- Урок-игра по русскому языку в 5 классе «Словосочетание. Обобщение материала»
- Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
- III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
- IV. Закрепление. Слайд № 9.
- V. Рефлексия. Слайд № 13.
- Русский язык. 5 класс
- 🔥 Видео
Видео:Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Урок-игра по русскому языку в 5 классе «Словосочетание. Обобщение материала»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
урока русского языка
« Словосочетание. Обобщение материала»
учитель русского языка и литературы
Челнокова Людмила Александровна
МОУ «Гусельщиковская школа»
Администрации Новоазовского района
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Словосочетания. Обобщение материала
систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
развивать логическое мышление, умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся;
прививать любовь к устному народному творчеству, в частности к сказке
Тип урока : повторение и обобщение изученного материала
Вид урока : урок-игра
Оборудование : карточки с заданиями ( Приложение №1), барабан для игры, фломастеры
Психологический настрой на урок. «Притча»
«Жил был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:» Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает:» Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил:» Все в твоих руках».
— Ребята, все в ваших руках!
Игра «Что? Где? Когда?»
Вступительное слово учителя о ходе игры.
1 раунд. Вопрос-ответ
— Что такое словосочетание?
— Из каких частей состоит словосочетание?
— Назовите эти части.
– Как устанавливается смысловая связь между главным словом и зависимым?
— Как помечаем главное слово? (Х).
— На что указывает стрелка? (на зависимое слово).
– Словосочетание строится из слов, которые относятся к самостоятельным частям речи. (существительное, прилагательное, глагол, наречие)
– А что еще не является словосочетанием?
2 раунд. Черный ящик
— Внимание! Черный ящик! То, что сейчас находится в черном ящике, это устное народное повествование о вымышленных событиях, которые воспринимаются как реальные. Что это? (Сказка).
-Молодцы! Неслучайно в черном ящике оказались сказки, ведь против вас будут играть сказочные герои. Крутите рулетку.
— Сектор №1. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто с вами играет.
Не княжеской породы,
А ходит с короной;
Не ратный ездок,
А с ремнём на ноге;
Не сторожем стоит,
А всех рано будит.
( Петух )
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род!
На охоту вышел … ( Кот )
Задание от Петушка и Кота «Лингвистический конструктор» : вам необходимо выписать из данных загадок словосочетания
Сектор №2 . Отгадайте сказочного героя
Он испёкся в русской печке,
Покатился за крылечко.
У него румяный бок.
Это вкусный. ( Колобок )
Задание от Колобка «Подбери синоним» : вам необходимо к словосочетаниям подобрать синонимические пары (выполняется устно). Образец: праздник зимой – зимний праздник
— Вспомните, какие слова называются синонимами?
Нора зайца, шуба лисы, ложка из серебра, метро в Москве, девочке десять лет, семечки из подсолнуха.
— Какой частью речи выражено главное слово в каждом словосочетании?
— Как называются такие словосочетания?
— Еще одно задание от Колобка «Лабиринт» : с помощью алгоритма выполните разбор предлагаемых словосочетаний и допишите слова
Подойти ( к чему?) …
— Объясните, как определить главное и зависимое слово в словосочетаниях?
— На какие группы делятся словосочетания в зависимости от того, какой частью речи является зависимое слово?
— Продолжаем игру. Крутите барабан.
— Сектор 3 . Отгадайте следующего сказочного героя, который подготовил вам задание:
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … ( Медведь )
Задание от Медведя «Четвертый лишний»: вам необходимо выделить только словосочетания
веселый день, дерево и цветок, увидел птицу, подошел к дому;
под деревом, шел быстро, отвечать хорошо, говорить с другом;
осенний вечер, дождь идет, по просьбе друга, взять книгу;
как снег на голову, приехать в село, тихий вечер, песня соловья.
— Сделаете вывод, какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
— Молодцы, ребята! А сейчас немножко отдохните. ( Минутка релаксации )
Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.
«Вы — художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева — направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.
Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за парту.
— Ребята, продолжаем нашу игру. Сектор №4. С вами играет …
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. ( Золушка )
Задание от Золушки «Корректор» : вам необходимо правильно составить словосочетания и записать их
— Сектор 5. Слушаем загадку
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу? ( Герда )
Задание от Герды «Мишень» : вам необходимо определить словосочетания в данном отрывке и выделить их (используются фломастеры разных цветов. Например: В синем небе звезды блещут – словосочетание в синем небе выделяем синим фломастером и т.д. ). Затем написать название сказки :
«В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит. А дитя волну торопит: «Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли — Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она.»
— Сектор 6 . Слушаем загадку и узнаем героя
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. ( Мальвина )
Задание от Мальвины «Фантазер»: вам необходимо составить как можно больше словосочетаний по картине
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
- дать понятие словосочетания;
- научить отличать словосочетания от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
- различать именные и глагольные словосочетания;
- воспитывать любовь к родной природе, слову.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.
– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
– Что такое синтаксис?
– Что такое пунктуация?
– Какие знаки препинания вы знаете?
(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п. дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.
– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?
Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.
(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)
– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?
– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.
– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?
Чистая | вода |
Стройная | береза |
Тихая | река |
Зеленая | трава |
Желтые | листья |
Голубое | небо |
Перед вами словосочетания.
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом
Словосочетание всегда состоит из двух частей.
Обратимся к учебнику.
– Как связаны слова в словосочетании?
Слайд № 8. Запомни!
Словосочетанием не являются:
– Сочетание подлежащего и сказуемого .
– Однородные члены предложения.
Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
IV. Закрепление. Слайд № 9.
1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
2. Работа в группах.
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)
Проверка. Слайд № 10, 11.
– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
3. Работа со стихотворениями.
Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.
4. Работа с учебником. Упр. 128.
V. Рефлексия. Слайд № 13.
– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.
– Что такое словосочетание?
– Из каких частей состоит словосочетание?
– Что не является словосочетанием?
2. Тестирование. Слайд № 14, 15.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.
Домашнеее задание. Слайд № 16.
Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Русский язык. 5 класс
Связи слов
Как вы думаете, все ли слова зависят друг от друга? Как понять, зависит ли одно слово от другого? При помощи чего слова связываются друг с другом? Безграничны ли возможности сочетаемости слов или нет? Одинаково ли строятся сочетания слов? Обо всем этом мы узнаем сегодня на уроке.
Цели и задачи
- познакомиться с понятиями «словосочетание», «тип подчинительной связи».
- сформировать представление о словосочетании как единице синтаксиса;
- узнать, какие бывают словосочетания по морфологической выраженности главного слова;
- научиться вычленять словосочетания из предложения, производить их разбор.
Узнаем, научимся, сможем
- что такое словосочетание, как выражается связь между словами;
- составлять модель словосочетания, определять тип словосочетания по морфологической выраженности главного слова;
- вычленять словосочетания из предложения и производить разбор словосочетаний.
🔥 Видео
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Русский язык 5 класс. СловосочетаниеСкачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Русский язык 5 класс: Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Виды предложений.Скачать
Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать