- Дидактический материал «Орфограммы в приставках»
- Правописание приставок
- Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку
- 1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
- 2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
- а) Значения приставки пре:
- б) Значения приставки при:
- 3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
- 1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
- 2. Выбор Ъ после приставок.
- Правописание приставок
- Содержание:
- Неизменяемые
- Изменяемые
- НА З-/С-
- ПРЕ/ПРИ
- РАЗ(С)/РОЗ(С)
- Правила орфографии, связанные с приставками
- Ъ или Ь
- Ы или И
- 📹 Видео
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№45 - Правописание приставок и предлогов.)Скачать
Дидактический материал «Орфограммы в приставках»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Орфограммы в приставках слов»
..С + глух. согл.- бессердечный, исчезнуть.
..З + звонк. согл.- безграничный, безмерный.
(На конце приставки пишу «с»,если далее идет глухой; «з»-если далее звонкий. Все глухие согласные запомнить по фразе: Фока, хочешь поесть щец?)
Сделать, сбор, т.к. прист. З- нет.
Запомнить: здесь, здание, здоровье, здравствуй.
согл. + ъ + е, е, ю, я — подъезд, подъем, предъюбилейный, объявление.
(Пишу твердый знак после приставки на согласную, если корень начинается с йотированных букв е, е, ю, я.)
Запомнить: адъютант, инъекция, конъюнктура, субъект, панъевропейский (инояз.).
Развал — розвальни, рассказ — россказни.
(приставка раз-(рас-) – безударная, роз-(рос-) – ударная.)
4.Правописание приставок пре- и при- зависит от смысла:
= пере — :преграда (то, что перегораживает)
Пре — = очень: преинтересный ( очень интересный)
= близость ( около ): пришкольный ( расположен около школы )
При- = неполное действие: привстать ( встать не до конца)
Различай по контексту:
Пребывать в городе (где?)
= «пребывать» там, находиться.
Преклоняться перед подвигом
Претворить что-то в жизни
= «перевести» из планов.
Предел терпения = грань
Преемник идей = тот, кто перенимает.
Предать кого-то = передать.
Презирать предателя = очень не уважать
Прибывать в город (куда?) = приезжать (приближение).
Приклониться к земле = (приближение).
Притворить дверь = прикрыть (неполное действие).
Придел храма = то, что пристроено (присоединение).
Приемник (радио) = тот, который принимает (приближение).
Придать вид чему-то = приблизить к какому-то облику.
Призреть сироту = приютить.
5.Приставки на согл. + корень с и- ы- интересный — безынтересный.
( Кроме меж-, сверх-, инояз. приставок.) (Если приставка (кроме иноязычных приставок, меж- и сверх-)оканчивается на согласную, а корень исходного слова начинался с и-, то в новом слове после прист. — ы.)
Задания и упражнения по теме:
1. Пользуясь справочным материалом, спишите, вставляя пропущенные буквы.
Пр..провождать документы, бе..сердечный человек,и..чезнуть за горизонтом, ..делать объявление, в пр..восходном ..дании, пр..одолеть пр..сложное пр..пятствие, пр..бывать на пр..вокзальную площадь, пр..восходно объяснил,пр..творить мечту, с..грать в сверх..интересную игру, контр..гра небез..звестного противника.
Найдя ошибки, объясните правописание этих слов, постарайтесь придумать 3-4 примера на каждый из этих случаев.
2. Объясните, пользуясь справочным материалом, различия в правописании слов в парных словосочетаниях:
придал форму чему-то – предал кого-то,
прервал разговор – приврал в разговоре,
притворил неплотно — претворил в жизни,
роспуск съезда – распустить съезд,
объезд рядом – обход справа,
четкий расчет – хорошо рассчитал,
преемник превосходных традиций – превосходный приемник приобретен,
бессердечный человек – безжалостный человек,
сэкономить время – сверхъестественные усилия,
прочитать воззвание – призыв к восстанию,
пребывать в расположении армии – прибывать в расположение армии,
сагитировать трудящихся – отъявленный негодяй.
Придумайте и запишите предложения с данными словосочетаниями.
3.Зрительный диктант. В течение 1-2 минут проговорите слова, записанные в столбике, по слогам, затем проделайте тот же, закрыв глаза, снова посмотрите на запись.
Постарайтесь записать словосочетания по памяти. Аналогичную работу с остальными столбиками.
Приобрести превосходный радиоприёмник, превратиться из опытника-одиночки в естествоиспытателя, уважать преемника превосходных традиций, преклоняться перед подвигом в течение и многих лет, презирать предателя.
Предпринимать сверхъестественные усилия, отъехать от приморской зоны на полкилометра, пристреленный разъярённый хищник, съёмки проводятся в павильоне в продолжение часа, причудливые россказни преинтересного рассказчика.
Превосходный предерзкий адъютант, приготовиться к пренеприятным объяснениям, присмотреться к трехэтажному зданию, приобретённая книга небезынтересна, но и не сверхинтересная, продвижение в глубь необъятной страны.
Если были допущены ошибки, проработайте их.
Образец разбора ошибок : пришел, т.е. приближение – приехал, прилетел, приплыл, прибежал.
Подробный разбор ошибок необходим после выполнения каждого задания!
Запишите словосочетания под диктовку.
Сжатая рожь, преодолел пресложное препятствие, отыскал на пришкольном участке, не приходится рассчитывать на помощь, безымянная речка, здание мединститута, продаётся в розлив, розыскное бюро, не преуменьшая успехов, сильно преувеличив, претворить в жизнь план преобразования природы, объемлет ужас, притаился, приклонившись к земле, бессмертные стихи, превосходное приобретение, по истечению объявленного срока, неизъяснимая прелесть, сделать необходимые разъяснения, бессмертные произведения искусства, пребывать на железнодорожном разъезде, примирить поссорившихся, преподнести бесценный подарок, уничтожить чересполосицу, сагитировать участников восстания, мировоззрение небезызвестного писателя, пребывать в предынфарктном, а не в постинфарктном состоянии, превосходный сыщик.
По материалам упражнений 1-4 проведите группировку словосочетаний по разделам, сверяясь со справочным материалом , к словам каждой группы прибавьте свои параметры.
Проверочный диктант по теме «Орфограммы в приставках слов».
Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.
Едва Чичиков, пригнувшись, вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него тот час же повеяло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, с приспущенными шторами, чуть-чуть озарённую светом, не нисходящим с потолка, а восходящий к потолку из-под широкой щели, находящейся внизу двери. Распахнувши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был чрезмерно поражен представшим беспорядком.
Казалось, как будто в доме происходило мытьё полов, и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. На одно столе стоял даже сломанный стул и здесь же — часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф со старинным серебром, почти исчезнувшим под слоем пыли, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. На бюро, выложенном некогда прелестною перламутровою мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежала превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелких почерков бумажек, накрытых мраморной позеленевшим прессом с ручкой в виде яичко наверху, какая-то странная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь ссохшийся, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмку с какой-то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, прикрытая письмом, кусочек оде-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. В довершение тесно и бестолково навешано несколько картин.
Прочитайте текст диктанта два раза. Постарайтесь по памяти записать все слова по изученной теме. Проверьте написанное по исходному тексту. Внесите необходимые исправления и дополнения.
1) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З
а) сделать и…подтишка б) чере…чур строгий
в) ра..жать г) бе..характерный
2) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква З
а) не..держанный б) бе..козырка
в) бе..жизненный г) и..сякнуть
3) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С
а) бе..жалостный б) бе…церемонный
в) ра..венчать г) бе..вкусный
4) Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется буква С
а) чре..мерная усталость б) ни..вергать авторитеты
в) бе..тактный человек г) бе…возмездная ссуда
5) Отметьте слова, в которых пишется буква И
а) пр..сыщение б) пр..вращаться
в) пр..небрежение г) непр..хотливый
6) Отметьте слова, в которых пишется буква Е
а) непр..метный б) пр..рекаться
в) пр..крытие г) пр..творяться больным
7) Отметьте слова, в которых пишется буква И
а) пр..стиж б) пр..ступление
в) пр..клоняться перед талантом г) пр..щуриться
8) Отметьте слова, в которых пишется буква И
а) пр..старелые родители б) пр..зидиум
в) непр..ступная крепость г) непр..кращающиеся (дожди)
9) В каком слове пишется Ъ
а) п..еса б) раз..езд
в) сер..езный г) с..узить
10) В каком слове пишется Ъ
а) суб..ективный б) контр…атака
в) четырех..этажный г) компан..он
11) В каком слове пишется Ь.
а) пред..явить б) с..экономленный
в) неот..емлемый г) п..едестал
12) В каком слове пишется Ь
а) пред..угадать б) волеиз..явление
в) интерв..ю г) ад..ютант
13) В каком слове нет Ъ.
а) меж..ярусный б) трех..язычный
в) транс..европейский г) с..экономить
14) В каком слове нет Ъ
а) с..езжались б) сверх..изящный
в) под…емник г) труднооб..яснимый
15) В каком слове после приставки пишется буква И
а) под..тожить б) небез..нтересный
в) раз..скать г) сверх..зобретательный
16) В каком слове после приставки пишется Ы
Видео:6 класс - Русский язык - Орфограммы в приставкахСкачать
Правописание приставок
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№4 - Морфемы в слове. Орфограммы в приставках.)Скачать
Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку
Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при-.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
б) Значения приставки при:
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
5) «близость к чему-либо», то есть «около»
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.
2. Выбор Ъ после приставок.
Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.
! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п
Видео:Приставки ПРЕ ПРИ. Правописание приставок. Орфография. Подготовка к ЕГЭ | Русский языкСкачать
Правописание приставок
Содержание:
Для образования слов используют приставки, правописание которых определяется фонетическими, лексическими, орфоэпическими особенностями языка.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№5 - Орфограммы в корнях слов.)Скачать
Неизменяемые
К таким морфемам относят те, что в любых обстоятельствах пишут одинаково, хотя произношение их в разном фонетическом контексте отличается:
- Списать – сделать: в первом примере слышится [с], во втором – [з], хотя приставка одна, вариантов написания не существует – С.
- Сны – снять: в первом случае написание и произношение морфемы совпадает – [с], во втором слышим мягкий вариант [сʹ], но в написании это не отражается.
Чтобы не ошибиться с написанием неизменяемых приставок, звучание которых не всегда совпадает с написанием, их запоминают:
о- | обежать, остановка, одуматься | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
у- | увести, убежал, успокоиться | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
до- | дожить, дойти, доставка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
по- | побежать, подворье, посмотреть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
про- | прокатить, пробел, просмотр | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
пра- | «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
на- | нападки, накрыть, надавить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
за- | закрыть, заключенный, запутать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
над- (надо-) | надкусить, надпись, надорваться | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
под- (подо-) | подплыть, подсказать, подождать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
от- (ото-) | отдать, отодвинуть, открыть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
об-(обо-) | облететь, обтереть, обойти | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
в- (во-) | вдоволь, вверх, вовлечь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
вы- | вылавливать, выход, выстоять | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
с- (со-) | сдвинуть, сойти, сгибать (есть только приставка с-, нет приставки з-) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
дез- | дезинформировать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
контр- | контраргумент | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
транс- | трансатлантический | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
пост- | постмодернизм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
суб- | субкультура | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
супер- | супергерой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
пан- | панъевропейский | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
пред- (предо-) пере- |
Приставки | Приставочный способ образования |
а- | моральный → аморальный |
анти- | народный → антинародный |
де- | мобилизация → демобилизация |
дез- | информация → дезинформация |
дис- | гармония → дизгармония |
ре- | конструкция → реконструкция; регресс |
про- | ректор → проректор; прогресс |
архи- | важный → архиважный |
супер- | игра → суперигра |
ультра- | модный → ультрамодный |
инфра- | красный → инфракрасный |
транс- | европейский → трансъевропейский |
пост- | советский → постсоветский |
пан- | американский → панамериканский |
контр- | атака → контратака |
Видео:Приставки ПРЕ и ПРИ. Как правильно писать приставки?Скачать
Изменяемые
Правописание приставок этой группы зависит от различных факторов, поэтому подчиняется правилам, регулирующим выбор буквы.
НА З-/С-
Если перед корнем морфема, последняя буква которой З или С, выбирают по следующему звуку. Характеристики двух согласных на стыке приставки и корня должны совпадать – рядом стоят либо два звонких, либо два глухих. Например,
- Распилить, вскочить, искоренить – корень начинается с глухого, поэтому префикс заканчивается глухим С.
- Разбудить, взбодриться, изгнать – первый звук корня звонкий, значит префикс выбирают со звонким звуком на конце.
ПРЕ/ПРИ
Словообразующая морфема изменяет смысл исходного слова или вносит новый оттенок значения. В этой группе префиксы, в которых только 2 варианта написания. Выбор буквы Е или И зависит от лексического значения, которое приобретает слово после присоединения морфемы.
После присоединения к корню ПРИ слова разных частей речи приобретают общее значение:
- Близости, сближения, приближения, присоединения
- Плыть – приплыть; шитье – пришивание; море – приморский (рядом, близко, около).
- Незавершенность или неполнота признака, совершаемого действия (не совсем, немного, чуть-чуть, слегка)
- Прикрытый; приподнятый; припрятать; приспособиться.
- Окончание процесса, завершение
- Думать – придумать, готовить – приготовить.
- Усиленное, напряженное действие
- Присматриваясь, приглядываясь
Слова, в которых этот смысл не на поверхности из-за того, что приставка срослась с корнем, или заимствованные, запоминают:
|
|
Если префикс добавляет в слово оттенок значения, близкий к слову «ОЧЕНЬ» или морфеме ПЕРЕ, то выбирают вариант ПРЕ:
Преграда – перегородить, презабавный = очень забавный.
С этой приставкой список слов для запоминания тоже содержит русские слова, этимология которых бывает затруднительна, и заимствованные:
|
|
Приведены наиболее употребляемые слова, список их гораздо шире.
Особое внимание словам, которые на письме отличаются только гласной в приставке, а звучат одинаково. Без контекста понять, что за слово употреблено, невозможно: значение раскрывается только в сочетании с другими словами:
РАЗ(С)/РОЗ(С)
Выбор согласной буквы в этих приставках подчиняется правилу префиксов на з/с (см. выше). А гласная зависит от ударения:
- В сильной позиции пишем О (под ударением) – роспись, россказни, розвальни. ИСКЛЮЧЕНИЕ: розыскной.
- В слабой позиции нужна буква А (без ударения) – расписание, расписать, рассказать, развалиться.
Видео:Орфограммы приставок/4 классСкачать
Правила орфографии, связанные с приставками
Есть слова, в которых мало разобраться с правописанием префикса – трудности вызывают буквы после приставки.
Ъ или Ь
Со знаками никаких вопросов не возникнет, если помнить правило – после приставки пишем только Ъ.
Правило относится к русским и заимствованным словам.
Ы или И
Для русских слов, в которых после префикса, заканчивающегося на согласную, надо выбрать одну из гласных, действует простое правило:
Чтобы уверенно писать слова, в которых корень начинается на И, перед которой стоит согласная буква из приставки, запоминают иноязычные префиксы. После них пишут И.
Буква И пишется после приставок на иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, а также после начального элемента пан-: гиперинфляция, дезинформация, контригра, постинфарктный, панисламизм.
Обратим внимание: слова предынфарктный и постинфарктный пишутся по-разному (в первом слове русская приставка, во втором — заимствованная).
Практика ЕГЭ по русскому языку:
📹 Видео
Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверятьСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№44 - Правописание суффиксов и приставок.)Скачать
Правописание приставокСкачать
6 класс - Русский язык - Орфограммы в суффиксахСкачать
Какая приставка нужна? Приставки ПРЕ- и ПРИ-Скачать
Русский язык 5 класс: орфограммы в приставках и в корнях словСкачать
Приставки и их значение | Русский язык 3 класс #8 | ИнфоурокСкачать
Орфограммы в корнях и приставках ПовторениеСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№36 - Гласные в приставках пре- и при-. Часть 1.)Скачать
О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Орфограммы в приставках ЕГЭ №10Скачать
Русский язык 5 класс (Урок№62 - Гласные и согласные в приставках. Буквы з и с на конце приставок.)Скачать