она. (19)В них нет главного — того очарования отточенности, которая характеризовала всю ее, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неумолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными» чертами ее лица.
( Ритм «это сама суть, сама душа ее поэзии, он служит внутренней формой стихотворной речи, создает движение стиха, резко, часто до неузнаваемости обновляет стихотворный размер». Именно ритм, наличие пауз , анжабеманов придают еестиху «спотыкающийся» характер, сто и выражает напряженное состояние героини. Единица ееречи даже не слово, а слог. «Я неверю стихам, которые
Льются. Рвутся – да!»
Евгений Борисович Тагер (1906-1984) – известный исследователь русской литературы конца 19 – начала 20 вв., доктор филологических наук.
Задания с выбором ответа
1. Какая особенность присуща стихам Цветаевой, по мнению автора текста?
1) Напевность, зачаровывающая музыкальная ворожба;
2)нагромождение ударных слогов, многочисленные тире и переносы, привлекающие внимание к смыслу каждого слова;
3)декоративность, сложная орнаментальная игра со словами;
4)утонченная изысканность, скрытый смысл в каждой фразе.
2. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Фотографии хорошо передают внешний облик Цветаевой.
2)Внешний облик Цветаевой был обманчив, контрастировал с ее духовным строем.
3)В характере Цветаевой сочетались полярные черты.
4)В стихах Цветаевой все подчинено не логике, а чувствам.
3. Определите стиль и тип речи текста.
1) Научный стиль, рассуждение и описание;
2) художественный стиль, повествование и описание;
3) разговорный стиль, описание;
4) публицистический стиль, рассуждение и описание.
4. Укажите лишнюю пару среди контекстных антонимов (слов или сочетаний, которые в тексте противопоставляются по смыслу).
1) Прямизна — стремительность;
4)парижские туалеты — суровый свитер.
5. Укажите, какое из предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения.
1) 5; 2) 2; 3) 3; 4) 6.
6. В каком предложении в качестве средства выразительности одновременно используются противопоставленные ряды онородных членов с обобщающими словами, синонимические ряды, вводные слова?
Объясните семантику некоторых словосочетаний.
Орнаментальная игра со словами
Пригвоздить читателей к смыслу.
Перед нами статья с тенденцией к фактографичности (автор в дей-
ствительности встречался с поэтом) и одновременно экспрессивность
(вбить кол, пригвоздить читателя) Автор статьи использует различные
приемы художественной выразительности (олицетворения, развернутые
метафоры), активизирующие внимание читателей. Форма речи – пись-
менный монолог. Встречаются риторические восклицания и вопрос, не-
сложные синтаксические конструкции. Это позволяет сделать вывод о
том, что данный текст публицистического стиля.
Перейдем к написанию сочинения. Вспомним модель сочинения.
Проблема – комментарий – позиция автора – собственная позиция – аргументация – вывод.
К1.Вариант 1. Задайте 2-3 вопроса, которые отражают главную проблему.
В чём своеобразие цветаевских приёмов «лирического заражения»? Почему поэтика Цветаевой в самом общем виде определяется исследователями её творчества как прочный сплав мощной эмоциональности и острой логики, «поэзии сердца» с «поэзией мысли»? Именно над проблемой особенностей лирики М.Цветаевой заставил меня задуматься Е.Б.Тагер.
Вариант 2.Попытайтесь трансформировать вопросный план в назывной. Если затрудняетесь, оставьте формулировку проблемы в виде вопроса.
В предложенном для анализа тексте в центре внимания автора особенности лирики М.Цветаевой. Автор анализирует причины сложного восприятия стихов М.Цветаевой. Именно над проблемой своеобразия индивидуального стиля М.Цветаевой заставил меня задуматься Е.Б.Тагер.
Вариант 3.Приводим какое-либо изречение, которое созвучно главной проблеме текста.
Поэзия М.Цветаевой, по мысли И.Бродского, «отличается почти патологической потребностью договаривать, додумывать, доводить все вещи до логического конца». Эти слова выдающегося русского поэта, как мне кажется, характеризуют особенности индивидуального стиля Цветаевой. Над проблемой своеобразия стиля М.Цветаевой заставил меня задуматься Е.Б.Таго р.
К2. Комментарий – это не пересказ текста, а пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста. Задайте себе вопросы:
— Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме;
— На каком жизненном материале автор раскрывает проблему;
— Что особенно волнует автора при изложении этой проблемы (что он подчёркивает).
Используй слова, характеризующие действия автора (автор раскрывает проблему на примере, обращает внимание читателя на, отмечает, подчёркивает, указывает, с иронией рассказывает, ссылается на, приводит примеры)
Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Е.Б.Тагер приводит строки из стихотворения «Тоска по родине…». Они позволяют автору обратить внимание читателей на то, что в поэзии Цветаевой нераздельны «взрывающаяся эмоциональность» и «пронзительная мысль». Е.Б.Тагер подчёркивает, что для того, чтобы понять стихи Цветаевой, надо вникнуть в разнообразные, переменчивые чувства лирической героини, восстановить в своём представлении облик Цветаевой, понять её духовный мир, её боль, её Россию.
К3. Для того, чтобы сформулировать позицию автора, ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст? Какова цель его высказывания? Ради чего он всё это написал?
Авторская позиция в художественных текстах часто не выражается прямо. Авторскую идею нам помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки.
В случае затруднения приводим цитату из исходного текста, в которой есть ключевые слова, связанные с центральной проблемой.
Точка зрения автора на рассматриваемую проблему выражена прямо. Е.Б.Тагер считает, что (в -1; сущность, своеобразие, главная черта, важнейшая особенность) лирики М.Цветаевой составляют «начала, противоречащие друг другу: невероятная, бурная, взрывающая эмоциональность – столь же невероятно острая, всепроникающая мысль – всё слилось у Цветаевой в неразрывное целое». Эти слова, как мне кажется, наиболее ( в1; ярко, точно, красноречиво) выражают особенности её индивидуального стиля. Е.Б.Тагер убедительно доказывает, что М.Цветаева привнесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма, что благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.
К 4 Какие аргументы могут использоваться для обоснования мысли о том, что Цветаева привнесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма, что благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.
. Марина Цветаева — величайший искусник и изумительный мастер
стиха. . Умеющего читать поэзия Марины Цветаевой волнует и будоражит то ритмом
пляшущего каблучка, то тонкой паутиной любовного кружева. Откуда она, русская, так
владеет кастаньетами? Или это — ладоши? Любовное же в ней прозрение — одаренность
(Из статьи «Поэт Марина Цветаева» )
2) Р. Рождественский
В ее стихах — с самого начала — торжествовал максимализм чувств и нравственных
критериев. А еще была могучая былинность, простор, почти родниковая свежесть.
. Марина Цветаева была воительницей по натуре, и поэтому любое ее стихотворение
. Даже самые «личные», сугубо лирические ее стихи в основе своей — спор. Посто-
янный спор с собой, с другими людьми, спор с прошлым и настоящим, спор с мечтой
(Из статьи «Стихам — быть всегда!»)
3) Сама Цветаева говорила о том, что чтение есть разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов. «Устал от моей вещи – значит хорошо читал. Усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне.»
«Марина Цветаева в самом деле поэт не из легких. Читать ее стихи и поэмы между делом, не читать, а почитывать , как почитывают (и тут же забывают) легонькие «стишки», нельзя. В Цветаеву необходимо углубиться, еепоэзия требует от читателя встречной работы мысли».
Вариант 1 Прочитав эту статью, (в-1: у нас появляется чувство, мы начинаем с ещё большей силой чувствовать) ______ мощь личности Цветаевой. Но самое главное – мы ещё _______начинаем понимать (в-1; секрет, магическую силу, тайну, главную черту) подлинной поэзии. Поэт – это всегда «дитя добра и ___», потому что он (как?) _____ служит истине, служит _____. Именно таким Поэтом была Цветаева, творчество которой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры «серебряного века», так и всей истории русской культуры.
Вариант 2 « Нет карьеры поэта, есть судьба поэта!» — эти слова выдающегося русского поэта С.Маршака с полным правом можно отнести к ______. Её творчество вошло в сокровищницу отечественной поэзии. Произведения М.Цветаевой до сих пор _____ умы и сердца_______, остаются современными. Она привнесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.
Предварительный просмотр:
Видео:Ключевые слова. Обзор настольной игры от компании Стиль ЖизниСкачать
Подписи к слайдам:
Подготовка к ЕГЭ Подготовка к написанию сочинения по публицистическому тексту (часть С)
Найдите соответствия . 1. Моим стихам, как драгоценным винам. 2.Поэт – издалека заводит речь… 3. Красною кистью Рябина зажглась 4. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё — равно, и всё — едино… 5. Имя твоё — птица в руке, Имя твоё — льдинка на языке… 6. К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?!-… А)…но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина. Б)… настанет свой черед В)…одно-единственное движенье губ. Имя твоё — пять букв. Г)…я обращаюсь с требованьем веры. И с просьбой о любви. Д)…поэта – далеко заводит речь Е)…падали листья. Я родилась…
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я- поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам Моим стихам о юности и смерти, -Нечитанным стихам!- Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам Настанет свой черед…
(1)Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода ее мысли. (2)Но ничто не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами , поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности. (3)То же и с ритмом.
4)Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. (5)Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы! (6)Ее нагромождения ударных слогов, ее тире, ее бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все равно, и все едино. Но если на дороге — куст Встает, особенно — рябина. (7)О чем все это говорит? (8)Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие — с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой — столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль — все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое. (9)И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика. (10)Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском Доме творчества. (11)Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни ее портретов, фотографий. (12)И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. (13)Оказалось — ничего подобного.
(14)Никаких парижских туалетов — суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. (15)Не изящная хрупкость, а — строгость, очерченность, сила. (16)И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры. (17)Должен сказать, что ни на одной фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву.
(18)Это не она. (19)В них нет главного — того очарования отточенности, которая характеризовала всю ее, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неумолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными» чертами ее лица. (Е. Тагер)
Марина Ивановна Цветаева 1939-1940 гг.
Задания с выбором ответа: 1. Какая особенность присуща стихам Цветаевой, по мнению автора текста? 1) Напевность, зачаровывающая музыкальная ворожба; 2)нагромождение ударных слогов, многочисленные тире и переносы, привлекающие внимание к смыслу каждого слова; 3)декоративность, сложная орнаментальная игра со словами; 4)утонченная изысканность, скрытый смысл в каждой фразе. 2. Какое утверждение соответствует содержанию текста? 1) Фотографии хорошо передают внешний облик Цветаевой. 2)Внешний облик Цветаевой был обманчив, контрастировал с ее духовным строем. 3)В характере Цветаевой сочетались полярные черты. 4)В стихах Цветаевой все подчинено не логике, а чувствам. 3. Определите стиль и тип речи текста. 1) Научный стиль, рассуждение и описание; 2) художественный стиль, повествование и описание; 3) разговорный стиль, описание; 4) публицистический стиль, рассуждение и описание.
4. Укажите лишнюю пару среди контекстных антонимов (слов или сочетаний, которые в тексте противопоставляются по смыслу). 1) Прямизна — стремительность; 2)хрупкость — сила; 3)эмоциональность — мысль; 4)парижские туалеты — суровый свитер. 5. Укажите, какое из предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. 6. В каком предложении в качестве средства выразительности одновременно используются противопоставленные ряды однородных членов с обобщающими словами, синонимические ряды, вводные слова? 1) 6; 2) 8; 3) 14; 4) 15 1) 5; 2) 2; 3) 3; 4) 6.
