Прилетел скворец, заскрипели сапоги, ранний завтрак, появился подснежник, граница города, далеко на восток, замерзать от холода, резьба по дереву, выследил медведя, написать в тетрадь, держал лопату.
Поставить точку под безударными гласными, проверяемые ударением;
Подчеркнуть буквы, которые при письме надо проверять;
Подобрать к любым трём словам проверочные, записать их.
Письмо по памяти
Облетели листья у клёна.
Клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит. (Е. Авдиенко)
Задания взяты из «Сборника диктантов и творческих работ»
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№45 - Правописание приставок и предлогов.)Скачать
Материал для уроков русского языка. Орфографические минутки.
Данная разработка содержит материал для подготовки к урокам русского языка в 3 — 4 классах. Орфографические минтуки на различные темы, изучаемые в начальной школе.
Просмотр содержимого документа «Материал для уроков русского языка. Орфографические минутки.»
Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слов.
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы.
Зелёная тр…ва, кр…сивый цветок, маленький пт…нец, т…жёлый камень, …сенний дождь, съедобные гр. бы, страшная т. мнота, живой св. тлячок, птицы ул. тели, идут д…жди, в тетрадь вып. сал слова, вода зат. пила, разв. зал бант, громко см…ялся, капелька задр. жала.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы.
Т…нистая аллея, на деревьях жёлтые л. сточки, вдали в. днелся,
к…лол дрова, дождик пол. вает, в квартире после уборки ч…стота,
пришла в…сна, пон. сли котенка.
Тема:Слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, в корне слова (словарные слова).
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы.
Дев. чка, серый в…робей, интересная р…бота, трусливый за…ц, мычит к…рова, бурый м..дведь, вкусное м…локо, м. роз, теплое п. льто, школьный п. нал, красивый п…тух, п…суда, дружные р. бята, злая с. бака, умная в. рона.
Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы.
Любопытная с…рока, мой гор. д, хороший уч…ник, любимый учит…ль, делать х. рошо, лыжи и к. ньки, хитрая л. сица, грабли и л…пата, красный к. рандаш, д…журный в классе, вес. ло на празднике , грузовая м. шина, русский …зык, п…тух, морковь и к…пуста, хорошая с. бака, зимнее п…льто, тяжелая р. бота, школьный п. нал, уч. ник.
Тема:Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы.
Тёплый хле. любимый горо. фла. страны, прозрачный лё…, водная гла. ь реки, бе. с препятствиями, похо. классом, тяжелый гру…, белый сне. у. кая тропинка, последний забе. скорый поез. гря…ка с морковью, доро…ка в саду, тетра. ка по математике, парово. сырое. ка, солёные гри…ки, вра….
Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы.
Лё. кий листок, зале. золотая ры. ка, вкусная морко…ка, мягкая игру. ка, ло. кий зверь, яго. ка малины, пиро… с капустой , съедобный гри…, зоркий гла…, лоша…ь, сосе. по парте, зу… мудрости, высокий стол…, 2002 го…, сильный моро. высокий ду. гла…кая поверхность.
Упражнение 7. Определите часть речи и запишите по образцу: Лес — сущ.
Тема:Безударные гласные, проверяемые ударением, в корне слова.
Упражнение 11. Вставьте пропущенные буквы.
Бурная р…ка, птицы пол. тели на юг, глубоко взд…хнул, наступила ос. нь, красивые д…ревья, д…ждливый день, з. лёная трава, земляничная п…ляна, св…ркает на солнце, высокая с. сна, наступят х. лода, внимательно разгл. дел, л. жит далеко, кр. суется месяц, н…чной сторож, заск. льзил по льду, кр…сиво пишет, тр. ва желтеет, цв. ты вянут, кр. чат птицы.
Упражнение 12. Вставьте пропущенные буквы.
