- Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы
- Оглавление
- Оглавление
- Смотрите также
- Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии
- Что такое орфография понятным языком
- Зачем она нужна
- Как связаны орфография и орфограмма
- На какие вопросы отвечает орфография
- Как писать отдельные части слов
- В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис
- Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной
- Как переносить слова
- Какие буквы помогает писать орфография
- Проверяемые
- Непроверяемые
- Чередующиеся
- Что надо делать, чтобы выучить орфографию
- Полезные материалы
- Учебник
- Справочник
- Наш архив с пособиями
- Наши статьи по орфографии
- Бесплатные тренажеры по русскому языку
- Курс «Идеальный русский»
- Другие курсы
- Помогает ли чтение писать грамотно
- Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка
- Заключение
- Правила орфографии
- Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова
- Правописание чередующихся гласных в корнях слов
- Правописание непроизносимых согласных в корнях слов
- Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных
- О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
- Правописание И-Ы после Ц
- Правописание О(Е) после Ц
- Мягкий знак в формах глаголов
- Правописание Ъ
- Правописание Ы-И на стыке приставки и корня
- Правописание приставок
- Правописание приставок пре- и при-
- Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с
- Правописание корня пол- в составе сложного слова
- Правописание сложных слов
- Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е
- Слитное и дефисное написание сложных существительных
- Слитное и дефисное написание прилагательных
- Правописание суффиксов существительных и прилагательных
- Суффиксы существительных
- Правописание суффиксов причастий
Видео:Приставки ПРЕ ПРИ. Правописание приставок. Орфография. Подготовка к ЕГЭ | Русский языкСкачать
Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы
В книге обобщён и систематизирован основной теоретический и практический материал по орфографии и пунктуации школьного курса русского языка, а также даны некоторые необходимые сведения по орфоэпии и культуре речи. Цель справочника – оказать помощь в самостоятельной работе по изучению русского языка, в овладении грамотным письмом и в повышении языковой культуры в целом. Пособие адресовано учащимся образовательных учреждений.
Оглавление
- I. Орфография
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Наталья Григорьевна Детюк, 2018
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
Краткие сведения о русской орфографии
Орфография — это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Орфография — это система правил, устанавливающая единообразное написание морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; написание заглавной и прописной буквы; правила переноса слов с одной строки на другую. Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что следует писать в том или ином случае. В современной русской орфографии выделяют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм: морфологический, предполагающий единообразное написание морфем; фонетический принцип, при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (предыстория, хотя образовано от слова история); традиционный принцип, согласно которому выбор буквы определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией и традицией написания, а также семантический принцип, предполагает учёт значения слова или словосочетания; синтаксический (заглавная буква в начале предложения).
Правила переноса основываются на делении слова на слоги с учётом состава слова. Выбор правильного переноса зависит от правильного деления слова на слоги и правильного определения частей слова. В русском языке существуют определённые правила переноса слов:
1. Слова переносятся по слогам (по-ле, кни-га);
2. Одну букву не переносят на следующую строку и не оставляют на предыдущей строке, т.е. нельзя переносить слова, состоящие из одного слога (мрак, полк);
3. Если слово состоит из двух слогов, но один из них гласная, такие слова не переносятся (Оля, моя, осень);
4. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку (паль-то, боль-шой, подъ-езд, край-ний);
5. При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова, одна из них остаётся на строке, а другая переносится (Ал-ла, шос-се, мас-са);
6. При переносе нельзя отрывать одну букву от приставки, корня, суффикса (неправильно по-дписали, нужно под-писали, неправильно гру-зчик, нужно груз-чик, неверно гречес-кий, нужно грече-ский);
7. Правила переноса допускают варианты переноса при стечении согласных в корне слова (сест-ра и сес—тра).
Написание заглавных букв
С большой буквы пишется:
1. начало каждого предложения: Наступила золотая осень. Падают с деревьев листья. Птицы улетают в тёплые края;
2. начало каждой стихотворной строки:
Как ты мне родна:
Полная луна. (А. Фет);
3. имя собственное (имя, отчество, фамилия человека), а также его уменьшительно-ласкательные формы: Степан, Ольга Владимировна, Исаев, Мишутка, Василёк, — кличка животного: собака Жучка, кот Пушок, медведь Бумба, попугай Кузя;
4. название реки, озера, моря, океана, горы, страны, области, района, города, улицы, части света, планеты, созвездия. Например: река Енисей, озеро Байкал, Красное море, Атлантический океан, гора Эльбрус, страна Россия, Новгородская область, Московский район, город Вологда, улица Некрасова, материк Америка, планета Марс, Млечный путь.
5. Названия журналов, газет, музыкальных произведений, кинофильмов, картин, стихотворений, фабрик, заводов, магазинов, гостиниц, кулинарных и кондитерских изделий, автомобилей, телевизоров, часов, телефонов пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки. Например, роман «Три мушкетёра», журнал «Огонёк», газета «Родина», песня «Для тебя», фильм «Дождь», картина «Золотая осень», стихотворение «Бородино», завод «Невский», телевизор «Рубин», торт «Старый замок», салат «Весенний», конфеты «Белочка», часы «Слава», автомобиль «Мерседес».
Правописание гласных букв в разных частях слова
Выбор гласных букв зависит от ударения, особенностей структуры слова и от традиции письма.
Буквы и, у, а после шипящих.
После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся — и, у, а.
Ча-ща: счастье, часы, чаща, щавель. Исключениями являются заимствованные слова и собственные имена: брошюра, жюри, парашют, Жюль.
Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки
Безударные гласные в корне слова пишутся так, как они произносятся под ударением. Например, слова волы и валы произносятся одинаково, а пишутся по-разному, так как под ударением в первом слове будет о (вол), во втором слове — а (вал).
Правило: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Способы проверки безударных гласных:
1. Измените форму слова:
а) число у существительных —
б) род у глаголов прошедшего времени —
в) время глагола —
а) Нельзя проверять безударную гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида: упросить (совершенный вид) — упрашивать (несовершенный вид), следует проверить словом просит;
б) Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения, например, подкопать — подкапывать; колоть — выкалывать.
Соединительные гласные «о» и «е» в сложных словах
В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о — самолет, снегопад, вертолёт, пароход, а после мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная е: пылесос, пешеход, птицеферма, овощехранилище.
Чередование гласных в корне слова
При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила. Правила написания корней с чередованием гласных а — о делятся на две группы:
1) правописание корней зависит от ударения;
2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
1) От места ударения зависит правописание корней
— — гар — (-гор-), — зор — (-зар-), — клон — (-клан-), — твор — (-твар-).
Правило: В корне -гар — (-гор-) под ударением пишется а, без ударения — о, например, загар, угар — загорелый, сгореть.
В корне -зор — (-зар-) под ударением пишется о, без ударения — а: зорька, зори — заря, зарница, озарённый, зарево.
В корнях -клон — (-клан-), — твор — (-твар-) под ударением может быть и а, и о, без ударения — только о!
2) От звука, следующего за корнем, зависит правописание корней: — кас — (-кос-), — лаг — (-лож-), — раст — (-рос-, — ращ-).
Правило: В корнях -лаг — (-лож-), — кас — (-кос-) пишется буква а, если за корнем следует суффикс — -а-. Например:
Правило: В корне -лаг — (-лож-) безударная а пишется перед буквой г, а безударная буква о — перед буквой ж. Например:
Правило: В корне -раст — (-рос-, — ращ-) безударная буква а пишется перед буквами ст, щ, буква — о пере с:
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
- I. Орфография
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Согласование времен в испанском языке. Правила и упражнения
Татьяна Олива Моралес
Слово живое и мертвое
Теория литературы. Проблемы и результаты
С. Н. Зенкин, 2018
Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников
English for sound operators. Английский язык для звукооператоров. Сборник текстов и упражнений по английскому языку
Ирина Ивановна Борисова
Профессиональный русский язык. Дидактические материалы для самостоятельной работы
Дополнительное чтение по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей
Tales of the unexpected by Roald Dahl. Пособие по домашнему чтению (уровень В2)
Ксения Эдуардовна Болотина
Английский легко и просто: тренажер по говорению «Numbers/Questions». Часть 1
Г. А. Хабибуллина
The Noun and the Article in the English Language. 300 tests & Grammar
Валентин Викторович Матвиенко
The Adjective and the Adverb in the English Language. 300 tests & Grammar
Основы древнегреческого языка. Учебное пособие
Слово в современных текстах и словарях
Л. П. Крысин, 2008
Англо-русский словарь военно-технической и сопутствующей лексики и сокращений с комментариями. 2-е издание. Часть I: A – R
Перевод фразеологических единиц с китайского на русский язык: учебное пособие. Теоретический и практический аспекты
Видео:СМОЖЕТЕ НАПИСАТЬ 25 СЛОВ БЕЗ ОШИБОК тест №2🍁 Русский язык Проверьте себя #русскийязык #орфографияСкачать
Что такое орфография и как самостоятельно за короткий срок выучить все правила орфографии
Правила написания букв в словах.
Орфография – это один из разделов языкознания. Его еще называют «правописанием». Орфография – это совокупность правил написания слов. Быть орфографически грамотным – значит уметь передавать слова на письме, то есть без ошибок писать буквы в этих словах.
В этой статье я постараюсь вам объяснить, что такое орфография, почему она так важна и как легко выучить ее самостоятельно. Ближе к концу статьи порекомендую полезные книги и бесплатные учебные материалы, которыми пользуюсь сам, так что читайте статью полностью.
Видео:4 слова, которых нет в русском языке #русскийязык #слова #правило #правописаниеСкачать
Что такое орфография понятным языком
Слово «орфография» пришло в русский язык из греческого. В греческом оно образовалсь из двух корней: «орфо» и «графо», которые дословно переводятся «правильно» и «пишу». В русском языке орфографию еще называют правописанием.
Этот раздел науки о языке изучает правила написания слов. И объясняет, почему надо писать именно так, а не иначе. Почему, например, в слове «положить» в корне «лож» мы пишем «о», а в слове «полагать» – «а». Или почему слово «собака» пишется через «о», а «картошка» через «а».
Видео:Русский язык. Орфография. Орфографические нормы. Основные принципы русской орфографииСкачать
Зачем она нужна
Чтобы все слова писались одинаково и в языке не было хаоса. Например, если один человек будет писать «алгоритм», а другой «олгоритм», а третий «элгоритм» – получится жуткая каша и язык распадется.
Вторая важная причина – чтобы каждую букву в слове можно было объяснить. То есть ответить на вопрос, почему пишется именно такая буква, а не какая-то другая. Объяснение нужно для того, чтобы не возникало постоянных споров и дискуссий о правописании.
Видео:Написание сложных существительных и прилагательных. Написание наречий| Русский языкСкачать
Как связаны орфография и орфограмма
Орфограмма – это одна из букв слова, которую нам надо проверить. Орфография нужна как раз для того, чтобы мы могли проверять орфограммы в словах.
Орфограмма – это буква в «слабой позиции». Слабая позиция означает, что написание буквы вызывает у нас сомнение. Следовательно, чтобы написать правильно, мы находим орфографическое правило и только потом пишем. В соответствии с этим правилом.
Если буква в «сильной позиции», то вопросов по ее написанию у нас не возникает. Например, в слове «коты» мы без проблем напишем «т», потому что она в сильной позиции – перед гласной. А в слове «ко…» у нас уже будет вопрос – «т» или «д», потому что обе буквы произноситься будут одинаково – [кот].
Вот и получается, что орфография помогает нам правильно писать буквы в слабой позиции – орфограммы.
Видео:Как избавиться от ошибок в тетради за 1 урок. Как писать слова без ошибок. Орфографическая зоркостьСкачать
На какие вопросы отвечает орфография
Я перечислю эти вопросы и кратко прокомментирую их. И примеры тоже приведу, чтобы вам было более понятно.
Как писать отдельные части слов
Части слова еще называются морфемами. Здесь основной принцип орфографии такой: «морфемы надо писать одинаково». Поэтому если у нас корень слова «берез», то мы в любых словах этот корень будем писать именно так. Не «бирез» и не «берес». И не «бирес» тоже.
В любом слове одна и та же морфема должна передаваться одними и теми же буквами: береза, березняк, подберезовик, березовый, березка.
В каких случаях надо писать слитно, раздельно или через дефис
По правилам современного русского языка, каждое слово надо писать раздельно с другим словом. Например, «в поле» мы пишем раздельно, потому что «в» – это предлог, а «поле» – существительное.
Если слово одно, то оно пишется либо слитно, либо через дефис. Мы пишем существительное «водоканал» слитно, потому что это одно слово. «Что-нибудь» пишем через дефис, потому что это тоже одно слово – неопределенное местоимение.
Какие слова пишутся со строчной буквы, а какие – с заглавной
Внутри предложения мы пишем с заглавной те слова, которые являются именами собственными. Тем самым мы подчеркиваем, что эти слова обозначают предметы, единственные в своем роде. Например: «У меня была собака Цыган» – вот этот «Цыган» – один единственный во всем мире, моя собственная собака, другой такой ни у кого нет и не было. И не будет.
Со строчной буквы пишутся все остальные слова, потому что они обозначают нарицательные понятия – не единственные в своем роде. «Собака», например, нарицательное существительное, потому что собак полно.
Обратите внимание, в других языках могут быть свои орфографические правила. В немецком все существительные надо писать с заглавной буквы. А в английском с заглавной всегда пишется местоимение «I» – я. В русском такого нет.
Как переносить слова
Переносить надо по слогам. То есть чтобы в каждой перенесенной части слова был гласный. Нельзя оставить на одной строке буквы «пр», а на другую строку перенести «оизводство». На первой строке должен остаться минимум один слог, то есть: «про-изводство».
Подробнее об этом читайте в моей статье про перенос слов.
Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать
Какие буквы помогает писать орфография
С помощью орфографии мы пишем три типа букв, или орфограмм: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Проверяемые
Это такие, которые можно каким-то образом суметь проверить. Например, в слове «кро…» мы пишем «т», потому что проверочное слово «кроты». В слове «желтый» мы пишем «е», потому что эта буква «прослушивается» в родственных словах: желток, желтеть, желтоватый, желтизна.
Непроверяемые
Их проверить никак нельзя и надо смотреть в словаре. Например, почему в слове «корова» пишется «о»? Просто вот так сложилось. Мы не можем подобрать никакое проверочное слово и смотрим в словарь, а в словаре написано «корова».
Иногда непроверяемые гласные и согласные встречаются в окончаниях отдельных слов. В этом случае мы тоже просто запоминаем их написание. Например, мы пишем «котороГо», хотя вслух говорим «котороВо».
Чередующиеся
Чередующиеся гласные встречаются только в корнях слов. Если гласная чередующаяся – значит в одном и том же корне она может меняться на какую-то другую. И проверить эту гласную нельзя, надо смотреть на условия чередования.
Например, самое распространенное условие для выбора правильной гласной – наличие или отсутствие суффикса «а» после корня. Например, если этот суффикс есть, мы пишем во многих корнях с чередованием букву «и», а если его нет – «е»: протирать – протереть, замирать – замереть, напирать – напереть, набирать – наберу, надирать – надеру и так далее.
Видео:5 слов, которых нет в русском языке #русскийязык #орфография #егэ #репетитор #репетиторпорусскомуСкачать
Что надо делать, чтобы выучить орфографию
Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».
Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:
Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:
- Что? Буква «и».
- Где? В приставке «при».
- Почему? Потому что значение «присоединения». Пригород = относящийся к городу, «присоединённый» к городу.
Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.
Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.
Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.
Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Полезные материалы
Сначала я порекомендую вам хорошие учебники, а потом – бесплатные и платные материалы для отработки практических навыков.
Учебник
Я вам рекомендую учебник Веры Васильевны Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Ссылка, которую я поставил, ведет на книжный интернет-магазин Лабиринт. Там цены ниже чем в большинстве других книжных магазинов, книги доставляются в пункты выдачи. В вашем городе наверняка такой есть.
Я рекомендую вам эту книгу по следующим причинам. В других учебных комплектах в каждом учебнике есть и теория и практика. Поэтому учебники каждый год меняются и часто выпускаются даже в двух частях, а не в одной.
В учебном комплекте Бабайцевой все немного иначе. Она сделала один учебник с теорией, куда включила весь теоретический материал и все правила, которые дети должны выучить. С пятого по девятый класс этот учебник не меняется, он один-единственный. А вот учебник с практическими упражнениями для каждого учебного года свой.
Получается, что вот эта «Теория» – как бы универсальный справочник. Там изложены все знания, которые должны получить школьники. Написано простым и понятным языком, читается легко.
Отмечу важный нюанс. В плане теории языка в учебнике Бабайцевой могут быть отличия от некоторых других учебников. Например, Бабайцева считает, что «ть» в неопределенной форме глаголов – суффикс, а не окончание. Она называет словосочетаниями не только сочетания слов с подчинительной связью, но и слова с сочинительной связью.
Но эти спорные моменты никогда не выносятся на экзамены по русскому, поэтому, в принципе, проблем нет.
Справочник
Есть очень серьезный справочник по орфографии и пунктуации, который еще в Советском Союзе был издан Розенталем. Он так и называется: «Справочник по орфографии, пунктуации и литературной правке». Автор – Розенталь Дитмар Эльяшевич.
В справочнике вы найдете вообще все необходимые правила русского языка. Но эта книга академическая, читать ее достаточно сложно. Если вы постоянно работаете с текстом, я вам рекомендую эту книгу приобрести, чтобы она была у вас дома и вы могли при необходимости к ней обратиться.
Книга постоянно переиздается, поэтому все новые литературные нормы в ней учитываются.
Наш архив с пособиями
Я собрал в интернете четыре пособия с правилами по русскому языку. Их написали учителя, которые сами преподают в школе и готовят своих учеников к выпускным экзаменам. В пособиях материал излагается не хуже, чем в учебнике Бабайцевой, там много схем и таблиц, которые позволяют систематизировать знания.
Чтобы получить архив с пособиями, напишите на этой странице свою почту, я вам его отправлю. Все бесплатно, вирусов нет, я проверял сам.
Наши статьи по орфографии
У нас периодически публикуются статьи по орфографии. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые материалы. Рассылка бесплатная. Когда подпишетесь, мы автоматически будем вам присылать новые тексты с обзором правил русского языка.
Для примера можете посмотреть вот эти статьи по орфографии. Их писал я. В каждой статье я стараюсь не только говорить, как нужно писать то или иное слово, но и комментировать его, объяснять правило.
К некоторым статьям я еще добавляю свои авторские ролики типа вот такого. Просматривайте их тоже.
Бесплатные тренажеры по русскому языку
Если вы уже взрослый человек, вряд ли у вас будет время выполнять упражнения в школьных учебниках и объяснять в них каждую орфограмму. Следовательно, вам нужно что-то более «модернизированное». В этом плане могу предложить бесплатные тренажеры по русскому языку, которые есть на платформе проекта Викиум.
Вот общая страница с тренажерами, зайдите туда, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». Там есть тренажеры для отработки орфографии, пунктуации, подбора синонимов. Некоторые программы были созданы для того, чтобы помогать нам с вами лучше чувствовать родной язык, понимать, какой текст написан слабо, а какой сильно. В общем, великолепная вещь. И главное – полностью бесплатная. Выбирайте и занимайтесь.
Курс «Идеальный русский»
Этот курс тоже с Викиума, он платный, стоит 890 рублей. В нем есть теория и три уникальных тренажера, которых в открытом доступе на сайте вы не найдете. На мой взгляд, курс очень хорошо ориентирован на практику и помогает эффективно закреплять теорию. Если есть возможность – приобретите его и занимайтесь хоть целый день.
Доступ ко всем материалам курса «Идеальный русский» после покупки вы получаете навсегда.
Другие курсы
У нас на сайте есть подборки с другими курсами по русскому языку. Там почти все курсы платные, но есть не очень дорогие материалы. Посмотрите, может быть, найдете для себя что-то полезное.
Видео:Русский язык 10 класс (Урок№10 - Морфемика и орфография.)Скачать
Помогает ли чтение писать грамотно
Когда я учился в педагогическом институте, нам преподаватели говорили: «Когда ребенок читает, он запоминает написание слов. Поэтому чтение помогает писать грамотно».
Но у нас в группе были студенты, которые поначалу не очень хорошо разбирались в орфографических правилах. И они говорили: «Ну вот мы читаем, много читаем, а грамотно писать все равно не получается, на диктантах бывают ошибки».
Так что я лично думаю, чтение особой роли не играет. Чтобы научиться писать орфографически грамотно, надо именно писать, выполнять практические упражнения.
Чтение – это здорово, но его мало.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка
Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.
Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.
Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.
Видео:Орфограмма - что это такое, как правильно ее объяснять и проверятьСкачать
Заключение
Мы поговорили о том, что такое орфография и как ее изучить. Мне хотелось, чтобы вы из этой статьи не просто почерпнули информацию, но и получили какие-то практические рекомендации.
Были ли вам полезны ссылки на сторонние ресурсы, которые я приводил? Планируете ли вы приобрести учебники или справочники по русскому языку, чтобы изучать орфографию? Начали ли заниматься на орфографических тренажерах?
Жду от вас обратной связи. Всем удачи, не теряйте мотивацию.
Видео:Орфография и пунктуацияСкачать
Правила орфографии
Видео:НОВЫЕ ПРАВИЛА ОРФОГРАФИИ 2021 | Подробный разбор и комментарий лингвистаСкачать
Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.
Видео:Дореволюционная орфография за один урокСкачать
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.
В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.
В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.
В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.
В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.
От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»
В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.
Видео:Зачем нужны правила орфографии? Мультфильм на полторы минутыСкачать
Правописание непроизносимых согласных в корнях слов
Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.
Видео:Русский язык. Важнейшие правила русской орфографии №1. ВидеоурокСкачать
Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных
В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.
Видео:ТОП 5 запятых, которые нужно ставить ВСЕГДА! | Русский |TutorOnlineСкачать
О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.
Видео:А ВЫ ГРАМОТНО ПИШЕТЕ?🍂 Тест по орфографии #русскийязык #грамота #орфографияСкачать
Правописание И-Ы после Ц
В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).
Правописание О(Е) после Ц
В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.
Мягкий знак в формах глаголов
Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.
Правописание Ъ
Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.
Правописание Ы-И на стыке приставки и корня
После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.
После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.
Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).
Правописание приставок
Правописание приставок пре- и при-
Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.
Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.
Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с
В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.
Правописание корня пол- в составе сложного слова
Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.
Правописание сложных слов
Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.
Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е
Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.
Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.
Слитное и дефисное написание сложных существительных
Через дефис пишутся —
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).
Слитно пишутся сложные слова —
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.
Слитное и дефисное написание прилагательных
Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.
Правописание суффиксов существительных и прилагательных
Суффиксы существительных
Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.
Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.
Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.
Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.
Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.
Правописание суффиксов причастий
От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.
От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)