(1)Стихи Цветаевой подчас трудны, требуют вдумчивого распутывания хода ее мысли. (2)Но ничто не было ей более чуждо, чем орнаментальная игра со словами, поэзия смутных намеков, любой вид импрессионистической невнятности. (3)То же и с ритмом.
4)Мощь и богатство цветаевских ритмов ни с чем не сравнимы. (5)Но как далеки они от зачаровывающей музыкальной ворожбы! (6)Ее нагромождения ударных слогов, ее тире, ее бесконечные переносы как бы призваны вбить кол в слово, пригвоздить читателя к смыслу, к содержанию. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все равно, и все едино. Но если на дороге — куст Встает, особенно — рябина. (7)О чем все это говорит? (8)Начала, казалось бы, противоречащие друг другу, взаимоисключающие — с одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, а с другой — столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль — все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое. (9)И это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика. (10)Я познакомился с Мариной Ивановной в декабре 1939 года в голицынском Доме творчества. (11)Никогда раньше не видел я ни самой Цветаевой, ни ее портретов, фотографий. (12)И воображению, довольно наивному, как я сейчас понимаю, рисовался образ утонченно-изысканный, быть может, по ассоциации с альтмановским портретом Ахматовой. (13)Оказалось — ничего подобного.
(14)Никаких парижских туалетов — суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. (15)Не изящная хрупкость, а — строгость, очерченность, сила. (16)И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры. (17)Должен сказать, что ни на одной фотографии тех лет я не узнаю Цветаеву.
(18)Это не она. (19)В них нет главного — того очарования отточенности, которая характеризовала всю ее, начиная с речи, поразительно чеканной, зернистой русской речи, афористической, покоряющей и неожиданными парадоксами, и неумолимой логикой, и кончая удивительно тонко обрисованными, точно «вырезанными» чертами ее лица. (Е. Тагер )
План. Творчество: стихи Цветаевой трудны; ритмы ни с чем не сравнимы; сложность синтаксиса; противоречивость творчества. Внешность: воображаемый образ Цветаевой; простота и строгость облика; несхожесть с фотографией ; главное в Цветаевой.
Композиция сочинения Проблема Комментарий к проблеме Позиция автора Собственное мнение Аргументация собственного мнения Вывод
I. Вступление. К1. Определение проблемы. Вариант 1. Задайте 2-3 вопроса, которые отражают главную проблему. В чём своеобразие цветаевских приёмов «лирического заражения»? Почему поэтика Цветаевой в самом общем виде определяется исследователями её творчества как прочный сплав мощной эмоциональности и острой логики, «поэзии сердца» с «поэзией мысли»? Именно над проблемой особенностей лирики М.Цветаевой заставил меня задуматься Е.Б.Тагер .
Вариант 2. Попытайтесь трансформировать вопросный план в назывной. Если затрудняетесь, оставьте формулировку проблемы в виде вопроса. В предложенном для анализа тексте в центре внимания автора особенности лирики М.Цветаевой. Автор анализирует причины сложного восприятия стихов М.Цветаевой. Именно над проблемой своеобразия индивидуального стиля М.Цветаевой заставил меня задуматься Е.Б.Тагер .
Вариант 3 . Приводим какое-либо изречение, которое созвучно главной проблеме текста. Поэзия М.Цветаевой, по мысли И.Бродского, «отличается почти патологической потребностью договаривать, додумывать, доводить все вещи до логического конца». Эти слова выдающегося русского поэта, как мне кажется, характеризуют особенности индивидуального стиля Цветаевой. Над проблемой своеобразия стиля М.Цветаевой заставил меня задуматься Е.Б.Тагор.
К2. Комментарий – это не пересказ текста, а пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста. Задайте себе вопросы: — Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме; — На каком жизненном материале автор раскрывает проблему; Что особенно волнует автора при изложении этой проблемы (что он подчёркивает).
Используй слова, характеризующие действия автора (автор раскрывает проблему на примере, обращает внимание читателя на, отмечает, подчёркивает, указывает, с иронией рассказывает, ссылается на, приводит примеры) Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Е.Б.Тагер приводит строки из стихотворения «Тоска по родине…». Они позволяют автору обратить внимание читателей на то, что в поэзии Цветаевой нераздельны «взрывающаяся эмоциональность» и «пронзительная мысль». Е.Б.Тагер подчёркивает, что для того, чтобы понять стихи Цветаевой, надо вникнуть в разнообразные, переменчивые чувства лирической героини, восстановить в своём представлении облик Цветаевой, понять её духовный мир, её боль, её Россию.
К3. Для того, чтобы сформулировать позицию автора, ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст? Какова цель его высказывания? Ради чего он всё это написал? Авторская позиция в художественных текстах часто не выражается прямо. Авторскую идею нам помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки. В случае затруднения приводим цитату из исходного текста, в которой есть ключевые слова, связанные с центральной проблемой.
Точка зрения автора на рассматриваемую проблему выражена прямо. Е.Б.Тагер считает, что (в -1; сущность, своеобразие, главная черта, важнейшая особенность) лирики М.Цветаевой составляют «начала, противоречащие друг другу: невероятная, бурная, взрывающая эмоциональность – столь же невероятно острая, всепроникающая мысль – всё слилось у Цветаевой в неразрывное целое». Эти слова, как мне кажется, наиболее ( в1; ярко, точно, красноречиво) выражают особенности её индивидуального стиля. Е.Б.Тагер убедительно доказывает, что М.Цветаева привнесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма, что благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.
К 4. Какие аргументы могут использоваться для обоснования мысли о том, что Цветаева привнесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма, что благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями. 1 ) М.Осоргин. . Марина Цветаева — величайший искусник и изумительный мастер стиха. . Умеющего читать поэзия Марины Цветаевой волнует и будоражит то ритмом пляшущего каблучка, то тонкой паутиной любовного кружева. Откуда она, русская, так владеет кастаньетами? Или это — ладоши? Любовное же в ней прозрение — одаренность женщины (Из статьи «Поэт Марина Цветаева» )
2 ) Р. Рождественский В ее стихах — с самого начала — торжествовал максимализм чувств и нравственных критериев. А еще была могучая былинность, простор, почти родниковая свежесть. . Марина Цветаева была воительницей по натуре, и поэтому любое ее стихотворение всегда конфликтно. . Даже самые «личные», сугубо лирические ее стихи в основе своей — спор. Постоянный спор с собой, с другими людьми, спор с прошлым и настоящим, спор с мечтой и надеждой. (Из статьи «Стихам — быть всегда!»)
3) Сама Цветаева говорила о том, что чтение есть разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов. «Устал от моей вещи – значит хорошо читал. Усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне.»
4) .Н.Орлов «Марина Цветаева в самом деле поэт не из легких. Читать ее стихи и поэмы между делом, не читать, а почитывать , как почитывают (и тут же забывают) легонькие «стишки», нельзя. В Цветаеву необходимо углубиться, ее поэзия требует от читателя встречной работы мысли».
III. Заключение Вариант 1. Прочитав эту статью, (в-1: у нас появляется чувство, мы начинаем с ещё большей силой чувствовать) ______ мощь личности Цветаевой. Но самое главное – мы ещё _______начинаем понимать (в-1; секрет, магическую силу, тайну, главную черту) подлинной поэзии. Поэт – это всегда «дитя добра и ___», потому что он (как?) _____ служит истине, служит _____. Именно таким Поэтом была Цветаева, творчество которой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры «серебряного века»,так и всей истории русской культуры.
