- Помогите пожалуйста!определить значение слов и составить словосочетание
- Урок родного русского языка в 9 классе
- УРОК 5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОРЕМЕННОГО
- Ученики 2 .
- § 5. Основные тенденции развития современного русского языка
- Из истории языка
- Лингвистические заметки
- Моя Россия
- Лингвистические заметки
- Лингвистические заметки
- Домашнее задание
- Ответы для студентов
- 💥 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Помогите пожалуйста!определить значение слов и составить словосочетание
Помогите пожалуйста!найти значение слов и составить словосочетание
Огородный-огороженный, контекст-конспект, добряк-доброхот, эстетский-опрятный-этичный, обретенный-обреченный, жаркий-горючий,ветхий-древний,приходный-приходный,единичный-единственный
- Ваня Жигарновский
- Русский язык 2019-01-05 23:05:10 1 1
Огородный — связанный с огородом. Огородное растение, к примеру.
Огороженный — отделенный от чего-или. Огороженный участок (дороги).
Контекст — оконченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет найти значение отдельного слова. Контекстные синонимы (слова, являющиеся синонимами в данном контексте).
Конспект — короткая запись какого-или содержания. Конспект урокалекции.
Добряк — добросердечный человек.
Доброхот — благожелатель.
Эстетский — связанный с эстетизмом. Эстетские манеры.
Опрятный — приятный, аккуратный на вид; узкий, роскошный. Опрятный вид.
Этичный — порядочный, соответсвующий нормам морали. Этичный вопрос.
Обретенный — приобретенный. Обретенная зависимость.
Обреченный — безысходный, безвыходный. Обреченный нездоровой.
Горячий — очень тёплый, обжигающий. Горячий чай.
Горючий — способный загореться. Горючая жидкость.
Ветхий — достигший старости. Ветхий пёс.
Древний — древний, сохранившийся. Старинный комод.
Приходный — связанный с поступлением. Приходная ведомость.
Единичный — встречающийся, но очень редко. Единичный случай.
Единственный — один в своём роде, не считая него больше таких не существует. Единственный экспонат/шанс.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Урок родного русского языка в 9 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
УРОК 5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОРЕМЕННОГО
Цели . Личностные : воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры 1 .
Метапредметные : анализировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, соотносить информацию из разных частей текста.
Предметные : понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке.
Опорные понятия, термины: языковая эволюция, современный русский язык, устаревшие слова.
Инструментарий учителя: учебник: упр. 39, 40, 41, рубрики
«Лингвистические заметки», «Моя Россия»; презентация к упр. 40.
Критерии оценки устного монологического высказывания и чтения вслух (см. критерии устного монологического ответа на итоговом собеседовании).
Домашнее задание: §5, упр. 42 или упр. 41 (зад.2).
Этап 1. Ценностно-эмоциональный
Учитель. Послушайте диалог из передачи «Нескучный русский» (выпуск 206). О чем идет речь в передаче?
Ученики. (после прослушивания диалога) . Речь идет о появлении в русском языке новых слов для обозначения профессий.
Учитель . Сколько таких слов вы услышали? Назовите их
Ученики (могут называть слова и сразу давать пояснение).
Маркентолог, брокер, тьютор, коучер, фрилансер.
Вариант: учитель выписывает эти слова на доске, ставит ударение и подчеркивает орфограммы. Ученики делают этот в тетради
Учитель . А только ли с появлением новых профессий связаны основные тенденции развития русского языка?
Ученики высказывают свои предположения
Учитель . Давайте проверим наши предположения. Запишите тему урока
«Основные тенденции развития современного русского языка
1 Эта личностная цель формулируется на все уроки родного языка
Этап 2. Ценностно-познавательный
Учитель . Вспомните основные этапы развития русского языка. С чем они были связаны появления новых слов, например, в XVIII или в XIX веке.
Ученики . Появление слов в русском языке было связано с военным и морским делом, механикой и техников во времена правления Петра I; с культурой и историей – во времена Екатерины II.
Учитель. Как вы считаете, с чем могли быть связаны изменения в русском языке на рубеже XX – XXI века?
Ученики делают предложения.
Учитель отмечает все ответы детей на доске в виде схемы
Учитель . Прочитайте упражнение 39. Расскажите, какие основные тенденции характерны для развития русского языка в новейший период.
Ученики читают текст, рассказывают об основных изменениях.
Учитель в ходе рассказа вносит коррективы в составленную ранее схему, организует проверку выразительного чтения вслух по критериям
Учитель . На новейшем этапе развития русского языка происходит значительное ускорение языковой эволюции, которое всегда наблюдается в периоды особенно динамичных общественных перемен, в переломные эпохи. По масштабу и скорости языковых изменений этот этап истории развития русского языка можно сравнить с периодом Октябрьской революции 1917 года, когда в русском обществе также происходило существенное обновлена лексики и многих языковых норм (рубрика «Лингвистические заметки»)
Прочитайте слова и словосочетания из упражнения 40. Сегодня они входят в пассивный запас русского языка и являются устаревшими. Определите значение этих слов и словосочетаний.
Варианты организации работы с данным упражнением: 1) ученики самостоятельно определяют значение, используя толковые словари и энциклопедии, в том числе электронные (учащиеся могут воспользоваться своими гаджетами); 2) учитель предлагает соотнести слово и словосочетание с его значением; 3) учитель показывает фотографии, ученики объясняют значение
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Ученики 2 .
Пятилетка — пятилетний план развития экономики.
Ударник коммунистического труда — в СССР: передовой работник, добивающийся высоких результатов в труде
Будённовец — воды Гражданской войны: боец Первой конной армии С.М. Будённого.
Стахановец — в 1930–1940 гг.: рабочий, передовик производства, добившийся высокой производительности труда [по имени зачинателя движения передовиков — шахтёра А. Стаханова].
Тимуровец — В советское время: участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным [по имени Тимура, героя повести А. Гайдара «Тимур и его команда»].
Октябрятская звёздочка — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве (октябрята – в Советском Союзе учащиеся 7—9 лет, объединявшиеся в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина)
Совет дружины — представители первичного объединение (как правило в несколько сот человек) членов какого-либо движения, существовавшего в СССР.
Пишущая машинка — механический, электромеханический или электронно-механический прибор, оснащённый набором клавиш, нажатие которых приводит к печати соответствующих символов на носителе (в большинстве случаев это бумага). Широко использовалась в XIX—XX веках. ГКЧП — государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) — самопровозглашённый орган власти в СССР, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года. Включал в себя ряд высокопоставленных должностных лиц Советского правительства. Члены ГКЧП выступили против проводившейся Президентом СССР М. С. Горбачёвым политики перестройки, а также против подписания нового союзного договора и преобразования СССР в конфедеративный Союз Суверенных Государств, куда планировали войти только 9 из 15 союзных
Ваучер (о государственной ценной бумаг) — Ценная бумага, дающая предъявителю право на участие в приватизации государственной или муниципальной собственности
Кассетный магнитофон — электромеханическое устройство, предназначенное для аналоговой магнитной записи звука на компакт-кассету.
Дискета (компьютерная) — гибкий магнитный диск, носитель информации для обработки на ЭВМ
Учитель. Возьмем еще одно слово – блокада. Какие у вас возникают ассоциации?
Ученики называют слова и словосочетания, ассоциирующиеся со словом
Учитель. Прочитайте фрагмент статьи Ю.С. Павловой. Назовите ассоциации со словом блокада, о которых пишет автор? Согласны ли вы с ним? Ученики (после чтения текста). Блокада – мужества, стойкость и героизм, Пискаревское кладбище, Ленинград, Таня Савичева, Шостакович
Важно: учителю необходимо сделать акцент на совпадение ассоциативных рядов.
Учитель . Познакомьтесь с рубрикой «Моя Россия». Включите содержание этой рубрики в текст упражнения 41.
Ученики читают текст (или рассказывают) с использованием информации из рубрики «Моя Россия»
Этап 3. Ценностно-рефлексивный
Учитель . Подведем итоги нашей работы. Выполним упражнение 47 (орфографический и пунктуационный практикум)
Ученики выполняют задание, объясняют орфограммы и знаки
Учитель . Сформулируйте основную мысль данного текста
Ученики. Русский язык должен постоянно изменяться, чтобы существовать.
Учитель . Домашнее задание: упр. 41 (зад. 2) или упр. 42.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
§ 5. Основные тенденции развития современного русского языка
39. 1) Прочитайте текст и определите его тему.
На рубеже XX—XXI веков русский язык переживает особый этап своего развития, значительно отличающийся от предшествующего, «советского» периода его истории. Переход к современному (новейшему) этапу развития русского языка был обусловлен серьёзными трансформациями в российском обществе (политическими, экономическими, идеологическими), начавшимися с 1985 года, со времени так называемой перестройки.