Алая зв. зда, пож. лтели листья, св. тлеет, д…леко, см. трел телевизор, л. жится туман, пт…нцы подросли, под…рил игрушку, в. селый человек, з. ленеет ель, разл…лась река, з. лотые дни, разноцветный к. вёр, выгл. нет солнышко, в. рхушка дерева, лист сл. тел, лесная тр. пинка, покр…снели осины, с…дел на траве, с. нева неба.
Тема:Сложные слова и слова с двойными согласными.
Упражнение 13. Вставьте, если нужно, пропущенные буквы.
Упражнение 20. Вставьте, если нужно, пропущенные буквы.
Чу…ство радости, ре…кий свисток, доброе сер. це, счас…ливый день, блес…нула молния, ужас…ный дождь, лес…ница-чудесница, безжалос. ный зверь, ус…ная речь, добрый вес. ник, неизвес…ный человек, ярос…ная атака, плес…нуть водой, капус…ный сок, доблес. ный поступок, пас…бище для коров, высокий трос. ник, холмистая мес…ность, извес. ный писатель, здра…ствуйте, уча…ствовал в соревновании, поверхнос. ный взгляд.
Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением в корне слова.
Упражнение 21. Вставьте пропущенные буквы.
Ул. тели птицы, взд…хнул лес, по. вились тучи, в. рхушки берез, г. лодные звери, з. ленеет сосна, д…ждливые дни, много гр…бов, прямо ст…ят, приметы з. мы, пож. лтела трава, закр…чали журавли, лесные п…лянки, приб…жали волки, прок…тился шум, с…дели на ветке, м…лодые сосенки, огл…нулся назад, пустое гн…здо, отемневшая р. ка, яркая зв…зда, с. сновый лес, м. гучий дуб.
Упражнение 22. Вставьте пропущенные буквы.
Знакомые м…ста, узнал сл…ды, зар…дили дожди, узкая тр. пинка, н. чные разбойники, зал…тела в лес, д. леко за лесом, покинули гн…здо, посм…трел вверх, пок…тился вниз, уг. стил ягодой, последний л. сток, др…жат от холода, х…лодные ночи, знакомая д. рога, сп. шат улететь, голые д. ревья, стоит ст…ной, выгл…нул из-за куста, идут д…жди, кр. снеет клюква, л. сная сторожка, пос. дили деревья, готовят к…рмушки, обг…няют друг друга, . сенние дни, з. лотая осень.
увидел птицелова — ___________ любовался самолетом — ___________
оттолкнули от берега — ___________ покрылись зеленью — ___________
покроются сережками — ___________ закачались от ветра — ___________
написал маме — ___________ письмо от Ирины — ___________
несется за мечом — ___________ поедет к дяде — ___________
гулял по крыше — ___________ сказка о братце — ___________
Тема: Разделительный Ь и разделительный Ъ.
Упражнение 37. Вставьте разделительный Ь или разделительный Ъ.
Ноч. ю, л…ет, под…езд, об. яснил, в. юга, с. ел, здоров…е, шалун…я, сем…я, птич…и голоса, весел…е, об. явление, об…яснение, раз…езд, в. ет гнездо, с. ехал, б. ёт, в. ехал, руж…ё, с…едобный гриб, под…ём, п…ют, плат…е, лис…и следы, гост…я, друз…я, от. езд, вороб. и, воскресен…е, с. езд, суч. я, обез. яна, счаст. е, осен. ю, солов. и, лист…я, об…явил, здоров. е, волч…и зубы, дерев…я, учен…е, в…езд, умен…е, заяч…и уши, бездел…е, у руч…я, ш…ю, стул…я, хлоп…я.
Тема: Правописание падежных окончаний
Упражнение 38. Допишите окончания.
Потекли к речк…, в начал… апреля, набухли на лип…,
в гостях у дяд…, поедем к Миш…, протекает по равнин…,
думали о прогулк…, плыли по Волг…, вышли из алле…, дошли до рощ…, подошли к сторожк…, спустились с лестниц…, ветки черемух…, заботились о синиц…, сказка о сестриц…,нашли в берлог…, с новой песн…, наклонился к земляник…, вдоль по улиц…, взлетел в ракет…, побежал к дорог…, любовались ягод. скучали по работ…, подошли к собак…, шелестит бумаг…, освещается молни…, говорил об Ол…, слышал от Ольг…, мчится пул…, тропинка к дач…, сделано из бумаг…, по зеленой травк…, Коля с Пет…, прочитал в книг…, хвоя на пихт…, пятно на обложк…, обложка тетрад…, хорошо с дедушк…, колоски травк…, на ветке ёлк….
Тема: Безударные гласные, проверяемые ударением
Упражнение 39. Вставьте пропущенные буквы.
Пот…плело, высокая с…сна, х. лодный ветер, уг…стить друга, посп…шил на урок, хл…почут птицы, зацв…тает луг, крас…та, ж…вут дружно, посм…ялись над шуткой, ст…рона, б…лизна, ун…сли, золотое к…льцо, нак. рмили котенка, к. рмушка для птиц, ч. сы с кукушкой, с…жать деревца, заз…ленеет, в…сна, обл…тели листья, в. рхушка дерева, дер…вья в уборе, по…вились листочки, пост. ял, нал…ла в чашку молоко, раст…нулся, т…желый камень, грядка.
Упражнение 40. Вставьте пропущенные буквы.
Зар…сла травой, с…дела на ветке, ученическая л. нейка, сл. ды, заб…жали, ст. ит, зат…нуло тучами, т. нуться к солнышку, в доме ч…стота, голубые гл…за, пт…нцы скворца, веселая к. пель, в…делись с бабушкой, пл…щадка для игр, защ…щают малыша, выб…гает на перемену, л…сточки яблони, засв…стел, ст…рожит, больная н. га, к…тают на санках, т…пло.
Тема: Определение падежа и окончания у существительных 1-го склонения.
Пела с Маш… ___________ ехал на машин… ___________
вышел из алле… ___________ пробежал около рощ… ___________
купался в ванн… ___________ цветы черемух… ___________
поднялся по лестниц… ___________ цветы на яблон… ___________
на вершин… горы ___________ упал под берез… ___________
собирал по ягодк… ___________ о радостной встреч… ___________
написал учительниц… ___________ рассказ о погод… ___________
на макушке ёлк… ___________ вышел к полян… ___________
варенье из клубник… ___________ гнездо птиц… ___________
поскакал по травк… ___________
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения.
Упражнение 43. Вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите вопрос и падеж.
Образец: Прочитал о голубе ( о ком?, предл. п.)
Прочитал о голуб… (…….……), рассказ об учител… (……….…), летим в самолет… (……. …), рисую в альбом… (……….…), летят над луг… (..……..…), разговаривали на урок… (……….…), иду лес… (……….…), купили на вокзал… (…………), сказка о волк… (……..…), ветки на топол… (…..…..…), скрылись за лес… (…..…..…), праздник в март… (……….…), улетают в август… (……. …), стоит в кувшин… (……….…), пахнет бензин… (……….…), деревья в ине… (……….…), песня об урожа… (……….…), появились на праздник… (……….…), играл с лисенк… (……….…), корабли в мор… (……….…).
Упражнение 44. Вставьте пропущенные буквы.
Прочитал на плакат…, в вечернем неб…, наполнено свет…, потянулся за яблок…, зацепилась плать…, в начале апрел…, играет на мор…, на своем мест…, видел в окошк…, в голубом плать…, пятна на солнц…, сказка о слоник…, согнуть в колен…, познается в дел…, стихи о пол…, чашка с блюдц…, пробирался болот…, растет под дерев…, бежал за медвед…, прочитал в бюллетен….
Тема:Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц
Упражнение 45. Вставьте пропущенные буквы.
Шёл с багаж…м, пел с Маш…й, встретился с медведиц…й, угостил борщ…м, открыл ключ. м, написал карандаш…м, говорил с врач. м, повстречался с овц. й, следил за птиц. й, говорил с учениц…й, остановился под лестниц. й, ходил с товарищ…м, думал над задач…й, наблюдал за морж. м, играл с малыш. м, зашел за Миш…й, живу выше этаж…м.
Упражнение 46. Вставьте пропущенные буквы.
Спорил с Наташ…й, прибежал с плач…м, сосиски с горчиц…й, дружил с Алёш…й, суп с лапш…й, любовался ландыш. м,
играл мяч. м, боролся с силач…м, кушал с калач…м, вынимал ковш. м, осветило луч…м, охранялся сторож…м, шумел камыш…м, запечатал сургуч…м, сидел за шалаш…м, наблюдал за жилищ. м, смотрел за грач…м.
Тема:Безударные гласные, непроверяемые ударением, в корне слова
Упражнение 47. Вставьте пропущенные буквы.
Быстр. идёт, весел… играют, вкусная яг. да, большой б…гаж, мягкий в. гон, Балтийский в. кзал, д. рога в Липово, в…зде, вп. реди, в. скресенье, вмест… , в…круг озера, аккуратная дев…чка, д…журный, д…кабрь, ж. лтый одуванчик, ч. рный уголь, з. втрак, домашний уж…н, предс. датель кооператива, д…ректор школы, д. ревья, к. пуста, красный пом…дор, м. рковь, даёт корова м…локо, тёплое п…льто, с…бака, ш…ссе, ш…фер.
Упражнение 48. Вставьте пропущенные буквы.
Инж…нер, с…годня, ст…лица, трусливый за…ц, к. ртина на стене, кв…ртира, кр. вать, т. пор и пила, тракт. р, тр…мвай, м…газин, м. тро, н. зад, н…лево, х…рошо, скор…, школьный п…нал, белый п. сок, ч. тверг, пон…дельник, т…перь, завтр. долгожданная п…беда, ул…ца, большой ур…жай, ябл…ко, обл…ко, . кскурсия в Петродворец, х. ккей, кал. ндарь.
Тема:Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склонений, определение падежа и окончания
Упражнение 49. Вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите вопрос и падеж.
Образец: Прочитал о лисице ( о ком?, предл. п.).
Идёт по улиц… (……….…), пробежал по ветк… (……….…), зазеленела на лужайк… (……….…), побежал с Маш… (……….…), посадил на грядк… (……….…), живут в речк… (……….…), цветет на болот… (……….…), на веточк… (……….…) берёзы, появился на вершн… (……….…), под корк… (……….…) льда, появились в неб… (……….…), упал под лестниц… (……….…), осветилось солнц… (……….…), заметил на облак… (……….…), спрятались за шалаш… (……….…), в лесной тишин… (……….…), тревожились о сын… (……….…), выглянуло из-за верхушк… (……….…), булочка с кориц… (……….…), охотиться за зайц… (……….…).
Упражнение 50. Вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите падеж.
Выстукивал на дерев… (……….…), жара в апрел… (……….…), писал в тетрадк… (……….…), разговаривал на урок… (……….…), летят над луг… (……….…), встретил на порог… (……….…), экскурсия на теплоход… (……….…), на цветах черемух… (……….…), около рощ… (……….…), капельки влаг… (……….…), поплыли по речк… (……….…), выехали из деревн… (……….…), гостил у бабушк… (……….…), рос на опушк… (……….…), на лапк… (……….…) ели, на опавшем листик… (……….…), на ветк… (……….…) дерева, прыгал по крыш… (……….…), бежал по алле… (……….…), ушел с речк… (……….…).
Тема: Определение рода и окончания имен прилагательных
Упражнение 51. Определите род и допишите окончания имен прилагательных.
Упражнение 54. Вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите вопрос и падеж. Образец: Рассказ об осени ( о чём?, предл. п.).
Рассказ об осен…(……….…), сидел в лодк…(……….…), верхом
на лошад… (……….…), катался на лошадк…(……….…), показал
мам… (……….…), подарок матер… (……….…), подходит к
пристан… (……….…), случай из жизн… (……….…), остановился
у изгород… (……….…), спрятался на ветк… (……….…), спорил с Кол… (……….…), ехал по тропинк……(……….…), бежал по
полян… (……….…), на вершин… (……….…) елки, на верхушке
ел… (……….…), разговор о погод… (……….…), потянуло
холод… (……….…), гнездо на дерев… (……….…), дом на
речк… (……….…), плавал на поверхност… (……….…).
Упражнение 55. Вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите вопрос и падеж.
Образец: Рассказ об осени ( о чём?, предл. п.).
Поплыл на катер… (……….…), думал о дочк… (……….…), сидел на скамейк… (……….…), говорил об уж… (……….…), написал в тетрад… (……….…), грелся у печк… (……….…), лежал на печк… (……….…), сидел на печк… (……….…), прибежала с плач… (……….…), послышался в тишин… (……….…), на дуплистом дерев… (……….…), на лепестке черемух… (……….…), спрятался в деревн… (……….…), на лепестк… (……….…) черемухи, унесло в мор… (……….…), скроил из ткан… (……….…), сделано из стал… (……….…), притаился на рябин… (……….…), шел по площад… (……….…).
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
Вставить безударные гласные. Подпиши сущ. Г. лубка, пл. щадка, см. льчак, в. здушный, др. жать, зар. дить, в. шневый, заскр. пел, д. лекий, п. лезный, ск. листый, т. желый, р. зьба, д. ржал, т. нул.
Просклоняй слово: река.
27января-31 января Орфографические минутки. Ф.И._____________________________________
Разбери предложение. Под елью цветёт серебристый ландыш.
Определи падеж у сущ. Едут через речку, лежит на траве, протянулась по небу, повисали на траве, взглянул на небо, росла у реки, бродил по лесу, вылез из берлоги.
3 февраля-7 февраля Орфографические минутки. Ф.И._____________________________________
Найдите в каждом слове орфограммы и объедините слова в группы по типам орфограмм.
Б. да, б. льшой, гл. зной, гр. бной, д. лёкий, дл. ннее, д. ждливый, з. лёный, зв. риный, к. лючий, кр. вой, л. сной, м. сной, м. рской, н. бесный, п. рнатые, пр. мой, п. следний, р. гатый, скр. пучий, ст. ловая, тр. скучий, т. нистый, т. жёлый, х. лодный, цв. тной, ч. рвяк.
Пятница. 1Вставь пропущенные буквы.Подпиши части речи в 1 столбике.
нап.лняет к.лючие жур.влиный
п.хучие пок.зался зав.рил
пл.щадка к.мочки зам.лчала
зн.чок под.рить г.лодный
ухв.тились ск.льзить разн.сить
К лесному ручью вышла хитрая лиса.
Определи падеж у сущ.
3. Разбери слова по составу:
Молодой, верхушка, сапог.
Определи падеж у сущ.У домов галдят с пригорков бегут, в полях зазеленели,
ветки ивы, покрылись пуховками, в лесу зацвели, перелетали с ветки,
искали в складках, чертили по земле ,прилетят на родину
с. язвить Солов. еву, с. емка в воскресен. е, об. явление в под. езде, об. яснил Соф. е, об. езжал руч. и, сил. но с. ежился, раз. едает сол. ю, об. едают лист. я, стул. я раз. ехались
2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:
Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
Определи падеж у сущ.Шла через рожь ,шуршали на ветру ,над головой плыли ,
на удочку попался, вытащил леща, шалаш из веток, продолжили рыбалку,
из клетки вырвались, трубят на болоте , летят над лесом.
Разобрать по составу слова:подснежники, пришкольный, ореховый,берёзонька,
Лист №9 10 марта-14 марта Орфографические минутки. Ф.И._____________________________________
с. язвить суч..я Солов. еву, с. емка в воскресен. е, об. явление в под. езде, об. яснил Соф. е, об. езжал руч. и, сил. но хлоп..я,с. ежился, раз. едает дерев..я, об. едают лист. я, стул. я раз. ехались
2.Подчеркни главные члены предложения. Определить падеж существительных:
По дорогам подула зима холодом .
Вторник. Вставь пропущенные буквы.
1. Определить падеж имен существительных:
подошел к ученику, бежал по тропинке, пил молоко, родился в январе, питается почками, сидели на дереве, уткнула мордочку, летел над лесом
2. Вставить безударные гласные:
б. льной, м..розный, пр..б..жал, х..рёк, л..тают, ч..с..вой, н..чной, г..л…вастый, с..вёнок, т..мнота, ств..лы, б. днота, пр. бег, взгл. нуть, п. вязка, веч. ром, св. рить, д. леко, зв. нок, к. ток, кл. новый, л. сточек, д. ждливый , зан..л, попр..влял,
1.Разбери по составу: морской, подорожник, поход, часов ой, больной, совёнок,
в морозн.. воздухе, летн… ночи, мёрзл… ветка, по гладк… снегу, в тёмном небе, мягк… иней, сказн… красота, в ночной темноте, в зимн… лесу, сереньк… совёнок, на гол… сучке.
Вставь окончания прилагательных: скользк…лёд, могуч… клён, по влажн..земле, зимн..денёк, вечерн…тьма, жутк…мороз, в ближн…лесу, по тонк…льду.
Лист №10 17марта-21 марта Орфографические минутки. Ф.И._____________________________________
1.Вставь безударные гласные:
Т. скает ч. рв. ков, по. вились пт. нцы, с. дит на сн. гу, п. с. лился под м. стом, з. св. стели про в. сну, по л. сной прос. ке, прил. тели на с. сну, св. и сл. ва, н. сет д. мой см. трела на зв. рей, л. тит пч. ла, на хв. сте прин. сла, т. скает л. сточки, два м. лоденьких др. зда
2.Разбери предложение.
Пушистые бобры ставят плотины на лесных речках.
Определи падеж у сущ.
1.Вставить парные согласные:
ло. кий мя. кий сне. ре. кие сл. ва, барабанщик был ра. медве. ь не замер. ро. кая голу. ка, зале. в сугро. ду. кам зя. ко, ле. кая похо. ка, гла. кий лё. ги. кий пру. сере. ки у бере. ки, пол. ти через овра.
1. Вставь безударные гласные: по. вились гр. чи, гл. дишь на скв. рца, б. ится х. л. дов, в цв. тах тр. ва, в. да осв. жила, к. чает г. л. вой, укр. шать с. дами, п. л. сатый шмель, с. ло Б. резовка, руч. ек б. жит, цв. ты в с. ду
павлин. и пер. я, кружилис. у пчел. ника, у Дар. и тюл. паны, вязат. плат. е, шалун. я Мар. я, друз. я Ил. и, вороб. иное чирикан. е, нел. зя гулят. , вз. ерошенные вороб. и, под. ехал к уст. ю
3.Определить падеж имен существительных:
подошел к ученику, бежал по тропинке, пил молоко, родился в январе, питается почками, сидели на дереве, уткнула мордочку, летел над лесом
Потемнел на реке, сошёл с земли, выстроил у деревни, ударяли по траве, покатился по тропинке, искупался с головой, скачут по веткам, бегут из леса, повисали на листочках.
Вставь пропущенные буквы: по узк… тропкам, в соседн…рощу, голосист… соловьи, под высок… деревом, тонк…ветка, возле высок….дерева, под лёгк… к..вром, дальн…лес, тёмн…стеной.
1 .Вставь пропущенные окончания прилагательных: летн…утро, в стар… доме, свеж…зеленью, син… васильки, в соседн…рощу, от рыхл…снега, на зимн…одежду, высок…горы, широк… речки, в чудесн.. цветке, к широк… озеру, лёгк… лодки, сладк…запах,