Вариант 2. «Нет карьеры поэта, есть судьба поэта!» — эти слова выдающегося русского поэта С.Маршака с полным правом можно отнести к ______. Её творчество вошло в сокровищницу отечественной поэзии. Произведения М.Цветаевой до сих пор _____ умы и сердца _______, остаются современными. Она привнесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с её трагическими противоречиями.
Домашнее задание. I группа. Составить рецензию на текст Е.Тагера (В8) С помощью следующего комментария : Перед нами статья с тенденцией к фактографичности (автор в дей — ствительности встречался с поэтом) и одновременно с экспрессивностью. Автор статьи использует различные приемы художественной выразительности (олицетворения, развернутые метафоры), активизирующие внимание читателей. Форма речи – пись — менный монолог. Встречаются риторические восклицания и вопрос, не- сложные синтаксические конструкции. Это позволяет сделать вывод о том, что данный текст публицистического стиля.
II группа . Оценить сочинение учащегося на основании критериев оценивания задания с развернутым ответом (ЕГЭ) Сочинение по тексту Е.Тагера . Яркая. Талантливая. Именно ей посвятил свой текст автор. Е.Тагер восхищается Цветаевой, ее великолепными стихотворениями, ее умением играть словами. Действительно, немного было таких людей, как Марина. Она стоит в одном ряду с такими вершинами двадцатого века, как Блок, Бунин, Ахматова, Есенин. Авторская позиция тесно переплетается с поднятой проблемой. Е.Тагер с восторгом описывает поэтессу: «Очаровательная отточенность речи, поразительно чеканной русской речи, неумолимая логика». Автор утверждает, что никакая фотография не сможет передать внутренний облик, состояние души Цветаевой.
С этим трудно не согласиться. Мне хочется привести свои примеры. Во-первых, Цветаева стала известной поэтессой не из-за того, что у нее были черты лица удивительно тонко обрисованными, а потому, что она боролась за свободу, за жизнь, свое признание, справедливость.. И ее главным оружием были ее стихи. Нет, она не была против Советской власти, она была против расстрелов и репрессий. Во-вторых, если говорить о внешности человека, то образ Есенина всегда беззаботный, веселый, молодой. Таким мы видим его на всех фотографиях. Но сколько патриотизма, боли, страдания за свой народ, нежности в его стихотворениях мы чувствуем, особенно если он пишет о Родине. Этот текст затронул мою душу. Нельзя судить о человеке по Внешнему облику, он, как часто бывает, обманчив. Я много прочитал Стихотворений М.Цветаевой, в них столько горя, страдания, нежности, пылкости, надежды, что притягивает меня, как читателя.
Видео:Помощник для игры "Слово за Слово" - ГраальСкачать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно.
Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения.
Презентация знакомит учащихся 7 класса с порядком работы над изложением текста, приемами компрессии, дает примерный вариант сжатия текста по материалам методических рекомендаций к УМК М.Разумовской. М.
Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, .
Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме.
подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева.
Урок способствует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
📹 Видео
СОСТАВЬ СЛОВАСкачать
Гласные в корне слова: настольная игра "словодыр". Игра для начальной школыСкачать
Найди слова - Инструменты 🔧 (1 - 10 уровень) Обновление: 2020Скачать
Правила игры в слова Найди слово - настольная игра в словаСкачать
найди слова "Игры" ответыСкачать
Как игра приняла это слово?! Вордли на русскомСкачать
Цепочка слов. Речевая игра для детей и их родителейСкачать
Найди слова - Искусство 🎨(1 - 14 уровень) Обновление: 2020Скачать
Ключевые слова. Обзор настольной игры от ИгроведаСкачать
СОСТАВИТЬ СЛОВО ИЗ СЛОВА!!! ВКЛЮЧАЙ СВОЮ ЛОГИКУ (СМЕКАЛКУ).Скачать