Наиболее существенным изменениям в новейший период подвергся лексический состав русского языка, который стал стремительно пополняться словами и устойчивыми словосочетаниями, обозначающими новые предметы и понятия экономики, политики, техники, спорта, моды и т. п. (постсоветский, Госдума, Интернет, сайт, маркетинг, сноуборд, топ-модель и т. п.). Сотни частотных ранее слов перешли в разряд устаревших и пополнили пассивный запас русской лексики (СССР, РСФСР, социалистическое соревнование и т. п.), многие слова были переосмыслены и изменили своё смысловое содержание или оценочность (например, слово капиталистический потеряло свою отрицательную оценку и стало расцениваться как нейтральное). С развитием глобализации русский язык стал активно пополняться иноязычной лексикой и неологизмами из собственных ресурсов.
Произошли существенные изменения и в русской речи: резко повысилась частотность употребления сниженной лексики, прежде всего просторечной и жаргонной (морда, навороты, раскрутить и т. п.), в разных сферах и ситуациях употребления русского языка, в том числе публичных; практически утраченным оказался высокий стиль речевого общения, оттесняемый не только средним, но и низким, вульгарным. Устная речь стала активно сближаться с письменной, что приве- ло к размыванию границ русского литературного языка.
Появились новые функциональные разновидности (стиль бизнеса и коммерции, стиль рекламы и другие), стали активно формироваться новые жаргоны (компьютерный жаргон и жаргон предпринимателей и т. п.). Традиционное противопоставление «устный русский язык — письменный русский язык» пополнилось новым понятием: «устно-письменный русский язык» («визуальный русский язык», «язык виртуального общения»).
Процессы развития русского языка не прекращаются и в настоящее время. Это явление закономерное и объективное. Но интенсивность некоторых из этих процессов не может не вызывать беспокойство за судьбы русского языка как
сокровищницы национальной русской культуры. Несмотря на глубокие корни и значительные внутренние силы, наш язык нуждается и в поддержке, и в сбережении.
2) Опираясь на текст, расскажите, какие основные тенденции характерны для развития русского языка в новейший период.
3) Подумайте, в чём состоит основная особенность современного этапа развития русского языка. Устно дайте сжатый и развёрнутый ответы на этот вопрос. Используйте материалы рубрики «Лингвистические заметки».
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Из истории языка
Слово Интернет (интернет) (от англ, internet net — «сеть») употребляется в русском языке с 1991 года, со времени создания самой Глобальной сети. Первоначально это слово чаще использовалось в латинской графике — Internet.
В соответствии с правилами современной русской орфографии возможно двоякое написание: Интернет и интернет.
В сложных словах правильным является написание только со строчной буквы и через дефис: интернет-сайт, интернет-пользователь, интернет- олимпиада, интернет-зависимый.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Лингвистические заметки
На новейшем этапе развития русского языка происходит значительное ускорение языковой эволюции, которое всегда наблюдается в периоды особенно динамичных общественных перемен, в переломные эпохи. По масштабу и скорости языковых изменений этот этап истории развития русского языка можно сравнить с периодом Октябрьской революции 1917 года, когда в русском обществе также происходило существенное обновлена лексики и многих языковых норм.
40. 1) Прочитайте слова и словосочетания, которые на современном этапе развития русского языка входят в его пассивный запас и являются устаревшим Определите значения этих слов и словосочетаний. При необходимости обращайтесь к толковым и энциклопедическим словарям.
Пятилетка; ударник коммунистического труда; будённовец; стахановец; тимуровец; октябрятская звёздочка; совет дружины; пишущая машинка; ГКЧП; ваучер (о государственной ценной бумаг» кассетный магнитофон; дискета (компьютерная).
2) Расскажите о каждом слове и словосочетании, объясняя его значение и указывая примерное время существования в русском языке. В качестве дополнительных источников используйте материалы Интернета.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Моя Россия
Пискарёвское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге — скорбный памятник жертвам Великой Отечественной войны, одно из мест массовых захоронений погибших во время блокады жителей Ленинграда и бойцов Ленинградского фронта. В центре мемориала — монумент «Мать-Родина»; на гранитной стене высечены строки стихотворения Ольги Берггольц со словами: «Никто не забыт и ничто не забыто». На Пискарёвском кладбище горит Вечный огонь и каждый день звучит классическая траурная музыка.
41. 1) Прочитайте фрагмент статьи Ю. С. Павловой. Понятны ли вам те ассоциации со словом блокада, о которых пишет автор? Согласны ли вы с ним?
В современном русском языке в составе устаревшей лексики, вышедшей из активного употребления, находится немало слов, являющихся ключевыми для русской культуры. К числу таковых относятся в том числе слова, связанные с Великой Отечественной войной 1941— 1945 годов: Сталинград, Брестская крепость, панфиловцы, Парад Победы. В этом ряду есть и слово блокадник. В толковом словаре это слово определяется как «человек, живший в Ленинграде в период фашистской блокады города в 1941—1944 годы». Но для любого русского слово блокадник — это прежде всего символ мужества, стойкости и героизма, проявленных русскими людьми в условиях нечеловеческих страданий, которые несёт война. Это ассоциации с Пискарёвским мемориальным кладбищем в современном Петербурге, где похоронены сотни тысяч жителей Ленинграда и его защитников, с дневником девочки Тани Савичевой, который она вела во время блокады и на последней странице которого написано: «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня», со знаменитой Седьмой симфонией М. Шостаковича, которая прозвучала в блокадном Ленинграде в августе 1942 года.
Такие слова мы не имеем права забывать, потому что именно в них сохраняется наша историческая память и наша духовная культура.
2) Подумайте, с какими ассоциациями в сознании русских людей связаны другие ключевые слова, названные в тексте. Подготовьте краткие сообщения об этих словах, взяв за образец содержащийся в тексте рассказ о слове блокадник.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Лингвистические заметки
В 2005 году был принят Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». В этом Законе ещё раз (помимо Конституции РФ и Закона РФ «О языках народов Российской Федерации») законодательно закрепляется статус русского языка как единого государственного языка для
всех народов России и подчёркивается: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современно- го русского литературного языка. » Эта формулировка, представленная в пункте 6 статьи 1 Закона, позволяет утверждать, что государственным язы- ком в России является русский литературный язык как высшая разновид- ность национального русского языка, отличная от территориальных диа- лектов, жаргонов и просторечия. В соответствии с Законом «О государ- ственном языке Российской Федерации» именно литературный русский язык должен использоваться во всех официальных сферах общения, в том числе при оформлении общественных мест.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать
Лингвистические заметки
Учёные ещё не придумали единого термина для обозначения языка, используемого в виртуальном общении (интернет-общении, общении с помощью СМС). Он отличается от обычного письменного языка прежде всего тем, что с помощью специальных значков, знаков и комбинаций символов может передавать эмоции, а от языка устного — тем, что достигает этого с помощью таких элементов, которые являются записанными. В языке виртуального общения складывается своя система единиц, многие из которых не известны традиционному письменному языку (например, смайлы, или эмотиконы, — пиктограммы, выражающие эмоции).
В виртуальном общении сложился свой вариант молодёжного жаргона, в котором широко используются не только слова интернет-жаргона (инет — Интернет; ник — никнейм, то есть имя, псевдоним пользователя в Интернете), но и разного рода нарушения орфографических норм, сокращения: ща — сейчас; оч —- очень, в том числе иностранных слов, передаваемые русскими буквами: оки — выражение согласия: хорошо, ладно (от Ок! из англ. Okay!), плз — пожалуйста (от англ, please), бро — друг, приятель (от англ, brother — «брат») и др.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Домашнее задание
42. 1) Прочитайте рекламные тексты. Объясните, какую тенденцию развития русского языка они отражают
1) Не тормози, сникерсни! 2) «Финт» — для тех, кто вправду крут! 3) Суперупаковка — весёлая тусовка! 4) Дикий прикол! Попробуй на вкус! 5) Новый смартфон — классная штука! 6) Просто забери новый комп! 7) С наворотами — но дешевле! 8) Объясняем понятно даже для чайников. 9) Теперь инет — под рукой.
2) Слова из каких жаргонов использованы в рекламных текстах? Выпишите их, распределяя по группам, и запишите к ним синонимы из литературного языка. Во всех ли случаях вам удалось подобрать однословные синонимы?
3) Дополните записанные ряды слов собственными примерами. На основе материалов выполненного упражнения сделайте краткое сообщение о том, какие функции могут выполнять жаргонизмы в речи и в каких ситуациях их использование может быть оправдано. Используйте материалы рубрики
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Ответы для студентов
Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:
Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.
Для подготовки ответов были использованы:
- толковые словари;
- юридические словари;
- этимологические словари;
- правовые системы (Консультант +, Гарант);
- учебные пособия и книги;
- курсы лекций;
- энциклопедии;
- личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.
Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:
ПСИХОЛОГИЯ | ФИЛОСОФИЯ |
ЭКОНОМИКА | ЭТИКА |
РИМСКОЕ ПРАВО | МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО |
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО | ТРУДОВОЕ ПРАВО |
УГОЛОВНОЕ ПРАВО | АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО |
ИНФОРМАТИКА | ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО |
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ | КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН |
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА | СЕМЕЙНОЕ ПРАВО |
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА | ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН |
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО | ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ |
Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.
Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.
Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!
Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!
💥 Видео
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать